Борис Пастернак и Дмитрий Быков


                                                    О творчестве и мировоззрении...
Борис Пастернак в изложении Дмитрия Быкова.

Вместо эпиграфа»
"Дмирий Быков — убеждённый антисталинист. По его мнению, «Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира — страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха…»(Из Википедии)

Быков — один из идеологов «болотного бунта», человек неординарный: Поэт-сатирик, полемист, филолог по образованию — он, принадлежит к самым заметным фигурам «болотного протеста».
Певец «образованщины" и интеллигентской исключительности - он к тому же тонкий ценитель и знаток российской поэзии. Странно, но в России, сегодня, одно другого не исключает. Всегда были и будут «российские мальчики», подверженные влиянию модных интеллектуальных «трендов»
Эти потоки моды, захватывают иногда целые поколения, и определяют их жизненные позиции, или мировоззрения, на всю жизнь, вне зависимости от её дальнейшего развития. Подобный некритический догматизм, наверное достался нам от русского православия или от еврейского упорства отстаивать заветы «учителей».
Дмитрий Быков родился в 1967 году и принадлежит к тому поколению российских интеллигентов, которые волею истории были помещены в годы отрочества в самый бездарный период правления партноменклатуры.
Достаточно вспомнить, как весёлый шут — Горбачёв, возглавил компартию в 1986 году, когда уже всё было готово к буржуазному перевороту и контрреволюции.
А становление Дмитрия Быкова и сотен ему подобных, как личностей, пришлось на те годы, когда в Союзе оппортунисты праздновали победу, а продвинутые «образованцы» совмещали карьеру в комсомоле, с модным брюзжанием по поводу истории СССР и восхищение успехами западной цивилизации, с попытками совершить государственный переворот.
Но в любом случае, по отношению к стране, в которой они выросли, получили хорошее образование и делали карьеру, они вели и ведут себя по сию пору, как социальные шизофреники. Одна их половинка пользовалась результатами революции — то есть бесплатным образованием, накопленными интеллектуальными и культурными знаниями, а другая половина держала «фигу в кармане» и на кухнях, восхищалась перестройщиками, а в карьере делала уверенные шаги к личному процветанию и известности.
В этом смысле, Дмитрий Быков — ярчайший пример того явления, которое я называю «российской социальной шизофренией»!
Эволюция его мировоззрения, как и большинства российских образованцев, начиналась с критики власти и вместе, способностью найти себе тёплое местечко в государственных структурах. (Вспомните, хотя бы того же Гайдара)
В отличии от многих «шестидесятников», его поколение уже не уходило в кочегарки и подпольные студии. Эти делали карьеру а за спинами своих партийных кураторов, строили рожи...
Если физически, все мы продолжаем и похожи на наших родителей и и недавних предков, то интеллектуально, мы повторяем своих учителей или стараемся быть похожими на литературных героев, произведших на нас неизгладимое впечатление и понравившихся нам ещё в юности. Отчасти, наши личные политические предпочтения, становятся часто почвой для наших жизненных успехов или неуспехов, а иногда становятся причинами наших разочарований и даже трагедий.
То есть, цинизм и насмешливость Быкова, можно объяснить несоответствием его природного дарования и запросами раскормленного тела. Тогда, когда дух тонок и горделив в стиле немецких романтиков, плоть, стараниями природы и непомерного аппетита, напоминает тульсктй пряник, а лицо, словно сошло с карточной картинки - валета с лихо закрученными усами.
Как тут не превратиться в ёрника и насмешника,в жертву несоответствия «формы и содержания», когда внутри, живёт демонический красавец Ставрогин или даже мрачный мизантроп Иван Карамазов. А ведь демоны, всегда привлекательней бесхарактерных «сладеньких» ангелов. Недаром о высшей мере красоты, говорят как о «демонической» красоте, и которая всегда противостоит красоте игрушечной и сусальной, то есть «ангельской».
Вот, Быков и примкнул к болотной образованщине, задолго до её появления на свет, пытаясь доказывать всем и себе, что он способен говорить нет, тогда когда большинство соглашается...
Идеология «болотной образованщины», особенно проявляется в описании Быковым эпохи Революции и становления Пастернака, и ещё, в антисоветских изысканиях и утверждении, что вопреки очевидному, Пастернак был внутренне неопознанным антисоветчиком и вот он, Быков это обнаружил после кропотливого и тщательного анализа. Но для меня очевидно, что он специально подыскивал факты из биографии поэта, чтобы втиснуть из в свои мировоззренческие схемы.
И всё бы не беда, но вот он, втискивает судьбу гениального поэта в своё понимание истории Советской России. А он её понимает, как сытый атеист-буржуа. Всё что делается после пролетарской революции, он, Быков осуждает и берёт в кавычки, надеясь, что Пастернак был его единомышленником.
Как всякого буржуа, Быкова пугает сила и необузданность простого русского человека, работника и пахаря, бунтаря и воина! И как всякий романтик, в душе он немного фашист. Его бессознательно привлекают брутальные характеры, типа Салтычихи или князя Сергея Александровича и «лиричность» бывших хозяев российской жизни и прислуживавшей ей монархической интеллигенции.
Антисоветизм Быкова непонятного происхождения, как впрочем у многих его сверстников и соратников по «креативному классу». Он получил приличное образование и сделал карьеру, ещё на остатках советского строя. И его продвинутость и острота ума обусловлена обстановкой и атмосферой, того, позднего, оттепельного Союза.
Наверное это связано с болезнью шестидесятничества, которая выражалась в неумении отделять частное от общего и нежеланием видеть драму жизни и человеческой истории, во всей её неприглядности и вместе привлекательности.
Как раз этими качествами и обладал на мой взгляд Борис Пастернак, что и было его поэтической и человеческой особенностью!
Дмитрия Быкова, как человека и гражданина характеризуют вот такие высказывания:
«По мнению Быкова, Россия — особая страна, в которой даже «физические законыдействуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризмв ней невозможен», он считает, что «российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому». По его мнению, «российская реальность отвратительна, сделать революциюочень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача»» (Цитата из Википедии)
Конечно, мне отвратительно читать такие высказывания о стране в которой я родился и в которой прожил большую часть своей жизни. Но ещё более отвратительно, что этот неглупый человек, так оскотинился, что уже не может не употреблять жаргона своей среды, бравирующей своим цинизмом, как малолетний анонист, рассуждающий о месте женщин в мире!
Кстати, исходя из своего мировоззрения, Быков и Блока, и Маяковского, да и самого Пастернака подвёрстывает под свои примитивные псевдоэлитарные взгляды на Революцию, и вообще на историю.
Он говорит о неприятии Пастернаком Революции, о его разочаровании, а я помню стихи Пастернака, поразившие меня советским патриотизмом о новой стране, о крестьянских детях, свободных в выборе своей судьбы, которые «на ранних поездах» торопились в школу, где их учили уважать историю и выбор простого народа, а его критика нового бюрократизма и чиновной глупости и спеси, как раз и показывала возможность критики новой власти.
Попытки приписать Пастернаку антисоветизм — явный провал. Это похоже на то, как на Западе, даже из советских патриотов пытаются сделать борцов за «демократию» и из искренних прославителей Сталина, сделать приписных антисталинистов!
Меня например, удивляет примитивная, здешняя пропаганда, повторяющая мифы о антисоветской позиции советской интеллигенции, изображающая даже Щостаковича, как борца со «сталинским режимом». Очевидно, что эти биографы, всё извращают и пытаются сделать из белого — чёрное, и наоборот. А руководствуются они известным лозунгом — победители всегда правы...
Но такова традиция, пришедшая к нам из времён ожесточённой холодной войны. Война уже закончилась, Союза давно уже нет, и казалось, можно говорить правду, но «самоотверженные « прозападные партизаны, спрятавшиеся от «свирепого врага», в джунглях своего воображения, по-прежнему живут реалиями «той войны»! (Продолжение следует)

Май 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков






Рейтинг работы: 17
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 422
© 18.05.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-1050110

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1