Ночь окутала народы
Смута, горечь и тоска.
Не полярная, на годы,
Пуля дремлет у виска.
Темный час перед рассветом
Ждать, иль в ночи раствориться.
Жить иль выжить, мне б с советом
К Богу, что ли обратиться.. https://www.chitalnya.ru/work/3298916/
Ночь окутала народы (двоеточие)
Смута, горечь и тоска.
Не полярная, на годы (здесь многоточие, поскольку иначе можно подумать, что у виска дремлет не полярная пуля)
Пуля дремлет у виска.
Темный час перед рассветом,
Ждать, иль в ночи раствориться (мне кажется, что в ночИ. И из размера Вы с этой строчки вылетели на слог)
Жить иль выжить, мне б с советом (в этом случае обращаются ЗА советом. А то получается, что это Вы Богу советовать будете)
К Богу, что ли, обратиться (и эта строчка на слог длиннее основного стиха. Кроме того, лично мне режет глаз заезженная глагольная рифма "раствориться - обратиться")
К фабуле стиха претензий не возникло. Так что надо подумать над его огранкой, чтобы углы не выпирали и ничто слух не резало.
Андрей Луканкин(27.04.2022 01:18:46)(Ответ пользователю: Илья Бестужев)
"Ждать, иль в ночи раствориться (мне кажется, что в ночИ. И из размера Вы с этой строчки вылетели на слог)"
В нОчи, недопустимо?
Ночь окутала народы:
Смута, горечь и тоска.
Не полярная, на годы...
Пуля дремлет у виска.
Темный час перед рассветом,
Ждать, иль в нОчи раствориться.
Жить иль выжить, за советом
К Богу, что ли заявиться..
Вот что хотел сказать..
"Не полярная, на годы", фраза, прямолинейно подходит к первой строке, но она и в виде метафоры (продолжительного временного отрезка) относится и к фразе "пуля дремлет у виска". Отсылка к непрекращающимся санкциям на протяжении долгих лет.
Не воспринимается такая метафоричность на слух?
Илья Бестужев [Москва] (27.04.2022 01:25:28)(Ответ пользователю: Андрей Луканкин)
Ну, не полярная пуля в качестве метафоры более чем спорна. Я бы разорвал поток многоточием, пуля может дремать у виска и без отсылки к полярной ночи. А "раствориться-заявиться" мало того, что избитая рифма, так еще именно эта пара строк на слог вылезает из размера.
Темный час перед рассветом -
Ждать, в ночи теряяя нить?
Жить? Иль выжить? За советом
К Богу надо ль заходить?
Я бы примерно так сказал. Но это лишь прикидки, постарался убрать "ться" и причесать стих под единый размер)
Андрей Луканкин(27.04.2022 01:43:10)(Ответ пользователю: Илья Бестужев)
"Раствориться", важное слово. Оно, противовес ожиданию - слияние с новой окружающей обстановкой..то, из чего надо выбирать.
Жить по старому и "будь что будет", ибо неизвестно, когда мир "устаканится"..и доживёшь ли до этого момента, или меняться под критические условия..
Изменения, тоже могут быть опасны, как и ожидание.
Неполярная не пуля, а продолжительность её дрёма у виска. Это всё вновь, отсылка к продолжительному кризису. Не, никак?
У вас же была метафора "прокуренная копейка". Мне она понятна но, я так понял, понятна она не всем. Прокуренная=затемненная местами (грязь, застрявшая в местах стыка выпуклых частей монеты и гладкой части), чем-то напоминает темные пятна на луне.
Уважаемый автор. Всем участникам ТМ необходимо изучить Регламент ТМ (см. в рубрикаторе тем) и правильно оформить тему (дать ссылку на стихотворение и поставить знак ТМ в названии).
Произведение должно быть размещено в Избе-Читальне.
Куратор ТМ(27.04.2022 01:37:58)(Ответ пользователю: Андрей Луканкин)
К моменту размещения в ТМ стихи должны быть опубликованы в ИЧ, а ссылка должна быть указана в преамбуле темы. Желательно также указать, что Вас не устраивает в тексте.
Андрей, приветствую в ТМ.
Смысл стихотворения мне тоже нравится.
1. Я бы порекомендовала Вам выразить первую и вторую строку одним предложением.
2.Если заявлено, что народы окутала ночь, то во второй строке, возможно, стоило бы употребить имена нарицательные, которые ассоциируются именно с ночью.
3. Финальная строка "К Богу, что ли обратиться" на мой взгляд, выражена несколько небрежно из-за употребления неопределённого вводного слова "что ли".
У верующего человека нет сомнения, что для решения жизненно-важного вопроса "обратиться" к Богу нужно безоговорочно.
Неверующий с тем же успехом может обратиться к психотерапевту, астрологу, политологу и т. п. Хотя намерение обратиться к Богу заслуживает уважения.
4."Мне БССоветом" звучит не слишком симпатично. Подумайте о других сочетаниях. Например: ....выжить ... за советом. А ещё более правильно было бы заменить слово "совет".
5."Пуля дремлет у виска" оригинально, хотя с первого раза метафора воспринимается с трудом.
6. Не поняла, "не полярная, на годы" сказано о пуле, о ночи, или - о тоске? Если о тоске или о ночи, думаю, нужно иначе расставить знаки препинания, подумать о том, как иначе расположить строки или поискать другие рифмы.
То есть, первые четыре строки хорошо бы оформить более чётко.
Ирина
Андрей Луканкин(27.04.2022 09:03:37)(Ответ пользователю: СИрена)
"Финальная строка "К Богу, что ли обратиться" на мой взгляд, выражена несколько небрежно из-за употребления неопределённого вводного слова "что ли".
У верующего человека нет сомнения, что для решения жизненно-важного вопроса "обратиться" к Богу нужно безоговорочно."
Последняя строка, как вызов ребёнка к Отцу. Это провокация. В ней и сомнение и безнадёжность и уверенность, что "Отец в курсе событий".
Показное неверие в то, что Он подскажет какой-то неведомый путь в такой ситуации.
Создатель всегда, призывает к терпению и смирению.
Здесь, можно усмотреть, возможно продолжить додумывать то, что происходящее в мире, это от того, что мы перестали Верить и обращаться к Богу..
Спасибо за критику и рекомендации.
Буду пробовать что-то изменить...для красоты, но не для изменения сути.
СИрена(27.04.2022 09:16:07)(Ответ пользователю: Андрей Луканкин)
Андрей, менять суть никто не просит. С ней всё в порядке. Красивости тоже не нужны.
Доверительный, близкий к разговорному тон стихотворения особой красоты не требует. Но требует более тщательного отбора лексики.
Приятно, что готовы работать над стихотворением.
Ирина
Здравствуйте, Андрей!
Небольшое стихотворение-размышление, стихотворение-исповедь.
Понимаю Вас: каждое слово очень важно и несёт авторскую нагрузку.
Из-за малого размера стихотворения, допустимо сделать 2-ое четверостишие с иным размером. Даже оригинально.
Мне понравилась метафора с пулей.
Да и глагольная рифма в единственном количестве не напрягает.
А вот в строке "Темный час перЕд рассветом" — "перЕд" читается с неверным ударением, что делает строку неопрятной.
.
Взгляните, может такой вариант Вам понравится и подтолкнёт к новым мыслям?:))
.
Ночь окутала народы:
Смута, горечь и тоска.
Не полярная — на годы
Пуля дремлет у виска.
... Тёмный пред рассветом час...
Ждать? В ночи ли раствориться?
Жить иль выполнить приказ?
Мне бы к Богу обратиться...
Андрей Луканкин(27.04.2022 10:49:05)(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)
Здравствуйте, Светлана Владимировна!
"Жить иль выполнить приказ?" Нет приказа у человека. Ему самому необходимо перестать метаться и отдать себе приказ.
Есть два варианта..
1. Ждать, ибо ситуацию вокруг не изменить. (выживать - ужаться и "не отсвечивать")
2. Самому измениться...ибо ожидание слишком растянулось. Изменения болезненны и даже опасны... но точно не скучны. В общем...с риском, но со вкусом.
"Мне бы к Богу обратиться..." - меняет фразу с провокационной и глубокой, на банальный инфантилизм. Не согласны?
Андрей, Вы не совсем поняли назначение ТМ.
Здесь в основном указывают на ошибки стихосложения.
Я Вам показала, как можно исправить неверное ударение в предлоге.
Показала, как сделать строку более мелодичной.
Но стихи Вы сами сочиняйте.:)) И наполняйте их АВТОРСКИМ смыслом любым — хоть иронией, хоть трагизмом.
Это Ваше стихотворение.
И не обязательно отвечать. Подумайте пару дней.
Но потом, отдельным постом, покажите свой НОВЫЙ вариант.
Или старый.:)))
Удачи, Андрей!
Главное, нет внятно ни описанного текущего душевного состояния, ни поставленного вопроса. То есть не ясно, зачем писано, кроме как показать, что "хорошему парню плохо". Частности:
1. [горечь и тоска.] -- где граница смыслов? Тоска бывает без горечи?
2. [Не полярная, на годы, Пуля] А ′полярная′ пуля -- следовательно, полугодовая? Полгода -- время полёта или гарантии? Эту бессмысль невозможно представить!
3. [дремлет у виска.] -- воспринимается как желание самоубийства, и только так.
4. [иль в ночи раствориться.] -- о самоубийстве или о чём?
5. [Жить иль выжить] -- нет явного противопоставления для соответствия III закону логики, засим не визуализируется читателем. К тому же: 1) Как это сочетается с п. 3, 4? 2) В реальности сами можете гарантированно выбирать лишь меж жить / нет. Качество же, т. е. жизнь / выживание, можете лишь планировать.
6. [мне б с советом К Богу, что ли обратиться] -- это как? (Впрочем, ранее вам уже указали.)
Андрей Луканкин(27.04.2022 11:26:13)(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)
1. Да, тоска бывает без привязки к конкретной горечи (обид, неудач, несчастий). Бывает просто плохое, тоскливое настроение, причина которого не определена.
2. К кризисам долгосрочным "привыкшие", но вера в то что он когда-то закончится, испаряется. Надо перестраиваться и учиться жить в условиях постоянного наличия "пули у виска".
3. У вас, самоубийство. У меня, "пуля у виска"=активное агрессивное поведение запада, влияющее негативно на мою страну и как следствие..на меня.
Возможно, необходимо было "дремлет пуля у виска" в кавычки заключить, обозначив таким образом метафору?
4. "Раствориться", опять же..у вас к самоубийству относится, лично у меня к выбору... продолжать жить по законам "построения будущего", которое совсем непонятно.. или приняв условие того, что лучше не будет, адаптироваться и жить исключительно сегодняшним днем, в том числе нарушая правила окружающего мира.
5. Да, если вас увело в самоубийство, то 5. пункт, теряет смысл.
6. Уже исправил, благодаря подсказке.
Текущее состояние - состояние неопределенности. Стихотворение - размышление.."Как быть и что делать?"
Синонимы надо использовать, и правильно строить предложения, чтобы пуля полярной не получалась.
Тьма окутала народы
Смута, горечь и тоска.
Не полярной ночи годы
Пулю чуют у виска. - дремлющая пуля не страшна.
Хоть часок уж до рассвета, - обычную мысль нужно выражать ясно, намёков у Вас нет.
Ждать,невмочь и раствориться
В тьме безжизненной, - ко Свету
За советом обратиться ль.
Андрей Луканкин(27.04.2022 12:08:27)(Ответ пользователю: Амарант)
"Не полярной ночи годы", понравилась строка.
В первой часть, смысл сохранился. Во второй части есть искажение мысли.
"Часок", слишком пренебрежительно по отношению к ситуации...
1. После этого часа, рассвет может и не наступить.
2. "Час" , это относительное временное значение. Для государства, может и "часок", для человека...может быть отрезок длиннее жизни.
"ко Свету
За советом обратиться ль."
Совсем мысль не передаёт.
Амарант(27.04.2022 16:15:35)(Ответ пользователю: Андрей Луканкин)
Насчёт часа Вы правы, но и у вас мысль только обозначена, поработайте ваше же стихотворение. А насчёт Ко Свету за советом обратиться - вы не правы, , но все равно вам искать собственный вариант.
Ночь окутала народы
Смута, горечь и тоска,
Затуманились на годы -
Пуля дремлет у виска.
Тёмный час перед рассветом?
Ждать, иль выбрать жизнь в ночи?
Призываю Бога ветром!
Дрожью гаснущей свечи.
Андрей Луканкин(30.04.2022 13:04:17)(Ответ пользователю: Ольга Васильевна)
Наивно ВСЁ на этом свете
И относительно в нём всё
Кусок бумаги в туалете
Иль в холод, нижнее бельё.
))
Спасибо за комментарий. Главный смысл в изначальном и сарказм упрёка, направленный в сторону Бога, в изначальном варианте. Как передать его иначе, я не понимаю.
Елена Елей [Санкт-Петербург] (30.04.2022 13:03:14)(Ответ пользователю: Андрей Луканкин)
Андрей, ктО "затуманились на годы" - народы? Тогда точку лучше после слова "тоска", заменить запятой или точкой с запятой. Кстати, если уже "ночь окутала", то "затуманились" - по смыслу нечто подобное.
Если "пуля дремлет", то покажите смысловую замедленность этого действия, а не просто замершую в дремоте гипотетическую пулю.
"Призываю Бога ветром" - это как? Старайтесь избегать красивых, но бессмысленных фраз: "Призываю.. ветром.. дрожью свечи" - это больше напоминает волхование.
И пока смысловая составляющая выглядит довольно отрывочно, как будто из тезисов, из которых можно в общих чертах понять, о чём гласит столь краткое стихотворение. Может быть, стоит добавить 1-2 строфы?
Елена Елей [Санкт-Петербург] (30.04.2022 13:13:34)(Ответ пользователю: Андрей Луканкин)
Понимаете.. Писать кратко и ёмко по смыслу - это большой талант. Но только тогда, когда нельзя придраться ни к одному слову. И нельзя заменить слово, не испортив строчку.. Общий смысл - это самое лёгкое, что можно изобразить. Понимать на смысловом уровне могут даже животные)