Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Калейдоскоп и поэзия


Выбрать темы по:  
Рубрика: Общение литературного характера
Просмотров: 104

В детстве какое-то время моей любимой игрушкой был калейдоскоп. Всего их было у меня три. Первый, подаренный родителями, я разломал из любопытства, второй - от злости, третий - потому что мне нужны были зеркала. Я тогда делал себе перископ для игры в войну. Лет 9 мне тогда было.

Первоначально в калейдоскопе меня завораживала красота узоров, которые непрерывно менялись при вращении трубки. В силу возраста я не мог догадаться, как это устроено, и просто сгорал от желания забраться внутрь игрушки. В какой-то момент любопытство перевесило опасение лишиться столь увлекательного зрелища, и я взломал устройство.

Вы не представляете, каково было мое разочарование, когда я обнаружил, что оно состоит из трех зеркал, прикрепленных треугольником, и горсти разноцветных стеклышек. Если у кого-то в детстве было крушение иллюзий, то у меня таковое связано с калейдоскопом и его устройством.

Не помню других моих столь сильных разочарований.

Через некоторое время я сам купил себе калейдоскоп. В память о первом, скорее всего. Играл им несколько месяцев, пока не накопилось раздражение, а потом уничтожил, как и первый. В этот раз меня взбесило то, что самые красивые узоры невозможно зафиксировать. Они рассыпались при малейшем повороте трубки. И даже отложить до следующего дня или показать кому-либо было невозможно: узор менялся от малейшего встряхивания.
Ну, а в третий раз, как я уже сказал, мне просто понадобились зеркала.

- К чему весь этот разговор? - вероятно, спросят меня неравнодушные читатели. - У всех у нас были любимые игрушки, стоит ли говорить о них на форуме литературного сайта?

Но все дело в том, что та поэзия, с которой мне приходится все чаще знакомиться, все больше и больше напоминают калейдоскоп: красивые узоры, которые меняются от строфы к строфе, и минимум смысла. Разница с калейдоскопом лишь в том, что в поэзии эти узоры можно фиксировать. Ибо это словесное творчество.

В юности у меня был друг, который исповедовал правило “сильного хода”. Он говорил: Не важно, как идет игра в целом, важно, чтобы в данный момент ты сделал самый сильный ход из всех возможных.

Это было его кредо. Так или иначе, жизнь нас развела, не знаю, как у него с этим правилом дела обстояли в дальнейшем. Но у меня сейчас возникает стойкое ощущение, что многие поэты подсознательно усвоили правило “сильного хода”, которое в их творчестве принимает вид красиво написанной строчки, удачно подобранного эпитета или другого тропа, даже интересного микрообраза, но в целом стихотворение не складывается.

Я предлагаю для такого рода поэзии термин - “калейдоскопная поэзия”. В чем ее суть?
Любое стихотворение всегда является ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. Должно бы являться. Но в калейдоскопной поэзии этот цельный, по идее, образ рассыпается на отдельные составляющие, как узор в калейдоскопе. И на поверку выясняется, что это всего лишь набор красивых разноцветных стеклышек.

Я хотел было назвать конкретные имена и привести конкретные примеры, но потом подумал о том, какой срач начнется, и решил ограничиться только теоретической частью.

Имеет ли калейдоскопная поэзия право на существование? Конечно, имеет! Надо просто четко сознавать, что это такое, и не ждать от этой поэзии большего, чем она может дать.
Это просто узор.


Комментарии:

Геннадий Дергачев   [Москва]    (22.11.2022   17:31:40)

«Красотою мир спасётся» (Достоевский. Идиот),- если это вопрос, то отвечу, что нет! У красоты есть задача: приманивать и заманивать. И чем разнообразнее и неуловимее "цветные стёклышки", тем сильнее и дольше удерживают они наблюдателя. А когда заманивают, то что-то хотят получить от засмотревшихся. Что хотят получить поэты от читателей "калейдоскопной" поэзии, должны бы ответить они сами, но параллельно возникает вопрос: а знают ли они точно, к какой цели стремятся и понимают ли они, что результат от надуманной красивости, по всей вероятности, будет ничтожен?! :)

Роберт Иванов   (22.11.2022   17:41:18)
(Ответ пользователю: Геннадий Дергачев)

Я думаю, они хотят того же, что и все остальные творческие люди: любви.

Светлана Костюк   [Москва]    (22.11.2022   18:29:54)

Как мы с вами похожи.
Но есть разница. Наверное.
Я после разочарований - сохраняю благодарность за очарование. А вы, похоже, мстите.. за обман

Роберт Иванов   (22.11.2022   18:37:26)
(Ответ пользователю: Светлана Костюк)

Не понял.







1