Стихи и песни о ВОв. Докумен. фильм. Урок.


Интересный материал о русских песнях.  
От волнения Ольга Геннадьевна немного ошиблась: автор учебника по литературе - Вера Яновна Коровина.
Приятного просмотра.
Сценарий открытого урока рассчитан на два учебных часа.
Он был проведен за один урок 11 апреля 2014 года в стенах МБОУ-СОШ № 8 города Искитима, 8б класс.
Запись на ЮТУБе
http://www.youtube.com/watch?v=yxq0jQBnDHc&feature=youtu.be

Открытый урок
Тема:
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б.Окуджавы («Здесь птицы не поют...»), Л. Ошанина («Дороги»).
Тип урока: комбинированный (синтетический)
Форма урока: синтетический урок с межпредметными связями (музыка, ИЗО).
Основные виды деятельности учителя и учащихся: Слово учителя, презентация. Сообщения учащихся (репродуктивного характера, материал учебника). Исполнение песни М. Исаковского «Катюша», устное рисование по иллюстрации к тексту песни «Катюша», беседа о прочитанном и услышанном, анализ стихов, чтение наизусть «Враги сожгли родную хату».
Цель урока:
Знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина.
Задачи урока:
1. Воспитательная. На примерах песен о Великой Отечественной войне показать роль музыки в истории нашей страны, силой слова и музыки воздействовать на души детей, воспитывать патриотическое чувство, уважение к прошлому своего народа, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ.
2. Образовательная. Знакомить учащихся с творчеством поэтов и композиторов военных лет, углубление представления школьников о тематическом своеобразии песен военных лет, повторение и закрепление знаний учащихся о художественных средствах выразительности.
3. Развивающая. Развивать творческое, ассоциативное мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений, устного рисования, анализа и интерпретации поэтического текста.
Оборудование урока.
На уроке используются мультимедийная установка, компьютер, экран для презентации, фонограммы для исполнения песен, записи песен, учебники. Высказывание на доске В.Лебедева-Кумача – эпиграф урока. Портреты поэтов (М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина в презентации.
Технологии, методы и приемы.
Частично-поисковая деятельность в виде эвристической беседы, постановка проблемного вопроса и определение гипотезы, творческая проектная деятельность, работа над ассоциациями, мини-стихи и мини-эссе, защита иллюстрации, выполненной на графическом планшете, в виде устного рисования, групповое вокальное исполнение песни, выразительное чтение стихотворения, сообщения репродуктивного характера слабыми учениками, работа над публичной речью.
Предварительное домашнее задание.
1. Сообщения учащихся о поэтах и композиторах. (Кратко по 1-2 минуте , 4 поэта и три композитора). 4 чел.
2. Исполнение «Катюши» М. Исаковского. Вокальная группа из 5 ч.
3. Иллюстрация к песням. 1 чел. Интервью. 1 ч.
4. Мини-сочинение. (Стих из пяти строк ). Что такое война? 3 чел.
5. Чтение материала учебника. Выразительное чтение.

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943 г.)

Ход урока
Учитель:
- Страшное слово Война,
Кружится небо в огнях …
Год сорок первый проходит
Маршем фашистского сброда.
1 слайд. В эти дни в России отмечали сразу два дня воинской славы России — День снятия блокады города Ленинграда (27 января 1944 г.) и День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 году (2 февраля).
2 слайд. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
3 слайд. Вы не ошиблись. Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Наш урок продолжает военную тему в курсе изучения литературы в 8 классе. «Василий Теркин» А. Трифонович Твардовский, Андрей Платонович Платонов «Возвращение».
4 слайд. Цель урока:
Знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.
5 слайд. 2. Проверка домашнего задания.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? (В дидактических целых как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат понятийного и словарного багажа учащихся.)
Прочитайте написанные вами четыре строки.
Например, Лена Вебер:
Война – великое бремя,
Бремя страха и слёз,
Война – это время
Печали без грёз.
Итог проверки.
ОГ: Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.
Проблемный вопрос!
*До песен ли в такое время?
(Их пели в окопах, и в залах, и в землянках и в столицах. Выразив свое время, эти песни стали его символом, его позывными).
Ответ на этот вопрос заключается в строчках, принадлежащих Лебедеву-Кумачу, взятых к сегодняшнему уроку эпиграфом: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…»
Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Война и песня… Что может быть общего между ними?
- (предположение) Эвристическая беседа.
• Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов.
• В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
• Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
6 слайд. Учитель: Итак, наши предположения оформились в следующую гипотезу.
• Вдохновляла
• Поднимала в бой
• Собирала силы, помогала пережить тяготы войны…
7 слайд. - О какой песне мы можем сказать, что она своеобразный гимн сражающегося народа?
- Первая страница музыкально-поэтического альбома посвящена «Священной войне».
Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война».
Звучит песня. Первый куплет. На экране текст, фото Василия Ивановича Лебедева-Кумача.
1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни
8 слайд . Карточка-информация №1
Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Васи;лий Ива;нович Ле;бедев-Кума;ч написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда».
1 июля написана музыка к песне. Александром Васильевичем Александровым.
Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:
9 слайд. «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»
10 -11 слайд. Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:
- Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт? Почему люди, слышавшие эту песню, слушали стоя и плакали? (На эти строки опиралась трагическая мелодия композитора А.Александрова и родился покоряющий всех гимн. И гимн этот люди, в общем, не столько пели, сколько слушали, подпевая ему в душе, и едва ли помнили слова в целом.)
- В чём патриотический пафос стихотворения? Как вы понимаете слова патриотизм и пафос? ((Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству. Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм) Размашистые ораторские фразы. Важнейшая особенность этого гимна содержится в его трехдольной ритмической основе. Воплотившись в маршеобразном облике, поступательная энергия трехдольности наполнила музыку мощной сосредоточенной силой.
- Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «благородная ярость». Какое художественное средство выразительности лежит в основе создания этих образов?
- Какая тема призывно-торжественной песни? (Призыв встать на защиту страны.)
Вывод: (стенограмму совещания по военной песне, состоявшегося в Союзе писателей 11—14 сентября 1941 года, с записью выступления В. И. Лебедева-Кумача:
«Я считаю, — говорил В. И. Лебедев-Кумач, обращаясь к своим собратьям по перу, — что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, — это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, — это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня это, прежде всего, взволнованная речь».
Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года. стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.)
12 слайд. Переход к следующей песне.
Песня во время войны не только поднимала солдат в бой, но и помогала пережить тяготы военного времени. Особое признание получили песни с другой, интимной интонацией любовного послания. На экране иллюстрация к следующей песне.
Слайд с иллюстрацией «Катюша». Ребята ещё не знают, что рисунок их одноклассницы.
Экспресс-интервью. Слабая ученица задает вопросы по иллюстрации, с помощью которых художник, как по плану защищает свой проект.
-- Опиши, что именно изображено на иллюстрации? Какие герои, их позы, фон?
- Почему выбрана эта цветовая гамма? Как она передает настроение героев, твое отношение к ним?
- Почему ты выбрала именно этот эпизод? Чем он тебе понравился?
Устное рисование по своей иллюстрации дает возможность самостоятельно думать над прочитанным, находить главное и второстепенное, развивать образное мышление и обогащать словесный запас.
13 слайд. Минус Катюша. Выступление вокальной группы.
14 слайд. Карточка-информация №2
Все мы любим милую «Катюшу»,
Любим слушать, как она «поёт»:
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придаёт…
С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные миномёты.
Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его с поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе,»- заявил Василий Александрович… И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, настроение не радужное. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова…. И начинаю про себя напевать…
Премьера песни состоялась в колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромной успех. Первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!
15 слайд. Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых.
Эвристическая беседа.
– Каким настроением проникнута песня?
(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство).
- Что её сближает с народной песней? (В своих письмах к молодым литераторам Михаил Исаковский призывает их писать «чистым, ясным, народным языком». Он считал, что «только сам народ может определить судьбу той или иной песни, создать народную песню искусственно, … бюрократическим путём нельзя»).
- Почему её полюбил народ? (Песня о любви и верности стала поистине народной. Она создана в 1938-39 годах, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну. Песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех песен страны.)
- Какая тема песни? (Песня о любви простой девушки к пограничнику.)
Вывод: Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
«Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю. Причём важно то, что главное в этой поэтической энциклопедии – показ войны «изнутри», через сокровенные переживания, доверяемые чаще всего письму, адресованному близкому человеку». (Вера Яновна Коровина).
-Почему же песня стала любимой, «шагнула» в народ? (Видимо, потому что в ней соединились музыкальность стиха и ясность сюжета, близкого и понятного многим. Песня близка народным песенным жанрам и даже сказкам. В ней много эпитетов: «крутой берег», «ясное солнце», «простая девушка»; воин-пограничник сравнивается со «степным сизым орлом». Трогает душу выражение: «От Катюши передай привет». Во фронтовых письмах-треугольниках просьба «передать привет» от многочисленной родни и соседей была обязательной.)
16 слайд. Учитель:
- Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели его песни, не зная имени автора. Например:
• «Дан приказ ему запад…»
• "И кто его знает"
• "Снова замерло всё до рассвета"
• "Летят перелётные птицы"
• "В лесу прифронтовом "
• «Осенний сон» "
• "Ой, туманы мои...",
• "Огонек",
• "Лучше нету того цвету"
• "Услышь меня, хорошая",
• "Снова замерло все...",
• "Летят перелетные птицы" и другие.
Переход. Не все песни М. В. Исаковского были связаны с цветущей символикой любви. Некоторые песни приобретали трагическое звучание. Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Исаковский написал в 1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году. « Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?.. »
Стихотворение попалось на глаза Твардовскому, и тот посоветовал Блантеру положить его на музыку. Первоначально это идея не нашла понимания у поэта, но Блантер сумел убедить того в своей правоте и вскоре написал песню. Вскоре она прозвучала на радио в исполнении Владимира Нечаева, но тут же была запрещена к дальнейшему исполнению.
17 слайд Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату»
Экран. Кадры хроники. Песня «Враги сожгли родную хату» Первый куплет и, затихая, звучит, как фон.
18 слайд.
Эвристическая беседа.
- Что испугало в песне музыкальных редакторов на радио?
(Музыкальные редакторы считали, победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя).
- Какую тему поднимает это стихотворение?
(Боль утрат от потерь близких, самых дорогих людей, была поистине всеобщей. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, прошагавшем пол-Европы, солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно.)
-- Почему стихотворение можно назвать балладой? ( В нем рассказывается о судьбе солдата. Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторически-героического характера с трагическим звучанием.)
- Что сближает эту песню с народной? Художественная выразительность, песенность и музыкальность соединяются в поэзии Исаковского с ясностью и простотой языка и стиля. Творчество Исаковского развивает традиции русской классики, особенно Н. А. Некрасова, связано оно и с народной лирической песней.
- Каким чувством пронизана эта песня о войне? (Лирика, эпос и драма слились воедино в этом произведении. Автор как бы стоит в стороне, эпически беспристрастно повествует о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уцелел, но потерял самого близкого человека, утратил дом, нашел только пепелище на своей малой родине.)
– О каком периоде войны здесь идёт речь?
В 1943 году, когда дымилась только что освобожденная от врагов родная его Смоленщина, и люди, выходившие из укрытий, брались за топоры, чтобы строить новые жилища. Исаковский чутко улавливает и мастерски передает ритмику трудового созидания, динамику самой жизни.
(Позже, в конце 70-х годов, телезрители всего Советского Союза с нетерпением ожидали на своих голубых экранах одну из любимейших телепередач – «От всей души», которую вела диктор телевидения Валентина Леонтьева (памятник этой удивительной женщине открыт в городе Ульяновске). В одной из передач состоялась встреча летчика-героя с простым деревенским мужиком из-под Воронежа. И весь народ узнал о подвиге Прасковьи Ивановны Щеголевой.
15 сентября 1942 года недалеко от села Семилуки совершил вынужденную посадку подбитый фашистами штурмовик ИЛ-2. Неподалеку от места посадки самолета, на своем огороде, трудилась Прасковья Ивановна со своими детьми и семидесятилетней матерью. Увидев горящий советский самолет, они подбежали к нему и сумели помочь раненному летчику выбраться из кабины. Опасаясь фашистов, Прасковья Ивановна дала летчику гражданскую одежду и показала дорогу к оврагу, где он мог бы укрыться. К тому времени село уже было захвачено фашистами. Только успел летчик скрыться, как к дому Прасковьи на машине подъехали гитлеровцы. Прасковья Ивановна успела предупредить своих близких, что отвечать на вопросы она будет сама. Несмотря на ярость фашистов, они от женщины слышали лишь одно- "не знаю, не видела". Тогда фашисты на глазах матери избили двенадцатилетнего Сашу и заперли его в сарае, откуда он чудом сумел сбежать. Прасковью Ивановну Щеголеву с четырьмя детьми - Полей, Колей, Анной, двухлетней Ниной и племянником Колей и ее мать- Нину Степановну фашисты расстреляли прямо во дворе дома. Но даже перед смертью детей Прасковья Ивановна так и не выдала места, где укрылся неизвестный ей летчик….
На высоком берегу Дона, в городе Семилуки есть невысокий гранитный обелиск, на котором прикреплена фотография женщины. Здесь похоронена Прасковья Ивановна, ее четверо детей, племянник и мать.
Этот обелиск- ПАМЯТНИК ВЕЛИЧАЙШЕМУ САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ!
Именно на передаче «От всей души» состоялась встреча спасенного Прасковьей Щеголевой летчика Михаила Тихоновича Мальцева, пилота 825-го штурмового авиационного полка 225-й авиационной дивизии. Михаил Мальцев выжил и прошел всю войну, не зная, какую дорогую цену за его спасение заплатила простая русская женщина….
Описание подвига П.И.Щеголевой стало сюжетом документальной повести Е.Велтистова "Прасковья".
Местные жители называют Прасковью СВЯТОЙ и обратились к местному митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию с просьбой ходатайствовать перед Священным Синодом о канонизации в лике РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ-ВЕЛИКОМУЧЕННИКОВ.
19 слайд «Соловьи». .ОГ: Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексей Фатьянова.
Карточка-информация№4
«Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней. Музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».
Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел сам Фатьянов – помню слезы на глазах Твардовского».
(Звучит песня «Соловьи», в сопровождении хроник войны и строки на экране)
Беседа по содержанию.
О каком периоде войны здесь идёт речь?
Напевная, широкого мелодического дыхания песня «Соловьи» (стихи Фатьянова) родилась уже на исходе войны. Эта неповто¬римая в своем роде солдатская колыбельная запечатлела один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, на¬веянные весной и предощущением скорого окончания войны.
– Почему песню «Соловьи» называют народной?
Веселая шутка, которой бойцы часто ободряли друг друга, помогала им пережить тяготы военных испытаний и горечь разлуки с близкими. Как здесь не вспомнить неунывающего Василия Тёркина, героя знаменитой поэмы А. Твардовского! Не случайно шуточные песни всегда звучат как веселые бытовые сценки с бодрыми, «подзадоривающими» интонациями-репликами.
ВЫВОД: Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»
19 -20слайд . Следующая страница альбома. Лев Иванович Ошанин. Кадры с самой песней. «Дороги». Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги». На второй куплет делать тише, пока идет сообщение ученика фон песни и опрос учителя.
Карточка-информация № 3
Эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы. Задумались поэт и компо¬зитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рас¬сказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выра¬жение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось: «Эх, дороги...» Вскоре появились четыре коротенькие музыкальные строчки, и на них тут же легли стихи:
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

21 слайд. Эвристическая беседа.
- О чём она? Какую тему поднимает это стихотворение?
( Песня сердца и души. Военные дороги. Тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только после Победы, в 1945 году, с позиций знания всего, что произошло на войне.)
- Какие самые пронзительные строки в этом стихотворении? ( Вот это — «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать на это место).
- О какой стороне военного времени рассказывает сюжет стиха?
( А мне уже было ясно — это песня итога войны. Хотели мы или не хотели, а в ней зазвенела какая-то необъяснимая, но верная нота времени)
. Снег ли, ветер, —
Вспомним, друзья...
...Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
- Что сближает эту песню с народной?
(Фронтовые песни сближает с народными то, что писались они о тяжелейших испытаниях, что близко народным традициям; они глубоко лиричны и задушевны, они вневременные, потому что, кроме конкретной темы, в них есть то отражение народного самосознания, понимания мира, что свойственны всякому русскому человеку).
- Каким чувством пронизана эта песня о войне?
(Грустная интонация сменяет быстрым темпом. Спокойно, ровно течет мелодия, но спокойствие это кажущееся, за ним — трепет взволнованного воспоминаниями сердца. Воспоминаниями разными, и среди них немало горьких, страшных... Поэтому где бы ни звучали «Дороги», в какой бы стране их ни пели, даже там, где слова требуют перевода, — и без перевода песню слушают не шелохнувшись. В чем же такая ее сила? Наверное, в том, что побеждает в песне все-таки не горечь, а светлая романтика. И излучает ее мелодия, полная мужественной лирики.
Известен такой случай. Вскоре после войны лектор-музыковед выступал в лагере немецких военнопленных. Он читал лекцию о советской музыке, о ее гуманистической сущности и завершил выступление песней Новикова и Ошанина, которую, не переводя на немецкий язык, спел сам. И вдруг эта, прямо скажем, весьма специфическая аудитория буквально замерла. А потом люди потянулись к платкам... Какая же могучая сила заключается в мелодии песни про дороги, про наши солдатские дороги, если даже вчерашних врагов она заставила задуматься об их пути, кровавом и бесславном. Задуматься — и снова, еще и еще раз, этот путь осудить.)
22 слайд. Последняя страница нашего музыкально-поэтического альбома. Б.Ш. Окуджава
Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.
23 слайд . Звучит песня Б.Окуджавы «Белорусский вокзал». Куплет и тихий фон. Сообщение ученика и беседа по тексту.
Карточка-информация 4
Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах. Окуджава в песнях и стихах о войне, написанных “от себя” осуждал войну. “Все мои стихи и песни — не столько о войне, сколько против нее”, — говорил он. Приходит на ум еще одно его высказывание: “Я увидел, что война — это суровое, жестокое единоборство, и радость побед у меня постоянно перемешана с горечью потерь, очевидцем которых я был”. Следовательно, события, описанные в песне, укладываются в интервал с июля 1943-го по август 1944 года, а воображаемый автор предположительно создал ее чуть позже. Картина, нарисованная Окуджавой, документально точна. Эта документальность, присущая скорее хронике, чем художественному произведению, создает ощущение, что автор сложил песню прямо “в окопе” и писал не о “войне вообще” или “десантниках вообще”, а о своей конкретной судьбе, не переосмысливая свой боевой опыт, а фиксируя то, что видел вокруг.
ОГ. Эвристическая беседа по тексту. Откройте учебник. Работа по тексту песни.
- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному?
- В чем новаторство этой песни? Как по-новому изобразил Б. Окуджава Великую Отечественную войну?
- Что сближает эту песню с народной?
- Каким чувством пронизана эта песня о войне?
- Какое значение имеет каждый куплет песни?
- Как вы понимаете слова « а нам нужна победа, одна на всех мы за ценной не постоим»…
Слова “одна победа” могут означать окончательную победу в войне всей страны, и эта победа единственна, но для ее достижения батальон должен выиграть каждое конкретное сражение. Можно себе представить, что в первых строках рефрена к голосам солдат, от которых зависит результат боя, присоединяется хор всех, кого коснулась война. Таким образом, необходимость победы для народа и его готовность платить за нее любой ценой распространяется на “врастающих в землю” десантников как на его часть. Использованный здесь Окуджавой прием названия части вместо целого и наоборот называется синекдохой.
Общий провозглашаемый в припеве принцип превращается в установку для людей, составляющих батальон: несмотря ни на что, одержать верх в каждой ситуации, представленной в песне. В первой строфе воюющие должны выстоять там, где ничего живого уже не осталось, во второй строфе они идут в атаку под смертельным огнем. В третьей строфе, где расширяются временные рамки и появляется взгляд на войну из мирного времени, наречие “нынче” возвращает нас в “сегодняшний день” песни, когда перед десантниками стоит очередная конкретная задача, которую они должны решить.
Итог урока:
24 слайд. 1. Слово учителя. По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
2. Заключительная беседа.
- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?
- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?
Стихи и песни о Великой Отечественной войне пронизаны чувством горечи и негодования на фашистов, боли от огромных потерь, коснувшихся каждой семьи. Они глубоко лиричны. Символы России — соловьи, дороги, цветущие яблони и вербы — по-новому осмысляются в военном творчестве.
- Какую тему поднимает каждая из песен?
Песня «Катюша» о том, что наши солдаты не одиноки и, пока они выполняют свой воинский долг далеко от родного дома, их там помнят и ждут. Это показывало сплочённость народа, ту неразрывную связь и всеобщую любовь, какой пользовалась армия.
Стихотворение «Враги сожгли родную хату» — трагическое. Многие солдаты не вернулись домой, многие, вернувшись, не нашли ни родного дома, ни семьи. В войну гибли не только военные, фашисты убивали, угоняли множество мирных жителей. Можно сказать, что война была везде, где находились фашисты.
Булат Окуджава в своей «Песенке о пехоте» просто и незатейливо рассказывает о том, что на войне не имеют никакого значения ни погода, ни условия, ни время года. Главное, что притягивает навстречу друг другу такие количества людей (а простая пехота составляла тогда основную массу солдат) — сверхчеловеческая борьба жизни и смерти. Это единственно реальное действие войны, а всё остальное — преходящие декорации. И поэт задаётся вопросом: почему так происходит?
В песне «Белорусский вокзал» поётся о том, что победа важна настолько, что цена за неё не имеет значения; и важность этой победы заслоняет для солдат все прочие соображения. Это песня о дружбе и совместной беспощадной борьбе.
Песня Льва Ошанина «Дороги» выходит далеко за пределы военного времени. Это песня о тех образах, что возникают, когда речь идёт о судьбе русского человека. Бескрайние просторы России влекут к себе и полны превратностей, человеку легко пропасть на этих дорогах, таящих неведомые испытания.
Алексей Фатьянов в песне «Соловьи» берёт темой то, что не зависит от самых жестоких войн— это жизнь природы. Соловьи— символ России— продолжают также петь, пока солдаты сражаются за свою родную землю.
-Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете?
Фронтовые песни сближает с народными то, что писались они о тяжелейших испытаниях, что близко народным традициям; они глубоко лиричны и задушевны, они вневременные, потому что, кроме конкретной темы, в них есть то отражение народного самосознания, понимания мира, что свойственны всякому русскому человеку.
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?
Люди не могут привыкнуть к смерти, голоду, к потере близких людей, к тревоге за своих детей и свою страну. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия.
Несмотря на то, что, казалось бы, войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

-Чему новому научились? Зачем нам нужно знать о песнях Великой Отечественной войны?
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.
25 слайд. 3. Домашнее задание:
а) Составить отзыв об уроке. Отзыв на одну из понравившихся песен.
б) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне.
в) Написать письмо ветерану со словами благодарности.
4. Оценки.
-Поставим себе оценку за урок.
Мы МОЛОДЦЫ! Хорошо! ИЛИ ТАК СЕБЕ!
Почему мы себе ставим такую оценку?





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 5894
© 26.04.2014 Ольга Никитина-Абрамова
Свидетельство о публикации: izba-2014-1036520

Рубрика произведения: Разное -> Сценарий


Главный РїРѕСЌС‚ Беларуси       02.09.2016   19:43:58

Среди произведений Ошанина мне нравятся прежде всего "Где ты, где ты, Сергей Есенин...", "Равнодушье", "Стихи тебе", "Давай уедем в дальние края...", "Для тех, кто с нами вышел в путь-дорогу...", "Ты хочешь стать женатым чудиком?", "Ветка крупного жасмина...", "От избранницы веет твоей...", "Ты ждёшь любви...", "Даже точные строки...", "Баллада о привычке", "Полюбилась пареньку девчонка...", "Нет, внешне ты совсем не хороша...", "Актриса", "Я тебя подожду", "Зачем меня окликнул ты?" и "Ты вернулась опять на минуту...".
ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
Ольга Никитина-Абрамова       18.09.2016   08:26:20

Спасибо, Сергей, за дополнение.
Саша РўРёС…РёР№       18.04.2016   21:51:33

Норм

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  













1