Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Солнечный Феб


Солнечный Феб
Меня зовут Григорий Валкин. Своим творческим псевдонимом я выбрал имя – Феб, что с греческого переводится как «Лучезарный» – эпитет солнечного божества Аполлона. Этот гиперборейский и эллинский бог покровительствовал искусствам, и прежде всего поэзии. Но связь моего псевдонима с древним покровителем литературы много сложнее, она касается самого состояния современной культуры, которое принято считать катастрофически-бездуховным, опошлено- потребительским. Причем без надежных примет на скорое изменение затянувшегося положения.
В данном эссе мне хочется поговорить о сегодняшней культурной стагнации с точки зрения солнечного начала в художественном творчестве , а заодно и прояснить свое видение необходимых шагов для преодоления кризиса. Ведь имя Феб стало для меня указующим лучом света, символом возрождения посреди всего косного и мертвенного.

1.Складывая мозаику

Поскольку эпитет «Лучезарный» применяется к языческому божеству Аполлону, то свое эссе я начну с религиозного момента, а затем перейду собственно к сфере искусства и далее – к социально-политическому аспекту. Пусть читателя не удивляет ход моей мысли. Потому что все это проявления единой человеческой культуры. Более того, следует осознавать, что наше представление о мире и о самих себе лишь умозрительно разделено на отдельные области (будь то наука, или искусство, или религия и т.д.), а в действительности представляет собой ЕДИНОЕ ЗНАНИЕ. Именно такое синкретичное понимание было свойственно древним людям, и только в процессе накопления и развития, человеческое мыслетворчество обрело разные, мнимо противоположные друг другу, грани.

Если посмотреть на проблемный узел нашего времени зрением синкретическим, и посмотреть в ракурсе солнечного творческого начала , – то разнообразные части мозаики складываются в одну целостную картину. Легко обнаруживается, что панорама имеет два основных тона – светлый и темный. Солнечный и другой, противоположный ему, лунный тона противоборствуют на протяжении всей истории человеческой культуры, тем самым создавая условия для ее развития. Можно образно сказать, что лейтмотивом прогресса является борьба света и тьмы, Солнца и затемняющей его Луны. Сегодня мы живем в тени солнечного затмения, но проблема в том, что оно неимоверно затянулось – ясных признаков прояснения нет уже почти 20 лет. Нет новых значимых направлений в искусстве, нет кардинальных открытий в науке, глобальный капитализм не в силах решить своих проблем и опять скатывается – в третью по счету – мировую войну. И это на пороге космической эры, освоения солнечной системы. Человечество словно застряло в распахнутых дверях Вселенной, не в силах преодолеть заветную черту.

2. Астральные культы

Лучше всего противостояние и смену полярных друг другу солнечных и лунных начал в культуре видно на примере самой древней из дошедших до наших дней областей знания – религии. Сделаем краткий экскурс в ее историю . Среди первых языческих верований, например, анимизма и фетишизма, наиболее сложными и разработанными были астральные культы. Эти небесные учения можно разделить на посвященные Луне и на поклоняющиеся Солнцу. Особое внимание человека к названным астральным объектам естественно, ведь Луна и Солнце - самые яркие и крупные светила земного небосклона.

Лунный культ (лунаризм) много архаичнее. Он связан с растительными и животными доцивилизационными ритмами существования (собирательство плодов, рыбалка и охота как присваивающий способ жизни) и женским "охранительным" началом (влияние месячных фаз спутника на плодородие); круговой цикл ритмов бытия лунного календаря не знает понятия времени "как движения вперед" - будущее здесь прочно завалено глыбами традиций, а настоящее ничем не отличается от прошлого.

Сегодня следы лунного культа мы находим в палеолитических реликтах: матриархальные верования диких племен экваториального пояса, бытовая "бабушкина" магия, переехавшая в города из глухих деревень, а также - древнейшие пласты фольклора.

Поклонение Солнцу (соляризм) зарождается вместе с появлением первых цивилизаций, на самом пороге исторического времени. Солнечный календарь раскрепостил время, сорвал пломбы традиций; в сознании древнего человека, время, прежде замкнутое в кольцо, выпрямилось в необозримую стрелу, убегающую в прогрессивное новое - в будущее. Освоение скотоводчества и земледелия изменило отношение человека к природе - отныне это активный, производительный способ жизни. Солнце становится богом-покровителем мужчин, прежде всего воинов (вчерашних охотников) и боевых вождей.

Языческие формы солярной религии быстро занимают главные позиции в появившихся государствах, не только вытесняя лунный культ на периферию, но и даже начиная преследовать его. Солнцепоклонничество развивается в крупные межгосударственные религии, такие, например, как зороастризм и митраизм, а потом органично вливается в уникальное по своей новизне и силе учение – христианство: Иисус сравнивается с Солнцем, ангелы с прочими звездами и многое другое.


Борьба с язычеством, которую начало христианство, а позже и мусульманство – это продолжение противостояния Луны и Солнца, но наполненное новым смыслом. Теперь это не просто разделение между потребительски-природным состоянием и активным человеческим отношением к миру, не только конфликт родоплеменных и государственных представлений, это еще и война между Землей и Небом. Все что относится к «инстинктивному началу» в человеке объявляется низшим, скотским. А духовное и интеллектуальное развитие связывается с высоким небесным предназначением человека, с его обожением и спасением от земного тлена.

Не случайно, в Средние века адептами лунного культа выступают необразованные деревенские колдуны и ведьмы, а также инакомыслящие самоучки – алхимики и находящиеся «в подполье» иудейские каббалисты. Распространены психические отклонения лунатизма (сомнамбулизм), а также девиантность животно-хищнического порядка: вампиризм и ликантропизм . Лунаризм приобретает черты откровенно демонические, хтонические; в виде альтернативы христианству – даже сатанистские.

До наших дней солярные мотивы дошли в редуцированном виде как часть христианской религии, в меньшей степени они представлены в других традиционных монотеистических вероучениях, например, в иудаизме и исламе. Однако сейчас названные конфессии встречают сильное противодействие со стороны неоязычества, сектантской культуры Нью-Эйдж («Новой Эры»). Это пестрое собрание из возродившихся языческих культов, гностических ересей и спиритизма. Под флагами «Нью-Эйдж» снова скрывается лунаризм: маги и ведуны, экстрасенсы и народные целители, прорицатели и шаманы – представлен весь спектр оккультных услуг. Традиционные религии под натиском неоязычества оказались даже в осадном положении . Большинство адептов монотеизма участвуют в жизни своих Церквей просто формально, привнося с собой догматически неверные магические представления: порожденные в глубине веков суеверия и упор на обрядность в ущерб содержанию. Таким образом, вполне можно сделать вывод, что языческие учения с лунным началом сегодня превалируют в мире, и в сравнении с прогрессивностью монотеистических солнечных религий – это шаг назад. Вместо стремления к постижению Истины и готовности во имя Ее жертвовать суетными удобствами, современный человек ищет спасения в толерантной многовариантности мифов, уводящих от ответа в бесконечное никуда и ни о чем. Для сравнения, христианство воспитывает в своей пастве мужественное неприятие несправедливости и насилия, призывает к «духовной брани» в царстве антихриста, а неоязычество предлагает «духовные техники» ухода от действительности, что в итоге ведет к примирению с ней.
 
3.Аполлон против Диониса

Разумеется, противостояние солнечного и лунного начал находит выражение и в искусстве. Немецкий философ Фридрих Ницше выделяет два основных и взаимопротивоположных типа культуры: аполлоническую и дионисийскую. В греческом пантеоне Аполлон выступает как солнечный символ, он - источник света и носитель божественного откровения. Аполлонической культуре свойственны тяга к небесному, к гармонии, к оптимизму, к аскетичности, к нравственности и к разумности. Главный метод художественного изображения здесь – реалистический. И напротив, Дионис олицетворяет землю, близость к природе и к животным, он связан с лунным культом роста и размножения. Иррационализм, экстатизм, гедонизм, магизм – это черты дионисийской культуры. Ведущий метод дионисийского творчества – романтический.

Борьба соляризма и лунаризма наблюдается на всем протяжении сменяющихся творческих эпох – это проявляется через преобладание реалистического или романтического методов. Если говорить конкретно о художественной литературе (бесспорной «царице» искусств), то, как самостоятельная величина, она возникла в XVII и XVIII вв. в Европе. Именно с этого времени и до наших дней четко прослеживается цепочка, когда в разных формах доминируют романтические или реалистические тенденции: барокко и рококо – классицизм – сентиментализм и романтизм – натурализм и критический реализм - декаданс и модерн – постреализм и социалистический реализм – постмодернизм.

Как видно из схемы, сегодня лунное начало (дионисийский тип культуры) выражено в постмодернизме. Это художественное течение характеризуется, прежде всего, цитацией и переосмыслением пройденного, а также удалением из текста таких внелитературных элементов, как идеология и мораль. К 2000-му году постмодерн растерял весь творческий пафос и выродился в развлекательный продукт потребления масс – «желтую» литературу. Не случайно, самые популярные жанры теперь – фентези и мистика. Фактически, современное искусство перестало быть инструментом познания и совершенствования.

Чтобы продолжилось нормальное развитие человечества, дионисийская формация должна уступить место аполлонической культуре. Однако, этого не происходит. Потребительский постмодерн разлагается жирным отравленным трупом, перекрыв пути прогресса, не давая здоровой почвы для развития нового аполлонического направления. Необходим взрыв самого общества потребления, чтобы расчистить дорогу.


4.К звездам или обратно в пещеры?

На заре человеческой истории возникшие начатки государств создали новую систему отношений между людьми. В качестве замены лунного культа, как идеологии отживающих свое родоплеменных отношений, выступил культ солнца.

Древнейшей цивилизацией солнцепоклоннического типа по своему характеру является, пожалуй, ведическая культура арьев, место возникновения и датировка которой вызывают споры среди ученых специалистов. Множество текстов сборника из священных книг Веды (начал составляться приблизительно в XVI в до н.э.) посвящено солнечным божествам Агни и Сурье, подателям жизни и знаний.

Документально известно, что в XIVв. до н.э. египетский фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) предпринял попытку отменить всех местечковых богов номов и ввести поклонение одному «настоящему» божеству – солнечному Атону. Такая политика была прогрессивной в сравнении с децентрализованным политеизмом. Ведь она обожествляла исключительно царскую власть, которая одна только и могла покончить с раздорами вольницы, объединить разношерстые племена в осознающий себя общим целым народ. Несмотря на то, что  жрецы лунного культа поспешили  отравить фараона, дело реформатора не исчезло. Повсюду, где племенные союзы превращались в государства, царская власть и, поддерживающая ее, военная аристократия вводили главным религиозным культом солнцепоклонничество.

Уже в VI – V вв. до н.э. соляризм в виде элемента учения пророка Заратуштры получил распространение в могущественной персидской империи Ахеменидов, наследнице цивилизаций Междуречья ( Шумер и Аккад). Чуть позже солярный культ, известный под именем Побеждающего Солнца-Митры, широко распространился среди солдат римской империи.

В начале нашей эры именно митраизм, с его проповедью нравственных поступков и мыслей, оказался близким божественному откровению Иисуса Христа. Сумев отринуть языческие представления, митраисты широкой волной влились в ряды первых христиан. Так солярный культ сохранился в лоне христианской веры и позже в культуре христианских государств, пришедшим на смену языческим рабовладельческим империям.

Важно заметить, что накануне Первого Пришествия Христа общество средиземноморской эллинской цивилизации совершенно погрязло в пороках и оргиастических удовольствиях; люди утратили веру в бесконечную череду разнообразных божков; более того, собственно римское население сократилось вдвое по причине упадка рождаемости и клонилось к полному вымиранию. Вероучение Иисуса, совершенно уникальное среди прочих религий по моральности и высоте духовных представлений, стало спасением для миллионов погрязших в дионисийском распутстве людей. Человек увидел выход из круга эгоистических животно-природных представлений о себе, он услышал призыв к нравственному росту и альтруистической любви.

Благодаря евангелизации, восточная часть Римской империи, уже как христианское государство Византия, получила возможность просуществовать еще целую тысячу лет; а западный удел ромеев, хоть и рассыпался на множество королевств под ударами варварских нашествий, но все же сохранил единую культурную христианскую общность.

Века средневековой эпохи были временем распространения христианской культуры среди сотен народов Евразии и Африки, некоторые из которых пришли к цивилизации из полудикого неолитического состояния.

Позже, народившийся в XV – XVI вв. класс буржуазии, ставший движущей силой торгово-банковских отношений и не имевший перспектив развития в рамках христианского общества, пытался представить Средневековье как века невежества и бескультурья.

Масонские и другие оккультные общества стали площадками для диалога буржуазии и аристократии. Таинственная атмосфера запретных и полузабытых в христианском мире языческих и каббалических служб, революционные идеи свержения монархий и сказочного обогащения привлекли немало авантюристов. Лунарный культ не только массово возродился, но и, в конце концов, сильно потеснил Католическую Церковь.

В XVI -XIX вв.серия буржуазных революций, подготовленных и проведенных масонскими кругами, обрушила христианские монархии Европы. На смену им пришли капиталистические демократии, чьи народопредставительные парламенты служили удобной кулисой для настоящих правителей – торговых магнатов и ростовщиков. Империалистический капитализм, подобно кровососущему пауку, протянул свою паутину над всей планетой, не только грабя колониальные и полузависимые «отсталые» страны, но и внедряя повсюду торгашескую, потребительскую культуру.

Чарльз Дарвин (1809 – 1882гг.), Фридрих Ницше (1844-1900гг.) и Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.) стали «апостолами» новой дионисийской и антихристианской по своей сути цивилизации, поставившей на место Бога – человека (но как «вчерашнюю обезьяну» и жертву, связанных с таким вот животным происхождением, сексуально-либидных комплексов).

Лунный культ находит яркое выражение в характере современного буржуазно-демократического общества, претендующего на планетарную глобальность. Достаточно беглого взгляда на духовный и культурный уровень простого населения демократий, чтобы понять политическую установку закулисы на разложение и дебилизацию плебса. Сексуальная революция, однополые браки и разрушение института семьи, минимизация гуманитарных предметов в школах, пропаганда удовольствий и развлечений средствами СМИ – все это проявления буржуазного потребительского социума. А точнее – его лунарных свойств, которые без закономерной смены аполлонической культурой, находят свое крайнее, безумное и гибельное выражение.

Симптоматичен и плохо скрываемый оккультный характер элитных обществ дельцов – владельцев транснациональных компаний и банков. Негласные правители мира объединяются между собой в особые собрания, вроде «Комитета Трехсот», «Бильдербергского клуба», «Трехсторонней комиссии», «Богемской рощи». Такие общества имеют ярко выраженную языческую обрядовую составляющую, вплоть до жертвоприношений, следуя своим корням – тайным средневековым организациям европейских масонов.

С уверенностью можно сказать, что сегодня капиталистические демократии, как и две тысячи лет назад римская рабовладельческая империя, оказались в полнейшем нравственном и духовном тупике. Не в состоянии решить ни одного из своих кризисных вопросов, – будь то ситуация с финансами или с ресурсами или с экологией или с термоядерным оружием – буржуазный мир неуклонно скатывается к очередной мировой войне, угрожающей самому существованию планеты. Среди политиков снова получает опасную популярность фашистская по своему существу доктрина геополитической вражды стран «Моря» и стран «Континента». Родоначальники этой теории, прислужник гитлеровской Германии Карл Хаусхофер (1869-1946гг.), британский империалист Хэлфорд Маккиндер (1861-1947гг.) и американский апологет «холодной войны» Николас Спикмэн (1893-1943гг.), в принципе отрицали такие понятия в человеческой природе, как альтруизм и взаимопомощь. Они провозгласили неизбежность смертельного конфликта между Западным «морским» альянсом и Восточным «континентальным» блоком, что и выражается в настоящий момент в агрессивной политике НАТО (традиционно антироссийском военном союзе).

Идущие в нынешнем 2014 году вооруженные конфликты в Сирии и на Украине – это результат буржуазного взгляда на мир, когда ради контроля корпорациями территорий и ресурсов с легкостью проливается кровь. Вспомним, что Первая и Вторая мировые войны были начаты западной буржуазией с нападения на славянские земли, находящиеся под протекторатом России (Сербия - 1914г. и аннексированная СССР восточная часть Польши – 1939г.). Современная гражданская война на Украине - все тот же геополитический подход кровожадных капиталистов: США во главе «атлантических сил» стремится удушить железным кольцом из своих сателлитов главное государство Евразийского континента – Россию, а затем и овладеть всем этим материком.

Так, членами НАТО в 2004г. стали Болгария, Латвия, Литва, Ру­мыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2009г. – Албания и Хорватия; к вступлению в антироссийские ряды стремятся политики Грузии, Молдавии и Украины; немецкие и французские части обосновались в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. В свой черед буржуазное правительство России спешно сколачивает оборону, привлекая в Евразийский союз (ЕАС) бывшие республики СССР, а также Китай, Индию, Иран и, в качестве экономических партнеров, страны Латинской Америки. Очевидно, что Третья мировая война перестает быть просто мрачной фантазией и обретает вполне реальные черты. Линия фронта проходит через границу стран «первого» и «третьего» мира; впрочем, Россия и Китай в перспективе способны сильно потеснить позиции военного и финансового превосходства заплывших жиром США и Европы. Что же касается относительного ядерного паритета противостоящих держав, то угроза всеобщего уничтожения вряд ли остановит капиталистов по обе стороны водораздела: усиленно разрабатываются стратегии превентивного удара, полностью разрушающего инфраструктуру противника и выводящего его из борьбы. При этом «воинственных ястребов» не пугает , что выжившая сторона, скорее всего, регрессирует до пещер каменного века.

На пороге ядерной катастрофы человечество может спасти только парадигматическая смена общественных отношений. В рамках капиталистического социума, основанного на соперничестве и наживе, человек человеку – конкурент пострашнее волка. Посреди потребительского эгоизма и дионисийского разврата в пору задуматься о Втором Пришествии Иисуса, чудесным образом преобразующего все мироздание. Но если еще не приблизилось время Судного Дня, то назревший факт социалистического общества может разрешить критическую ситуацию. Народы мира в серии революций вполне способны сбросить капиталистические тенёта; торговые корпорации, банки, буржуазные правительства и обслуживающие их СМИ будут сметены смерчем возмездия; на их руинах возникнут новые социалистические национальные государства; принципы классового единства и помощи создадут условия для совместного решения планетарных проблем; освоение солнечной системы откроет новую эру Космического Человека - Homo cosmicus. Посреди бесконечных звездных просторов и их богатств люди перестанут воспринимать друг друга как пауки в запертой банке, мы осознаем что нас ничтожно мало и каждый – абсолютно ценен. Изобилие ресурсов уничтожит всякие следы имущественного неравенства, исчезнет денежная система и, в конце концов, – институт государства. Вместо бюрократических систем возникнут коммуны свободных людей, спаянных общими творческими интересами. Воцарятся любовь и альтруизм, жертвенность и милосердие. Солнечное светлое начало человеческой культуры просто требует наступления социализма в ближайшем будущем. Иного пути и нет.

Защитники капиталистического строя твердят об эволюционном, поэтапном переходе к социализму, откладывая его в туманное далеко. Дескать, народ должен духовно и интеллектуально вырасти. Это все равно, что ждать, когда в результате эволюции у человека отрастут ангельские крылья. Подобные речи – обман, наркотический флер, сковывающий волю и разум. Прогресс движется скачкообразно, и революция – закономерное ускорение хода истории. Болезненное, но спасительное перед угрозой самоуничтожения.

5.Принадлежность будущему

Ясно, что установление социалистического общества не произойдет сразу и вдруг. Это долгий процесс, корни которого обнаруживаются еще в утопических сочинениях древнегреческого поэта Гесиода, мечтавшего о возвращении минувшего «золотого века». Далее были уравнительные реформы в Спарте; платоновская модель рабовладельческого «коммунизма»; попытки создания коммун средневековыми сектами вальденсов, таборитов, анабаптистов и др.; идеи писателей-гуманистов Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы; санкюлотская диктатура времен Великой французской революции; сенсимонизм и фурьеризм XIX века; наконец, учение Карла Маркса и блок социалистических стран Евразии, Африки и Латинской Америки во главе с СССР.
Тенденция развития коммунистических отношений не исчезла и в наши дни, хотя от союза стран, принявших марксистскую модель государства, на политической карте XXI века осталось не так уж много: Китай, КНДР, Вьетнам, Куба, Лаосская республика, Боливия, Никарагуа, Венесуэла и Эквадор. Вопреки голословным заявлениям буржуазных СМИ, социалистическая идея набирает силу не только в отстающих странах, как это было в прошлом столетии, но теперь уже и в самих развитых капиталистических демократиях. Буржуазные режимы США и Европы находятся в настолько неустойчивом положении, что достаточно одной искры, чтобы взорвать их пламенем гражданских беспорядков. Глобалистский характер «первосортных» капдержав оказывается нужным полем для действительно мировой социалистической революции, что и согласуется с теорией Маркса.

И пусть рядового обывателя, трясущегося над своим барахлом, пугает перспектива революционных перемен, она единственный выход из ситуации культурного гниения, острейших кризисов и реальной возможности термоядерной войны. Любой мыслящий человек сегодня должен понимать необходимость корневой смены общественных отношений, а люди искусства даже просто интуитивно желать приближения социалистической революции. Луна слишком застоялась напротив Солнца, очаги дионисийских оргий выгорели и чадят золой; время очищать свои мысли, и душу, и тело – встречать Солнце.

Я, Григорий Феб, – современный поэт, но духом своим принадлежу будущему. Отсюда солнечное начало и аполлонический пафос моего творчества. Веря в дальнейшее развитие человечества и в меру сил не погружаясь в эсхатологическое настроение нашей эпохи, я пытаюсь литературными средствами помочь установлению планетарного социализма, как системы братского человеколюбия, а также пропагандистки послужить делу освоения космоса. Само выбранное мной поэтическое имя – Феб – связанно именно с этими установками и является солнечным знаменем светлого будущего.

Базовые принципы моей поэзии следующие:

 -  Критика существующего капиталистического строя и объяснение преимуществ социализма.
 -  Возвращение поэту профетической (пророческой) функции, без которой искусство вырождается в пустое игровое развлечение.
 - Бессребническое творчество, то есть отсутствие корыстного расчета, однозначно превращающего любой некоммерческий проект в часть потребительского продукта.
- Утверждение в обществе нравственных принципов христианской культуры.
 - Сложность и новизна слова, с упованием на подъем низкого читательского уровня.
 - Тематическое устремление к звездам, которые давно заждались пионеров с Земли.


Это эссе я завершу одним символическим пассажем. Апологеты Нью-Эйдж в духе своего вероучения твердят о наступающей в нынешнем III-ом тысячелетии астрологической эры Водолея. В связи с этим они предрекают конец христианской цивилизации, якобы прошедшей вместе с зодиакальным знаком Рыбы. Ньюэйджеры чают расцвета новой капиталистической эпохи потребления и торговли, под змееголовой эгидой язычества. Но любителям астрологии, возможно, следует прочесть пророчество в другом контексте: Водолей или по греческим мифам виночерпий Ганимед – это человек, которого боги взяли к себе на сверкающее звездное небо. Где нет места алчности и глупости. Скорее уж, речь идет о начале космической эры и о Homo cosmicus, дамы и господа...






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 551
© 03.09.2014г. Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2014-1122296

Рубрика произведения: Проза -> Эссе











1