Отправился в интернет искать цитаты про шовинизм, но сколь-нибудь ёмких и точных цитат найти удалось крайне мало, с полдесятка всего. Что, конечно же, удивительно: шовинизм настолько актуальная тема для современной России, что про него, казалось бы, должны говорить все и вся. Если вести речь о духовно-нравственном состоянии нашего общества, то темы, более актуальной, чем шовинизм, просто не может быть.
Тогда я набрал в поисковике "ксенофобия цитаты". Пусть шовинизм и ксенофобия явления различные, но по жизни они ходят рука об руку: без ксенофобии шовинизма не бывает вообще - шовинизм в значительной мере содержит в себе ксенофобию. Но и о ксенофобии цитат нашлось примерно столько же. Что за чёрт? Роскомнадзора боятся, что ли? Может, эти слова запрещены теперь, может, они тоже "дискредитируют" что-то?
Так или иначе, выкладываю всё, что нашёл
Я искренне считаю, что именно шовинизм привёл к распаду не одной империи. Я искренне считаю, что именно шовинизм является той лопатой, которая бросает уголёк в топку бронепоезда, который летит на всех порах прям в бетонную стену. Этот шовинизм надо выбрасывать. Выбрасывать из головы, выбрасывать из своих утверждений, выбрасывать эту снисходительность по отношению к другим народам, потому что в итоге можно остаться, как говорят, «одному на льдине».
● Анатолий Шарий
Если кто-то из вас ненавидит гомосексуалистов, людей с другим цветом кожи или женщин, пожалуйста, сделайте милость: катитесь отсюда подальше. Не приходите на наши концерты и не покупайте наши пластинки.
● Курт Кобейн
Шовинизм так низок, что проходит в любые щели.
● Станислав Ежи Лец
Толпа всегда болеет ксенофобией, она боится всего нового, потому что его надо познавать. Я почти готов поспорить, что в оригинале несчастного Прометея к скале приковали не боги — люди. А огонь, что он им принес, люди смогли оценить лишь через тысячелетия.
● Франц Вертфоллен
Что такое нацизм, что такое ксенофобия — это тупое желание стада оставаться стадом. Не эволюционировать, не осознавать большее, не понимать других лучше — не открываться миру. А наоборот: зажаться, сидеть и бояться всего, что заставляет отупевший медленный мозг хоть чуть-чуть шевелиться. Обрабатывать информацию, которая для него нова.
● Франц Вертфоллен
Какая глупость этот шовинизм: считать, что твои личные божества обязательно важнее, чем другие!
● Бернар Вербер
Как всегда, круто высказался Глебыч Невзоров:
Коктейль из патриотизма, шовинизма, империализма на какое-то время может заменить россиянам многие необходимые питательные вещества. Как алкоголикам водка заменяет все, включая зубную пасту.
● Александр Невзоров
Однако цитатой, раскрывающей рассматриваемый феномен наиболее полно, я лично считаю вот эту:
Все боятся. Вот она - суть расизма, суть гомофобии. Суть любой фобии общественной — это: "я боюсь чего-то, что я не понимаю, потому что я дебил, который ничего не хочет понимать, но если вы ко мне сунетесь, то я буду стрелять". И пока ты вот так живешь, ты будешь жить в каменном веке. И ты будешь находить себе врагов.
● Франц Вертфоллен
Молодец Франц Вертфоллен! Каждое слово в точку, под каждым словом готов подписаться.
А я вот нашёл свой способ выявлять ксенофобов. Способ до смешного простой: я публично - на форумах, как правило - поздравляю аудиторию с праздником Валентина или Хэллоуина. И смотрю реакцию. Если для нормального человека эти наивные праздники всего лишь действа, которые своими атрибутами - именно атрибутами, ничем больше - призваны два раза в году приукрасить наши серые будни, сделать жизнь чуть разнообразней и интересней, то ксенофоб начинает на полном серьёзе орать: "не наш праздник!". И дальше пошло-поехало, весь стандартный набор: "Валентин это праздник ЛГБТ", "А они нашу масленицу отмечают?" Но самое убойное, что я по этому поводу слышал, вернее, читал: "Они хотят, чтобы мы их праздники справляли сначала вместе со своими, а потом вместо своих". Представляете, что творится у этого бедняги в голове? С каким мироощущением он живёт?! Разумеется, ксенофоб это прежде всего плебей.
Обратите внимание на местоимения: нигде не употреблено "я" - только "мы" и "наши". И, соответственно, антиподы - "они" и "не наши".
Просто-таки, чудодейственный способ выявления ксенофобов. Возьмите себе на вооружение. ))))
Происходит от франц. chauvin «шовинист; шовинистический» и chauvinisme, по имени полумифического солдата-бонапартиста Николя Шовена (Nicolas Chauvin, фамилия восходит к лат. Calvinus «лысый»). Термин chauvinisme появился в 1843 г., во многом под влиянием комедийной пьесы о Шовене «La Cocarde Tricolore» (1831).
Слово ‘шовинизм’ появилось в 1832 г. во Франции в контексте критики ультрапатриотических настроений. Ранее в сходном значении употреблялось выражение «патриотизм передней» (le patriotisme d’antichambre).
Многие авторы, не исключая левых республиканцев, считали, что понятие ‘шовинизм’ лишено реального содержания и пущено в ход хулителями французского патриотизма.
Я ТОЖЕ ТАК СЧИТАЮ!!!
Ностальгирующая окраска феномена, определявшегося словом ‘шовинизм’, была очень сильна по крайней мере до Крымской войны, а его связь с наполеоновской легендой сохранялась на протяжении всего XIX в. С 1848 г. шовинизм все чаще упоминался в связи с возвышением Луи Бонапарта и политикой бонапартизма. В словарных определениях шовинизма наблюдался сильный разброс значений — от «хронического фанатизма» до «страстного чувства гордости славой французского оружия». В печати других европейских стран шовинизм понимался обычно как французская форма национальной мегаломании, гораздо реже — как сочетание мегаломании с ксенофобией. В русской печати слово ‘шовинизм’ появилось в 1839 г. С конца 1860-х гг. оно стало применяться также к русскому национализму великодержавного толка.
Ну, опять всё в кучу. )) Какая разница, кто такой Шнур. (Кстати, я его творчество не знаю вообще) Я про стишок - безотносительно к авторству. Пушкин его написал или или Семён Диванов, стихотворение здОровское. ЧЁТКОЕ, ТОЧНОЕ.
Я вообще, в прозе и даже в поэзии люблю чёткость и точность - не люблю размазанные словеса.
Вот на Причале чёткая поэтесса появилась, Евгения Ефрешина. Стихотворение посвящено - точно знаю - Шекспиру на букву чу.
ПАУЛИНА МОРОЗОВА
Я с детства писала доносы.
На папу, на маму, на брата.
Водили их всех на допросы,
Где стали они виноваты:
В содействии левым движеньям,
И в правым содействии тоже,
В поддержке Пригожина Жени,
Предателем ставшего позже,
В любви к однополым семейкам,
И в том, что ковид, и нацисты…
Но вот, я сама на скамейке
Сижу, по статье экстремистской…
Похоже, донос написали,
Возможно, сестра-малолетка…
Какие все умные стали,
Отчизны достойные детки!
Да большая разница!
Вроде, коротко пишу, чётко и ясно, а вы понять не пытаетесь.
Шовинистом не может быть бомж или урка, ибо это звание благородное, достойное людей интеллигентных, а не отбросов общества, которые не имеют ни собственного достоинства, ни пользы от них обществу никакого нет.
Просто дерьмо нации.
Нигде не написано, что шовинист - это урод.
Либерасты вложили в это понятие негативный смысл.
Французы теперь пожинают плоды этих взглядов, негры их там щемят неподеццки.
Я там написала в светиной теме платону платонову, повторюсь:
Ну, всю эту классификацию типа "нацисты, националисты, ксенофобы, шовинисты" придумали для того, чтобы уничтожить нации на земле как таковые и превратить всех в космополитов: людей без родины, без традиций, без любви к своей нации, без самобытности, лишённых всего того, что отличает один народ от другого, превратить человечество в безликую потребительскую массу, бездуховную и бесчувственную.
Ибо нация, её традиции и территория проживания и сохраняются посредством осознания "свой-чужой", а это уже опосредованно можно отнести к шовинизму.
Поэтому национализм - необходимое условие существования той или иной нации, в той традиции, которую она нарабатывала веками.
А я думаю, что это вы пишете глупость и не видите, что происходит в мире благодаря этим ярлыкам и клеймам, которых боятся люди, боятся прослыть ксенофобами или, ещё хуже, фашистами, и принимают у себя шушваль со всего света.
Это очень хитрый психологический приём: не любишь негров - расист, не любишь евреев - антисемит, хочешь, чтобы в паспорте было написано "русский" - ксенофоб.
Вы работаете на обезличивание человечества, сами того не сознавая, ибо глупость мешает вам это осознать.
=хочешь, чтобы в паспорте было написано "русский" - ксенофоб=
Вот так вопрос никто не ставит точно. )) Я вот не хочу, чтобы у меня в паспорте была указана национальность.
Ибо:
"С нескрываемой неприязнью, если не сказать презрением отношусь я и к разного рода националистам. Считаю национализм глубоким атавистическим синдромом, проявляющимся в отдельных личностях виде патологии. Ведь вот так взять и пристегнуть европейского человека 21 века к этнической (по сути дела биологической, видовой) общности. Он вам обезьяна, что ли? Да ещё раздуть вокруг этого пафос, связать национальность с высокими чувствами, объявить её предметом гордости и тому подобное. Человек является исключительно тем, кем он является как личность и какой духовный продукт он производит - а никак не тем, в каком племени его угораздило родиться."
А вот я люблю все культуры в отдельности: французскую, английскую, итальянскую, испанскую, японскую.
И не люблю их вместе: пицца, суши, круассаны, капучино, джинсы, рэп, поп, маркет.
Я отделяю мух от котлет.
=И не люблю их вместе: пицца, суши, круассаны, капучино, джинсы, реп, поп, маркет.=
Теоретически согласен! Сам не люблю мешанину в чём-либо. Но практически - как отделить7 Дать указание мэриям запрещать на одной улице открывать одновременно суши-бар и ресторан с названием "Изба"? Как?
Просто нельзя позволять иностранцам вытеснять национальную кухню, национальную музыку, национальные танцы, песни, традиции.
Это культурная оккупация, и она приводит к тому, что нации теряют свою самобытность, всё превращается в мешанину обрубков, обрезков, обрывков..
Именно национализм, здоровый патриотизм призваны заботиться об этом, о состоянии национальной культуры в целом и об её отличии от других культур в отдельности.
А когда уже национализм перерастает в шовинизм - это говорит о том, что культура гибнет, это как повышенная температура тела говорит о вирусной инфекции, поразившей организм.
И сбивать градус температуры без лечения самой болезни - это обрекать больного на верную смерть.
12 собери народ, мужей и жён, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;
Второзаконие 31 глава.
47 Всё общество сынов Израиля должно совершать её.
48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господню, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению её и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть её;
Исход 12 глава.
10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Моё на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю её из народа её,
Левит 17 глава.
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.
30 Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех её на ней.
Числа 15 глава.
Это только часть того, что требуется от пришельцев.
Нужно быть каждому патриотом своей страны на деле, а не на словах.
Учитесь у кавказцев, они свою лезгинку, шашлык, чебуреки и харчо ни на что не поменяют!
А тексты... В них истина, которая живёт пять тысяч лет, и по этой истине живут евреи.
О кошерной еде слышали что-нибудь?
И об эмиграции в Израиль?
Я иногда веселюсь, когда меня считают либералом...то есть врагом. Получается, хочешь повлиять на успешное будущее России, но не согласен с воинствующей риторикой - значит предатель и подлец, то есть либерал. Топишь за войну - значит свой.. цирк.. )
--Получается, хочешь повлиять на успешное будущее России, но не согласен с воинствующей риторикой - значит...--
Не, меня за это по другому называют - русофобкой!)
Поэтому я против навешивания ярлыков, ибо мировоззрение человека невозможно причесать под одну гребёнку, человек многогранен и вечно находится в развитии.
Вы умный человек и должны понимать, что сегодня русофоб - это тот, кто не поддерживает линию гос.пропаганды.
Но! есть моменты, которые и меня озадачивают, когда Вы русских наделяете теми или иными негативными характеристиками. Даже если это и есть, то на форуме не нужно это озвучивать. Люди это воспринимают буквально и принимают как личное оскорбление.
У всех наций есть свои положительные и отрицательные характеристики, но положительных всегда больше.
Я сама русская, и имею право вскрывать язвы своей нации, если что.
Поэтому русофобкой никак быть не могу по определению, иначе всех русских классиков можно под эту статью подогнать.
Я то понимаю, что это самокритика, но некоторые форумчане не понимают значение этого слова... не умеют смеяться над собой, шутить и находятся в стадии военного стрессового положения...
Но речь не об этом, прошу Вас быть на форуме осторожнее с самокритичностью в плане русского духа.
Спасибо, Альберт, за предупреждение.
Но ситуация такова, что уже не до смеху.
И не я виновата в том, что кто-то чего-то не умеет или не знает.
Будем и дальше зависеть от собственного воинствующего невежества?
--Смысл "воевать" с теми, кто не видит дальше вытянутой руки?--
Так я с ними не воюю, это же они со мной воюют.
Я воюю с язвами общества.
Когда врач делает нормальному пациенту больно, тот же не кидается на него с кулаками?)
Русские не умеют соблюдать тонкую грань между сохранением собственной самобытности и навязыванием своих культурных ценностей другим народам.
В результате огребают враждебность со стороны соседей с одной стороны - и утрату своего национального лица с другой.
--ну вот, теперь с той стороны это назовут "диалог двух русофобов"...--
Вы боитесь пересудов нравственных невежд?)
Тогда действительно надо на форуме ограничиться разговорами о кошечках, собачках и о взаимоотношении полов!)
Есть такой писатель - Леонид Каганов.
Еврей, разумеется.
А начале 2000-х он сильно смеялся, что его официально обвинили в юдофобии. Дело даже открыли за разжигание ненависти к евреям.
А он просто стихи написал иронические о своем собственном еврействе.
Да , извини, это просто больной чел был. Место ему было в дурке. Но с другой стороны жалко. Все же образ Божий. Его бы на отчитку и стал бы нормальным человеком.
«Тяжелый русский дух, нечем дышать и нельзя лететь» - А. Блок
«Московия — русь тайги, монгольская, дикая, звериная» - Алексей Толстой
"Не народ, а скотина, хам, дикая орда, душегубов и злодеев" - Михаил Булгаков
"Наиважнейшею приметою удачи русского народа есть его садистская жестокость" - Максим Горький
«Русский есть наибольший и наинаглейший лгун во всем свете» - Иван Тургенев
«Народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения» - - Федор Достоевский
«Русские - народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов, не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально, столетиями живёт в темноте, мракобесии, и пальцем не пошевелил к чему-то человеческому, но готовый всегда неволить, угнетать всех и вся, весь мир. Это не народ, а историческое проклятие человечества» - И.С. Шмелёв.
"Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов — отцов и благодетелей взяточников!" - Иван Аксаков, из письма к родным.
«Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами». - Aкaдeмик Павлов. О русском уме. 1932 год.
«Народ равнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ, что не признает человеческое достоинство, что целиком не признает ни свободного человека, ни свободной мысли» - Александр Пушкин
Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных
Вот он, вот он, русский бог.
Бог грудей и ж... отвислых
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он, русский бог.
П.А. Вяземский
«Главной чертой российского национального характера является жестокость, и то жестокость садистическая. Говорю не об отдельных взрывах жестокости, а о психике, о душе народной. Я просмотрел архив одного суда за 1901-1910 гг. и меня охватил ужас от огромного количества невероятно жестокого обращения с людьми. Вообще у нас в России каждый с наслаждением бьет кого-то. И народ считает биения за полезное, так как же составил поговорку «за битого двух небитых дают». За 1917-1919 гг. крестьяне закапывали пленных красногвардейцев вниз головой так глубоко, что из земли торчали ноги. Потом смеялись, как те ноги дёргались. Или высоко на дереве прибивали гвоздями одну руку и одну ногу и наслаждались мучениями жертвы. Красногвардейцы же сдирали из живых пленных деникинцев-контрреволюционеров кожу, забивали гвозди в голову, вырезали кожу на плечах, как офицерские погоны." - Горький Максим. О русском крестьянстве (1922)
Если бы провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве. -- Иван Тургенев
"Нет в этом мире мельче, сволочнее и хамовитее особи, чем кацап. Рождённый в нацистской стране, вскормленный пропагандой нацизма, - этот ублюдок никогда не станет Человеком. У его страны нет друзей - либо холуи, либо враги. Его страна способна только угрожать, унижать и убивать. И за сохранение этого статуса Рассеей рядовой кацап готов пожертвовать собственной жизнью, жизнями своих родителей и детей, качеством жизни собственного народа. Воистину: кацапы - звери. Лютые, кровожадные, но... смертные". - А. Солженицин
В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много. - Василий Ключевский
Русская История до Петра Великого - одна панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело. - Ф. Тютчев
"Русскому соврать, что высморкаться. Их ложь исходит из их рабской сущности. Народ никогда не знавший и не говоривший правды-народ рабов духовных и физических. Убогие люди." - Н.М. Карамзин
«Русский человек большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т.п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно».
«Русский человек норовит натрескаться ветчины именно тогда, когда в ней сидят трихины, и пройти через реку, когда на ней трещит лед.»
«Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но всё это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие…»
«Русский человек любит вспоминать, но не любит жить».
«Русскому человеку не хватает желания желать».
- А.П.Чехов
«Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей: они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и во сне храпят. Женятся они для порядка в доме, а любовниц заводят для престижа в обществе. Психология у них – собачья: бьют их – они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают – они ложатся на спину, лапки кверху и виляют хвостиками...» - Антон Павлович Чехов в беседе с Максимом Горьким.
«В нашем национальном характере преобладает холуйство и холопство, похабство и кровожадность, изуверство и пьянство». - Митрополит Илларион
Среди русских мало умных. Если найдешь какого-нибудь годного человека, то непременно или еврей, или с примесью еврейской крови...» - В. И. Ленин, самый почитаемый в России политический деятель (1870 – 1924 гг.)
Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы. - Н. Чернышевский
«Мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь - ядовитое наследие татарского и крепостного ига. Нет слов, которыми нельзя было бы обругать русского человека… В русской жестокости чувствуется дьявольская изощрённость, в ней есть нечто тонкое, изысканное... Можно допустить, что на развитие жестокости влияло чтение житий святых великомученников... Кто более жесток: белые или красные? Вероятно — одинаково, ведь и те и другие — русские». – М. Горький, «пролетарский» писатель (1868 – 1936 гг.)
Всё это верно, но... однако...
- Вся история человечества и по сей день это сплошная и беспрерывная цепочка порочных деяний .
Причина этому - НРАВСТВЕННОЕ НЕВЕЖЕСТВО !!!
И что характерно :
- Никто этого не может ни понять, ни догадаться .
Вот именно, нравственное невежество.
" Невежество ненавидит всё, что ему недоступно. Отрицает всё, что требует напряжения, усилия, изменения точки зрения."(c)
Нравственное невежество это незнание что такое добро и зло, праведность и порочность, Справедливость и равенство, незнание принципов этих категорий .
И, в первую очередь, незнание , что такое это само нравственное невежество
и что ему противостоит .
Быть русским - не заслуга,но обуза,
Когда под гул набата, на бегу,
Вожжами подпоясавшись кургузо,
Хватаем мы оглоблю и слегу.
О собственной забыть беде и боли,
Не поумнев нисколько до седин...
Быть русским - значит, воином быть в поле,
Пусть даже в этом поле ты один.
Быть русским - не награда, а расплата.
За то, что миру душу нараспласт,
За чужака встаешь ты, как за брата,
А он потом тебя же и продаст...
Быть русским - значит застить путь бандитам,
Что топчут нашу землю сапогом.
Быть русским - это значит БЫТЬ УБИТЫМ
СОБРАТОМ чаще, нежели врагом.
Быть русским - это значит встать у стенки,
И пусть в тебя стреляет сволочь вся,
Но перед ней не падать на коленки,
Пощады, ухватив сапог, прося.
Мы русские. Ступаем мы на плаху,
Окинув оком отчий окоём,
Но нищему последнюю рубаху,
Не мешкая, привычно отдаём.
Быть русским - провидение и право,
Не устрашась ни пули, ни ножа,
Топыриться упрямо и шершаво,
Не уступая татям рубежа.
Быть русским, значит хлеб растить в ненастье.
А нет дождя - хоть кровью ороси.
Но все-таки, какое это счастье -
Быть русским! Среди русских! На Руси!
Быть русским, значит быть в надежной силе.
И презирать родной землёю торг.
Не зря ж Суворов рек при Измаиле:
- Мы русские! Ура! Какой восторг!..
Я - русский! Сердцем, духом, вздрогом кожи.
Горжусь я древним прозвищем моим.
Не дай мне, хоть на миг, хоть в чем-то, Боже,
Не русским стать, а кем-нибудь другим.
А кто из "патриотов" не хочет? Еврейское общество - в узком смысле, националистическом, состоящем из националистов - консервативное, ортодоксальное, догматичное... самый рай для националистов русских.
Только подозреваю, что такой глупый националистический кружок состоит из 5-8 процентов населения Израиля.
Уточните мои выводы у честного Давида... я всё же могу немного ошибаться.
Русские – жестокое зверье? Это Горький судит по своему дедушке, выкинувшим одиннадцатилетнего мальчика на улицу? А вот И. А. Сикорский в 1895 году в речи, произнесенной в торжественном заседании Славянского благотворительного общества, сказал: «Феноменальное человеколюбие русского солдата в отношении побежденных врагов поражает иностранцев в наше время». И этому нельзя не верить!
Но Горький продолжает лить ушаты помоев: «Русский народ, в силу условий своего исторического развития, огромное дряблое тело, лишенное вкуса к государственному строительству и почти недоступное влиянию идей, способных облагородить волевые акты».
Какой еще народ смог ПОСТРОИТЬ И УДЕРЖАТЬ (не расколоться!), на громаднейшей территории Европы и Азии великое государство – Россию? Способен ли какой-либо другой народ на это? И насколько тяжелы были эти исторические условия: феодальная раздробленность, вторжения вражеских армий, громадные расстояния, способные сломать становой хребет любому государству, а Россия состоялась! И именно благодаря русскому народу.
О каких облагораживающих чужеземных идеях плачется Горький? А нужны ли они нам? Нужна ли России западная толерантность, принявшая самые уродливые и извращенные формы, нужна ли нам их педерастия? Нужны ли нам местные, но чужеродные для русского народа новомодные изобретения – гулаговские концлагеря и газовые камеры? Кто их изобретал и внедрял на русском народе? Фамилии назвать?
«А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это их свойство знает очень хорошо, то - нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем... Русские люди, из тех одичавших бездельников и лентяев, которые, будучи сами виноваты во всех своих несчастиях, бесстыдно обвиняют за свое ничтожество и неумение жить всех, кого угодно - только не себя». Стоит ли говорить о русском Левше? Кто расчистил и распахал пашни на Руси? Кто поднял Урал, заселил Сибирь, вышел к Тихому океану и даже в Америку переселился? Кто построил величественные храмы? Может быть, таджики? Нет, русские крестьяне и русские мастеровые. И их Горький называет «деревенским темным и дряблым народом»? Способен ли на все это ДРЯБЛЫЙ народ?
Но Горькому все мало и он продолжает глумиться. «Костер зажгли, он горит плохо, воняет Русью, грязненькой, пьяной и жестокой».
Грязная Русь? Русские люди ВСЕГДА отличались чистоплотностью. Можно ли сравнивать русских крестьян с их банями и жуткую грязь в средневековой Европе? Редкие помывки в одном общем чане с несменяемой водой – это там было еще в двадцатом веке. Даже сейчас культурные англичане моют посуду (не ополаскивая) в раковине с грязной водой. Блохоловки на европейских красавицах и туалеты в коридорах Лувра – все это тоже было.
Пьяная Русь? Сто лет назад потребление алкоголя в России на душу населения было в 3 раза меньше, чем теперь и в два раза меньше, чем в те же годы в Америке и Европе. Тогда, накануне революции, 95 % детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками. А основная масса обществ трезвости, создаваемых по всей России, была под эгидой черносотенцев, столь ненавидимых пролетарским писателем-русофобом.
До 1885 года водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в кабаках. А поставляли их туда винные откупщики. Самый известный – Евзель Гинцбург, сын витебского раввина. Именно его внук Альфред Гинцбург был главным виновником ленского расстрела. Кстати, прадед Ленина, Мойше Ицкевич Бланк, тоже разбогател на торговле спиртным.
Жестокая Русь? Салтычихи на Руси были исключением, а английское огораживание – практикой. Жестокость комиссаров – разве она русская? А нацистская Германия? Уничтожение туземцев американцами и миролюбивое переселение русских в Сибирь – сравнимы?
Может быть, стоит напомнить о русском национальном характере? Русский человек «обходится без внешнего комфорта, необходимого англичанину, без избытка изящества, которым окружает себя француз; русский довольствуется простой внешностью, не ищет удобств и всему предпочитает теплую душу и открытое сердце» (И. А. Сикорский).
Федор Михайлович Достоевский был истинным патриотом. Он любил Россию, верил в нее и скучал по ней, находясь за границей.
Романы, статьи и письма Достоевского пропитаны духом патриотизма и верой в особенное предназначение русского народа.
В этой статье собраны цитаты Достоевского о России и русских людях.
Цитаты Достоевского о России и русском народе, изображение №1
«Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шага всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнёт и он нас самих уважать...»
(цитата из «Дневника писателя»)
«Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих.»
«Никакой Китай, никакая Япония не могут быть покрыты такой тайной для европейской пытливости, как Россия, прежде, в настоящую минуту и даже, может быть, еще очень долго в будущем...»
«...Россия же вся открыта перед Европою, русские держат себя совершенно нараспашку перед европейцами...»
«Для Европы Россия — одна из загадок Сфинкса...»
«... про Россию знают, что в ней живут люди и даже русские люди, но какие люди? Это до сих пор загадка, хотя, впрочем, европейцы и уверены, что они нас давно постигли...»
«Наша новая Русь поняла, что один только есть цемент, одна связь, одна почва, на которой всё сойдется и примирится, — это всеобщее духовное примирение, начало которому лежит в образовании.»
«Да, мы веруем, что русская нация — необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер русского народа до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем всё обратно...»
«В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы У него инстинкт общечеловечности.»
«...в русском человеке видна самая полная способность самой здравой над собой критики, самого трезвого на себя взгляда и отсутствие всякого самовозвышения, вредящего свободе действия. Разумеется, мы говорим про русского человека вообще, собирательно, в смысле всей нации.»
«Даже физическими способностями русский не похож на европейцев. Всякий русский может говорить на всех языках и изучить дух каждого чуждого языка до тонкости, как бы свой собственный русский язык, — чего нет в европейских народах, в смысле всеобщей народной способности. Неужели же это не указывает на что-нибудь? Неужели это только одно случайное, бесцельное явление?»
«И страшно, до какой степени свободен духом человек русский, до какой степени сильна его воля! Никогда никто не отрывался так от родной почвы, как приходилось иногда ему, и не поворачивал так круто в другую сторону, вслед за своим убеждением!»
«Ужасное несчастье, что у нас еще людей, исполнителей мало. Говоруны есть, но на деле первый-другой, обчелся. Я, разумеется, не в высоких делах исполнителей разумею, а просто мелких чиновников, которых требуется множество и которых нет...»
«Столкновение страшное новых людей и новых требований с старым порядком. Я уже не говорю про одушевление их идеей: вольнодумцев много, а русских людей нет. Главное, самосознание в себе русского человека - вот что надо...»
(цитаты из «Ряда статей о русской литературе» Достоевского, 1861 г.)
***
«Да их [прим. - иностранцев] жизнь так устроилась! А мы в это время великую нацию составляли, Азию навеки остановили, перенесли бесконечность страданий, сумели перенести, не потеряли русской мысли, которая мир обновит, а укрепили ее, наконец, немцев перенесли, и все-таки наш народ безмерно выше, благороднее, честнее, наивнее, способнее и полон другой, высочайшей христианской мысли, которую и не понимает Европа с ее дохлым католицизмом и глупо противуречащим себе самому лютеранством. Но нечего об этом! А то, что так тяжело по России, такая тоска по родине, что решительно чувствую себя несчастным!..»
(из письма к Майкову, 1867 г.)
«Так и рвусь в Россию. ... Присяжные наши - лучше невозможно. Но что касается судей, то можно пожелать несколько поболее образования и практики. И знаете чего еще: нравственных начал. Без этого основания ничего не устроится. Но слава богу, идет еще хорошо...»
(из письма к Майкову, 1867 г.)
«Я и просто путешественников здешних, по три года здесь живущих, не понимаю. За границу действительно можно с большою пользою и даже с удовольствием поехать на полгода, везде объехать, более двух недель на одном месте ни за что не заживаться, - вот это хорошо. Кроме того, действительно можно поправить здоровьем!...»
«Жить же за границей очень скучно, где бы то ни было...»
(из письма к С. А. Ивановой, 1867 г.)
***
«Наши соотечественники во множестве едут за границу; там они воспитывают детей и прилагают все старания, чтобы заставить их забыть русский язык. Есть такие, которые живут здесь подолгу, например Тургенев. Он мне напрямик заявил, что не хочет больше быть русским, что хотел бы забыть, что он русский, что он себя считает немцем и гордится этим5. Я его с этим поздравил и расстался с ним...»
Не знаю, с Горьким сами разбирайтесь, это уже не моё культурное наследие.)
Русский человек «обходится без внешнего комфорта, необходимого англичанину, без избытка изящества, которым окружает себя француз; русский довольствуется простой внешностью, не ищет удобств и всему предпочитает теплую душу и открытое сердце» (И. А. Сикорский).
А вот это пора прекратить ставить себе в заслугу, поскольку это чисто... как бы это помяхше... психология обслуживающего персонала.
Белла Минцева(19.09.2023 14:26:59)(Ответ пользователю: Людмила Степановна Небесная)
Интересно, каким образом открытая душа может быть одновременно и загадочной?)
Придумают же...)
Загадка состоит только в том, как можно быть целое тысячелетие такими... инакомыслящими?)
1. Фраза Блока вырвана из контекста. В одной из статей Блок рассуждал о творчестве русских писателей, о том, что необходимо искать для него новые пути. Блок был увлечен поэзией Клюева (деревенский поэт) и в одной из рецензий Семеновскому написал: « В родовом, русском, Семеновский роднится иногда с Клюевым, не подражая ему, но черпая из одной с ним стихии, это как раз то, что мне чуждо в обоих, что приходится признать, с чем нельзя не считаться, но с чем, по -моему, жить невозможно: тяжёлый русский дух, нечем дышать и нельзя лететь.»
2. «Московия — русь тайги, монгольская, дикая, звериная» - Алексей Толстой
Изначально : известный политик и публицист Василий Шульгин, находившийся тогда в эмиграции и занимавший в период до 1941 года пронацистскую позицию публиковался в одном из иностранных журналов. В статье автора Basil Shulgin в Лондонском журнале содержится следующая фраза:
But there is another Russia; the Russia of the Taiga, the animal Russia, the fanatic Russia, the Mongol Tartar Russia.
Цитата из Шульгина была с изменением переведена на украинский язык в книге украинского историка Миколы Чубатого «Княжа Русь-Україна та виникнення трьох східнослов’янських націй» (Нью-Йорк — Париж, 1964):
Але є ще й друга Русь, Русь темних лісів, Русь тайґи, тваринна Русь, розкольницька Русь, монголсько-татарська Русь.
Перевод нужен?
Это была вольная трактовка стихотворения А. Толстого о Москве. В письмах А. К. Толстой писал: Цель моя была передать только колорит той эпохи, а главное, заявить нашу общность в то время с остальной Европой, назло московским русопетам, избравшим самый подлый из наших периодов, период московский представителем русского духа и русского элемента. «И вот, наглотавшись татарщины всласть, // Вы Русью её назовете!» Вот что меня возмущает и вот против чего я ратую. (Письмо М. М. Стасюлевичу от 10.03.1869)
Мною овладевает злость и ярость, когда я сравниваю городскую и княжескую Россию с Московской, новгородские и киевские нравы с московскими, и я не понимаю, как может Аксаков смотреть на испорченную отатарившуюся Москву, как на представителя древней Руси. Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве. (Письмо Н. А.Чаеву от 05.11.1870).
3. "Не народ, а скотина, хам, дикая орда, душегубов и злодеев" - Михаил Булгаков
Эта фраза принадлежит не Михаилу Булгакову, а Сергею Булгакову, архиерею и философу. В его диалогах «На пиру богов» один из героев говорит: »На месте шестой части света оказалась зловонная, зияющая дыра. Где же он, великодушный и светлый народ, который влек сердца детской верой, чистотой и незлобивостыо даровитостью и смирением? А теперь — это разбойничья орда убийц, предателей, грабителей, сверху донизу в крови и грязи, во всяком хамстве и скотстве». http://predanie.ru/lib/book/74270/
4. В действительности, речь идёт о статье, не вошедшей в собрание сочинений. А была ли статья?
Максим Горький. О русском крестьянстве. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.
https://books.google.ru/books?id=eJoGAwAAQBAJ »Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни. В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют. Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа.»
5. Уточнение. В действительности, цитата значительно искажена. В романе «Новь» Тургенев писал: »Известное, хоть не совсем понятное дело: русские люди – самые изолгавшиеся люди в целом свете, а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей».
6. Достовский. Истинный русофил (проверено мной. Читала у него всё). Можно назвать его (используя ярлыки ТТ) шовинистом. Так вот.
Нагло и бессовестно вырвано из "Дневника писателя" 1986 год.
Вот истинный текст:
"Я сказал, что русских не любят в Европе. Что не любят - об этом, я думаю, никто не заспорит, но, между прочим, нас обвиняют в Европе, всех русских, почти поголовно, что мы страшные либералы, мало того - революционеры и всегда, с какою-то даже любовью, наклонны примкнуть скорее к разрушительным, чем к консервативным элементам Европы. За это смотрят на нас многие европейцы насмешливо и свысока - ненавистно: им не понятно, с чего это нам быть в чужом деле отрицателями, они положительно отнимают у нас право европейского отрицания - на том основании, что не признают нас принадлежащими к цивилизации. Они видят в нас скорее варваров, шатающихся по Европе и радующихся, что что-нибудь и где-нибудь можно разрушить, - разрушить лишь для разрушения, для удовольствия лишь поглядеть, как всё это развалится, подобно орде дикарей, подобно гуннам, готовым нахлынуть на древний Рим и разрушить святыню, даже без всякого понятия о том, какую драгоценность они истребляют. Что русские действительно в большинстве своем заявили себя в Европе либералами, - это правда, и даже это странно. Задавал ли себе кто когда вопрос: почему это так? Почему чуть не девять десятых русских, во всё наше столетие, культурясь в Европе, всегда примыкали к тому слою европейцев, который был либерален, к левой стороне, то есть всегда к той стороне, которая сама отрицала свою же культуру, свою же цивилизацию, более или менее конечно (то, что отрицает в цивилизации Тьер, и то, что отрицала в ней Парижская коммуна 71-го года, - чрезвычайно различно" (с)
6 и 7. Ну, Шмелев и Аксаков, возможно, и могли написать. Те ещё персонажи. Да и мало изучала их творчество. Надо бы на досуге восполнить пробелы, дабы и здесь доказать, что цитаты, скорее всего, или исковерканы, или вырваны из контекста, или принадлежат не им.
Однако, вот отрывок из писем Аксакова:
Письма к родным. (1849-1856)
Нам приходилось стоять то в малороссийских, то молдаванских деревнях. Молдаванские хаты еще чище и красивее малороссийских; как бы ни был беден молдаван, хата его убрана коврами и разными домашнего искусного рукоделья тканями, которых даже и не продают. Впрочем, это все труды женские; женщина в этих сторонах деятельна и трудолюбива и несравненно выше мужчины. Омолдаванившийся хохол в десять раз ленивее коренного хохла. Хозяин моей хаты, отбыв подводную повинность, дня два с видом невыразимой неги пролежал за печью, говоря только от времени до времени: Когда эти государи между собой замирятся! Вообще вся Херсонская губерния и Бессарабия сильно истощены и разорены войною и неурожаем: хлеба нет вовсе, и другой пищи, кроме мамалыги (кукурузы) и то в малом количестве, нет. Мира желают здесь все, и жители, и ратники, между ними пронесся и держится слух, что Австрия вступает с нами в союз, отказывается пропустить союзников чрез Молдавию и Валахию, и все они этому рады и похваляют австрийцев. Так тяжела война, так тяжелы жертвы, приносимые с инстинктивною уверенностью в бесплодности их, без всякого одушевления, что – какой бы теперь мир заключен ни был, он принят будет здесь и жителями, и едва ли не большею частью войска с радостью. Я говорю здесь – в России иное. Но и в России как-то свыклись с неудачею. Когда французы высадились в Крым, то мысль о том, что Севастополь может им достаться, приводила в ужас купцов на Кролевецкой ярмарке, и я помню, как один богач-старик Глазов говорил с искренним жаром, что если Севастополь возьмут, так ведь и я пойду и проч. Севастополь взят, он не пошел и не пойдет. – Но дальше. – В Волонтеровке, селении, населенном казаками Дунайского войска, большею частью молдаванами, нашли мы только человек 50 мужчин, 700 человек в службе. – Здесь в Бендерах главный начальник комендант крепости генерал-лейтенант Ольшевский, человек добрейший, толстейший, русский человек в полном смысле, т.е. представляющий в себе соединение мужества, добродушия, радушия, простоты, смирения с тем, что составляет необходимую принадлежность всякого русского человека действующего, не в крестьянской общине живущего. – Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов – отцов и благодетелей взяточников! Не по поводу Ольшевского написал я эти строки, я его не знаю, но в моем воображении предстал весь образ управления, всей махинации административной. (с)
8. Это я нашла, выискивая подлинность цитаты:
Данная цитата происходит не из статей самого Павлова, а из статьи за авторством Николая Гредескула, юриста и журналиста, известного своим «биологизаторством» марксизма — что уже вызывает сомнения в том, что слова Павлова были процитированы добросовестно.
К тому же налицо неверное истолкование описанного в статье эксперимента, в рамках которого девушке предъявляют красный цвет, а затем говорят, что это зелёный, и она соглашается. Не будем разбираться, кто является автором толкования — учёный-фрик Гредескул или настоящий учёный Павлов. Красный цвет и слово «красный» — возбудители не одного и того же рода, и когда мозгу дают красный цвет и говорят, что это зелёный, мозг делает то, что ему проще: повторяет «зелёный». Многие люди в определённых условиях склонны повторять то, что им говорят, даже если это расходится с тем, что они видят. Это подтверждается данными многих экспериментов, при этом национальность участвующих в эксперименте не имеет особого значения — русские здесь не являются каким-либо исключением.
9. Фраза исковеркана, так как изначально она звучит на французском языке. Нашла её точный перевод. Кто тут "французы"? Переведите!
Пушкин: Il faut bien avouer que notre existence sociale est une triste chose. Que cette absence d’opinion publique, cette indifférence pour tout ce qui est devoir, justice et vérité, ce mépris cynique pour la pensée et la dignité de l’homme, sont une chose vraiment désolante. Перевод в собрании сочинений: »Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние». http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1831_37/01text/1836/1928_740.htm
И так далее. Всегда можно изучить, посмотреть, найти в источниках подлинность цитат. Кому это на руку переиначивать слова? Мы сами терпеть не можем, когда нас не правильно цитируют, требуем сканы в студию, и тут же готовы поверить любым проходимцам, которые так старательно поработали исказив смысл и подлинность высказываний русских писателей и ученых.
Вот, например, Иван Тургенев: «Русский есть наибольший и наинаглейший лгун во всем свете». (с)
В романе «Новь» Тургенев писал: »Известное, хоть не совсем понятное дело: русские люди – самые изолгавшиеся люди в целом свете, а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей».
Смотрите, как изменена цитата. То то и оно. Надо быть внимательнее.
Устала. На досуге изучу и другие цитаты, которые уже не раз читала здесь на форуме. Самой стало интересно.
Молодец, надо не только изучать, но и читать классиков, чтобы что-то опровергнуть.
И желательно, цитируя, называть произведение, главу или страницу.)
Невежество - наш главный враг.)
Тут разоблачение пришло, я не оспариваю, даже если кто-то и читал всех классиков, все их произведения, помнить все цитаты не в состоянии никто.
Но вот об одной из них:
Чернышевский:
"Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы"
(Н.Г.Чернышевский, роман "Пролог", написан в 1867-71 гг, размышления героя романа Волгина).
Ленин :
"Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: "жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы". Откровенные и прикровенные рабы-великороссы (рабы по отношению к царской монархии) не любят вспоминать об этих словах. А, по-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения" (В.И.Ленин. "О национальной гордости великороссов", 1914 г.)
Это из записок о "Терпеливой России. Записки о достоинствах и пороках русской нации".
В прологе как раз цитата Ленина.
А вот и сам отрывок из записок:
"Но хоть вперед было известно, какая она будет, все-тики она произвела на него глубокое впечатление. Будучи основательным мыслителем, он не винил себя за то, что взволновался от впечатления, к которому был готов от самого начала храбрых воплей: «Не позволим! Не допустим!» – Он знал, что представляющееся глазам действует сильнее воображаемого; потому и находил естественным, что расчувствовался.
Расчувствовался невесело: хоть и не любил ни вообще дворянства, ни магнатов в частности.
«Жалкая нация, жалкая нация! – Нация рабов, – снизу доверху, все сплошь рабы…» – думал он и хмурил брови." (с)
1-я страница
Сам же Волгин Чернышевским был описан с не очень хорошей стороны. Герой был трусоват, завистлив и вообще страдал ненавистью к людям. Особенно к русским.
Вот как он описан:
"Он не любил дворянства. Но бывали минуты, когда он не имел вражды к нему. Можно ли ненавидеть жалких рабов? – И теперь на него нашло такое настроение.
И потому ему мечталось теперь, что эти жалкие люди не виноваты в нищете и страданиях народа и что не было бы надобности уменьшать их доходы ни на одну копейку, – пусть бы себе благоденствовали по-прежнему, ни на одну минуту не прерывая своих возвышенных наслаждений псами и новыми каретами, попойками и цыганками, – зачем тревожить, зачем обижать? Они не виноваты ни в чем и ничему не мешают.
Они ли могут мешать? – Они хотят только пить, мотать и бездельничать. Они ли виноваты? – Кому же не приятно брать то, что ему дают, – кому же нравится терять доходы?
Как легко было бы не огорчать их! – Стоило бы только гарантировать им их доходы. Подобная гарантия тяжела, быть может неудобоисполнима у наций, где поземельный доход уже высок и не может подыматься быстро. А у нас? В пять лет удвоились бы, в десять – учетверились бы средства нации, лишь бы освобождение было полное и мгновенное, по мыслям народа, который говорит: – «Господа пусть уезжают из деревень в города и получают там жалованье», несколько лет, небольшие займы, с каждым годом меньше – и через десять лет что значило бы государству выкупить эти нынешние нищенские ренты?
Когда Волгин бывал чувствителен, он фантазировал в этом вкусе. – Правда, он не всегда бывал чувствителен.
Но теперь был. Потому фантазировал.
Правда и то, что когда фантазировал, он помнил, что только фантазирует по чувствительности своего сердца. Потому он берег для собственного удовольствия свои буколические соображения, а в разговорах рассуждал несколько в ином вкусе: он не забывал, что история – борьба, что в борьбе нежность неуместна.
Правда, он не считал себя борцом за народ: у русского народа не могло быть борцов, по мнению Волгина, оттого что русский народ не способен поддерживать вступающихся за него; какому же человеку в здравом смысле бывает охота пропадать задаром?
Так или нет вообще, но о себе Волгин твердо знал, что не имеет такого глупого желания, и никак не мог считать себя защитником народных прав. Но тем меньше и мог он делать уступки за народ, тем меньше мог не выставлять прав народа во всей их полноте, когда приходилось говорить о них.
Потому-то он и улыбался с угрюмою ирониею, размышляя о том, какую буколику строит он в пользу помещиков и как несходно с нею то, что они не имеют права ни на грош вознаграждения; а имеют ли право хоть на один вершок земли в русской стране, это должно быть решено волею народа.
Должно; и, разумеется, не будет. Тем смешнее вся эта штука.
Она была так смешна, что Волгин начинал злиться. У бессильного одно утешение – злиться". (с)
Читать надо. Чернышевский был не так уж и однозначен, как представил народной массе его Ленин.
Если вспомним роман "Что делать", то и вспомним финал романа, в котором всё лучшее и социальное, преобразованное, так или иначе трансформировалось в бюрократию и коррупцию. Чернышевский-то неособенно верил, что мир можно изменить к лучшему. Был бы Чернышевский французом, назвал бы и французов - жалкой нацией рабов. Дело не в национальности. А вообще, в мировой системе.
Сегодня, как показывают реалии, у европейцев отнимают хлеб и их честно заработанные деньги на вооружение Украины против России. Свободолюбивые американцы, привыкшие к комфорту, и пикнуть бояться против руководства Байдена, которому давно пора на покой.
Народ в любой стране - доверчив и невежествен. Эта доверчивость от умственной лени, от страха перед авторитетами, от нежелания как-то абстрагироваться от общих идей (неважно, коммунистических ли, либеральных, патриотических, демократических) и научиться думать самому.
А мыслить самостоятельно народу никто не позволит, потому что интернет спешит оболванить его в 21 веке, как оболванивали - вожди с трибун в прошлом столетии.
Так что Ленин немного слукавил в своём высказывании о Чернышевском.
Всё.
Можно по-разному подавать героев своих романов, но зачастую авторы в уста этих героев вкладывали свои собственные мысли, это не секрет.
Дабы избежать суровой цензуры современников и особенно потомков.
Слова озвучены?
Да.
А уж ты, читатель, думай, анализируй, так это или не так.
Согласна. Но, если автор своего героя описывает иронично, то вряд ли он в его уста вкладывает именно свои мысли. А как Волгин к своей супруге относился (та тоже была хороша, конечно), уже о многом говорит. Именно вот в этом отрывке и видно презрение так называемых "революционеров" к русскому народу. Уж коли придут к власти, не станут церемониться...
--Но, если автор своего героя описывает иронично, то вряд ли он в его уста вкладывает именно свои мысли.--
Не факт.
Для конспирации можно на любую хитрость пойти, даже басни писать, как Крылов, и языком Эзопа выражаться, как Бродский.
Люди, читая роман, задумываются над задумываются над словами, сказанными героем, а не над ним как таковым.
Мне как литератору по образованию необходимо учитывать всё: и личность героя, и его мысли, и саму позицию автора произведения.
Если прочитать мое стихо "Общечеловеческие ценности ", то тоже можно уличить якобы в русофобии. Только один Лео Сильвио оценил ироничное отношение мое (то есть автора произведения) к ценителям "общечеловеческих ценностей", остальные обвинили в русофобии. Было дело. А некоторые из местных либералов стали искать во мне дружеское участие, считая, что я говорю языком своего лирического героя, озвучивая собственную позицию.
Если уж я испытала на себе такие ярлыки, то как теперь смогут ответить нам классики, которых люди, далеко не честные, используют в своих манипуляциях над сознанием неискушенных пользователей инета.
Русские классики, ещё раз повторяю, могли вот посредством таких вот героев осмеивать борцов за народные права. Эти герои =русские либералы живы и по сей день. О них ещё Достоевский писал в своих записках. О том, что российскому либералу свойственно впитывать все разрушительное и отрицательное по отношению к собственному Отечеству. Оттого, каждый российский "революционер" считает долгом своим смаковать презрение к русскому народу. Об этом и предупреждали нас классики. "Не верьте!" восклицали. Но кто же их слушал? Слушали своих вождей, а литература - по боку )
Как-то со слишком разных точек зрения подошли к данному вопросу. Устала, еду домой.
Всего доброго.
А я ещё раз повторяю: Можно по-разному подавать героев своих романов, но зачастую авторы в уста этих героев вкладывали свои собственные мысли.
Тем более он и сам был озабочен мыслями о демократизации общества, теоретик утопического социализма, что и отразил в своих трудах.
А раз он хотел преобразований - значит, и язвы общества вполне себе усматривал и в народе, и в самодержавии, и в духовенстве.
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков мелкобуржуазной политэкономии, сочинений Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Как публицист он вдохновлялся текстами Виссариона Белинского и Александра Герцена. Влияние на формирование его взглядов оказал также кружок Иринарха Ивановича Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения.
Так какое у него могло сложиться мировоззрение под влиянием подобных теоретиков?
Уж никак не патриархально-консервативный.
Не важно, как оно формировалось, важно, что он думал по поводу тех, кто отвергает основы человеческого бытия. Даже в романе "Что делать?" весь социальный уклад героини и её "детище" - фабрика - превратилась из временной уравниловки в элиту (любимчиков героини) и исполнителей, которых естественно когда-нибудь эта элита будет воспринимать за своих холопок (с рабским менталитетом). Никакой социализм и никакая борьба за права человека не изменит мироустройства, пока существуют понятия: "общество", "закон", "правила", "обязанности", государство", "общая цель". При любом режиме, даже самом демократичном, будут власть имущие и исполнители, те, кто создают законы и те, кто их исполняют. А соответственно будут и те, кто выше Закона. И все вернётся на круги своя: к бюрократии, чинопочитанию, казнокрадству, коррупции и раболепию. Всё уже давно сказано и предупреждено до нас.
Верили ли? Может, просто были среди них такие, как Чаадаев, Герцен, которым очень хотелось разрушить основы самодержавия, которые не ленились прохаживаться и по патриархальному (православному) укладу русского народа (той самой культуры, о которой сейчас так пекутся русские националисты, которые удивляются, почему кавказский народ гордится своей нацией и танцует лезгинку на Красной площади, а русский человек превращается в аморфное европейское существо, которое стесняется своей культуры, своих традиций, своих костюмов и танцев). Разве не с подачи таких, как Герцен, этаких преобразователей и прогрессивных видов человечества, искореняется всё, чем гордится человек любой нации (традициями своего народа, его верой, языком, историей, наконец, национальными героями). Вот ты же сама с Тимуром дискутировала на эту тему! Пытаясь дать положительную оценку шовинизму (хотя, все идеи настолько погрязли в крови, что страшно и начинать хоть одну из них оценивать достойно). Только, наверно, искренняя любовь к своему народу может оправдать всё.
А любили ли Чаадаевы и Герцены свой народ? Вот, в чём вопрос.
Чернышевский, мне кажется, был иного мировоззрения. Он действительно много мыслил и понимал, что социальное устройство - это эксперимент сомнительный. Иначе не вопрошал бы "Что делать?" ))))
Всё верно!)
Классики-то наши, на поверку, засланные казачки?)
Переформатированные на западную колодку?)))
Любовь к народу?
К народу у них была жалость, сострадание, они хотели облегчить его рабскую долю, думали, что если ему дать западную культуру, духовные ценности, западную философию, то он станет менее жестоким, более честным, добрым, трудолюбивым, сознательным, ответственным...
Но, как показала практика, этого не случилось.
Нельзя из негодного материала создать нечто грандиозное.
Игорь Буков [Обнинск] (19.09.2023 19:41:20)(Ответ пользователю: Шаровая Молния)
Чернышевский не вопрошал в своём "Что делать? ", он давал рекомендации, по своему видению, -- что надо делать. Его книга пронизана идеализмом, но он всё-таки социалист, не помню какой когорты, но социалист. И я не считаю его приверженцем идеи о сомнительности социального эксперимента.
Шаровая Молния [Астрахань] (19.09.2023 19:52:10)(Ответ пользователю: Игорь Буков)
Идеалист? Так почему же у него эта идеальная атмосфера социального устройства в финале произведения прогнила? Не был он идеалистом. Всё прекрасно осознавал.
Игорь Буков [Обнинск] (19.09.2023 20:15:00)(Ответ пользователю: Шаровая Молния)
Я давно читал)), но там вроде всё прекрасно закончилось. Очередные сны Веры Павловны о новом свободном обществе.
Ещё раз мужа поменяла? Так всё по доброй воле всех участников. Никто никого не покупал и не продавал, и не поправлял пошатнувшееся состояние. Они все были свободными людьми, в первую очередь в отношениях. Женщина не была собственностью мужчины и наоборот.
Чернышевский писал эту книгу в тюрьме, охранка ничего не заподозрила. Он использовал, как это сейчас говорят в избе, -- эжопов язык)), пуще обычного напустил туда идеализма.
Шаровая Молния [Астрахань] (19.09.2023 20:39:59)(Ответ пользователю: Игорь Буков)
Там закончилось не так всё благополучно. Игорь, признайся, читал роман в школе ещё и судишь с подачи своего учителя литературы, советского такого формалиста?
Шаровая Молния [Астрахань] (19.09.2023 20:51:45)(Ответ пользователю: Игорь Буков)
Окончание? Ты весь роман перечитай!
Переоценки ценностей не избежишь!
В романе так, между прочим, автор не уделяет внимание читателя на некоторые нюансы.
1. У Веры Павловны как хозяйки швейной мастерской появились фаворитки.
2. Многие из них были освобождены от работы.
3. Сама Вера Павловна была ведома. Ни сегодня, а завтра, отберут швейную мастерскую и пустят по миру тех, кого она так сознательно объединила вокруг себя.
Всё.
Игорь Буков [Обнинск] (19.09.2023 21:03:24)(Ответ пользователю: Шаровая Молния)
Нет, не так там было.
Там речь шла о коллективном хозяйстве, показывались очевидные плюсы совместной деятельности для всех, почти на равных. Нужно не забывать -- это девятнадцатый век и никакой страны советов ещё не было, поэтому страхи никуда не девались. Бытие определяет сознание, но никто там никого не эксплуатировал, наоборот -- помощь и взаимовыручка. Немного идеалистично, но я про это писал.
Никакой подковерной грызни на фабриках не было, так, по мелочам, дела житейские, и всё закончилось по-философски хорошо.
Шаровая Молния [Астрахань] (19.09.2023 21:19:29)(Ответ пользователю: Игорь Буков)
Ну что же. Пусть будет так.
Вот так и СССР просмотрели. Никакой подковерной игры не было нигде. Так, по мелочам, дела житейские, и закончилось по-философски хорошо - победой демократии по-американски ))))
Надо наконец понять, что не иерархия, не общественный строй, не идеология виноваты в том, что система не работает или быстро ломается, виноват МАТЕРИАЛ, из которого эта система строится.
Недаром говорили: кадры решают всё.
Из дерьма конфетку не слепишь.
По мне: ничего не надо менять. Профессионал своего дела при любой системе будет востребован. Надо только быть действительно профессионалом. А лошара при любом режиме останется лошарой ) Не получится отсидеться на задней парте, не трудясь, не постигая знания, вдруг - и попасть в дамки )
Эта уравниловка всегда была утопией.
Вот равные шансы при старте - это необходимость! Но люди почему-то считают, что, если судьба им даёт шанс, то так будет всегда и потому расслабляются.
А что такое материал? Человеческий ресурс? Так тогда необходимо затрагивать темы об эволюции сознания и работе мозга. Но, к сожалению, не у всех он одинаково работает. Следовательно, умницы снова станут элитой, а те, кто слабее умом, - исполнителями. А элите, как известно, свойственно разлагаться нравственно. Если уж при СССР элита "эволюционировала" (в переносном смысле) до правления Брежнева, то что можно говорить о современном мире? Лишь возгласить: "Лишь бы не было гражданской войны".
Всё переживём, всё перетерпим, только дали бы спокойно жить.
--Сегодня, как показывают реалии, у европейцев отнимают хлеб и их честно заработанные деньги на вооружение Украины против России. --
А Украина на Польшу и ещё на ряд стран в суд подала, что-то там по поводу зерна.)
Вот и благодарность за приют и ласку!)
Ой, как интересно живут люди!))))
Это мышление глубинного народа... а тут хватает умных и образованных людей.
Поэтому не перестаю удивляться от этой мистики.. что случилось с людьми?.. почему они поддались (повелись) на безумие ?? и по факту несут его в себе, не понимая этого...
=не согласен с воинствующей риторикой - значит предатель и подлец, то есть либерал. =
В России есть только два вида мнения: государственное и неправильное.
Всех, кто не согласен с государственным мнением, записывают в предатели и инагенты.
Антоним к слову шовинизм - космополитизм, и этим всё сказано.
Я там сверху скопипастила выдержку: ...понятие ‘шовинизм’ лишено реального содержания и пущено в ход хулителями французского патриотизма.
Это истинная правда.
=Антоним к слову шовинизм - космополитизм, и этим всё сказано=
Ничего этим не сказано. Во-первых, в космополитизме ничего плохого нет, а во-вторых, и в главных, никто, ни одно государство не живёт либо по принципу шовинизма (разве что нацистская Германия жила), либо по принципу абсолютного космополитизма - везде соблюдена та или иная пропорция между этими крайностями.
--Во-первых, в космополитизме ничего плохого нет--
Ну да... К вам же негры буром не валят в Россию...)
Вот когда китайцы начнут миллионами селиться где-нибудь поблизости с вами, после распада Российской федерации, тогда вспомните, что вы где-то в глубине души немного шовинист.)
А в Германии шовинизм процветает, это я вам как представитель ЕС говорю.
Если надо - могу привести примеры.
Настоящий шовинизм - это не то, что вы думаете, это не просто неприязнь к другим нациям, это реальный шовинистический режим, когда негласно дискриминируют людей других наций.
Это - всего лишь вопрос эмиграционной политики. Шовинизм - это утверждение превосходства одной общности людей (чаще нации) над другой.
Можно сказать: мы все нации любим, но эмигрантов не пустим. И это не будет шовинизмом.
--Шовинизм - это утверждение превосходства одной общности людей (чаще нации) над другой.--
Такая нация в мире только одна - еврейская.)
Богоизбранная!))
Остальные гои.
И вторая - украинская.))
Щас понабегут и обвинят в антисемитизме...))
В том-то и дело, что НЕКТО навязывает принимать этих негров с формулировкой, что если не примете - вы расисты, шовинисты и вообще бог знает кто!))
--Читая, подумала, как же трудно это все проверить, какой громоздкий труд.
Восхитилась, зауважала.-- Света Севрикова
Света, это никакой не труд, это всё взято из того же интернета, опровергающих статей море, как и подтверждающих.
Если бы не я, они об этом до сих пор слыхом бы не слыхивали.)
И не стали бы искать правду.
А правда где-то посередине.)