Что здесь не нравится пока озвучивать не буду,
подожду, что скажут рецензенты. Добавлю только,
что это уже третий вариант.
Из прошлого выбери год,
из года рандомный день.
И все, что на память придет,
в него, как в иголку, вдень;
и крестиком вышей на
туманной зари канве,
что за перекрестьем окна
роса дарит свет траве.
И что за чертой утра
на юг собрались облака,
и белену утрат
пока не несет река;
и даже когда росы
вечерней придет черед,
нет повода для слезы,
что точкой за днем падет. https://www.chitalnya.ru/work/3330064/
Правила знаю.
Здравствуйте!
Скажите, а зачем именно слово "рандомный", которое режет слух, во всяком случае,
лично мне... )
Почему бы не написать просто - "случайный"? )
У меня вот такая информация из интернета о слове "рандомно":
Для русской речи слово является заимствованным. Происходит от английского random и имеет в породившей его лексике различные формы: имя прилагательное (основная и наиболее часто употребляемая), имя существительное, наречие, причастие. Употребляется в значении "случайный", "произвольный", "хаотичный", "беспорядочный", "выборочный", "наугад", "наудачу", "случайность".
ru: https://fb.ru/article/377807/randomno---chto-eto-znachit
Далее там идёт объяснение его специфического использования в играх, но ведь таких специальных значений знает меньшинство читатателей. А зачем же специально вставлять в стихотворение тяжеловесный термин, да ещё и незнакомый широкой читающей публике (а только геймерам)?
И ощущение от этого слова неприятное, как от чего-то грубого и чужеродного в ткани стихотворения. )
Игорь Штайн(25.06.2022 10:41:32)(Ответ пользователю: Нина Севостьянова)
Такое слово частенько используют программисты, потому что в языках есть такая функция. И она именно так и называется, отсюда и прилагательное рандомный (выбранный случайно). В среде программеров или игроманов оно достаточно распространено. Вы просто с этим не сталкиваетесь. С другой стороны, человек заглянет в словарь, узнает новое слово. В этом ничего плохого нет. Другое дело, что в данном случае оно действительно не правомерно, поэтому и коробит слух.
Выбрать можно любой день, так правильней. Случайный день - также коробит слух. Почему коробит? Потому что дни идут друг за другом, а не в хаотичном порядке. Само по себе словосочетание "выбери любой день" намного информативнее. Такое словосочетание даже подразумевает многократный выбор.
Если же хочется вспомнить именно конкретный день (что не совсем ясно из текста,
и слово "рандомный" не даёт этого понимания широкому читателю), который вначале
был вполне радостным, а завершился, всё-таки, печалью,
то тоже есть более простой и понятный для выражения мысли и читателя вариант
(вместо "рандомный") -
"Из года - тот самый день". )
А 1 и 3, 7 и 10 строки, всё-таки, лучше бы... сократить на 1 слог. ))
Игорь Штайн(25.06.2022 10:44:36)(Ответ пользователю: lf)
Кстати, а почему год не выбирается рандомно? В этом плане Ваша выборка грешит преднамеренностью. Потому что для человека год может оказаться удачным. Какая же в этом тогда рандомность? Человек выбирая всегда сделает это в сторону чего-то памятного и хорошего. Такова его природа.
"белену утрат" несколько сбивает с толку. Пока сообразишь, что белена - это ядовитая трава... Ассоциации с белым цветом. Хочется исправить на черноту :-))
Или я вообще не о том??
Насчёт "рандомного" согласна, меня тоже отвлекает. Для меня незнакомое слово. Теперь знаю, спасибо :-)
Анатолий Сухаржевский [Новосибирск] (25.06.2022 09:19:18)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Да хоть и знакомое, но зачем эту гадость тащить в русскую поэзию или уже лучше вообще на русском языке крест поставить и изъясняться только их терминами?
Также, мешает скачущий размер, который, в принципе, нетрудно выровнять.
Но у вас, видимо, какая-то специальная цель этой неровности? )
Добавлю ещё соображения, пока нет ответов...
Заря может быть канвой, но вышить на ней можно только мысленно, а складывать
мысли крестиком не имеет смысла.
Почему облака именно "собрались"? Мы можем видеть только движенье, их думы и планы
нам неизвестны. )
Если написать "летят", и в размер лучше впишется. )
"Белену" не мешало бы заменить и удлинить на один слог (если, конечно, захотите
выравнивать размер).
"Перекрестье" тоже несколько режет слух, да и необязательно оно, на мой взгляд.
Можно что-то помягче подобрать и на слог короче.
И... "за чертой утрА" - по-моему, не очень удачно...
И, конечно, укоротить на слог 1 и 3 строки. )
А также, смысл последней строки потерялся для читателя (в моём лице), -
если пока всё хорошо, и нет повода для слезы, то почему она, вдруг, возьмёт и "падёт"??
Вы что-то особенное хотели этим выразить, видимо, но как-то неясно пока...
Дольник и тактовик - мои любимые размеры)
С их помощью легче выражать интонацию автора.
Что касается выравнивания: обычно это добавляет "воды" и только,
Крестиком не складывают, а вышивают, получая какую-то картинку.
А подразумевать направление движения мы не можем?
Нет повода для слезы, которая поставит точку на этом дне.
Если говорить о "воде", то именно такое ощущение от всех строк в стихотворении
из 8 слогов. ) В них так и просится сделать выжимку. )
Я потому и предложила в 4 местах сократить на слог, и лишь в одном (с 6-ю слогами) - добавить.
Улыбнулась вашему пояснению о том, что крестиком, мол, вышивают. Думаете, есть люди,
особенно, женщины, которые не знают про вышивку крестиком? )))
Сказав "складывать мысли крестиком" я утрировала специально, чтобы показать
неестественность вашего образа - вышивки крестиком - в мыслях.
А о реальной вышивальщице, кстати, вполне допустимо сказать "она укладывала стежок
к стежку", если говорить о вышивке гладью. )
Ещё раз подчеркну, что вышивать крестиком (в мыслях) - неудачная придумка.
Дался вам этот крестик. Название способа вышивки тут просто лишнее. )
Куда как естественне звучит - "И мысленно вышей на" - о чём я и намекала ранее. )
Предполагать вы можете, конечно, но "на юг СОБРАЛИСЬ облака " - это ненужная и вовсе
НЕ необходимая надуманность, которую легко заменить без изменения души стихотворения.
Также, всё-таки, предлагаю пересмотреть "перекрестье окна" и "черту утрА".
Нет никакой черты у утра, оно плавно переходит в день, т.е. опять нечто надуманное,
при этом не добавляющее поэтичности.
А перекрестье окна, как раз, мешает увидеть волшебство утра. )
Образ точки (зачем-то предполагаемой!) тоже диссонирует с общим благополучием. )
"Если говорить о "воде", то именно такое ощущение от всех строк в стихотворении
из 8 слогов."
Вот эти строки:
Из прошлого выбери год
И все, что на память придет
что за перекрестьем окна
на юг собрались облака
Какие слова из них можно отжать/вычеркнуть
без потери смысла?
А именно такие слова и называются водой.
Вы совершенно верно уловили посыл. Поставить точку -
это часто и означает поставить крест, но упоминание о них уже было
два раза, третий, хоть Бог и любит троицу, на мой взгляд, перебор.
По-моему, наоборот.
Крестик второй раз, не считая перекрестья - поэтический приём.
Вполне закономерный итог, ибо тут слеза ставит последний крестик, а не игла вышивает.)
Лексические повторы бывают разные, не только рефрены, у меня как раз метаморфоза: крестиком вышивали - а тут слеза упала крестиком, последним.
А точка за днём к чему?
Вышивали-вышивали, и вдруг откуда ни возьмись - точка!
"Что здесь не нравится пока озвучивать не буду,
подожду, что скажут рецензенты. "/lf (15.06.2022 18:15:06)
.
Эль, Вы наверное в курсе, что поэзию наш мозг воспринимает хуже, чем прозу.
Но все мы пишем для читателей.
Поэтому, желательно, доносить свои мысли, как можно проще — без ребусов. Именно, в ясности фраз, кроется сила воздействия.
.
Что лично меня отвлекает, как читателя:
1. Нарушение размера. Спотыкаешься трудно читать.
2. Много инверсий: "на туманной зари канве," "даже когда росы вечерней придет черед,"
"И что за чертой утрА" — на слух приятнее: " за утренней чертой". Не так ли?
4. "Рандомный" — лучше заменить.
.
Я заметила, Эль, что Вы любите вязь слов.
Да! Это может быть очень красиво, если не ускользает мысль и соблюдены поэтические каноны.
А в данном стихотворении мне лишь эти строки понравились:
"нет повода для слезы,
что точкой за днем падет."
.
Желаю удачи!
1. Для того, чтобы говорить о нарушении размера,
надо вначале его назвать. Какой размер здесь нарушен?
2. Сколько раз можно говорить, что инверсия может быть художественным
приемом?)
Кому приятней на слух? А мне важней, чтобы был повтор
синтаксической конструкции: что за перекрестьем окна.
За пожелание удачи спасибо.)
Это и не дольник и не тактовик.
В дольникке сохраняется количество слогов в строках, а у Вас нет.
В тактовике сохраняется ритм, при различном количестве слогов.
У вас и это не прослеживается.
А инверсии, действительно, употребляются, как художественный приём. Но только причём здесь Ваши строки?
Не сердитесь, Эль!
Но стихотворение о ч е н ь сырое.
"В дольникке сохраняется количество слогов в строках"
Это что-то новое в теории.)
К тому же дольники бывают расшатанными.
Это те, где количество иктов в строках разное.
В дольниках сохраняется одинаковое количество УДАРНЫХ СЛОГОВ в строке!
Это обязательное условие.
А у вас разное:
.
"тумАнной зарИ канвЕ," — 3 ударных слога
"росА дАрит свЕт травЕ". — 4 ударных слога.
.
И не нужно больше спорить, Эль.:)))
Владимир Кочетков(16.06.2022 09:15:24)(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)
Светлана, это дольник (а иначе сказать – амфибрахий со стяжениями в некоторых строках) – вот чуть подправленный текст, где прописными обозначены ударения, а буквой «ю» стяжения (пропущенные слоги):
из прОшлого вЫбери гОд,
из гОда рандОмный ю дЕнь.
и всЁ, что на пАмять придЁт,
в негО, как в игОлку, ю вдЕнь;
и крЕстиком вЫшей ю нА
тумАнной зарИ ю канвЕ,
как зА перекрЕстьем окнА
росА дарит свЕт ю травЕ.
и кАк за чертОй ю утрА
на Юг собралИсь облакА,
ю И беленУ ю утрАт
покА не несЁт ю рекА;
и дАже когдА ю росЫ
вечЕрней придЁт ю черЁд,
нет пОвода длЯ ю слезЫ,
что тОчкой за днЁм ю падЁт.
Было бы с чем спорить.)
Во-первых, где Вы видите в процитированной мной вашей фразе слово
УДАРНЫХ?
Во-вторых, на дарит икта нет, икт - это не любое ударение.)
И в третьих, даже если бы и были незначительные расхождения (+/- 1)
в кол-ве иктов в строках, это был бы так называемый расшатанный дольник,
о котором и говорилось у меня. А есть еще вольный дольник, где расхождения
еще больше, как здесь у Блока:
Вьюга пела.
И кололи снежные иглы.
И душа леденела.
Ты запрокинула голову в высь.
Ты сказала: «Глядись, глядись,
Пока не забудешь
Того, что любишь».
И указала на дальние города линии,
На поля снеговые и синие,
На бесцельный холод.
И снежных вихрей подъятый молот
Бросил нас в бездну, где искры неслись,
Где снежинки пугливо вились...
Какие-то искры,
Каких-то снежинок неверный полет...
Как быстро – так быстро
Ты надо мной
Опрокинула свод
Голубой..
У Блока есть смысл в фразах, а у Вас, Эль, его нет!
И никакой дольник Вам не поможет!
Так что не сравнивайте несравнимое.
И ещё!
Прежде, чем мне делать замечания, сначала, сами узнайте разницу между иктом и ударением.
.
Прислушайтесь к словам рецензентов!
Это из Векипедии.
Надеюсь, Вам поможет. Очень доступно изложено.
.
Общая формула дольника: X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный (или двухиктный) дольник, трёхударный (трёхиктный), и т.д.
Берём Вашу фразу.
"И что за чертой утрА — не утрА, а Утра
на юг собрались облака, — а какая черта у утра? — уже 2 ляпа!
и белену утрат — белена яд
пока не несет река.
Пишем прозой:
Когда закончится утро на юг поплывут облака и яд утрат пока не несёт река.
Вопрос к Вам, автор:
Какой яд утрат может нести река?
Белла Минцева(16.06.2022 22:49:58)(Ответ пользователю: Елена Елей)
Елена, пейзаж вполне себе реальный: и трава, и рассвет, и облака, и река...
С какого перепугу читатель должен думать, что это река жизни???
Тогда и трава, может, совсем не трава, роса - не роса, и облака - это не облака, а сахарная вата жизни?))
Образ должен считываться, а то любой пейзаж Шишкина можно интерпретировать подобным образом: медведи - это святая троица и Богородица, а дремучий лес - это религия со своими таинствами.)
Белла Минцева(16.06.2022 23:17:22)(Ответ пользователю: Елена Елей)
Хорошо, а где ключи к остальным метафорам? К чему такая аллегория, в которой нет намёка на реальный образ?
Ладно, река жизни... А может, река смерти, река забвения Лета, а, может, это Стикс, река мёртвых?
Утраты всё-таки какие-то упоминаются...
В общем, не убедительно.
Елена Елей [Санкт-Петербург] (16.06.2022 23:54:27)(Ответ пользователю: Белла Минцева)
=К чему такая аллегория, в которой нет намёка на реальный образ?=
Дело в том, что здесь нет "реального" (центрального) образа, вокруг которого закручивается сюжет.
Чтобы понимать, о чём стихи, нужно найти ключевые слова или фразы. В данном случае это - "память". Она может быть о чём угодно. Здесь память нарисована короткими, отрывочными мазками: какой-то год, чем-то запомнившийся день, а может, такое же утро, как то, которое ЛГ видит сейчас за окном...
= роса дарит свет траве= очень красиво сказано. При увеличении, если представить, росинка - крохотный шарик с луной внутри. Или с утренним солнышком)
=А заключительные строки вообще бессмысленны.
Если нет повода для слезы, так почему она падёт? Если нет повода?=
Автор не всегда даже отдаёт себе отчёт, что мыслит аллегориями (знаю по себе)). Я, конечно, не могу утверждать, что смысл именно такой, но мне читается так:
- "вечерняя заря" - закат жизни, на это указывает "придёт черёд";
-" нет повода для слезы" - ЛГ ни о чём не жалеет;
- "что точкой за днем падет." - точка - это.. точка. За ней начнётся новый отсчёт (дней или жизни)
Белла Минцева(17.06.2022 00:08:50)(Ответ пользователю: Елена Елей)
Да нет здесь ключевых слов!
Натягиваете сову на глобус, Елена.)
Сами описываете пейзаж за окном, росинки там всякие, - и вдруг аллегория! Река жизни ни с бухты-барахты! По которой белена ещё не плывёт пока!))
Нет-нет, и про слезинку Нина Севостьянова тоже написала, я позже увидела, стало быть, не у меня одной сложилось такое впечатление.
Стихотворение ни о чём... Впрочем, как всё современное искусство.
Белла Минцева(17.06.2022 00:17:44)(Ответ пользователю: Елена Елей)
Переход на меня?)
Хотите поговорить об этом?
Несолидно при вашем-то положении.)
Пародия - это вершина поэзии.)
Я вот такой бред напишу запросто, а пародию автор этого опуса не напишет!
Ха-ха.)
Яд утрат ядовитый — это сильно, автор lf .
Видимо боль утрат болезненна.
А горечь утрат — горька.
Почитайте о тавтологии.
.
И ещё.
Вы просили мнение о втором варианте — он ещё хуже, чем первый, хоть думала, что подобное невозможно.
На этом, прощаюсь.
Очень понравилось. Вот моё что получилось. У меня вопрос: могу я это опубликовать? Это плагиат или нет? Спасибо за прекрасные минуты.
Без повода
Из прошлого выбери год,
Из года случайный день,
А, может, наоборот,
Луне ты бокал налей.
И крестиком на канве
Пусть будет твой вышит путь.
Роса дарит свет траве.
Роса освежает грудь.
Журавлики-облака
Несут пелену утрат,
Тебе говорят:"Пока!"
Не важно: ты рад, не рад.
На каждый простой вопрос
Есть где-то простой ответ
И повода нет для слёз.
Ведь точки отчёта нет.
Я лично не против публикации.)
Что касается плагиата, то здесь главное правильно оформить.
Можно дать эпиграф, можно курсивом выделить заимствования,
можно просто назвать по мотивам и дать ссылку на оригинал,
Елена Елей [Санкт-Петербург] (16.06.2022 06:06:00)(Ответ пользователю: Светлана Колина)
Светлана, на будущее, поскольку Вы уже второй раз размещаете здесь свои стихи: в чужой ТМ запрещено выставлять свои подражания или пародии. Здесь рассматривают только стихи автора темы. Но Вы можете предложить вариант для правки текста, без публикации под своим именем.
Подробнее - в Регламенте ТМ (п.2 "в") https://www.chitalnya.ru/reglament.php
Куратор ТМ.
Ой, Светлана!
Тогда и я свой вариант здесь покажу.
.
Возьми из былого год,
Из года случайный день,
Что в память твою придёт!
Его, как в иголку, вдень
И крестиком вышей ты
По шёлку седых небес
Какие пришли мечты
Когда этот день воскрес.
Ведь там, за чертой утрат
Куда летят облака,
Печали нет! А с утра
Любви несётся река.
И если даже грозы
Вечерней придет черёд —
Нет повода для слезы,
Не точкой она падет.
Анатолий Сухаржевский [Новосибирск] (25.06.2022 09:48:44)(Ответ пользователю: Светлана Колина)
Светлана! Вы лишили автора интриги, непонятности, выворачивания мозга!.. "Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном", а Вы им мешаете...
Геннадий Агафонов [Ижевск] (16.06.2022 05:50:10)(Ответ пользователю: lf)
Смысловой акцент на поставит точку.
---
Да зачем она была нужна, в чем необходимость этой НЕпоставленной cлезой точки?
Это пресловутая "сова на глобусе" и не более того.
И все, что на память придет,
в него, как в иголку, вдень;
и крестиком вышей на
туманной зари канве,
что за перекрестьем окна
роса дарит свет траве.
И что за чертой утра
на юг собрались облака...
Здесь синтаксис хромает.
Чтобы не выглядело нелепо, нужно написать примерно так:
И ВСЁ, что на память придет,
в него, как в иголку, вдень,
и крестиком вышей на
туманной зари канве
КАК за перекрестьем окна
роса дарит свет траве,
и КАК за чертой утра
на юг собрались облака...
То есть вышей то, как...
А белена по реке не плавает ни в коем случае, здесь образ неудачный.
Вы угадали второй вариант этого стихотворения, который, признаюсь, нравится
мне больше. Но здесь есть одно но, связанное с ритмической инерцией,
которая лично мне не мешает нормально читать, но скорее всего помешает многим.
Здесь очень любят скандировать. Дело в том, что в этом варианте ударение
надо делать на первый слог "как" в обоих случаях. Во всем же остальном стихотворении
строки начинаются с ударения на второй слог. "Что" синтаксис не нарушает,
можно же ведь сказать: и нарисуй, что за окном идет дождь, но эта частица
позволяет все анакрузы сделать одинаковыми.
Это правильно, но у вас, если записать в строчку, слово "свет" синтаксически лишнее:
И ВСЕ, что на память придет, в него, как в иголку, вдень; и крестиком вышей на туманной зари канве, что за перекрестьем окна роса дарит (свет) траве.
Следует тогда так:
И ВСЕ, что на память придет, в него, как в иголку, вдень; и крестиком вышей на туманной зари канве, ЧТО за перекрестьем окна
роса ДАРИТ траве, и ЧТО за чертой утра на юг СОБРАЛОСЬ.
Вы о чем вообще? о_0
Что собралось? Почему нельзя вышить/нарисовать, что за окном дождь дарит капли земле?
Где дарит капли земле в прозаичном варианте - падает на землю/идет. А дарит свет траве, можно заменить искрится в траве.
Как говорит Нина, "не считывается".)
Поскольку слово ЧТО употребляется и как вопросительное местоимение, и как относительное местоимение, и как частица, и как союз.
Читатель ваше ЧТО воспринимает как вопросительное или относительное местоимение, поскольку ваши бесконечные инверсии и неверный порядок слов вносит путаницу в восприятие.
Тут народ уже замолк: понял, что автор пришла показать мастер-класс, а не за критикой.)
Умываю руки и я!)
Бела, не надо говорить от имени всех читателей, это нескромно.)
Старая песня. А ничего, что практически после каждой ТМ я вношу правки
и показываю новый вариант?)
--Но здесь есть одно но, связанное с ритмической инерцией,
которая лично мне не мешает нормально читать,--
Ничего подобного.
Ударение такое же, как и на "что".
Безупречный дольник.
И ВСЁ, что на память придет,
в него, как в иголку, вдень,
и крестиком вышей на
туманной зари канве
как ЗА переКРЕстьем окНА
роса дарит свет траве,
и КАК за черТОЙ утРА
на юг собрались облака...
У меня что-то со зрением или Вы отредактировали пост? По-моему, "и" перед "как"
не было. )
Но ладно, бог с ним. У меня говорилось о моем варианте с "как".
и крестиком вышей на
рассветно-сырой канве,
как за крестом окна
роса дарит свет траве;
как за чертой утра
на юг собрались облака
и белену утрат
О чём это стихотворение?.. Видимо, о том, как лит. героиня, глядя в окно, встречает очередной новый день, а этот день, как все или как многие дни в последние время, в последние годы жизни лит. героини, этот день тоже будет скучным, ничего интересного не произойдёт. Почему так?.. Возможно, потому, что лит. героиня старая женщина и как многие старики она не очень здорова, а потому малоподвижна - но возможно и что-то другое. Ранее, в прошлом, у героини была совсем другая жизнь – интересная, насыщенная яркими событиями, и даже то, что когда-то казалось серым-печальным, теперь ей воспринимается с улыбкой, с ностальгической грустью. Глядя в окно на туманную зарю, героиня сама себя настраивает на позитивное – мир земной красив, подвижен, а лично ей и её близким пока ничего не угрожает, так что нет причин для грусти, а тем более для слёз – причин нет… но героиня знает, что поздно вечером, перед сном, она снова всплакнёт…
Эля, правильно ли я понял смысл Вашего стихотворения?..
Если правильно, то могу посоветовать изложить всё не в отстранённо-повелительном наклонении, т. е. не как предполагаемое, а как совершаемое действие – так будет проникновеннее для читателей. Вот только образное использование прошедшего дня как такового в качестве иглы для вышивки-разукрашивания текущего дня мне представляется логически неправильным… Кстати, отчасти сюжетно-подобное у меня есть: https://www.chitalnya.ru/work/2837288/ - возможно, это Вам чем-то поможет, если будете дорабатывать текст.
lf(16.06.2022 18:37:31)(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)
"Глядя в окно на туманную зарю, героиня сама себя настраивает на позитивное", моделируя день из прошлого, где – "мир земной красив, подвижен, а лично ей и её близким пока ничего не угрожает, так что нет причин для грусти, а тем более для слёз." Она хочет, чтобы у этого дня было продолжение.
Как-то так.
Приветствую, lf.
1.Понравились четыре строки из начала и восемь строк финала.
2.Не понравился эпитет "рандомный": англицизм, молодёжный сленг, термин, активно используемый программистами. Разрушает поэтическую атмосферу. Не сочетается с иголкой, крестиком, беленой и прочими простыми и конкретными "объектами".
3. Во всех падежах в слове "утро" ударение должно падать на первый слог. https://udarenieru.ru/index.php?doc=%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE
4. За "белену утрат" респект. Эта метафора стоит всего стихотворения, имхо.
Ирина
--4. За "белену утрат" респект. Эта метафора стоит всего стихотворения, имхо.--
Остаётся только понять, каким образом её " несёт река", белену.
А может?
Почему не облака?
Понимаю, символ горечи утрат.
Но очень уж неблагозвучный, сразу приходит на ум фраза: ты что, белены объелась?)
И даже горечь утрат река не несёт, может нести морской бриз, от мелких брызг на губах горечь, а у лирической героини что, кто-то канул в реку - и с концами?
Река-то почему ей утраты должна нести?
А облака - метафора и жизни, и смерти, и боженьки, и... белых барашков.)
Если даже и жизни, то белена при чём, плывущая по реке?
Метафоры должны соответствовать друг другу, белена с рекой, хоть бы и жизни, никак не пересекаются.
Горький запах полыни, навеянный ветром с полей, с погоста, можно сравнить с горечью утрат, но белена, плывущая по реке - ну никак.
Вопрос из разряда - просто интересно: если уж скатываться до простой логики,
то почему река не может нести траву, любую?
Венки может нести, а траву нет?))
Белла, напоминаю: задача участника ТМ - не спорить с другими рецензентами, а помогать автору совершенствовать его произведение , давая конкретные рекомендации.
У каждого из нас - собственный жизненный опыт, собственные воспоминания, собственные ассоциации, собственный поэтический язык.
Зачем же их кому-то навязывать?
Мне кажется, зависит от контекста.
Мы говорим: "с утрА, до утрА" и "не было ни одного Утра". Или "поУтру".
В нашем случае, как мне кажется, надо говорить "за чертой Утра".
Многим здесь не нравится "рандомный"... Сие слово не какая-то ритмическая заплатка, коя обычно для смысла что есть, что нет. Словцо внесло логическую невнятность! Ибо отсутствие того же либо синонимичного признака при "год" заставляет по умолчанию (/по правилу Оккакма) предположить, что оный, в отличие ото дня, предлагается выбрать, что тоже не ясно, то ли конкретный, то ли лично предпочтительный. А почему?
Написал это больше для читателей, ибо в ТМ учатся не только авторы. Более сейчас не пишу, хотя возможно задать трёпку почти всему тексту. Вам, ЛФ, едва ли будет прок от ТМ при текущем составе завсегдатаев. И будет ли вообше прок? Впрочем... Советую после "правила знаю" сделать приписку: " Писать только тем, кто умнее меня!"
СИрена(25.06.2022 04:20:00)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
"Вам, ЛФ, едва ли будет прок от ТМ при текущем составе завсегдатаев. И будет ли вообше прок? Впрочем... Советую после "правила знаю" сделать приписку: " Писать только тем, кто умнее меня!"
ц.: Дмитрий Верютин
Дмитрий, судя по количеству написанных Вами в ТМ постов, Вас тоже можно назвать "текущим составом завсегдатаев".
Если есть потребность отозваться на произведение, просьба "текущий состав завсегдатаев" не оскорблять.
Мы с удовольствием пригласили бы Вас стать куратором ТМ. Но для этого Вам на какое-то время придётся забыть про собственную гениальность и попробовать писать нелицеприятные вещи таким образом, чтобы не обижать авторов. И обходиться без словесных вывертов.
Кураторы, увы, к хамству почти привыкли.
Дмитрий Верютин [Москва] (25.06.2022 07:35:39)(Ответ пользователю: СИрена)
Вторая процитированная мной ваша фраза, кою я по контексту интерпретировал как вменение мне оскорбления ′завсегдатаев′, формально имеет неопределённую модальность. Допускаю, что *ошибся. Потому прошу уточнить уже определённо: вы обвиняете меня, что я оскорбил завсегдатаев -- в смысле не что кто-то, например, вы, оскорбился, а что я сделал это намеренно?
*Отсутствие вашего ответа либо невнятный ответ, нп. в стиле "включить тупого", интерпретирую как то, что не ошибся.
СИрена(25.06.2022 15:37:30)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
Дмитрий, повторю: если не можете писать рецензии, не обижая авторов, в ТМ лучше не участвовать.
Не понимаете, что обижаете - примените Ваши выдающиеся аналитические способности, проанализируйте свои посты.
Мои анализировать не нужно.
Дмитрий Верютин [Москва] (25.06.2022 17:31:08)(Ответ пользователю: СИрена)
От прямого ответа вы увильнули, засим я уверился, что не ошибся, и слово "бред" назад не беру. Как и не беру назад сказанное в иной теме (знаете в какой) "клевета", кое вы отказались опровергнуть фактами, ответив невпопад же.
[Мои анализировать не нужно.]
Да, анализировать клевету и бред нет практического смысла, ибо адресату, имеющему, как способ квазиоправдания, включение тупого, -- не будет проку. Итак, до получения ваших публичных извинений за клевету -- игнор!
Итак, показываю сразу два варианта, где по возможности учтены реплики
рецензентов, которых можно условно отнести к разным лагерям.)
1
Из прошлого выбери год,
из года рандомный день.
И все, что на память придет
в него, как в иголку, вдень;
и крестиком вышей на
туманной зари канве,
как за перекрестьем окна
роса дарит свет траве.
и как далеко не с утра
на юг собрались облака,
а белену утрат
пока не несет река;
и даже когда росы
вечерней придет черед,
нет повода для слезы,
что точкой за днем падет.
2
Выбери в прошлом год,
месяц, неделю, день:
что на память придет
в день, как в иголку, вдень.
Вышей иголкой на
предрассветной канве,
как за крестом окна
светит роса в траве;
как не совсем с утра
к югу плывут облака,
чтоб холода утрат
не начались пока;
и даже когда росы
вечерней придет черед,
нет повода для слезы,
что только момента ждет.
Как бы ни глумился г-н Верютин, считаю, что Вы, уважаемый автор, стали писать намного лучше. Особенный прогресс виден в выборе лексики.
Не исключаю, что это произошло и благодаря замечаниям, полученным от участников ТМ.
Думаю, наиболее удачный вариант выберете сами.
Главное, что и эта ТМ оказалась полезной, поскольку подвигло на усовершенствование стихотворения. А это и есть главное достижение и ТМ, и автора.
Дмитрий Верютин [Москва] (25.06.2022 08:03:13)(Ответ пользователю: lf)
Вторая строчка стала лучше! И благодаря этому в первых трех строках появилась реалистическая внятность.
Сегодня день удивления. Улучшенная строка! И уже ТРИ строки со смыслом!
Таки польза от ТМ кому-то есть! Есть!! ЕСТЬ!!!
СИрена(25.06.2022 15:51:22)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
"Сегодня день удивления. Улучшенная строка! И уже ТРИ строки со смыслом!
Таки польза от ТМ кому-то есть! Есть!! ЕСТЬ!!!"
ц.: Дмитрий Верютин
Вот именно, Дмитрий. Если бы Вы были более лояльны по отношению к авторам портала, не имеющим профессионального литературного образования, писали рецензии таким образом, чтобы их могли понять не только профи, дело бы пошло ещё быстрее.
Понятно же, что ИЧ - портал не только для членов СП и прочих размножающихся со скоростью звука организаций.
Дмитрий Верютин [Москва] (25.06.2022 17:56:01)(Ответ пользователю: lf)
PS для ясности. Начиная с четвёртой строки, текст уже невозможно без полной переделки спасти для мыслящего читателя, ибо несколько раз (а достаточно и одного) нарушена логика. Я бы разъяснил конкретно, но кому это здесь нужно?..
А что, ещё какая-то другая фигурирoвала?
Если бы вообще не было слова "иголка", - и то было бы всё понятно.
--Роса и слеза напрямую не связана, она лишь свидетельствует времени.--
Понимаю, вечером выпадает роса, символизирует в вашем стихе закат жизни, скажем, но слово ДАЖЕ говорит о том, что это время почему-то непременно должно вызывать слёзы, еле сдерживаемые причём, но от слёз спасёт иголка-день и нитка-память.
Типа, я сижу фся старая такая и плачу, а тут на память пришёл случайный день из прошлого - и слёзы высохли, я радостная сразу стала, и смысл жизни замаячил впереди.)
Да ничего подобного!
Наоборот, пока думаешь о завтрашнем дне, - не до скуки и печали!
А как только в ностальгию погрузился, о прошлом вспомнил - так слеза и подступает.
Эля, почитал я тут Ваши дебаты с рецензентами, и вот что скажу. Как программист (в прошлом) в слове «рандомный» я вижу два значения: 1) случайный; 2) генерирующий случайное. Если в стихотворении это слово в первом значении, то можно было бы и не выпендриваться :) , а использовать всем понятное слово «случайный». Если же предполагается второе значение, что более интересный вариант, то тогда надо было бы пояснее, поярче раскрыть это обстоятельство – и если прозой, то вот так примерно написать:
«
Вновь за окном туманное скучное утро. Летом у нас часто по утрам бывают туманы. И наступающий день обещает снова быть скучным, но я знаю, что сделать… В моей прошлой жизни было немало дней, которые совершенно неожиданно для меня наполнялись удивительными приятными событиями. При этом всё выглядело случайным, но складывалось так удачно, что у меня возникал подозрение, что это вовсе и не случайно. «Может быть, это какая-то волшебница, Фея Счастья, мне помогает?» - гадала я об этом. Мои года росли, а такие волшебные дни случались всё реже, но зато всё больше становилось серых скучных дней, и вот однажды я подумала… вы не поверите!.. Я подумала, а почему бы мне самой не попробовать быть такой феей?.. Вспоминая свои волшебные дни, я заметила в них одно общее: день начинался с того, что утром за окном я несколько секунд видела разноцветные пятнышки-блёстки – я им не удивлялась, полагая, что просто толком ещё не проснулась, вот мне это и чудится, а может быть у меня глаза не совсем такие, как у других… Так вот, однажды я решила сама как бы нарисовать, а лучше сказать – вышить, мысленно вышить пятнышки-блёстки на белом полотне тумана в раме утреннего окна. И, представьте, у меня получилось! Вот и сейчас я сделаю это. Я припомню какой-нибудь из давних волшебных дней – он будет как волшебная палочка, палочка-иголочка, в которую я стану вдевать разноцветные нити приятных событий своего прошлого, и вышью крестиком яркие звёздочки на тумане, сверкающие как роса в лучах ясного утреннего солнца. И наступающий день будет для меня радостно-солнечным!
Но… день пройдёт, его волшебство закончится, а вечером я…Нет, мне, как волшебнице, грустить не положено, да и особых причин для этого нет. Просто у меня всё-таки глаза, наверное, не совсем такие, как у других, вот вечером из них и выкатываются слезинки…
»
А что касается этих двух новых вариантов, то и на моё восприятие начальный вариант лучше.
Герман Грю [Владимир-Воронеж] (25.06.2022 21:30:23)
С ума сойти. Это - прога, чистая. К стихам отношение не имеет.
Рандомный - слово есть... мертвое слово - для поэта. Желания объяснять - нет. Сирена, сори.
Стеб? Дурак? Я не слежу, хоть видел - if.
Герман Грю [Владимир-Воронеж] (25.06.2022 21:58:18)(Ответ пользователю: lf)
Для любой.
И эпоха ни при чём.
Рандомный - не звучное слово, иностранное, ни очень прижившиеся, не понятное, без массовых ассоциаций..., использование этого слова - поэтическая слабость... больше - полная бесталанность, не чувствие языка.
С , теплом, Герман!)))
lf(26.06.2022 12:18:45)(Ответ пользователю: Герман Грю)
Эпоха всегда при чем. Во времена Петра вон сколько иностранных слов влилось
в русский язык, которые тоже были непривычны и не вызывали массовых
ассоциаций, зато теперь та же пристань или гавань из стиха в стих кочует.)
Белла Минцева(26.06.2022 12:44:54)(Ответ пользователю: Герман Грю)
Люди как-то не могут раз и навсегда уяснить для себя: на то она и русская поэзия, что отражает всё богатство РУССКОГО языка!
И все эти непонятные иностранные заимствования не украшают произведение, а засоряют его.
Но это сугубо моё мнение, что технической, медицинской, прочей специальной терминологии не место в русской лирике.
Белла Минцева(26.06.2022 12:54:45)(Ответ пользователю: Герман Грю)
Точно.
Русская литература призвана вмещать в себя всё богатство русского языка!
Это очень хорошо понимал Пушкин, именно за это ему честь и хвала.
Ведь его учили с детства сначала французскому языку, он его знал лучше родного, но он никогда в своём творчестве им не злоупотреблял, а мог бы выпендриться!)
Когда слово употребляется в угоду размеру или рифме - это и есть
поэтическая слабость.)
То, что Вы не видите его отличия от эпитета случайный, не моя вина.)
спец. жарг. случайный ◆ Правда, в новой модели конструкторы обещают внести элементы непредсказуемости, чтобы могла отказываться, ссылаясь на рандомные причины. Юрий Никитин, «Рассветники», 2015 г.
А в толковых словарях этого слова вообще нет.
Русским языком, своим родным, я владею в совершенстве.)
О неуместности и непонятности этого слова вам сообщили многие участники обсуждения.
Олег Рещиков(05.07.2022 17:13:59)(Ответ пользователю: lf)
Боже!" Как же вас достали, умники, не способныне ни на что!
В таких слкчаяж я всегда приывожу этот пример:
"Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь."
И пусть оазбирают и попробуют сказать - кто это и, о чём это.
А от себя добавляю:
Бог поровну всем раздаёт талантов.
Один вопрос – писать иль не писать.
Порой мы сами создаём себе гигантов,
Что было за ступни кого кусать!
Зашла сейчас на страницу к lf .
У неё опубликовано 100 стихотворений и 40 !!! из них она показывала в ТМ.
Почти половину!
Если lf так раздражают замечания рецензентов, то может ей следует начать самостоятельно писать стихи? :)))))
Светлана Владимировна! Вам не кажется, что Вы переступаете границу? Даже если автор все свои произведения будет показывать на ТМ, в этом нет ничего криминального, имеет полное право. А вот Ваш пост явно направлен на унижение автора, что недопустимо.
А Вы, Януш, разве Куратор, что делаете мне замечание?
Я три года в ТМ и знаю её Правила.
.
Так что, поучите лучше lf хорошим манерам.
Это она в данной теме вела себя непристойно! Она постоянно оспаривала советы ВСЕХ рецензентов, как будто мы пришли к ней на страницу, а не она в ТМ.
Пусть lf перечитает регламент, если забыла. Никто ей ничего не должен! Это любезность, что 9 авторов разбирали её стишок.
Пусть благодарит, а не заносчивость демонстрирует.
Автор перессорилась в этот раз с КАЖДЫМ. Это что такое?
Впервые за три года сталкиваюсь, с подобным неуважительным отношением к ТМ.
.
А то, что lf 40 раз побывала в Мастерской так это факт. Куда денешься.:)))))
Светлана Владимировна, прошу не усугублять. Вы сами понимаете, что автор ничего не должен исправлять вопреки своей воле. И рецензентов в ТМ за уши никто не тянет - сами приходят. Так что про обязанность автора "соблюдать манеры", которая, видимо, должна выражаться в полном отсутствии возражений, лучше не упоминать.
Благодарю за понимание.
Да и пусть ничего не исправляет автор! :))) Мне до этого дела нет, уважаемый Куратор!
Я лишь высказываю своё мнение о стихах, поскольку человеку пришёл его послушать.
Но меня СОВЕРШЕННО не интересуют его ответы.
Вы правы — спорить со мной не надо. Это, как в магазине — хочешь бери товар, не хочешь — не бери.
.
Но когда автор устраивает с каждым рецензентом потасовку , может тогда следует вмешаться Куратору?
И не рецензентов одёргивать, а зарвавшегося автора?
Надеюсь, что была услышана!
Когда автор "зарвётся", тогда и получит замечание. Пока замечание получаете Вы. И, увы, неоднократное. Не хотелось бы расставаться с рецензентом в Вашем лице.
Присоединяюсь к Вашему замечанию, Елена.
Полагаю, участник ТМ не должен постоянно, настойчиво, при помощи большого количества постов навязывать своё мнение, делать выводы относительно личности автора и заниматься развалом ТМ.
Следующее предложение Светланы Владимировны
"БЕЛЛЕ МИНЦЕВОЙ.
Белла, где Ваше ясное "око".
Вы разве не поняли с кем имеете дело? Самое правильное данную тему покинуть. Будьте милосердны."
считаю недопустимым.
А это, Януш, пост Ольги Васильевны. Посмотрите, что в нём написано аж 11 дней назад. !!!
===========
Ольга Васильевна [Челябинск] (15.06.2022 22:55:37)
(Ответ пользователю: lf)
Интересно, что Вас саму не устраивает? Пока ни одно мнение Вам не понравилось... А Вам точно чьи-то мнения нужны??
===========
Возьми стохастический год
в былом и спонтанный день --
к тому, что в церебрум придёт,
рандомные рифмы придень,
и логику-суку херь,
и синтаксис юзай лишь
окказиональный!.. Верь,
пиит -- будет мега-стиш!
На прошлой ТМ я предложила г-ну Верютину немного отдохнуть от чересчур активного участия в ТМ. Увы, он моему предложению не последовал, зато занёс в ЧС и теперь позволяет себе "от всей души" нарушать Регламент.
Полагаю, свой "мега-стиш" он мог бы разместить на собственной странице.
Очень много шероховатостей в стихе.
Если позволено всю правду высказывать...
Помимо чего-то рандомного- фантомного, что совсем не вяжется с общим стилем, есть и другие.
Крестиком вышей на - в этом месте волей неволей акцент попадает на На.
Это, знаете, как бы...не запрещено, конечно, но в совр.рус.языке вызывает не очень приличные ассоциации.
К тому же в этом сложносочинённом предложении автор вообще запутался.
Что - здесь заменяется словом Которая.
Итак, вот что мы имеем:
Вышей крестиком на туманной канве,
Которая за перекрестьем окна дарит свет.
До бишь канва его дарит.
А роса тут при чём?
Ну и так дальше.
Устала...