Возвращение возможно


Возвращение возможно
 

Возвращение возможно

С.О.

Все потеряно, кроме чести.

Здесь вам не увидеть заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов.
Но разве от этого легче?
В. Высоцкий.

Огромное тело корабля лежало, зарывшись изуродованным носом в песок. Нижняя часть планетолета ушла в него более чем на десять метров. За плазмотронами корабля вдаль, до самого горизонта, тающего в стеклянном мареве, тянулась гигантская борозда. Она напоминала след, оставленный гигантским пахарем. Вот только сеятеля не нашлось, и лишь корабль одиннадцать лет покоился в этом вырытом ложе.

Владимир Орлов стоял и смотрел на корабль. Вокруг царила мертвая полуденная тишина, воздух напоминал горячий рассол. Ветер саванны шелестел песком о борт корабля, создавая маленькие волны и смерчи, гудя о выступающие части.

Он подошел к входным шлюзам, коснулся рукой горячего металла. Броня была надежной и родной. Она вливала в него силы. Это был очень хороший корабль. И не только одиннадцать лет назад. Такие корабли дают начало эпохам.

Он обернулся, прижался к броне спиной и оглянулся. Безлюдье, глушь… Ближайший населенный пункт находился в двухстах восьмидесяти километрах отсюда. Пилот корабля сделал все возможное, чтобы, сажая беспомощный планетолет, не причинить вреда людям.

С учетом того, что было в его распоряжении, это казалось чудом. Но это было сделано, и сделано даже не космолетчиком, а врачом, не имевшим навыков пилотирования. К этому времени командир корабля уже был мертв, второй пилот – навсегда лишен сознания, штурман – тяжело ранен и обездвижен.

Экспедиция потерпела поражение. Они не сумели преодолеть Барьер, сделали увечным калекой свой корабль. Они не достигли цели, не оправдали надежд!..

Владимир вошел внутрь корабля. Под ногами хрустел песок. Все было оставлено здесь в неприкосновенности.

Он остановился у входа в отсек управления. Это помещение было загерметизировано, чтобы сохранить его на десятилетия. А может быть, и дольше.

Приняв личный код, люк бесшумно открылся, показывая хорошее состояние механизмов корабля.

Казалось, пилот только что покинул рубку. В ней царил некоторый беспорядок, всегда возникающий при взлете и посадке. Клочок бинта, несколько комочков ваты, пустые ампулы из-под лекарств…

Но главное было не это. На пульте управления под стеклянным колпаком лежал листок бумаги, прижатый сверху индивидуальным дозиметром. Запись была сделана перед вхождением в атмосферу Земли. Писавший знал, что потом ему будет не до этого.

Наклонившись, Владимир прочел: «Vis et vir». По латыни это означало «Сила и мужество». То был девиз Марка Огнева и Двенадцатой межпланетной. Девиз, которому экипаж плазмолета «Смерч» следовал до конца.

Три слова по латыни…И корабль, невредимым зарывшийся в землю саванны. И пилот, вопреки всему дошедший до входных шлюзов и упавший навстречу жаркому ветру…

Орлов снова встал на пороге и тихонько постучал кулаком по броне. Ближайший населенный пункт находился в двухстах восьмидесяти километрах отсюда. Бригада «скорой помощи» прибыла на место только через два часа.

Его же сердце перестало биться сразу после посадки. Врач, констатировавший смерть, сказал: “Минимум десять “жэ” в течение как минимум десяти минут. Как ему вообще удалось дожить? Ни одно сердце этого бы не выдержало…»

Владимир закусил губу. «Светлая вам память, ребята. Мы сделаем то, что не удалось вам». Не оглядываясь, он шагал к гравилету.

Через восемь дней Тринадцатая межпланетная под его командованием стартовала с Луны. Она снова шла на штурм барьера Менгу-Огнева. Третий штурм.

«Милая Мариночка!
Никогда не думал, что мне придется писать последнее письмо тебе в такой обстановке. К сожалению, письмо действительно последнее, так как мы обречены. После третьей попытки штурма нам стало ясно, что барьер невозможно взять в принципе, во всяком случае, с возможностями «Смерча». Не исключено, что барьер искусственный, и он поставлен не людьми.

Командир дал нам по часу личного времени, ибо все хорошо понимают, что любая следующая попытка штурма может стать последней, и мы должны быть к этому готовы. Каждый такой штурм –это испытание всех систем «Смерча» на прочность, и даже ничтожная поломка в электронных цепях может привести к гибели корабля.

Кроме того, мне кажется, командир знает еще что-то, чем он не решился поделиться даже со мной, и что заставляет его сделать вывод о неизбежности гибели «Смерча». Возможно, это появившиеся в обшивке корабля линии напряжения. Топлива хватит на девять попыток, но очевидно, что развязка наступит раньше.

Несмотря на это, все члены нашего экипажа полны решимости выполнить свой долг до конца, и я горжусь тем, что нахожусь среди таких людей. «Сила и мужество», как говорит командир.
Это письмо я отдам доктору, он не обязан находиться в отсеке управления, и поэтому у него больше шансов уцелеть.

Если с письмом получишь мою пилотку (на память), значит, доктор точно остался жив…Хотя и вряд ли, процентов десять, я думаю.

Мариночка, времени остается все меньше, тело налилось тяжестью, начато торможение, а это значит, что командир выводит «Смерч» на исходную позицию для атаки.

Обидно, что так получилось. Наверное, ты была права, и мы могли быть счастливы на Земле. Но тогда бы погиб кто-нибудь другой, а чем он хуже меня? Я желаю тебе счастья, так как не вправе требовать от тебя невозможного.

Вспоминай Терру, оазис «Фортуны». «Суп из плавленого сырка». Я прощаюсь, потому что мы уже никогда не увидимся. Не хотелось бы только, чтобы мы “пропали без вести” так же, как это произошло с “Коперником” Менгу.

Будь прокляты те, кто послал нас сюда.
Люблю тебя. Прости. Твой Медвежонок”.

…В глазах мелькали разноцветные круги. На губах была кровь. Он лежал в неестественной позе у стены отсека, отброшенный сюда ударом. Пошевелился, попытался приподняться. В глазах все еще был туман, сильно кружилась голова. Да, удар был необыкновенно мощным.

Доктор все же приподнялся, сел, ощупал себя. Ушиб головы и лица, грудной клетки. Наверное, сломано ребро. Ничего страшного. А вот что с остальными? Он с тревогой подумал о том, что произошло с носовыми отсеками корабля.

Было темно, и это говорило о серьезном повреждении системы жизнеобеспечения. После некоторых усилий ему удалось открыть люк отсека. Гравитация была, значит, система аварийного обеспечения все-таки действовала. Это давало надежду.

С порога рубки доктор понял, что здесь произошла трагедия. Одна из ее стен обрушилась, другие были искорежены и измяты так, словно сделаны из жести, а не из сверхпрочных материалов. Никаких признаков жизни…Раздался слабый стон, на полу кто-то пошевелился.

Доктор посветил туда. Это был штурман. “Доктор, - сказал он, - меня ударило грудью о стену. Но боюсь, что с другими хуже…” “Сейчас”, - сказал доктор, вводя ему обезболивающее.

Неподалеку от штурмана лежал без сознания Михаил, второй пилот. Но сердце его билось, он дышал. Доктор занялся рухнувшей стеной, под которой, судя по всему, был погребен командир.

Через несколько минут доктор высвободил его…и понял, что жить командиру остается совсем недолго. Он ввел Огневу стимуляторы сердца и дыхания. Вскоре командир приоткрыл глаза. "Что, доктор, плохо?” – тихо спросил он.

«Плохо, - согласился доктор, вытирая пот со лба. – Самое плохое то, что, по-видимому, разрушены двигатели торможения. Герметичность пока, слава Богу, сохраняется…» «Само собой, - улыбнулся Огнев. – Именно в таких ситуациях она и должна сохраняться…»

Доктор тоже улыбнулся, хотя положение было очень скверным. «Что же случилось?» – спросил он.

- Напряженность. Напряженность поля при приближении корабля стала быстро нарастать…- ответил Огнев. Доктор вложил ему в руку, и теперь он сжимал свой талисман – имитацию марсианской лилии. - Мы не успели погасить скорость. Мы ведь рассчитывали на постоянное поле… - Огнев чуть заметно покачал головой. – Как ребята? – с усилием спросил он.

- Помощник твой без сознания – по-видимому, ушиб мозга, у штурмана множественные переломы ребер…

- Жаль, - сказал Огнев. Его серые глаза тускнели. – Жаль нашу мечту…Напрасно эту дрянь назвали барьером. Просто мы действуем слишком прямолинейно и разбиваем себе лбы. Потеряно много времени, но этот опыт ценен. Когда-нибудь его обязательно возьмут, а, доктор?

- Конечно, возьмут, - откликнулся доктор, но командир был уже мертв.

Доктор коротко выругался и пошел на разведку к носу корабля. Шести носовых отсеков “Смерча” больше не существовало. САО своевременно обеспечила герметизацию оставшихся. Утечки воздуха не было.

Вернувшись, доктор снова услышал стон: действие анальгетика кончалось. Много сил потратил он на перетаскивание своих беспомощных товарищей в медицинский отсек. Второй пилот по-прежнему оставался без сознания, и в отношении него доктор решил выждать, вводя комплекс средств, улучшающих деятельность мозга.

Штурман уже сейчас был в более тяжелом состоянии. Доктор боялся развития инфекции, поэтому сразу назначил большую дозу антибиотиков.

Теперь следовало заняться главным. Итак, лучший в мире плазмолет типа «Алха-1» «Смерч» Двенадцатой межпланетной экспедиции Луна – Юпитер потерпел аварию при попытке преодолеть барьер Менгу, находясь на расстоянии свыше семидесяти миллионов километров от Земли, истратив почти все топливо и практически потеряв способность к маневру.

Топливо было истрачено на отчаянные попытки преодолеть барьер. Преодолеть любой ценой.
Доктор вполне понимал командира. Для Марка Огнева взятие барьера стало делом чести, делом жизни.

Много лет назад у барьера разбился близкий друг Огнева, бессмысленный штурм которого был вызван аффектом на почве неразделенной любви. Марк считал, что в его смерти больше всех виноват он сам.

Понимал доктор и тех, кто назначил Огнева командиром «Смерча» и начальником Двенадцатой межпланетной, преследуя свои цели, именуемые целями человечества. Марк, несомненно, был одним из лучших капитанов Космофлота, но таких капитанов можно было найти еще человек пять. Однако пройти любой ценой – вот что требовалось здесь. И экипаж «Смерча» заплатил эту цену.

Несмотря на это, доктору, черт побери, совершенно не хотелось умирать. Нужно было хорошо подумать, как выкрутиться.

Доктор криво усмехнулся, размышляя над сложившейся ситуацией: «На нас уже поставили крест. Да-да, большой и жирный крест. Многие обсерватории наверняка заметили вспышку в районе нахождения «Смерча». Перед этим мы передали, что готовимся к очередной попытке штурма.

Связь с нами оборвалась более трех часов назад, тогда как мы должны были выходить на связь с ЦУПом каждый час. Установка дальней связи безнадежно повреждена, это ясно даже мне, а заменить ее в одиночку невозможно».

Итак, для всех остальных они уже были трупами. Точнее, облаком ионизированного газа, в которое они превратились вместе со своим кораблем. Все! Никто их не ждет, никто не глядит с надеждой на умолкшие и погасшие экраны, не выкликает охрипшим голосом их позывные. Их уже нет. Их уже не должно быть. Черт побери!

Все естество доктора восстало против подобного заключения. Он вскочил и заходил по рубке, тускло освещенной аварийными лампами. Их будут ждать те, кто не раз сам уходил в черную бездну и не раз возвращался оттуда. Они-то знают, как иной раз бывает трудно вернуться.

Трудно дойти. Трудно не сдаться. Эти люди будут ждать и надеяться даже тогда, когда гибель «Смерча» будет доказана документально. Надежда покидает их лишь с последним ударом сердца…

В первую очередь нужно было развернуть «Смерч» на сто восемьдесят градусов, кормой к барьеру. Для этого в распоряжении доктора были лишь коррекционные микродвигатели, не считая его собственного огромного желания.

Пришлось потратить много сил на перетаскивание грузовых контейнеров из одной части корабля в другую, чтобы облегчить процесс разворота. К сожалению, имевшиеся на борту роботы мало годились для этих целей. В конце концов доктор плюнул на них и ездил по отсекам «Смерча» на обычном автокаре-погрузчике. Операция заняла четыре дня.

После каждой подвижки приходилось вводить в действие новую управляющую программу для двигателей, по указанному СРМ плану изменять положение центра тяжести корабля. Неохотно, тяжело, дремотно, но «Смерч» все же поворачивался.

И вот наступил день, когда доктор занял место командира и положил свои руки на пульт управления. Ему очень помог штурман, изложив на бумаге последовательность действий по управлению кораблем, коррекции курса.

Сам штурман «тяжелел» с каждым днем. Как и предполагал доктор, развилось нагноение, затронувшее легкие. Нужна была срочная операция, для которой на борту «Смерча» не имелось возможностей.

Все, что мог, доктор делал, но к людям следовало вернуться как можно скорее. Постепенный разгон не годился, нужно было форсировать работу двигателей. Для доктора форсированный старт означал испытание прессом в два «жэ» в течение семи минут.

Но это было только начало. О том, как без тормозных двигателей он будет осуществлять спуск и посадку, было страшно и думать. Полная беспомощность корабля – вот что это было такое.

Доктор выбрал для посадки матушку-Землю, так как ее воздушная подушка могла лучше всего сбить скорость. В поверхность Луны или Марса он бы просто вмазался, как гнилой помидор в бетонную стену. Других же вариантов не было. Впрочем, и Земля оставляла очень мало шансов.

На второй день пути «Смерч» встретил корабль, шедший навстречу. Чтобы как-то сообщить о себе, доктор истратил часть драгоценного топлива на двенадцать ударов подряд всеми плазмотронами. Много позже штурман «Смерча» прочел светограмму, отправленную командиром этого встречного корабля.

«Рейсовый 2217 «Звук» Земля - Марс – Руководящей группе Комитета по космической навигации. Срочно. Канал «0».

Сегодня в 14.10 по ЕМВ локаторами обнаружен идущий встречным курсом со скоростью 150 км/сек с выключенными двигателями неизвестный корабль, не ответивший на вызовы. Мне пришлось выполнить маневр расхождения с неизвестным. Локаторами обнаружены деформации в его носовой части.

Находясь в пределах оптической досягаемости, неизвестный произвел двенадцать вспышек двигателями с одинаковым интервалом, причем я почти уверен, что это были плазменные кольца. Предполагаю, что это мог быть только плазмолет Двенадцатой межпланетной экспедиции «Смерч», сейчас считающийся погибшим».

Ответа на светограмму не последовало. Не было сделано ничего для помощи «Смерчу».

Уже отпетый, но еще живой, через две недели на скорости 40 км/сек «Смерч» вошел в атмосферу Земли. Доктор отдавал себе отчет в том, что скорее всего он не выживет. Главным было попытаться спасти штурмана и второго пилота.

Им было легче – они лежали. Доктор не мог лежа управлять кораблем. Он сделал все, чтобы облегчить свою участь. Но человеческие возможности имеют предел.

Спуск был чем-то невероятным и в сущности представлял собой падение. Гравитаторы не выдерживали огромной нагрузки. Не раз доктор был на грани между жизнью и смертью. И, может быть, только мысль о том, что если он сейчас умрет, то все, сделанное им до этого, пойдет прахом, спасала его. Он сжимал зубы и придвигался к пульту управления.

Трижды пришлось повторять инъекции анальгетиков и сердечных средств. Но сердце работало все неохотнее, и доктор физически чувствовал, как трудно ему выдерживать эту страшную нагрузку.

Он многократно включал нижние плазмотроны, пытаясь уменьшить угол атаки. Это мало что давало, но все же где-то на высоте пятьдесят километров снижение стало более или менее пологим.

Доктор облегченно вздохнул и вознес благодарную молитву Богу. «Хорошо, если бы обошлось без ураганов, циклонов и прочего», - подумал он. К счастью, погода была благоприятной. «Смерч» снизился над малонаселенными районами Северной Африки.

Через несколько мгновений, вырыв громадную борозду в земле, «Смерч» застыл на месте. Когда это произошло, доктор сначала не поверил своим глазам и ушам. Но его сила и его мужество сделали чудо. Невозможное стало возможным.

Задыхаясь и кашляя, хватаясь руками за стены, доктор добрался до выхода из корабля. Открылся люк. Он успел вдохнуть безумно сладкий воздух Земли и ощутить огромную радость от того, что они все-таки вернулись. Сердце его остановилось…

Заключение патологоанатома гласило: «Острая дистрофия миокарда. Острый отек легких».
Штурман и второй пилот попали в одно и то же реанимационное отделение, но судьба их была различной.

Второй пилот скончался через несколько дней, так и не придя в сознание. Штурман сразу попал на операционный стол, ему удалили правое легкое. Долгое время он находился на грани, перенес септический шок, но все-таки выжил…

Штурман совершенно выходил из себя, слушая радио, смотря видео. «Непростительные ошибки», «Самонадеянность командира», «Напрасные жертвы» - эти заголовки просто бесили его.

Но он чувствовал, что этим дело не кончится. Так и случилось. В день выписки он получил приглашение принять участие в работе комиссии по расследованию причин неудачи Двенадцатой межпланетной.

Из стенограммы заседания комиссии:

«Председательствующий. Мы располагаем медицинским свидетельством о Вашем полном здоровье. Я подчеркиваю это слово – полном. Поэтому все Ваши ответы признаются правдивыми. Вы можете не отвечать на некоторые вопросы по соображениям этики. Согласны ли Вы с этим?

Штурман планетолета «Смерч». Да, согласен.

П.Очень хорошо. Тогда я прошу Вас как можно подробнее рассказать комиссии обо всех обстоятельствах аварии.

Ш. Причиной аварии послужило внезапное резкое увеличение напряженности электромагнитного поля барьера Менгу в то время, когда наш корабль пытался преодолеть его.

П. Что значит «резкое»?

Ш. Примерно в четыре раза. (Шум в зале).

П. Но тогда от «Смерча» ничего бы не осталось!

Ш. Совершенно верно. Командир успел в последний момент включить тормозные двигатели.

П. Реакция командира оказалась быстрее реакции СРМ корабля?

Ш. Нет. СРМ не была запрограммирована на действия в подобной ситуации.

П. Почему?

Ш. (После паузы). Командир не считал такую ситуацию возможной.

П. А Вы и другие члены экипажа считали?

Ш. Нет. Это было неожиданностью для всех. О командире же я упомянул лишь потому, что он принимал решения. Повторяю: такого поворота событий не ожидал никто.

П. Вы уверены в этом?

Ш. Да, я полностью в этом уверен.

П. Но почему так резко возросла напряженность поля? По Вашему мнению?

Ш. До сих пор, к сожалению, барьер не изучен в достаточной мере. Поэтому аварию «Смерча» можно рассматривать как проявление еще не познанных закономерностей. Но я склонен думать, что здесь приняли участие разумные силы.

П. Разумные силы…других планет?

Ш. Именно.

П. Чем Вы можете аргументировать Ваше заявление?

Ш. К сожалению, у меня мало фактов. При приближении к барьеру мы утратили видеосвязь. «Смерч» несколько раз без видимых причин довольно сильно отклонялся от курса.
Авария произошла в тот самый момент, когда она могла причинить наибольший вред: когда мы истратили большую часть топлива и приобрели определенный азарт.

И наконец, мы – вторая экспедиция, посланная к барьеру Менгу и не преодолевшая его. Вот уже пятнадцать лет, как Даль недоступна для Земли. Кто знает, что может происходить там во время нашего отсутствия. В остальном я полагаюсь на интуицию.

П. Продолжайте.

Ш. После аварии я был лишен возможности видеть все, что происходило на корабле. Руководство экспедицией взял на себя доктор.

П. Хорошо. Расскажите нам подробнее о том, что предшествовало аварии.

Ш. Аварии предшествовало выполнение распоряжения Руководящей Группы Комитета.

П. Какого распоряжения?

Ш. Взять барьер.

П. Так.

Ш. Взять барьер, невзирая на потери, любой ценой.

П. Вы лично знакомы с этим распоряжением?

Ш. Нет. Мне рассказал о нем командир, получивший его по радио. Командиру я верю, как самому себе.

П. Приказ состоял из одной фразы?

Ш. Нет. Была предложена тактика.

П. В чем она заключалась?

Ш. Поиск участков барьера с минимальной напряженностью и разгон корабля в расчете на мощность двигателей.

П. Это все?

Ш. Лазеры и другое оружие были испробованы до этого.

П. И что же?

Ш. Без эффекта.

П. Вернемся к началу. Вы считали распоряжение РГ целесообразным?

Ш. Нет, и то же сказал бы Вам любой член экипажа «Смерча», будь они живы.

П. Почему же?

Ш. Оно было бессмысленным.

П. Бессмысленным? Но где же доказательства такого заявления? (Шум в зале).

Ш. Какие Вам еще нужны доказательства? Разбился лучший корабль Космофлота с лучшим в мире экипажем на борту. Этого мало?

П. (После паузы). Хорошо. Что бы в сложившейся ситуации могли предложить Вы сами?

Ш. Боюсь, я буду неправильно понят.

П. Это Ваше личное мнение, и ничего больше.

Ш. Необходимо было немедленно вернуть экспедицию, чтобы предотвратить то, что могло случиться, и то, что случилось в действительности. (Сильный шум в зале).

П. Что?!

Ш. Двенадцатая межпланетная еще до старта была обречена на гибель, и сама посылка ее была ничем иным, как авантюрой! (Сильный шум в зале. Крики: «Кто дал право?», «Что он говорит?»)

П. (Звонит в колокольчик). Я напоминаю, что мы собрались здесь для того, чтобы приблизиться к истине, а не для того, чтобы удалиться от нее. Продолжайте.

Ш. Есть хорошая русская поговорка: не зная броду, не суйся в воду. Мы не последовали ей. (После паузы). Это все.

П. Это звучит как декларация.

Ш. Возможно, но с одним уточнением: декларация бесполезно погибшего экипажа и вернувшейся вопреки всему экспедиции! (После паузы). Следовало гораздо тщательнее изучить барьер, прежде чем повторно штурмовать его.

Я не специалист в этой области, но еще менее обладали этими знаниями те, кто отдавал убийственный приказ. Раз за разом посылать людей в лобовую атаку, чтобы они захлебнулись в собственной крови – для этого не нужно никаких познаний…

П. Минуточку. Ну а что же Вы сами?

Ш. Я и мои товарищи выполняли свои служебные обязанности, и я думаю, что мы выполнили их до конца! И теперь нам же пытаются это ставить в вину! А кому поставить в вину гибель трех человек? Ради какой цели они отдали свои жизни?

П. Минутку! Вам будет дана возможность высказаться по окончании нашей беседы. Пока же перечень вопросов не исчерпан. Вы готовы отвечать на них?

Ш. (После паузы) Да.

П. Не отмечали ли Вы каких-либо странностей в поведении членов экипажа после старта и в особенности перед самой аварией?

Ш. Нет, и сам вопрос мне кажется странным.

П. Кто пилотировал «Смерч» в момент аварии?

Ш. Командир, Марк Огнев.

П. Не было ли допущено погрешностей при пилотировании?

Ш. Нет.

П. Вы уверены в этом?

Ш. Об этом мог бы Вам сказать второй пилот, который находился рядом с командиром, но он мертв.

П. Находясь за пультом управления, Вы бы действовали точно так же?

Ш. Да, но с одним исключением: я не успел бы включить тормозные двигатели.

П. Не смогли бы?

Ш. У меня не та реакция. Я не пилот.

П. Как бы Вы охарактеризовали сам момент аварии?

Ш.Это был страшный удар носом корабля. Я успел заметить деформацию стен рубки и потерял сознание.

П. По Вашему мнению, имела ли экспедиция после аварии шансы на возвращение?

Ш. (После паузы). Нет.

П. Как Вы оцениваете действия врача экспедиции?

Ш. Он сделал невозможное.

П. Вы помогали ему?

Ш. Да, насколько мог. Я составил полтора десятка алгоритмов действий в штатных и нештатных ситуациях, детально перечислив порядок обращения к щитам и панелям. Он постоянно советовался со мной, заходя несколько раз в день.

Ну и лечил, само собой. Я почти непрерывно находился под капельницей. Иначе мы бы сейчас не разговаривали.

П. Сколько раз вы штурмовали барьер?

Ш. Шесть раз.

П. Без малейшего успеха?

Ш. Да.

П. Как вы предполагали завершить экспедицию?

Ш. Израсходовав максимально возможное количество топлива, приземлиться на Марсе.

П. Вы не считали возможным прорыв барьера?

Ш. Мы перестали верить в это после третьей попытки.

П. Мы?

Ш. Я говорю от имени всего экипажа.

П. Почему вы продолжали атаки?

Ш. Мы выполняли свой долг.

П. От имени комиссии я благодарю Вас. Пожалуйста, говорите.

Ш. Да, спасибо. (Встает). Я многое хотел бы сказать, но боюсь, что не справлюсь с волнением, и буду краток.

Я хочу повторить, что экипаж планетолета «Смерч» до конца выполнил свой долг, сделав все возможное для реализации заведомо невыполнимой задачи. И я очень прошу всех, от кого это зависит, сохранить честные имена членов моего экипажа.

Это были профессионалы высокого класса. Это были…прекрасные люди. Это были…герои! (Плачет. Шум в зале). Я жалею, что не погиб вместе с ними. Простите…

(После паузы). Я вхожу с официальным запросом на сессию Комитета, чтобы в будущем навсегда предотвратить посылку неподготовленных экспедиций и отдачу непродуманных распоряжений. В связи с этим я надеюсь также в скором времени услышать имена людей, персонально ответственных за гибель моих товарищей.

Я заканчиваю. Хочу выразить свою глубокую уверенность в том, что вопреки всем потерям и неудачам корабли Космофлота очень скоро появятся на орбите Юпитера. Оставшиеся годы жизни я намерен посвятить достижению этой цели. Спасибо. (Аплодисменты)».

Плазмолеты типа «Алха-2» «Пикадор» и «Символ», выйдя из коридора безопасности, вновь были в режиме разгона, держа курс на Юпитер.

Одной из первых была принята поздравительная светограмма следующего содержания: «Отличная работа, ребята! Так же действуйте и дальше. Всегда с вами. Полных вам баков и верного курса. От имени и по поручению экипажа планетолета «Смерч» МЭ-12 инженер КБ КА при ИМП, бывший штурман «Смерча»».

Эти строки штурман писал в больнице. Через несколько часов его состояние резко ухудшилось, и он был срочно переведен в палату интенсивной терапии. Диагноз: острая недостаточность кровообращения.

Несмотря на все принятые меры, через двадцать минут у него возникла фибрилляция желудочков. Реанимационные мероприятия, проводимые в течение сорока минут, оказались неэффективными. Так покинул этот мир в возрасте сорока восьми лет последний член экипажа «Смерча».

По просьбе штурмана в его историю болезни был подклеен маленький кусочек бумаги. Что там было? Конечно, только одно. Только «Vis et vir», «Сила и мужество», как говорил Марк Огнев.

Штурман «Смерча» дрался и умирал один. Согласно действовавшему тогда Уставу Космофлота, члены межпланетных экспедиций не должны были иметь родственников и привязанностей…

Милосердная смерть вновь и теперь уже навсегда соединила вместе экипаж планетолета «Смерч».

Урны с их прахом установлены в Пантеоне рядом друг с другом. Командир. Второй пилот. Штурман. И врач. Они все-таки вернулись. Они всегда возвращаются. Они обязательно вернутся!..

1989

Примечания.
Гравитаторы – приборы для поддержания земной гравитации в состоянии невесомости.
КБ КА – конструкторское бюро космических аппаратов.
ИМП – институт межпланетных полетов.
СРМ – счетно-решающая машина.
ЦУП – центр управления полетом.
«Коперник» - корабль 11-й межпланетной экспедиции (командир Рахим Менгу).
Пантеон – место упокоения всех погибших космолетчиков.
ЕМВ – единое межпланетное время.
Гравилет – аппарат, локально блокирующий земное притяжение.
САО – система аварийного обеспечения.

Блоги пилота Пиркса (здесь размещаются ссылки на части повествования, произведения экспедиции и другие интересные материалы).

http://www.facebook.com/groups/callisto2092 - виртуальная 13-я Межпланетная экспедиция - Свободная республика Каллисто

https://www.facebook.com/groups/saturn2112/ - виртуальная 14-я Межпланетная экспедиция

http://pirx3319.livejournal.com - блог в ЖЖ (Живом Журнале)

http://www.liveinternet.ru/users/titan3319 - блог на Лиру (Живой интернет)

http://pilot-pirks.vkrugudruzei.ru - блог В кругу друзей

http://titan3319.diary.ru/ - блог на Дайери.ру,

http://titan3319.beon.ru/ - блог на Беон.ру

http://pirx3319.tumblr.com/ - блог на Тумблр.ком





Рейтинг работы: 199
Количество рецензий: 18
Количество сообщений: 34
Количество просмотров: 815
© 05.01.2008 Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"
Свидетельство о публикации: izba-2008-1092

Метки: фантастика, проза, пилот пиркс, космос,
Рубрика произведения: Проза -> Фантастика


ОСТРОМИР       05.11.2018   18:18:39
Отзыв:   положительный
Очень понравилось.. Люблю такое. Вашу работу читаю впервые.. Реалистично . По ряду уровней информативности.. Спасибо ! Продолжу знакомится далее...
( У вас есть работы по пространственно - временным перемещениям ? подскажите...☺️)
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   18:38:59

Вот, например, о десантниках во времени - https://www.chitalnya.ru/work/144411
Еще есть штуки три, насколько вижу, подобных, сообщите, могу открыть, если это будет читать интересно. С уважением, Аэра.




ОСТРОМИР       05.11.2018   19:14:22

Хорошо.. Замечательно.. Просмотрю и прочту.. Обязательно. Спасибо !
( И Цифей тоже люблю...☺️)

Можно все три ссылки... Я быстро прочту.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   19:40:41

первая часть, "Ангелы во тьме" - https://www.chitalnya.ru/work/157957
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   19:23:00

Хорошо! Пока Шиллер под руку попался. :)



ОСТРОМИР       05.11.2018   19:28:24

Можно все рассказы , Аэра.. все. На эту тематику. Заранее благодарен.. ☺️
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   19:48:15

Третья часть, "Осень нашей свадьбы" - https://www.chitalnya.ru/work/160041
Это те, о которых я сама знаю. Отец бы подсказал, возможно, и еще есть, но у него уже не спросишь. С уважением, Аэра.




Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   19:43:56

вторая часть, "Стремление к линии горизонта" - https://www.chitalnya.ru/work/158892
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   19:33:10

Хорошо, сейчас открою и дам ссылки. Я Вам кучу отзывов написала, уж простите. С уважением, Аэра.



Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   18:27:38

Большое спасибо, уважаемый Остромир. Это папа писал, ушедший из жизни в 2016-м году. Мое только "Уран - это небо". И писал он это в 20 с чем-то своих лет. Есть о проблемах перехода во времени, есть, скрыты со страницы по письму папы, по которому же и я теперь здесь...сейчас попробую открыть и дать Вам ссылку (ссылки). С уважением, Аэра. Здесь же дам ответом.



ОСТРОМИР       05.11.2018   18:33:06

Вы угадали..☺️ я тоже слушаю Стива... Удачно попали. Жду ссылку на материал.. Спасибо !
( Пришло ВРЕМЯ.. и человек пришел....Надо прочесть ☺️)
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       05.11.2018   18:41:56

Я подписана на многих электронных музыкантов в Ютубе...:) добралась вот сейчас до него. Есть версия, что подлинное имя - Влад Мотков, и он русский. Спасибо за общение. Открыла ссылку на хронособытие, выше. С уважением, Аэра.



Юрий Алексеенко       01.09.2018   14:08:42
Отзыв:   положительный
Очень рад, что страничка пилота Пиркса вновь заработала. С уважением, Космонавт исследователь Юрий.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       02.09.2018   21:16:28

Она была под присмотром семьи постоянно...попробуем что-то немного написать. С уважением, Аэра, дочь.
fx infiniti       13.01.2013   23:40:42
Отзыв:   положительный
очень человечная фантастика! в лучших традициях этого направления.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       14.01.2013   00:18:03

Спасибо, рад! С Новым годом!

Валентина Зырянова       27.11.2011   16:42:41
Отзыв:   положительный
Браво, Командир!
Мне раньше, кроме Рэя Бредбери и Станислава Лема, никто не нравился... А тут читаю взахлеб...


Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       27.11.2011   17:51:18

Тронут, дорогая Валя, благодарен...целую руки.

Виктор Панов       10.11.2011   16:46:14
Отзыв:   положительный
Удивительно вовремя прочёл я этот рассказ!
В тот момент, когда наша экспедиция штурмует этот барьер.
И мысли мои схожи: найти слабое место в поле.
Преклоняюсь перед мужеством экипажа.
Тут выделять кого либо бессмысленно.
Только: СЛАВА ГЕРОЯМ!
и -...ТОЛЬКО ВПЕРЁД!!!
Спасибо, брат...очень сильно!


Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       10.11.2011   17:18:23

Большое спасибо, старина! Рад, что тебе понравилось!

Маша Флах       10.10.2011   15:11:39
Отзыв:   положительный
Поток Вашей фантазии бесконечен. Удивительно! И еще удивляет Ваша преданность этому жанру. Видимо это любовь :)
С осенним приветом,Т.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       10.10.2011   15:15:21

Большое спасибо, Таня. Да, любим друг друга до смерти. :) Отдельное спасибо за прочтение программной вещи и очень в тему по экспедиции.

Николай Стельмах       07.10.2011   01:07:06
Отзыв:   положительный
Дорогой друг,Всеволод.
Ваше произведение входит в жанр фантастики,и таковым является.
Написано с такой выразительной реальностью,
что кажется даже автобиографичным.
А, вообще, по большому счёту,следует признать, что частицу
своего сердца каждый талантливый автор обязательно оставляет
в своих нетленках, фиксируя себя во времени и расстоянии.

С уважением, Николай.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       07.10.2011   09:07:52

Большое спасибо, Коля...рад, что все так...насчет довести корабль до цели, когда все уже умерли...это в ряде произведений и это из жизни, да...автобиографичность имеется.

Инга Чех       28.03.2011   02:58:40
Отзыв:   положительный
Прочитала всё - от корки до корки. Безумно интересно. Ты настоящий фантаст. Прирождённый.
Дорогой Сева, всё, что ты пишешь, наводит на размышления и, главное, читается не просто с душой,а именно душой.
Спасибо тебе большое. Уверена, ты займёшь достойное место среди мировых имён знаменитых фантастов.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       28.03.2011   07:31:24

Спасибо, дорогая Ира...чуток перехваливаешь ты меня...но писАть я люблю и немножко умею...:)

Нежна       27.03.2011   18:42:25
Отзыв:   положительный
Прочитала, едва сдерживая слезы... Как мало ценится человеческая жизнь. Задача - важнее всего - любой ценой!, даже ценой человеческой жизни.
Грустно...

Спасибо.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       27.03.2011   18:55:44

Спасибо, дорогая сударыня...Для меня это тоже произведение из сердца...одно из самых важных по духу...
Меня одно радует - невзирая на отсутствие шансов, они сумели вернуться...


Татьяна Тарханова (Фетинья)       28.12.2010   19:41:16
Отзыв:   положительный
Жаль. Отправляли людей на неизбежную смерть. "Он сделал все, чтобы облегчить твою участь" (не поняла, чью участь, или "твою" это опечатка?).
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       28.12.2010   19:48:07

Да, поправил...как сказала еще одна читательница, "похоже, экспедиция была послана Россией"...такая горькая правда жизни...большое спасибо, Татьяна!

Елена Бланкет       22.12.2010   13:12:56
Отзыв:   положительный
Люблю Вашу ЧЕЛОВЕЧНУЮ Фантастику.
Спасибо, Командир!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!


Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       22.12.2010   18:08:33

Я очень ценю это, дорогая Лена! Спасибо сердечное!

Антон Куренной       15.11.2010   08:22:57
Отзыв:   положительный
Писал-писал - куда-то исчезло. Боюсь так хорошо по второму разу не напишу.
Не поверите, но, даже растрогался, читая - какая-то "неправильная" у Вас фантастика. Очень печален вывод, что и в далёком далеке так же бюрократы, мнящие себя специалистами, будут посылать на заведомую смерть тех, кто по долгу службы будет исполнять команды. Перспектива, прямо скажем, не из приятных. Из этого и нужно сегодня исходить.
Спасибо!
С уважением, Я.
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       15.11.2010   14:26:40

Большое спасибо...наверное, неправильная, потому как создавалась в советское время, когда люди и многое другое отличались от нынешнего...люди долга. Посылать всегда могут, вопрос, как контролировать неподготовленную посылку.
Истинные ценители читают программные произведения, хотя и большие...:)


Светлана Ромашина       28.09.2010   17:29:17
Отзыв:   положительный
Командир,очень интересный и увлекательный рассказ,но всё это ФАНТАСТИКА! Приветствую ГЛАВНОГО МАРСИАНИНА ИЗБУШКИ!
Мне даже во сне такое не приснится! БРАВО,командир! Удачи и ВДОХНОВЕНИЯ!С теплом на сердце!


Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       28.09.2010   17:37:17

Огромное спасибо, дорогая Светлана!

Владлена Денисова       26.09.2010   07:57:26
Отзыв:   положительный
Так может написать человек, который живет в двух измерениях: в будущем и в настоящем. Мечты зовут его в глубины космоса, а проблемы века: несправедливость,предательство и т.д. - оставляют его на нашей грешной земле. Спасибо, Командир Пиркс, Вы очень талантливый человек. С уважением. Владлена
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       26.09.2010   09:28:03

Дорогая Владлена, очень верный - в самую суть - отзыв, и в немногих словах...совершенно верно...у меня есть недостатки, но летать я люблю...:) Рассказ написан исходя из моей будущей реальности: чтобы пройти барьер Менгу-Огнева, потребуется три экспедиции...Про две другие еще будет здесь - позже. А люди долга и люди боевых традиций - они у меня везде. Большое спасибо.
И еще - Вы первая выбрали мое самое программное произведение...:)


Владлена Денисова       26.09.2010   10:32:09

Мне очень нравится Ваше творчество и еще нравится общаться с Вами. Владлена
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       26.09.2010   10:33:40

Большое спасибо...

Галина Уварова       09.07.2010   13:11:49
Отзыв:   положительный
«Vis et vir»!!!
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       09.08.2010   14:37:49

Мы победим...
Сeргей Медвeдeв       28.04.2010   10:29:02
Отзыв:   положительный
А к соседним Галактикам когда полетим?
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       28.04.2010   14:40:58

В другом теле, в 25 веке...
Шаронов Дмитрий       28.04.2010   00:39:54
Отзыв:   положительный
Очень интересно написано!
Прочитал с большим удовольствием!
С уважением, Дмитрий
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       28.04.2010   15:36:34

Спасибо, старина!..

Пилигрим       17.04.2010   16:58:55
Отзыв:   положительный
Отличный рассказ, Пиркс! Умный и увлекательный!

В некоторых местах, правда, слишком фантастический; например, приземление корабля на скорости 40 км. в сек. с выжившими людьми...

С уважением )))
Аэра Пиркс, третий пилот "Стайера"       17.04.2010   19:36:08

Спасибо большое...Он вошел в атмосферу на этой скорости...а если это неясно из текста, так я вернусь и изменю...хорошо, что сказал.












1