Сводная таблица судейского голосования будет представлена ниже.
Теперь предстоит написать рецензию на одно из трёх стихотворений,
победивших в первом туре.
Полные тексты стихотворений будут помещены отдельным постом.
Участвовать во втором туре может каждый желающий.
Долго спит над своей рекой
Город – сгорбленный великан,
Безучастный, чужой, смурной,
Как глаза его северян.
Он не видит чудесных снов,
И не чует биенья жил,
В лабиринтах его дворов
Будто солнечный свет не жил.
А река охраняет льды
В горсти каменных берегов,
Покорёжены, как щиты,
Им не вырваться из тисков....
Но откуда же щебет птиц,
Там, в чернеющих кронах лип?
И прохожий без рукавиц,
И капели случайной всхип...
Вдруг на флюгере старом медь
Разгорелась живым огнём,
Стал безжизненный мир светлеть,
Значит, мы опять заживём!
А почему не взять рецензии из тех - что авторы писали другим ранее ? Там живое слово, по делу.. Всё вымороченные темы.. Пусть бы дали люди примеры своих рецензий из своих страниц (на страницах авторов произведений), кстати, тут могли бы и те - кто их получил, тоже дать их на конкурс.... И их оценить? Это будет честно, потому что не на заказ, а реальное положение дел.. А так, кто никогда их и не писал тут будет конкурировать с теми - кто это, реально, делает ..абсурд ..
Здравствуйте, Наташа).
Отвечаю на Ваш вопрос: конечно можно.
И почему вне конкурса?
Просто такой вариант, о котором Вы говорите, не рассматривался изначально
в силу своей)) теоретической несостоятельности, но у Конкурса рецензий удивительная история,
возникающая вследствие ряда причин, например, желания устроителей сделать его интересным,
а потому пишите, и все Ваши рецензии мы с удовольствием примем в конкурс).
И будет здорово, если создастся прецедент).
Я не претендую на приз.
Три замечания сделаю:
1. Пропущена буква "л" в слове всхлип.
2. Портят впечатление: "своей" и "вдруг".
В остальном приличные стихи.
В названии стихотворения" До весны ещё надо дожить" уже заложен его лейтмотив. Аллегорическое значение приобретает эта прекрасная пора года. Весна, конечно же, символизирует духовное возрождение, надежду на новую жизнь. Ярко выраженного сюжета в стихотворении нет, суть передаётся через аллегории, оно звучит как намерение, провозглашение бесконечного круговорота жизни, судьбы, почти заклинание...
Надежда, обновление – в стихотворении есть всё, что наполняет читателя невероятным позитивом. Это ведущее чувство, переживание. Его можно отнести к философской лирике, хотя оно разговаривает с читателем в основном образами и явлениями природы. В стихотворении 5 строф. Все строфы имеют регулярный размер: 9,10, 9,10. Имеют очень чёткий ритмический рисунок, повторяющийся в каждой строке. Стихотворение легко читается и быстро запоминается. А ритмически согласованные строки легко было бы переложить на музыку.
Образы просты и понятны, правда в глаза бросается изобилие литературных штампов:
"Плыть по лунной дорожке к рассвету," (лунная дорожка)
"И судьбы истончённую нить" (нить судьбы)
"Чтоб потом у последней межи" (последняя межа)
Это обедняет стихотворение, делает его слишком незатейливым. Из ярких образов могу привести в пример строку:
"Ледяные дробить витражи," – Это запоминается.
И эту:
"Заговаривать шорохом осень"– Почти магия...
К сожалению, первая строка стихотворения не слишком удачная, трудно произносимая:
"До весны ещё надо дожить,"
А здесь капитан, видимо и есть сам лирический герой?:
"По ручьям капитан поведёт
Корабли прямо в жаркое лето;"
Далее:
"Чтоб нырять в облака на реке,"– Неудачная фраза.
Облака отражаются в реке, а не на реке.
Концовка стихотворения жизнеутверждающая:
"Чтоб потом у последней межи
Новых жизней начать вереницу."
Лирический герой проживает в стихотворении все времена года. Или времена жизни. Что бы автор ни имел в виду, колесо реинкарнаций, или новые этапы человеческой судьбы, это обнадёживает.
Несмотря на замечания к этому стихотворению, оно оставляет особое послевкусие – ощущение света в душе. Всё непременно будет хорошо! И я автору верю.
Стихотворение Юлии Головиной «Спящий город» относится к гражданской лирике. В произведении один из северных городов предстает перед нами в образе сгорбленного великана в период зимней «спячки». С первых строк автор завораживает своих читателей своеобразным, немного депрессивным описанием города: «Город - сгорбленный великан, безучастный, чужой, смурной, как глаза его северян», передавая в метафорической форме его эмоционально-подавленное и физически инертное состояние.
При чтении стихотворения на ум приходят слова из песни «Старый отель» в исполнении Жанны Агузаровой: «Город живет счастьем своих людей». В данном произведении жизнь людей в период холодных, суровых зим, видимо, тоже замирает: «И не чует биенья жил, в лабиринтах его дворов будто солнечный свет не жил». И глаза северян, по мнению автора, тоже становятся безжизненными, поэтому у читателей возникает ощущение безысходности, тоски, недееспособности и чувство жалости к жителям этого равнодушного и угнетённого города.
Стихотворение имеет линейную композицию и написано анапестом - трехсложным стихотворным размером. Как правило, из-за того, что строка анапеста оканчивается сильным слогом и является восходящей, то в таких произведениях преобладают движение, порыв, стремительность. Тем самым они вызывают у читателей ощущение окрыленности благодаря постоянно устремляющейся вверх интонации. Однако, подавленное настроение и периодически нарушающийся ритм посредством пауз данного стихотворения особой восторженности не вызывает.
Стих условно можно поделить на две части. Если первая часть носит пессимистичный характер, то во второй появляется слабая надежда на светлое и теплое будущее. Щебет птиц и живой огонь, конечно, являются олицетворением жизни, однако, большой радости от оживления природы в строках не ощущается. Во-первых, автор сам себе задает вопросы: «Но откуда же щебет птиц, там, в чернеющих кронах лип? И прохожий без рукавиц, и капели случайной всхлип». Как будто сам удивлен признакам жизни в мертвом городе. Во-вторых, звуки капели никак не ассоциируются с всхлипом, а, напротив, со звоном, весельем, чистотой, рождением чего-то нового и светлого.
В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа северного города, отображения его внешнего вида и эмоционального состояния, которые автор, на мой взгляд, передает мастерски. Сразу с первых строк: «Долго спит над своей рекой
Город – сгорбленный великан» в моем воображении всплывает образ гоголевского Вия: «Подымите мне веки: не вижу!» Только в данном случае великан не выступает отрицательным героем, хотя и симпатии вызывает мало.
В стихотворении главную роль играют:
- метафора «Город – сгорбленный великан», позволяющая взглянуть на город с необычной точки зрения;
- олицетворения: «город спит», «не видит чудесных снов», «река охраняет льды»;
- эпитеты «безучастный», «чужой», «смурной», служащие для отображения душевного и физического состояния самого автора.
Все эти художественные средства создают яркий и запоминающийся образ города. Интересными показались такие сравнения, как, «льды, покореженные как щиты», «медь, разгоревшаяся живым огнем».
Однако не совсем удачными получились следующие моменты:
- «И не чует биенья жил» - как правило, пульсируют вены, а не жилы.
- «В горсти каменных берегов» - горсть обычно помещается в ладони, поэтому описание каменных берегов реки и сковавших ее тяжелых льдин вызывают совершенно иные ассоциации.
Также есть небольшое замечание по поводу пунктуации: вопросительный знак стоило бы поставить в конце всех вопросов, которые задает автор, иначе сбивается смысл читаемого четверостишия.
Что касается рифмы, то в данном произведении она простая. Ничего нового и оригинального автор не придумал: «рекой - смурной», «великан - северян», «снов - дворов» и т.д.
В целом, произведение стройное, с нотками грусти, метафорически насыщенное, с понятным замыслом, написанное в традиционной манере, без новомодных приемов, простым, понятным, доступным всем типам читателей русским языком.
Центральной темой произведения является надежда автора на светлое будущее, победа света над тьмой. Вопреки общему ощущению хандры и сплина после прочтения остается ощущение, что все будет ХО-РО-ШО! Как сказал главный герой одного из легендарных светских фильмов «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц: «Запоминается всегда последняя фраза». А в данном стихотворении эта фраза замечательная: «Стал безжизненный мир светлеть, Значит, мы опять заживём!» Жизнь не остановилась! Поэтому ни при каких обстоятельствах не стоит впадать в отчаянье и верить, что печаль и уныние обязательно пройдут, и наступят радостные минуты: окончание длинной зимы и оживание природы. Как первые молодые ростки весны пробиваются в стихотворении светлые нотки надежды. Зима еще борется за свои права, но уже сдает свои позиции. Город и его люди радуются приближающейся весенней поре. Ведь весна – это символ обновления и вдохновения!
С весной у каждого из нас связаны свои мечты и надежды.
Поэзия это прежде всего образы. Ваши стихи привлекают читателя именно
интересной образностью, легки и понятны в прочтении, ритм выдержан –
001001001 (один из моих любимых ритмов). "Пересвистывать весело вьюгу",
"Заговаривать шорохом осень" – прекрасно сказано.
Отлично закольцовано – «До весны еще надо дожить»
На(до до)жить – фонетическое слияние одинаковых звуков
На горячем валяться песке – небольшая инверсия
Обратила внимание на рифмы. Похвально, когда рифмуются разные части речи и нет
грамматических, глагольных и банальных рифм. Видно, что у автора есть опыт.
В 4 и 5 катрене – одинаковые окончания рифм «ворошить-нить, дожить-межи»
Возможно ли изменить первую и третью строку 4 катрена так, чтобы сохранить интересную
образность? Это, конечно, решать автору.
Небольшие замечания не портят общего положительного впечатления. Стих читается на
одном дыхании. Все конкурсные стихи прочитала очень внимательно.
Я бы присудила 1 место, но со вкусами не спорят.
Спасибо за удовольствие прочесть Ваше стихотворение!
"Спящий город", автор Юлия Головина: https://www.chitalnya.ru/work/2594109/
Не буду повторяться. Почти обо всем было сказано выше, полностью согласна.
Что напрягло в стихах : жилы и липа (откуда взялась?)
" откуда (же ще)бет птиц" - не очень приятное созвучие по фонетике
В последней строке сбой ритма.
"Стал безжизненный мир светлеть,
Значит, мы опять заживём!"
00100101 - заданный ритм стихотворения
10101001 - здесь сбой ритма
...................
В целом, стих понравился!
В стихотворении: "До весны ещё надо дожить" https://www.chitalnya.ru/work/3234306/ достоинства видны невооруженным глазом:
1.интересные находки:"Ледяные дробить витражи,
пересвистывать весело вьюгу;"
"Чтоб нырять в облака на реке,
плыть по лунной дорожке к рассвету." За кажущейся простотой строк - глубина невероятная: и видится, и слышится, и чувствуется!
2.Масштабное - объёмное мышление Автора в строках:"на горячем валяться песке,
под собой ощущая планету".
3.Обворожительная образность, балансирующая на грани с метафизической, в строках:
"Заговаривать шорохом осень,
и судьбы истончённую нить
паутинкой оставить у сосен. " В этих строках глубина такая, что до самого донышка души, до самого её окоёма - достают!
4.Строки : "Дотерпеть, долюбить, домолиться,
чтоб потом у последней межи
новых жизней начать вереницу" - сильная концовка! Строки прочувствованы всеми фибрами неординарной души Автора, каждой её клеточкой.
Недостатки: Первая строка стихотворения неудобоваримая. Слабая рифма во второй строфе: "флот - везёт". Неточная рифма( приблизительная): " клетку - лето".
Резюме: Я бы отнесла стихотворение к философской лирике.
Стихотворение состоит из пяти строф. Написано трёхстопным анапестом- трёхсложным стихотворным размером, с комбинацией мужской и женской рифмы. Рифма - перекрёстная - абаб. Размер 9 ( - - / - - / - - / ) - у мужской рифмы; 10 ( - -/ - - / - -/ - ) - у женской рифмы. Чёткий ритмический рисунок. Размер и ритмика в строфах- не нарушены, первая строка - ударная, на неё делается акцент - идёт накал по восходящей. К рифме - незначительные замечания во второй строфе.
В строках второго катрена автор, выстроив целую флотилию из бумажных кораблей, ведёт её к берегам беззаботного детства.
В строках третьего катрена он, лёжа на берегу, под ласковыми тёплыми лучами солнца, под собой ощущает планету, передавая читателю радость всеобъемлющего восторга, свободного полёта человеческой мысли!
Ныряя в облака, на реке, автор, с ощущением полноты счастья, плывёт к рассвету - к своему светлому будущему!
Строки четвёртого катрена возвращают нас в действительность - неясную, недобрую, где истончённую нить судьбы автор желает паутинкой оставить у сосен.
Пятая строфа - важная, многозначительная! В ней, - надежда на главное: надежда на жизнь, потому как первая строфа перекликается с пятой, а пятая - с первой, следовательно, вереница дней продолжается.
Мои мысли созвучны со строками автора, поскольку, мой годичный жизненный цикл начинается и заканчивается весной (рождена- в мае) , и фраза - до весны ещё надо дожить, дотерпеть, долюбить, домолиться, -мне понятна. Понятно и философское умозаключение автора.
Восторгают грамотно расставленные акценты в строках стихотворения поэтической интуицией Автора.
А интересные находки в первом и третьем катрене, объёмное мышление автора в строках третьего катрена, обворожительная образность, балансирующая на грани с метафизической, в четвёртом катрене - оставляют неизгладимое впечатление.
Глубина строк в первом,четвёртом и пятом катренах стихотворения такая, что до самого донышка души, до самого её окоёма - достают, обволакивают, волнуют и радуют, заставляя - задуматься.
Недочёты настолько ничтожны, что за них не цепляется глаз читателя.
После прочтения стихотворения остается приятное послевкусие! Стихотворение достойно призового места!
Уважаемые авторы!
Напоминаю, что сегодня последний день приёма рецензий в Конкурс -
можно поместить их в данной теме самостоятельно или прислать на почтовый ящик КЛиК: https://www.chitalnya.ru/users/leksey/.
При обсуждении конкурсных работ я прошу участников не выходить за рамки этикета и ПС,
а также воздерживаться от оценки деятельности устроителей Конкурса и судей.
Благодарю за понимание.
С уважением, Марина Новикова-Шведт)
1-й катрен.
До весны ещë надо дожить, чтобы пересвистывать весело вьюгу.
Это как? О какой вьюге речь?
2-й и 3-й катрены создают впечатление: до весны надо дожить детям и подросткам. Кораблики из листов школьных тетрадей, купание в реке всей ватагой... И прочие детские летние забавы.
4-й катрен осмыслен, как философские размышления уже взрослого, состоявшегося человека. Сам по себе хорош, очень хорош. Но к детворе с бумажными корабликами он каким боком?
5-й катрен со своим "Дотерпеть, долюбить, домолиться" напоминает нам о глубокой старости и скорой кончине.
А последние пара строк вообще из области разного рода верований на тему "что нас ждëт за чертой земной жизни":
"Чтоб потом у последней межи
Новых жизней начать вереницу."
Стихи, конечно, красивые, сбоев ритма нет, пару неудачных рифм в комментариях уже отметили, повторяться не буду.
Но логически... Кудой наш Верютин запропастился? :))))
Если бы нитью стихотворения шëл бы смысл "каждый раз, как впервые, дожить до весны" - мои аплодисменты. Но нет. Здесь речь идëт об одной конкретной весне. Дожить до весны, чтобы пускать кораблики и купаться в реке, чтобы осенью ворошить листья и размышлять о смысле и бренности этого мира, чтобы молиться и надеяться после смерти во что-то воплотиться. В стихотворении нет последовательного перехода из одного возраста в другой. До весны надо дожить, чтобы пересвистывать весеннюю вьюгу и делать всë перечисленное. Так о каком возрасте речь? О каком периоде жизни человека? :
До весны ещё надо дожить,
Чтобы снова пуститься по кругу:
Ледяные дробить витражи,
Пересвистывать весело вьюгу;
В доке выстроить парусный флот
Из тетрадок в линейку и в клетку,
По ручьям капитан поведёт
Корабли прямо в жаркое лето;
Чтоб нырять в облака на реке,
Плыть по лунной дорожке к рассвету,
На горячем валяться песке,
Под собой ощущая планету;
После в парке листву ворошить,
Заговаривать шорохом осень,
И судьбы истончённую нить
Паутинкой оставить у сосен.
До весны ещё надо дожить,
Дотерпеть, долюбить, домолиться,
Чтоб потом у последней межи
Новых жизней начать вереницу.
Деревья снимали, ветрами шурша,
Роскошные фраки и платья…
Мечтала о маленьком счастье душа,
О мамином нежном объятье.
Сквозь серые тучи на шум камыша
Катилась луной ясноокой
По тропке вчерашней, лесной, не спеша,
В родные пенаты, к истокам.
По узкой дорожке, порой напрямки,
Докуда? До детства, вестимо,
Бежала в мгновение ока в Ямки′,
Скорей на свиданье с любимой.
Над тишью и гладью широкой реки,
Над гатью и острой осокой,
Летела, невзгодам шальным вопреки,
Над горной грядой невысокой.
Как поздняя зорька – внутри и вовне,
Дойдя до немого экстаза,
Сверлила рассвет, наяву и во сне,
Пытливым чарующим глазом.
Любовью и верой живой дорожа,
Ни разу не встав на колени,
Ловила в ладонь на крутых виражах
Крылатый огонь вдохновенья.
Пройдя через боль и мятежность стихий,
Собрав необъятные силы,
С седой головой погружалась в стихи,
В небесную высь уносилась.
В любое столетье, ускоривши шаг,
На небе, на море, на суше,
С душой православной святая душа
Спасала заблудшие души…
..........................
Ну, что? Перезагрузились и поехали.... Моя любимая тема — о душе.
Начну, как положено, с первых строк.
1."Деревья снимали, ветрами шурша,
Роскошные фраки и платья…"
Классический пример амфиболии, разбавленной внутри деепричастным оборотом.
Сразу возникает вопрос:
Деревья снимали раскошные фраки и платья или
раскошные фраки и платья снимали деревья?
Смотря, как прочесть. Для меня тоже не понятно, как могут деревья шуршать ветрами?
Сейчас выйду в сад и присмотрюсь, как шуршат ветром мои березы.
Еще мне непонятно, зачем деревьям снимать раскошные фраки и платья?
Чтобы душа их оценила без одежды?
.................
2.Движемся дальше мелкой рысью. Читаю внимательно, о чем мечтает душа и как она
катится «яснооокой луной в родные пенаты». Лишь бы не докатилась)))
«Сквозь серые тучи на шум камыша
Катилась луной ясноокой
По тропке вчерашней, лесной, не спеша, ..................строка перегружена
В родные пенаты, к истокам
«Сквозь серые тучи на шум камыша»
Наверное, душа находится на лунной дорожке и катится к берегу по направлению к
камышам. Камыш зовёт, и душа беспрекословно следует его зову. Непонятно только,
где собрались серые тучи, а где шумит камыш? Пытаюсь себе представить.
Дальше упоминается лесная тропка. Здесь путаница получается. Всё в одном флаконе:
серые тучи, камыш и лесная тропка. И почему тропка вчерашняя?
Разве душа по ней вчера уже вчера проходила?
Далее маршрут передвижения души меняется. Чтобы избежать повторов, лесная тропка
при помощи волшебной палочки превращается в узкую дорожку. «По узкой дорожке, порой
напрямки» Или душа настолько неспокойная и мятежная, что мечется и часто меняет свои
координаты в пространстве?
............................
3. Третий катрен считаю неудачным. Сразу вспоминается некрасовское «Откуда дровишки?
Из лесу вестимо». Здесь немного изменено «Докуда? До детства, вестимо» Хорошо, что
не спросили: "А кой тебе годик, душа?"
Рифмы «напрямки-Ямки» притянуты за уши.
.............................
4.Над тишью и гладью широкой реки,
Над гатью и острой осокой,
Летела, невзгодам шальным вопреки,
Над горной грядой невысокой.
И здесь я запуталась. Всё сбито в одну кучу: тишь и гладь реки, гать, осока, горная гряда.
Невозможно одновременно лететь над гладью реки и над горной грядой.
...............
5. « Сверлила рассвет, наяву и во сне,
Пытливым чарующим глазом».
Нахожу для себя много нового! Оказывается, душа — одноглазое существо, сверлящее рассвет)))
.........................
6. Читаю еще внимательнее... Впереди меня ждут новые стихотворные сюрпризы.
«Любовью и верой живой дорожа,
Ни разу не встав на колени,
Ловила в ладонь на крутых виражах
Крылатый огонь вдохновенья».
Вопрос: Разве вера бывает неживой, мертвой?
Душа — согласно некоторым религиозным и философским учениям, бессмертная субстанция,
нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека,
дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания,
чувств и воли. Душа обычно противопоставляемая телу.
А здесь, оказывается, у души есть еще и колени, и ладонь! При всей своей любви к анатомии
никак не могу себе этого представить. Но это не всё.
..........................
7. «С седой головой погружалась в стихи, .....(сс)едой- сляние двух звуков
В небесную высь уносилась».
Оказывается у души еще и седая голова, с которой она вместе погружается в стихи.
Столько нового я узнала!!! Надо почаще заходить на конкурсы.
.......................
7.Несколько слов о концовке.
«С душой православной святая душа
Спасала заблудшие души…»
Получается, что православная душа встретилась со святой душой,
чтобы спасти заблудшие души. А разве православная душа не святая?
.......................
Здесь я позволила себе немного пошутить, но также хочется отметить
и плюсы в стихотворении. Есть хорошие строки, заслуживающие внимания.
Ритм выдержан. Тема и творческий замысел автора – интересные.
Но исполнение, увы....подкачало... Сумбурно и затянуто.
Мы объявляем начало судейской паузы, которая продлится до 10 февраля.
Настоящая тема к следующему этапу Конкурса готова – комментарии, которые могут быть расценены
как попытка оказать влияние на принятие решения судьями, удалены.
Наташа Корнеева от дальнейшего участия в Конкурсе отказалась.
Список рецензий, допущенных к оценке, следующий:
-Рецензия №1 на стихотворение И.Троицкой, автор Юлия Головина;
-Рецензия №2 на стихотворение Ю.Головиной, автор Кассандра;
-Рецензия №5 на стихотворение И.Троицкой, автор Л.С.Небесная;
-Рецензия №6 на стихотворение И.Троицкой, автор Г. Бендюк (Радюшина);
-Рецензия №7 на стихотворение И.Троицкой, автор Е.Быкова;
-Рецензия №8 на стихотворение Ю.Пестерева, автор Л.С.Небесная.
Напоминаем критерии оценки рецензии:
-правильность оценки жанра и вида;
-раскрытие темы стихотворения;
-оценка художественных образов и приёмов;
-оценка техники (ритм, размер, рифма);
-полнота рецензии;
-общий вывод рецензента по стихотворению.
Оценка конкурсных работ производится по пятибалльной системе.
Уважаемые авторы, дорогие друзья!
Конкурс рецензий завершён, и я хочу поблагодарить участников первой его части -
за возможность познакомиться с прекрасными произведениями,
строки которых наполнены светлым чувством надежды, и рецензентов - за способность
к аналитическому творчеству.
И конечно же большое спасибо нашим судьям за труд и компетентные оценки).
А победителями второго тура Конкурса рецензий становятся:
1 место - Кассандра (2500 изборублей);
2 место - Юлия Головина (2300 изборублей);
3 место - Галина Бендюк (Радюшина).
Редакторский приз (2000 баллов) получает Людмила Степановна Небесная.
Команда КЛиК поздравляет победителей и желает им новых творческих побед!
Конкурс рецензий: Перезагрузка завершён. Все - молодцы, всем спасибо!)
С уважением, Марина)