Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь
«Одинокая гармонь» (песня)
Слова М. Исаковского. Музыка Б. Мокроусова
Я в апреле под вечер спускаюсь к реке,
От воды чуть заметный слоится туман.
В тишине звук, родившийся вдалеке,
По воде к нам идет, как мираж дальних стран.
За рекой приоткрылась скрипучая дверь
И послышался четко в тиши плеск весла.
Там, вдали города. Их шумы, верь — не верь,
Словно призрачный шёпот река принесла.
Здесь отдельной струной каждый слышится звук.
Крики птиц, дальний гомон кормящихся стай,
И звенит тишина. Даже сердца стук,
Словно звук от вбиваемых где-то свай.
Так приятно послушать стихающий шум,
Ждать, не вспыхнет ли где за рекою огонь.
И приходят на ум много благостных дум.
Вот и всё...Заиграла в деревне гармонь.
Юрий Рылов(17.03.2023 17:11:37)(Ответ пользователю: СИрена)
Здравствуйте, СИрена!
Я сослался на известную песню "Одинокая Гармонь" в качестве эпиграфа. Моя песня - это не ремикс, но поскольку я ссылаюсь на строчки: "Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь" и употребляю в последней строке гармонь, я посчитал нужным сослаться на известную песню.
Большое спасибо за столь глубокое внимание к моей песне.
Здравствуйте, Юрий! Хотя Вы и не объяснили, с какой целью поместили эти стихи
в ТМ, думаю, ждёте совета или поправок...
Внимательно прочитав стихотворение, увидела в технике сбои ритма в двух местах.
Сейчас объясню. Вы выбрали для своих стихов четырёхстопный АНАПЕСТ —
трёхсложную стопу с ударением на последнем слоге (— — + ) ;
получается, что должно быть по 12 слогов в каждой строке...
Вот, смотрите, первый ритмический сбой, который допущен из-за нарушения
стихотворного размера, в данном случае анапеста. В третьей строке не хватает
ударного слога. Для наглядности...
"Я в апрЕле под веЕчер спускАюсь к рекЕ, // 12 слогов
От водЫ чуть замеЕтный слоиИтся тумАн. // 12 слогов
В тишинЕ звук, родИвшийся вдалекЕ, // 11 слогов
По водЕ к нам идЁт, как мирАж дальних стрАн." // 12 слогов
Видите? Везде третий слог ударный, везде в строках 12 слогов, кроме третьей...
Давайте уравняем:
"В тишинЕ звук, родИвшийся тАм, вдалекЕ". (12 слогов).
Я подставила слово "там" для наглядности, как пример. Но можно строку
переделать художественнее, главное, чтобы ритм не сбивался...
Такая история ещё вот в этой строфе (катрене):
"Здесь отдЕльной струнОй каждый слЫшится звУк. //12 слогов
Крики птИц, дальний гОмон кормЯщихся стАй, // 12 слогов
И звенИт тишинА. Даже сЕрдца стУк, // 11 слогов
Словно звУк от вбивАемых гдЕ-то свАй." // 11 слогов
Читает-читает человек, привыкая к одной музыке выбранного Вами анапеста,
и вдруг — меняется ритм...
Можно для наглядности так примерно:
"И звенИт тишинА... сердца слЫшится стУк, // 12 слогов
Словно звУк от желЕзных вбивАемых сваАй." // 12 слогов
Это как примеры. Главное — должна сохраняться музыка стихотворения.
Ну, что бы ещё попутно посоветовать? Знаете, обратила внимание на побочные
ударения (я их не отметила, чтоб Вас не запутать). У Вас часто идёт попутный
СПОНДЕЙ (два подряд ударения: "В тишинЕ звУк..."). Хорошо бы избегать этого.
Юрий Рылов(17.03.2023 17:06:48)(Ответ пользователю: Галина Лебединская)
Здравствуйте! Я очень рад, что Вы обратили внимание на мои стихи. Хочу сказать, что в третьей строке первой строфы я иду за мелодией и получается, что в слове вда-ле- ке каждый слог ударный.
Во втором куплете в третьей строке : И звенит тишина, даже
серд- ца стук - три ударения подряд.
А в четвёртой строке пауза работает как пропущенный слог : Словно звук (пауза) от вбиваемых где- то свай.
В тишинЕ звУк - в слове звук ударное У становится безударным. По Брюсову или Спондей или Пиррихий . Хотя в трехдольнике используется редко. Я шёл за мелодией и, к сожалению, не думал о правильности размера. Возможно, у меня получился вариант дольника, например, как в стихотворении "Жираф" у Николая Гумилёва. Все определила моя же мелодия.
Мне кажется, что вставить недостающие слоги - будет не в пользу эмоциональности песни. Большое Вам спасибо!
Впредь я буду думать и считать!
Я тронут столь глубоким анализом с Вашей стороны.
Галина Лебединская [г. Новосибирск] (17.03.2023 18:14:53)(Ответ пользователю: Юрий Рылов)
Юрий! Добрый вечер. Вы, конечно, заблуждаетесь...
Здесь нет дольника и в помине, так как, помимо двух недочётов, о которых я Вам сказала,
у Вас чистенький анапест (— — +): два безударных и третий ударный.
Я же графически разобрала: все стихи написаны трёхсложным размером.
А дольник — это тоника. Размер может быть любым и во всех строках путаный, но ударения —
силовые (с рваными паузами), равные по количеству, и в строке могут находиться в любом
месте, то есть не точно, как в силлабо-тонике.
О спондее (двух ударных строках) или пиррихии (двух безударных) я не заостряла внимание:
это не ошибки (это промежуточные размеры), но и не гармония. Они есть у всех абсолютно поэтов.
Просто по возможности мы стараемся их избегать.
Всего доброго! Хорошей, дружной Вам весны! Впрочем, какую Бог даст...
С улыбкой...