1.
По телевидению не раз говорили,
что во время Великой Отечественной войны советского народа
за суверенитет СССР
против антисоветских немецко-фашистских захватчиков,
пытавшихся расчленить Советский Союз,
стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом»
читали по радио и публиковали в газетах,
и боевые военачальники рассказывали,
что это стихотворение поднимало бойцов в атаку на врага.
Константин Симонов
Если дорог тебе твой дом...
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал...
Если мать тебе дорога –
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель...
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал...
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
1942
К.Симонов – Если дорог тебе твой дом
Читает Константин Симонов.
Продолжительность 4:35
Архив авторской песни
Вечер поэзии Константина Симонова в Концертной студии "Останкино",
1977 год,
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт
имени А.М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений -
в 1936 году в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"
были напечатаны первые стихи Симонова.
Видео.
Стихотворение Кнстантина Симонова «Если дорог тебе твой дом»
читает Михаил Царёв. Запись 1942 года.
По телевидению не раз говорили,
что во время Великой Отечественной войны советского народа
за суверенитет СССР
против антисоветских немецко-фашистских захватчиков,
пытавшихся расчленить Советский Союз,
стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом»
читали по радио и публиковали в газетах, и боевые военачальники рассказывали,
что это стихотворение поднимало бойцов в атаку на врага.
Константин Симонов
Если дорог тебе твой дом...
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал...
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель...
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал...
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед,—
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат,—
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
1942
Константин Симонов, вероятно гений, талант невероятный.
Действительное, пережитое, очевидное, формировали причины
думать. Из чувств, которые существа переживаний, складывается и
философия, которая отличаясь от догм располагала на то время
единственный путь - поэзия и проза. Так и есть, талант поэтов и
писателей времени войны - не превзойти. Констатировать.
Поэтому и называли фашизм - чума. Страшная болезнь граничащая
с преступностью жестокой похожей на маньяков.
И препоны толка мнений в том, что эти маньяки используют на
все сто - науку, специализации. Превзойти все и вся их конструкция
идеологи. За это они убивают. За это и терзают сознания -
всеми способами и средствами. Интеллект - одно из оружий
фашизма. Альтернатива - защищающийся, как Константин
Симонов, словом от природы рождающий своё - истину.
Видео.
Гимн Москвы «Дорогая моя столица». Уходя на фронт, слушая песню Моя Москва
поэтов Марка Лисянского и Сергея Аграняна на музыку И. Дунаевского,
люди из всех Братских Союзных Республик СССР
понимали, что Москва - это и их столица, а не только столица россиян.
В Новой независимой России 14 июля 1995 г. песня «Моя Москва»,
1941 - 1942 гг., советских поэтов Марка Лисянского и Сергея Аграняна
и композитора И. Дунаевского,
без слов о Сталине,
была утверждена как официальный гимн города Москвы - столицы РФ,
а во время Великой Отечественной войны эти строки из песни
«И врагу никогда не добиться,
чтоб склонилась твоя голова»,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!"
поднимали советских людей в атаку на врага и за освобождение
нашей Великой Родины СССР
от немецко-фашистских захватчиков и за столицу нашей Родины СССР город Москву,
которую защищали и 28 героев панфиловцев, о которых поётся в песне,
и все Братские Советские народы -
и России, и Украины, и Белоруссии, и Туркмении, и все Братские народны
из всех Советских Республик Советского Союза.
"Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов".
О значении поэтических строк
В 1966 году в ознаменование 25-летия Победы под Москве
на 23-м километре Ленинградского шоссе,
где в 1941 году были остановлены гитлеровские полчища,
был установлен монумент,
на барельефе которого высекли строки из песни «Моя Москва»
советских поэтов Марка Лисянского и Сергея Аграняна :
«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова».
-------
Гимн Москвы
Моя Москва
Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян,
композитор — Исаак Дунаевский.
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
«Дорогая моя столица» («Моя Москва») — советская песня о Москве времён Великой Отечественной войны. С 14 июля 1995 года — официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский.
История
В ноябре 1941 года, прежде — журналист и поэт, а в военное время — командир сапёрного взвода, младший лейтенант Марк Лисянский возвращался после лечения в госпитале в Ярославле в кузове попутного грузовика в свою 243-ю стрелковую дивизию, находившуюся на Калининском фронте и участвовавшую в битве за Москву.[1]
Переживая за судьбу столицы, Лисянский набросал в блокноте стихотворение «Моя Москва» («Дорогая моя столица»). Когда машина проезжала через Москву, оно уже было готово, и во время получасовой остановки на Пушкинской площади поэт успел отдать его в редакцию журнала «Новый мир». Стихотворение было опубликовано в декабрьском номере за 1941 год, однако, в связи с переездом редакции в Куйбышев, увидевшем свет только в феврале 1942 года. Текст тогда состоял из двух строф[1]:
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
У комбайнов, станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе,
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.
Никогда врагу не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Первое четверостишие можно считать биографичным: во время вражеской бомбардировки порядков дивизии одна из бомб разорвалась рядом с Лисянским — он потерял сознание и был засыпан землёй, нашли его только тогда, когда он очнулся и начал стонать; через некоторое время после контузии Марк Самойлович был снова в строю, но на ночных занятиях по боевой подготовке сапёров сломал ногу, провалившись в волчью яму в лесу, причём не мог из неё выбраться самостоятельно, но позднее был найден, после чего и направлен на лечение в Ярославль; дома Лисянского ждала любимая жена.[1]
По возвращении в дивизию Лисянский отдал стихотворение её коллективу художественной самодеятельности, оно было переложено на простенькую музыку и впервые стало песней.[1]
Весной 1942 года композитор Исаак Дунаевский, ездивший тогда вместе с руководимым им ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников на агитпоезде по Сибири, увидел стихотворение в журнале и тут же, прямо на полях журнала, написал ноты. Затем он, после неудачной попытки найти фронтовой адрес Лисянского, попросил режиссёра своего ансамбля Сергея Аграняна дописать текст. Тот от текста Лисянского оставил первую строфу и концовку второй строфы, а между ними добавил[1]
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
В последних двух строчках говорится о подвиге 28 панфиловцев, незадолго до этого,
остановивших наступление танков на Москву у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе.[1]
Завершала песню строфа о грядущем светлом будущем[1]:
День придёт — мы разгоним тучи,
Вновь родная земля расцветёт.
Я приеду в мой город могучий,
Где любимая девушка ждёт.
Я увижу родные лица,
Расскажу, как вдали тосковал…
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Первой исполнительницей стала солистка ЦДКЖ Марина Бабьяло; премьера состоялась на станции Дивизионная[2]; публика заставляла артистов играть песню пять раз подряд. Весной 1943 года ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников под управлением Исаака Дунаевского оказался в Москве и на одном из правительственных концертов исполнил «Мою Москву», причём её пришлось несколько раз повторить на бис. Это заметил Иосиф Сталин и дал указание записать грампластинку. В ответственном за это Радиокомитете заметили, что в песне не упоминается Сталин, просили у Дунаевского изменить текст, а когда тот отказался, сами исправили это «упущение», заменив последнюю строфу на[1]:
Над Москвою в сиянии славы
Солнце нашей победы взойдёт.
Здравствуй, город Великой Державы,
Где любимый наш Сталин живёт…
Будем вечно тобою гордиться,
Будет жить твоя слава в веках,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
В 1943 году «Моя Москва» в исполнении З. Н. Рождественской была записана в Радиокомитете и стала транслироваться на всю страну. Однако самому Сталину изменение текста пришлось не по душе, и произведение было перезаписано в варианте Аграняна[источник не указан 179 дней]. Часто утверждается, что в 1944 году, когда Лисянский находился в госпитале в Москве, Лисянский и Агранян встретились друг с другом и согласовали его, однако сам Марк Самойлович это отрицал.[1]
Строфа о Сталине после Победы была переделана:
Над Москвою знамена славы,
Торжествует Победу народ.
Здравствуй, город Великой Державы,
Где любимый наш Сталин живёт!
Но после речи Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС
с развенчанием культа личности Сталина
вся эта строфа была исключена из песни.
Песня использована в рисованном фильме-плакате,
посвящённом 800-летию Москвы (1947 год), — «Тебе, Москва!».
К середине 1960-х годов аграняновский куплет о грядущей Победе
постепенно отпал,
также произошли некоторые незначительные изменения слов.
В таком варианте, ставшем классическим,
песню исполняли Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Зыкина,
Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии и другие[1].
В 1966 году в ознаменование 25-летия Победы под Москвой
на 23-м километре Ленинградского шоссе,
где в 1941 году были остановлены гитлеровские полчища,
был установлен монумент, на барельефе которого
высекли строки из песни «Моя Москва»:
«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова».
Песня стала символом сопротивления оккупантам
и единения советских людей для отпора врагу.
Это подтвердилось в ходе обсуждения песенных произведений,
посвящённых столице, комиссией, созданной Комитетом по культуре
Правительства Москвы для решения вопроса,
какое из них рекомендовать как гимн Москвы.
Были прослушаны и проанализированы лучшие, проверенные временем,
пользующиеся заслуженной популярностью песни о Москве,
рождённые в довоенные, военные и послевоенные годы.
В итоге комиссия пришла к выводу, что лучшей из них,
уже практически ставшей символом Москвы
является советская песня «Моя Москва»
композитора Исаака Дунаевского на слова Марка Лисянского и Сергея Аграняна.
Законом города Москвы от 14 июля 1995 года № 15-51
песня «Моя Москва» была утверждена как официальный гимн города [3].
Иосиф Сталин. Речь к Победе над Германией 9 мая 1945 года
Опубликовано: 3 дек. 2015 г.
Продолжительность 8:51
Говорит Сталин
3:22
Три года назад Гитлер всенародно заявил,
что в его задачи входит
расчленение Советского Союза
и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики
и других областей.
3:40
3:41
Он прямо заявил:
«Мы уничтожим Россию, чтобы они больше никогда
не смогла подняться»
Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера
не суждено было сбыться, – ход войны развеял их в прах.
На деле получилось нечто противоположное тому,
о чём бредили гитлеровцы Германия разбито наголову.
Германские войска капитулируют.
4:22
Видео. Эпоха Сталина. 24 июня 1945 г.
Полная версия Парады Победы в Москве – бывшей столице СССР.
Советские воины-победители антисоветской фашистской гитлеровской Германии
в Великой Отечественной войне Советского народа,
защитившие единство и независимость нашей Великой Родины СССР
бросают
знамёна поверженных войсковых частей антисоветской фашистской Германии
к подножию Мавзолея имени В.И. Ленина.
Эпоха Сталина. Видео. Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года. В Цвете.
Советские воины-победители
Великой единой и неделимой Советской армии Советского Союза,
защитившие единство нашей Родины СССР
в битвах
с антисоветскими гитлеровскими фашистскими захватчиками
в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.,
бросают
знамёна поверженных войсковых частей антисоветской фашистской Германии
к подножию Мавзолея имени В.И. Ленина.
Всесоюзный парад физкультурников 12 августа 1945
/ Union parade of athletes on Red Square
Опубликовано: 21 окт. 2018 г.
Продолжительность 42:32
Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади / Union parade of athletes on Red Square
Режиссер – Василий Беляев
Ассистент режиссера - Ирина Венжер, Иосиф Посельский
Дата съёмки - 12 августа 1945
Премьера - 1945
Жанр - Документальный, кинохроника
Оператор -
Производство - Центральная студия документальных фильмов
Всесоюзный парад физкультурников (1945) - документальный фильм о Всесоюзном физкультурном параде в Москве на Красной площади. Первый послевоенный парад физкультурников (и последний на Красной площади) состоялся 12 августа 1945 года и был посвящён Победе. Выступало 25 тысяч участников из 16 союзных республик. В спортивно-гимнастической части парада было 22 выступления, продолжавшихся 4 часа 20 минут.
На трибуне Мавзолея присутствуют: Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Георгий Маленков, Михаил Калинин, Анастас Микоян, Вячеслав Молотов, Семён Будённый, Никита Хрущёв, Лазарь Каганович, Николай Шверник, Климент Ворошилов, Георгий Жуков, генерал Дуайт Эйзенхауэр (США), Уильям Аверелл Гарриман (посол США в СССР) и другие.
Победный 1945 год. Впервые после Великой Отечественной войны на Красной площади проходит парад физкультурников. На трибуне Мавзолея стоят руководители страны. На гостевых трибунах представители иностранных государств.
В колоннах идут делегации союзных республик в национальных костюмах.
Этот парад должен был символизировать возрождение сложившейся
в довоенное время традиции, которая была не столько спортивным,
сколько идеологическим мероприятием.
А это был парад победителей...
Из воспоминаний профессора МГИМО Виктора Попова:
Не успел завершиться парад Победы, как в Москве началась подготовка к новому параду, на этот раз физкультурному. В спортивных обществах, в вузах и техникумах были отобраны тысячи девушек и юношей, которые постоянно проводили интенсивные тренировки. Из МГИМО среди немногих на парад был рекомендован я (видимо, сыграл значение мой рост и спортивная внешность). Наша группа проводила тренировки на стадионе «Локомотив» на Новорязанской улице (который был мне хорошо знаком, так как ещё школьником ходил сюда на каток) через день, а за две недели до парада ежедневно.
Перед тренировкой мы получали сытный обед из пяти блюд на фабрике-кухне около метро «Красносельская». Ещё действовала карточная система, и получать такой обед было мечтой для каждого москвича.
Парад состоялся в День физкультурника, 12 августа 1945 г.
На трибуне мавзолея находилось всё Политбюро во главе со Сталиным.
На центральную трибуну был приглашён генерал Дуайт Эйзенхауэр с сыном,
которые официально были гостями маршала Жукова.
Из воспоминаний президента США Дуайта Эйзенхауэра:
Пять часов стояли мы на трибуне мавзолея, пока продолжалось спортивное представление.
Никто из нас никогда не видел даже отдалённо похожего на это зрелище.
Спортсмены-исполнители были одеты в яркие костюмы, и тысячи этих людей исполняли движения в едином ритме. Народные танцы, акробатические номера и гимнастические упражнения исполнялись с безупречной точностью и, очевидно,
с огромнейшим энтузиазмом.
Оркестр, как утверждали, состоял из тысячи музыкантов, непрерывно
играл в течение всего пятичасового представления.
Генералиссимус не обнаруживал никаких признаков усталости.
Эпоха Сталина. В Москве – бывшей столице СССР
Парад физкультурников 12 августа 1945 года
Звучит песня Москва майская –
Кипучая, могучая, никем непобедимая,
Страна моя, Москва моя – ты самая любимая!
Авторы песни:
Композиторы – братья Дмитрий и Даниил Покрасс;
Текст к песне написал композитор Василий Лебедев-Кумач.
Сталин. Парад физкультурников 12 августа 1945 года
Опубликовано: 2 мая 2017 г.
Продолжительность 2:44
Первый послевоенный парад физкультурников
(и последний на Красной площади) состоялся 12 августа 1945 года.
Он был посвящён Победе.
Выступало 25 тысяч участников из 16 союзных республик.
В спортивно-гимнастической части парада было 22 выступления,
продолжавшихся 4 часа 20 минут. Цветная документальная хроника
«Всесоюзный парад физкультурников 12 августа 1945 года»
(реж. Василий Беляев, ЦСДФ, 1945)
была показана по телеканалу Культура 9 мая 2011 года
Звучит песня Москва майская.
Авторы песни:
Композиторы - братья Дмитрий и Даниил Покрасс;
Текст к песне написал композитор Василий Лебедев-Кумач.
Песня «Москва майская» изначально песня предназначалась
для советского документального фильма «Двадцатый май».
Так что, написана она была в 1937 году к 20-й годовщине
установления Советской власти.
Позже, в 1959 году в текст песни была внесена корректировка.
Из текста была убрала строка о товарище Сталине.