Тема этого рассказа пришла мне в голову, когда я беседовал с монахиней Агафьей во дворе Свято - Троицкого Серафимо - Дивеевского монастыря под Саровом.
Нет, про дядю Сашу никто не говорил. Это моя придумка. Так сказать по мотивам разговора. Но вот сам взгляд на проблему Жизни и Смерти, меня очень удивил. Тем более услышать такую философскую проповедь от простой(?) монахини... Нет, я не ожидал такого. Да и вообще... много странного было в то лето 2005 года.
Странные события. Странные встречи.
*************************************
Дядя Саша помирал от рака.
Сгорал. Сгорал медленно, но уверенно и бесповоротно. Это был приговор, который обжаловать было невозможно.
У каждого своя планида, как говорили бабки. У каждого человека есть место на земле, где его существованию будет поставлена точка.
Как и любой приговорённый, он надеялся на чудо. Но эта надежда была настолько призрачной, что она скорее являлась обезболивающим лекарством, но никак не лечащим.
Он знал это, но не паниковал. Ждал смиренно, иногда выходя на короткие прогулки вокруг своего дома. Опираясь на тросточку он медленно шёл вдоль дороги и с каким-то пристальным,
прощальным вниманием впитывал в себя проходящих мимо людей, проезжающие машины и бегающую детвору.
Его не страшил близкий конец, и у него в голове плавным вихрем крутился рой воспоминаний, теперь уже о прошедшей пятидесятилетней жизни.
- Пятьдесят лет! – подумал Сашка, - Пятьдесят. Подарок мне однако припасла жизнь на мой юбилейчик. Маловато конечно… Можно было-бы и ещё лет тридцать… А впрочем – все там будем. Днём раньше, днём позже, какая разница….»
После второго – третьего круга, он начинал уставать. Лицо его покрывалось тяжёлыми каплями пота, и он, с трудом справляясь с болезненной одышкой, возвращался домой. Потом не спеша, с трудом раздевался, ложился в постель, и взяв в руки какую-нибудь книгу начинал читать.
К нему часто подходила жена и дети, которые, теперь, почти каждый день приезжали домой со внуками. Внуки вообще ничего не понимали, что происходит, и часто звали деда поиграть с ними. Жена всё время улыбалась, но, не подавая вида, тем не менее сильно страдала от того, что происходит. Дети копошились по дому, делали ремонты, чего-то двигали, что-то готовили. Но отпечаток тревожного ожидания не сходил с их лиц.
Он это видел. Он это понимал, но делал вид, что всё хорошо, и скоро будет вообще нормально.
Все всё знали, и все всё понимали.
Осознавая, что всё кончено, дядя Саша, лёжа в своей кровати, и, ощущая первые, пока терпимые боли, в спине и руках, начинал мысленно перелистывать страницы своей прожитой жизни.
Он гордился своей прожитой жизнью. Он прожил её не впустую. Сколько всего было. Яркие, неповторимые мгновения. Сколько всего сделано. Сколько пережито. Сколько было счастья, переживаний, планов, друзей, женщин… Где они все?... Многие уже там, куда он сам собирается отправиться.
Вспоминая всю свою жизнь, он как бы переживал её заново.
Но чаще всего ему вспоминался один эпизод, который несмотря на свою обыденность и повседневность, почему-то доминировал в его памяти, над остальными, более значимыми эпизодами его жизни. Почему - непонятно. Этот эпизод был как маниакальная идея, который регулярно вырывался из забвения прожитых лет и постоянно напоминал о себе. И всё это происходило не в последнее время, а происходило уж лет этак тридцать.
Он вспоминал, как, будучи десятилетним мальчиком, проснулся рано утром. Это был первый день летних каникул. Мягкое утреннее солнце пробивалось к нему в комнату через зелёную крону молодой вишни, которая росла прямо под его окном.
Легкая приятная истома. Утренняя, летняя прохлада. Через открытую форточку, в которую проникал легкий ветерок, доносилось редкое пение птиц. Можно ещё полежать. Потянуться. Торопиться некуда – ка-ни-ку-лы!!!!
Из кухни, которая выглядела как утеплённая пристройка к небольшому кирпичному дому, доносился аппетитный запах свежеиспеченных блинов.
Сашка медленно и с блаженством вылез из-под одеяла, подтянул трусы и двинулся на кухню.
Мать продолжала печь блины. Их была уже целая тарелка аппетитных, дрожжевых, горячих и притягательных блинчиков. Рядом стояла мисочка со сметаной.
- Доброе утро, сынок, - весело сказала мать. – Проснулся?.... Садись, ешь блины.
- Привет, ма! – потянувшись, буркнул Сашка.
Он схватил сразу два блинчика, свернул их трубочкой, и сев на крыльцо дома, сразу-же принялся их уминать.
Над ним было голубое и чистое небо. Где-то там, в этой бездонной голубизне, летел серебристый самолёт похожий на яркую точку, за которой тянулся длинный, белый след. В кронах деревьев что то чирикало и посвистывало. От земли приятно пахло травой.
Сашка даже не знал чем ему заняться. Делать было ну ровным счётом нечего.
- Ма, - крикнул в кухню Сашка, - можно я поеду к Юрке Акулову на велике кататься?
- Да он наверное спит ещё. Поешь... Куда ты разогнался?...
- Да не спит он. Я точно знаю.
- Ну ладно, съезди, - милостливо разрешила мать. – Только если он спит, то сразу-же езжай домой.
Обрадованный Сашка, запихнул в рот ещё два блина, и пережевывая их на ходу, побежал в сарай, где ночевал его велосипед. Это была самая дорогая ему вещь в доме. Ну-ка-те… не безделушка, а новенький «Орлёнок», который подарил ему отец на день рождения.
Вытащив его из сарая за калитку дома, он быстренько вспрыгнул на него, и не садясь на сиденье надавил на педали. Повернув налево и выехав на основную дорогу, он, счастливый, ловя своим лицом прохладный летний ветер, помчался к своему другу Юрке, что бы вместе с ним порадоваться первому дню свободы.
Потом, дядя Саша уходил от воспоминаний и снова осознавал себя лежащим в кровати.
Он и сам не понимал, почему именно этот эпизод его жизни не выходил из его головы. Были и более яркие моменты в его жизни, но этот…. Он был как какой-то контрольной точкой. Как системой какого-то отчёта.
Невольно пришла на ум компьютерная аналогия. Когда компьютерная игра начинает вести себя не так как надо, или вы в игре чего-то напортачили и это повлекло за собой тяжёлые последствия, то программисты предусмотрели маленькую «кнопочку», нажав которую, вы возвращаетесь к ранее сохранённой, удачной контрольной точке.
- Да-а-а-а, - подумал дядя Саша, морщась от вдруг возникшей боли в спине, - контрольная точка….. Кончились мои контрольные точки. Хана. Мои воспоминания, это не контрольная точка. Но всё равно приятно.
Он вдруг ясно почувствовал запах жаренных блинов.
- Оля!, - позвал он жену. – Оля!....
Дверь его комнаты открылась и к нему подошла жена.
- Ты чего, Саш, - улыбаясь спросила она.
- Ты там случайно не блины печёшь?...
- Нет, Саш, - сегодня будет плов. – А ты блинов хочешь?...
- Да нет, Оль, не хочу… Ладно иди хлопочи.
Жена опустила голову и тихо закрыла за собой дверь.
- Ну вот, только жену потревожил, - подумал он, и посмотрел на настенные часы. Через час к нему должен будет придти его приятель Антон.
Он часто приходит. Дяде Саше ему хорошо с ним. Антон постоянно рассказывает ему какие-то интересные и странные истории. Проецируя их на нашу обыденную жизнь они могут показаться абсолютной нелепицей. Но что-то в них есть такое. И поверить не возможно, и опровергнуть нельзя.
- Взрослый человек, образованный, известный в городе, а как ребёнок малый верит в какие-то перемещения во времени, в пространстве, в бесконечную жизнь, - подумал дядя Саша. – Вот она моя «бесконечная» жизнь – боль и кровать.
Ему нравился Антон. Он приходил к нему не пожалеться, не поплакать, а приходил к нему как к здоровому человеку. Придёт без церемоний, сядет, расскажет новости… Оптимист. Молодец. Антон поведал как-то ему, что однажды встретил одного человека (не человека), призрака (что-ли) который в корне изменил его отношение к жизни и смерти.
По его словам получалось, что существует Прошлое и Будущее. Что перемещение происходит регулярно от Жизни до Смерти. Человеку влиять на это перемещение не дано. Что наше сегодняшняя Жизнь это как спектакль в театре. Ты сидишь в партере и видишь превосходный спектакль. Ты наблюдаешь на сцене голубое небо, исключительной красоты замки, низвергающиеся водопады, поля, птицы. И если спектакль поставлен грамотно и профессионально, то ты…. Ты живёшь в нём. Ты переживешь за то, что происходит на сцене. И тебе уже невдомёк то, что весь этот «мир» является … кусками фанеры, мешковины, какими то верёвками, бумагой. Ты не видишь бегающих за кулисами людей в комбинезонах, пожарников, суфлёров. Ты не замечаешь того, что голубое небо, это порождение театральных софитов и юпитеров. Перед твоими глазами – яркая и красивая жизнь. Всё, что тебе не нужно видеть, так же замаскировано. Спрятано. Вот и Создатель того мира, в котором ты живёшь, настроил ваш мозг так, что бы обеспечить эту Иллюзию Жизни. И этот замкнутый мирок прекрасен. Его надо любить и ценить. Он - порождение нашего Бога. В этом мире, где мы лишены видеть закулисье, можно любить, ненавидеть, рожать детей, путешествовать, дарить цветы. Он логичен. Он ярок и многогранен. Там всё сделано для того, что наслаждаться этим миром.
Антон говорил о смерти как о некоей хрупкой перегородке между Переходами. Он утверждал, что Смерть надо ценить так же как и жизнь.
И когда наши глаза закроются, то следом за этим произойдёт новое пробуждение: уже в другом месте, в другом измерении, в другом времени. В общем, наше появление возможно в любом месте Вселенной, где есть любая жизнь. А вселенная кишит жизнью. Она везде. Она внутри нас. Мы можем оказаться где хотите, в том числе и на каком-то отрезке нашей уже прожитой жизни. Но игра в "Жизнь" и "Смерть" заключается в том, что мы не должны помнить, что было до того…. Да мы и не можем помнить, так как всё начинается по-новому. Мы обречены на бесконечное существование, скитаясь по Вселенной, меняя пространство и тело.
Дядя Саша смеялся над этими рассказами и спрашивал Антона, а как долго ждать следующего пробуждения. А Антон говорил, что для постороннего человека это могут быть тысячелетия или секунды, а для нас это произойдёт мгновенно, так как у смерти нет Часов и Времени.
Всё это Антон называл для себя – Принципом Домино. Он рассказывал про свою встречу многим людям, писал об этом где только мог, но обижался, что людей это не интересует. Что их интересует больше новый Мерседес, чем бессмертие. А наступит ли для них это бессмертие или нет, уже зависит от их Веры. Ведь записано в священном писании, что «… и воздам Я каждому по Вере его».
Дядя Саша вздрогнул от того, что дверь в его комнату приоткрылась, и жена сообщила, что пришёл Антон.
*****************************
Через две недели, дядя Саша уже был в полузабытьи.
Он не понимал, что вокруг происходит. Он воспринимал только боль во всём теле и движущиеся вокруг себя какие то тени. Какая то серая пелена, громкие и тихие звуки, и вспыхивающие цветовые пятна в мозгу, похожие на блины, велосипед, самолёт в небе. Что-то давило ему грудь. Он не дышал, а всасывал воздух как будто животом. Ночь, день, жена, дети, Антон… всё осталось по ту сторону разума.
Морфий уже не действовал на него. В ход шёл омнопон.
А через три дня глаза его закрылись.
Но в тоже мгновение...
Спящий десятилетний мальчик, вздрогнув, открыл свои глаза. Было утро. Это был первый день летних каникул. Мягкое утреннее солнце пробивалось к нему в комнату через зелёную крону молодой вишни, которая росла прямо под его окном.
Легкая приятная истома. Утренняя, летняя прохлада. Через открытую форточку, в которую проникал легкий ветерок, доносилось редкое пение птиц. Можно ещё полежать. Потянуться. Торопиться некуда – ка-ни-ку-лы!!!!
Из кухни, которая выглядела как утеплённая пристройка к небольшому кирпичному дому, доносился аппетитный запах свежеиспеченных блинов.
Сашка медленно вылез из-под одеяла, подтянул трусы и двинулся на кухню.
Мать продолжала печь блины. Их была уже целая тарелка аппетитных, дрожжевых, горячих и притягательных блинчиков. Рядом стояла мисочка со сметаной.
- Доброе утро, сынок, - весело сказала мать. – Проснулся?.... Садись, ешь блины.
- Привет, ма! – потянувшись, буркнул Сашка.
- Чего ты какой-то… Не выспался что ли? – озабоченно спросила мать.
- Да кто-то разбудил меня, - с обескураженным видом промямлил он.
- Да кто же мог тебя разбудить-то? Я на кухне. Отец на работу пошёл.
- Я слышал голос… и проснулся.
- Какой голос?
- Я хорошо слышал голос, который громко сказал мне – «ЖИВИ!». Мне показалось, что он был такой громкий, что и ты его должна была слышать.
- Я ничего не слышала, - сказала мать с тревогою смотря на сына, - ты иди ещё поспи.
- Не ма, не хочу, - уже повеселевшим голосом сказал Сашка.
Он схватил сразу два блинчика, свернул их трубочкой, и сев на крыльцо дома, сразу-же принялся их уминать.
Над ним было голубое и чистое небо. Где-то там, в этой бездонной голубизне, летел серебристый самолёт похожий на яркую точку, за которой тянулся длинный, белый след. В кронах деревьев что то чирикало и посвистывало. От земли приятно пахло травой.
Сашка даже не знал чем ему заняться. Делать было ну ровным счётом нечего.
- Ма, - крикнул в кухню Сашка, - можно я поеду к Юрке Акулову на велике кататься?
- Да он наверное спит ещё. Поешь... Куда ты разогнался?...
- Да не спит он. Я точно знаю.
- Ну ладно, съезди, - милостливо разрешила мать. – Только если он спит, то сразу-же езжай домой.
Обрадованный Сашка, запихнул в рот ещё два блина, и пережевывая их на ходу, побежал в сарай, где ночевал его велосипед. Это была самая дорогая ему вещь в доме. Ну-ка-те… не безделушка, а новенький «Орлёнок», который подарил ему отец на день рождения.
Вытащив его из сарая за калитку дома, он быстренько вспрыгнул на него, и не садясь на сиденье надавил на педали. Повернув налево и выехав на основную дорогу, он, счастливый, ловя своим лицом прохладный летний ветер, помчался к своему другу Юрке, что бы вместе с ним порадоваться первому дню свободы.
Здравствуйте, автор) К сожалению, Вы сильно превысили разрешённое кол-во знаков - более 13тыс.
Вы можете разместить здесь более короткий рассказ. Проверить кол-во символов можно самостоятельно, например, здесь. https://involta.ru/tools/length-chars/
СИрена(12.08.2023 14:34:13)(Ответ пользователю: Геннадий Иваныч)
Геннадий, приветствую.
К сожалению, тема знакома людям, которые сами пережили тяжёлое заболевание, или же потеряли близких, от него скончавшихся. Я прочитала рассказ с пониманием и сочувствием к ЛГ, поскольку полгода ухаживала за мамой ...
К композиции и содержанию претензий нет. Но иногда Вы какие-то вещи излагаете чересчур подробно, иногда повторяете одни и те же мысли. Это затягивает повествование, хотя Вы и передаёте состояние человека, который, увы, уже никуда не спешит. И спешить не в состоянии.
Есть в тексте и некоторые неточности.
Я обращу внимание на типичные недостатки. Если согласитесь с замечаниями, остальное отредактируете сами.
1."Сгорал медленно, но уверенно и бесповоротно".
Наверное, слово "уверенно" стоило бы убрать. Уверенно можно, например, вести машину.
2."Он воспринимал только боль во всём теле и движущиеся вокруг себя какие то тени".
Тени всегда выглядят нечётко, поэтому не стоит добавлять ещё и неопределённое местоимение "какие-то"."Вокруг себя", возможно, нужно убрать.
3."Мягкое утреннее солнце пробивалось к нему в комнату ..." .
"К нему" можно убрать, поскольку понятно, что именно в его комнату пробивалось солнце.
4."...что она скорее являлась обезболивающим лекарством, но никак не лечащим". Ле-карство и ле-чить - однокоренные слова. Я бы предложила вместо "лечащим" поискать другое слово. Но, наверное, лучше поинтересоваться у медиков. Или заглянуть в словарь синонимов.
5"....почему-то доминировал в его памяти, над остальными, более значимыми эпизодами его жизни. Почему - непонятно". Наверное, стоит убрать "почему-то" в первом предложении. Или убрать второе предложение. "В его", возможно, тоже лучше убрать.
6."Потом не спеша, с трудом раздевался, ложился в постель, ...."Наверное, стоит убрать "не спеша": спешить не может - сил нет.
7."...перелистывать страницы своей прожитой жизни.
Он гордился своей прожитой жизнью".
"Своей" и одно "прожитое" можно убрать: понятно, что "своей". Вы, кстати, часто употребляете местоимения, без которых можно обойтись.
8. "И всё это происходило не в последнее время, а происходило уж лет этак тридцать".
Опять без надобности повторяете глагол "происходило". Тоже - частая ошибка.
9."Легкая приятная истома". Слово "приятная" здесь лишнее, поскольку истома -
"Чувство приятной расслабленности".
10."Он был как какой-то контрольной точкой. Как системой какого-то отчёта". Слово "как" лишнее. Можно употребить "как будто".
Снова дважды повторяете неопределённое местоимение "какой-то".
Где-нибудь, когда-нибудь, как-нибудь лучше заменять точными прилагательными или наречиями. См. словарь эпитетов - полезное чтение.
11."Когда компьютерная игра начинает вести себя не так как надо, или вы в игре чего-то напортачили и это повлекло за собой тяжёлые последствия, то программисты предусмотрели маленькую «кнопочку», нажав которую, вы возвращаетесь к ранее сохранённой, удачной контрольной точке". "Кнопочка" - уменьшительное от кнопка. Слово "маленькая" вряд ли нужно. Можно поискать слово, не связанное с размером.
Если Вы составляете такие сложные предложения, нужно следить за порядком слов и согласованием времён.
А, может быть, не стоит делать предложения такими сложными.
12."Из кухни, которая выглядела как утеплённая пристройка к небольшому кирпичному дому, доносился аппетитный запах свежеиспеченных блинов".
Придаточное определительное особого интереса для читателя не представляет, но предложение утяжеляет. Кроме того, кухня, скорее всего, не "выглядела" как пристройка, а являлась пристройкой.
13."...сказала мать с тревогою смотря на сына". Наверное, с тревогОЙ.
14. "...не садясь на сиденье надавил на педали".
Здесь снова рядом поставили 2 однокоренные слова. Значит, вместо "садясь" нужно найти другое слово.
15."Через час к нему должен будет придти его приятель Антон". "К нему" и "его" можно убрать.
Форма глагола "придти" считается устаревшей. Правильно - прийти.
16."...ловя своим лицом прохладный летний ветер, помчался к своему другу Юрке, что бы вместе с ним ...."
"Своим" и "своему" нужно убрать. "Чтобы" пишется слитно. 3 местоимения в одном предложении - много.
17.Вводные слова и предложения выделяются запятой. Обращения выделяются запятыми. Причастные и деепричастные обороты выделяются запятыми.
Со знаками препинания у Вас проблемы, поэтому перед размещением текста в ТМ ( и не только в ТМ) хорошо бы просить кого-нибудь его подредактировать. Или же установите программу редактирования у себя.
Повторю, Геннадий: я отметила только наиболее часто повторяющиеся недочёты.
Текст добрый, содержательный, вызывает сопереживание, что очень важно.
Но любой грамотный читатель будет постоянно отвлекаться, натыкаясь на многочисленные пунктуационные ошибки. А хотелось бы, чтобы он получал удовольствие от чтения.
Вычитывайте тексты. Вычитывайте неоднократно. Можно - вслух. Можно начитывать на диктофон. Тогда какие-то недочёты увидите сами.
Надеюсь, в следующей ТМ мы будем говорить только о содержании Вашего произведения, литературных приёмах и прочих интересных вещах.
Ирина
Геннадий Будаев(13.08.2023 10:30:32)(Ответ пользователю: СИрена)
Ой, СИрена, как я с вами согласен!
Когда я выставил свою "БЕЗДНУ" в ТМ, то Елена Елей нашла там кучу того, что вы нашли в "ЖИВИ!" Я очень благодарен Елене за её скрупулёзный разбор моего рассказика.
СИрена, я знаю своё слабое место. Это мой бич. Это моё проклятие. Я в школе был троечником по русскому языку. Да и корректоры, работая с моим очередным альбомом посмеиваются надо мной, говоря, что я не расстанавливаю знаки препинания, а украшаю ими текст.
С моими стихами в готовых альбомах полный порядок - корректура не дремлет. А вот с рассказами.... с рассказами засада. Я их никогда не публиковал, за исключением одного, который меня попросили вставить в поэтический альбом. Сказали, что он, дескать, вписывается в концепцию альбома.
Перед тем, как выставить "Живи!" в ТМ на суд Божий, я хотел отослать текст корректорам (как обещал Елене). Но потом передумал. Я решил разобраться со всей прозой, выбрать то, что готовлю для будущего альбома, и выслать корректорам всё сразу. По крайней мере так у меня было со стихами.
А вот от ТМ я ждал реакции на САМ сюжет. Затронет ли он кого нибудь?
А рассказов у меня много. Я сам не знаю, почему я никогда не уделял им внимания. Но вот пришла пора.
Буду потихоньку всё разгребать.
СИрена(13.08.2023 17:49:49)(Ответ пользователю: Геннадий Будаев)
Геннадий, с запятыми может за 5 минут разобраться любой учитель Русского языка из соседней школы.
Судя по этому рассказу, Вам хорошо бы обратить внимание следующие моменты:
1. Более концентрировано выражать мысли. Сразу чётко формулировать, чтобы потом не повторять в следующем предложении.
В этом тексте такое уместно, но только - в первой части.
Но небрежность в изложении присутствует.
2. Не загромождать предложения.
Например:
"Их была уже целая тарелка аппетитных, дрожжевых, горячих и притягательных блинчиков".
4 эпитета. Все ли они так уж необходимы?
Честно говоря даже я, женщина, никогда бы не обратила внимание на то, как именно приготовлены блины, которыми меня угощают.
Поэтому мне бы и в голову не пришло использовать слово "дрожжевые". А Ваш десятилетний мальчик использовал.
Кроме того, я бы постаралась описать эти блины так, чтобы не понадобился ни эпитет "аппетитный", ни эпитет "притягательный", а у читателей побежали бы слюнки.
Но для этого нужно повозиться со словарём эпитетов или вспомнить детство. Мне из детства запомнился запах сливочного масла на горячих блинах. И как оно затекало в дырочки. И как горячо было пальцам, когда сворачивала блины на тарелке, чтобы обмакнуть в сметану. А в это время в окна светило утреннее солнце....
В общем, описание деталей - дело кропотливое. Буудут интересные подробности - проявится индивидуальный стиль.
3. Или, например, следующий монолог:
" Я хорошо слышал голос, который громко сказал мне – «ЖИВИ!». Мне показалось, что он был такой громкий, что и ты его должна была слышать".
Возможно, не стоит так безупречно выстраивать фразы: всё-таки , это - живая речь. И фразы могут быть короче, и порядок слов неправильный, да и сложноподчинённые предложения мы не так часто используем. И ритм речи не всегда плавный. И ошибки в словах могут быть. И какие-то слова или выражения, присущие только одному человеку, можно вставить.
4. Теперь о том, что Вы ожидали от ТМ: ТМ предназначена для того, чтобы помочь автору доработать произведение.
Это делается при помощи отзывов, рецензий, рекомендаций участников.
Содержание произведения обычно обсуждается в разделе "Общение литературного характера" или "Прошу строго не судить".
Но перед этим было бы замечательно:
привести в порядок знаки препинания,
выставить в ТМ,
выслушать предложения и замечания,
немного доработать самому, если согласны с какими-то замечаниями.
А уж потом - к профессиональным редакторам, корректорам и рецензентам.
Я как-то по высохшему руслу горной реки в Крыму на джипе ехала.
Джип, конечно, машина мощная, но потряхивало - речка каменистая. Поэтому полного удовольствия от осмотра окружающих красот не получила. Отвлекалась.
Вот и читателя лучше не отвлекать разными техническими недоработками.
Тем более, когда есть хороший текст.
Ирина
Хорошо, что Вы не успели удалить рассказ. Мне было интересно его прочесть, написано увлекательно и вызывает не только сострадание, но и оптимизм. Не могли бы Вы рассказать подробнее про слова монахини, как связаны они и этот рассказ.
Небольшое замечание, не "пожарники", а "пожарные".
Геннадий Будаев(13.08.2023 10:55:50)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Ольга, помните у Булгакова в "Мастере и Маргарите" на балу у Воланда?.... Он обращается к голове Берлиоза -
"... Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие..."
Я раньше не обращал внимание на эту фразу. Мало чего Булгаков наговорил.
Но в 2004 - 2008 году всё поменялось. Мозаика стала складываться.
Сейчас мне надо отъехать в город, а когда приеду напишу вам как могу.
А пока.... вы можете вспомнить что нибудь из того, что происходило с вами до дня вашего зачатия?
Конечно - нет.
Вас не существовало.
Так вот... не зачатого человека пока нет. А умершего УЖЕ нет. Место пребывания одного и второго - Небытие.
Но ведь вы то появились!
Ольга Васильевна [Челябинск] (13.08.2023 14:38:31)(Ответ пользователю: Геннадий Будаев)
Эти мысли, вернее, недомысли, частенько атакуют моё сознание :-))) Иногда мне кажется, что я помню себя до своего зачатия. Много непонятного и необъяснимого происходило, чтобы не задумываться об этом.
А по поводу сюжета рассказа и то, как Вы преподнесли его, - мне понравилось. Даже показалось, что это не выдумка. Очень реалистично.
Геннадий Будаев(13.08.2023 20:06:12)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Ольга я обещал написать.
Это было странное, странное, странное лето.
Я тогда начал вести дневник, так как получал много информации. Позднее я всё это раскидал по рассказикам, по стишкам..
Да и сама встреча с Агафьей была очень странной. Если вам интересно могу рассказать вам это в личке. А то местные учёные - избушкинцы настрогают меня ломтями за то, что моё повествование противоречит основным законам термодинамики.
Любопытная встреча была с одним странным водителем таксистом, который назвался Антонием, и который довозил меня от Дивеево до Саровского КПП.
Ну ладно... перейду к тезисам.
Я не настаиваю, что ЭТО именно так. Это почти метафизика. На калькуляторе ЭТО не проверишь.
Вся наша жизнь, судьба, это - разветвлённая сеть системы "Домино".
Каждая кость в ней – одно событие, один поступок, один шаг, один вздох.
Мы начали свою жизнь, толкнув первую доминошную кость. Она упав, приводит в действие вторую кость. Потом третью... Потом четвертую... И - ЛАВИНА.
Все события прошлого, настоящего и будущего связаны между собой и могут развиваться вне времени и вне пространства. Эта глобальная сеть, потрясающая своими размерами, сложностью, и недоступностью её восприятия человеком, определяет судьбу каждого из нас, и по большому счёту, судьбу всего Мира.
Существуют в этой системе ключевые «кости». Воздействуя на них можно изменить ход развития всей нашей истории. Ты только представь себе, что в самый ответственный момент у Ли Харви Освальда заклинил патрон. Или осечка. Кеннеди остаётся жить, и Мир начинает развиваться совсем в другом направлении. Представь себе весь этот Мир и….. патрон. Кусочек латуни, свинца и горсточку химического вещества. Роковое стечение обстоятельств, мелочей, с вашего позволения, привели к тому, что осечка не состоялась.
Бог творит чудеса тем, что, манипулируя простыми, вполне реальными мелочами, направляет нашу судьбу то в одном направлении, то в другом.
Серафим Саровский излечил множество безнадёжных больных. Это Чудо? Нет. Это не чудо. Это стечение бесчисленного множества вполне банальных обстоятельств, манипулировать которыми было дозволено только Преподобному.
Иисус (если верить легендам) излечил десять прокажённых и обратил воду в вино. Это та же история. Любое чудо построено на цепочке управляемых Богом (природой, судьбой...) событий. И если Бог установил при Сотворении Мира, что ускорение свободного падения вблизи поверхности земли должно быть равно 9,8, то значит это необходимо.
И никогда Бог не станет нарушать созданные им – же физические законы (для потехи), прекрасно понимая, что это может превратить его творение в Хаос. И если ты уведишь летящий по небу дом, то знай, что это Бог, манипулируя мелочами, имеющими вполне реальный физический смысл недоступный пока людям, обеспечил полёт этого дома.
Если Бог вздумает тебя наказать, то он не станет кидать тебя в Геену Огненную. Просто события вокруг тебя, мелочи невзрачные, начнут развиваться таким образом, что это, через некоторое время, приведёт тебя к гибели. К катастрофе. А внешне, чудес никаких не будет. Ты и не догадаешься, откуда ноги растут.
Однажды нахамив кому нибудь в юности, ты через 20 лет получаешь рак мозга. Это – «Принцип домино» Существуют прямые взаимосвязи между тем, что, поддав однажды ногой пустой спичечный коробок, ты через несколько лет становишься Президентом России. Это я просто, к примеру.
Ольга Васильевна [Челябинск] (13.08.2023 20:28:42)(Ответ пользователю: Геннадий Будаев)
Очень страшно жить, думая, что рак мозга получается от неосторожного слова 20 лет назад. Сомнительная такая теория. Так же, как версия, что за наши поступки ответят внуки, правнуки и тд. А мы страдаем за своих прапра... Такой расклад мне не нравится.
"Если вам интересно могу рассказать вам это в личке".
Ещё бы я отказалась. Конечно, интересно :-)
Геннадий, здравствуйте!
.
В общем мне понравился Ваш рассказ. Он легко читается и сюжет интересно построен.
Однако финал мне не особо понятен.
Если Высшие силы переместили Сашу в первый день каникул, который проходит БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, то какой в этом смысл?
Получается, что жизнь его будет лишь повтором, и он снова умрёт от рака.
Может имеет смысл что-то изменить в первом дне каникул.
Типа: мама сказала:"Поешь сначала" и Саша согласился, ПОСЛУШАЛСЯ маму.
Тогда нарушится хот событий и ЛГ изменит свою судьбу в лучшую сторону. Смерть не будет столь мучительной.
То есть я советую применить "эффект бабочки" Бредбери — изменение в прошлом, меняет будущее. Но в лучшую сторону.
.
Вы поняли мою мысль, Геннадий?
Геннадий Будаев(13.08.2023 19:01:00)(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)
Я понял вас Света.
Но это не совсем фантастика. Это всего навсего переработка того, что я слышал от Агафьи (от монахини).
А если уже переходить на фантастику.... почему мы уверены, что живем по Бредбери? Мы просто этого так хотим? ... Почему нельзя предположить, что наши жизни мы проживаем по жесткому циклу?
Об этом фантасты тоже писали.
Например Фредерик Пол - "Тунель под миром"
И в конце концов - хрестоматийный "День сурка" с Биллом Мюреем.
Но из "дня сурка" герой выходит после ряда изменений в его душе.
В этом смысл рассказа.
А у Вас, где пояснение, почему герой должен повторно прожить жизнь?
Вы, как автор, этого не освещаете.
Но вспомните, "нельзя дважды войти в один и тот же поток".
.
И читателю нет никакого дела до монахини. Вы же не мемуары о ней пишете.
Она лишь красивый антураж, вход в рассказ.
.
Пожалуйста, Геннадий, поясните мне, рядовому читателю, зачем Саше Высшие сила дали возможность ещё раз прожить свою жизнь?
Геннадий Будаев(13.08.2023 19:36:01)(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)
Но во-первых, Билл Мюрей единственный человек который выпал из цикла. Правда там был ещё какой то нищий...
Во-вторых, остальные люди остались в цикле. И именно по этой причине они его не замечали.
Да, в одну и ту же воду нельзя войти дважды. Нельзя в пределах одной жизни. А если это цикл?... Мюрей только и делал, что входил в одну и ту же воду. Но монашенка говорила что НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО попадёшь в уже прожитую жизнь. Твоей обителью может стать любое место во вселенной где жизнь существует.
Ну вот мне и захотелось, что бы жизнь в прошлом существовала.
"....Пожалуйста, Геннадий, поясните мне, рядовому читателю, зачем Саше дали возможность ещё раз прожить свою жизнь?..."
Светлана, добрый я.
Добрый???
Снова оправлять человека в Чистилище, граничащее с адом — это от доброты?
.
Вообще-то философские трактаты и Библия доказывают, что человек приходит в этот мир для изменения своей души, очищения её от грехов.
Смысл жизни — сама жизнь, которая выстроена Высшими силами.
Прерывать её суицидом запрещено, т.к. нарушаются соседние связи. За это душа пройдёт ПОВТОРНЫЙ путь, но осложнённых новыми испытаниями.
Этого Вы желаете своему ЛГ? Повторных мытарств?
Так вроде он самоубийством не кончил.
За что же Вы его так "наградили"?
Не доказано.
Просто господам выгодно, когда рабы терпят до гробовой доски все издевательства, которые те им уготовили, вот духовенство и придумало красивую сказочку.
Ни Вы, ни я, Белла, от духовенства давно не зависим.
Но разве Вы знаете, что с Вами случится завтра или даже через час.
Загадывать можете, а уверенной быть — нет!
.
Но давайте отталкиваться от рассказа Геннадия, а не устраивать здесь личный диспут.
Общайтесь с автором, а не со мной.
Такие условия ТМ. Ничего личного, Белла.
И я вам то же хотела сказать!
А духовенство - древний институт, учило так именно по вышеуказанной причине, ибо условия жизни крепостных были нечеловеческие.
И если бы не вера в загробный рай - крепостные либо всех помещиков на вилы подняли, либо с собой покончили.
И то, и другое - грех, только не для "троекуровых".
.
А теперь, Белла представьте, что ВСЁ и наш этот разговор предопределён.
Мы лишь исполняем отведённые нам роли.
Поэтому и говорю: смысл жизни — в ПРОЖИВАНИИ.
Лично я ещё раз повторять её от азбуки до старческих болезней не хочу.
А Геннадий считает, что тем самым осчастливил своего героя.
Возможно это по молодости лет.:)))
.
Не сердитесь, Белла. Нам делить нечего.
Всего хорошего!
Геннадий Будаев(13.08.2023 20:23:00)(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)
Светлана, я хочу отметиться по философским трактатам и Библии.
Я уже писал это одному учёному человеку, и по этому скопирую написанный текст для вас.
*************************
Я читаю древний текст. Скажем - Библию.
Этому тексту можно доверять?
В нём есть сакральность и святость?
За 2000 лет по земле прокатились тысячи войн. И что тут греха таить, что победители в этих войнах переписывали эту историю под себя. К сожалению, искажение истории это не современный феномен. Это было, есть и будет. Никто и никогда не сможет найти в древних летописях тот момент, с которого собственно и началась подтасовка. Стирались (или искажались) биографии побеждённых, уничтожались архивные документы стран проигравших войны.
История насквозь виртуальна. И чем глубже зарыт исторический факт, тем он более виртуален.. То, что для нас является виртуальным, для них есть Истинная Реальность.
НОВЫЙ ЗАВЕТ!
Древний текст, который датируется 1-м веком Нашей Эры.
Он существует!
Если взять «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), то в подлиннике он составлял 32 страницы. От подлинника сохранились только 4 страницы. ТОЛЬКО – 4!!!
Текст восстанавливался по многочисленным копиям, которые разошлись с острова Патмос по всем уголкам мира. Копии писались так-же вручную. Они написаны на разных языках. Сколько раз снимали с копии копию – не ясно. Но тем не менее текст был восстановлен в 5 веке Нашей Эры. ПЯТЬСОТ ЛЕТ!. Могла-ли проникнуть в этот Священный текст ошибка, опечатка, неточность?… Сколько угодно. Переводя текст с одного языка на другой, могло получиться неправильное толкование текста. Очень не хочу в это верить, но такая вероятность есть. Но думаю, что смысл все-же не исказился.
Далее.
Священное Писание – иносказательно. Многие говорят, что там, что-то зашифровано. Не буду спорить. Может быть там, и отражены таинственные послания Создателя. Но если взять, к примеру «Евангелие», то его писали четыре человека: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Эти люди, жившие во времена Иисуса, не обладали ни какими познаниями в области точных наук и философии. Это были – простые люди, которые волею судьбы явились свидетелями и участниками великих событий, которые они, как могли, так и описали. Потому, что увиденное и прочувствованное ими, не укладывалось в, существующие в то время, представления о мироздании.
Многие сейчас по делу и без дела поминают библейский термин – По Образу и Подобию»
«Образ» и «Подобие» - это иносказательные слова, которые обозначают не формальное внешнее сходство, а исключительно духовное.
И что-же у нас получается?... Не верить Священным Писаниям?....
Это очень трудный вопрос. Иногда, который раз читая Евангелие, меня начинают мучить сомнения. А нет-ли подлога? … Бог – в первоисточниках. Дьявол – в типографии. Но первоисточников мы не видели. Дьявол всегда прячется в тени Бога. И если он не имеет силы над оригиналом, то над копией…
Так верить Писанием, или нет?....
Каждый решает сам.
Я верю не в Писания и ритуалы, а в Бога. Верю в силы, могущество которых невозможно переоценить. Силы, которые ведут нас по этой жизни, или от чего то отводят. Окончательно я это ощутил только в Дивеево. Шкурой прочувствовал. Аж немного страшно стало.
А как понять – «Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух»?.. Что это за триединство такое?
Но не только в религии, но и в науке существует своё триединство, означающее начало всех начал. Генератор Жизни. Творец. Это – «Энергия, Пространство и Время»
Именно это триединство (Троица) является фундаментом нашего Мироздания. Мне стало очень неудобно и неприятно от того факта, что метафизическую Божественную сущность подменяют голимой наукой. Я допускаю даже то,, что, например, квантовая механика имеет отношение к Богу.
А потом вдруг подумал о том, что … а кто его знает… может быть наука и религия копают одну гору? Одну гору с разных сторон, но навстречу друг другу.
Геннадий, ТМ не место для диспута на религиозные темы.
Я не для того сюда пришла.
Смею напомнить, что разговор ведём о Вашем рассказе.
Я высказала своё мнение — в Вашем произведении нет убедительного финала.
Поэтому рассказ похож на закольцованную песенку "У попа была собака".
.
Не горячитесь, Геннадий! А просто подумайте над моими словами.
Всего доброго!
"Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне".
Анна Ахматова