По Закону СССР от 3 апреля 1990 г.
№ 1409-I
«О порядке решения вопросов,
связанных с выходом
союзной республики из СССР»,
дезертирующая Республика,
в случае предъявления
к ней территориальных претензий,
должна была вернуть Союзу
все земли, которые она получила
от Союза в период нахождения
в Союзе
Закон от третьего апреля в девяностом
Давал России шанс забрать легко и просто
Все земли у Республик Братских – без иллюзий,
Что Русь Святая им дарила при Союзе.
Но только если Русь в Союзе оставалась,
А дезертировать Республика пыталась!
И если б Русь сама Союз не завалила,
То Украине б возвращать ей надо было
И Крым, и западные земли Украины –
У Польши взятые войной в Союз единый…
И что присниться не могло врагам России,
Раскол возглавившей Республики всесильной,
При этом Армия на Украине Братской,
Самой Москве бы продолжала подчиняться!
А если б кинуть Казахстан решил Державу –
Вернуть обязан он России был по праву
Все земли, что ему дарила Русь святая,
Союз Советский из Республик создавая!
Вместо послесловия:
Но земли эти, и народы, россиянам
«До фени» были в девяностых, как ни странно!
Закон СССР от 3 апреля 1990 г.
№ 1409-I
«О порядке решения вопросов,
связанных с выходом
союзной республики из СССР»
2.
Видео. Е. Спицын объясняет,
что народные депутаты РСФСР, УССР и БССР,
ратифицировав Беловежское Соглашение о ликвидации СССР.
тоже стали преступниками
Видео.
Евгений Спицын. Преступление века – Беловежское соглашение.
Видео.
Говорит Е. Спицын
1:11
Развал Советского Союза был сугубо рукотворным мероприятием
1:17
Прямую ответственность за развал СССР,
причём ответственность уголовную,
а не только политическую,
несут
Горбачёв и его ближайшее окружение,
руководство РСФСР во главе с Ельциным,
руководство Украинской ССР во главе с Кравчуком
и руководство Белорусской ССР во главе с Шушкевичем.
1:44
Говорит Евгений Спицын
5:21
Беловежское соглашение
(подписанное 8 декабря 1991 г. лидерами РСФСР, УССР и БССР)
через два дня, 10 декабря 1991 г.,
было ратифицировано
народными депутатами Верховных Советов Украинской ССР
и Белорусской ССР,
и 12 декабря 1991 г. – народными депутатам Верховного Совета РСФСР.
Должна быть определена судьба находящихся на территории республики
объектов общесоюзной собственности
(предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности,
космических исследований, энергетики, связи, морского,
железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи,
магистральных трубопроводов,
имущества Вооруженных Сил СССР,
оборонных и других объектов),
а также собственности общесоюзных общественных организаций;
Пункт 7)
должен быть согласован статус территорий,
Закон СССР от 3 апреля 1990 г.
№ 1409-I
«О порядке решения вопросов,
связанных с выходом
союзной республики из СССР»
Статья 14.
В переходный период Совет Министров СССР,
органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально финансовых расчетов.
Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны,
в течение переходного периода (до 5-лет)
должны быть решены следующие вопросы:
1) определена судьба находящихся на территории республики
объектов общесоюзной собственности
(предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности,
космических исследований, энергетики, связи, морского,
железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи,
магистральных трубопроводов,
имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов),
а также собственности общесоюзных общественных организаций;
2) урегулированы финансово-кредитные расчеты выходящей республики с Союзом ССР, взаимоотношения банков;
3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями;
4) определен порядок выполнения предприятиями и организациями выходящей республики ранее взятых на себя договорных обязательств по отношению к предприятиям и организациям, расположенным на территории других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;
5) определен правовой статус и формы расчетов совместных предприятий или филиалов предприятий, организованных на базе общесоюзной собственности или собственности других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;
6) согласован порядок расчетов с другими государствами и международными организациями по кредитам и займам, полученным для сооружения объектов на территории выходящей республики или для удовлетворения потребностей этой республики и ее населения, а также по соответствующей части кредитов и займов, израсходованных на осуществление общесоюзных закупок и программ, которыми пользовалась выходящая республика;
7) согласован статус территорий,
не принадлежавших выходящей республике
на момент ее вступления в состав СССР;
8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учетом результатов их волеизъявления на референдуме;
9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики;
10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.
Источник:
Свод законов СССР, т. 1, с. 44-16, 1990 г.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР
и Верховного Совета СССР, 1990, № 15, ст. 252 •
Документ утратил силу, см. Соглашение о создании СНГ,
и Конституцию Российской Федерации
ЗАКОН
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР
Статья 1.
Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР
в соответствии со статьей 72 Конституции СССР, определяется настоящим Законом.
Статья 2.
Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СССР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону.
Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.
В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Во время проведения голосования какая либо агитация по вопросу, вынесенному на референдум, не допускается.
Статья 3.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.
Статья 4.
Для организации референдума о выходе из СССР, определения срока проведения референдума и подведения его итогов Верховный Совет союзной республики образует комиссию с участием представителей всех заинтересованных сторон, в том числе упомянутых в частях первой и второй статьи 3 настоящего Закона.
Статья 5.
Для обеспечения полной свободы волеизъявления народов союзной республики при подготовке, проведении и определении итогов референдума о выходе из СССР Верховный Совет СССР решает по согласованию с Верховным Советом союзной республики вопрос о присутствии на ее территории в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований. Верховный Совет СССР может, если сочтет необходимым, пригласить на территорию республики на время проведения голосования представителей Организации Объединенных Наций.
Статья 6.
Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума,
если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Итоги референдума рассматривает Верховный Совет союзной республики.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.
Статья 7.
Верховный Совет союзной республики представляет Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти.
Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР выносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике, либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.
Статья 8.
Итоги референдума о выходе союзной республики из СССР и поступившие предложения заинтересованных сторон Верховного Совета СССР в месячный срок направляет высшим органам государственной власти всех союзных и автономных республик, а также органам государственной власти автономных образований для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республики, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из СССР.
Статья 9.
Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР. В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.
Статья 10.
В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.
Статья 11.
В целях обеспечения прав и интересов Союза ССР, выходящей и других союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, при решении вопросов, возникающих в связи с выходом республики из СССР, Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и высший орган государственной власти выходящей республики создают на переходный период согласительные комиссии.
Статья 12.
В переходный период Совет Министров СССР с участием правительства выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СССР, а также военных объектов и частей Вооруженных Сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Президента СССР и Верховного Совета СССР, которые затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
Статья 13.
Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Вопрос об участии выходящей республики в открытых для присоединения многосторонних договорах, заключенных СССР, решается согласно правилам, установленным соответствующим договором. Многосторонние и двусторонние договоры, заключенные СССР и находящиеся в силе на момент выхода союзной республики из СССР, продолжают действовать в отношении вышедший республики, если не будет достигнута договоренность об ином.
Совет Министров СССР после рассмотрения и урегулирования всех вопросов, связанных с участием СССР в международных договорах в связи с выходом из него союзной республики, представляет свое заключение Президенту СССР и Верховному Совету СССР.
Статья 14.
В переходный период Совет Министров СССР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально финансовых расчетов.
Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:
1) определена судьба находящихся на территории республики объектов общесоюзной собственности (предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, связи, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных общественных организаций;
2) урегулированы финансово-кредитные расчеты выходящей республики с Союзом ССР, взаимоотношения банков;
3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями;
4) определен порядок выполнения предприятиями и организациями выходящей республики ранее взятых на себя договорных обязательств по отношению к предприятиям и организациям, расположенным на территории других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;
5) определен правовой статус и формы расчетов совместных предприятий или филиалов предприятий, организованных на базе общесоюзной собственности или собственности других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;
6) согласован порядок расчетов с другими государствами и международными организациями по кредитам и займам, полученным для сооружения объектов на территории выходящей республики или для удовлетворения потребностей этой республики и ее населения, а также по соответствующей части кредитов и займов, израсходованных на осуществление общесоюзных закупок и программ, которыми пользовалась выходящая республика;
7) согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР;
8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учетом результатов их волеизъявления на референдуме;
9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики;
10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.
Статья 15.
Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики.
Статья 16.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами СССР выходящая республика обеспечивает гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права и свободы гражданам СССР, которые остаются проживать на ее территории, без какой либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения места и времени рождения.
Статья 17.
Граждане выходящей республики, осужденные ее судами и отбывающие наказание на территории СССР, подлежат передаче для дальнейшего отбывания наказания в указанную республику.
Граждане выходящей республики, осужденные судами Союза ССР или другой союзной республики и отбывающие наказание на территории СССР, подлежат передаче для дальнейшего отбывания наказания в указанную республику, если они совершили преступления, за которые осуждены, на территории этой республики.
Вопросы о передаче граждан выходящей республики, осужденных судами Союза ССР или другой союзной республики, если хотя бы одно из преступлений, за которые они осуждены, совершено вне территории выходящей республики, рассматриваются Верховным Судом СССР по представлению Генерального прокурора СССР или по ходатайству Верховного Суда выходящей республики.
Граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные судами Союза ССР или любой союзной республики и отбывающие наказание на территории выходящей республики, подлежат передаче Союза ССР.
Статья 18.
Все административные и уголовные дела, возбужденные по фактам правонарушений на территории выходящей республики, находящиеся в производстве органов Союза ССР, передаются через Прокуратуру Союза ССР или Верховный Суд СССР в производство органов выходящей республики. Это правило не распространяется на случаи, когда хотя бы одно из правонарушений было совершено вне территории выходящей республики, а также на уголовные дела, подсудные военным трибуналам. Вопросы о передаче дел решаются Генеральным прокурором СССР по представлению нижестоящего прокурора или по ходатайству прокурора выходящей республики, а в случае, если дело находится в производстве судебного органа, — Верховным Судом СССР.
В переходный период все гражданские дела разрешаются в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством Союза ССР, если иное не предусмотрено соглашением между выходящей республикой и Союзом ССР.
Статья 19.
В последний год переходного периода по инициативе высшего органа государственной власти выходящей республики один раз может быть проведен повторный референдум по вопросу подтверждения решения о выходе союзной республики из СССР. Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
В случае, если за подтверждение решения о выходе союзной республики из СССР проголосовало менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о проведении повторного референдума и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР, решение о выходе союзной республики из СССР считаемся отмененным и процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращается.
Статья 20.
По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, Верховный Совет СССР созывает Съезд народных депутатов СССР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны.
С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия.
Съезд народных депутатов СССР вносит соответствующие изменения в Конституцию СССР.
Президент
Союза Советских
Социалистических Республик
М.Горбачев
Москва, Кремль
3 апреля 1990 года
N 1409-I
----------------
О введении в действие Закона СССР
"О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР"
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О введении в действие Закона СССР "О порядке решения вопросов,
связанных с выходом союзной республики из СССР"
Верховный Совет СССР
постановляет:
1. Ввести в действие Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" с момента его опубликования.
2. Установить, что любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик.
3. Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"
Председатель
Верховного Совета СССР
А.Лукьянов
Москва, Кремль
3 апреля 1990 года
N 1410-I
Текст документа сверен по:
Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР,
N 15, 11.04.90, ст.252, 253
Семён, мне кажется ,Вы мыслите в правильном направлении. Но не менее важны законодательные акты о том, что Россия стала правоприемником СССР. И Украина, которая не только стала топтаться по всему, что сделал и дал ей СССР, но и выкорчёвывать всё и память прежде всего. А первое, что она должна была бы сделать в этом случае, это вернуть России, как правоприемнику СССР, все территории,на которые её расширил СССР с 1917 года. Поделитесь своей инициативой с юристами, обслуживающими нашу высшую власть, может они смогут поддержать Вас и от этого может быть польза. А разговоры в избушке, особенно по таким серьёзным, болевым темама. как правило , превращаются в пустую болтавню. С уважением, Светлана.
1.
Говорит М.С. Горбачёв
11:00
Новый Союзный договор готовили сами парламентарии РСФСР
и предали его.
21:00
Мы наказаны,
самые тяжёлые последствия происходят из-за развала страны
Видео.
В фильме, снятом к 30-летию
ликвидации СССР,
М.С. Горбачёв объяснил: –
«Это люди без совести».
Народные депутаты РСФСР
сами разработали
и подготовили для подписания
на понедельник
9 декабря 1991 г.
Новый Союзный Договор ССГ –
Союз Суверенных Государств,
двух Славянских Республик –
России и Белоруссии
и пяти Азиатских Республик –
Казахстана, Узбекистана, Таджикистана,
Киргизстана и Туркменистана,
с сохранением Союзного центра власти
в городе Москве –
бывшей Столице СССР,
и главное,
с сохранением единой Советской
Армии
с командованием в городе Москве –
бывшей столице СССР,
которому подчинялись все войсковые
части
размещавшиеся территориально
Советская Россия вышла из состава
Советского Союза 12 декабря 1991 г.
в 13 ч. 28 мин. 31 сек.
в момент голосования народных
депутатов РСФСР за Постановление
о денонсации Союзного договора
1922 года об образовании СССР.
1.1.
Видео. Диктор читает текст и показана фотография
Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г.
о денонсации Советской Союзной Республикой Россией (РСФСР)
Союзного договора об образовании СССР 1922 г.
с подписью
Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова
1.2
Советская Россия вышла из состава
Советского Союза 12 декабря 1991 г.
в 13 ч. 28 мин. 31 сек.
в момент голосования народных
депутатов РСФСР за Постановление
о денонсации Союзного договора
1922 года об образовании СССР.
Постановление Верховного Совета РСФСР
о денонсации Договора об образовании СССР, 12 декабря 1991 год
Продолжительность 1:02
Диктор читает текст и показана фотография
Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г.
о денонсации Советской Союзной Республикой Россией (РСФСР)
Союзного договора об образовании СССР 1922 г.
с подписью
Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова
Советская Россия вышла из состава
Советского Союза 12 декабря 1991 г.
в 13 ч. 28 мин. 31 сек.
в момент голосования народных
депутатов РСФСР за Постановление
о денонсации Союзного договора
1922 года об образовании СССР.
Видео.
Диктор читает текст Беловежского соглашения о ликвидации СССР,
подписанного в Белоруссии 8 декабря 1991 г.
лидерами трёх Славянских Республик СССР -
России, Украины и Белоруссии,
и показана ксерокопия Беловежского соглашения.
Беловежское соглашение о создании СНГ,
08 декабря 1991 года, ликвидация СССР
Опубликовано: 22 февраля 2016 г.
СОГЛАШЕНИЕ
о создании Содружества Независимых Государств
Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина,
как государства-учредители Союза ССР,
подписавшие Союзный Договор 1922 года,
далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами,
констатируем,
что Союз ССР как субъект международного права
и геополитическая реальность, прекращает свое существование.
Семён, я знаю, что "Союз ССР как субъект международного права" перестал существовать. Но осталась Россия, что входила в СССР и стала его правоприемником. Вот об этом я советовала Вам найти документы.
Прошу переписку прекратить, больше отвечать не буду.
Закон СССР от 3 апреля 1990 г.
№ 1409-I
«О порядке решения вопросов,
связанных с выходом
союзной республики из СССР»
2.
Из статьи 14 Закона.
В переходный период (до 5-и лет)
Пункт 1)
Должна быть определена судьба находящихся на территории республики
объектов общесоюзной собственности
(предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности,
космических исследований, энергетики, связи, морского,
железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи,
магистральных трубопроводов,
имущества Вооруженных Сил СССР,
оборонных и других объектов),
а также собственности общесоюзных общественных организаций.
Заявлении Комитета конституционного надзора СССР от 11.12.91
для народных депутатов РСФСР,
ратифицировавших 12 декабря 1991 г.
Беловежское соглашение о ликвидации СССР.
В Заявлении Комитета конституционного надзора СССР от 11.12.1991 г. сказано:
Эти органы (Органы власти СССР)
могут прекратить свою деятельность
только после решения в конституционном порядке
вопроса о судьбе Союза ССР и об определении преемников
его прав и обязанностей.
Иной подход к решению этого вопроса способен вызвать
опасную неуправляемость в обществе
и хаос
в весьма важных сферах государственной жизни,
включая оборону страны.
Следует иметь в виду,
что правовая основа формирования
и функционирования Вооруженных Сил СССР,
включая ядерное оружие,
устанавливалась исключительно актами союзного законодательства.
Прекращение их применения
практически выводит армию
из-под правовой регламентации.
--------
Неопубликованное
Заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11.12.1991,
Государственный архив Российской Федерации
Ф. Р9654. Оп. 6. Д. 76. Л. 48-51; Ф Р9654. Оп. 5. Д. 749. Л. 134-135.
Роздано депутатам,
в центральной прессе полный текст заявления не публиковался.
ЗАЯВЛЕНИЕ Комитета конституционного надзора СССР
В связи с Заявлением глав трех государств –
Республики Беларусь, РСФСР и Украины –
от 8 декабря 1991 г.
об образовании Содружества Независимых Государств
и подписанным в тот же день в г. Минске
Соглашением о создании такого Содружества
в Комитет конституционного надзора СССР
поступают обращения, в которых ставится вопрос
о конституционности положений, содержащихся в этих документах.
Учитывая исключительное значение для судеб страны вопросов,
которым посвящены Заявление и Соглашение,
отмечая важность усилий по преодолению конституционного кризиса
и стремясь содействовать решению возникших проблем
на основе конституционных начал и общепризнанных
норм международного права,
Комитет конституционного надзора СССР
считает необходимым привлечь внимание к юридической стороне
подписанных актов.
Как суверенные государства, республики вправе
заключать между собой и с другими государствами договоры
о межгосударственных объединениях.
Предусматриваемое Соглашением содружество
является одной из форм такого объединения.
В то же время любые республики не могут принимать на себя
решение вопросов, касающихся прав и интересов других республик.
С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того,
что "Союз ССР как субъект международного права
и геополитическая реальность прекращает свое существование",
может рассматриваться лишь в качестве политической оценки ситуации,
не имеющей юридической силы.
Так же следует рассматривать и положение части II статьи 14
Соглашения о том, что "деятельность органов бывшего Союза ССР
на территориях государств – членов Содружества прекращается".
Эти органы могут прекратить свою деятельность
только после решения в конституционном порядке
вопроса о судьбе Союза ССР и об определении преемников
его прав и обязанностей.
Иной подход к решению этого вопроса способен вызвать
опасную неуправляемость в обществе и хаос
в весьма важных сферах государственной жизни,
включая оборону страны.
Беларусь, Российская Федерация и Украина –
три республики, подписавшие, наряду с Закавказской Федерацией
(Азербайджан, Армения, Грузия), Союзный договор 1922 года.
В силу общепризнанных принципов права учредители любого
многостороннего договора, к которому присоединились
затем другие его участники, не имеют каких-либо особых прав
и преимуществ.
Соответственно этому Союзный договор 1922 года,
Конституция СССР 1924 года и последующие Конституции СССР
предусматривали равноправие всех союзных республик.
Первые по времени вступления члены Союза ССР
не имеют никаких дополнительных прав по сравнению с республиками,
ставшими членами Союза ССР позднее.
Поэтому в решении вопроса о сохранении, преобразовании
или упразднении Союза ССР, его органов и законодательных актов
имеют право участвовать на равных основаниях все республики,
входящие на данный момент в состав Союза.
Серьезную обеспокоенность вызывает ст. 11 Соглашения,
в соответствии с которой с момента подписания Соглашения
"на территориях подписавших его государств
не допускается применение норм третьих государств,
в том числе бывшего Союза ССР".
Реализация этого положения в том виде, как оно сформулировано,
привела бы к тому, что граждане, организации, суды
и другие государственные органы столкнутся с ситуацией,
когда многие важные вопросы невозможно решить,
так как условия и порядок их решения урегулированы
лишь союзным законодательством.
Сообразующийся правовой вакуум особенно отрицательно
может сказаться на защите прав и свобод граждан,
а также на регулировании тех областей общественных отношений,
которые и по Соглашению остаются в сфере совместной деятельности
всех участников Содружества.
Следует иметь в виду, что правовая основа формирования
и функционирования Вооруженных Сил СССР,
включая ядерное оружие,
устанавливалась исключительно актами союзного законодательства.
Прекращение их применения практически выводит армию
из-под правовой регламентации.
Прекращение существования Союза ССР
как субъекта международного права и замена его объединением,
не являющимся государством,
ставит под вопрос сохранение прав, связанных со статусом
Союза ССР в международном сообществе,
в частности судьбу постоянного места в Совете Безопасности ООН
и вытекающих из этого прерогатив.
Прекращение деятельности Союза ССР ликвидирует органы,
которые могли бы решать вопросы о ратификации
чрезвычайно важных договоров, подписанных от имени Союза ССР
(договоры о сокращении вооруженных сил в Европе,
о сокращении стратегических наступательных вооружений).
Возникает также вопрос о том, какое или какие государства
будут продолжать переговоры по вопросам
сокращения вооруженных сил и вооружений,
урегулирования на Ближнем Востоке и т. д.
Комитет напоминает, что согласно общепризнанным принципам права международные и межреспубликанские договоры,
подписанные Президентами или другими полномочными
представителями государств,
вступают в силу только после их ратификации Верховными Советами соответствующих республик.
Комитет конституционного надзора СССР
обращает внимание на необходимость решать все вопросы
отношений между государствами и народами нашей страны
на основе принципов конституционной законности,
верховенства права, соблюдения общепризнанных международных норм.
Комитет конституционного надзора СССР
11/XII-91г.
48‐51; Ф Р9654. Оп. 5. Д. 749. Л. 134‐135. Роздано депутатам, в центральной прессе не публиковалось.
Вероятно, впервые опубликовано в книге:
М. Митюков. Предтеча конституционного правосудия. М., 2006.
9 декабря 1991 года. Часть вторая
Опубликовано: 30 нояб. 2011 г.
Продолжительность 8:15
- Растерянный диктор зачитывает заявление о создании СНГ.
- Г.Бурбулис и А.Козырев на пресс-конференции
комментируют подписанные документы.
- Комментарий С.Шушкевича.
- Пресс-конференция Л.Кравчука.
- Комментарий А.Грачева, руководителя пресс-службы
Президента СССР,
встречи М.Горбачева, Б.Ельцина и Н.Назарбаева.
- Пресс-конференция Н.Назарбаева.
- Заявление Демократической партии России.
- Заявление М.Горбачева.
- Интервью А.Козырева