Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Притча на ночь (в канун Йом Кипур) (Мастер-класс в ТМ)


Выбрать темы по:  
Рубрика: Творческая мастерская
Просмотров: 216

С незапамятных времён существовало два мира;
Подлунный мир Бестелесных и Полуденный мир Теплокровных.
Сферы добра и зла были уравновешенны и прибывали в состоянии Качающегося Маятника
(равновесного противостояния и динамического покоя).

В определённое время суток Правители миров, Полуденного (Светлоликий Е-окхе)
и Подлунного (Властитель Тьмы Ягхи) брали бразды правления в свои руки
и вершили суд Судеб для своих подданных.
Определяя своею Высшей Властью, – кому из Теплокровных отбыть в Мир Тьмы
и кому из Бестелесных «воплотиться» в теле новорожденного (теплокровного) в Полуденном мире Света.

Могущество обоих правителей было равновеликое,
так что любые попытки захватить полную власть над обоими мирами ни к чему не привели.

История помнит два таких ярких случая.

В одном из них (самом последнем или совсем недавнем) Светлоликий, сильно осерчав
на козни Властителя Тьмы решил подстроить ему «ловушку»;
уходя в положенное время на отдых, подложил под трон Вершителей свёрток «заклятия небытия».

Заклятие заключалось в том, что тот, кто случайно открывал «свёрток»,
попадал в «бесконечный сумеречный коридор»со множеством одинаковых дверей
за которыми были спрятаны чужие воспоминания и посторонние мысли
и блуждая по лабиринтам бездомных снов и бесприютных впечатлений,
рано или поздно утрачивал самого себя
и пропадал в полумраке безвременья без вести…

План был гениально прост, пока Тьма блуждает по подземелью Полутеней –
изменить оба мира к лучшему и доброму – то есть искоренить всё злое и тёмное.
Во благо Торжества Света и Царства Справедливости.

Единственное, чего не учёл Светлоликий,
что Властитель Тьмы был не менее коварен и сам искушён в проказах.
Всякий раз (на всякий случай) прежде, чем сесть на трон Властителей,
или развернуть что-то подозрительное, он пропускал вперёд себя –
своего Первого Помощника – козлоногого беса Кхе.

Так что в ловушку безвременья попал именно Кхе,
а Властитель Тьмы затаился на время, чтобы подсмотреть,
что же получится у Светлоликого с преобразованиями миров.
Он, Гений зла, знал «магическую формулу равновесия сил в мироздании»
(может быть читал в своё время труды доктора Фауста?) о том,
что ничто не возникает из ничего, в ничто не превращается и лишь видоизменяется
(оборачивается, обращается) из одной субстанции в иную….

То есть, если маятник противостояния «заносит» перевес сил в одну из сторон
(«вознося» власть одного мира над другим дольше положенного срока),
возникает некая «потусторонняя» сила «трения – качения»,
которая и возвращает «временно одержавшую верх» силу в исходное положение,
в прежнее состояние равновесия.

Математическая формула этого процесса слишком сложна,
но для иллюстрации можно взять простое «правило буравчика», которое гласит –
«если долго и настырно вращать вправо, то рано или поздно (сделав круг)
развернёшься в крайне левое положение».

Так и вышло: Взялся Светлоликий Строго и Справедливости судить Бестелесных
за их «инакомыслие» и «вредный чужеродный нрав»;
наказывать всех без разбора за малейшее непослушание или несогласие с законами
Полдневного мира – высшей мерой - «испепелением».

И вот, спустя время откуда и не чаяли, явилась беда –
перестали у Теплокровных рождаться нормальные дети.
А что ни ребёнок – то физический уродец или недоумок.
Гении же, умницы и просто красавицы безвозвратно искоренились.

А случилось так, что «норов показывали» и перечили Светлоликому
лишь самые «одарённые» и «физически здоровые» бестелесные,
чьё «перевоплощение» в тела теплокровных могло улучшить породу и природу «светлых сил»,
а оставались в почтительном и молчаливом повиновении, затаились и не прекословили –
одни только тугодумы, трусливые одобрям-с, да нравственные калеки,
из которых (за неимением ничего лучшего) и «лепились» души для новорождённых теплокровных.

Уразумел Светлоликий свою трагическую ошибку и «снял заклятие» с ни в чём не повинного Кхе,
думая что это Властитель Тьмы и предложил ему снова править вместе.
Не успел Кхе обалдеть от такого негаданного счастья, как тут же Властитель Тьмы и объявился
и похохотал утробно, из того самого места, которое у него было вместо души!


***

А в другой раз… (точнее в самый первый) Демон зла Ягхи вознамерился было
подшутить над самим Светлоликим, только исподволь – коварно, через третьих лиц.
Да и сам чуть не вляпался, через свои же собственные козни.

А дело было так…..
Захотелось ему (причуды властителей нам, простым смертным никогда не понять)
прогуляться под Солнечным Полуденным светом, почудить дико, нагадить густо,
да при этом остаться никем незамеченным
и не испепелиться в прах под знойными лучами Света.

Надумал он, злыдень, следующее коварство –
послать в Полуденный мир своего Помощника, бестелесного беса Кхе,
а потом, под гипнозом, прочесть его воспоминания как живую книгу снов –
и будто самому побывать там, где ещё никогда не ступало копыто козлоногого.

Замысел был таков – обманом вселить дух Кхе в тело смертного теплокровного,
а душу того бедняги, что под руку горячую попадётся,
на время замуровать в сумеречное время суток (безвременье) –
а после совершить обратный обмен.
А если что-то пойдёт не так, то и понесёт суровое наказание за «проказы тела» либо сама душа,
либо бес Кхе, а Властитель Тьмы будет тут, как бы, и ни при чём.

Всё предусмотрел злодей, кроме одного:
что бестелесные, прежде чем перевоплотиться в оболочку теплокровных –
обязаны утратить память!

Ведь потому-то новорождённые души детей Полуденного мира Света невинны и чисты –
что не имеют пагубного и печального опыта предыдущих жизней и взрастают,
питаясь плодами чистого просвещения
и вкушая от древа познания только самые полезные и добрые плоды.

А вот что будет, если бестелесный вселится в тело теплокровного, сохранив свою память
и не утратив собственное сознание – никто и не ведал до «злодейского опыта» с Кхе.

А случилось так, что обманом «поменявшись местами» с душой смертного (Лесоруба)
бестелесный Кхе, неожиданно влюбился в «теплокровную» девушку,
да так сильно, что голову чуть свою рогатую не потерял,
и захотел, чертяка, остаться навсегда (до своей естественной кончины в чужом теле)
в Солнечном мире теплокровных или же (в этом он окончательно не определился)
с помощью специального заклинания «забрать» душу возлюбленной с собою
в мир теней, чтобы жить с нею там вечно и счастливо.

Вот тут-то самое интересное и началось!
Да только закончилось всё очень скучно и не слишком оптимистично.

Потому как, не дождавшись возвращения Помощника своего и осерчав без меры на беса,
наслал Властитель тьмы заклятие на дух его,
наказал козлоногого заключением «под стражу»
в «Сумеречное время суток», где ни света и не тьмы,
а вечный сырой туман и бесцветное безвременье.

Тело же, обездушенное, впало в кому.
Про прежнюю-то душу (Лесоруба) в суете возни козней подковровых
как-то и не вспомнили совсем…
осталась душа лесоруба неприкаянной и потерянной в
мире полутеней (меж Светом и Тьмой), там же, где и опальный Кхе…

А тело лесоруба в мире теплокровных, хоть и дышит,
но движения мыслей в бессознательном разуме нет –
будто во сне летаргическом прибывает или в полную прострацию погрузилось.

Девушка же, чертовка, на беду свою, оказалась однолюбкою –
забыла о себе, о бренном мире, о времени скоротечном!
День и ночь дежурит у изголовья возлюбленного, обихаживает, держит руку на пульсе,
ждёт малейшего движения ресниц, без устали целует уста и лик неподвижный,
в надежде на возможное исцеление.
То молится Светлоликому печалясь и плача, то истерично хохочет навзрыд –
всем бесам рогатым на головы их лысые проклятия посылая….

Одна лишь мысль терзает ум её обессиленный, истязает сердце израненное,
как бы возлюбленного оживить, каким-нибудь дивным чудом и молитвами святыми
вернуть в сознание,
да ещё другая, пострашнее прочих мысль её одолевает…
А не свести ли самой счёты с жизнью?
Да нет же, как бросить-то его, беспомощного –
родное любимое, пусть и полуживое тело…

Только однажды!
Славу свету и спасибо не наступившей окончательно тьме!
Что пока мы, теплокровные, живы, пока дышим, пока чувствуем и мыслим –
всегда теплится в нас эта спасительное надежда на негаданное и счастливое однажды!!!

Но… однажды!
Властитель Тьмы заскучав в отсутствии крупных мерзостей и мелких дрязг,
вознамерился своему бывшему Помощнику, даровать милость Искупления.

Выпустил его из заточения и вернул в тело лесоруба,
с кривою насмешкой позволив ему жить с теплокровной возлюбленной
до скончания их дней в Полуденном мире.
Трудно сказать, кого он этим наказал и кого осчастливил.
Да и не всё ли равно?

А в Помощники взял себе Властитель Тьмы ту самую душу лесоруба,
несправедливо заточённую в сумеречное царство Полутеней.
Ну, как бы, искупив вину за свою забывчивость или по другим каким скрытым причинам..
Даровал бывшему лесорубу самый высокий титул в мире бестелесных.
Звание Первого Помощника, бессмертного беса Кхе…

Как раз незадолго до того самого случая, о котором было уже поведано выше,
о том, как Светлоликий, осерчав на Властителя тьмы за его козни,
задумал ему подстроить коварную ловушку…

Ну вот, кажется, настало самое время всё прежде сказанное
о равновесии сил добра и зла в природе подытожить
и подобрать к нашей притче хоть какую-нибудь мораль.

Ну, например: как сказал бы классик (Даниель Дефо):
«Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены,
проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем».

Ну, а что бы сказали вы, по этому случаю?

-----
https://www.chitalnya.ru/work/2646513/

Автор: Валерий Леви
С правилами ТМ ознакомлен.



Комментарии:

Ди.Вано   (07.11.2020   14:19:01)

Я бы повторила....
«Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены,
проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем».
Добавив от Кузьмы Пруткова -
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем"
Актуальная тема, интересно изложена.
Спасибо..

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.11.2020   20:49:23)
(Ответ пользователю: Ди.Вано)

Спасибо, Дина за лестный отзыв.

Лидия Оракеева   [Алматы]    (07.11.2020   14:51:09)

Действительно, актуальная притча. По поводу высказывания Дефо... у многих завышенные ожидания, и то, что имеется, кажется незначительным до тех пор, пока человек этого не лишается.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.11.2020   20:50:17)
(Ответ пользователю: Лидия Оракеева)

Странно, что ни у кого не возник вопрос при чём здесь иом кипур?
))

Лидия Оракеева   [Алматы]    (07.11.2020   20:58:09)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

По-моему, вполне органично) В наше время многие в курсе всех праздников)

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.11.2020   21:40:12)
(Ответ пользователю: Лидия Оракеева)

В центре города, где я живу, были произведены раскопки
развалин древнего монастыря святого Мартириуса, византийской эпохи,
что-то около 400 лет до н.э. построенного.
Глядя на эти камни, пережившие не один десяток столетий,
невольно задумываешься о высоком и вечном,
о бренности нашего бытия и быстротечности времени.
)
Там, на этих камнях, я и набросал вчёрне этот опус на ноутбуке.
Не задолго до (вряд ли это можно назвать праздником) дня великого поста (страшного суда)
иом кипура - не менее древнего, чем эти развалины.
Отсюда и название. Возможно, не очень удачное.

Я атеист, но чем-то мистическим от этих камней на меня всё же повеяло.
Правда, не до такой степени, чтобы я вдруг стал поститься.
))

Лидия Оракеева   [Алматы]    (07.11.2020   21:47:14)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Очень волнительно вот так соприкоснуться с историей... Неудивительно, что вдохновило.

Дмитрий Лавров   [Москва]    (07.11.2020   17:11:38)

Можно много и красиво говорить о Зле и Добре. Но нужно ли? А главное, что есть Зло и что такое Добро?
Поэтому постараюсь осветить тему, как технарь!

1. Допустим, нет Зла. Но тогда как понять, что Добро - это добро? И если кругом одно добро, то откуда взяться прогрессу?! Всем же и так всё хорошо и жисть легка! Аналогично и со Злом: когда одно зло, то это означает всеобщую гибель. А дальше и спорить не о чем - род людской-то сгинул...
2. В физике есть понятие саморегулирующихся систем. Если попросту - система имеет некую точку, в которой она может пребывать бесконечно долго, это точка равновесия. Но в реальности разные факторы уводят систему в ту или иную сторону от равновесия. Нормальное, УСТОЙЧИВОЕ состояние системы - когда колебания не слишком сильны, т.е. Добро не сильно побеждает Зло или наоборот :-). Система колеблется около точки равновесия. Но если колебание в одну из сторон превысит некий предел, система может"опрокинуться", перейти в иной вид. Для нас, человечества - - это гибель в любом случае...
3. Все знают, что такое прогресс:борьба старого с новым, развитие техники, культура и прочая лабуда. Но не все ПОНИМАЮТ, что в основе любого прогресса - ВОЙНА. Явная, или неявная, война людей, или идей, или цивилизаций. И именно война (а грубо - борьба добра и зла) - и есть двигатель прогресса! Кто хорошо знает историю и историю техники, открытий особенно, тот видит: любое достижение человеческой мысли тут же старались применить в военном деле. И часто уже опосля, опробовав в бою, применяли в жизни мирной... что делать, таков путь развития техногенной человеческой цивилизации. Мог он быть другим? - мог. Но не стал...
4. Сами понятия Добра и Зла - весьма относительны! То, что Добро для одного (одних), вполне может быть Злом (для другого (других). Поэтому наша социальная жизнь - всегда борьба интересов (часто прямо противоположных) разных групп общества и/или индивидуумов, некий условный консенсус в виде государства, надгосударственных объединений, и писаных или неписаных сводов законов.

Так что нужно как добро, так и зло. И их борьба. Главное - не дать решающего перевеса ни одной из сторон! А то опрокинемся, и история людей - а может, иных животных, ставших разумными - начнётся заново...

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.11.2020   17:38:18)
(Ответ пользователю: Дмитрий Лавров)

4. Сами понятия Добра и Зла - весьма относительны!
То, что Добро для одного (одних), вполне может быть Злом (для другого (других).
Поэтому наша социальная жизнь - всегда борьба интересов . (С)

Спасибо, Дмитрий, это основой мотив замысла моего опуса.

Насколько зримо это удалось раскрыть, не мне судить, но именно это мне и хотелось донести до читателя,
да, "добро должно быть с кулаками", но во всем - необходима мера,
поиск компромисса, даже в неприятии зла, в борьбе со злом.

Главной ошибкой большевиков, я считаю,
было стремление насильно "насадить справедливое общество"
за счёт несправедливого отношения к несогласным и инакомыслящим.
Угнетённые превратились в угнетателей.

Прекрасную идею (Справедливое общественное устройство - социализм)
погубили "большевистские методы" её осуществления.
("Кто не с нами, тот против нас")

Хотя , в условиях революции и гражданской войны другие методы сразу привели бы к краху.

Жаль, Ленин мало пожил.
Сталинизм - это был тупиковый путь развития в направлении к бесклассовому обществу,
насильственная коллективизация, "казарменный" социализм -
обнулили прекрасную идею коммунизма.

Михаил Ярославцев   (07.11.2020   18:35:10)

Сама по себе подача идеи - безукоризненна.
Ибо небанальные ходы, оригинальные примеры, антураж, опять же, самобытный.
И жанровый канон соблюдён. Почти.

Однако не понравились следующие моменты.

1. Объем. По моему мнению, для притчи он чрезмерен. Не в половину, но на треть как минимум я бы сократил.
2. Зачем добавлены имена собственные? А раз уж они добавлены, то почему большую долю повествования персоналии называются именами нарицательными (за исключением бессмертного беса Кхе, который почему-то удостоился полного наименования всех своих регалий при каждом его упоминании)?
3. Акцент на равновесии сил добра и зла делает мораль, выведенную в заключении, несколько мелковатой, я бы даже сказал мелочной, на фоне затронутого вопроса об устройстве мироздания.

3,5. Не уверен, возможно это субъективно, но в данном произведении эпитеты "теплокровные" и "бестелесные" сильно подразумевают под собой людей, в смысле человеков. В то время как вложенные в эти слова значения можно было развернуть намного шире, ведь теплокровные - это и люди, и звери, и птицы... А соответственно, бестелесные - их души... На мой взгляд, было бы более объемно, масштабно, пафосно и в больше бы отвечало духу жанра как такового.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.11.2020   19:25:46)
(Ответ пользователю: Михаил Ярославцев)

1. То что затянуто, совершенно согласен, Михаил.
Трудно рубить "по живому" отсекая лишнее. Глаз уже давно "замылился".
Кажется, всё написанное важно, работает на сюжет.
Но, видимо, придётся немного "поработать скульптором".
)
2. Когда речь идёт о "транзакции душ в телесную оболочку", чтобы не запутать читателя кто и где "находится" решил использовать длинные имена-метки, ибо бес Кхе, это не столько имя, сколько "должность" при Властителе.
Там происходит "подмена душ", но суть не меняется, ибо при любом "порядке" (строе)
мир делится на "наших-хороших" и их "иноверцев" - плохих.

То есть добро и зло поменявшись местами не меняет систему "ценностей",
от произвола Властителей всегда страдают ни в чём не повинные души,
кем бы они ни были, "тёмными" или "светлыми".
Такая вот запутанная мыслища.
Надо и с этим поработать, "довести до ума"

3.
Концовку переписывал десять раз.
Остановился на этой цитате Дефо.
Если кто-то подскажет цитату получше - возьму на вооружение.
))

Спасибо за развёрнутую рецензию, Михаил.

СИрена   (08.11.2020   16:05:30)

Приветствую в очередной модификации ТМ, Валерий.
Начну с того, что, на мой взгляд, является минусами произведения.
1.Если это притча, хорошо бы проверить её на соответствие следующим свойствам:
О притче:
https://school-science.ru/3/10/33187
Свойства современной притчи:
Иносказание.
Краткость.
Не требует доказательств.
Подсказывает способы решения.
Указывает на пороки, недостатки.
Сказочная форма.
Кольцевая композиция.
Отвлечённое понятие.
2. Если это притча, нужно выдержать определённый строй повествования. Вы кое-где сбиваетесь на сказку. А у этих жанров разный языковой строй, разная лексика.
А между тем у Вас и Фауст, и правило Буравчика.
3.В притче нет прямых оценок, но есть иносказания.
4.Оценки персонажей лучше предоставить читателям. У меня складывается впечатление, что Вы делаете работу за читателя.
4. Хорошо бы откорректировать знаки препинания. Это лучше делать до выставления произведения на обсуждения.
5. Безусловные плюсы - занимательность, информативность, хороший уровень воображения, умелое перо.
Успехов в творчестве!
Ирина

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (08.11.2020   21:06:10)
(Ответ пользователю: СИрена)

Решил немножечко поднять планку ТМ,
а то , в последнее время, выносят на обсуждение какой-то сырой хлам.
А тут хоть есть о чём поразмышлять, поспорить.
Очень благодарен за весьма ценные замечания, Ирина.

Не Вы первая уже заметили, что для притчи объём великоват,
придётся всё-таки согласиться, ибо это уже объективно.
Буду работать над текстом.
И над лексикой и над запятыми, хотя последнее для меня сложнее, чем написать текст.

Ну, а за пятый пункт (чуть не сказал - графу)
я бы Вас просто расцеловал, Ирина, если б Регламент ТМ это позволил.

Я уже начинаю немного задирать нос.
))
Здоровья Вам и всех благ!

СИрена   (09.11.2020   05:34:07)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

"Подтянуть планку ТМ" можно толковыми рецензиями на "сырой хлам", Валерий.

Михаил Ярославцев   (09.11.2020   05:58:49)
(Ответ пользователю: СИрена)

Толковые рецензии писать на "халм" - непозволительная трата времени.
На сырое, но нетривиальное, интересное, захватывающее, трогательное, интригующее, перспективное, новое, забавное, глубокое, душевное и т.п. - можно и нужно писать толковые рецензии.
На хлам - увольте.














1