Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Тит Андроник" Шекспира, в лондонском "Глобусе"


"Тит Андроник" Шекспира, в лондонском "Глобусе"

Погода стоит мрачноватая и прохладная - тучи ходят по небу и изредка на землю сыплет мелкий дождь.
Поэтому мы собрались в «Глобус» не только с подушками, но и одеяла прихватили.
Я до сих пор с содроганием вспоминаю «Короля Лира» здесь же в «Глобусе», когда от холода и ледяного ветра совершенно окоченел и только ждал, когда эта пытка закончится. Актёры на сцене были иногда полуодеты, но ведь они двигались, а мы сидели тихо и неподвижно...

Народу на сей раз было не так много и вокруг сцены стояло человек сто пятьдесят, не больше. А нам повезло и мы сидели по центру сцены и прямо напротив, на втором ярусе — а их всего три. Ярусы эти прикрыты крышей из соломы, на которой уже и мох местами зеленеет. Но вот между ярусами и сценой открытое пространство и видно как дождь падает на головы зрителей. Сцена, на которую самые бойкие из них опираются локтями, тоже прикрыта сверху, хотя иногда и туда дождик достаёт.

К счастью, на этот раз было не так холодно, и нам хватило водонепроницаемых курток. Хотя ветерок откуда-то сверху задувал иногда активно и приходилось запахиваться.

Спектакль начался в два часа дня и потому первые сцены с большими барабанами и какими-то вышками, на которые взбирались герои, совсем не смотрелись боевыми, или парадными колесницами. Вообще, в начале представления трудно заставить себя поверить в реальность театральных условностей. Но, в «Глобусе» умеют заставить поверить в происходящее. Для этого иногда достаточно напугать или взволновать зрителей громким шумом или музыкальным сопровождением.

Вот и здесь, из-за сцены послышались громкие крики, стук металла о металл и на сцене, расталкивая зрителей, появились металлические вышки на колёсиках, о которые, тоже металлическими трубами, стучали актёры, одетые в римские одеяния. Запели длинные боевые римские трубы и появилась торжественная процессия, празднующая очередной римский триумф — победу над готами.

Это полководец Тит Андроник возвратился с очередной победой и привёл в цепях пленных и с собой, на колесницу посадил царицу готов Тамору, тоже в цепях, но рядом.
Римляне, то есть мы, сидящие в «Глобусе», изображали зрителей в Колизее, и от нашего имени седой человек в тоге просил Тита Андроника стать императором, но тот, утверждая, что он только воин, передал это право одному из братьев знатного римского рода - Сатурнина .

Сатурнина, по рекомендации Тита Андроника, короновали и он стал очередным императором.
Затем ему в жёны отдали царицу готов Тамору, а дочь Тита, Лавиния, осталась со своим возлюбленным, братом нового владетеля Рима.

И вот, через время, царица Тамора, завладела сердцем молодого императора и приблизила к себе бывших пленных соотечественников. Её сына римляне все-таки успели убить и потому Тамора затаила в сердце злобу.

Это убийство её пленённого сына было только началом вереницы смертей.

Вскоре, подавив волю Сатурнина своими притворными ласками, она, с помощью своих готских соотечественников и любовника, убила брата императора Боссиануса, подстерегла Лавинию, дочь Тита, и приближённые этой мстительной варварской женщины, зверски изнасиловали дочь победителя готов, а потом отрезали язык, чтобы не проболталась, и кисти рук, чтобы не смогла написать имя насильника.

Появление окровавленной, мычащей и размахивающей обрубками рук Лавинии, зрителей шокировало, но и это был не предел, вполне себе психологически оправданных убийств и членовредительств.

Титу, в конце концов, тоже отрубили кисть, а его сыновей коварно и зверски, как водится у варваров, убили.

На сцене кровь, буквально лилась и все одежды героев драмы были залиты кровью.

Свирепости и жестокости не было предела и толпа зрителей истерически смеялась над остротами, любовно выписанными Шекспиром, на фоне разгула кровавых страстей .

Я, временами не мог смотреть на сцену, настолько на меня действовала эта кровавая вакханалия. А зрители, веселились, вперемежку с взвизгами испуга.

Рассказывали даже, что кто-то из зрителей падал в обморок, кого-то, от вида обильной крови и извращённых насилий, тошнило. У служителей театра были заготовлены для людей со слабым желудком картонные емкости для блевотины!

Я не столько наблюдал за злодействами на сцене, сколько слушал реплики и уговаривал себя не верить в такую кровожадность римлян А зрители, по ходу пьесы, становились невольными участниками представления — через их толпу проходили герои драмы, а иногда на их головы то вино плескалось, то вода из кубков, и хорошо ещё, что не кровь из ран и перерезанного горла.

Конечно, впечатления от спектакля в «Глобусе» отличаются от впечатлений в благообразном, покрытом золотом и бархатом современном театре. Здесь, мы словно каким то чудом, становимся теми зрителями, для которых писал Шекспир и драматурги той эпохи и потому переживания и катарсис действительно заставляют нас многое перечувствовать и задуматься над историей рода человеческого. Ведь именно о человеческой истории, о злодействах, коварстве и благородстве писал английский гениальный драматург, надеясь воспитать в народе добротолюбие и презрение к злу и лицемерию!

Боюсь, что девушкам стоявшим около сцены в полуметре от кричащих надсадно от злобы и страсти актёров, будут несколько ночей сниться кошмары. Думаю, что такое же впечатление оставляли пьесы Шекспира и пятьсот лет назад, во времена открытых театров. Актёры и музыканты использовали всё пространство театра и потому  зрители вздрагивали когда из-за их спин появлялись или убийцы или жертвы погонь.

Я уже не говорю о зловещих ударах барабанов и всхлипы длинных труб, которые возбуждали в древнем Риме не только воинов на бой, но и скобели по погибшим.

Когда злодейства клики Таморы дошли до точки, оставшийся в живых, один из двух десятков сыновей Тита, возглавил восстание и месть обнаглевшим «пришельцам».

Но просто убить Тит уже не хотел, он жаждал страшной мести и подстроил так, что заставил Тамору и императора есть в праздничном пироге тела своих готских недругов.

Сатурнин, не выдержав таких издевательств, бросился на Тита и заколол его, но Тамора умерла прямо за пиршественным столом, уткнувшись в пирог, с поджаренными остатками своих приближённых.
Её любовник, темнокожий Аррен, долго носился со своим сыном от Таморы, таким же чёрным как он, и в конце концов его убили, а ребёнок в пелёнках, остался жить.

Наконец, всех злодеев убили, сын Тита провозглашен был новым императором, а на сцене осталось несколько трупов, в том числе трупы Таморы, Сатурнина и самого Тита, который незадолго до своей смерти ещё и задушил свою дочь, чтобы она больше не мучилась!!!

Когда «благородство и справедливость» восторжествовало, над коварством и свирепостью, спектакль закончился...

Зрители отозвались, наконец, на эту драматическую, но психологически обусловленную резню, громкими аплодисментами и криками одобрения, а все убитые «восстали» и совершили несколько кругов в хороводе по сцене и вокруг неё, под музыку театрального старинного оркестра.

Такое зверское зрелище показалось бы непереносимым без этого финального танца, который всех примирил и показал, что всё рассказанное и показанное лишь выдумка гениального английского драматурга. Злодеи и их жертвы весело отплясывали на сцене, а зрители радовались счастливому избавлению от этого «игрушечного» кошмара.

Над упомянуть ещё одну деталь.

Во время перерыва многие зрители ели мясные бутерброды и пили красное вино, похожее на сценическую кровь.

А мне и думать не хотелось о легкомысленном жевании после этой старинной драмы, похожей на человеческую мясорубку. Но надо отметить, что таких чувствительных как я было немного и никто из зрителей не падал в обморок и никто не попросил ёмкости для блевотины...

Думаю, что английский и, вообще, мировой зритель-турист, а таких в театре на каждом представлении бывает много, уже такого насмотрелись в фильмах Тарантино, что некоторых, эти кровавые жертвоприношения, только смешили.
Тарантино, оказывается только продолжил и развил линию «реалистической» драматургии Шекспира!

Начало мая 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru






Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 509
© 09.05.2014 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2014-1044433

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


СИрена       09.05.2014   08:12:01
Отзыв:   положительный
судя по описанию спектакля, режиссер достиг своей цели - сделать зрителей участниками действа.
тем более, что во времена шекспира не было ни кино, ни интернета и театр был единственным местом, где зрителям можно было
выпустить пар. прочитав ваш замечательный рассказ, пожалела, что, будучи в лондоне, так и не посетила глобус.
















1