Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Вороний крик, немытая посуда... (ТМ)


Выбрать темы по:  
Рубрика: Творческая мастерская
Просмотров: 461

Вороний крик, немытая посуда,
лежалый снег, нависший небосвод;
и ощущенье, что сквозит повсюду,
и в новый год приходит старый год.

Снимает и отряхивает шубу,
намереваясь с новым вместе жить,
и всех целует в сомкнутые губы,
кто в доме населяет этажи.

А дом собой напоминает город,
в котором поместилась вся страна,
где многие приподнимают ворот:
все правильно - их дело - сторона.

https://www.chitalnya.ru/work/3465742/
Правила знаю.
Принимается любая критика, но это не означает
автоматическую правку, согласно высказанным замечаниям.)
С наступающим Рождеством!


Комментарии:

Людмила Домогацкая   (06.01.2023   20:12:33)

Тут думать надо ) зацепки есть, но надо сформулировать.

lf   (06.01.2023   20:14:54)
(Ответ пользователю: Людмила Домогацкая)

Жду. )

Людмила Домогацкая   (07.01.2023   22:19:50)
(Ответ пользователю: lf)

Вороний грай, возможно, звучало бы более уместно.
Меня цепляют фразы "и в новый год приходит старый год".
" Кто в доме населяет этажи".
Первую можно как-то переформулировать, вторую заменила бы вообще.

lf   (08.01.2023   17:17:45)
(Ответ пользователю: Людмила Домогацкая)

Спасибо, но я не очень понимаю, что не так с этими фразами.

Елена Елей   [Санкт-Петербург]    (06.01.2023   20:18:26)

Добрый вечер) Я бы немного изменила концовку:

А дом собой напоминает город,
в котором поместилась вся страна,
и (где) люди вновь приподнимают ворот:
все правильно - их дело - сторона.

Что-то с "воротом" не то... Две последние строчки "не звучат", как должен звучать финал. Нет законченности.

lf   (06.01.2023   20:24:54)
(Ответ пользователю: Елена Елей)

Но ворот, чтобы защититься от сквозняка(ов), не все приподнимают.

Елена Елей   [Санкт-Петербург]    (06.01.2023   20:31:07)
(Ответ пользователю: lf)

А вот подумайте.. Я скажу, почему у меня картинка не возникает) Виной всему слово "дом". Это неважно, что под домом нужно понимать город и даже страну. Сказано : дом. А дома даже при сквозняках не станут поднимать ворот. А что сделают? Скорее - закроют окна, двери, задёрнут шторы...
Попробуйте поиграть со смыслом:

А дом собой напоминает город,
в котором поместилась вся страна,
и люди вновь задёргивают шторы,
все правильно - их дело - сторона.

lf   (06.01.2023   21:05:27)
(Ответ пользователю: Елена Елей)

Неплохой вариант.
Можно уточнить местоимением:
в котором поместилась вся страна,
в ней многие приподнимают ворот:
все правильно - их дело - сторона.

СИрена   (07.01.2023   06:59:15)

lf, приветствую.
Довольно интересные образы, хотя некоторые строки и образы можно было бы уточнить, полагаю.
Например:
1."Вороний крик" раздаётся на улице. Там же - "лежалый снег" и "нависший небосвод".
До немытой посуды нужно ещё дойти, а она у Вас - среди того, что находится за пределами дома.
2. Я бы сказала, что старый год не приходит, а остаётся. Точнее - остался в доме. То есть, ничего не изменилось. Это увязалось бы со статичностью "лежалого снега".
3."Снимает и отряхивает шубу ": на мой взгляд, эти подробности можно сделать более выразительными. Если бы, например, было что-то наподобие "...отряхивает ношеную шубу", было бы понятно, что это - старый год.
4."и всех целует в сомкнутые губы,
кто в доме населяет этажи": не уверена, что предложение выстроено грамотно. Возможно, стоит убрать "всех", "в доме", вместо "всех" взять "всех тех, кто" и попробовать построить сложноподчинённоё предложение без инверсии.
Кроме того, эпитет "сомкнутые" ( губы) навевает размышления о том, что дом населён покойниками.
5."А дом собой напоминает город": думаю, глагол "напоминать" самодостаточен. Местоимение "собой" только утяжеляет строку. Его можно было бы заменить наречием меры и степени, например.
6."Где многие приподнимают ворот": приставка "при" обозначает неполноту действия. Для того, чтобы обличение прозвучало более убедительно, можно, например,
убрать "многие", развить тему сквозняка и употребить глагол "поднимают". То есть, обосновать, почему (из-за чего) поднимают ворот.
7."всех целует", "вся страна", "всё правильно": если 3 местоимения "все" употреблено сознательно, чтобы подчеркнуть масштабы "бедствия", возможно, их стоит оставить. Если нет, в последнем четверостишии хорошо бы не употреблять 2 местоимения подряд.
8. 3 строки после "Регламент знаю" можно было бы не добавлять: стандартный ход работы ТМ от этого не изменится. А принимать или не принимать рекомендации участников - личное дело автора.

lf   (07.01.2023   19:38:22)
(Ответ пользователю: СИрена)

Приветствую, СИрена.
1.Зачем до нее доходить? Исходя из тех данных, что есть,
прекрасно рисуется экспозиция с кухней и окном.)
2.Во время праздника может сложится впечатление, что ушел,
а потом наступает протрезвление.
4. Мне так не кажется, а намек на мертвецов в подтексте
здесь не лишний.
Над остальным подумаю.
Спасибо.

Наташа Корнеева   (07.01.2023   20:10:11)

ничего не трогайте, ворот приподнятый - очень хорошо, и посуда немытая и всё прочее. А что вас смущает? Мне всё понравилось. Настроение чётко передали, и этот переход - дом - город - страна - яркие вспышки, глубокий смысл (ну я так увидела)

lf   (07.01.2023   20:44:18)
(Ответ пользователю: Наташа Корнеева)

Как говорится, нет предела совершенству, поэтому меня всегда одолевают
смутные сомненья.)
Спасибо.

Наташа Корнеева   (07.01.2023   20:54:00)
(Ответ пользователю: lf)

ну это как раз нормально )

СИрена   (08.01.2023   14:36:16)
(Ответ пользователю: Наташа Корнеева)

"ничего не трогайте, ворот приподнятый - очень хорошо, и посуда немытая и всё прочее. А что вас смущает? Мне всё понравилось. Настроение чётко передали, и этот переход - дом - город - страна - яркие вспышки, глубокий смысл (ну я так увидела)"
ц.: Наташа Корнеева

Наташа, приятно видеть в ТМ хорошего автора, но вряд ли корректно писать выставившему для разбора произведение рекомендацию наподобие "ничего не трогайте".
"Всё прочее" тоже можно бы обосновать более пространно и аргументированно. Таким образом и свою компетентность продемонстрируете, и автору приятное сделаете, и на мнение тех, с кем не согласны, в очередной раз на...

Александр Попов   [Минск]    (07.01.2023   20:12:57)

А мне тоже понравилось.
=ворот приподнятый= самое то!

lf   (07.01.2023   20:45:36)
(Ответ пользователю: Александр Попов)

Спасибо, Александр!

Николай Гузенко   (07.01.2023   21:58:28)

По- моему, материализация ощущений - киллер хорошего по мысли стиха.

Каких?

Ощущение сквозняка - превращено в подтекстный сквозняк.

Ощущение, что "... в новый год приходит старый год", материализовало и оживило старый год.

Возможно, такое допустимо и я не прав, тогда извините, пожалуйста.

lf   (08.01.2023   17:21:49)
(Ответ пользователю: Николай Гузенко)

Наверно, и мне надо извинится, но до меня не дошел смысл сказанного Вами.)

Николай Гузенко   (08.01.2023   20:20:59)
(Ответ пользователю: lf)

Разъясняю.

Вот строки, связанные с ощущением:

и ощущенье, что сквозит повсюду,
и в новый год приходит старый год.

С допустимым опущением слов и связок. Если их восстановить, то строки будут выглядеть так:

и ощущенье такое, что сквозит повсюду,
и ощущенье такое, что в новый год приходит старый год.

А дальше, во второй строфе, происходит то, что, по-моему, не может быть: материализация и оживление старого года из его ощущения.

Демонстрирую со всеми словами и связками в двух первых строках:

и ощущенье такое, что сквозит повсюду,
и ощущенье такое, что в новый год приходит старый год.

Снимает и отряхивает шубу,
намереваясь с новым вместе жить,
и всех целует в сомкнутые губы,
кто в доме населяет этажи.

Давайте так: оставьте всё, как есть. А моя правота или неправота пусть остаётся со мной.

lf   (08.01.2023   21:15:42)
(Ответ пользователю: Николай Гузенко)

Ну да, сквозное( на протяжении всех строф) ощущение ЛГ.
А что в этом плохого?

Николай Гузенко   (10.01.2023   15:03:06)
(Ответ пользователю: lf)

Плохо , что ЛГ, начиная со второй строфы, видит то, что не может "видеть" ни одно из пяти ощущений, доступных человеку.

Такая возможность есть в измененном восприятии реальности. Поэтому в конце первой строфы надо такое восприятие обозначить вместо ощущения.

Второй нюанс, за которым, по-моему, прячется дьявол - ворот в завершении стиха.

И вот почему:

Действия происходят в тёплом доме. Иначе старый год не снимал бы с себя шубу. Население соответственно тоже без пальто.

Вопрос: ворот какой одежды многие могут поднять?

Возможно, я во всём не прав. Поэтому, повторяю: оставьте всё, как есть. А моя правота или неправота пусть остаётся со мной.

lf   (10.01.2023   17:01:29)
(Ответ пользователю: Николай Гузенко)

"Ощущения бывают контактные и дистантные. Если для возникновения ощущения не требуется прямого контакта воздействия и рецептора (нервного окончания) - речь идет о дистантном ощущении. К этим ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные и т.п
Также, кроме реальных ощущений, люди часто рассказывают о своих метафорических ощущениях: ощущении свободы или стесненности, ощущении легкого тела или ощущения груза на душе, об ощущении полета или о душевной боли. "
Насчет ворота: во-первых, там речь уже о стране, но даже в доме человек может поднять ворот
пиджака, кофты, халата.)

Галина Лебединская   [г. Новосибирск]    (07.01.2023   23:36:40)

Добрый вечер, Эль!
Вы знаете, начинаешь читать, и сразу ощущается отсутствие праздника: читателю передаётся настроение автора...
Вот только над стилистическим построением отдельных фраз в первой строфе немного можно поработать.
Смотрите... Ваша первая строфа — бессоюзное сложное предложение. Первая часть
(до точки с запятой) представляет собой однородные назывные предложения:
"Вороний крик, немытая посуда,
лежалый снег, нависший небосвод;"
Здесь всё понятно: именно всё это окружает ЛГ..

Вторая часть сформулирована, с точки зрения логики, недостаточно ясно:
"и ощущенье, что сквозит повсюду,
и в новый год приходит старый год."
Мысль-то понятная: нет праздника, нет ничего нового.
Но само синтаксическое построение неудачное... Давайте выбросим придаточное определительное (какое ощущенье?) —
"что сквозит повсюду". Выделим главное без этого придаточного: "и ощущенье... и в новый год приходит старый год".
Видите? Неувязка логически-стилистическая.
Например, можно что-то типа этого (но я ни в коем случае не навязываю, а уточняю смысл!):
"такое ощущение повсюду,
что в новый год приходит старый год".
Здесь вариантов можно найти много. Поработайте. Это по первой строфе (катрену).

Вторая строфа мне нравится, особенно смысл. Старый год не хочет уходить... Задабривает
всех: "целует в сомкнутые губы..." (прекрасно используете художественные тропы:
здесь и метафора, и метонимия, и олицетворение).
Создаётся впечатление безрадостности: губы сомкнуты (молчание, м. б., горе...).

И с третьей строфой по смыслу всё в порядке... Художественный приём синекдохи:
параллель образов (дом — город — страна). В доме, в городе и в стране — равнодушие:
"многие приподнимают ворот".

Только знаки препинания поставить бы в конце немного по-другому:
"А дом собой напоминает город,
в котором поместилась вся страна,
где многие приподнимают ворот... (домысливание)
все правильно: их дело — сторона."
А именно, почему правильно? Двоеточие...

В целом мне понравились Ваши стихи. Глубокий, многозначный смысл.

С уважением. С Рождеством Христовым! Добра! Благополучия!

lf   (08.01.2023   17:37:15)
(Ответ пользователю: Галина Лебединская)

Здравствуйте, Галина.
Большое спасибо за анализ.
Обещай надо всем подумать.
Что касается первой строфы, то по задумке, сквозняки и задувают
старый год в новый. Тут еще дело в том, что это как бы самоаллюзия.)
Было у меня такое стихотворение "Задувает"
С пунктуацией последней строфы - да, можно и так.
Но у меня вчера появился еще один вариант финала:
А дом собой напоминает город,
в котором поместилась вся страна:
в ней сквозняки... и поднимают ворот
те многие, чье дело - сторона.
Хотелось бы и о нем Ваше мнение услышать.)

Галина Лебединская   [г. Новосибирск]    (09.01.2023   16:16:53)
(Ответ пользователю: lf)

Да, Эль, можно и так закончить третью строфу: и этот вариант не плох, как и первый, —
тоже логичен, со стилистикой хорошо, да и смысл метафоричен и глубок.
Только в одном месте знак препинания нужен другой по правилам синтаксиса:
"А дом собой напоминает город,
в котором поместилась вся страна; (можно и точку, после кот. тогда писать с большой буквы)
в ней сквозняки... И поднимают ворот
те многие, чье дело — сторона."

Почему после сложноподчиненного предложения на стыке с бессоюзным ставим
точку с запятой или точку? Потому что двоеточие требуется тогда, когда вторая часть
сложного бессоюзного указывает на причину первого... Здесь её нет, а есть факты:
дом — это город или страна со сквозняками...

Эль, не забудьте поработать над первой строфой. Над тем местом, о котором я
Вам говорила, потому что вторая и третья строфы у Вас написаны и интересно,
и стилистически ровно, и технически верно...

С приближающимся Крещением Господним! Благодатных деньков!



lf   (10.01.2023   17:05:59)
(Ответ пользователю: Галина Лебединская)

и ощущенье, что сквозит повсюду,
что в новый год приходит старый год.

Спасибо, Взаимно!

Олег Каменев   [Санкт-Петербург]    (10.01.2023   17:14:10)
(Ответ пользователю: lf)

...что в новый год вернулся старый год.

lf   (10.01.2023   17:34:33)
(Ответ пользователю: Олег Каменев)

Здесь игра слов.

Олег Каменев   [Санкт-Петербург]    (10.01.2023   17:49:10)
(Ответ пользователю: lf)

Это понятно. Но старый год может только вернуться. А если он придёт опять , то это уже новый год, а не старый.

Мурат Горский...   (08.01.2023   01:25:36)

Грустно от ваших стихов. По теме.
--лежалый снег,--он перед весной лежалый, а у нас новый год.
Можно сказать белый, сухой, мокрый снег, но, ни как не лежалый. С уважением.

lf   (08.01.2023   17:43:00)
(Ответ пользователю: Мурат Горский...)

С нашими теперешними зимами, когда снег выпадает где-то в начале или середине декабря,
а потом лежит при плюсовой температуре, он к Новому году именно так и выглядит.)

Мурат Горский...   (08.01.2023   01:30:13)

и в новый год приходит старый год.
--------------------------------------------------------
Правельно, всё новое, хорошо забытое старое, а потом, стеоретипы, т.с.

lf   (08.01.2023   17:45:17)
(Ответ пользователю: Мурат Горский...)

Здесь не совсем, а вернее совсем не о том.)







1