Огненный Аввакум


Огненный Аввакум
1.
Вот и всё, протопоп…
    Остаётся сказать: «Вот и всё…»
Крепок сруб и смолён,
    берестой и соломой обложен.
В страхе замер народ.
    Кто-то факелы спешно несёт.
Никуда не сбежишь –
    караул вынул сабли из ножен.

Пустозёрский острог
    многолюден неделей Страстной.
Всех согнали смотреть,
    как сгорит непокорный Аввакум.
«Нелегко умирать
    (вон как вдруг напахнуло весной!)…
Только веры святой
    вам не сжечь, кровожадным собакам!»

«Дай мне, Господи, сил
    испытания перетерпеть!
Я к тебе возношу
    ослабевшие в немощи руки.
Я приму её стойко,
    горящую пламенем смерть!
Ради веры снесу
    даже самые страшные муки!»

«Жизнь не мёдом была,
    а поганой полынью на вкус.
Тело от кандалов
    в ужасающих язвах и шрамах.
Сколько раз погибал –
    но хранил меня Святый Исус.
Хоть страдала душа,
    да не ведала ереси срама».

«Это Никон, стервец, –
    он попрал Патриарший престол,
Полуграмотный пёс,
    испоганил святые заветы.
Ввёл кресты латинян
    вместо осьмиконечных крестов.
Нету веры ему!
    И прощения вечного нету!»

«Сотворить это зло –
    как по храму пройтись нагишом.
Он – Антихрист во всём!
    Он – огромен, стозевен, и лаяй.
Это он повелел
    всем креститься срамным кукишом,
В этом вся его суть –
    не святая, неправая, злая!»

«Люто время, а он –
    всех времён кровожадных лютей.
Самых верных друзей,
    посылал на великие муки.
Патриарший престол
    воздвигал из смертей и костей.
И к церквам протянул
    сатанинские алчные руки».

«Где теперь он? Подох
    как поганый, ободранный пёс.
Сам изгнанья хлебнул
    неизбывною, полною мерой.
И недаром Господь
    чашей щедрой злодея обнёс.
Проклят будь, еретик,
    посягнувший на чистую веру!»
    
2.
Погоди, протопоп!
    Перед тем, как взойти на костёр,
Ты покайся, что сам
    в измышленьях лукавил неправо,
И что длани свои

    ты над Русью святою простёр,
И взалкавших поил
    окаянной словесной отравой.

И покайся в грехе,
    что надменности сущей служа,
От бессильных обид
    и от ярости злобной сгорая,
Вместе с Никоном вы
    запалили великий пожар
По огромной Руси,
    широченной от края до края.

Помнишь, с Никоном вас
    как достойных людей приласкал
Государев духовник,
    мудрейший Стефан Вонифатьев.
Вы ж явили собой
    неприятия волчий оскал.
Нет страшнее вражды,
    если ссорятся ближние братья.

Где дерутся за власть –
    милосердье уже не в чести.
Кто взывал жечь огнём
    павших вдруг в «еретическом блуде»?
И уж если дано
    за собою народ повести,
Надо думать о том,
    что затем неизбежное будет.

Может, жаждали вы:
    аллилуйю для вас пропоют.
Только проку с неё
    для обоих не так уж и много:
Кто до неба хоть раз
    возвеличил гордыню свою,
Тот как жалкий слепец
    навсегда отвернулся от Бога!

Ты, Аввакум, скажи,
    только честно, как есть, на духу,
Разве книги доныне
    не правил никто на соборах?
Так какого рожна
    оба стали нести чепуху,
Словно истина есть
    в оскорбленьях и долгих раздорах.

Никого никогда
    невозможно вернуть в старину.
Но и чушь латинян
    навязать нам не в чьей-либо власти.
Вы же с Никоном враз
    раскололи большую страну,
Православный народ
    разодрали на многие части.

В чём же правда, ответь,
    если только в сложеньи перстов,
То ведь в книгах о том
    толкования нет никакого.
Там описан во всём
    искупительный подвиг Христов,
Остальное – всего лишь
    плоды измышленья людского.

3.
А врагам у Руси
    несть числа, ты и сам посмотри:
То поляки попрут,
    то татары взалкают, то шведы.
Только внешних врагов
    всех страшнее – враги изнутри.
И от этих врагов –
    наши самые главные беды.

На Руси испокон
    существуют три страшных беды,
Разъедают страну
    три огромных поганых напасти,
В волчьей сути своей,
    в ярой алчности выгод и мзды –
Воровство, кумовство
    и ещё вседозволенность власти.

Если выхода нет
    из убожества и нищеты,
Если радости вместо –
    беда по хребту коромыслом,
То народ восстаёт,
    и тогда полыхают бунты.
Да в итоге от них
    ни подмоги, ни пользы, ни смысла.

Как похмелье придёт
    после ухарских дней удалых –
Вдосталь всем батогов
    молодецких, с оттяжкой, с размаху.
Для кого-то – острог,
    и кому-то навек – кандалы,
А кого – под топор
    к палачу на широкую плаху.

От Христовых времён
    не стихает война за умы.
Но любая война
    изначально пропитана ложью.
Лишь святая Любовь
    нас способна очистить от Тьмы.
И наполнить весь мир
    предназначенным Промыслом Божьим.

Для чего, протопоп,
    я никак не пойму, хоть убей,
Вместе с Никоном вы
    непотребно затеяли смуту,
Чтобы сильная Русь
    стала в распрях намного слабей?
От большого ума?
    Или выгодно было кому-то?

Друг на друга по-зверски
    обрушившись яростью всей,
Обернулись хотя б
    перед тем, как порушите братство.
Вон – на вашу вражду
    самодержец Руси Алексей,
Глаз прищуря, глядит
    с затаённо довольным злорадством.

Это он вас стравил
    меж собой как цепных кобелей.
И пока друг на друга
     вы лаяли столь бесшабашно,
По тишайшему лил
    верноподданным в уши елей,
Гладил тихо и мягко,
    но бил до безбожия страшно.

Ты ведь верил в него?
    А всё кончилось ссылкой в острог.
До тебя добрались
    далеко не библейские страсти.
Ты раздором своим,
    по-медвежьи усердно помог
Разделенью людскому
    на непримиримые части.

Никон – главный раскольник,
    нещадно поправший закон!
Он бесчинства творил,
    учинял и враньё, и интриги.
Ковырял с наслажденьем
    глаза у старинных икон
И сжигал без зазрения
    старопечатные Книги.

Да, из Никона дурь
    так и хлещет наружу! Бог с ней!
Он на самом краю
    у бездонной губительной кручи.
Ну а ты-то чего? –
    ты ж его многократно умней!
А от Господа всяк
    по заслугам достойно получит!

Вот бы с Никоном вам
    не блажить, удила закусив,
Не блудить в словесах
    и не слать друг на друга проклятья,
А смиренно и кротко
    молитву во славу Руси
Сообща сотворить
    как Христовым и истинным братьям.

Эх, как много могли б
    благодатного сделать вдвоём!
И тогда б на Руси
    не случилось такого разброда.
Только каждый из вас
    твердолоб в исступленье своём,
В заблужденье вводя
    превеликую уйму народа.

Непотребство в речах
    развели – хоть святых выноси.
А словесный разврат –
    то занятье духовно убого.
Хоть почётно порой
    страстотерпцами быть на Руси,
Да не всякие страсти
    бывают ниспосланы Богом.

Если вместо мостов
    возводить меж людьми частокол,
Если души питать
    ненасытной и бешеной злобой,
То проляжет бедой
    это страшное слово – раскол.
Что, Аввакум, молчишь,
    опровергнуть хоть что-то попробуй…

Вон солома торчит
    во всклочённой твоей бороде.
Ты готов умереть
    ради веры и ради идеи.
Для одних ты – герой,
    для других – непокорный злодей.
А ведь было не раз,
    что в героях ходили злодеи.

Не судья я тебе,
    но твоё беззаконие в том,
Что дорогою в ад
    оказались стремленья благие.
А проклятый раскол
    повторить возжелают потом
Уж другие Аввакумы,
    Никоны – тоже другие.

Протопопы иные
    нещадно разрубят страну,
Раскромсают народ
    безраздельно на белых и красных.
И развяжут в стране
    непотребно лихую войну.
Брат на брата пойдёт,
    убивая друг друга напрасно.

4.
Вот теперь испытай
    на себе, «аз истошно воззвах»,
С дымом вдосталь хлебни
    беспощадный огонь очищенья.
Даже малых детей
    жгли нещадно в таёжных скитах –
Деток малых, ты слышишь?! –
    и с вашего всё наущенья.

И ещё я спрошу
    откровенно и прямо, прости:
Вы по зову души
    иль по сути своей изуверы?
Если весь свой народ
    ради веры вконец извести,
Кто ж тогда понесёт
    по земле православную веру?!

Через кровь и огонь
    по колено, не глядючи, вброд…
Из какой же, скажи,
    вы тогда живодёрской породы?
Если прямо, вперёд
    на погибель ведёте народ,
То страшнее, чем вы,
    не найдётся врагов у народа.

Всё, Аввакум, пора,
    вот он, час твой последний пришёл.
Ждёт народ от тебя,
    что ты скажешь ему в назиданье.
И покайся не словом –
    покайся своею душой,
Ведь нельзя умирать
    православному без покаянья.

Что молчишь, протопоп? –
    смерть однажды приходит всерьёз.
Что глядишь на толпу,
    распахнув воспалённые веки?
Над своей головой
    исступленно двуперстье вознёс:
– Все молитесь вот так!
    И спасение будет вовеки!

Ты и Никон – два камня,
    и время – одно на двоих.
Но от вашей грызни
    Русь потом отрезвеет не скоро.
А в Писании как:
    «По плодам их узнаете их».
И плоды ваши в том,
    что вы стали камнями раздора.

Что ж, Аввакум, прощай,
    скоро факелом сам полыхнёшь.
Ветер пепел развеет
    по тундре печорской далече.
И на целых три века
    пребудут гоненья и ложь,
И виною всё вы –
    потрясений кровавых предтечи!..

5.
Вы нещадны в словах,
    но я тоже не в силах молчать.
Если вижу на чьих-то
    бессовестно «праведных» рожах
Так знакомую ныне
    раскола лихую печать,
Ту, что сутью своей
    на клеймо от Иуды похожа…

_______________________________

Примечания.
Аввакум (в старой традиции и у старообрядцев ударение на втором слоге) Петров – протопоп, противник церковной реформы патриарха Никона XVII века, духовный писатель. Казнён властями в Пустозёрске 14 апреля 1682 года. Вместе со священником Лазарем, дьяконом Федором и иноком Епифанием сожжён в срубе.и
Ни́кон (мирское имя Никита Минин (Минов) – московский патриарх, взявший себе титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх», также и титул Великого Государя. В 1666 году поместным судом русской Церкви был низвержен и как простой монах сослан в Ферапонтов Белозёрский, а затем в более строгий Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году ему было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. По пути, уже тяжело больной, он скончался 17 августа того же года.
Раскол – противостояние сторонников реформ патриарха Никона и его противников. Страшным последствием раскола явились гари – массовые самосожжения старообрядцев. На протяжении трёх веков старообрядцы подвергались жесточайшим гонениям. Лишь в ХХ веке официальная русская православная церковь признала эти гонения ошибочными. 12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

г. Усть-Каменогорск

Фото http://www.slavyanskaya-kultura.ru/images/13269646...






Рейтинг работы: 760
Количество отзывов: 73
Количество просмотров: 922
© 18.08.2014 Илья Кулёв

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика гражданская
Оценки: отлично 100, интересно 4, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 119 авторов


Ида Вагнер       24.08.2016   14:01:17
Отзыв:   положительный
Глубоко копнул, Илья! За что тебе полагается низкий поклон. Вроде и было давно, а мир между староверами и поповцами не наступил. Достоверно согласно историческим документам и читается с большим интересом. Замечательно, что в поэме прозвучали некоторые слова, употребляемые в старину и почти забытые в наше время.
И понравилась еще одна сторона твоей поэмы, где с болью пишешь о том, что народ свой единокровный стравливали и уничтожали во все времена, а это уже безбожие, полагаю.
Тема прозвучала как колокол!
С восхищением и уважением!


Владимир       23.08.2016   23:01:31
Отзыв:   положительный
Из тьмы истории идут,
нагие мысли... Душат...
И мой... незнания редут
В который раз... нещадно рушат!


Благодарю, Илья, что обратил меня к... прошлому своими строками!
Илья Кулёв       24.08.2016   01:22:55

Володя!
Чрезмерно рад тому, что ты заглянул в гости!
Вот написал про Аввакума, но, наверное, ещё не до конца всё-таки осознал то, что сам написал.
Историю вспять не повернёшь, но заново осмыслить можно.
Player...       20.08.2016   14:04:11
Отзыв:   положительный
Много нового узнал, спасибо)
с искр. ув.

Среди веков Русь снится...
Спать на дыбе, поди вон?
За концы...
Сокол плакал, на кол он-
То гонцы...
Полем колокольный звон-
Бубенцы...
За тройкой колесница...
Вдали парус удальцам?
Вех ветра...
Удаль кровяным тельцам-
В век Петра...
Рубить головы стрельцам-
Да с утра...
Плач за собачьим лаем...
Илья Кулёв       22.08.2016   16:41:15

Юрий!
Немного запоздал с ответом.
Но отметил, что благодаря твоему визиту и твоему отзыву,
число просмотров моей страницы 28.08.2016 г.
достигло 340.000!
Поздравляю тебя и себя с таким небольшим юбилеем!
По традиции, существующей в Избушке, тебе полагается подарок.
Он уже на твоей странице.
Творческих удач!


Nonna UndOzerova (Nonkin)       31.07.2016   12:21:44
Отзыв:   положительный
Вещь! Огромный труд... Сижу вся в "мурашках". Илюшенька (прошу прощения, может, и не позволительно, но вот ТАК захотелось назвать, да просто мой сын - Илья), это произведение - такая глыба. Мыслей много, но основная, которая во мне живёт: вера должна быть! Но вера человека или сообщества (неважно, какая, их много на свете, хотя в каждой, в каждой, одни и те же главные заповеди, как и ты считаешь, судя по комментариям) не должна никому другому насаждаться! Это - грех. "Полюби ближнего своего, как себя самого!" Не понимаю и не приемлю фанатизма, от него все войны и беды на Земле! Фанатик сродни Злу. Благодарю за то, что поделился этим мощным и по силе, и по слову, произведением! Обнимаю, только ментально и могу обнять, зато - от всей души! С ОГРОМНЫМ уважением, Нонна.
Андрей Синицкий       11.10.2015   18:56:30
Отзыв:   положительный
Очень серьёзная вещь, Илья!
Понравилось!

С уважением, Андрей.
Геннадий Ястребов       13.09.2015   15:41:14
Отзыв:   положительный
Илья, не хотел писать, но, прочитав ВАШУ работу, я поймал себя на мысли, что нахожусь в полном замешательстве. Я не знаю, как охарактеризовать ее. ВЫ все перевернули, поставили с ног на голову. В Вашем произведении патриарх Никон и колодник Аввакум поставлены на одну чашу и, как равные, ведут спор о чистоте веры. Хотя Никон в это время был у трона вместе с царем повелевал народом, а, гонимый ими Аввакум, мыкался с семьей по далекой Сибири. Однако ВЫ утверждаете, что именно от непримиримости Аввакума и Никона идут беды по православной Руси. И что интересно, Аввакум в этом преуспел более, чем облеченный властью Никон. Это Аввакум, вопреки воле царя и патриарха не прогнул угодливо спину под нужным углом, это он продолжал жить по заветам отцов, прадедов и не принимал противоречащих, и даже крамольных исправлений Священного писания. Не потому ли, как показалось мне, Вы с большой готовностью могли бы еще раз поджечь костер под опальным протопопом. Так, для надежности и для общего блага последующих поколений. Не понимаю, откуда такая жестокость? Разве можно произвольно смещать акценты, и судить о героях по искаженной же ВАМИ картине... А где царь-батюшка. Насколько я знаю, Алексей Михайлович, этот помазанник Божий, который по определению должен следить за чистотой в своем доме. А он в роли стороннего наблюдателя "глядит на вражду с затаенно довольным злорадством". Он что, ссорами подданых тешится?... Парадокс... А разве не Алексей Михайлович повелся на лживые посулы зарубежных "кидал" и посеял раскол, а по сути, развязал гражданскю войну. Никон же в его руках был хоть и строптивым, но верным орудием. Властолюбивое желание царя и патриарха Никона, основанное на идее мирового православного царства, "Москва-третий Рим" и были первопричиной церковных реформ расколовшей русское общество. Но у ВАС все наоборот, царь стоит особняком, вроде, как и не правит, а все грехи перекинуты на Аввакума и в меньшей степени на Никона.... Насколько мне известно, Аввакум-то как раз и противостоял расколу, он противился нововведениям Никона, поскольку видел в них беды, а для царя потерю трона. Это пророчество, как показывает история, впоследствии полностью подтвердилось. И напрасно историки, в угоду правящей верхушке, приклеили Аввакуму имя раскольник. Он им никогда не был. Раскольники - это Никон и Алексей Михайлович Тишайший. (В тихом омуте черти водятся). Придворные историки перепутали причину и следствие. Илья и ВЫ тоже все перевернули, что вызвало во мне недоумение. Извините, но я вижу события тех лет с другой позиции. Не исключаю, что и моя точка зрения не совсем правильная, и все же я не могу присоединиться к одобрительным отзывам ВАШИХ почитателей... Извините.... Не обижайтесь на меня... История и без того нуждается в правках...
Илья Кулёв       17.08.2016   10:03:25

Геннадий!
Во-первых, благодарен за столь содержательный отзыв!
Во-вторых, полностью согласен с тем, что вообще была обойдена роль царя Алексея Михайловича (Тишайшего).
Благодаря столь серьёзным замечаниям, добавил то, что было так необходимо.
В-третьих, именно Алексей Михайлович и Никон стали главными раскольниками не только веры, но и государства.
Сегодня тоже наблюдаются попытки разодрать страны изнутри идеологией.
И это уже напоминает историю, которую хотят повторить...
Прошу прощения за столь долгое молчание.
Геннадий Ястребов       17.08.2016   16:29:50

Илья, спасибо за ответ. Но похоже, я не смог донести до ВАС своей мысли. В Вашей работе протопоп Аввакум так и остался первопричиной раскола. Я еще раз внимательно прочел Ваш труд, и вновь убедился, что ВЫ считаете, что именно Аввакум вместе с бывшим приятелем Никоном и посеял раздор в стране и разделили народ. А царь-батюшка, как голубь мира, всегда хорош, горячо любит подданных, и огорчается по поводу разногласий между Аввакумом и Никоном...

"...Для чего, протопоп,
я никак не пойму, хоть убей,
Вместе с Никоном вы
непотребно затеяли смуту,
Чтобы сильная Русь
стала в распрях намного слабей?
От большого ума?
Или выгодно было кому-то?..."

У Вас так и остались перевернутыми исторические факты... Разве мог Аввакум, будучи заточенным в Сибирских острогах, сильно влиять на политику в Государстве. Ведь в то время не было средств массовой информации, через которые он мог бы активно агитировать православный люд против нововведений царя и Никона. Напротив, на одну дорогу до Байкала и обратно уходило три года, и уж сколько пришлось бы Аввакуму ждать,чтобы донести свою мысль до народа. Но по ВАШЕМУ получается, что при Алексее Михайловиче Аввакум всю РУСЬ баламутил берестяными письмами? Это сколько ж возов бересты ему нужно было исписать в земляной тюрьме, чтобы отправить их во все уголки земли русской концы земли русской. У Вас Аввакум стоит на первом месте , чуть ли ни он управляет Государством, это из острога-то !!! ... Какая-то несуразица, у ВАС колодник, поставлен выше царя-благодетеля... Разве такое бывает?... Но даже если допустить невозможное, то каким образом, будучи столь влиятельным, Аввакум отправил самого себя и свою семью в ссылку... Парадокс...
По моему мнению, православный народ, горячо любящий свою страну, восстал против нововведений (читай, инноваций) царя и его сподручного антихриста-Никона. А Аввакум выражал их взгляды. Так вот, это противостояние, которое породил блестящий стратег Алексей Михайлович с дружком Никоном , продолжается и по сей день... Аввакум-то, боролся против раскола.... Впрочем, зачем я все это пишу?... Ведь литературы и без моих рассуждений достаточно, остается только сопоставить факты и сделать выводы...
Илья, извините, если слишком резко выразил свою точку зрения... Этот вопрос до сих пор плохо освещен. Исторические факты почему-то до сих пор прячутся...
Относительно Ваших слов в отклике:... "В-третьих, именно Алексей Михайлович и Никон стали главными раскольниками не только веры, но и государства.
Сегодня тоже наблюдаются попытки разодрать страны изнутри идеологией.
И это уже напоминает историю, которую хотят повторить..." Я полностью согласен...
С уважением, Геннадий Ястребов.
PS: Илья, просьбы, уберите, пожалуйста, отклик неавторизированного пользователя. Под его именем опубликован мой отзыв. А у меня, что-то программа глючит..... Всего ВАМ хорошего. Не обижайтесь...
Александр Белов       11.05.2015   12:20:15
Отзыв:   положительный
Илья, замечательно, сильно, интересно, долговременно, талантливо, поучительно! Дабы не повторяться, присоединяюсь к другим положительным отзывам!
Желаю дальнейших творческих успехов!
С уважением
Александр.
ArtRoman       18.04.2015   22:46:32
Отзыв:   положительный
Солидно!
Читал с большим удовольствием.
Благодарю Вас за полученные впечатления.

С уважением,
ArtRoman
Илья Кулёв       23.04.2015   05:26:46

Дорогой Роман!
Благодаря твоему визиту на мою страничку и оставленному отзыву, число просмотров моей страницы достигло 285.000!
Поздравляю тебя (и себя тоже) с этим событием!
По традиции, существующей в Избушке, тебе полагается подарок.
Он уже тебе доставлен!


Николай Воротняк       03.04.2015   11:08:50
Отзыв:   положительный
Грандиозно, Илья!.. Грандиозно и талантливо!..
Как актуально звучит сегодня это, когда такое творится между нашими странами:

"Эх, как много могли б
благодатного сделать вдвоём!
И тогда б на Руси
не случилось такого разброда.
Только каждый из вас
твердолоб в исступленье своём,
В заблужденье вводя
превеликую уйму народа..."
Надежда АЛАЯ       05.02.2015   15:20:21
Отзыв:   положительный
Великолепная поэма, Илья!
Где видна вся твоя кричащая от боли душа,
где я поняла, что ты свято веришь в Бога

От Христовых времён
не стихает война за умы.
Но любая война
изначально пропитана ложью.
Лишь святая Любовь
нас способна очистить от Тьмы.
И наполнить весь мир
предназначенным Промыслом Божьим.

Спасибо!!!
С теплом и признательностью, Надежда.


Илья Кулёв       05.02.2015   17:53:01

Наденька!
Благодаря твоему визиту и отзыву, число просмотров моей страницы достигло 275 000.
А число просмотров этого произведения - 500.
С чем тебя и себя поздравляю!
По традиции, существующей в Избушке, тебе полагается подарок.
Он уже на твоей странице.
Творческих успехов тебе, здоровья и благополучия!


Владимир Семизаров       01.02.2015   08:59:12
Отзыв:   положительный
Серьёзная работа! Это - поэма. Написана мастерски! Жаль, что я могу оценить только художественную ценность произведения.
Наталья Котикова       20.01.2015   18:13:38
Отзыв:   положительный
Илья, просто нет слов!
Очень талантливо, сильно.
Такие стихи не забудешь.
Так получилось. что я сейчас читаю много литературы по истории Православия на Руси.
Стихи и мысли в них меня заставили не просто констатировать исторические факты, а прочувствовать то, что происходило с Россией в то время.
Но, прочитав стихи, понимаешь, что это и о нашем времени.
Спасибо за Стихи( с большой буквы).
Михаил Скубилин       20.01.2015   04:58:14
Отзыв:   положительный
Глубокая и серьёзная вещь, Илья! С мощным посылом к истокам, через совесть... Через душу. Спасибо!
Игорь Лебедевъ       18.01.2015   11:37:23
Отзыв:   положительный
Спасибо Вам большое!..
Нина Захарова       29.12.2014   21:55:41
Отзыв:   положительный
Очень глубокая, интересная и объёмная работа!

С наступающим Новым годом, Илья!
Пусть он будет незабываемо счастливым!
Счастья и любви тебе!
Вдохновения!
Удачи во всём!!!


Борис Бочаров       26.12.2014   11:43:25
Отзыв:   положительный
Сильно написал, Илья. С ув. ББ
Владимир Люсин       24.12.2014   15:51:36
Отзыв:   положительный
Серьёзная работа, понятая мной только "на веру" в автора!
Круто! Спасибо, Илья!
А я сейчас вспомнил один стишок у себя, мнение о котором
от соседа было бы интересно
http://www.chitalnya.ru/work/225023/

С теплом, Владимир
Надежда Кутуева       13.12.2014   14:24:28
Отзыв:   положительный
Восхищена твоей работой, Илья!
Это настоящая поэма, серьёзный исторический труд,
повествующий о трагических страницах
истории нашей страны.
Таёжник       09.12.2014   11:48:16
Отзыв:   положительный
Да... Илья! Сложное ты произведение написал. Это же сколько надо знать и в архивах рыться?! У меня была семья Миковых, из староверов, что на Енисее, в друзьях. Странные они, порой как дети, но интересные!!!Удачи тебе!
Татьяна Кочарян       03.12.2014   07:05:11
Отзыв:   положительный
Отрывок истории, эпохи. Какая сила духа, стойкости, Веры.
Всегда сложно сталкиваться с серьёзными вещами, они требуют знаний, переосмысления, терпения в конце концов.
Для меня было главным то, что это стихотворение - поэма увело меня, заполнило своим настроением.
С теплом Таня.
Кеша Северный       29.11.2014   23:07:27
Отзыв:   положительный
Круто ...
Но народ... мудрее...как гнойник выдавит...несвойственное добру и чистым мыслям...и не оставит заблудщего от причащения...излечит от похмелья...Жаль...павших...горящих свечою другим...в пути к святости...и добродетели...коими жизнь продолжается...
С уважением...
София Киларь.       28.11.2014   20:31:30
Отзыв:   положительный
И ещё я спрошу
откровенно и прямо, прости:
Вы по зову души
иль по сути своей изуверы?
Если весь свой народ
ради веры вконец извести,
Кто ж тогда понесёт
по земле православную веру?!.............как пронзительно,глубоко и правдиво,Илья,всё что вы написали...это огромный,серьёзный труд-целая поэма,которую надо читать и перечитывать несколько раз и размышлять,потому что подумать тут есть о чём...история,как мы знаем,повторяется....а значит и расколы и предательства и ложь-всё это есть и будет(к сожалению)Спасибо Вам и низкий поклон за о,что Вы для всех нас сотворили-это важно и нужно всем нам!!!София


Виталий Подлевских       28.11.2014   07:32:49
Отзыв:   положительный
Потрясающая работа!
"Только внешних врагов всех страшнее - враги изнутри.
И от этих врагов - наши самые главные беды".
С уважением, Виталий.
Светлана Ромашина       27.11.2014   18:30:13
Отзыв:   положительный
Через кровь и огонь
по колено, не глядючи, вброд…
Из какой же, скажи,
вы тогда живодёрской породы?
Если прямо, вперёд
на погибель ведёте народ,
То страшнее, чем вы,
не найдётся врагов у народа.
Илья,ПОТРЯСАЮЩАЯ РАБОТА! Просто слов нет выразить своё восхищение! Я ещё под впечатлением! Спасибо за прекрасную работу!!!


Людмила Володина       26.11.2014   14:05:23
Отзыв:   положительный
Если прямо, вперёд
на погибель ведёте народ,
То страшнее, чем вы,
не найдётся врагов у народа.

- Спасибо!!! Впечатляюще и пронзительно!!! С теплом сердца!!
Неавторизованный пользователь       10.11.2014   00:49:03

Потрясена, восхищена!Это умная, познавательная, удовлетворяющая самых придирчивых критиков поэма-событие в литературе.Спасибо! Поделюсь с другими поэтами на ближайшем заседании.Поэты в России спорят о православии, язычестве, духовном состоянии общества и часто споры заканчиваются ничем.На Ваше творение можно опираться - в нём есть безусловные истины и Ваша мировоззренческая позиция мне близка, понятна, нова, своевременна.Спасибо ещё раз.
Ирина УсКаманская       09.11.2014   20:04:17
Отзыв:   положительный
благодарю Илья за экскурс в историческое прошлое,написано потрясающе...сильно, а главное доступно...прочитала на одном дыхании!как же это актуально сегодня!
Но любая война
изначально пропитана ложью.
Лишь святая Любовь
нас способна очистить от Тьмы.
И наполнить весь мир
предназначенным Промыслом Божьим.
тяжело донести Любовь ....чтоб вот так все...да миром,но Русь испокон держится на Любви народной и этим ее не сломить!!с восхищением Ирина!


Татьяна Овчинникова       01.11.2014   20:37:06
Отзыв:   положительный
Очень серьезная работа! Есть о чем подумать. А не это ли самое главное предназначение поэзии???
СПАСИБО!
Lyudmila Korneva       31.10.2014   22:05:18
Отзыв:   положительный
Потрясающая поэтическая поэма. История религиозного
раскола 17 века... а, как же актуально звучит всё это!
" Только внешних врагов
всех страшнее - враги изнутри.
И вот тут далеко
до какой-либо славной победы."
Большое Вам спасибо, Илья, и низкий поклон
за мощное произведение.
С искренней благодарностью, Людмила.


Надежда Веркина       10.10.2014   20:21:41
Отзыв:   положительный
Очень серьёзная и сильная работа, глубоко прочувствовано время. Интересно читать, спасибо!
Всего самого доброго и светлого!


Анатолий Канарский       19.09.2014   23:50:45
Отзыв:   положительный
Илья, серьёзная и актульная поэма!
Прочувствовал эпоху! Спасибо!
Евгений Никитин       15.09.2014   17:26:21
Отзыв:   положительный
Илья! Рад за тебя! Господь послал тебе необыкновенные по силе стихи! Это настоящая поэзия! Спасибо большое!
Ирина Фетисова (Мullerson)       15.09.2014   02:43:07
Отзыв:   положительный
Илья, я читала и перечитывала, и в растяжку и взахлеб, и сравнить мне Ваше потрясающее произведение
просто не с чем - Вы написали на века. Все стихотворение-поэму можно разобрать на высочайшего класса
цитаты, современные, до неимоверности. Спасибо и низкий поклон,
С уважением, Ирина
ALEXANDER SIROTINSKII       09.09.2014   23:22:58
Отзыв:   положительный
Добрый вечер, Маэстро!Непонятно, за что вместе с Аввакумом сожгли других старообрядцев, если причиной казни стали светские преступления одного Аввакума. Наконец, невероятно известие, что старообрядцы мазали дегтем царские гробы. За никонианские реформы был ответственен только один покойный царь Алексей Михайлович. Все предыдущие цари почитались старообрядцами как благочестивые монархи и только в качестве таковых упоминались в старообрядческих сочинениях.
Виардо       05.09.2014   01:25:28
Отзыв:   положительный
Илья, добрый вечер.Ух ты! Фундаментально!
Бесценно. При этом легко читается,каждая грань отточена.
Вникнув в суть, преподнести вещь в такой красивой огранке рифм.
Обнимаю великого с трепетом


Геннадий Евс       31.08.2014   10:39:45
Отзыв:   положительный
Крупномасштабная работа, Илья!!!
Елена Чичерина       31.08.2014   09:32:06
Отзыв:   положительный
Илья, кто же даст ответ, как противостоять лжи. какими словами скреститься с ней...Может, само слово потеряло силу... Война за умы во все времена завершается войной...перепрограммированных мозгов. Земля шепчет, подсказывает, но уши к земле всё реже прикладывают люди.
Правду говорят твои строки.


...От Христовых времён
не стихает война за умы.
Но любая война
изначально пропитана ложью.
Лишь святая Любовь
нас способна очистить от Тьмы.
И наполнить весь мир
предназначенным Промыслом Божьим.
С уважением
Е.
Лина Черницкая       30.08.2014   22:51:53
Отзыв:   положительный
Таких полноценных по теме и объему работ, ещё не читала здесь.
Видна рука мастера глубоко
копнувшего в историю и в прекрасной, доступной форме преподнесшего материал. Читается на одном дыхании. Илья, Вы Мастер слова! Спасибо, очень познавательно и своевременно.
Рудольф Сергеев       29.08.2014   00:04:58
Отзыв:   положительный
А во всем г.Бог виноват, ибо по словам того же Аввкума: "Выпросил светлую Россию у бога сатана". -Так не надо было переуступать страну дьяволу, тем более, что по уверениям верующих россииян, Россия- самая "правая" по своей вере страна. И надо же, какой конфуз, все-таки, переуступил. Самую правую!

Я бы добавил, что эта "переуступка" и приняла форму "Православия", от него все исторические беды страны, не исключена и последующая её окончательная гибель, если оно возобладает.

Приведенный рисунок использован в моей статье, можете заглянуть: http://www.chitalnya.ru/work/1086628/
Илья Кулёв       29.08.2014   08:36:33

Рудольф!
Если честно, то ожидал нападок как со стороны старообрядцев, так и со стороны никониан.
А тут - откровенный выпад против православия вообще.
Прошёлся по ссылке. Лизу Обителеву не приемлю вообще, поскольку религиозный фанатизм сродни мракобесию. Впрочем, как и атеистический фанатизм.
Атеизм как отрицание Бога - это своего рода тоже форма религии. Вера в то, что Бога нет. И всего лишь. В этом вся разница между верующим в Бога и атеистом.
Довкинс был прав в том, что не существует такой вещи, как «умеренная религия». Оборотной стороной любой религии по определению является фундаментализм. Который в жизни частенько проявляется весьма кроваво. Говорить, что возможны религии без «тёмной стороны», утверждать, что у монетки или медали есть только одна сторона. Нет защитных механизмов, отсеивающих социально-дезадаптивные убеждения.
Я уж молчу про всяких кришнаитов, сайентологов и мормонов. Беда большинства религий - эгоизм и эгоцентризм. Есть Истинная Вера, и есть остальные - в лучшем случае, заблуждения, а скорее всего диавольские вражеские козни. Миру и дружбе такой подход конечно же не способствует.
Ни в коей мере не берусь утверждать, что среди атеистов отсутствуют сумасшедшие, фанатики, самодуры, напрочь отрицающие возможность существования иных миров, полевых форм жизни, внеземного разума, информационного поля.
С мракобесием и фанатизмом бороться тяжело, почти невозможно. На фанатиков не действуют доводы разума. Объективности ради: в последние времена мне ни разу не встречались православные фанатики, а всё больше мусульмане или сектанты, типа Свидетелей Иеговы, иже с ними - атеисты.
Сейчас не просматривается какой-либо значимой общественной идеи, которая могла бы охватить массы и сплотить их. Нет ничего сопоставимого по своим масштабам с тем, чем в своё время являлась коммунистическая идеология, а до неё - православная.
Сегодня мораль исковеркана. Руси требуется духовная скрепа. В своё время такой скрепой и явилось православие. Но в наше время православное священство, увы, обеспокоено больше золотыми куполами, чем истинной духовностью.


Птица Гала       26.08.2014   22:36:12
Отзыв:   положительный
ПОТРЯСЕНА!!!
Любовь-КАЗАЧКА       26.08.2014   16:22:36
Отзыв:   положительный
На Руси испокон
существуют три страшных беды,
Разъедают страну
три огромных поганых напасти,
В волчьей сути своей,
в ярой алчности выгод и мзды вР‚"
Воровство, кумовство
и ещё вседозволенность власти.
ИЛЮША ДОРОГОЙ! БЛАГОДАРЮ ЗА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ПРЕКРАСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ .ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТРЯСНО!!!ЧИТАЮ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ, РАЗОШЛЮ ПО ВСЕМ САЙТАМ !С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ .КАЗАЧКА
Олег Koshaki Гетьманцев       24.08.2014   22:47:41
Отзыв:   положительный
Отличная лирика историческая. Редкость такое.
Много мыслей интересных и грамотно изложенных.
Вадим Азорин       24.08.2014   20:33:08
Отзыв:   положительный
Илья!
Впечатление сильнейшее!
И параллели с сегодняшним днём очень ощутимы.
С признательностью
Ольга Удачная       22.08.2014   23:24:02
Отзыв:   положительный
Спасибо, дорогой Илья,за мощную и очень масштабную работу!!!
Прочитала на одном дыхании, каждое слово - истина, из противоборства истин получается АД! Но ТАК переосмыслить давний раскол между Никоном и Аввакумом... и именно сейчас... Низкий поклон тебе,Илья, за то что поднял эту тему!
На Руси испокон
существуют три страшных беды,
Разъедают страну
три огромных поганых напасти,
В волчьей сути своей,
в ярой алчности выгод и мзды –
Воровство, кумовство
и ещё вседозволенность власти.
Просто не в бровь,а в глаз попал,Илья.Меня всегда терзали мысли,почему жгли,казнили и убивали во имя Бога?И ведь это было во всех странах и в Англии и во Франции и у нас в России.ПОЧЕМУ БОГ ПОЗВОЛЯЕТ ЭТО? Почему не вмешивается и не наставляет на путь истинный своих чад?Когда по Т,В, священник ответил на вопрос:"Почему Бог допускает насилие над детьми?""Чтобы показать в какого зверя превращается человек без Бога в душе." Меня это возмутило.Значит Бог сам жесток,если допускает такое?
Очень трудная тема и своевременная.С поклоном,Ольга


Тереза Шатилова       21.08.2014   00:12:24
Отзыв:   положительный
Грандиозно, глубоко и невероятно эмоционально.
Столько мыслей, вихрем, при прочтении...
Спасибо огромное за такое творение, Илья!!!
С уважением и теплом - Терри
Александр Чжоу       21.08.2014   00:09:42
Отзыв:   положительный
Необычайно мощно и современно звучит!
Причины раскола были глубинные - скрытая борьба духовной и светской власти, закрепощение крестьян,
геополитические устремления Алексея Михайловича и Никона в присоединённой Украине, и здесь негативную роль сыграли украинские и греческие иерархи. Илья, Вы абсолютно правы - Раскол стал началом русской трагедии ХХ века,
и сейчас мы должны сделать всё для возрождения нашего духовного единства.
Спасибо!
Илья Кулёв       05.02.2015   17:42:16

Саша!
Спасибо за визит и отзыв!
Подоплёка раскола описана в научной и теологической истории неоднократно.
Тут не обошлось без украинских и греческих "бесов", склонных к латинянам.
Ты прав насчёт духовного единства.
События на Украине сплотили русский народ.
Но США и Запад усиленно продолжают вбивать клин.
Такие вот параллели...


Геннадий Ростовский       20.08.2014   23:23:29
Отзыв:   положительный
Замечательная вещь и соответствующие искренние отзывы. С удовольствием даю в редакторский анонс. И опубликую на странице Избы в Фейсбуке.
Илья Кулёв       05.02.2015   17:34:44

Спасибо, Геннадий!
Признание радует!


Людмила Клёнова       19.08.2014   21:12:00
Отзыв:   положительный
Спасибо, дорогой Илюша!
Масштабная и мощная работа...

"Остров любви" Нагибина начинается именно с "Огненного протопопа".
Там несколько другой взгляд...
Но у каждого своё видение темы, конечно...
Илья Кулёв       05.02.2015   17:02:12

Лю!
Сейчас работаю над романом о жизни старообрядцев.
Судьбы человеческие - это судьба всего народа!


Людмила Клёнова       05.02.2015   17:13:07

Ой, сложную работу ты затеял, Илюша...
Но - удачи тебе и вдохновения!
Бог в помощь!
Илья Кулёв       05.02.2015   17:36:42

Закончу первую книгу - выставлю в сокращении главы в Избушке.
Спасибо за пожелания!


Инка Орлова       19.08.2014   07:47:26
Отзыв:   положительный
Очень сильно. Я понимаю, что вам близка церковь Сергия Радонежского, но нужно понимать, в каких условиях Сергий пытался сохранить ведическую веру предков. Представить себе, что Сергий считал Исуса сыном Рода я не могу, так же, как и то, что он вообще допускал наложение на себя крестного знамения, хотя даже прикольно представить себе, как можно на себе нарисовать восьмиконечную звезду, хоть кукишем, хоть двумя перстами. Скорее всего наши предки ничем подобным не занимались. Представляете, что такое - ПОСТАВИТЬ НА СЕБЕ КРЕСТ?!?!? Но... это было страшное время, а сейчас уже нет нужды маскироваться христианством. Христианство - мерзость есть, как сказал последний ведический князь Святослав. Мне с некоторых пор стало многое понятно, но вы написали действительно сильно, впечатляюще. Я могу вам посоветовать прочесть поэму Падение Перуна Игоря Кобзева, пока она снова появилась в инете, иногда подобных произведений оказывается достаточно, чтобы все встало на свои места.
Илья Кулёв       05.02.2015   16:22:44

Инна!
Любая религия вроде бы имеет тождественные нравственные постулаты: не убий, не укради, не возжелай жены ближнего...
Отчего же на земле под прикрытием веры - в Перуна, Исуса, Будды или Аллаха творилось и творится беззаконие?
Всё зависит от пасторов и их толкования веры, к сожалению...


Марина       19.08.2014   01:55:12
Отзыв:   положительный
Ощущение высшей руки

В нас отнюдь не

от воплей ревнителей.

Чувство Бога живёт вопреки

Виду многих священнослужителей.......(И.Губерман)


Да не оскудеет ваш талант, ув. Илья.:)


Спасибо!




  


Илья Кулёв       05.02.2015   15:53:39

Мариночка!
Пусть сбывается всё хорошее!


Нина Климко       19.08.2014   01:27:25
Отзыв:   положительный
Потрясающе написано, дорогой Илюшенька!!!
Мощно и актуально!!! Многое тебе, как поэту, дано!!!
Моё преклонение!!!

«Дай мне, Господи, сил
испытания перетерпеть!
Я к тебе возношу
ослабевшие в немощи руки.
Я приму её стойко,
горящую пламенем смерть!
Ради веры снесу
даже самые страшные муки!»

Спасибо за талант твой!!! Нина Климко


Илья Кулёв       05.02.2015   15:51:17

Ниночка!
Спасибо огромное!
Рад твоей поддержке!


Осташ       18.08.2014   19:19:55
Отзыв:   положительный
Сильнейшая историческая вещь! Огромная творческая работа!
Илья, поклон Вам и уважение!


Илья Кулёв       05.01.2015   10:49:14

Эльвира!
Пусть в новом году в твоём доме будут мир, любовь и благоденствие!


Татьяна Тарханова (Фетинья)       18.08.2014   18:50:50
Отзыв:   положительный
Одни восклицательные знаки! Браво, Илья!
Илья Кулёв       05.01.2015   10:45:58

Танюша!
Благодарю!
С Новым годом и наступающим Рождеством!


Татьяна Тарханова (Фетинья)       05.01.2015   16:15:54

С праздником, Илья! Загляни ко мне http://www.chitalnya.ru/work/957233/ "Ночь Рождества"
Олег Лукьянов       18.08.2014   18:26:10
Отзыв:   положительный
БРАВО, Илья! Другоё слово подобрать трудно!!!
Илья Кулёв       05.01.2015   10:44:26

Олег!
Рад, что написанное понравилось!
С новогодними праздниками тебя!


СИрена       18.08.2014   18:13:20
Отзыв:   положительный
мощная вещь. драматичная. сколько трагедий - из-за веры. вот бы сейчас так верили в правое дело...

Илья Кулёв       05.01.2015   10:42:38

Ириша!
Спасибо!
Пусть в Новом году у тебя всё сбудется!


Трофимова Елена       18.08.2014   15:32:31
Отзыв:   положительный
" От Христовых времён
не стихает война за умы.
Но любая война
изначально пропитана ложью.
Лишь святая Любовь
нас способна очистить от Тьмы.
И наполнить весь мир
предназначенным Промыслом Божьим." - Пронзительные строки! Благодарю, Юлья!
Илья Кулёв       05.01.2015   10:41:23

Леночка!
Благодарю!
С Новым годом и наступающим Рождеством!


Галина Уварова       18.08.2014   14:15:02
Отзыв:   положительный
Илюша, спасибо за потрясающую правду, за своевременное напоминание о том, что "любая война
изначально пропитана ложью".
СПАСИБО!!!
Илья Кулёв       05.01.2015   10:40:01

Крёстная!
Признателен тебе за то, что отметила именно эти строки.
В событиях на Украине это особенно видно.


Анита Шер       18.08.2014   12:39:29
Отзыв:   положительный
Илья, низкий поклон, с уважением и восхищением! Уношу в избранное и на рабочий стол)))
Илья Кулёв       05.01.2015   10:37:39

Аниточка!
Спасибо!
Что-то давно новенького у тебя ничего не видел...


Татиана Северинова       18.08.2014   12:34:56
Отзыв:   положительный
Сложно всё... Но огня огнём никогда не погасить... В годы лихолетья коллективные психозы начинаются, страсти захлёстывают... Я вот тоже что-то пронямлить пыталась http://www.chitalnya.ru/work/1109250/
Илья Кулёв       30.08.2014   20:29:54

Спасибо за ссылку!
Вещь серьёзная.
Но прочёл на одном дыхании, без надрыва.
Наверное, от того, что наболело!


Лидия Клочкова-Заруцкая       18.08.2014   12:09:35
Отзыв:   положительный
ИЛЬЯ...! ТО, ЧТО ТЫ НАПИСАЛ, ЭТОМУ НЕТ ДОСТОЙНОГО НАЗВАНЬЯ...!
ПОТРЯСЕНЬЕ!!!!!!! СТОЮ НА КОЛЕНЯХ ПЕРЕД ТОБОЙ...!!!!
забрала в избранное, чтобы читать и перечитывать,
чтобы читать знакомым, друзьям, врагам - всем, кто будет слушать!
Илья Кулёв       30.08.2014   20:22:01

Лидонька!
"Аввакум" писался у меня несколько месяцев.
Думаю, кое-что всё-таки удалось сказать...


Татьяна Леухина       18.08.2014   10:59:21
Отзыв:   положительный
Потрясена до самых глубинных уголков души. Словно что-то взорвалось внутри меня. Необычайно мощная вещь. Хотела было ещё добавить, что подкупает злободневность выбранной темы, но повторно перечитав отдельные, наиболее понравившиеся и легшие на сердце фрагменты, поняла: такое произведение мастера сохранит свою злободневность навсегда, по крайней мере, до тех пор, пока жива будет Россия и жив будет русский народ. Поздравляю с достойной работой!
Илья Кулёв       30.08.2014   20:12:29

Танюша!
Признателен за такой отзыв!
Развеялись многие сомнения!


Простолюдинка       18.08.2014   09:52:55
Отзыв:   положительный
Вот это работа!!!
Как вы глубоко копнули, Илья! Как чётко показали последствия идейного неистовства!
Читаешь и понимаешь, что к идее единения и любви это религиозное неистовство не имеет никакого отношения.
А сегодняшние события в мире - только подтверждение этому... тем большим величием окружён образ Христа.
Великолепная работа!
Вот такие произведения надо изучать в школах.
С восхищением.
Илья Кулёв       30.08.2014   20:02:11

Спасибо, Галя, за высокую оценку!
Хорошо подчеркнула: идейное неистовство!


Виктор Поживин       18.08.2014   09:47:11
Отзыв:   положительный
Какая силища, какой напор,
Какая мощь до дрожи,
Слог достоверен, не мудрён,
Да с перекличкою времён,
И бьёт мурашками по коже.
И дыбом вверх встаёт вихор!

Спасибо тебе большое, Илья!


Илья Кулёв       20.08.2014   21:14:05

Отличный экспромт!
Спасибо, Витя!


Welt       18.08.2014   09:44:52
Отзыв:   положительный
Ты прав Илья!
Упорная идеологическая борьба за умы народов и правоту
своего понятия мировоззрения в любой форме
будь то светский вариант или церковный приводит к расколу и
аукаться эта ересь будет многие лета.
Илья Кулёв       20.08.2014   20:51:50

Саша!
Благодарен тебе, что не забываешь.
Ересь на Украине будет аукаться не один год.


Элеонора Татаринцева       18.08.2014   09:15:41
Отзыв:   положительный
!!! Спасибо , Илья! Прочитала на одном дыхании, каждое слово - истина, из противоборства истин получается АД! Но ТАК переосмыслить давний раскол между Никоном и Аввакумом... и именно сейчас... Низкий поклон!
Илья Кулёв       20.08.2014   20:40:40

Элечка!
Ты правильно сделала акцент на современности.
Времена идут, но люди не меняются...


Елена Гутник       18.08.2014   09:01:20
Отзыв:   положительный
"Воровство, кумовство
и ещё вседозволенность власти." - вечная тема.
Всегда с большой осторожностью отношусь к большим поэтическим трудам. А это прочла и мне понравилось. Читается очень хорошо. Лёгкий язык. Об исторических фактах судить не берусь. Но прослеживается связь времён. Спасибо за такой объёмный труд. Желаю больших успехов!
Илья Кулёв       19.08.2014   15:55:26

Леночка!
Спасибо за отзыв!
Пусть у тебя сбудутся все твои желания!


Сазаныч       18.08.2014   09:00:09
Отзыв:   положительный
Опиум для народа, да на крови народной настоян... Сколь людей сгубили.. Спасибо, Илья!
Илья Кулёв       19.08.2014   14:00:01

Спасибо, Сан Саныч!
У каждого своя религия, поскольку религия - это своего рода идеология.
Значит, и атеизм - это тоже религия.
Большевизм и фашизм, увы, тоже.
Так что тут дело даже не в религии, хотя за основу взята именно она.
А в том, что "пастырям" нужно всё-таки думать о своём народе, о своей стране.
И о том, куда они ведут свою страну и свой народ, к чему призывают.
Не знаю насколько удалось выразить именно эту свою позицию.
Успехов тебе, здоровья и благополучия!


Наина       18.08.2014   08:36:44
Отзыв:   положительный
Чтобы написать отзыв на такой труд нужно разобраться в событиях того времени. Масштабная работа. Кланяюсь Вам. Людмила.
Илья Кулёв       19.08.2014   10:06:36

Людонька!
Побывал у тебя в гостях.
По душе пришлись твои экскурсы в историю!


СИрена       18.12.2014   11:27:44

перечитала твое великолепное творение и вспомнила, что была в ферапонтовом монастыре.
рассказывали, что никону жилось там совсем не плохо: икорочка, рыбка разнообразная, природа неземной красоты.
обволок ты меня тем удивительным временем думающих и действующих.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  














1