Зима. Мне некуда идти...
На жизненном вокзале
Я не смогла билет приобрести .
Мои гроши...Их попросту не взяли!
Духовной нищенке заказаны пути...
Мои пути...
Мне надобно немного...
Четыре стороны, о Господи, прости!
Мне путь один: жить праведно у Бога!
Рукой озябшею крестить , крестить, крестить..
Первая строфа мне Шекспира напоминает – так что хорошо получилось!
А во второй строфе третья строка непонятна… и в пятой строке слово «замёрзшею» ощущается мной как не совсем то, что тут требуется.
Арина! Очень достойное духовное содержание, да и с технической стороны стихи сложены неплохо:
рифмовки в пятистишиях, на первый взгляд, слишком простые, но они прекрасно отвечают за смысловую
сторону произведения.
Мне не понравилась метафора "рукой замёрзшею"... И по смыслу (так и представляется обледенелая рука),
и по произношению: в поэзии лучше без "корявости" языка... Подумайте.
Арина, приветствую.
1.Трудно что-то сказать после поста Галины, которая является специалистом в вопросах религии, но, на мой взгляд, первое и второе четверостишия находятся в противоречии.
Из первого четверостишия следует, что ЛГ приходит к Богу не по убеждению, а от безысходности: "Мои гроши...Их попросту не взяли".
Кроме того, Вы трактуете понятие "духовная нищенка", то есть, если я правильно поняла, "нищая духом" так, как это делают в наше время.
Сейчас, употребляя это выражение, обычно говорят о людях ограниченных, не имеющих интеллектуальных и нравственных запросов.
Но Исус в Нагорной проповеди говорит о том, что нищие духом блаженны, то есть счастливы, потому что им принадлежит Царствие Небесное.
Счастья в стихотворении не заметила. Оно, по-моему, наполнено какой-то обречённостью: "Рукой замёрзшею чело крестить, крестить".
2.Наверное, не стоит в слове нищенка ставить ударение, поскольку ударение может падать только на первый слог,
а также вряд ли нужны четыре многоточия. Вполне достаточно одного.
Добрый день или вечер, СИрена!
Немножко уточним некоторые нюансы, говоря о духовной стороне стихов.
Противоречия здесь нет. Постараюсь объяснить. К Богу как раз и приходят
в моменты безысходности и скорби — об этом автор и говорит... Господь и призывает
человека через несчастья к Себе, когда уже ниоткуда нет помощи
(в радости и изобилии никто и не подумает о Боге), то есть тогда,
когда на "жизненном вокзале" в счастливую жизнь на Земле нет "билета" и его
не приобрести ни за какие "гроши".
"Духовной нищенке" заказаны пути...". Верно. Верующему человеку в мире, в мирской
жизни, трудно и одиноко: от него часто отворачиваются, считая или "малохольным",
или "чокнутым"...
Ещё хочу сказать о метафоре . "Духовный нищий" — это человек, отрекающийся
от земных наслаждений. В Нагорной проповеди, в "Заповедях Блаженства", Господь
никак не обещает счастья на Земле, потому что Он говорит о БУДУЩЕМ, о жизни,
какая ждёт людей по Воскресении из мертвых: все будут "блаженны" — радостны.
Награда будет каждому за скорби...
"Нищие духом", ничего не имеющие здесь, кроме веры в Бога, обретут Царствие
Небесное: Плачущие — утешатся, кроткие - наследуют новую Землю и т. п.
Об этом знает верующий автор. Вторая часть стихотворения — как следствие.
Пусть в мире безысходность, но перед ЛГ (перед "духовной нищенкой") открываются
все пути к Богу! И она освящает крестным знамением (неудачно подобрано слово "замёрзшей"):
"Мне путь один: жить праведно у Бога!
Рукой замерзшею чело крестить, крестить...".
О знаках препинания... Немного надо поправить. Напишу завтра автору в личку:
сегодня устала (поздно).
Сразу прочувствовала духовный стержень стихов (идею служения Богу) молодого
православного автора...
Александр Кузин(12.02.2023 08:19:58)(Ответ пользователю: Галина Лебединская)
Мне кажется, что стих приобрёл бы качественно лучшее звучание,
если бы вместо "замёрзшей руки" читалось двуперстие.
Хотя, когда что-то кажется - крестятся.
Галина Лебединская [г. Новосибирск] (12.02.2023 10:32:09)(Ответ пользователю: Александр Кузин)
Знаете, Александр, слово "двоеперстие" чаще всего встречаем у старообрядцев,
а в Православии — "троеперстие".
Автор должен подумать, как поработать над заключительной строкой...
Ирина! Ваше пожелание, видимо, по поводу того, что я сказала о знаках препинания?
Можно и здесь сделать, но замечаний у неё мало по синтаксису. Если много бывает, я иногда
в "личке" просто в готовом варианте человеку выдаю стихи (с исправленной пунктуацией):
не на всё есть время, чтобы подробно объяснять все правила по постановке знаков препинания.
Стихи понравились. И стиль стихотворения неплохой, и композиция (построение) продумана,
и что мне особенно понравилось, так это духовность содержания.
Я обещала поговорить о знаках препинания. Думаю, что вот в таком можно
варианте их расставить.
"Зима. Мне некуда идти:
На жизненном вокзале
Я не смогла билет приобрести. "
Просится ДВОЕТОЧИЕ: "некуда идти", ПОТОМУ ЧТО "не смогла билет приобрести"
(причинно-следственная связь в бессоюзном сложном предложении).
"Мои гроши. Их попросту не взяли!"
Обычное назывное предложение (ставим ТОЧКУ — не многоточие).
"Духовной нищенке заказаны пути..."
Да, оставляем многоточие: здесь есть некая недоговорённость.
"Мои пути.
Мне надобно немного...
Четыре стороны, о Господи, прости!
Мне путь один: жить праведно у Бога!
Рукой озябшею крестить , крестить, крестить..."
Первое предложение можно оставить как назывное тоже, поэтому ставим ТОЧКУ.
Второе предложение подразумевает недоговорённость (есть мысленное продолжение) —
оставляем МНОГОТОЧИЕ. Остальное можно оставить так, хотя варианты есть и другие.
Да, Арина, вот ещё о подработанной Вами последней строке...
Возможно, лучше будет звучать в таком варианте:
"Рукой озябшею сей* путь крестить, крестить..."
То есть: "сей* путь — тот путь, этот путь... Можно и "тот путь крестить...".
В заключение хочу Вам напомнить о том, чтобы Вы, Арина, убрали в названии
"Нищенка" ударение и выделенную букву "и" (кстати, СИрена об этом Вам говорила верно).
Не забудьте...
Олег Каменев [Санкт-Петербург] (12.02.2023 09:23:51)
Я не понял , почему "чело крестить, крестить". Разве только лоб крестят , когда осеняют себя крестным знамением ? Крест на лбу ставит батюшка при крещении человека. Других самокрещений не знаю. Гугл тоже не знает...
Галина Лебединская [г. Новосибирск] (12.02.2023 10:24:48)(Ответ пользователю: Олег Каменев)
Да, конечно, слово "креститься" полисемичное, говоря простым языком, — многозначное,
как, впрочем, и большинство слов в русском языке...
Но основной смысл мы понимаем из контекста, из словесного окружения.
У автора здесь понятно: она говорит о крестном знамении:
"... чело крестить..." Чело (высокое, устаревшее) — это лоб.
Уважаемый Салим! Добрый день!
Мы здесь не для того, чтобы критиковать, а помогать.
Человек выставляет стихи в ТМ для того, чтобы их "отшлифовать",
прислушиваясь к тем советам, которые ему понравятся.
А почему издевательства?
В мире существуют разные философские направления, уйти с головой в религию, это разве выход?
пару месяцев назад в России верующая мать свою дочь зарезала, ей ангелы сказали, что в дочь демоны вселились.
На форуме, даже тема была.
А по поводу вина, ещё немецкий классик сказал
«Вино наполняет сердце человека радостью, а радость - прародительница всех добродетелей». Иоганн Вольфганг фон Гете.
И Иисус Христос любил вино (фото)
Вы полностью переиначили авторский смысл, сделав его пошлым и потребительским. В довершение нарушений разместили здесь иллюстрацию, что запрещено правилами ТМ.
Почитайте Регламент, если пришли в ТМ.
Олег, доброе утро!
Я не ушла с головой в религию, но, помяните моё слово, у Бога нет безвыходных ситуаций и тупиков. К пустому колодцу за водой не ходят. Если б Небо не отвечало - никто бы не молился.
Что касается вина. Христос пил вино. Да. На вине служится Литургия. Но Христос сказал также : Бог создал вино для радости , но вы вином не упивайтесь, ибо в нём есть блуд.
То, что люди верующие разные бывают, это да, к сожалению. Но это не значит, что все верующие такие. Среди неверующих тоже много хороших людей.
Я не хочу рассматривать Ваш комментарий, как издевательство. Предпочитаю прощать, если так, или просто думать о людях в лучшую сторону.
Спасибо)
Кураторам ТМ от сердца огромное спасибо)
1. В последней строке ритм изменен.
2. На мой взгляд, это не завершенное стихотворение, а набросок, фрагмент чего-то ненаписанного. Обрывок мысли запечатленный.
3. Последняя строка не понятна, зачем крестить да еще трижды?
И кого? Себя? Тогда креститься. если кого- то другого, то надо спросить у него согласия. Может быть, человек - иудей или мусульманин, или он умный - ученый со степенью скажем и атеист. Он вас не поймет и убежит прочь стремглав. Да и вообще, с чего это вы людей собрались крестить? Порыв просто не мотивирован и не понятен.
Насколько я понимаю, хотя вера меня не впечатляет и далека от меня, но крестить могут попы, а не впавшие в православие граждане. Могу ошибаться.
В общем, мне смысл не понятен и хочется видеть произведение более обширное и глубокое, если речь идет о лирике философской. Если зарисовка, то наверное для ТМ она еще сырая.
Почему ЛГ некуда идти? Почему ему билетик не продали? И т.п. Вопросы остались за кадром.
Я бы дописала до полноценно развитой и проработанной идеи это произведение. И никогда бы не закончила строкой, что хочется трижды крестить, представить такого не могу в людном месте. Полиция может не понять ( без шуток). Ну если дома в тихом семейном кругу, провожая сына на фронт, тут и я бы перекрестила, не веря конечно.
Но мы не вопросы веры, надеюсь, обсуждаем, а литературу. И я говорю только об этом. Надо раскрыть образы и убрать чрезмерное трижды-крещение как странноватый атавизм (имхо).
Но выбор за автором.
«1. В последней строке ритм изменен»(с)
- Виолетта, тут во всех строках, включая последнюю, ямб… или Вы о чём?..
Я тоже бы выразил идею этого стихотворения и объёмнее, и яснее, но у Арины вот такой, кратко-загадочный, стиль письма - и в этом, как говорится, есть своя изюминка... для соответствующих гурманов :)