Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Как написать рассказ


Выбрать темы по:  
Рубрика: Творческая мастерская
Просмотров: 357

С регламентом ознакомлена.
Пишу давно, в основном романы. А сейчас начала писать рассказы и поняла, что рассказы писать сложнее, чем романы. Открыта любой критике.

https://www.chitalnya.ru/work/3045598/

Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
***
Своими объятьями радуй подругу -
Только в этом дело человека.

Эпос о Гильгамеше


Я ее сразу заметил. Она была самой красивой женщиной на вечеринке. Высокая, статная, темные каштановые волосы. Когда я подошел к ней ближе, я смог получше рассмотреть ее лицо. Она не была европейкой. Cложно было определить откуда она родом.

- Неплохая вечеринка, - сказал я.
- Немного странная, - ответила она и улыбнулась. Ее улыбка была наполнена какой-то загадочной грустью.
- Как вас зовут? - поинтересовался я.
- Зовите меня Сидури. Хоть это не мое настоящее имя, все здесь зовут меня Сидури… О, это долгая история, которой я не хочу вас докучать. А кто вы, молодой человек?
- Меня зовут Дамиен. Я учусь в университете, но в этом году решил отдохнуть от учебы и немного подзаработать.

Только когда она назвала меня молодым человеком, я заметил, что она намного меня старше. Лет на десять… Мы сели на диван с мягкими пестрыми подушками под фиговым деревом и разговорились. Вообще-то я не разговорчив. И немного стеснителен. До сих пор удивляюсь, что нашел в себе смелость подойти к ней и начать разговор. Наверное я хорошо выпил в тот вечер.

Я искал работу и жилье. А ей нужен был садовник. Мой отец был профессиональным садовником и многому меня научил. Она взяла меня на работу и предоставила мне комнату в своем доме. Ее дом был великолепен, но он был старым и постоянно нуждался в мелких ремонтных работах: то кран потечет, то крыша. Сад был большим, но очень запущенным. А с террасы открывался великолепный вид на море, заманчиво искрившееся вдали.

Я и мечтать о таком не мог. До этого я жил с родителями, а потом в студенческом общежитии. С родителями у меня никогда не было особого взаимопонимания. Отец все время учит меня жизни, а мать постоянно надо мной подшучивает. В их глазах я - неудачник. Я не был первым учеником в школе. Мне было неинтересно учиться. Еще я асоциален. От своих сверстников я скрывал все, что любил и ценил: книги немодных писателей и старые черно-белые фильмы. Мои приятели меня бы засмеяли.

В университете мне стало немного легче, мне даже нравилось учиться. Как всегда я скрывал свои мысли и чувства от окружающих и общался со всеми поверхностно. У меня не было настоящих друзей. Что касается девушек, они меня интересовали с самого раннего возраста. Но они не особо интересовались мной, пока я не подрос. Уже с лицея у меня не было проблем в плане секса. Но как только я его получал, девушка становилась мне неинтересна. Я с ней рвал. Мне было ее жалко, но я ничего не мог с собой поделать. Одна, две, максимум три ночи с одной и той же девушкой, больше я не мог. Мне становилось скучно. Я никогда не задумывался хочу ли постоянных отношений.

В Сидури я влюбился с первого взгляда. А с тех пор, как стал жить в ее доме, я все больше и больше попадал под ее чары. В ней была какая-то загадка. И я знал, что мне ее не разгадать. Мы частенько говорили с ней теплыми летними вечерами, сидя в саду под бархатно-черным небом, полным тайн и звезд. Я еще никогда ни с кем так не говорил. Я был с ней самим собой. Беседа текла живо и даже бурно, как горная река, когда таит на вершинах снег. Мы говорили с ней о планетах, о невидимых мирах, о квантовой механике, о сумрачности реальности и о настойчивой яркости иллюзий. И еще о быстротечности жизни. Мы говорили обо всем, но только не о личном. Я не решался заговорить с ней о личном. Она тоже избегала говорить о себе. Так что я держался с ней на расстоянии. Она ведь была моим работодателем.

Иногда она приглашала к себе гостей. Обычно это были женщины - красивые, ухоженные, со вкусом одетые. Иногда это были женатые пары. Люди ее окружения были изысканы и интеллектуальны. До этого я никого подобного не встречал. Ко мне относились не только снисходительно, но можно даже сказать с вниманием и любовью. Я не чувствовал себя с ними изгоем. Хотя все они были намного меня старше, лет на десять и даже больше.

Как-то у Сидури собралась шумная компания. Один из гостей сделал комплимент ее великолепному, но обветшавшему дому.
- У вас люстры прямо как в фильме «В прошлом году в Мариенбаде».
Она засмеялась:
- Не только люстры. Я сама оттуда.
Потом она обратилась ко мне:
- И у нас с тобой был страстный роман в прошлом году в Мариенбаде и ты назначил мне встречу здесь. Только ты обо всем позабыл. И неудивительно, потому что мало кто помнит романы из прошлой жизни, даже самые страстные из них.
Я смутился и покраснел.
- Дамиен, не пугайся. Не воспринимай все так серьезно. В этой жизни все - иллюзия. Ты – моя иллюзия, а я – твоя.

Заманивала ли она меня в сети или просто смеялась надо мной? Я до сих пор не могу понять, кто из нас больше боялся близости. Она или я? Мне казалось, что она тоже была в меня влюблена. Но я не был в этом уверен.

Как-то после долгой, тяжелой работы в саду, у меня разболелась спина. Увидев, что я хожу согнувшись в три погибели, Сидури подошла ко мне.

- Я приготовлю тебе специальный напиток - каву. Ее пьют в Новой Каледонии.

Она ушла на кухню и через полчаса принесла мне прохладный напиток, который по цвету напоминал какао с большим количеством молока. Я сделал глоток. Жидкость была горькой и противной.

- Тебе надо выпить это залпом, - настояла она.
Я набрался мужества и заглотил весь стакан. Меня чуть не вырвало, таким гадким был этот напиток. Через несколько минут я почувствовал, как у меня слегка онемел язык и полость рта.
- Не бойся, это тебя расслабит, - сказала Сидури, которая все это время, смеявшись, за мной наблюдала.

Первое время я ничего особо не почувствовал кроме легкого онемения во рту и даже в области шеи. И еще у меня был перцовый привкус во рту. А через полчаса мое тело полностью расслабилось. Состояния эйфории или кайфа у меня не было, просто спало напряжение в мускулах как после массажа. Странно, я вообще перестал чувствовать свое тело, как будто парил в воздухе. Я пошел спать в девять часов вечера и проспал до одиннадцати утра следующего дня.

Прошло около месяца. Сидури постоянно была в моей голове. Я мечтал о том, как проведу с ней ночь. Я прокручивал сцены нашей любви. Я представлял ее обнаженное тело. Я чувствовал каждую клеточку ее организма. Я глубоко вдыхал ее запах. Я слизывал пересохшими губами микроскопические капельки ее сладкого пота. Теперь, когда я встречал ее утром на кухне, я отводил глаза, боясь, что она прочтет в них вожделение. Когда я с ней говорил, у меня дрожали от страха руки. Чтобы успокоиться, я попросил у приятеля косяк.
Поздним вечером я скурил полкосяка в саду. Я быстро уснул. Во сне мне почудилось будто в мою комнату кто-то вошел. Я не мог различить кто это был. Силуэт женской фигуры. Высокой, статной. Она села на краешек моей кровати и почти всю ночь просидела рядом, как будто наблюдая за мной. Ее присутствие казалось таким реальным, но я знал, что это был всего лишь сон под действием марихуаны. Вообще-то я не курю. Только иногда - несколько раз в году на вечеринках, если кто-то предлагает.

Я попросил у приятеля еще косяк. Я выкурил его вечером и у меня был похожий сон. Та же тень зашла ко мне в комнату, долго сидела на кровати и гладила меня по голове.

Я купил пакет марихуаны. И в тот же вечер скурил два косяка. Ночью я услышал, как в мою дверь тихо постучали. Я открыл. Она стояла прямо передо мной. Было очень темно, но я знал, что она была обнаженной. Мы поцеловались. Я не помню, что было дальше. У меня были странные видения. Мы долго парили в воздухе над лесом. Потом мы оказались в экзотическом саду. В Эдеме? Я помню страстные объятия, пряный запах пота... Я точно знаю, что был в раю.

Я увидел ее только после полудня. Она вела себя как обычно вежливо, держала себя со мной на расстоянии. К ней было не подступиться. Я не решился спросить у нее, была ли она со мной ночью. Она мне нежно улыбалась, когда мы с ней говорили о планетах, гороскопах, чакрах… Мы не говорили ни о чем личном. Как обычно.

Прошло несколько недель. Она сообщила мне, что уезжает. Она дала мне последний чек за мою работу. Сумма в чеке была приличная. Мне было неловко спросить, почему она так много мне заплатила. Как-то страшно было ее об этом спросить. Ведь вопрос о деньгах сугубо личный.
- А куда ты уезжаешь? - спросил я.
- Возвращаюсь домой.
- А это где?
- В Новой Каледонии.
Она сделала паузу.
– Возможно я сюда еще вернусь, - и она загадочно мне улыбнулась. Ее глаза были полны тепла… А может быть даже любви?

Мне было как-то неловко взять ее адрес. Прошло уже пять лет. Я до сих пор ее жду. Кто-то другой живет в ее доме. Каждый месяц я подъезжаю проверить, может она вернулась. Я делал запрос в Новой Каледонии. Но там никого нет по имени Сидури.

Совсем недавно я совершено случайно встретил Пьера, который вместе со своей женой часто приходил в гости к Сидури. Он пригласил меня на вечеринку. Вечеринка проходила в том же самом доме, где я впервые встретил Сидури.

Жена Пьера подошла ко мне:
- Ты помнишь Сидури?
Я вздрогнул и побледнел.
- Да, конечно, ответил я.
- Ведь она была в тебя влюблена. Но она так на много тебя старше. Ей было тогда сорок лет. А тебе было наверное чуть больше двадцати? Да, Сидури выглядела намного моложе своих лет. Казалось, что у нее было много денег. Но у нее их никогда не было. Она жила в том великолепном старом доме с видом на море, как будто он был ее. А на самом деле, хозяева дома платили ей деньги, чтобы она за ним следила. Как только дом продали, она уехала.
Пьер услышал наш разговор.
- Она еще всем говорила, что родом из Новой Каледонии. На самом деле, ее отец из Сенегала, а мать - парижанка.
- А где она сейчас? – спросил я с надеждой.
- Никто не знает. Она как будто испарилась, - задумчиво сказал Пьер и я увидел грусть в его глазах.

Мне было все равно, что Сидури не была той, за которую себя выдавала. У меня было только чувство горечи, что я не нашел в себе мужества начать с ней серьезные отношения. Хотя может я наивен. Сидури была слишком умна, чтобы начать отношения с парнем, который был на двадцать лет ее младше.

Сейчас я живу с родителями. Это временно. Хотя меня больше не раздражают увещевания отца и глупые шутки моей матери. Что касается девушек, сейчас с этим все просто. Мы договариваемся в сети, обмениваемся фото, а потом встречаемся на одну ночь. В этом я ничем не отличаюсь от большинства. Утром, когда ухожу, я говорю на прощанье до скорого, хотя мы оба прекрасно знаем, что больше никогда не увидимся. Я это делаю из вежливости.
Я больше не курю марихуану. У меня была от нее паранойя. Я часто задыхался, у меня был страх, что умру. Теперь я пью каву. Она меня расслабляет.

А моя мать надо мной подшучивает: «Чего ты всего так боишься? Смерти? Ведь ты даже не живешь».

* «В прошлом году в Мариенбаде» – эстетский черно-белый фильм режиссера Алена Рене. В фильме нет линейного повествования и неясно, что является реальностью, а что преломленным сознанием героев.

*Кава – напиток, оказывающий легкое седативное действие. Запрещен на всей территории Франции, кроме Новой Каледонии.


Комментарии:

Роберт Иванов   (18.03.2021   17:37:32)

Прекрасный рассказ.
Это настоящая литература.
Есть, конечно, мелкие недостатки и недочеты, и их довольно много. Поэтому укажу пока что только на один: "Я вздрогнул и побледнел".
Повествователь не может видеть, что он побледнел.
Возможно, позже вернусь к рассказу еще раз.

Асия Караева   (18.03.2021   17:57:57)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Большое спасибо, Роберт!
А я и не заметила. Я много раз этот рассказ перечитывала и переделывала. Не знаю, как его правильно читать, чтобы замечать все эти мелкие недостатки. А надо. Дьявол ведь в мелочах.

Еще буду раз внимательно перечитывать.

У меня еще часто проблема с героями. Хотелось бы сделать Дамиена очень реальным. Хотя я "списывала" его с реальных людей, правда, немного изменила. Эту реалистичность наверное надо передавать через диалоги?

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:00:25)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

На мой взгляд, Дамиен получился удачно. Внутренний монолог, пожалуй, тоже подходящее средство. Может, чуточку его больше индивидуализировать. Но очень осторожно, иначе испортите.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:03:28)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Надо либо иметь личного редактора, либо перечитывать не сразу, а через два-три месяца. Причем несколько раз. Словом, на полгода работы.
Как выйти из такого положения? Писать параллельно несколько рассказов. Тогда, пока пишутся второй и третий, первый отлеживается.

Асия Караева   (18.03.2021   18:07:45)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Да, согласна с Вами!

Я это тоже заметила, что надо перечитывать с большим перерывом, чтобы более объективно оценить собственное произведение.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:10:28)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Надо просто "остыть".

Роберт Иванов   (18.03.2021   17:51:03)

=не хочу вас докучать=
ВАМ докучать.
=я все больше и больше попадал под ее чары=
поДпадал
=нуждался в мелких ремонтных работах: =
Официально-деловой стиль. Лучше: в мелком ремонте
=сказала Сидури, которая все это время, смеявшись, за мной наблюдала.=
СМЕЯСЬ
=Мне было как-то неловко взять ее адрес.=
Лучше: попросить у нее адрес
=У меня была от нее паранойя.=
Откуда герой знает, что у него была паранойя? Паранойя - это диагноз. Ему его поставили? Тогда надо об этом сказать. А если не ставили, то надо сказать как-то по-другому, например: что-то параноидальное...

Асия Караева   (18.03.2021   18:03:23)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Спасибо!

Что касается "паранойи", это слэнг людей, курящих марихуану. Это принято. Они так и говорят. Это не диагноз в данном случае. "Паранойя" проходит, если бросить курить траву. ))

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:04:51)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Ага. Тогда надо как-то пояснить. Я марихуану не курю, соответственно, не знаю.

Людмила Домогацкая   (18.03.2021   17:56:34)

Очееь понравился рассказ. Зацепилась только за одну мелкую сюжетную неувязку: если Сидури не была владелицей дома, кем приходились ей все эти люди, которых она приглашала в особняк?

Асия Караева   (18.03.2021   18:05:03)
(Ответ пользователю: Людмила Домогацкая)

Спасибо, Людмила!
Да, наверное лучше это как-то пояснить. Я это сделаю.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:12:04)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Не говорите "сделаю", говорите: "попробую сделать".

СИрена   (19.03.2021   05:37:30)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Вы ошибаетесь, Роберт: попробую сделать - признак неуверенности:)

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:09:50)

За что мне понравился рассказ?
За то мастерство, с каким вы передаете зыбкость мира, в котором живут ваши герои.
Это фантастическое переплетение реального и иллюзорного - вероятно, можно показать в кинематографе, но чрезвычайно трудно передать словесно.

СИрена   (18.03.2021   18:17:08)

Асия, приветствую в ТМ.
Читать приятно. Рассказ глубокий, довольно колоритный. К сюжету и композиции претензий нет.
Но работы предстоит много, на мой взгляд.
Что можно посоветовать:
1.Употреблять меньше местоимений, в том числе - неопределённых.
2.Избавляться от не слишком литературных формулировок в литературном тексте.
Напр.: Уже с лицея у меня не было проблем В ПЛАНЕ СЕКСА.
...И даже в ОБЛАСТИ шеи.
Каждый месяц я подъезжаю проверить, МОЖЕТ ОНА ВЕРНУЛАСЬ.
СКУРИЛ полкосяка.
3АГЛОТИЛ весь стакан.
держала себя СО МНОЙ на расстоянии.
То есть, нужно более чётко представлять возраст и культурный уровень каждого персонажа. Тогда выбор лексики будет точнее.
Понятно, что не стоит изображать молодого человека ботаником , но разговоры о квантовой физике и чакрах обязывают подумать над его лексиконом.
3. Полагаю, стоит попробовать сделать речь каждого из персонажей менее литературной и более индивидуальной.
4. Есть предложения, которые уточняют предыдущие. Особой информации они не несут, но замедляют повествование.
Конечно, если Вы хотите показать рефлексирующего героя, пояснения уместны.
5. В тексте довольно много мест, которые требуют правки. ТМ тут вряд ли поможет - думаю, нужен редактор.
6. Хотелось бы обращаться не к кошечке, а к автору рассказа:)
Ирина, куратор ТМ

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:20:27)
(Ответ пользователю: СИрена)

Ирина, у неё ещё нет ссылки на страницу.

СИрена   (18.03.2021   18:28:27)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Я про кошечку на аватаре, Роберт.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:30:56)
(Ответ пользователю: СИрена)

Да я понял.
Но ссылки-то нет. Я не стал указывать из уважения к куратору.

СИрена   (19.03.2021   05:33:52)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Правила ТМ для всех одни и те же, Роберт:
автор обязан сообщить, что знаком с регламентом и дать ссылку на свою страницу.

Асия Караева   (18.03.2021   18:32:31)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Да, я, к сожалению, не поняла, как надо правильно оформлять ТМ.

С "Кошечкой" Ирина тоже во многом права. Я даже сама над собой посмеялась. Я хотела фото поставить, но пока у меня "паранойя" ))

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:35:31)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Бросайте марихуану!

Асия Караева   (18.03.2021   18:28:06)
(Ответ пользователю: СИрена)

Ирина, огромное спасибо!

Я согласна с Вами со многом. Но поскольку повествование идет от самого героя, мне кажется, допустимо, что он не очень литературен. Это я имею в виду, когда он говорит "в плане секса" или "в области шеи". Хоть он и смотрит фильмы Рене, у него не без пробелов в образовании.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:34:29)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Видите ли, Асия, у вас в речи героя получилась смесь безупречно литературной с вкраплением просторечия. Это выглядит неприятно. Либо вы полностью пишите на сленге, либо сделайте речь героя безупречной. Я, как и Ирина, советую второй вариант. Пробелы в образовании не обязательно показывать.

Асия Караева   (18.03.2021   18:37:04)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Да, я теперь поняла. Согласна с Вами и Ириной.

СИрена   (18.03.2021   18:37:25)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

1.Мне трудно представить себе молодого мужчину, который говорит "в плане секса".
Но спорить не буду.
2.И еще:
"Мы сели на диван с мягкими пестрыми подушками под фиговым деревом". Это предложение нужно бы поправить.
Получается, что под фиговым деревом - подушки.
3.Асия, рассказ нужно разместить на Вашей странице и дать на него ссылку в ТМ.
Таковы правила.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:40:08)
(Ответ пользователю: СИрена)

С обоими замечаниями абсолютно солидарен. Тем более, что "фиговое дерево" по-русски воспринимается как-то не так.

Асия Караева   (18.03.2021   19:48:59)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Признаюсь, сначала написала рассказ на английском, а потом его перевела. Вот и "фиговое" дерево... )) Вообще, чтобы писать на русском надо быть мастером слова... Очень сложно...

Роберт Иванов   (18.03.2021   21:56:20)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

Я понял, что текст сначала существовал на английском языке.
По-английски можно сказать "so much older", а по-русски "так на много старше" не звучит.

Асия Караева   (18.03.2021   18:44:20)
(Ответ пользователю: СИрена)

Хорошо, Ирина, я просто не поняла, как оформлять, сейчас размещу и дам ссылку.

Большое Вам спасибо за комментарии! Очень полезные.

СИрена   (19.03.2021   05:48:33)
(Ответ пользователю: Асия Караева)

1. А Вы думаете на английском, или на русском, Асия?
2. Переделанный вариант обычно размещается под оригиналом, иначе отзывы теряют смысл.
Если на редактирование требуется значительное количество времени, переработанный рассказ можно выставить через любое удобное для автора время. Но - в новой ТМ, дав ссылку на первую.
3. Прозу в ТМ выставляют редко, поэтому будем ждать доработанный вариант рассказа, Асия.
4. Покажу на примере замечание про уточнения:
"..., девушка становилась мне НЕИНТЕРЕСНА. Я с ней рвал. Мне было ее жалко, но я ничего не мог с собой поделать. Одна, две, максимум три ночи с одной и той же девушкой, больше я не мог. Мне становилось СКУЧНО".
5 предложений. Становилась неинтересна, становилось скучно. Возможно, стоит ограничиться меньшим количеством предложений, но выразить смысл более ярко. И глагол "становилась" употребить только раз.
Хорошо бы более логично выстроить причинно-следственную связь: встречался - мне становилось скучно ( почему?) - я с ней расставался...
"Она жила в том великолепном старом доме с видом на море, как будто ОН был ЕЁ. А на самом деле, хозяева дома платили ей деньги, чтобы она за ним следила".
Этот отрывок тоже можно сделать более компактным.
Параллельно сократить количество личных местоимений и заменить глагол "следить" нанапример, на "присматривать".
" держала себя со мной на расстоянии. К ней было не подступиться". На рассоянии - не подступиться. Нужно ли пояснять первую мысль?

Асия Караева   (19.03.2021   15:27:34)
(Ответ пользователю: СИрена)

Еще раз большое спасибо, Ирина!

Думаю на русском на процентов 80. Но на английском языке мне писать легче.

Да, я буду переделывать рассказ и помещу его позже.

Роберт Иванов   (18.03.2021   18:50:44)

=Но она так на много тебя старше. Ей было тогда сорок лет.=
Попробуйте такой вариант: Но она старше тебя на много лет. Ей тогда было около сорока.














1