Ну и ещё немного критики на свою голову. В изменении этого сильно упираться не буду - готова к ним вполне. Даже готова спрятать подальше. Разместила специально для ТМ. Спасибо за мнения.
Светлячком на ладони – Детство.
Прячу бережно от сквозняка.
Золотистым мерцает тельце.
Зажимаю, чтоб наверняка.
Шевелится. Трепещется. Бьётся.
Крепче сдавливаю кулак.
Между пальцев сочится солнце…
Дурак.
Стрекозой пучеглазой наивно
Входит Отрочество в новый мир.
Не кремень, но уже и не глина -
Ищет правильный ориентир.
Надоумить бы. Да непослушна,
И не верит в разумность речей.
Те слова бы да Богу в уши…
Зачем?
Сумасшедшая бабочка - Юность
Жадно мчится на свет фонаря.
Не ошиблась бы, не обманулась
Неразборчивая мошкара.
Что фонарь ей, что солнце – едино.
Лишь бы не меланхолии мрак.
Наставленья, что писк комариный -
Пустяк.
Надо ж…. К старости словно проснулись -
Ни внушенье, ни пряник, ни кнут
Детство, Отрочество и Юность
Не прочувствуют и не поймут.
Еле слышно шепнула мне Мудрость,
Как тонка воспитания нить.
Что важнее всего? Улыбнулась:
«Любить». https://www.chitalnya.ru/work/3467551/
С регламентом ТМ ознакомлена.
[В изменении этого сильно упираться не буду - готова к ним вполне.]
Вы бы уточнили пределы своей силы -- просто чтоб некие рецензенты поняли, стоит ли пытаться толкать. Для сравнения, в прошлой теме вам, отложив молитвы и заботы о детях, в поту и муках написали несколько сотен слов, -- и результат: вы великодушно пообещали подумать о замене одного. Тут чё, подумаете /пообещаете о замене двух? Трёх?
СИрена(09.01.2023 13:59:54)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Поскольку я у г-на Верютина в ЧС, размещу пост здесь.
Г-н Верютин,
прошу не заниматься воспитанием автора, а сделать замечания по тексту, если таковые имеются.
Не унижая автора не относящимися к тексту комментариями.
Тем более, что Ольга Васильевна имеет право выставить 2 работы в месяц.
А за порядком последят кураторы.
Дмитрий Верютин [Москва] (09.01.2023 15:19:00)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Правильное образное изложение гораздо труднее простого нарратива, ибо требует знания законов природы и, да, логики. В основном нарушаете, можно сказать, II закон. Если задаёте образ-метафору, то далее, хотя бы в рамках строфы, сюжет должен идти соответно общепризнанным свойствам образа, иначе вместо изящной картины выходит нелепое пятно. Нп. противоречия либо несвязанности:
Спектр светлячка не похож на солнечный.
Сквозняк -- не ветер -- бывает лишь в помещении.
Стрекоза -- хищник, летающее насекомое -- не сочетается с "наивный, входить, кремень, глина".
Насекомые глухие, потому "верить в разумность речей" оставьте для другого образа.
Определите что-то одно: юность -- бабочка ночная или дневная, или мошка?
Насекомые не летят на солнце! Меланхолии не боятся, ибо разума не имеют.
Бабочки с комарами не взаимодействуют и, повторяюсь, глухи, т. е. писк не в тему.
----
Последнюю строфу с точки-вю логики не разбираю, ибо просто не понимаю вашу цепь. Разве что изло′жите прозой...
Ольга Васильевна [Челябинск] (09.01.2023 17:33:19)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
:-) Наверное, не удалось передать, раз непонятно. Суть такова: ребёнка мы часто зажимаем, держим в ежовых рукавицах, многое запрещаем. Отроки непослушны, нам это не нравится, мы злимся и воюем с ними. Юность - это вообще крах. Проблемы отцов и детей. Родители часто перегибают с методами воспитания. А на склоне лет понимаем, что всего, или почти всего, можно добиться любовью. Вернее, не добиться, чего ей добиваться.. Но все закидоны детей и молодежи случаются от недостатка любви и от нежелания их понять.
Пс: у меня дети "цыплята", "зайчата", "козлята", хотя у них ни клювов, ни хвостов, ни рогов.
Ольга Васильевна [Челябинск] (09.01.2023 21:03:05)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
Ну связывать стихи с биографией вряд ли правильно. Хотя, не скрою, чем дальше, тем больше задумываюсь, всё ли делала правильно, "работа над ошибками" присутствует. Вряд ли кто-то может назвать себя идеальным родителем, да и человеком. Я далеко не исключение.
Сергей Somers [Москва] (09.01.2023 14:14:40)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Не понравились настойчивые отсылы к насекомым)
Раздавленный светлячок, сразу перечёркивает лиричность, а окончания "нья", пучеглазая стрекоза и комариный писк сбивает окончательно.
Хочется больше мягкости и чуткости в стихотворении.
Сергей Somers [Москва] (09.01.2023 14:31:10)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Если бы была очерёдность во "взрослении" вместе с насекомыми, от личинки к бабочке, то была бы понятна аллегория. У Вас разные насекомые, причём все уже взрослые имаго. То есть, нет конкретной связи по возрасту-времени.
Ну это прям придирки мои конечно. Потому что под это нужно всё переделывать. Что, в общем-то, я и написал вначале.
Сергей Somers [Москва] (09.01.2023 14:59:55)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Надеюсь, я не сильно потоптался своими грязными сапожищами у Вас в творчестве?)) Конечно я не стал переделывать полностью под очерёдность и параллели, но немного подравнял под своё понимание написанного. Вот что у меня получилось:
Светлячком на ладони – Детство.
Прячу бережно от сквозняка.
Золотистым мерцает тельце.
Зажимаю, чтоб наверняка.
Шевелится. Трепещется. Бьётся.
Осторожно смотрю на свет:
Между пальцев лучится солнце…
Привет!
Стрекозой-красотой, наивно
Входит Отрочество в мой мир.
Днями кроткими, ночью длинной -
Ищет правильный ориентир.
Надоумить бы. Да непослушна,
И не верит в разумность речей.
Те слова бы да Богу в уши…
Зачем?
Сумасшедшая бабочка - Юность
Жадно мчится на свет фонаря.
Не ошиблась бы, не обманулась
Неразборчивая мошкара.
Что фонарь ей, что солнце – едино.
Лишь бы не меланхолии мрак.
Наставления - писк комариный..
Пустяк.
И у старости словно проснулись -
И не помнят ни пряник, ни кнут,
Детство, Отрочество и Юность,
Не прочувствуют и не поймут.
Еле слышно шепнула Мудрость,
Как тонка понимания нить…
Что важнее всего? Улыбнулась:
«Любить».
Вы знакомы с творчеством Егора Трубникова? Напомнили первые строки Вашего стихотворения его "Июль" из "Круг земной. Оратория для детского хора".
ИЮЛЬ [SV]
Я схвачу стрекозу за прозрачные ломкие крылья,
Я поймаю шмеля за смешные тугие бока
И, держа их в руках и дивясь своей собственной силе,
Я скажу им тихонько: простите меня, дурака.
Стрекоза не ответит, да мне и не нужно ответа.
Шмель слегка погудит — но не мне, погудит просто так,
Просто лето в крови, просто кровью пульсирует лето,
Стрекозе и шмелю непонятно, что значит "дурак".
А вот я объясню. Я бессмысленно сдвину ладони,
И спрошу непонятно кого:
"Понял?"
Светлана, напоминаю: задача ТМ - дать автору рекомендации по улучшению его произведения.
Поговорить о творчестве других авторах можно в рубрике "Общение литературного характера".
Каждая веха верно отражена. Детство с его любопытством, неосторожностью, с вопросом почему же так? Отрочество, даже образ стрекозы здесь уместен - да хищница, но в это время мы именно такие, с жадностью поглощающие знания о окружающем мире. Юность - точно бабочка - авантюризм, желание чего-то неимоверно прекрасного которое где-то там за горизонтом, к которому стремится трепещущее ожиданием сердце.
Если смотреть с моей колокольни, то стихотворение прошло мимо зрелости :)))
И финальные строки хороши. Стихотворение вызвало эмоциональный отклик и, это здорово.
Я в затруднении, как поступить. Выложила, чтоб не нарушать регламент ТМ. А его в ред.анонсы поставили. Понимаю, что всё это очень субъективно, по технике тоже постаралась, чтоб максимально соответствовало. Не идеально, но вроде допустимо. Но как поступить? Убрать отсюда? Или "эпиграф" снести? Как-то неловко получилось. Пожалуйста, прошу, можно высказывать мнения только мне? Не трогая редакторов.
СИрена(09.01.2023 18:58:02)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Ольга Васильевна, не вижу ничего плохого в том, что редактору понравилось Ваше стихотворение.
Ваша задача - обобщить полученные замечания, выбрать те, которые считаете важными, доработать стихотворение, представить новый вариант под оригинальным.
Время для доработки не ограничивается.
Можно второй вариант выставить и в отдельной теме. Но участникам обсуждения, полагаю, важно, что какие-то их замечания приняты к сведению.
В идеале стихотворение выставляется в ТМ без предваряющих его комментариев автора.
Участники ТМ - народ творческий : работает по собственным планам:)
Ольга Васильевна [Челябинск] (09.01.2023 19:18:03)(Ответ пользователю: СИрена)
Всё таки Вы правы, Ирина. Уверенности мне явно не хватает.
Я прислушиваюсь ко всем словам, Если соглашаюсь и хватает способностей изменить - никогда не упираюсь. Но некоторые да, бросаю в "черновики", которые могут там валяться годами. Причём мне проще написать новое, чем делать из них что-то путное. Я это проверила именно здесь, в ТМ - если выкладывала старое, то оно так и остается в черновиках обычно, не переделывается. Или не нравится. . Над новыми продолжаю работать, ибо интересно :-) Так что не осуждайте, если выставила и не изменила. Так получается. В любом случае для меня полезны такие разборы. Потому что поэтов, да и просто литераторов, в моём окружении нет. Общение по теме только здесь.
СИрена(10.01.2023 08:27:21)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Я говорю об идеальном ходе ТМ, Ольга Васильевна:
изучить замечания, показать, что какие-то из них оказались полезными, доработав стихотворение.
Но творческий процесс - дело тонкое.
Главное - в конце обсуждения сообщить участникам, что какие-то их предложения были полезны.
Тем более, как известно, пока учим других, учимся сами.
Я уже рецензировала это стихотворение. Тут повторюсь попространнее.
Все три образа - шикарные.
Раздавленный светлячок и свет сквозь пальцы совершенно не смущает, все гармонично. Самый сильный образ в стихотворении, по моему.
Стрекоза - красиво - по смыслу читается как подростковые страхи и комплексы как раз. Стрекоза - именно такая символика. Образ нравится. Хотелось бы для гармонии некоего поворота сродни кулаку в 1 блоке.
Бабочка - вполне. Тут есть созвучный с 1 блоком момент - фонарь тот же кулак. Но не хватает чуть-чуть логики перехода от стрекозы. А она есть.
У светляка светится тело, у стрекозы и крылья значимы и коромысло, бабочка - практически одни крылья по восприятию.
4 - блок. Получился назидательный. Тут бы хотелось соединения всех 3 образов вместе.
В целом, как я и писала, я это стихотворение оцениваю очень высоко. И по ритму, и по мелодике. Есть неточные рифмы но они не диссонируют.
С уважением.
Ольга Васильевна [Челябинск] (09.01.2023 21:36:45)(Ответ пользователю: Тимталибрис _)
Спасибо. Вы красиво описали именно моё восприятие. Взрослые - дети, взрослые - отроки, взрослые - молодёжь. Может, и есть идеальные сочетания этих тандемов, но чаще встречаются именно такие противоречия.
Тимталибрис _(09.01.2023 22:01:29)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Спасибо! Я тут постаралась отвлечься от моральной составляющей и проследить символическую. Она тут красивая вышла.
Параллельно с тем психологизмом, что вы вложили.
Дмитрий Верютин [Москва] (09.01.2023 22:00:49)(Ответ пользователю: Тимталибрис _)
Про биовид вас не спрашивают. Вы подменяете понятия (см. I закон логики). Из синтаксиса вашей цитаты однозначно следует, что коромысло -- часть стрекозы.
Тимталибрис _(09.01.2023 22:04:36)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
Так я тут и не даю точные названия частей насекомого. Нет тут у меня такой задачи.
Я дала интуитивное название - коромысло - тело стрекозы. По сходству и назван отряд.
В моем рассуждении - такое названия было наглядно, что функционально главное.
Мы же тут не обсуждаем самих стрекоз и из чего они состоят.
Тимталибрис _(09.01.2023 22:19:01)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
Наука о стрекозах не имеет к данной теме никакого отношения.
Меня удивляет , что вы вместо того, чтобы придерживаться темы обсуждения, вдаетесь в не существенные для темы детали.
Это и не научный и не логический подход. Выше пример со слогами - туда же.
Уважаемый автор, главное внимание в ТМ уделяется выставленному произведению. Вступать в споры с участниками обсуждения не стоит. Их много. Обсуждение может длиться бесконечно.
Вы всё же почитайте Регламент ТМ.
Тем более, что сами выставили стихотворение на обсуждение.