Случилась ли встреча в том южном солёном поезде,
была ли Маринка в очках с тончайшей оправою,
Москва за окном с безысходной осенней моросью?
Коньяк и салями - дуэт ожидаем, неправда ли?
А осень без ветра вполне себе симпатичная,
когда ты в СВ, с Маринкой, и всё замечательно.
Пришла проводница, спросила:
- Чайку не хотите ли?
Ответил:
- Заварку женили в фарфоровом чайнике?
Тут все засмеялись, тут воздухом Крыма повеяло,
открылся глазок непременно хорошей реальности,
что радостей жизни я скоро открою немерено,
и розовым вмиг расцветилась картинка вокзальная.
Забылись проблемы московские все, наподобие -
крутиться по кругу и рядом бегущих учитывать...
Маринка, попутчица, мне ты останешься облаком,
осколочком нежной судьбы ( может - зря?) не случившейся.
Андрей, приветствую.
На мой взгляд, впечатление зависит не от длины строки, а от того, чем и как она наполнена.
1. Мне стихотворение нравится и по композиции, и по технике стихосложения, и по манере повествования, и по содержанию, и по мелодии.
И всегда нравятся Ваши нестандартные рифмы.
Рекомендацию могу дать одну - поправить строку
"Маринка, попутчица, мне ты останешься облаком,"
Не уверена, что "мне ты" в подобном контексте звучит грамотно.
Тем более, что мы привыкли слышать "для меня ты останешься", "ты для меня останешься". Может быть, попробовать обойтись без них? Тем более, что понятно, кто и для кого останется облаком. Но есть и другие варианты.
2. Андрей, добавьте в скобках после названия аббревиатуру ТМ, будьте добры.
Ирина
Андрей Кировский(18.09.2023 15:48:55)(Ответ пользователю: СИрена)
СИрена, большое спасибо за развёрнутый комментарий!
Постараюсь покрутить строку с "ты мне". Согласен, конечно.
Аббревиатура добавлена.
Вдохновения и успеха!
Здравствуйте, Андрей!
Я не особенно люблю длинную строку. А когда в ней сбой ритма — тогда совсем "скучно" становится. :))
К сожалению, у Вас нарушен размер.
Посчитайте слоги — в строке то 11, то 12.
.
Удачи!
Андрей Кировский(18.09.2023 16:22:11)(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)
Светлана Владимировна, спасибо за комментарий!
Обязательно разберусь со сбоем ритма.
Так, всё-таки, длинная строка для Вас скучна из-за сбоев в ритме, или из-за своей длины?
Да, и в строках 15-16 слогов.
Сам размер - пятисложный амфибрахий нигде не нарушен:)
Андрей, У меня опечатка — 11-12. Планшет исправил. :)) Извините.
В строках Вашего стихотворения действительно 15-16 слогов.
НО
Если у Вас пятистопный амфибрахий с дактилической рифмой в КАЖДОЙ строке, то тогда должно быть обязательно 16 слогов.
Типа:
Случилась ли встреча в том мчащем на юг, быстром поезде? 16
Была ли Маринка в очках с золотистой оправою,16
Когда нас Москва провожала осеннею моросью?16
Так Вы определитесь, что у Вас — дольник или пятистопный амфибрахий?
Дольник при длинной строке всегда звучит коряво. Читать неудобно.
Может поэтому длинная строка Вам показалась "скучной"?:))
И дальше следует размер поправить:
типа:
И осень становится сразу вполне симпатичная,
когда ты в СВ, да с Маринкой — то всё замечательно!
.
"и розовым вмиг расцветилась картинка вокзальная" — почему "вокзальная", если поезд уже в пути.
Может:
"и в розовом цвете предстали пустые формальности"
И ещё.
"Маринка, попутчица, мне ты останешься облаком",
Слово "Маринка" меня совершенно не смущает. Даже наоборот вносит особую ноту беспечной юности.
А вот сравнение с "облаком" весьма странное. Строка и стилистически неверная.
Но можно так:
Маринка, попутчица, мне ты запомнишься облаком,
парящим по краю судьбы ( может - зря?) не случившейся.
.
Подумайте, Андрей!
А в общем, приятное стихотворение, с нотой ностальгии.
Добрый день, Андрей.
Выскажу свои соображения по поводу длинной строфы и вашего стихотворения в частности (если не возражаете)
1) Длинная строфа прекрасна. Особенно, когда со знаком качества.
2) Как уже было указано выше, у вас размер немного плавает. Это случается при длинной строфе, но работать с этим можно.
3) Вы употребили имя попутчицы литературного героя в уменьшительном эквиваленте. Это несколько принижает стиль. Возможно, замена на "та дама" (к примеру), несколько возвысило бы. От личного-личного стих перешёл бы в более абстрактный. Впрочем, не настаиваю.
4) Третья строчка в вопросе подвисает. Она как бы не вопрос, но и не утверждение.
5) "Коньяк и салями - дуэт ожидаем" - поднимаю большой палец вверх за двусмысленность. "Коньяк" тут и продукт и мужчина определённых лет, а...
6) "открылся глазок" - отчего-то возник образ проводницы в глазок подсматривающей за тем, что происходит в купе. Я бы поискал немного иной образ.
7) " все, наподобие". Слово "все", как мне кажется, тут - размерозаполнитель. Не нужно оно. Может, без него?
8) "рядом бегущих учитывать" - это как? У главного героя такая московская проблема? Он их на калькуляторе подсчитывает или в уме? Образ не сросся.
9) "Маринка, попутчица, мне ты останешься облаком" => Маринка, попутчица, ты мне теперь словно облако, осколочек..." (Как вариант. Почему - уже сказано)
Андрей Кировский(18.09.2023 17:05:38)(Ответ пользователю: Виктор Молчанов)
Виктор, здравствуйте, большое спасибо за развёрнутый комментарий.
Обязательно прислушаюсь к вашему мнению.
Но, не согласен насчёт "плавающей" строфы. Метод проверять ритм количеством слогов в строке не всегда правилен. Куда важнее правильная последовательность ударных слогов. Это я о силлабо-тонике. Могут быть и обоснованные авторские решения.
Уже кое-что изменил -
в оригинале на странице, после замечаний -
Маринка, попутчица, ты - эфемерное облако,
осколочек...
СИрена(19.09.2023 07:48:09)(Ответ пользователю: Андрей Кировский)
Андрей!
1. Не поторопились ли менять строку?
Поскольку это было сделано с моей подачи, скажу, что, на мой взгляд, было бы жаль потерять глагол "останешься".
Трудное место, но, может быть, ещё подумаете?
Например, вместо "мне ты" - двусложный эпитет: (каким) останешься облаком. Спешить некуда.
2. Повествование задушевное, лиричное. Так уж необходимо подсушить его книжным "эфемерный"?
3. Изменения можно вносить в текст, размещённый под оригиналом.
4. Если в следующий раз надумаете отвечать господам, оскорбляющим автора ТМ, предварительно загляните на
их страницы...
Андрей Кировский(19.09.2023 08:53:34)(Ответ пользователю: СИрена)
Ирина!
1. Предварительные варианты всё-равно будут меняться со временем. Я люблю редактировать свои тексты, даже устоявшиеся.
2. Пока определение "эфемерное" самое точное, но это не окончательный вариант текста, конечно.
3. Я знаю, но пока с финалом не определился. Надо думать.
4. Да, согласен. Сегодня посмотрел.
Г-н Сульшин, если есть предложения по поводу того, что и каким образом можно усовершенствовать в стихотворении, просьба их
написать.
А пока - замечание за неуважение к автору. https://www.chitalnya.ru/reglament.php
Куратор ТМ
Г-н Чугуев, от подобных советов лучше воздержаться. Нарушаете Регламент ТМ https://www.chitalnya.ru/reglament.php
Замечание за неуважение к автору.
Куратор ТМ.
Основной критерий скучности /нет -- всегда, не только здесь, не длина строки или иные нюансы формы, а наличие / нет цепляющей человеческой истории. И при такой истории ни длинная строка (в разумных рамках), ни вторичные огрехи формы (ритм, рифма и пр.) не мешают. Порой сбои формы даже придают дополнительное обаяние. Но у вас нет истории -- лишь мишура образов, из коей ясно лишь, что литгер едет осенью из Москвы в Крым. В отпуск, командировку, насовсем? Личность героя не выписана -- есть лишь шутка про заварку. (При этом не ясно, почему заварку не выдали замуж, а женили, и на ком?) Марина здесь как бы центр рассказа, но кроме очков про неё ничего не сказано. (Проводница и то больше участвует.) Какой контакт был с Мариной? Сидели молча как англичане, ибо вас не представили, или что?.. Да что угодно!
Словом, данное стихо -- лишь маета ума. Будете править форму, нет ли -- но сюжет так и останется мёртв.
Андрей Кировский(19.09.2023 12:50:27)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
Дмитрий, мнение озвучено, категоричное, но приемлемое.
Радует то, что замаялся ум, это бывает полезно, согласитесь.
Сюжет может быть изменён со временем, а ТМ и существует для помощи авторам.
Вам спасибо, что не прошли мимо.
Длиннострочие штука сложная и требует хорошего слуха и чувства ритма, особенно с внутренними рифмами.
Честно говоря, мне не близка стилистика и размер, в котором написано ваше стихотворение. Для меня поэзия - это в первую очередь рифма и мелодика. Если нет ни того ни другого, то это нечто сродни прозе, и мне кажется, тогда лучше изложить историю именно в виде миниатюры.
У меня есть несколько стихов с длинной строкой. Даже есть стихотворение в прозе, но это скорее эксперимент.
Ответ на вопрос. Конечно скучна, если это и не проза и не поэзия.
Андрей Кировский(19.09.2023 13:22:54)(Ответ пользователю: Сергей Somers)
Сергей, обязательно посмотрю (если найду) Ваши длинные строчки.
Стилистика, амфибрахий - согласен, близки или нет, это вкусовщина.
Насчёт рифм не согласен, это не избитые, стандартные рифмы.
У меня самого есть вопросы именно к сюжету, но в прозе...
Это рассказ, учитывая нюансы текста. А здесь - 16 строк.
Сорри, Сергей, не убедили.
Спасибо за комментарий,
успехов!
СИрена(20.09.2023 14:02:53)(Ответ пользователю: Андрей Кировский)
Андрей, вроде, обсуждать сюжет в ТМ не принято, но по поводу Вашего у меня сомнений нет.
Всё настолько жизненно, достоверно, в меру романтично и в то же время поэтично, что принимаешь на веру.
Думаю, тот, кто много путешествовал поездом, меня поймёт.
Это же - жизнь, прожитая за несколько часов или день-два.
А если учесть всё, что не сказано, получился роман из 18 строк.
Теперь по делу: если "эфемерное", то, наверное, не "облако", а облачко:)
И ещё: когда в голову приходят какие-то слова, которые потом, возможно, станут стихотворением, размер строки выбираю не я.
Она сама укладывается в нужную ей длину, даже если это - незаконченная мысль.
И попробуй с ней поспорь!