Песня относится к формам массовой культуры наравне с литературой, живописью и кинематографией и представляет собой уникальное пространство, поскольку воздействует на человека посредством музыки и языка. Текст здесь является лишь частью песни, зачастую по важности стоящей после мелодии, аранжировки, исполнения и качества звука.
Несмотря на то что в современной песне для создания образов, отражения художественной действительности и характеристики лирических героев используются различные средства художественной речи, дискуссии о том, является ли текст песни самостоятельной формой и можно ли отнести песенный текст к литературе, не утихают – авторская песня в интернете популярна.
Но как оценивать песенный текст и подлежит ли он оценке в отрыве от прочих песенных составляющих? С какими критериями к нему подходить читателю, не желающему нажимать кнопку плейера? Является ли поэт – песенник поэтом, ведь музыка стихотворений пишется на языке, но всегда ли песенный текст может существовать вне песенного ареала?
По каким критериям следует оценивать песенный текст?
Ответы на эти вопросы помогут нам и читателям лучше понять такое немаловажное явление нашей жизни как песенный гипертекст и определить его критерии оценки.
Просим поэтов – песенников высказываться по данной теме. Спасибо!
Роберт Иванов(22.06.2022 10:48:55)(Ответ пользователю: Людмила Домогацкая)
Вы имеете в виду Боба Дилана?
Ну, американская народная песня - это явление особенное. Российская бардовская песня отдалённо его напоминает. По-любому, там на первом месте поэзия.
А застрельщик темы, так сказать, имеет в виду скорее поэтов типа Исаковского, автора текста трижды знаменитой "Катюши".
Людмила Домогацкая(22.06.2022 11:30:38)(Ответ пользователю: Роберт Иванов)
В таком случае, понятия "песенный текст" и "песня" настолько разноплановы, что если их не сузить до определенного жанра, то на каждый вопрос темы можно дать десяток ответов, противоречащих друг другу. При этом каждый из ответов будет верным для своей разновидности песен, и абсолютно ошибочным для другой.
Роберт Иванов(22.06.2022 15:09:53)(Ответ пользователю: Людмила Домогацкая)
Песня состоит из текста и музыки. Причём музыка на первом месте.
В бардовской песне, как и в творчестве американца Боба Дилана, все наоборот: на первом месте текст.
Говоря о песенном тексте, думаю, мы имеем в виду следующее: следует ли такой текст оценивать как поэзию или только как текст, то есть как некий словесный комплекс, не обязательно отвечающий критериям поэзии?
Некоторые авторы, как тот же Исаковский, например, считают (считали), что текст для песни должен быть полноценным стихотворением. Другие полагают, что это не обязательно. Я придерживаюсь второй точки зрения. Удачная песня далеко не всегда базируется на полноценном стихотворении.
Для меня самый наглядный пример - "День Победы" Харитонова-Тухманова. Как самостоятельное стихотворение текст Харитонова не воспринимается абсолютно.
Людмила Домогацкая(22.06.2022 15:45:28)(Ответ пользователю: Роберт Иванов)
В некоторых случаях, в бардовской песне на первом месте не музыка и не стихи, а само исполнение. Пример - песни Новеллы Матвеевой. Какова ценность текста хотя бы вот этого произведения, в отрыве от авторской интонации, манеры?
Старый негр хочет спать
Ой, как старый негр хочет спать!
Ой-ой-ой, как хочет негр спать!
Он садится на старые ступени,
Колени руками обхватив.
А потом потягивается,
А потом почёсывается,
И встаёт,
И садится на ступени,
Колени руками обхватив.
А кругом – кто стреляет, кто поёт,
Кто свистит, запустив три пальца в рот,
Кто-то пьёт,
Кто-то речи говорит,
Кто-то пляшет свой фокстрот,
Кто-то сел на динамит…
Ой, как старый негр хочет спать!
Всё равно он хочет только спать!
Спать – и никаких не видеть снов.
(А если видеть, то не замечать.)
Ох, как он зевает во весь рот!
Таращит глаза и весь кряхтит.
А между прочим, если он заснёт,
Никто ему спать не запретит;
Ни тот, который стреляет,
ни тот, который поёт,
Ни тот, который свистит,
засунувши пальцы в рот,
Ни тот, что пьёт,
Ни тот, что речи говорит,
Ни тот набитый идиот,
Который сел на динамит…
Ох, как этот негр хочет спать!
Ах, ай-ай-ай, ой-ой-ой…
А у Высоцкого, к примеру, как и многих других бардов художественная ценность текста намного превосходит музыкальную.
Роберт Иванов(22.06.2022 15:50:50)(Ответ пользователю: Людмила Домогацкая)
=А у Высоцкого, к примеру, как и многих других бардов художественная ценность текста намного превосходит музыкальную.=
Так я с этим и не спорил. Совсем наоборот.
Что касается текста Матвеевой, то мне надо прочитать его внимательнее. Вдруг там какая-то закавыка имеется.
Но в целом вы правы: голос, манера исполнения имеют значение в бардовской песне. Порой даже определяющее.
является ли текст песни самостоятельной формой и можно ли отнести песенный текст к литературе, не утихают
---
А. Пушкин на стихи которого написано много песен и романсов был бы немало удивлен такой постановке вопроса.
Иван Тургенев, автор стихотворения "В дороге" (Утро туманное, утро седое...), ставшего известным именно в качестве романса Виктора Абазы, так же был бы несколько огорчен.)
Роберт Иванов(22.06.2022 10:52:29)(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)
А вы представляете, как бы был удивлён пещерный житель-троглодит, попав на концерт Филиппа Киркорова?!
Да и Пушкин, при всём его величии, не понял бы, ЧТО такое Высоцкий: вроде не цыган, а с гитарой, чего-то орёт... а не пьяный.
Януш Мати(22.06.2022 19:09:16)(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)
Почти все хорошие стихи можно сделать песней. Дело в другом. Поэт может изначально писать именно песенный текст, тогда он предусматривает (не всегда, но всё же) припев. Обычный поэтический текст понятием припева не оперирует.
Если у меня не идёт стихотворение, то я всегда могу превратить его в песню. Упростив. Но наоборот - никогда. Соответственно, лично для меня, песня, как, впрочем, и басня - лайт версия стихотворения.
«Но как оценивать песенный текст и подлежит ли он оценке в отрыве от прочих песенных составляющих?» (с)
- Песенный текст следует оценивать исходя из предполагаемой возможности наилучшего его песенного озвучивания – но для этого надо иметь соответствующие (вокальные и композиторские) навыки. А если песня на текст уже есть, то тут можно оценивать и то, как текст воплощён в песню. Но, конечно, песенный текст можно оценивать и как обычное стихотворение, но это бывает не всегда легко в части оценки ритмики – не слыша мелодии или не сумев её подобрать под текст, можно решить, что текст ритмически «коряв».
«С какими критериями к нему подходить читателю, не желающему нажимать кнопку плейера?» (с)
- Если оценивать как обычный текст, то и критерии обычные, вот только следует помнить, что «корявость» ритмики может быть лишь кажущейся.
«Является ли поэт – песенник поэтом, ведь музыка стихотворений пишется на языке, но всегда ли песенный текст может существовать вне песенного ареала?» (с)
- Конечно, является – и даже более, чем просто поэт!.. Стихи – речь звучащая, а поэт-песенник пишет стихотворение так, чтобы оно хорошо звучало, о чём просто поэты заботятся далеко не всегда. Озвучивание не обязательно песенное – ещё есть и декламация.
«По каким критериям следует оценивать песенный текст?» (с)
- М-м… по такому критерию: смог подобрать мелодию – текст хороший, не смог – либо текст плохой, либо ты сам плохой, плохой композитор :)
Для однозначности определения, песенным текстом (ПТ) следует считать лишь целево написанный не обязательно на готовую мелодию, но на заданную структуру для мелодии. Структура ПТ может быть проста, нп. ровноразмерные куплет, припев или строфный логаэд; и сложна: вступление (может быть прозой), куплет, предприпев, припев, бридж, мидл-эйт, кода. В теоретическом идеале при любой структуре ПТ должен быть полноценной литературой даже при недоступности мелодии, но может потребовать: 1. особого оформления при печати, нп. расстановки акцентов и спецсимволов для границ тактов; 2. читателя, подготовленного к чтению сложных ритмов, нп. с системными паузами и синкопами.
Требования (в теории) к литературности ПТ не те же, как к стихам, но по совокупности трудности больше. Нп. в литературном ПТ даже при простейшей структуре "куплет-припев" надо, подавая содержание, периодически делать не притянутый логический переход к припеву. Тем паче трудно логически связать части сложной формы, где мало годен нарратив и при переходах желательны повороты мысли. Также, что уже не относится к литературе и что простой читатель не замечает, но что требует адова труда от автора, -- в ПТ должен быть выверены акценты, паузы и исключены труднопроизносимые места, нп. кластеры согласных.
Но, полагаю, ещё не пришло время (не дорос читатель), когда ПТ станет полноценной литературой, сопоставимой по массовости с традиционной поэзией.