ЧТО ТАКОЕ ОНЕГИНЩИНА


ЧТО ТАКОЕ ОНЕГИНЩИНА

        Для глубокого понимания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и, в частности, для рассмотрения тайны сожженного автором незавершенного черновика десятой главы этого романа, привлекающего читателя политическими мотивами стихов, необходимо определиться с ответом на вопрос: «что такое онегинщина?».
       Эпиграфы играют важную роль в композиции романа «Евгений Онегин», служат своеобразным ключом к раскрытию авторской точки зрения на описываемые события и образы героев.
       Поэтому для оценки образа Онегина и содержания всего романа в целом важно понять смысл французского эпиграфа, который первоначально относился автором только к первой главе, описывающей личность Онегина, а позднее стал эпиграфом ко всему роману, т.е. автор существенно расширил распространенность основных черт характера этого образа, показал его объемность, типичность, подчеркнул наличие множества такого типа людей в обществе, что дает основание ввести понятие «онегинщина».

        Вдумаемся в этот эпиграф к роману.«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особен­ной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может мнимого».
       «Особенная гордость» Онегина – это гордыня, главный смертный грех, а соединенный с высокомерием, тщеславием, равнодушием, эгоизмом, презрением к людям и чувством превосходства над ними он порождает безжалостного человека-разрушителя,«надменным бесом» «глядящего в Наполеоны» и мечтающего использовать «миллионы двуногих тварей» в качестве «орудия» для удовлетворения своих страстей – властолюбивых, материальных, любовных, тщеславных…
       Гордыней страдал солнечный ангел Люцифер, бросивший вызов самому Богу и изгнанный за это из рая.
Онегин – это не «страдающий эгоист», как думает Белинский,а эгоист, приносящий страдания другим людям, точнее, человек, страдающий «синдромом Евгения Онегина» – органическим неприятием чужого счастья, чужого успеха.
      «Преданный безделью», «томясь душевной пустотой», он ищет виновных в своих жизненных неудачах. Такому человеку

……. чуждо наслажденье
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно.

( глава 7, строфа II)

       Чувство неудовлетворенности, хандра, преследующая его повсюду, лишает его радости бытия и побуждает к мести, к разрушительным действиям, которые, в свою очередь, приносят ему удовлетворение.
       Его неуправляемая энергия внушает опасения «благоразумным людям», среди которых он может

Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном..........

(8, ХII)

       Отдельного рассмотрения заслуживает глубоко ошибочное, внутренне противоречивое заключение Писарева о том, что «с онегинским типом мы не связаны решительно ничем; мы ничем ему не обязаны; это тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей». Однако, следует согласиться с той частью этого суждения, где утверждается, что онегинский тип может «произвести» много «нелепостей и гадостей».
     Действительно, как показала история, онегинский тип

С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом,

(7, ХХII)

способен к развитию, способен порождать «онегинщину» и далее – «бесовщину».
      «Онегинщина»это разрушительные действия отдельных личностей, реализующих свою гордыню, свое чувство превосходства, «быть может мнимое», над неполноценным, по их мнению, людским стадом «двуногих тварей», которых они «презирают в душе»:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.

(1,ХLVI)

           «Онегинщина»это неумение и нежелание созидать, конструктивно работать, это – осознанное или неосознанное стремление «надменного беса»  к ниспровержению, к отрицанию существующего, к решению проблемных вопросов безнравственными средствами вплоть до самых крайних.
            Для того чтобы создавать, строить, изобретать, учить, воспитывать, творить требуется «труд упорный», знания, талант, умение, способности и понимание, что «нравственность – в природе вещей».
           А если ты «учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь», если «труд упорный» тебе «тошен», если ты «пламенно красноречив» и твой «резкий, охлажденный ум» способен «язвительным злословием» «уничтожить соперников твоих», если ты готов в любой момент «ощетиниться, как зверь», то начинаешь «невольно предаваться мечтам» и строить планы реализации своего невостребованного потенциала.
         Не составит труда найти единомышленников, которые тебя оценят, поддержат и предложат теоретическое обоснование разрушительных идей мирового масштаба под прикрытием сказочных обещаний народу светлого будущего в царстве свободы, равенства, братства.
       Так «онегинщина» постепенно трансформируется в «бесовщину».

Мчатся бесы рой за роем….
Бесконечны, безобразны….
Закружились бесы разны….
Сколько их!

(А.С.Пушкин. "Бесы")

       Человечество было бы гораздо счастливее (или гораздо менее несчастным), если бы могло направлять энергию неординарных личностей в русло созидания и гуманизма, если бы Маркс всю жизнь читал лекции в университете, Ленин – занимался адвокатской практикой, Сталин – преподавал в духовной семинарии и писал лирические стихи, а Гитлер – рисовал картины.
       Еще при жизни Пушкина в Европе получали университетское образование молодые люди, создавшие позднее бесовскую теорию «диктатуры и классовой борьбы», реализация которой на практике в России привела их учеников к обнаружению нового «класса» – класса «врагов народа», подлежащего безжалостному уничтожению в течение многих десятилетий, потому что весь народ, кроме вождя, считался потенциальным «врагом народа».
       «Бесовщина» – это разрушительные стремления или действия организованных групп, союзов, партий, альянсов или других структур, объединенных общей целью ниспровержения власти, идеологией или религией, программой, уставом, «Манифестом» или «Катехизисом революционера», и, разумеется, непререкаемым вождем.
       Все это позднее нашло художественное воплощение в романе «Бесы» Достоевского, эпиграфом к которому автор избрал пушкинские слова из одноименного произведения.
     «Бесовщина» – это временное торжество системы насилия и террора, порабощения и мракобесия после захвата власти «бесами» и отбрасывания общечеловеческой морали, совести, нравственности и универсальной заповеди «не убий».
      Подтверждение того, что при составлении плана продолжения романа «Евгений Онегин» реалистическая мысль Пушкина двигалась в направлении от образа Онегина к «онегинщине» и «бесовщине», можно видеть в последней дошедшей до нас ХVII строфе десятой главы этого романа.
       Онегины всех мастей, «враги порядка», «от делать нечего» собирались, «что б только время проводить» и развеять свою «тоскующую лень»:

У них свои бывали сходки,
Они за чашею вина,
Они за рюмкой русской водки

(10, ХIII)

вели беседы.

Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов.
...........................................
И постепенно сетью тайной
Россия..............................

(10, ХVII)
была покрыта.

Наш царь дремал............

(10, ХVII)


От посланника Бога, шестикрылого серафима, Пушкин получил пророческий дар:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(А.С.Пушкин. «Пророк»)

       Взглядом пророка Пушкин увидел то, о чем позднее написал Достоевский: «Начнут бунт в России под видом европейской революции, бунт начнут с атеизма и грабежа всех богатств, начнут низлагать религию, разрушать храмы, зальют мир кровью».
       Когда Пушкин почувствовал, что планируемое продолжение «полусмешного», «полупечального» реалистического романа «Евгений Онегин» превращается в трагическое, противоположное по духу произведение, пропитанное насилием и слезами, тогда (19 октября 1830 г) он сделал запись о том, что десятая глава романа уничтожена, как в рукописном виде, так и в виде неосуществленного замысла. Такова наша версия.
       Будущее подтвердило пессимистическое предвидение поэта: его поэзия, воспевающая «народ неугнетенный» и «падшее рабство» в «отечестве свободы просвещенной», была отброшена, его призыв: «не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» был заглушен некрасовской фразой: «дело прочно, когда под ним струится кровь», а вместо «дум высокого стремленья», «добрых чувств» и «милости к падшим» зазвучало ленинское требование «усилить массовидность террора», вместо его песен (первоначально Пушкин называл главы романа «Евгений Онегин» песнями) зазвучала большевистская «песнь ненависти и мести» (газета «Правда» от 31 августа 1918 года) и гимн: весь мир насильем «мы разрушим до основанья», а лозунгом дня стала фраза: «железной рукой загоним человечество в счастье».
       Прошедшие два века после появления романа «Евгений Онегин» ясно показали, что суждения Белинского, Писарева, современных ученых-пушкиноведов об устарелости романа, о превращении его только в литературный памятник или памятник культуры России начала ХIХ века несостоятельны и необоснованны, а «онегинщина» и «бесовщина» достигли необычайного масштаба развития.
       И в наше время «онегинские» бунты и «революции» нередко возникают то в одной, то в другой стране. Использование институтов демократии, прав человека, свободы слова, новейших видов связи и интернета позволяют современной «онегинщине» и «бесовщине» добиваться потрясающих результатов в своей разрушительной деятельности.
Пушкин и это предвидел:

При звучных именах равенства и свободы,
Как будто опьянев, беснуются народы.

       Поэтому актуальность вечно живого романа «Евгений Онегин» не подлежит сомнению.
Время полностью подтвердило справедливость оценки романа «Евгений Онегин» знаменитым критиком В.Г. Белинским: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи; русское общество ….. всегда будет любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...».

ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах // Полн. собр. соч. в 10 т. Л.,
1978. Т. 5.
2 Рожинский Ю.И. Загадки романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Издательство
«Финарт», 2014.






Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 659
© 02.05.2014 Юрий Игоревич Рожинский
Свидетельство о публикации: izba-2014-1040054

Метки: онегинщина, бесовщина, образ Онегина, актуальность романа "Евгений Онегин", тайна десятой главы,
Рубрика произведения: Проза -> Статья


Любовь и нежность       07.06.2017   15:34:58
Отзыв:   положительный
*

Юрий Игоревич Рожинский       08.07.2017   17:50:06

Спасибо за ЛЮБОВЬ И НЕЖНОСТЬ к великому поэту!








1