Мировая культура и еврейство


      Мировая культура и еврейство.

«Тяга к знаниям ради знаний, чуть ли
не фанатическая любовь к справедливости,
стремление к личной независимости, -
вот черты еврейской традиции»

А.Эйнштейн

Тема эта необычайно обширна и я попробую только в формате поверхностных тезисов поразмышлять над этой, задевающей умы и души, проблемой. О феномене еврейства в начале двадцатого века писали и думали такие русские философы, как Николай Бердяев и Василий Розанов.
О еврействе в России писал и Александр Солженицын, пытаясь показать правдивую картину жизни евреев в России.
Но никто из мыслителей не мог отказать еврейству в его талантах и способности интеллектуально двигать человечество в будущее, хотя и говорили о проблемах сосуществования евреев и национального большинства.
А это действительно становится проблемой для национальных культурных корней и национального искусства, во многих странах современности, в которых еврейство, в силу своих выдающихся способностей, часто заслоняет представителей титульной нации.
В Советском Союзе, для уравнения шансов при получении высшего образования, даже был установлен определённый процентный ценз, при поступлении в институты. Иначе талантливая еврейская молодёжь могла занять большую часть институтских вакансий.
И сегодня, картина мало изменилась. Я знаю один НИИ в Сибири, где из тридцати трёх докторов работающих в нём, только несколько представителей русской национальности. Думаю, что этот пример не единичен!
...Если обратимся к культуре и искусству России, то до определённого времени, влияния еврейства не было в ней заметно, по понятным причинам. Еврейство, как таковое подвергалось гонениям и даже ограничениям в местах проживания. Но стоило административным тискам ослабнуть и целая плеяда еврейских поэтов, писателей, композиторов и живописцев, заняли подобающее им место в искусстве и в какой-то степени вытеснили титульную нацию на обочину «прогресса».
Если смотреть на литературу и искусство в Советской России, то первые роли здесь начали играть евреи. В поэзии это Пастернак, Мандельштам, в прозе это Пильняк и Бабель, в живописи неисчислимое количество новаторов во главе с Малевичем и Шагалом, в музыке — Шостакович и Стравинский...
Нечто подобное можно наблюдать и в других странах, на всех континентах, может быть исключая Азию. И везде, евреи, проявляя дух творчества, используют культурные накопления и находки титульных наций, становясь во Франции — французами, в Англии — англичанами, а в России — русскими.
Это умение ассимилироваться и пропускать через себя культурное наследие, быстро обучаясь национальным культурным кодам, поражает наше воображение! Сегодня, дело дошло уже до утверждения, что русская литература — это еврейская литература.
И в то же время, ни одного значительного имени мы не видим в самом Израиле Необъяснимый парадокс!
Ссылка на еврейство, как основу русского искусства и даже культуры вообще, неуместна, потому что ещё столетие назад, русская литература, поэзия, композиторство и даже живопись была, за редким исключением, русская по национальности!
Характерной особенностью мирового еврейства, и по сию пору, является трепетное отношение к своим религиозным корням, которые являются основой самоидентификации еврейства!

«Евреи несли Библию сквозь века, как портативную родину» Г.Гейне

Религиозные корни, действительно скрепляют основу национальных объединений. Россия в этом случае, не исключение, а подтверждение этого правила. Ведь российская государственность сформировалась во времена принятия Древней Русью, христианства. И во многом, национальные традиции России, выстроены на принципах православия, хотя и затемнённых разного рода бытовыми наслоениями и языческими суевериями.
Эти принципы и идеалы, несмотря на давление исторических и политических обстоятельств, сохранились в русском народе до Великой Октябрьской Революции. И именно эти идеалы и принципы, послужили идеологической базой для русского социализма.
Только после семидесяти лет господства атеизма, русские и россияне вообще, отказались от национальных корней в пользу идеологии светского прагматизма и рационализма, которое и разрушило национальные верования и сделало сегодняшнюю Россию страной без идеологических корней и без национальной культуры, в основе которой всегда лежали религиозные принципы
Этика и мораль в российском обществе, были настолько изуродованы враждебным идеологическим «промыванием мозгов», что многие приняли и принимают идеологию биологического выживания, за «дорогу к храму».
Как известно, «свято место пусто не бывает»! И на место религии, заступила идеология бескрылого, плоского прагматизма и национальной идеей стала безыдейность и удовлетворение личного эгоизма. Именно этим и можно объяснить и бандитизм девяностых, и зверскую коррупцию, и победу олигархии над народной волей...
Можно сказать, что в России на короткое время, место пророков заняли лжеправедники, лжесвятые, на место которых, российская образованщина, владеющая сегодня средствами «массовой дезинформации», выдвинула разного рода антгосударственников и «космополитов»!
Ничего подобного, несмотря на тысячелетия гонений и геноцида, не произошло с еврейским народом в рассеянии. Большинство евреев, часто под страхом смерти, исповедовали Ветхий Завет и благодаря приверженности религиозным принципам воспитания и образования, сохранили и религию иудаизма и национальную самоидентификацию.
Ещё и поэтому, влияние евреев на развитие человеческой мысли и культуры — огромно. Именно евреи, стали родоначальниками гуманизма, которым на протяжении истории вдохновлялись многие нации и народности.
Именно с еврейской письменности привнесённой в мир во времена ветхозаветного Моисея, началась письменность греческая, латинская и славянская.
Именно Моисей стал основателем монотеизма и благодаря его последователям, среди которых можно выделить Иисуса из Назарета и пророка Мохаммеда, родились не только христианство и мусульманство, но и европейская культура, как таковая!
На мой взгляд, именно религия, сделала человека, выделив его из бесчисленного сонма природных биологических видов. И именно религия, стала тем сводом привил и табу, которые подтолкнули человечество в его развитии. Можно сказать, что самые ранние, ещё доисторические религии стали сводом законов помогающих объединению человеческого стада в коллектив!
А Боги, или Бог, были теми авторитетами, на которые ссылались приисполнении законов и заповедей совместной человеческой жизни!
«Если согрешит человек против человека, о нём помолятся Богу; если же человек согрешит против Господа, кто заступится за него?»
Ветхий Завет.

Именно в « Ветхом Завете» заложены основы и светских общечеловеческих принципов, позже названных гуманизмом.
«Перестаньте делать зло, - призывает Яхве, - научитесь творить добро, ищите правосудия, помогите угнетённому».
Евреи, заложили основы религий «Книги». В данном случае книгой, ставшей основой еврейской религии, а потом и христианства, стала Библия!
«Библия, включает в себя «законы бытия и религиозного мировоззрения, часто выраженных в поэзии и песнопениях. Но она, включает в себя и философские размышления, концентрующие в себе понимание и объяснеия не только человека но и мира в целом!
«Доколе вы будете судить несправедливо
и лицеприятствовать злодеям?
… Спасайте бедняка и убогого
из рук злодеев вырывайте!
В другом псалме также осуждаются несправедливость и ложь, которыми пользуются злодеи.

Злодей – как задран
его нос!
…Проклятья
его уста наполняют, и обманы и распря;
под его языком суета и ложь.
Ветхий Завет включает «Экклезиаст» - один из самых известных философских эссе.

Крылатыми стали исполненные глубокой мудростью изречения:
Всему срок
и время всякой вещи…
время рожать
и время умирать…
время разрушать
и время строить,
время плакать
и время веселиться…
время разбрасывать камни
и время собирать камни…
время молчать
и время говорить…
Кратко и поразительно ёмко характеризуются действия людей, жизнь которых состоит из малозначащих поступков:
Суета сует, всё – суета!
…всё суета и погоня за ветром.
Замечательно воспевает «Экклезиаст» мудрость:
И увидел я,
что есть преимущество у мудрости перед глупостью,
как преимущество света перед тьмой.
У мудрого глаза его –
в голове его,
а глупый ходит во тьме...”

И в заключение об «Экклезиасте» – верное житейское на все времена наблюдение: «…я видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство… время и случай для всех их». (Цитата взята из статьи Рудольфа Воробьёва «Вклад евреев в мировую цивилизацию»
В тих строках присутствует перекличка между всеми древними религиями и философскими системами включающие и буддизм и даосизм.
Евреи впервые, может быть со времён зарождения человеческого общества, утвердили один из основных принципов демократии — равенство все людей перед законом.
Человеческая жизнь в Библии становится самой высокой ценностью:

«Библия предупреждает: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся»»
Евреи заложили основы стремления человека к свободе и независимости:

«Евреи первыми, ещё в античные времена, отвергли рабство. Каждый человек, по сути – символ, представитель всего человечества. Не человек, а Бог может распоряжаться жизнью смертных. Евреи выступили против коллективной ответственности: каждый, совершивший преступление, должен отвечать сам...»

Можно сказать, что евреи были первыми антивоенными активистами:

«Одному из авторов Ветхого Завета – пророку Исайе – принадлежат пережившие тысячелетия слова: «Перекуём мечи на орала и копья свои – на серпы» и «Да не поднимет народ на народ меча»»
Христианство, явилось творческим развитием иудаизма, закосневшего в догматизме и тем самым «выправившем пути» для Иисуса Христа — главного реформатора и продолжателя дела Моисея.

«Христианство вместило в себя «очень многое из морали, догм, литургии, установления и фундаментальных концепций евреев»»

Замечательным руководителем и просветителем еврейства стал Маймонид, врач при дворе султана, философ и религиозный деятель. Именно им выдвинута национальная еврейская концепция важности учения и знания.
Маймонид высоко ценил интеллект.

«Лучше нравиться одному разумному человеку, - считал он, - чем десяти тысячам дураков». Одним из самых умных людей в истории Маймонид считал Моисея – ведущего библейского персонажа, а «Библия, - утверждал Маймонид, - это наш патент на величие». Оптимальное для жизни общество, по Маймониду, должно быть разумным, что, в свою очередь, будет способствовать развитию разума граждан...»
“В «Руководстве для находящихся в затруднении» Маймонид пишет, что «чем более стабильным и мирным мы сделаем наше общество, тем больше времени и энергии человек сможет уделять совершенствованию своего разума», благодаря чему повысится интеллектуальный потенциал общества. Большое значение Маймонид придавал литературе, ведь чтение развивает способности. Еврейское изречение гласит: «Продай всё, чем обладаешь, и накупи книг, ибо, как говорят мудрецы, приобретающий книги – приобретает мудрость».
Маймонид, ратуя за свободу духа евреев, призывал совместить изучение Торы и занятия светской наукой. Один из последователей Маймонида, известный философ Моисей Мендельсон, живший в XVIII веке в Германии, утверждал, что религия регламентирует жизнь евреев, но не контролирует их мысли. Подобные взгляды Маймонида, Мендельсона и их сторонников позволяли евреям, сохраняя приверженность иудаизму, не замыкаться в ограниченных пределах Торы, выйти в окружающий мир, приобретать различные профессии”.
(Цитаты из работы Воробьёва «Вклад евреев в мировую цивилизацию»)

Наука, появилась тогда, когда сомнения заставили человека проверять «ходячие истины». Иначе говоря, нельзя представить науку без сомнений трезвого скептицизма. Таким учёным и философом, подвергавшим сомнению, всех «священных коров» религиозного догматизма, был еврей Барух Спиноза.
«Бога не существует в том смысле, как мы всегда понимали это слово. Богу не надо приписывать такие категории, как «интеллект» и «воля», Бог не награждает и не наказывает, ибо Бог – не существо, а всё сущее».
А.Эйнштейн, хорошо знавший труды философа, подчёркивал, что важной стороной учения Спинозы было убеждение «в причинной обусловленности всех явлений» в природе...»

Евреи потерявшие своё отечество со времён разрушения Иерусалима римскими легионами, ушли в рассеяние, постепенно расселяясь по Европе в направлении с юга на север.
Много евреев было в Германии, которые во времена польского короля Сигизмунда, переселились в Польшу и после разделения Польши, попали под владычество российских императоров. При Екатерине, для евреев была введена черта оседлости, то есть определены места, где они должны были жить. Это унижение евреев, было прекращено после Февральской революции в России.
Но помимо черты оседлости, евреям были запрещены многие занятия.
Вот что об этом пишет Воробьёв:
“Для евреев существовал запрет почти на все виды деятельности, им разрешалось быть грузчиками, торговцами и финансистами.
Возникает естественный вопрос: почему евреям разрешалось торговать и совершать финансовые операции? (В отношении грузчиков вопросов нет).
Дело в том, что основатели христианства весьма неодобрительно относились к торговле, деньгам, вообще к богатству. Апостол Павел, например, утверждал, что деньги – корень всех зол, и потому любить их, тем более зарабатывать – преступление, пусть этим грязным делом евреи занимаются. Так как иудаизм не противопоставляет материальное благосостояние и благочестие, а круг занятий евреев был резко ограничен, то ничего удивительного, что торговля и финансы в средневековой Европе находились в их руках. Ещё важное обстоятельство. Евреи концентрировались в городах, так как заниматься сельским хозяйством им запрещалось. В европейских городах с участием евреев, трудившихся в сфере торговли и финансов, создавалась городская культура. В этой связи П.Джонсон отмечает: «Едва ли не величайшим вкладом евреев в прогресс человечества было то, что они заставляли европейскую культуру примириться с деньгами и их властью». Одним из следствий этого стало возникновение в городах самоуправления, ведь торговля, вообще товарно-денежные отношения могут развиваться, если их не сковывать жесткими рамками феодальных законов. И хотя в торговлю постепенно втягивались христиане, особенно протестанты, всё равно антисемиты до сих пор презрительно называют евреев «торгашами».
«В чём культ евреев? – спрашивает упомянутый Маркс. – В барышничестве. В чём их житейский бог? В деньгах… Деньги – ревнивый бог Израиля… За всеми товарами … маячат… обрезанные евреи» (каковым он сам – внук раввинов со стороны матери и отца, между прочим, был).»

Далее Воробьёв пишет: «Если взглянуть на проблему развития экономических отношений без предвзятости, то становится ясно: именно евреи в значительной степени заложили основы современной рыночной экономики, что имело решающее значение для утверждения демократии в Европе и Соединённых Штатах Америки.
Главным образом евреи в XVII веке создали в лондонском Сити крупнейший в Европе финансовый рынок, разработали механизм безналичного перемещения денег – аккредитивы и чеки на предъявителя, что облегчало и ускоряло финансовые операции; сформулировали один из важнейших принципов торговли (и сервиса) – покупатель (клиент) всегда прав. Евреи сыграли ведущую роль в организации в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке фондовых бирж и стали одними из первых брокеров. Тогда же (в ХVII-XVIIIв.в.) зародилась наука, изучающая экономические законы, столь же объективные, как и законы природы...”

Одним из первых учёных экономистов был еврей Рикардо, который задолго до Маркса, подметил особенности «товарной теории» и был в оппозиции Марксу:

«Если предмет ни на что не годен, другими словами, если он не служит нашим нуждам, он будет лишён меновой (рыночной) стоимости, каково бы ни было количество труда, необходимого для его получения».

Если бы труды Рикардо, внимательно читали советские экономисты, особенно в последние годы существования Союза, то может быть советский социализм существовал бы и по сию пору!
Прогресс науки невозможно представить без пытливого и скептичного ума принадлежащего в том числе и евреям:

«В XX веке произошёл прорыв в познании первооснов материи и законов мироздания, немалая роль в этом принадлежит квантовой физике. Её создателями являются, наряду с немцами М.Планком, В.Гейзенбергом, М.Лауэ, австрийцем Э.Шрёдингером, англичанином П.Дираком, французом Л.Бройлем, германские евреи А.Эйнштейн, М.Борн, Х.Бете, датский еврей Н.Бор, итальянский еврей Э.Ферми, российский еврей Л.Ландау, за что они были удостоены Нобелевской премии, и другие учёные.
Заря квантовой физики взошла в XIX веке благодаря глубоким теоретическим работам английского физика Дж.Максвелла и блестящим работам германского еврея Г.Герца (его именем названа единица частоты переменного тока), открывшего в эксперименте электромагнитные волны (поля) и явление фотоэффекта. Герц первым в мире создал генератор и приёмник радиоволн, то есть радио. Герц был учеником немецкого физика Г.Гельмгольца, предложившего ему тему, работа над которой привела к эпохальным открытиям.
Гельмгольц после смерти Герца, прожившего всего 37 лет, с глубокой горечью писал: «Генрих Герц был … предназначен к тому, чтобы раскрыть перед человечеством многие … до сих пор скрытые тайны природы, но все надежды потерпели крушение из-за коварной болезни (туберкулеза. – Р.В.), которая уничтожила эту столь драгоценную для человечества жизнь… Моя боль… особенно сильна, ибо среди всех своих учеников я всегда рассматривал Герца как того, которому был наиболее близок круг моих научных идей».
Явление фотоэффекта продолжил изучать А.Эйнштейн, в результате он открыл фотон – квант электромагнитного поля (света). Эйнштейн – автор теории относительности, изменившей наши взгляды на Вселенную; оказалось, что она управляется законами пространства-времени. В разработке теории относительности Эйнштейн опирался, в частности, на открытие американского еврея лауреата Нобелевской премии А.Майкельсона, доказавшего, что скорость света предельна и не зависит от скорости источника света. Этот и другие парадоксы объяснил Эйнштейн, обладавший не только гениальным и изощрённым интеллектом, но и своеобразным психологическим складом, который В.Гейзенберг сравнил со стилем мышления Колумба. А.Эйнштейн, открывший науке новую землю, сделал это потому, считает Гейзенберг, что в решающий момент сумел «покинуть ту почву, на которой покоилась прежняя наука, и в известном смысле совершить прыжок в пустоту… сумел… изменить саму структуру мышления».
Никому в наше время не надо доказывать значение кибернетики для прогресса цивилизации. Создатель кибернетики – американский еврей Н.Винер, родители которого бежали из Российской империи, пишет о своём отце, учёном-филологе, что он «впитал… лучшие традиции немецкой научной мысли, еврейской интеллектуальной культуры и того, что принято называть американским духом»; всем этим пропитался и сам Н.Винер. Он был математиком, но не ограничивался рамками этой науки, всегда стремился понять физический смысл математических формул. Интересовала его и физиология, не случайно он сотрудничал с мексиканским евреем физиологом А.Розенблютом. Широта мышления, знание законов функционирования живого организма как саморегулируемой системы позволили математику Винеру создать науку об общих законах управления в живой и неживой природе. )
Саморегулируемая система функционирует, если осуществляется обратная связь (информация). В тоталитарных системах, отмечает Н.Винер, обратной связи нет: система ликвидирует сигнализирующего. Следовательно, социализм как система тоталитарная - обречен и с позиций кибернетики. (Цитаты из той же работы Воробьёва)

Известно, что чуть ли не около половины лауреатов Нобелевской премии в разных науках, являются евреи. И этим фактом можно оперировать, доказывая, что еврейский характер и стремление к знаниям, семейные традиции воспитания думающего, творчески заряженного человека-личности, можно позаимствовать у евреев и русским людям!
Трудно переоценить значение евреев в создании классической музыки:

«Еврейская музыкальная традиция, - отмечает П.Джонсон, - намного старше любой другой в Европе», ведь музыка – элемент еврейского богослужения, а кантор – не менее уважаемое лицо, чем раввин.
Живший во Франции германский еврей Ж.Оффенбах – один из создателей самого демократического жанра музыкально-театрального искусства – оперетты. Блестящими представителями этого вида искусства были австрийский еврей И.Штраус (младший), венгерский еврей, эмигрировавший в США, И.Кальман, российский еврей И.Дунаевский.
Классиками симфонической и инструментальной музыки и оперного жанра являются германские евреи Я.Мендельсон-Бартольди – композитор, дирижер, пианист, органист, основатель первой в Германии Лейпцигской консерватории; Г.Малер – композитор, дирижер, возглавлял венскую придворную оперу; Дж.Мейербер – композитор; американский еврей Дж.Гершвин - композитор; российские евреи А.Рубинштейн – композитор, дирижер, пианист, основал и возглавил первую в России Петербургскую консерваторию; его брат – Н.Рубинштейн – пианист и дирижер, основатель Московской консерватории и ее директор. (Цитата из Воробьва)

Говоря о еврейском вкладе в мировую культуру, нельзя не упомянуть имя Генриха Гейне:

«Г.Гейне, как и его далёких предков – авторов Ветхого Завета, волновал вопрос: почему в мире много несправедливого.
Отчего под ношей крестной,
Весь в крови, влачится правый?
Отчего везде бесчестный
Встречен почестью и славой?

Кто виной? Иль воле Бога
На земле не всё доступно?
Или он играет нами?
Это подло и преступно!

Мировой известностью пользуются произведения писателей и поэтов германских евреев Л.Фейхтвангера, лауреата Нобелевской премии Н.Закс (эмигрировавшей в Швецию), французских евреев М.Пруста, А.Моруа и лауреата Нобелевской премии А.Бергсона (не только писателя, но и философа), израильтянина лауреата Нобелевской премии Ш.Агнона, австрийских евреев лауреата Нобелевской премии Э.Канетти и С.Цвейга, российских евреев Шолом-Алейхема (эмигрировавшего в США), А.Рыбакова, Д.Самойлова, Н.Коржавина (эмигрировавшего в США), В.Аксенова (эмигрировавшего в США), лауреатов Нобелевской премии А.Зингера (Башевиса, живущего в США), Б.Пастернака и И.Бродского (эмигрировавшего в США) и В.Гроссмана...”

Много цитируя Воробьёва, я однако не могу согласиться с его политическими взглядами и его антисоветизмом.
Вот ещё одна цитата:
Василий (Иосиф Соломонович) Гроссман – автор лучшей в советской литературе эпопеи о войне «Жизнь и судьба». Совершенно прав критик Л.Анненский, что это произведение стоит в первом ряду русской прозы XX столетия. Такую книгу мог написать не только талантливый писатель-гуманист и интернационалист, но и высокообразованный, прекрасно разбирающийся в психологии, политике, истории, военном деле и философски мыслящий, во всех подробностях знающий жизнь советских людей – от рядовых до начальствующих.
В.Гроссман убедительно показал принципиальную идентичность политико-идеологических режимов фашистской Германии и СССР; беспощадно разоблачил процветавший в СССР махровый антисемитизм, поразивший все слои населения, сформулировал основные признаки этого позорного явления. Если следовать верному суждению Наполеона: «Обращение с евреями в каждой стране – термометр её цивилизации», то и фашистская Германия, и социалистическая Россия цивилизованными странами не были уже по этому критерию; антисемитизм в обоих государствах не случаен, соответствует формуле А.Эйнштейна: «Тот, кто восстаёт ныне против разума и свободы, кто насаждает бесчувственный мир раболепия, - не может не видеть в еврее непримиримого врага». Хотя и в гитлеровской Германии, и в Советском Союзе было предостаточно и других признаков нецивилизованности...”

В ответ на эти сравнения-наветы на советский строй, в котором основой общежития был интернационализм, я могу привести стихи Юнны Мориц, современнице Сталина, знающей о тех трагических временах не понаслышке:

Ю.Мориц

Когда бы жили вы в Европе
При Геббельсе и Риббентропе,
Где европейского еврея
Швыряли в печку, небо грея, –
Тогда бы спорить вы не стали:
Кто хуже – Гитлер или Сталин?
Когда бы жили вы в Европе
При Геббельсе и Риббентропе,
Где европейские фашисты
Пушисты были и душисты
На мыловарне, где зверея,
Варили мыло из еврея, –
Тогда бы спорить вы не стали:
Кто хуже – Гитлер или Сталин?

Во многом, миф о диктатуре Сталина, начали распространяться,, в начале с подачи Черчилля, который просто «ревновал» Вождя к славе, как политического деятеля превзошедшего его по масштабу и политической мудрости, а потом, после доклада недалёкого Никиты Хрущёва, который, таким образом, решил увековечить власть партноменклатуры, представителем и вождём которой, стал, после смерти Иосифа Сталина, этот бездарный выпускник «Промакадемии».
Сталин был выразителем воли народных масс и потому, в политической борьбе, его действия были жестоки, как бывает жесток простой народ, и особенно русский народ, натерпевшийся горя и лишений от разного рода монархических «рабовладельцев» и буржуа — эксплуататоров.
Но это уже другая тема...

«Американскими евреями созданы всемирно известные кинокомпании «XX век Фокс», «Метрополь-Голдвин-Майер» и другие. Нужно отметить, что евреи создавали не только коммерческие предприятия, но, по словам Голдвина, их цель заключалась в создании «картины на прочном фундаменте искусства». И они эту цель достигли. Из среды евреев выдвинулись выдающиеся актёры и режиссёры кино, достаточно назвать английского еврея, жившего в США, Ч.Чаплина, российских евреев С.Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Э.Рязанова, М.Ромма.
М.Ромм был одним из ведущих кинематографистов в СССР, режиссером и педагогом, автором популярных фильмов «Пышка», «Девять дней одного года» и др. Ему принадлежит, пожалуй, лучшая документальная лента в мировом кинематографе «Обыкновенный фашизм», сыгравшая немалую роль в разоблачении фашизма. В фильме много трагического (несмотря на общее оптимистическое звучание) – еврейские гетто, фабрики смерти, разрушенные города, трупы… Немало кадров, сопровождаемых весьма остроумными и саркастическими комментариями Ромма, высмеивающими Гитлера и его окружение, самую нацистскую идею, воплощённую в бесчеловечном режиме Третьего рейха. Впечатляют кадры, показывающие массовый психоз населения при виде своего кумира – жалкого политического фигляра, но, несмотря на всё своё ничтожество, виновного в величайших преступлениях перед человечеством. Эти сцены у советских зрителей вызывали по ассоциации видения подобного поведения людей во время демонстраций на Красной площади...” (Из Воробьёва)

Мне хотелось бы заметить, что я вырос в СССР и для меня, как и для всех моих сверстников, не было никакой разницы между русскими, татарами или евреями. Только в восьмидесятые годы, на Украине, работая на «шарашке», я услышал от евреев выдумки об официальном антисоветизме в Советском Союзе. И конечно я не могу с этим согласиться, потому что, именно на Западе вызрел нацизм и потому, что именно интернационализм - важнейшая черта советского социализма, точно так, как национализм — важнейшая черта капитализма...

И завершаю эту статью о роли евреев в мировой культуре, последней цитатой из неоднозначной работы Воробьёва:

“Технические средства информатики – компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны и другие созданы на полупроводниках, теоретические основы учения о которых заложил российский еврей А.Иоффе. Продолжил и углубил его исследования российский еврей Ж.Алфёров, за что получил Нобелевскую премию.
Способствуют производству материальных благ экономические науки, успешное развитие которых в XX столетии связано с именами лауреатов Нобелевской премии российских евреев Л.Канторовича, разрабатывавшего математические методы в экономике; В.Леонтьева (эмигрировавшего в США), усовершенствовавшего методы экономико-математического анализа; американского еврея С.Кузнеца (потомка российских евреев), внесшего заметный вклад в метод экономико-статистических исследований; Р.Фриша - норвежского еврея, математически разрабатывавшего проблемы экономического роста и моделирования рыночной экономики.

Остаётся, сделать последний вывод: Человечество многим обязано еврейству и его трагической истории. И может быть, именно драма этого малого, но великого народа и стала теми условиями, благодаря которым еврейство сохранило своё влияние на развитие человечества с древности до наших дней!

Июль 2914 года. Лондон. Владимир Кабаков








Рейтинг работы: 12
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 404
© 04.07.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-1082381

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Рудольф Сергеев       05.07.2014   12:21:13
Отзыв:   положительный
Ну как же, как же. Вспоминается анекдот. Нильсу Бору при его посещении СССР представляют русских ученых: Абрамович, Зильберберг,.. еще с десяток подобных фамилий, где то в конце: Иванов. Иванов? - встерпенулся Бор, русский? - Да, русский. "Ох уж эти русские, вздохнул Бор.- Всюду-то они пролезут!









1