Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Шпаргалка рифмоплёта





1. Стихи и проза
Чем стихи отличаются от прозы? Только и исключительно своеобразной формой. У прозы, конечно, тоже есть какие-то формы, стили… Но стихи…
Чем определяется форма? В русском стихосложении – размером, ритмом (метром) и рифмой. И ещё – «узором». Дело в том, что автор может комбинировать элементы формы по-разному. И результаты того сто̀ят. Замечу, что самой «элементарной частицей» стихов является слог. Слоги складываются в стопу, стопы – в строку (стих), стихи складываются в строфы. А уже из строф получается стихотворение. Впрочем, бывает и так, что стихи состоят из одной строфы. Ниже я продемонстрирую, что законченное стихотворное произведение может быть построено не просто из двух строк, но даже и из двух слогов.
В стихах не должно быть ничего произвольного! И стиль, и слог, и рифма, и стопа – всё должно быть подчинено единому замыслу.
Можно ли допускать сбои ритма? Разумеется! И размеры можно нарушать. Но при одном условии – отступления от канона должны иметь достаточные основания.
Надобно учесть и следующее: ни единого лишнего слова в строке писать нельзя. Некоторые поэты, пытаясь выдержать ритм и размер, «нашпиговывают» стих словами типа «ведь», «лишь» и тому подобными «украшениями». Не говорю о том, что от этих слов следует отказаться полностью – нет! Они должны быть уместными!

2. Поговорим о рифме
Разумеется, рифма в стихах обязательной и не является. Писать можно и белым стихом. К примеру, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Или «Песня о Соколе» Горького. Или моё подражание Горькому – « Песня о Змее». Но рифма является украшением. И потому пренебрегать ею не следует.
Понятное дело, можно сделать и «полосатые» стихи: наличие рифмы чередовать в строфе с её отсутствием. Я как-то прежде об этом и не задумывался. И потому у меня таких стихов нет. Пока нет.
Но нельзя писать стихи «в крапинку», не преследуя какие-либо цели. К примеру, вот так.

            Да, я – поэт: кропаю строки,
            Пишу не складно пусть, но ладно.
            Чего потеть? Не на у роке:
            Пусть будет так, как полу чилось.

Добротной следует полагать такую рифму, когда созвучным является не просто последний слог, а последний ударный. Отличная рифма – созвучие и последнего ударного слога, и следующих за ним.
Для удобства я выделяю рифмующиеся слоги зелёным фоном, а ударные гласные – красным цветом.
Примеры.
Бритый – принтер. Это – вполне приличная рифма. Не станем обращать внимания на звонкий «Б» и глухой «П». Здесь различие явственно не ощутимо. Лишний гласный «Н» так же является незаметным.
Инквизитор – депозитор. Это – отличная рифма. Замечу: отличная рифма – украшение стихотворения, но необходимостью она не является.
Атропос – антропос. Здесь практически полное совпадение.
Котскот. Рифма вполне удачная.
Скотскотч. Здесь рифма слабая – звонкий звук «Ч» слышен явственно.
Свысока – виска. Рифма вроде и правильная, но согласный «с» во втором слове несколько её портит…
Как Вы уже заметили, последний ударный слог может оказаться последним в строке, но это – вовсе и не обязательно.
Есть ещё некоторые тонкости. Современные критики полагают, что глагольные рифмы не украшают произведение. То же самое касается и однокоренных слов, к примеру: « спорный» и бесспорный». И сие – очевидно. Но поэзия – это искусство! Если однокоренные слова слишком отличаются по смыслу, если глаголы образуют чёткую рифму и не перегружают стихи, то употребление таковых рифм я полагаю вполне допустимым. Но рифмы глагольные с неглагольными всеми признаются вполне приемлемыми.

            Нам некуда деваться
            От жизненных новаций

Принято считать, что омонимические и омофонные рифмы стихи не портят. К примеру « спора» (выяснения отношения) и «спора» (микроскопический зачаток растения). Не добавляет красоты и случайный повтор какой-либо рифмы в произведении. К примеру, в одной строфе есть рифма «доска» – «тоска», а в другой – «песка» – «виска». Почему я говорю именно о нежелательности именно случайного вхождения повторной рифмы? Потому что, повторяю, стихосложение – это искусство. И художник может нарушить любые каноны, если тем самым он решает какую-то определённую задачу.
Да, разумеется, надобно обращать внимание не на то, как пишутся рифмующиеся слова, а на то, как они звучат. К примеру, «папараци» – «постараться». Эта рифма является даже более, чем чёткой… То есть, поэт, конечно, должен знать и синтаксис, и грамматику. Но без знания фонетики поэту не обойтись. Да… И ещё надобно обращать внимание на ударение. Мой совет: при малейшем сомнении следует обращаться к словарям и справочникам.
Иногда автор задаёт всем строкам строфы один и тот же размер. Здесь криминала нет. Но в таких случаях возникает искушение рифмовать строки по-разному. Если вот такая форма подчиняется какому-то закону, получается красиво, если системы нет – безобразно…

3. Следующая тема, наверное, размер
Строка состоит из слогов. Количество последних и определяет размер. Обыкновенно рифмующиеся строки совпадают по размеру. Но это – не обязательно. Рассмотрим вот такой пример.

            Рыбак рыбака (5)
            Опекает слегка… (6)
            Подлец подлеца (5)
            Не сдаёт до конца! (6)

Как видите, здесь первая строка рифмуется со второй, а третья с четвёртой. А вот размеры… Да, размеры несколько не того. Значит ли сие, что стихи неправильны? Отнюдь! Ведь имеется некоторый «узор». Именно он и важен. Впрочем, экспериментировать на самых первых порах я бы и не советовал. Новации будут хороши только тогда, когда автор уже «чувствует строку».
Вполне понятно, что строка не может быть без слога. А каков минимальный размер строки? Конечно, слог. Вот пример самой короткой «поэмы».

            – Тон?
            – Стон!

То есть, это – вполне законченное произведение–диалог.
Здесь ещё надобно заметить, что автор волен выбирать тот размер, который ему нравится. Помнить нужно лишь об одном – форма является украшением стихотворения.

4. Ритм (метр)
Вы, конечно, знаете, что под марш идти легче, а под вальс – танцевать. Но то – музыка. А мы говорим о стихах. Есть ли какая-то связь между стихами и музыкой? Разумеется, она есть. В музыке есть целые ноты и дробные. И именно соотношение долгих и кратких звуков и пауз задаёт ритм произведению. В стихах таких возможностей нет. Впрочем, они вовсе и не нужны. «На вооружении» у поэта имеются лишь ударный и безударный слоги. И комбинацией этих слогов задаётся ритм!
Наверное, нет необходимости подчёркивать, что сбой ритма украшением стихотворения не является. Настоящие стихи должны «петься».

5. Стопа
Мы уже знаем, что есть размер, метр и стих. Теперь выучим новое понятие – стопа. Стопа – это то, что определяет форму строки. А по сути – минимальная конфигурация ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест). Рассмотрим хорей (ударение на нечётных слогах).

            Кошка завтрак свой умяла
            И сказала: «Мяу, мяу»…
            А щенок вскочил стремглав
            И ответил кошке: «Гав»!

Здесь стопа состоит из двух слогов. Третий и четвёртый слоги – это уже вторая стопа. А всего стоп в каждой строке – четыре. Но стопы вовсе и не обязаны быть «полными». То есть, две первые строки содержат «полные» стопы. И последний ударный слог оказывается предпоследним в строке. Такая рифма называется женской. А вот в третьей и четвёртой строках стопы вроде как «урезаны». И рифмующиеся слоги завершают стихи. Такие рифмы называются мужскими. Что лучше? Человеку, задающему такой вопрос, стихов лучше не писать. Чем меньше ограничений, тем больше возможностей…
Да… кроме мужской и женской рифма может быть ещё и дактилической (последний ударный слог – третий от конца) и даже гипердактилической (последний ударный слог – четвёртый от конца). Но знание мудрёных слов таланта не добавляет. То есть, можно, конечно, выучить кучу мудрёных слов от ямба до амфибрахия, но это знание вовсе и не является необходимым для написания хороших стихов. Признаться, мне никак не удаётся запомнить, какое понятие скрывается за тем или иным именем… И потому – не расстраивайтесь!
Чуть не забыл! Редко, но применяются и четырёхсложные стопы. То есть, стопа состоит из четырёх слогов. А на каком слоге делать ударения, решает автор.

            Гляди, летают в небе птички –
            Кому не хочется летать?
            Полёт – он образ поэтичный
            Всегда зовёт в полёт мечта

Вот такие стопы иной раз и заставляют прибегать к гипердактилическим рифмам. На первый взгляд, они кажутся очень сложными. Но это – только кажется…

6. Строфа
О строфе много говорит, наверное, и не следует. Строфа может состоять из двух и более строк. Единственным требованием является обязательное подобие строф. Впрочем, возможны и комбинации из двух и более строф, но для этого надобно уже иметь достаточный опыт. Примером может служить любая песня с припевом.  В частности, у меня.
Если в первой строфе принято рифмовать строки по принципу чётности, то изменять это положение в иной строфе, «потому что так получилось», не следует. И размеры строк произвольно варьировать в строфах нельзя. Ну, и, разумеется, ритм…
Все отклонения от формы привлекают внимание читателя. Если эти отклонения не продиктованы необходимостью подчеркнуть смысл, то чтение становится неприятным…

7. Маленькие хитрости
Обыкновенно в критической и учебной литературе безударный слог обозначается знаком тире, а ударный – знаком косой черты (слэш). И получается наглядная схема. «Распишем» таким образом предпоследний пример.
            / - / - / - / -
            / - / - / - / -
            / - / - / - /
            / - / - / - /
Может быть, кто-то и пользуется для себя вот таким схематическим изображением для, так сказать, наглядной проверки строки «на вшивость». Мне это кажется очень неудобным. С одной стороны времени это занятие отнимает много, а с другой – кто же исключит ошибку при составлении схемы? Но ведь поэта интересует только результат…
И потому я использую в своей практике самый древний счётный инструмент. То есть, количество слогов посчитать с помощью пальцев вовсе и не сложно. Но при известном навыке можно получить и бо̀льшую отдачу. Я поступаю следующим образом: при произношении слога указательным пальцем правой руки касаюсь очередного пальца левой руки. И обязательно слежу за процессом глазами. То есть, при проверке ямба или хорея обращаю внимание на совпадение ударного слога с чётным или нечётным пальцем.
Если стопа трёхсложная (дактиль, анапест или амфибрахий), то процедура несколько усложняется. Но при определённом навыке проблем и не возникает. Самое главное – «считалочка» всегда с собой. А это – немаловажно. Кто-то может спросить, а что делать, если пальцы закончились? Можно продолжить счёт, вернувшись к «началу». Но я обыкновенно переношу счёт на правую руку. Мне так виднее. Если слогов более десятка, опять обращаюсь к левой руке.
Впрочем, если этот способ кому-то покажется не совсем удобным, возможно сделать более удобное наглядное пособие. Времени это займёт немного, а пользы принесёт немало.
Наверное, Вы заметили, что я ни слова не сказал о собственно языке, на коем Вы собираетесь писать стихи. Что ж, исправляюсь.
Разумеется, для того чтобы верно высказать мысль, надобно знать, понимать и чувствовать язык, коим Вы пользуетесь, знать, понимать и чувствовать логику этого языка, желательно знать, понимать и чувствовать логику.
Ну, да… Читатель может не заметить неверно написанное слово. Но этим злоупотреблять не следует. А вот неверно подобранное слово не заметить просто невозможно. И потому я настоятельно рекомендую Вам пользоваться словарями. Очевидно, основа основ – словарь толковый: использовать термины без осознания понятий, за ними стоящих, не следует. Словарь синонимов помогает подобрать слово, более всего отвечающее Вашим запросам. Ну, и… словарь рифм… Я «откопал» его в сети пару лет назад. И вовсе не считаю зазорным обращаться к нему. И Вам советую открывать его почаще… Желаете скачать?  Зайдите на мой сайт.
А, установив, не забывайте переключать программу рифм в инверсионный порядок – в таком случае слова будут выстраиваться не в привычном порядке – по алфавиту с начала слова, а в обратном – с конца.
Нельзя не замолвить несколько слов и о пунктуации. Заходя в гости к постояльцам нашей Избы-читальни, я замечаю буквально поголовную экономию на знаках препинания. Обыкновенно в разговорной речи мы не можем не подчёркивать тоном собственное отношение к тому или иному предмету или действию. То же самое необходимо и в письменной речи. Для поэта самый выразительный знак – тире. Даже и не представляю себе, как можно без него обходиться! Но ведь обходятся же!!!
От поэта никто не требует придумывать новые слова. Но ведь поэтом создаётся новая фраза! И поэт должен передать читателю не только свои мысли (вербально), но и свои чувства (пунктуационно).
                                                                                                * * *
Разумеется, знания никогда лишними не бывают. Штудирование учебников вреда не принесло никому. Но – мне так кажется! – если некто захочет заняться стихотворчеством на более серьёзном уровне, нужда в книге даст себя знать. Я же предложил «шпаргалку» – то, без чего стихов и не написать…
                                                                                                * * *
[1] В русском стихосложении «приняты на вооружение» силлабо-тонические стихи. А вот Гомер, к примеру, писал гекзаметром. Правильно читать гекзаметр умеет далеко не каждый. И потому Илиаду и Одиссею я одолел с трудом…
[2] Есть и пятисложные стопы. Но я подчёркиваю особенно: поэт должен создавать такую стопу, с которой, во-первых, справится он сам. Ну, и читателю надобно создавать комфорт…
[3] Написано только что в качестве иллюстрации. Обращаю Ваше внимание вот на какой момент: в катрене в каждой строке имеется слово с корнем «лет». Обыкновенно сие не рекомендуется. Но здесь именно вот этим повтором я стараюсь подчеркнуть высказываемую мысль.  
                                                                                                    * * *
И в заключение - пожелание: не убивайте в себе ГЕНИЯ.  Берите пример с меня...







Рейтинг работы: 155
Количество рецензий: 15
Количество сообщений: 20
Количество просмотров: 866
© 18.04.2014 Николай Иванович Панин
Свидетельство о публикации: izba-2014-1031315

Рубрика произведения: Проза -> Статья


скан       08.12.2014   00:59:18

Очень интересная статья.
Поэт Сергей Каныгин
Николай Иванович Панин       08.12.2014   06:27:47

Наверное, слишком краткая - многое упущено.
Но слишком длинная статья отпугивает объёмом...
Стихиатр Проза       14.11.2014   18:59:54
Отзыв:   положительный
СПАСИБО

Николай Иванович Панин       14.11.2014   19:05:37

Спасибо Вам...
Волна Морская       27.10.2014   03:55:57
Отзыв:   положительный
Очень толково все расписано...и для начинающих, и для продолжающих...
Николай Иванович Панин       27.10.2014   06:52:39

Спасибо Вам, Люда...
Ольга Лищук       23.10.2014   12:39:05
Отзыв:   положительный
Замечательный урок! Спасибо!
Не поняла это: Гляди, летают в небе птички –
Кому не хочется летать?
Полёт – он образ поэтичный
Всегда зовёт в полёт мечта…
В третьей и седьмой стопе я насчитала 5 слогов, а в остальных - 4. Но стих "поется"! Я неправильно считаю? Или так и есть, и это допустимо?
Николай Иванович Панин       24.10.2014   07:21:47

Благодарю Вас, Оля...
Стопа может быть полной (завершённой), а может быть и "недоделанной". Разумеется, неполная стопа может находиться только в конце строки...
Неавторизованный пользователь       24.10.2014   15:11:30

Да, непросто все... Интересно, что когда стишок "рождается" на одном дыхании, то он приходит готовый - обязательно с ритмом, и почти всегда с интересными рифмами. Жаль, что это нечасто бывает. По-видимому, надо записывать только такие. Но иногда хочется выразить мысль - тогда приходится думать. Ритм обычно задается первой строчкой, и потом я его слышу ( в голове?), а рифмы иногда "жду" долго. Когда вернусь домой, попробую скачать Ваш словарь.
Еще по поводу того, что "приходит". Однажды мне приснился сюжет, и я написала повесть. Так вот: "мучилась" ( как и что писать) я только первую главу. А потом герой "ожили" и делали, что хотели - я только успевала записывать. Т. е. я брала в руки ручку, понятия не имея, что буду писать. Ночи были бессонные, на работе я не могла дождаться окончания рабочего дня, ела что попало, забросила все домашние дела ( хорошо хоть длилось это не долго!), но это была полная ЭЙФОРИЯ! Мне было интересно, чем и как все закончится - так вот, оно само все логически выстроилось и закончилось. Класс! Я очень рада, что пережила такой опыт.
И я очень рада, что познакомилась с Вами!
Ольга Лищук       24.10.2014   15:14:50

Это я только что получилась почему-то "неавторизованной". Надо же!
Николай Иванович Панин       25.10.2014   18:32:05

Оля, нетрудно было догадаться, что ответ Ваш...
Признаться, мне приходится серьёзно работать над каждым стихотворением - ну, нет у меня искры Божией, есть лишь владение ремеслом. А ведь только в том случае, если имеется и то, и другое, может состояться настоящий Поэт...
Относительно литературных героев... Да, и мне сие знакомо: в той же самой "Песне о Змее" задумка была совсем иной. Но диалог вышел из-под моего контроля. И концовка получилась неожиданной даже и для меня...
А теперь - о Вас...
И в Украине патриоты бывают разные. В Фейсбуке мне попалось несколько человек, настаивающих на том, что русские, как нация, стоят на на более низкой ступени развития, чем украинцы-европейцы. В принципе, такие украинцы - та же самая "вата", но просто зеркально отражённая.
Ваша позиция - любовь к Родине, сочетающаяся с пониманием того, что в России всё не так просто, как кажется, - позиция Гражданина (Гражданки) своей страны, кою не приветствовать не могу.
Дай Вам Господь и в дальнейшем прекрасных строк и мудрости...
Юлианна       13.09.2014   16:49:12
Отзыв:   положительный
Спасибо ВАМ за подсказку! Но все равно у меня ничего не выходит; я даже цветовое оформление не могу одолеть и не кому подсказать. Я нашла ВАС в одноклассниках и ждать буду вас там.Я приехала домой ЮЛИЯ
Николай Иванович Панин       13.09.2014   19:26:12

Ладушки, Юля, пообщаемся там...
Анатолий Сухаржевский       01.05.2014   17:15:52
Отзыв:   положительный
Николай Иванович! Помню, сдавал экзамен по русскому и литературе. Учить ничего не любил и особо техникой написания " не заморачивался". Написал из А.С.Пушкина и расставил знаки препинания, что, собственно, требовалось по билету. Экзаменующий стал требовать прочитать правило, по которому стоят знаки. Я сказал, что правила учат для того, чтобы научиться писать, а не наоборот. Получил слабую оценку, но сдал, хотя и со скандалом. Ваша статья замечательная и многим поможет. Буду давать ссылку кому-либо, если потребуется. Благодарю за приглашение!
Николай Иванович Панин       01.05.2014   17:32:43

Спасибо Вам, Анатолий!
Статья есть и в ТМ (М-к) на главной странице. Но там нет цветовых выделений.
А это - некомфортно для читателя.
Буду признателен за приглашения...
Светозар       01.05.2014   00:05:24
Отзыв:   положительный
Спасибо за статью! Работаю дальше над своими "виршами"
Николай Иванович Панин       01.05.2014   06:53:51

Успехов Вам!
Незабудка Кубанская       28.04.2014   12:01:07
Отзыв:   положительный
Спасибо за статью.
Я убрала на фейсбуке свою писанину.
Николай Иванович Панин       28.04.2014   17:39:38

Лида, благодарю...
31.43.146.24       19.04.2014   15:37:10

Видите ли... то что вы написали - нужно,но это техника... Зная технику кажется, что ты поэт, зарифмовав строки... А читать - скучно! Вот тут и вылазит ваш пропуск: "Чем стихи отличаются от прозы? Только и исключительно своеобразной формой" Нет не только формой... Главное в поэзии МЕТАФОРА, без нее стихи превращаются в рифмованную речь, к стихам не имеющей НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ!

И еще вопросец. Я считал, что силлабо-тоническим размером пишут поляки... а у нас ямбом, хореем и прочими дактилями)) Вы считатете иначе... Есть еще басенно-разговорный стиль, имитирующий повседневную речь... Но это не суть важно...))

Нарушителем ямбо-хорейного лубка выступил Маяковский явив нам свой стиль т.н. АКЦЕНТНЫЙ, где количество слогов разное в строка, а все решается наличием одинакового количества АКЦЕНТНЫХ УДАРЕНИЙ!


Юбилейное

Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
.............
.............

Были б живы —
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
— вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли —
у вас
хороший слог.
Я дал бы вам
жиркость
и сукна,
в рекламу б
выдал
гумских дам.
(Я даже
ямбом подсюсюкнул,
чтоб только
быть
приятней вам.)

............. см далее http://esenins.diary.ru/p158555267.htm?oam#more1
Николай Иванович Панин       19.04.2014   17:05:35

Благодарю Вас!
Что-то действительно я пропустил. Но ведь для того и выставляю, чтобы подсказали.
Со своей стороны замечу: критиковать всегда проще. Но и это следует делать, умеючи.
Вот так.
//Силлабическая система стихосложения
От греч. Syllabe - слог.
Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке//.
//Тоническая система стиха
От греч. Tonos - напряжение, ударение.
Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных//.
То есть, ямбы, амфибрахии, пеоны и остальные заумные понятия вне силлабо-тонического стиха не существуют...
Валерий Белов       19.04.2014   09:22:01
Отзыв:   положительный
Очень познавательно. Добавлено в рубрику Мастер-класс на ГС в Творческой мастерской
https://www.chitalnya.ru/workshop/s86/
Николай Иванович Панин       19.04.2014   09:27:58

Спасибо Вам, Валерий.
Собственно, инициатива была не моей - меня просто попросили это написать...
Если "Шпаргалка" поможет кому-нибудь, буду рад: не зря старался...
Вера Коваленко       19.04.2014   01:58:57
Отзыв:   положительный
Молодчина! Труд серьезный сотворил и нужный.
Обязательно проштудирую, как домой вернусь.
Николай Иванович Панин       19.04.2014   04:07:25

Спасибо тебе, Вера!
Мне посоветовали продолжить это занятие.
Может быть, и соберусь с мыслями...
А ты опять в разъездах?..
Вера Коваленко       19.04.2014   08:20:52

Да нет, локальные вылазки...А труд такой очень необходим!
Вот только бы читателей и последователей было бы побольше.
Николай Иванович Панин       19.04.2014   08:29:21

Вера, в Избе есть специальное место, где подобного рода работы выставляются для всех.
Это вот здесь: https://www.chitalnya.ru/workshop/s86/
Я зашёл, посмотрел - там разные цитаты, надёрганные из сети.
Это можно и самому "погуглить"...
Татьяна Васса       18.04.2014   20:30:54
Отзыв:   положительный
Я это сохраню себе для изучения.
Спасибо, Николай!
Николай Иванович Панин       18.04.2014   20:32:18

Спасибо Вам, Таня!
Всегда приятно узнавать, что старался не напрасно...
Алексей Небо       18.04.2014   20:15:33
Отзыв:   положительный
Полезный труд, Николай Иванович.
Николай Иванович Панин       18.04.2014   20:17:23

Благодарю Вас, Алексей...
Сазаныч       18.04.2014   19:53:40
Отзыв:   положительный
Коля, привет! Спел стихотворение Аллы https://www.chitalnya.ru/work/1030310/ Размести пожалуйста на её странице!
Николай Иванович Панин       18.04.2014   20:00:56

Саша, спасибо огромное!!!
Сейчас сделаю...
Ольга Коптева       18.04.2014   17:14:45
Отзыв:   положительный
А я сегодня весь день мясорубку крутила...
Трачу талант почём зря!!!!!!!!!!!!
Николай Иванович Панин       18.04.2014   17:23:04

Олечка, надо на электрическую переходить.
Включили мясорубку, а сами пишете стихи...

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  














1