Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Нерусские заморочки 3


     

     Нередко в беседах встречается библейское выражение «зуб за зуб». Вот об этом и поговорим.
     В главе 21 книги «Исход» сказано следующее.
     «23 а если будет вред, то отдай душу за душу, 24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, 25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».
     Заметим, что сие положение всегда трактовалось, как непреложное, как руководство к действию. То есть, все толкователи Библии испокон века считали, будто бы этими словами предписывалась обязательность наказания и непременно только в означенном объёме: не больше, но и – самое главное! – не меньше. Иными словами, воздаяние в том же самом объёме. Даже Иисус Христос – величайший гуманист – не раскрыл содержание этого положения Закона… Почему? Может быть, Он решил кое-что оставить и на нашу долю?..
     В общем, мы предлагаем рассмотреть сию заповедь, как элементарный юридический казус. И тогда окажется возможным обрести следующее. Как известно, преступление преступлению – рознь. То есть, разговор ведётся об обстоятельствах, сопутствующих правонарушению. Одно дело, когда вор украл из корыстных либо хулиганских побуждений, другое – преступник пытался добыть харч насущный. И суд обыкновенно учитывает эти факторы. А потому и мера пресечения оказывается как бы «плавающей». Следовательно, разговор ведётся о, так называемой, «вилке». Иными словами, наказание должно быть адекватным деянию. Таким образом, надобно иметь ограничение и верхним, и нижним пределами. Как говорится, от и до; не больше большего, но и не меньше меньшего. Так гласит Закон в любой стране.
     Но зачастую законодатели прибегают к сокращениям. И тогда получаются формулировки типа «до года лишения свободы». Что это значит? Лишь то, что в качестве нижнего предела наказания предусмотрено неприменение последнего. Можно сказать, что при отсутствии нижнего предела подразумевается в качестве такового… прощение преступника.
     Не иначе ли и в Библии? Никто не заставлял иудеев воздавать преступнику тем же и по полной мере. Отнюдь! В Ветхом Завете просто говорится о том, что объём наказания не должен превышать объёма причинённого ущерба. Конечно же, здесь подразумеваются экономические взаимоотношения между преступником и пострадавшим. И даже выбитый глаз вполне мог быть компенсирован денежным возмещением.
     В общем, повторяем, беседа-то велась об ограничении именно «верхней планки» наказания.
     Может возникнуть вопрос, а почему-де Господь вынужден был дать это законоположение? Ответ прост. Дело в том, что среди еврейского народа, вполне вероятно, имелись и такие люди, которые занимались ростовщичеством. Разумеется, эти «специалисты» привыкли жать там, где не сеяли. И когда они оказывались в роли пострадавших, то, конечно же, стремились содрать семь шкур за испорченные три. Именно им в исследуемом месте Священного Писания и сказано: не могите, ребята! Имейте меру даже и в том случае, если у вас нет совести!!! То есть, любой суд в таковых обстоятельствах мог защитить преступника от посягательств пострадавшего. Как видим, тогда и там это требовалось… Собственно, не иначе ли и в законодательствах нынешних цивилизованных стран?!! И потому – чему же мы удивляемся?..
     Однако надобно иметь в виду и то, что евреи жили не на необитаемом острове. То есть, вокруг были народы со своими законами, традициями, со своей моралью, наконец! Не станем углубляться – просто заметим, что судебная практика соседей обыкновенно полагала справедливым трёх(!!!)кратное возмещение причинённого ущерба. А в Авраамовом Пятикнижии было записано чётко: «зуб за зуб»!
     И всё же попытаемся представить себе, будто бы исследуемый закон действовал именно так, как все его и трактуют. К чему бы это привело? Предположим, что некий богатый человек (опять же, вольно либо невольно) нанёс экономический вред другому богатому человеку. И вот вместо материальной компенсации суд приговорил виновного к тому, чтобы и у него было уничтожено адекватное количество имущества, к примеру, скажем, потрава. Выходит, и виновнику следует потравить поле?!! Почему-то исследуемое место Священного Писания трактовалось именно так… Однако к чему бы привели подобные меры? К общему обнищанию государства. Скажите на милость, кто из правителей согласился бы с подобным гражданским правом? Даже и в том случае, если бы таковое было заповедано Самим Богом?!! То-то же! В общем, не стоит представлять себе евреев более глупыми, нежели они были в действительности…
     Да… Мелочь… Сравните библейское «зуб за зуб» с законодательством России, действующим в области экономических преступлений, см. ст. 76.1 УК РФ – там предусмотрено всего пяти(!!!)кратное возмещение…






Рейтинг работы: 22
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 317
© 04.05.2014 Николай Иванович Панин
Свидетельство о публикации: izba-2014-1041303

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Р СѓСЃСЃРєРёР№       26.03.2015   15:13:15

"Почему-то исследуемое место Священного Писания трактовалось именно так…"
Кем трактовалось? Составителями учебника " История древнего мира" для 5 класса?
См. закон Талиона.
Ольга Коптева       05.05.2014   04:59:11
Отзыв:   положительный
Интересно и поучительно!
спасибо, Николай Иванович!
Николай Иванович Панин       05.05.2014   06:24:08

Вам спасибо, Олечка...
Это - из моей "заумной" книги по философии.
Там есть раздел, в котором я рассматриваю Библию...
Татьяна Васса       04.05.2014   19:01:20
Отзыв:   положительный
Закон и справедливость нередко не совпадают...
Николай Иванович Панин       04.05.2014   20:07:37

Спасибо, Таня.
Закон призван решить три задачи.
1. Восстановление справедливости.
2. Воздаяние за преступление.
3. Профилактика преступлений.
И, разумеется, тот или иной закон всегда будет смещён в ту, иную или третью сторону.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  

















1