Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

СУФИЗМ - путь розы (взгляд дилетанта)


СУФИЗМ - путь розы (взгляд дилетанта)
СУФИЗМ - путь розы (глазами дилетанта)

Суфии — люди Пути. Это древнее духовное братство, происхождение которого никогда не было установлено или датировано.
По утверждению автора книги «Суфизм» Идрис Шаха суфиев можно встретить в любой религии, как и масонов, ибо суфизм — тайное учение всех религий.
Ислам (по мнению Идрис Шаха) - «оболочка» суфизма.

Таким образом к тайным суфиям причислены не только урожденцы Востока: шейх Саади Ширази, Маулана Джалалуддин Руми, Ибн аль Араби, Омар Хайам и проч., но и Франциск Ассизский (а фамилию Шекспир в персидском языке иногда воспроизводят как Шейх-Пир, что означает «древний мудрец»).

Сами суфии говорят, что их число — 50 млн. человек.
«Быть в миру, но не от мира», быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого следования обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами. Поэты были основными распространителями суфийской мысли. Даже само слово «трубадур» произошло от арабского корня ТРБ — лютнист.
Примером западной суфийской литературы может служить большая поэма («Касыда») написанная 100 лет назад путешественником Ричардом Бартоном, который и сам стал суфием после возвращения из Мекки.

Существовал тайный язык посвященных. Сказки «1001 ночи» суфийские по происхождению и содержанию. Арабское название этой книги: «Альф ляйли ва ляйля» - закодированная фраза, которая легко преобразовывается в другую фразу - «Источник рассказов».

Суфийский врач учился 12 лет в лесных школах и не имел права принимать плату более горсти ячменя, навязывать свою волю пациенту. Они погружали своего пациента в гипноз ,и больной сам определял свою болезнь и способы ее лечения.

Многие из суфийских парадоксов существуют в форме анекдотов о Ходже Насреддине. Вот несколько из них:

1. Перед городскими воротами стоит виселица и караульщики спрашивают всех входящих:
- «Ответь правдиво — зачем ты идешь в город?»
Солгавших вешают.
Ходжа Насреддин ответил:
- «Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице».
- "Я не верю тебе".
- "Значит я солгал — повесь меня".
- "Тогда это будет правдой".
- "Да. Вашей правдой".

Человек, желающий стать суфием, должен также понять,что представления о добре и зле обусловлены не объективными фактами, а отдельными критериями или целым рядом их. До тех пор, пока он не почувствует этого внутренне и не примет интеллектуально, он не будет готов к внутреннему пониманию.

2. Родственник привез Ходже утку, которую они вместе съели. Приходит через неделю к обеду друг друга того родственника, что принес утку (как и многие другие до него). Ходжа Насреддин ставит перед ним большую тарелку горячей воды:
Это суп супа супа из той утки, которую принес мой родственник.

3. Ходжа Насреддин на осле перевозит соль через реку. Брод был глубоким и река на треть растворила соль в мешках. Осел запомнил этот случай и в следующий раз, когда Ходжа перевозил мешки с шерстью, помедленнее шел через самое глубокое место. Но намокшая шерсть стала весить вдвое больше.

4. Перс, турок, араб и грек вместе путешествовали, решили потратить единственную монету на еду. «Хочу ангур» - сказал перс, «хочу изюм» - сказал турок, «хочу инаб» - сказал араб и «хочу стафил» - заявил грек. И они передрались между собой.
А разногласия возникли из-за взаимного недопонимания, хотя все они хотели одного — винограда.

5. Ходжа Насреддин говорил, что может видеть во тьме. Ученики его спросили:
- «А почему же ты по ночам ходишь со свечой?»
- "Чтобы другие не могли столкнуться со мной".

6. Насреддин был среди своих учеников, и один из них спросил его о взаимосвязанности вещей этого мира с вещами идеального измерения. Насреддин сказал:
- «Ты должен понимать аллегории».
Ученик говорит:
- «Покажи мне что-нибудь практически — например, райское яблоко».
Насреддин поднял яблоко и дал ученику. Тот сказал:
- «Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременно должно быть совершенным».
- «Небесное яблоко действительно должно быть совершенным, - ответил Насреддин, - но, учитывая твои нынешние способности вообще и способность судить о небесном яблоке в частности, а так же то, что ты, как и все мы, находишься в этом обиталище разложения, можешь считать, что ты все равно не увидел бы райское яблоко в ином виде».
Ученик понял, что термины, используемые нами для обозначения метафизических вещей, основаны на вещах физического мира. Для того, чтобы достичь другого измерения сознания, мы прежде всего должны установить, как именно следует понимать это измерение.

Воспрепятствовать распространению юмора невозможно.
Суфии впервые употребили кофе, карты, исполнили вальс и т.д. Дервиши и Раймонд Луллий, тамплиеры и розенкрейцеры, философ Бэкон и карты Таро — все эти явления накрепко связаны с суфизмом.
В суфизме существует понятие "бараки" — магической суфийской силы, которая помогает проникать в суть вещей. Человек сохраняет бараку независимо от степени воздействия людей неразвитых. К историям о Ходже Насреддине можно относиться как к шуткам, но они обладают и метафизическим смыслом. Повторение шуток Ходжи Насреддина несёт определенное количество бараки, размышление над ними увеличивает это количество.

Любопытна теория особых органов восприятия «ЛАТАИФ». Их семь, похожи на «чакры» индийских йогов.
По утверждению Идрис Шаха на земле живут четыре тысячи человек, являющихся святыми и не подозревающих об этом.

Прочитайте "Сказки дервишей" Идрис Шаха. Да и сама его книга "Суфизм" - замечательно интересна.
Откуда бы ещё я узнал, что орден Накшбанди - в переводе "Художники"?
Откуда бы мог иметь понятие о мистике суфиев, о Семерых Великих: Абу Бакре, Умаре, Али, Биляле, Ибн Рийяхе, Абу Абдаллахе и Салмане Фарси? А еще есть Четыре Руководителя ("Венца"), Одиннадцать Старцев Передатчиков - именно эти мастера сконцентрировали учение, положившее начало развитию орденов дервишей. И есть практика ханифов.

"Зикр джуз дар рахи муджахид нист;
Зикр дар маджлиси мушахид нист".

"Поминанием занимаются только на пути борьбы;
Не следует искать поминания
и повторения в собрании опытных"
("Окруженный стеной Сад Истины")

И, конечно же, Тарика, что означает более чем Путь или Дорога.
Тарика - это способ делать что-либо, путь как человек (в мистическом смысле).

Самый привлекательный аспект суфизма заключен в той быстроте постижения тайных истин, которую разработал ещё Шейх Шаттар в XV веке, и эта техника передачи знаний сохранена до сегодняшнего дня в Ордене Накшбанди.





Рейтинг работы: 42
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 2156
© 06.10.2009 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2009-111885

Рубрика произведения: Разное -> Философия


Татьяна Долинина       25.07.2010   04:24:06
Отзыв:   положительный
Здравствуйте, Досточтимый Г-н Дилетант,

Мне показалось, что в тексте Вашего трактата не вполне раскрыта заданная тема. Где же Роза? Или "Роза" оказалась столь иносказательной, что в тексте о ней не сказано ни разу? (упоминание о розенкрейцерах, сочтем, не в счет)

Быть может, захотите пояснить?

С надеждой,
от искренней поклонницы алых роз
Сергей Павлухин       26.07.2010   00:33:52

Попросту нет желания (и возможности) раскрывать сложную и поэтическую философскую суть суфизма в коротеньком дайджесте. Те люди, которые на самом деле увлекутся этой темой, будут искать Путь самостоятельно.
В качестве бонуса опять предлагаю две ссылки:

1. https://www.chitalnya.ru/work/32997/
2. https://www.chitalnya.ru/work/33023/

Удачи вам.
Татьяна Долинина       26.07.2010   12:41:58

Спасибо за ликбез в виде бонуса, но, откровенно, я не большая поклонница постмодернистской философии, при всей ее интеллектуальной виртуозности.

Я как-то, по неосторожности, увидела за символом розы не столько «поэтическую» суть, сколько вполне определенную философскую концепцию. Хотела поинтересоваться источниками. Мне как-то не попадалось раскрытие подобного символизма в разрезе концепций суфизма.

Но благодарю за напутствие :)

Удачи и вам
Андрей Елагин       22.06.2010   22:02:55
Отзыв:
А примеры практик?
Сергей Павлухин       23.06.2010   01:28:28

Указывается направление поиска, но никто не может взять другого "на закорки", чтобы нести его к вершине.
На вершину ведёт множество дорог (хоть сама вершина одна). И у каждого - свой собственный путь, со своими трудностями.
Справочного материала по теме можно в Сети накопать массу. Но выбирать должны вы сами.
Андрей Елагин       23.06.2010   14:40:18

Любое учение основано не "тайнах" мироздания, не на правилах жизни , а на практике и методологии их получения. Результат один по-большинству, но тем учения и различны, что многообразием практик позволяют различным людям найти нужное себе.
Просто в статье про Дзен вы привели примеры практик, и если вы дополните примерами данную статью, то будет совсем не худо.
Допустим, что за "коаны" сойдут анекдоты про Ходжу Насреддина, "1001 ночь" и рубаи Омара Хаяма. А вот внутренние глубинные практики? Знаменитый Суфийский Танец? Нужный образ жизни?
Конкретно мне это не надо, но сделайте, пожалуйста, для людей. Суфийские техники очень интересны.
Если есть желание.
Сергей Павлухин       25.06.2010   01:43:23

А почему вы делаете это предложение мне? Займитесь описанием практик сами.
Обычно я пишу именно о том, о чем сам хотел бы прочитать несколько десятилетий тому назад. Если вам интересна именно эта тема - напишите (хоть коротко) об этом.
Успехов вам.
Андрей Елагин       25.06.2010   10:18:13

А почему бы не сделать это предложение вам?...
Я думаю, вы бы отлично справились.
К сожалению, я не могу практиковать всё и сразу. В данный момент я занимаюсь, так сказать, составлением определённого практикума, испытанного на себе, однако до специфических суфийских практик ещё далеко.
Заметил вашу привычку "поднадкусывать" плоды различных религий, но могу вас уверить, что самое вкусное в этих плодах - косточка.
Урнгбреторме       09.10.2009   23:50:00
Отзыв:   положительный
Много пищи для сопоставлений и размышлений. Спасибо.
Сергей Павлухин       10.10.2009   00:41:00

Искренне рад, если сумел вызвать ваше любопытство к этой теме.
Люся ЛИ       09.10.2009   23:03:00
Отзыв:   положительный
Благодарю Вас, Сергей. Ваше эссе познавательно и интересно. Кое-что увидела в новом для себя свете. Спасибо.
Сергей Павлухин       10.10.2009   00:46:00

Решил попробовать конспективно (пунктиром) обрисовать своё понимание сложных философских и теологических проблем. Не знаю, что получится в результате, но хочу написать о своём понимании африканских религий, философии Платона и проч.
Только не знаю: как всё это уложить в маленькие объемы, чтобы не утомлять читателей?
Люся ЛИ       10.10.2009   02:02:00

:))) В данном конкретном случае Ваши мысли не являются утомительными. Во всяком случае, для меня. Не думаю, что тот, кому эта тема интересна, задумается о том, велик объём информации или нет. Лично я почувствовала себя несколько обманутой:))) - на мой взгляд, такие темы требуют большей раскрываемости:)))
С уважением, Л.
















1