Анне Ахматовой На стихи Марины Цветаевой


Анне Ахматовой   На  стихи  Марины  Цветаевой
 

Портрет А. Ахматовой

"Каждая эпоха обладает своим представлением о герое времени - в плане идеальном и реальном; это представление есть представление эпохи о самой себе.
...Концепция личности в портрете находится в сложной зависимости от мировоззрения, эстетических и социальных идеалов, от стиля своего времени. Взаимоотношения художника и портретируемого не есть постоянная величина - динамика формирования образа для каждого исторического периода имеет свои особенности. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи. Проблема "портрет и время" - это проблема социальной психологии в портрете...портрет - своего рода зримая летопись времени".
Портрет Анны Андреевны Ахматовой Н.И. Альтман написал в 1914 году. Этот год в истории как мировой, так и в истории России отмечен трагическими событиями начала Первой мировой войны. Реально же, войны за передел мира начались двумя годами раньше (Первая и Вторая Балканские войны). А еще ранее наиболее влиятельные государства начали формировать союзы с целью разграничить сферы своего влияния. Это небольшое упоминание об исторической ситуации в мире на момент написания портрета поэтессы я сочла необходимым. Понимание политической и исторической атмосферы, в которой находился художник необходимо для верной трактовки его произведения.
В 1911 году в Париже Н.И. Альтман мельком познакомился с Анной Ахматовой. В 1913 году в артистическом кабаре "Бродячая собака" Натан Исаевич встретился с Анной Ахматовой, уже во второй раз. Альтман был поражен ее обликом, великолепным умением нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась, хотя уже была владелицей потрясающего рисунка Модильяни. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. Знаменитый портрет появился позже, когда начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежитии. Натан Альтман жил неподалеку, то ли в "меблированном доме Нью-Йорк", как позднее вспоминала Ахматова, то ли в меблированных комнатах "Княжий Двор", как вспоминал он сам.В любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Когда писался этот портрет, Анна Андреевна жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом Гумилева.
В каталоге живописи Государственного Русского музея полное название работы указано так: "Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, рожд. Горенко (1889 - 1966)" ( http://www.ars.donhilart.ru/altman.html )

Музыка, прочтение
 Елена Чичерина 
http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/5.htm

Марина Цветаева
 стихи

Анне Ахматовой 

Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.





Рейтинг работы: 25
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 597
© 30.07.2014 Елена Чичерина
Свидетельство о публикации: izba-2014-1099719

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня


Юрий Печерный       30.07.2014   12:15:39
Отзыв:   положительный
Ну что сказать.... просто шикарная работа!
Елена Чичерина       30.07.2014   22:45:28

Спасибо, Юра. Рада Вашему отзыву и поддержке! в этих стихах заворожил точный портрет-характеристика Ахматовой, который одной ломаной линией-штрихом гениально живописала Марина Цветаева.
Стихи завораживают, последняя строфа возвращает к себе,
да что объяснять?...
стихах всё прекрасно сказано.
Хотя.... у Цветаевой мой любимый цикл - скифский .
А тут значимая для меня работа - "Колыбельная"
https://www.chitalnya.ru/work/911341/

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1