Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Table-talk» ("Застольные беседы")


«Table-talk» ("Застольные беседы")

***
ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ

Размышляя о сути художественного творчества, я прибегаю к понятию "фронтир" - условная граница наступления человека на область неизведанного, нового. Настоящая, живая поэзия всегда находится именно на этой черте, все остальное - завоевание, ставшее достоянем истории, и подражательное эпигонство. Поэтому, главный критерий, определяющий подлинное искусство, - творческий поиск. А о том, насколько он по плечу автору, судит читатель и время.

***
МОЯ ЗВЕЗДА

Во время одной фольклорной экспедиции по Русскому Северу я узнал, что в ночь на 26 февраля (дата моего рождения) древние поморы «окликали звезды», то есть состязались в остроте зрения: выглядывали на небосклоне самые дальние светила. Надеюсь, где-то среди мириадов звезд Господь зажег одну особенную, счастливую, которая покровительствует мне.

***
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРОЧИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

"Религия" и "Церковь" - это слова земные, от тварного мира. И в этом смысле Бог, конечно, шире земных понятий. Но есть на Земле одна истинная вера и одна истинная Церковь, которую учредил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелие от Матфея Спаситель говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18). Большего авторитета, чем Христос, Сын Божий, Логос, быть у человека не может.

С греч. слово "Церковь" - означает собрание. То есть речь идет о собрании верующих в Христа. В тварном мире все имеет какую-то внешнюю форму, отсюда и неизбежность появления организации.

Церковью, которую учредил Сам Христос, является без всякого сомнения Православная Церковь. Это подтверждает практика рукоположения во священство - от времен Апостолов до наших дней мы имеем возможность полностью отследить всех поставленных во священство через рукоположение. То есть правомочность Православной Церкви вести свое основание от Христа не ставится под сомнение.

Напомню еще, что первый церковный собор - Апостольский, - состоявшийся в 49 или 51 г. от Р.Х., проходил при непосредственном участии учеников Иисуса, лично знавших Его. На этом соборе в г. Иерусалиме Православная Церковь решала миссионерские и организационные вопросы, то есть обретала свои внешние формы.

И людей, верующих в Бога, нисколько не должна смущать внешняя организационная сторона Церкви; ведь не смущает нас, имеющих бесплотную бессмертную душу, наличие облекающей ее плоти...

Церковь Христа на Земле была создана для того, чтобы помочь грешным людям найти путь к духовному спасению (Спаситель говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13)), то есть Церковь Земная не является собранием праведников, но скорее лечебницей для грешников.

Отсюда и всяческие нестроения, отдельные падения в рядах Ее членов.

Чтобы имеющиеся сложности в духовном состоянии верующих не бросали тень на саму Церковь, у святых отцов принято разделять Церковь на две части: Земную (собирающую кающихся грешников) и Небесную (собирающую на небесах после земной кончины святых и помилованных Богом). Разница между ними такая же, как между нынешним земным городом Иерусалимом и грядущим небесным святым Иерусалимом.

К сожалению, мирские люди не хотят понимать это различие; указывая на грешное состояние подавляющего большинства христиан (не исключением является и священноначалие), они спешат обвинить в порочности Саму Церковь Христову. Что, конечно же, является ошибкой.

При конце времен, по пророчеству Иоанна Богослова, Церковь Христова оказывается посреди бушующего мира вообще в состоянии осажденном. Хуже того, в состоянии фарисейском: когда даже некоторые представители священства отпадут от истинной веры и будет служить Господу лукаво.

Не удивительно, что многие простые и слабые в вере люди тогда отвернутся от Церкви Христовой, прельщаясь словами модных лжепророков. Начнут бегать по новоявленным учителям и искать новое откровение и божественное слово. Не это ли мы наблюдаем сегодня? Какая толерантность и шаткость в вере!!!

Только всем нам надо бы помнить про одну опасность.

Кроме Церкви Христовой, еще со времен грехопадения была и другая церковь, другое собрание - адское, нечестивое. И дорог в это сообщество не то что миллион - все дороги, кроме одной единственной по словам Спасителя (Я есмъ, путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоанн 14,6)), ведут в это гибельное общество.

Именно о церкви ада говорит Христос, когда упоминает "врата ада", которые не одолеют Его Церковь (в древности люди собирались у городских врат, отсюда и выражение "врата ада", т.е "церковь ада").

По обетованию Христа, несмотря на все сиюминутные успехи многоликий сатанизм не одолеет Православной Церкви; но все же каждый из нас, человеков, ДОЛЖЕН БЫТЬ ВНИМАТЕЛЕН И ОСТОРОЖЕН, когда звучат речи о неважности и ненужности Церкви, и тем более когда нас зовут в какие-то другие религиозные общества.

"Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе" (Пс. 1:1).

***
СВЕТЛОГЛАЗЫЙ ИИСУС


Вопрос о внешности Христа при Его земной жизни вызывал интерес у христиан всех веков, пусть это и не имеет принципиального значения в деле спасения.  Одни представляют Мессию с чертами, характерными для семитов, другие   - для индоевропейцев, а третьи  даже  - для негроидов. Обратимся к человеческой генеалогии Господа, приведенной на страницах Священного Писания, чтобы хоть немного приблизится к истинному внешнему облику Христа :

- "Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий"(Лк. 3:23-38).


Читая генеалогию Иисуса, мы встречаем имя Вооз. Из Библии известно, что дальний предок Иисуса и прадед Давида - Вооз взял в жены моавитянку Руфь. Наверное, именно по этой причине царь Давид характерезуется на святых страницах как человек светловолосый и сероглазый (1 Царств, 16, 21).

Что же касается внешности Иисуса при Его земной жизни, то в Новом Завете отсутствует какое-либо указание на этот счет. В Откровении Иоанна Богослова облик Иисуса описывается так: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (1:13-16). Такое описание соответствует вознесению Христа, то есть уже после Крестной смерти Спасителя.

Конечно, приведенная родословная Иисуса по линии "отчима" Иосифа - чисто юридическая. Она восходит к традиции древних евреев вести царскую родословную по линии отца. Такой юридической родословной Иисус закрепляется в глазах евреев как имеющий право на царство Иудеи и как обещанный пророками Мессия из рода Давида. Но давидов потомок св. Иосиф был лишь "обручник" Девы Марии, то есть не являлся мужем Марии и отцом Иисуса; праведный старец Иосиф только опекал Святую Деву по обычаю евреев, так как она отказалась от супружества, с детства жила при Храме и посвятила себя одному Богу.

И тем не менее кровь царя Давида фактически присутствует в человечестве Иисуса, ведь Божья Матерь Мария тоже происходила по своему отцу Иоакиму из рода Давида. В рамках нашего разговора о внешности Спасителя, это значит, что "прапрабабушка" Руфь действительно оставила свой индоевропейский "светлоглазый" след в генетике Иисуса.

***
БИНАРНОЕ ЗРЕНИЕ

На сегодняшний день я, в меру сил и способностей,  познакомился со светским и  духовным образованиями, и, соответственно, имею возможность попытаться увидеть бытие с двух разных точек зрения. Так сказать, могу научиться смотреть бинарным поэтическим зрением.

Но для поэта дар духовного взгляда – намного больше, чем просто дополнительная точка обзора, альтернативная мирскому видению. Если вспомнить, что крупицы Божественной истины, открытой во всей полноте только в Церкви Христовой, присутствовали редкими жемчужинами и в ложных языческих верованиях, то допустимо здесь привести метафору из интереснейшей нордической традиции.

А именно, способность проникать в тонкие сферы – это то самое " вещее око", ради которого покровитель скальдов одноглазый Один пожертвовал однажды второй своей обычной зеницей. Отдал мирской глаз, чтобы открылся духовный.

Иными словами, духовное понимание вещей важнее для поэта всех остальных его светских – пусть и самых что ни на есть энциклопедических – познаний. Ведь главная функция поэзии – профетическая, то есть пророческая. Отречение от нее обернулось опошлением художественной литературы XX  века до уровня желтой бульварной писанины.

Товарищи по поэтическому цеху, не забывая опыт экспериментальной литературы прошлого столетия, давайте возвращать себе способность видеть духовно. Наперед скажу, что поэзия XXI  века состоится как результат объединения новаторских форм и духовного содержания.

Нужно учиться смотреть бинарно. И высочайше ценить духовную точку зрения. В нашем русском случае – христианскую, православную.

***
ТРИ СЕСТРЫ НА УРОКАХ ЗНАНИЙ

В процессе развития человечества, учительская функция давать ответы - это прерогатива Бога, а потребность и умение ставить грамотные вопросы принадлежит человеку. Очень печально видеть, когда люди пытаются приписать себе божественные полномочия на уроках получения знаний. В наше время нередко так поступает официальная наука, претендующая на высочайший и единственный авторитет. Впрочем, ей простительно подобное поведение, ведь наука имеет весьма скромный возраст (оформилась в самостоятельную область примерно в XVII веке) и сейчас находится где-то на подростковой стадии существования. Чуть старше науки - искусство (самостоятельное бытие началось с XVI века - эпоха Ренессанса), поэтому и по сей день в среде художников немало кичливости и юношеского задора.

А вот совсем другой - положительный - пример подает религия, чье оформление просматривается в глубокой древности (примерно II тысячи лет до Р.Х.). Разумеется, мы говорим об авраамической религии, которая вступила в подлинный диалог с Творцом мира, в отличие от ложных политеистических воззрений язычества. Эта религия, претерпев ряд расколов и потрясений, сегодня известна под именем Православной веры. Она не только бережно сохраняет Божественное Откровение, полученное как непосредственно от Господа, так и через боговдохновенные прозрения святых отцов, но умеет - в сфере богословия - задать правильные вопросы без претензий всезнающего ученика.

На уроках постижения Истины двум младшим сестрам - науке и искусству - следует подражать старшей сестре - религии, - а именно: вести себя скромнее и почтительнее перед Добрым Учителем. Иначе, потом будет просто совестно за прошлую щенячью дерзость.

***
ХРАМ НАУК И ИСКУССТВ

Школа-это храм наук и искусств, а не лавочка товаров и услуг. Увы, многие современные дети, живущие в реалиях капиталистической России, искренне полагают, что государство оплатило их образование и осталось только получить интеллектуальный продукт в готовом, упакованном виде. Конечно, можно положить учебник в портфель, но как механически поместить его в голову ученика?

Для овладения знаниями необходим упорный ежедневный умственный труд самого школьника. Знания невозможно купить- их можно только добыть собственными неустанными усилиями, причем, учитель лишь направляет и корректирует эту нелегкую работу ребенка.
Потребительская установка оборачивается для ученика когнитивным диссонансом: оказывается, недостаточно просто посещать школу и выполнять, время от времени, домашние задания- надо на каждом уроке концентрировать сознание, тренировать аналитические способности и память, а еще дружить с книгой, посещать библиотеки и обязательно заниматься самообразованием.

Путь личностного развития- это именно личная дорога, которую нужно пройти самому. Приходя в школу, ребенок должен хотя бы в общих чертах представлять высоту стоящих перед ним личных задач и уважительно относиться ко всем тем, кто подвязался помогать его интеллектуальному, нравственному и духовному росту. Школа- это храм, куда приходят люди с робкой надеждой, а вовсе не магазин, где отовариваются уверенные в своих кошельках потребители.

Капиталистическая формация общества- вот главная причина относительно низкого уровня образованности современных школьников не только в России, но и по всему миру. Сегодня, как никогда, взрослым важно объяснять детям, что знания не покупаются, как красивые вещи на прилавках; нет, они добываются в тяжком труде самосовершенствования.

*когнитивный диссонанс(терм.) – несовпадение ожиданий с реальностью

***
РОДИНА КАК МИССИЯ

"Кто от родной земли отказался, тот и от бога своего отказался" Ф.М. Достоевский ("Идиот")

Что подлинно скрывается за понятием «Родина» и какое отношение к Отечеству можно считать правильным?
Нередко можно увидеть человека, просто горящего адским пламенем любви к своей Отчизне – настолько он объят этим сильным чувством – страстью доводящей его вплоть до ненависти или презрения к иным народам и государствам.

Такой пламенный патриот говорит о Родине, как о неком живом существе, фактически, обожествляя родную землю и поклоняясь ей. Трудно не заметить здесь торчащие наружу мощные корни языческого верования: патриот готов целовать прах под ногами и даже кропить жертвенной кровью – своей и врагов – пращурные пажити.

Действительно, понятие «Родина» у иных людей становится объектом культового значения. В ракурсе библейской истины – это прямое нарушение двух первых заповедей Декалога: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене». (Исх. 20: 2—3)и «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им». (Исх. 20: 4-5).

Вспомним, что древние евреи отвергли и убили посланного к ним Мессию именно на основании вселенского, а не узко-национального, звучания проповеди Иисуса. Учение Христа было обращено ко всем людям без изъятия, тогда как томящиеся под римским игом тогдашние иудеи жаждали горячих слов о своей исключительности и призыва к борьбе со всем миром.

Сегодняшний пламенный патриот, будь-то, к примеру, самый что ни на есть исконный русак и регулярный прихожанин Православной Церкви, зачастую невольно повторяет ошибку еврейских зилотов – кровожадных поножовщиков.

Отнюдь не враждебности к инародцам и не национальному превосходству одних над другими учил Иисус. Только в дьявольском озлоблении можно желать гибели под ядерными бомбами "жиромясым америкосам" и "трухлявым европейцам". Надо помнить, что и в этих частях Света – Америке и Европе – живут наши братья по Адаму – такие же люди, как и мы, русские. Многим из них совсем не по душе паразитарная агрессивная политика ростовщиков и магнатов. Только вот избавится от власти капиталистов очень непросто….

Так какое же отношение к своему Отечеству можно считать правильным? Ведь понятие «Родина» – это нечто большее, чем освоенный отдельным народом кусок земли…

Чтобы ответить на эти вопросы, следует вспомнить, что в библейском прочтении разделение человечества на язы’ки и государства произошло по воле Всевышнего Творца. Единое человечество, задумавшее построить пресловутую Вавилонскую башню – символ гордыни, знак вызова небесам – по Божьей воле было разбито на отдельные народы и разведено по разным уголкам земного шара. Потому что пребывающие в греховном состоянии люди способны в глобальном единении только увеличить чудовищность пороков и окончательно духовно погибнуть. Сегодняшние идеи планетарного глобализма – это точно от лукавого…. Космополитизм – без флага и Родины – однозначно порочен.

Итак, Господь, как Верховный Пастырь, рассеял своих овец небольшими группами по миру, а в качестве сильного препятствия для дальнейших крупных объединений – воздвиг языковой барьер. Народы перестали понимать речь друг друга и сосредоточились на самих себе. Таким образом, каждый язык отныне получил некую свою задачу в ходе общечеловеческой истории, свой земной удел и свою судьбу.

И только пришествие в мир и вочеловечивание Сына Божьего, учреждение Им Христианской Церкви стало тем единственно верным и богоугодным мостом между народами, по которому человечество должно пройти к Небесному Отцу и восстановить былую общность, былое целое. Вспомним указание Иисуса о Себе: «Я есмъ, путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоанн 14,6). Дом Отца Небесного – это и есть подлинное Отечество всех людей из всех минувших, будущих и нынешней эпох.

Тот факт, что каждый народ имеет свою историческую миссию , что о нем есть у Бога отдельный Промысл скрытно подтверждает одно лингвистическое обстоятельство. Само русское слово «Бог» восходит к праиндоевропейскому корню «БХА’ГА» (bhaga), которое можно перевести как: «счастье», «участь», «доля», «наделитель». В этот лексический ряд легко встает и слово «удел», а в семантическом плане сюда можно добавить близкие по смыслу понятия «судьба», «предназначение», «миссия».

То есть, древние народы, назвав Творца словом «Бог», подчеркнули тем самым одну из главных функций Вседержителя в мировой истории– Он Тот, Кто наделяет нас судьбой, участью, смыслом существования в этом бытии. И как конкретный человек, народы и государства тоже имеют свое предназначение.

Отдельная миссия заложена Богом для России, другая – Испании, третья – Мексики. И так далее… У любого из народов присутствует свой характер (или менталитет), обычаи и культура. Пестрое многообразие наций не только не должно раздражать, напротив – этим должно любоваться, ведь такова воля Верховного Наделителя.

Христос проповедовал братство, терпение и любовь – поэтому народам следует держаться добрососедских порядков, без насилия и унитарных захванических планов. Также необходимо помнить, что в каждой языковой семье есть свои старшие и младшие, большие и малые. И здесь приличествует младшим проявлять уважение к старшим, а сильным и великим беречь небольших и слабых.


Приведем примеры, что называется, «на злобу дня»:

- Вот, Соединенные Штаты Америки (некий субстрат из десятков эмигрировавших этносов) уже более полувека терроризируют планету своей имперско-глобалистической экспансией – тем самым гневя Всевышнего и ублажая дьявола. Вообще, США – построенное капиталистами-масонами государство, отнявшее родовые территории у индейцев, – скорее всего, не имеет права на существование в глазах Бога. Насколько приятнее и безопаснее было бы иметь дело с прекраснодушными индейскими правительствами, чем с американскими предприимчивыми иммигрантами: сбродом жуликов, спекулянтов, сектантов и завезенных вчерашних рабов. Нововавилонское столпотворение, противозаконный тигель наций, антихристовый конгломерат – все это Соединенные Штаты Америки.

 - Или сегодняшняя бандеровская Украина. Проплаченное американцами правительство Порошенко вырывает малороссов из естественной для них среды восточно-славянского братства и тащит за волосы в холодные объятия чуждой германоязычной прогнившей Европы. Тогда как Богом определенное место для Украины – быть в одной нерасторжимой связке с Россией и Беларусью.

Чувство подлинного патриотизма так же далеко отстоит от имперского глобализма, как от мелкого националистического шовинизма. Любить Родину – значит следовать Ее судьбе, определенной Богом. А это, по-любому, предполагает проявления дружелюбия и уважения к своим соседям – и ближним, и дальним.

Отечество необходимо возделывать как райский сад - добиваться процветания доверенного Господом удела – и защищать, в случае агрессии, его границы. Но ни в коем случае, не захватывать чужие территории и не продавать за доллары свои пяди. Ведь Родина – наша миссия здесь, на планете Земля.

***
ЗАКОНОМЕРНО ИЛИ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО?

Вооружившись данными некоторых наук (вроде психологии, этнологии или социологии), апологеты существующего буржуазного строя пытаются внушить нам, что если люди рождаются с разным уровнем способностей, то нечего и мечтать о всеобщем равенстве, особенно, в материально-имущественном отношении.

Подтверждение подобному заключению они находят даже в религии – в учениях традиционных конфессий, например, в христианстве. Пресловутые защитники кап-системы указывают на церковное представление об иерархии ангельских сил, среди которых есть как высшие чины (например, серафимы и херувимы), так и низшие (простые ангелы). Дескать, авторитет небесной иерархии оправдывает существование земной пирамиды богатства , т.е. узаконивает диспропорциональное распределение благ.

Отсюда делается вывод: общественный порядок, основанный на эксплуатации большинства элитным меньшинством, – в норме вещей, ведь он отвечает самой природе человека и даже замыслу Творца всего сущего.
Однако, мировая история показывает нам, что любой более-менее заметный социальный зазор между группами людей приводит человечество к разделению и противостоянию, а, в итоге, – через серию конфликтов – к последней апокалипсической общемировой войне.

Чтобы избежать этого, следует признать целесообразным такое устройство мира, при котором не было бы допустимо не только правовое, но и имущественное расслоение людей. Каждому человеку следует присвоить равный во всех отношениях статус. Об этом говорят передовые мыслители, рисуя перед нами перспективы переходного социалистического, а затем и коммунистического общества.

Согласно прокоммунистически настроенным философам, мир должен быть упорядочен таким образом, что любой человек гарантированно получал бы в нем условно общий размер оплаты своего труда, независимо от того, скажем, профессор он или дворник, ведь, в общественно-полезном итоге, и профессор и дворник одинаково нужны и полезны обществу. Пусть профессор математики или экономики довольствуется, в качестве признания своих заслуг, освещением своей персоны в прессе и на телевидении, но не претендует на жалованье в разы превосходящее оклад дворника. Одного факта признания заслуг вполне достаточно для истинного служителя делу науки.

Такое же положение справедливо для всех прочих областей деятельности человеческой цивилизации, будь то финансы, торговля, управление или, скажем, искусство. Незачем плодить в обществе рвачей и карьеристов, наградой особо одаренным людям должно быть только общественное внимание и уважение.

Разумеется, люди рождаются с разным уровнем способностей – не будем спорить с научными данными, однако, это не повод разделять общество на блаженствующую элиту и прозябающий низ. Человек остается человеком вне зависимости от меры своей одаренности, а значит, каждый из нас имеет право на достойный уровень жизни. Нередко, обычный дворник в личностном и нравственном отношении далеко превосходит какого-нибудь успешного финансового карьериста-жулика. Вспомним, сомнительные «подвиги» семейства Ротшильдов или династии Морганов…

Что же касается религиозной ссылки на небесную ангельскую иерархию, которая, якобы, морально обосновывает социально-имущественное расслоение людей, то этот посыл заведомо ложен. Православная Церковь учит, что иерархия бесплотных светлых сил устроена не на подавлении сильными слабых, но, напротив, на служении больших меньшим. То есть, среди ангелов действует в чистом виде принцип любви и альтруизма. Чем выше ангельский чин, тем больше у него обязанностей по отношению к нижним чинам, тем больше заботы и опеки о младших, без всяких нелепых претензий на лучшие условия обитания и получение каких-то иных дополнительных возможностей.

Таким образом, небесная иерархия, в действительности, никак не оправдывает существование социальной пирамиды среди людей в таком виде, как она у нас есть; наоборот, ангельский порядок показывает, что наше социальное устройство извращенно перевернуто с ног на голову. Рабочие и крестьяне, учителя и медики, рядовые военнослужащие и мелкие сотрудники обслуживающего сервиса вовсе не обязаны содержать за свой счет небольшую группу людей социального верха, всех этих крупных чиновников и руководителей, ростовщиков и спекулянтов. Недопустимо, чтобы один человек жил в коммунальной комнатушке и ездил в общественном транспорте, тогда как другой обитал в роскошном дворце и рулил позолоченным ролс ройсом. Такой порядок скорее соответствует устроению падших ангелов, адскому миру. Именно там, в области тьмы и зубовного скрежета, сильный и хитрый эксплуатирует слабого, заставляя его рабски пресмыкаться и даже восхищаться злодейством. Очевидно, что нынешнее капиталистическое общество людей следует путями тьмы и по-обезьяньи копирует взаимоотношения павших духов.

Так пусть, апологеты социального неравенства, все эти защитники буржуазного мироустройства не внушают нам ложных идей, примиряя с общественной несправедливостью. Многообразие талантов, разная мера одаренности среди людей - это не повод закабалять одних другими, отнюдь нет!, это условие для научения принципам любви и альтруизма. Талантливый, сильный и яркий человек должен научиться бескорыстно заботиться об окружающих, он должен всячески способствовать развитию и процветанию остальных братьев и сестер! Как заповедывал нам Иисус Христос: "Блажен, кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15,13)

***
О ГОРТАНОБЕСИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ


Давно замечено, что люди малообразованные в социальных сетях прячутся под "никами" и имеют скверную привычку хамить всем напропалую, страдая гортанобесием. Эти недалекие"пользователи" не могут связно составить две-три осмысленных фразы, беда у них и с пунктуацией. Зато, эмоций через край, которым нужно выгорать где-то ( в реальности идиотов никто всерьез не слушает, они в кругу приличных людей привычно помалкивают). А еще, матерная и бранная лексика, так востребованная у троглодитов соцсетей, прекрасно маскируют дефекты письменной речи. Да и весьма приятно из тьмы зала безнаказанно бросать оскорбления на освещенную сцену! Помните, как это показано в кинофильме о Высоцком "Спасибо, что живой!" (2011г.), где Владимир Семенович просит не тушить свет в концертных помещениях, чтобы всем всех было видно.

Александр Сергеевич Пушкин называл хамоватую публику словом "чернь". Так вот, всякий, кто начинает извергать в сетях фонтаны непотребщины, является чернью под ногтями цивилизации. И эта чернь любит слетаться, как помойные мухи, на различные скандальные темы, особенно, если они касаются института Церкви, ведь известно, что "князь мух" - диавол. Одержимые гортанобесники прыгают вокруг костра, раздувают пожар, не зная или прочно забывая, что "Бог поругаем не бывает" (Галатам 6:7); что проблемы с теми или иными конкретными священнослужителями (или даже с целыми Поместными Церквями) относятся только к Церкви Земной ( лечебнице грешных душ, а потому переполненной разного рода людьми), тогда как Церковь Небесная (обитель спасенных и прославленных) остается в чистоте и святости!

Иногда диву даешься, с какой упорной ненавистью новоявленные интернет-хамы обрушиваются на христианскую веру, как правило, даже не пытаясь вступить в рассудительный полемический диалог с ее защитниками. Видимо, именно о такой ожесточенной в бесовском неистовстве черни сказано Иисусом : "Хула на Духа не простится человекам"( Мф.12:30) .

***

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЕРЕСЬ ИСТОРИКОВ

Теория Фоменко и Носовского - просто занимательная ересь. Спекулируя естественными аналогиями в событиях многовековой и многонациональной истории человечества, эти авторы пытаются убедить своих читателей, что известная нам хронология - это искусственная, придуманная вещь, шулерская подтасовка. Не буду утруждать себя пересказом этих бредней. Сразу замечу, что есть, как минимум, три серьезных возражения на данную спекуляцию.

1 - авторы теории переносят современную практику подверстки и редакции исторических учебников на всю известную древность. Но такая прискорбная традиция возникла только с конца XVIII в., когда некий француз Дестью де Траси додумался до изобретения новой социологической науки - идеологии. Нынешний идеологизированный подход ко всему, что касается общества, был, как правило, чужд пращурам.

2 - После развала СССР, в каждом из новоиспеченных постсоветских государств, кроме России, возникла потребность напечатать свою редакцию истории, где неизбежно все вины возводились на бывший имперский центр. Эту центробежную тенденцию провоцировали и материально поддерживали западные фонды, более других - фонд Сореса. Однако, и для России был придуман вариант "новой" истории. Если никак не получается свалить все беды русских, скажем, на киргизов (евреи - табу), то можно попробовать просто отменить российскую историю: не было ни татарского нашествия, ни великого поборника национального единства св. Сергия Радонежского, ни подвига Минина и Пожарского - зато, есть хитрая и кровожадная политика московских царей. Теория Фоменко и Носовского - как раз такая редакция отечественной истории. И неудивительно, что книжки этих авторов печатаются большими тиражами, а еще снимаются многосерийные фильмы на основе их выдумок. Спрашивается, откуда такие большие деньги на пропагандирование сказки, кто спонсирует ересь?
Отбросив экивоки, прямо скажу: концепция Фоменко-Носовский - это одна из сотен подобных информационных программ, запущенных на постсоветском пространстве, с целью его дальнейшего разделения, дробления и конечного хаоса. Примечательно, что ничего подобного мы не наблюдаем в исторической научной среде Великобритании или США.

3 - Совершенно непонятно, почему Фоменко и Носовский напрочь отвергают естественную возможность существования множества совпадений в ходе общечеловеческой истории? Еще древние греки подметили, что на исторической сцене разыгрывается одна и та же драма, со сменой эпох меняется только антураж спектакля (прософонос-маски). Общечеловеческие законы развития, схожесть геополитических факторов в разных районах планеты, столкновения интересов однотипных общественных формаций (например, монархов-самодержцев и крупных феодалов-землевладельцев) - всё это и создает цепочки событий, между которыми просматриваются очевидные аналогии. Повторюсь: сцена одна, сюжеты, примерно, одни и те же, меняются только актеры, костюмы и декорации. Вспомним близкое по духу размышление А. Блока:

"Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь".

 ***
МИФ О ПРОГРЕССЕ


«На наших глазах завершается эпоха Просвещения. Уходят два ее фундаментальных мифа: миф о Науке и миф о Прогрессе».
                                                                                    «Христианин в языческом мире» о.Андрей Кураев

С развенчанием мифа о науке, которая долго выступала единственным мерилом всех действий и мыслей человечества, многие люди потеряли веру в прогресс (здесь речь идет не только о научно-техническом развитии, мы говорим обо всем комплексе составляющих человеческой эволюции). Но разве обязательно привязывать процесс совершенствования человека и общества лишь к сциентической доктрине?

Сегодня для науки пришло время учиться дружно шагать в ногу с духовными и поэтическими методами познания мира – только и всего. Отказ от жесткой физико-математической парадигмы не означает конца прогресса, дорога развития остается открытой. Другое дело, что вместо сплочения науки, религии и искусства сейчас наблюдается нью-эйджеровский симбиоз: псевдонаучные доктрины переплетаются с оккультными практиками и бредовыми «откровениями» сомнительных служителей муз.

Именно эта неоязыческая анархия и порождает ощущение мифичности прогресса, наша эволюция на современном витке грозит замкнуться на себе и обернуться деградацией, новым «каменным» веком.
Поскольку мы упоминали о необходимости союза науки и религии, то обратимся с вопросом о прогрессе к Библии. Тем более, что эта Книга является вдохновенным источником большинства вершинных произведений искусства.

Священное Писание определенно свидетельствует в защиту прогресса человека. Именно так, ведь земная история падшего человечества, заканчивающаяся разгулом тьмы и Судом Божиим, – это лишь начальная стадия бесконечного восхождения рода Адама, к которому и уготовал нас Господь. Времена антихриста – не тупик эволюции адамитов, а «гордиев узел», подлежащий мечу Вседержителя! Библия рассказывает, что разрубленную нить прогресса, Бог заново свяжет, когда придет царствие «Нового Иерусалима». Сегодня творческому человеку важно не поддаться духу всеобщего уныния, необходимо найти в себе прогрессивную основу и с улыбкой надежды смотреть вперед.

*Что касается высказанного о. Андреем Кураевым взгляда на прогресс, то он, видимо, происходит из схоластического средневекового толкования человеческой истории. Царство «Нового Иерусалима» существует вне времени, поэтому, если подходить строго терминологически, бытие потомков Адама после событий Апокалипсиса нельзя назвать будущим. С такой точки зрения, прогресс для христианина, и вправду, оборачивается мифом: вся лента событий от грехопадения прародителей до Армагедона демонстрирует нам судорожные попытки воздвигнуть «вавилонскую башню» и конечную деградацию большинства человеков.
Но отсутствие категории времени за пределами земной истории не означает вообще конца истории человечества. Прогресс, заложенный Создателем в саму природу человека, продолжится и вне времени (а вот как это будет сейчас понять невозможно). В противном случае, взятые в Божий удел люди должны замереть в плане духовного и творческого роста в статике. Церковь же учит, что мы предназначены Творцом к бесконечному уподоблению бесконечному Господу, т.е. к беспредельному совершенствованию.


***
РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ

Если сложить все отрицательные и положительные числа, то получится математический нуль. Тоже можно сказать о совокупности антиматерии и материи во всех их проявлениях; возможно, даже применить это положение к категориям зла и добра. Приведенный логический вывод означает, что:

- или во Вселенной нет количественного равенства между «отрицательными» и «положительными» частицами – «нашей» материи больше, добро также превалирует над злом;

- или, при наличии равновесия, все мироздание – иллюзорно, это плод воображения Бога-Творца, солипсизм некоей личности ( в данном случае твоей, читатель), буддистская майя – как угодно… Очевидно, что второй вариант пессимистичен для человека.

Все-таки, хочется верить Библии. Священное Писание указывает на «реальность» Вселенной и на ничтожность сил зла: из огромного множества Ангелов пала только треть, грешные люди же – горсточка в сравнении с Воинством Небесным. И над всем тварным миром есть Несотворенный Сущий в Себе Господь – бесконечно совершенное добро. Бог не оставляет заботой Свое творение, Он неслиянно пронизывает его энергиями фаворского света, отеческой любви.

***
ОБРЕТЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Когда древний человек поднялся с четверенек и выпрямился, пространство для него приобрело структуру, недоступную обезьянам и прочим животным: появились четыре горизонтальных вектора, отходящих от центральной вертикальной оси. Иначе говоря, пространство выстроилось вперед, назад, направо, налево, вверх и вниз от человеческого тела. Из этого новоприобретенного опыта развились разные способы ориентации, а через них вся смысловая нагрузка символических антонимов: Небо – Земля, Правь - Навь и т.п.

Но структура пространства для сознания человека, находящегося в космической невесомости, теряет свое прежнее «земное» основание. Исчезает и актуальность прежних парадигматических связей, связанных с ориентированием. Интересно, чем это обернется для «космических» поколений будущих землян?

***
ТВОРЦЫ И ПОТРЕБИТЕЛИ

Человек эпохи палеолита не просто пользовался орудиями труда, но и все их умел изготовлять. Он прекрасно представлял себе устройство и возможные варианты применения орудий. И, самое главное, был способен к творческому совершенствованию инструментов.

В отличие от прапредка, наш современник в большинстве случаев только пользуется орудиями труда и другими предметами, которые не только не способен изготовить, но даже и не понимает самый принцип их работы. Например, жидкокристаллический монитор компьютера или банальный телевизор.

Даже специалисты на заводах знают лишь поручаемый им сегмент общего производства, но не владеют познаниями по всему спектру. Такую особенность работы на конвейере отмечал еще Владимир Маяковский, говоря, что американцы способны отлично изготовить, например, игольное ушко, но совсем не знают как сделать игольное острие – и даже никогда не интересуются этим.

Подобные наблюдения свидетельствуют о творческом регрессе человека в рамках нынешней потребительской цивилизации.

Самое плачевное, люди с практическим уклоном профессии, вроде инженеров или медиков, зачастую поразительно невежественны в области гуманитарных наук, а значит, неразвиты собственно в человеческом отношении. Их практическая польза, например, в производстве болтов и гаек очевидна, но разве это отличает homosapiens от машины!

Постиндустриальное общество отнюдь не обернулось расцветом философии и искусств, как пророчили некоторые деятели наук. Пряный дух потребления и коммерческой наживы задушил духовность. Человечество атомизировано на мелкие специализированные умы, заточенные только под конкретные дела, как служебные компьютерные программы.

***
КРЕАЦИОНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ: КРОМАНЬОНЦЫ - ДЕТИ СИФА, НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ - КАИНА?

Изучая менталитет, религиозные и бытовые обычаи людей палеолита, трудно отделаться от мысли, что Homo Sapiens – всего лишь один из видов животного мира. Но есть и утешительная для христианина идея: возможно, первобытные Адам и Ева действительно выдвинуты на передний план из фауны, но при этом заложенные в них духовные и умственные начатки имеют Божественное происхождение. В свете этой теории появившиеся примерно 40 тысяч лет назад кроманьонцы – это потомки третьего сына библейских прародителей Сифа , а параллельная им ветвь неандертальцев – род Каина. Вспомним, что Вышним наказанием первому завистнику и убийце была некая печать на челе – не физическое ли это безобразие чрезмерной телесной мощи и умственная отсталость Homo Neanderthalensis?

Выделяя детей Сифа и Каина как два человеческих вида, остальных гоминид древности в таком случае необходимо отнести к животным,  к обезьянам. А библейский всемирный потоп рассматривать как кару для расплодившихся каинитов-неандертальцев и освобождение жизненного пространства для сифитов-кроманьонцев.
В доказательство приведенной, достаточно популярной сегодня теории представляют следующие положения – справедливости ради, заметим, что некоторые из них додуманы самим автором данных строк:

1. Неандертальцы и кроманьонцы существовали в Месопотамии одновременно;

2. Нет никакой последовательности в появлении сначала неандертальцев, а потом кроманьонцев;

3.Есть научное мнение, что давность найденных человеческих останков не превышает восьми тысяч лет. Вообще, сторонники такого взгляда считают общепринятую хронологию каменного века сильно преувеличенной ;

4. Объем мозга неандертальца, как и кроманьонца, составляет 1400 см3 (у современного человека, кстати, столько же). Есть предположения, что у неандертальцев серого вещества было даже больше — около 1600 см3. Впрочем, орудия труда Homo Neanderthalensis крайне примитивны;

5. Внешне неандертальцы вовсе не походили на обезьян. В музее кафедры анатомии человека Амурской государственной медицинской академии выставлен гипсовый слепок головы неандертальца. Его лицо восстановили по черепу методом знаменитого скульптора и антрополога Михаила Герасимова. Безымянного неандертальца по классическим аттическим стандартам не назовешь красавцем, однако, получившаяся физиономия не так уж и редка на улицах наших городов. Вообще, неандертальские черты (низкий скошенный лоб, мощные надбровные дуги, сильно выдающаяся вперед и довольно массивная челюсть, чрезмерно развитая затылочная часть черепа и т.п.) находят, например, у современных бретонцев, хотя генетически они – правнуки кроманьонцев;

6. Неандертальцы были сильнее и выше наших пращуров. Их дети росли быстрее: десятилетний неандертальский подросток в принципе мог бы сразиться со взрослым кроманьонцем. Заметим, что всемирный потоп уничтожил именно род гордых людей-великанов;

7. Причины вымирания неандертальцев пока не ясны, иногда их видят во внешних природных катаклизмах, например, катастрофы, вызвавшей потоп. В любом случае Homo Neanderthalensis представляли серьезную конкуренцию для кроманьонцев. Найдено множество останков со следами борьбы между неандертальцами и кроманьонцами, причем шансы наших предков на победу некоторые исследователи находят крайне скромными. Впрочем, большинство ученных так не считает. Кроманьонцы были умны и изобретательны и вполне могли уничтожить своих конкурентов. Существует гипотеза, что наши предки, научившись устраивать колоссальные загоны для зверей, стали причиной гибели таких «царей» пещерного века, как мамонты;

8. Исследователи считают, что кроманьонцы и неандертальцы не вступали в родственные отношения, во всяком случае, гибридных форм среди останков этих гоминид не найдено. Видимо, они внушали друг другу не только физическое отвращение, существовало табу на скрещивание.
Однако, креационисты в тексте Священного Писания видят момент нарушения этого закона. Библия говорит о том, что некоторые «сыны Божии» стали входить в дома человеков и брать их дев в жены – не свидетельство ли это нарушения запрета? Возможно, часть кроманьонцев-сифитов все-таки смешалась с неандертальцами-каинитами? Чтобы предотвратить размножение потомства от таких запрещенных союзов Иегова и насылает на землю потоп, уничтоживший неандертальцев и породнившихся с ними людей.
Интересна гипотеза атлантологов. По их представлениям, дети от «браков» кроманьонцев с неандертальцами отличались невиданной силой, и при этом сохраняли развитые умственные способности. Именно они воздвигли мегалитические постройки по всему свету и даже небольшие города, вроде Иерихона – самого древнего из обнаруженных археологами. Примечательно, что в Священном Писании первый город строит Каин. Но, главное, «гибриды» создали островную цивилизацию Атлантида, которая погибла в водах потопа за гордыню своих жителей.
Нельзя здесь не упомянуть и об учении оккультистов. Многие из них тоже считают, что современные европейцы – потомки уцелевших атлантов, гибридная форма кроманьонцев и неандертальцев. Например, монголоиды, по мнению этих неоязычников, произошли от скрещивания кроманьонцев и другой, совсем уж отсталой, ветви гоминидов – питекантропов. А о негроидах и говорить нечего, дескать, в них нет ни капли кроманьонской крови. Разумеется, такая «атлантическая» точка зрения совершенно фантастична и очень показательно, что она «муссируется» среди поклонников мадам Блаватской и прочих эзотериков. Научные данные свидетельствуют: все человеческие расы происходят от кроманьонцев, а смешение с другими видами гоминидов пока не имеет никакой доказательной базы. Библия происхождение рас вообще связывает с послепотопными людьми – Симом, Хамом (как и Каин проклят вместе с потомками) и Иафетом. В свете излагаемой креационистской модели – это кроманьонцы;

9. Кроманьонцы зародили земледельческие культуры, а неандертальцы в своем развитии осилили разве что огонь и охоту. Их племена бродили по лесам и равнинам, занимаясь преимущественно собирательством и поиском трупов животных. Трудно не увидеть аналогии в словах Бога Каину: Когда ты будешь возделывать землю, она не станет давать более силы своей для тебя, ты будешь изгнанным и скитальцем на земле (Быт. 4, 12);

10. Хронологии Библии и исторической науки сильно расходятся. Но, во-первых, даты Священного Писания могут быть весьма условны, а, во-вторых, палеонтология сегодня стремительно «молодеет» в своих цифрах, временные рамки человеческой истории активно пересматриваются и значительно суживаются.

Конечно, существуют серьезные свидетельства против приведенной теории. Одно из них – родство кроманьонцев и неандертальцев должно быть очень близким, «братским», а это не так. На основании исследования ДНК ученые в США и Европе пришли к выводу о том, что кроманьонцы и неандертальцы являются различными биологическими видами, произошедшими от разных ветвей гоминидов.
В любом случае, литературные образы Сифа-кроманьонца и одичавшего Каина-неандертальца интересны, и ничем не уступают тому же Вечному Жиду Агасферу.
ррр







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 489
© 09.09.2014г. Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2014-1126614

Рубрика произведения: Проза -> Очерк










1