Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Должны ли детские книги учить и воспитывать? (ТМ)


Выбрать темы по:  
СИрена (07.10.2020   05:31:09)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 99

«Книги не должны учить и воспитывать». Детский писатель — о морали и классике.
Время чтения статьи - 3 минуты
https://mel.fm/chteniye/6359728-luigi_ballerini?utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru

Друзья, приглашаем обсудить статью и высказать своё мнение.
Приглашаем поэтов и прозаиков выставить на обсуждение в ТМ стихотворение для детей (не более 36 строк) или - отрывок из прозы для детей (не более 2 тыс. знаков). Ссылки на страницы необходимы.
СИрена (Ирина Хазанова)
07.10.20



Комментарии:

Анатолий Хребтюгов   (07.10.2020   09:51:48)

Любая книга чему-то учит и как-то воспитывает. Не только детская. Это априори. И вопрос не стоит так - должна или не должна. Грош цена той книге-пустышке, из которой читатель ничего не может взять и которая никак на него не влияет.

Буки   [Москва]    (07.10.2020   10:05:27)

Я во многом согласна в автором статьи. Как только влючается назидательность, внимание ребенка теряется. И я не согласна с теми, кто на каждом шагу кричит, что всё написано, сделано, сказано: читайте классиков.
Читайте. И тут пожалуй я бы поставила точку.
В ребёнка встроен, на мой взгляд, некий камертон, позволяющий лучше нас, взрослых, разобраться "что такое хорошо и что такое плохо"
Важно заинтересовать чтением а не навязать его.
У меня есть программа "Дизайнер и книга"
Дети сами пишут историю, иллюстрируют ее, верстают книгу, оформляют переплёт.
В итоге у каждого ребёнка в руках оказывается маленький тиражик авторской книжки.
Содержание этих книжек: ключик для детского психолога. Все тревоги, страхи, мечты там, как на ладони.
Так вот, дети с огромным удовольствием читают опусы друг друга! Потому что там вообще нет назидательности. Только мысли и истории выдуманных героев. Но это живая книга, тёпленькая, написанная таким же мальчишкой или девчонкой. И это заражает.
И увлекает читать больше.
А по ходу занятий, мы слушаем аудиокниги современных писателей. Детям нравится. Не могу сказать, что растёт нечитающее поколение: они сами просят включать аудиокниги: подсаживаются)




Анатолий Хребтюгов   (07.10.2020   10:47:02)
(Ответ пользователю: Буки)

Вообще-то, назидательность и нравоучение - это не то же самое, что обучение и воспитание. Даже детские опусы чему-то учат и воспитывают всех, кто их читает. Дети друг друга учат и воспитывают. Вообще говоря, всё что нас окружает и как-то с нами соприкасается чему-то учит и воспитывает. Другое дело, что это не должно явно навязываться, иначе возникает природное сопротивление.

Буки   [Москва]    (07.10.2020   11:39:09)
(Ответ пользователю: Анатолий Хребтюгов)

Я именно об этом)

СИрена   (07.10.2020   11:15:27)
(Ответ пользователю: Буки)

Это Ваши дети нарисовали, Надежда?

Буки   [Москва]    (07.10.2020   11:37:44)
(Ответ пользователю: СИрена)

Да. Это картинка для обложки книги.

СИрена   (07.10.2020   14:48:13)
(Ответ пользователю: Буки)

Великолепно. Нестандартно. Космос и маленький домик. Мышление без границ.

Буки   [Москва]    (07.10.2020   15:02:47)
(Ответ пользователю: СИрена)

Спасибо, Ирина! Дети радуют) у них портал открыт))

Роберт Иванов   (07.10.2020   11:45:59)
(Ответ пользователю: Буки)

Я думаю, Вы хороший практический педагог, Буки, но вряд ли Вам следует теоретизировать.
Так, например, из Ваших заметок я сделал вывод, что дети должны воспитывать сами себя или друг друга. А взрослые в это время могут пиво пить.
Между тем, это не так. Вы ведете педагогический процесс, видимо, не отдавая себе в этом отчет. То есть воспитываете Вы - человек взрослый.

Буки   [Москва]    (07.10.2020   12:44:23)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Роберт, я за воспитание без назидательности, которая, кстати, проскользнула в Вашем комментарии.
За воспитание-размышление вместе с детьми, за чуткость педагогов к мнению ребёнка, без навязывания своего мировоззрения. За воспитание мыслящего, а не соглашающегося с предложенными взрослыми стереотипами, человека, за преемственность поколений не через "делай так, я лучше знаю, что тебе читать, любить, чему посвящать время", а за то, чтобы своим примером доказывать жизнеспособность принципов, которые исповедует взрослый.
И да: я педагог-практик. И это плюс)



Роберт Иванов   (07.10.2020   13:28:34)
(Ответ пользователю: Буки)

Я же не говорил, что минус.

СИрена   (07.10.2020   14:51:12)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Роберт, не стоит воспитываете педагога. Сегодняшняя тема "Должны ли детские книги учить и воспитывать?"

Роберт Иванов   (07.10.2020   16:40:08)
(Ответ пользователю: СИрена)

Разве я воспитываю?
Вот Буки пишет: я за воспитание без назидательности.
А кто выступает за воспитание с назидательностью?
Возьмите 10 лучших советских книг для детей и укажите мне в них назидательность. Думаю, не найдете.
Например, одна из лучших - "Старик Хоттабыч". Там есть назидательность?
А если сильно постараться, то и в рисунках, которые здесь разместила Буки, тоже есть назидательность.
Боюсь, что здесь мы имеем на деле такой подход: то, что мне нравится - без назидательности, а то, что мне не нравится - с назидательностью.
Я не сторонник подобных расплывчатых категорий.

Буки   [Москва]    (07.10.2020   18:47:10)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Демагогия.
Назидательность я вижу в таких оборотах, как "но вряд ли Вам следует теоретизировать"
Это менторские интонации. Мы же тут не на педсовете с Вами. Если воспринимать форум как спортивную площадку для упражнений в красноречии, то да, Ваша реплика про отыскивание назидательности в детских рисунках уместна. Ищите, если хочется)
Я про книги.
Думаю, что всё что попадает в поле зрения ребёнка оставляет след, формирует его. И это не только хорошее, дистиллированное, специально отобранное. Книга может готовить человечка к встрече с трудностями, их преодолением, современные образы и ситуации в детской литературе тоже должны присутствовать наряду с разумным добрым вечным. И тематика есть востребованная в определённых возрастных группах. Например, подростки обожают ужастики... И страшилки. Я сама фильтрую контент и иногда читаю дочке.
Подсовываю книжки хорошие. Хотя интернет пространство их засасывает и привлекает больше. Тут наша задача - остаться на плаву и быть интересными детям, а назидательность и менторский тон нам в этом плохие помощники.

Роберт Иванов   (07.10.2020   18:47:58)
(Ответ пользователю: Буки)

Спасибо.

Роберт Иванов   (08.10.2020   08:33:12)
(Ответ пользователю: Буки)

Не буду спорить с Вами, Надежда, потому что ценю Вас как автора стихов и практикующего педагога.

Буки   [Москва]    (08.10.2020   09:35:28)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Спасибо, Роберт!
Да и не совсем спор нас был, поскольку мы говорили об одном и том же)

Роберт Иванов   (07.10.2020   12:14:42)

Хорошие детские книги всегда воспитывают. Независимо от намерений автора.
Воспитание - это одна из самых естественных функций человека. Запрещать воспитание так же глупо, как запрещать... одеваться, например.

Буки   [Москва]    (07.10.2020   12:54:09)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

А ещё: вода мокрая)
Мы с Вами Роберт, говорим об одном и том же.
Я в первом комментарии ничего не сказала о воспитании. Только о своих практических наблюдениях по поводу назидательности.
Воспитание никто не отменял. А с автором статьи согласна в том, что современная литература для детей ближе, чем классика, до которой нужно подрасти, войти во вкус к чтению. Это не исключает важности изучения классики.
А какая Ваша любимая детская книга?
Моя "Приключения Эмиля из Леннеберги"
Астрид Линдгрен великая! А сколько там педагогики!
(В переводе Лунгиной, конечно)

Роберт Иванов   (07.10.2020   13:29:14)
(Ответ пользователю: Буки)

"Приключения Тома Сойера" и "Капитан-Сорви Голова".

Буки   [Москва]    (07.10.2020   13:43:07)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

О! Класс! Ведь и в Вас значит дух авантюризма живёт) его легко растерять, закапываясь в теории.

Роберт Иванов   (07.10.2020   12:16:16)

Тут действует довольно-таки универсальный закон. Например, если человек не развивается, то он деградирует, независимо от желания.
Диалектика, ничего не попишешь.

Семён Диванов   [Москва]    (07.10.2020   13:26:09)

Должны ли детские книги учить и воспитывать? - На этот вопрос дал ответ
Никита Михалков в программе Бесогон ТВ,

рассказав,
как на Независимой Украине после раскола СССР

на антирусской детской литературе

воспитали поколение антируских украинцев,

которые совершили бандеровский госпереворот 2014 года
и сегодня устраивают факельные шествия антирусской направленности и т. д. и т. п.

СИрена   (07.10.2020   14:57:50)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)

Семён, думаю, в первую очередь новое поколение украинских детей воспитали на том, что они видят вокруг, что им говорят в школе, что они видят по ТВ.
И только потом - на том, что они читали и читают.
К сожалению, сама видела по ТВ фрагмент документального фильма, в котором девочка лет 6-ти читает стихотворение вполне фашистского содержания. Это было страшно.

Семён Диванов   [Москва]    (07.10.2020   19:49:15)
(Ответ пользователю: СИрена)

Пример стихотворения для детей,
которое воспитывает правильное понимание у детей
о патриотизме, порядочности, благородстве,
скромности и т. д. и т. п.

Самуил Маршак

Рассказ о неизвестном герое

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая…

Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит ,
На карнизе нога,
А до балкона —
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез…

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —
Один за другим —
Лезут
По лестницам
В пламя и дым…

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

— Нет,-
Отвечают
Пожарные
Дружно,-
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

СИрена   (08.10.2020   06:16:47)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)

Согласна, Семён. Это стихотворение навсегда вошло в сознание тех, кто читал его в детстве.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (08.10.2020   14:10:55)

Любая книга в любом возрасте воспитывает.

СИрена   (08.10.2020   14:20:13)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

И плохая?

Семён Диванов   [Москва]    (08.10.2020   14:26:23)
(Ответ пользователю: СИрена)

Да. Любая книга воспитывает: одна предателей Родины, непорядочных людей, воров, обманщиков, эгоистов,
а другая, патриотов, порядочных людей и т. д. и т. п.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (08.10.2020   14:38:29)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)

Семён, с книгой не вся так просто.
Воспитывает семья.
У Вас стопроцентная концепция теории воспитания в прежней огромной стране
до 1985 года....
Сейчас уже далеко всё не так!

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (08.10.2020   14:36:29)
(Ответ пользователю: СИрена)

Конечно же, Ирина!
"Дурные примеры заразительны".
Мамы не любят, когда дети слышат нецензурщину на улицу.
Человека в любом возрасте воспитывает всё!
В детстве особенно остро.
Плохая воспитывает подчас похлеще, чем так называемая "хорошая"!














1