Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Техника письма ТМ


Выбрать темы по:  
Роберт Иванов (29.06.2020   23:27:41)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 81

Я уже отмечал в комментариях на этом сайте, что после Чехова и Хемингуэя писать по старинке уже нельзя. Всем известен мем "многа букаф, ниасилил". Над ним можно смеяться, но какую-то часть истины он выражает.

А истина заключается в том, что писать "большой" роман в духе Л. Н. Толстого или… нет, не Достоевского, а, скажем, И. А. Гончарова бесперспективно. Нет, обоих классиков стоит и можно читать, но в определённом возрасте, лет этак до 25 - 30. Потом у вас уже не будет времени на "большое" чтение. Можно опять же на это сетовать, но с условиями жизни не поспоришь. А они таковы, что известное изречение Чехова "краткость - сестра таланта" становится не просто актуальным, а абсолютно безусловным требованием.

Хороший автор должен ценить время своего читателя. Если кто-то начинает своё повествование таким описанием: "Иван Иванович проснулся как обычно, в девять часов, сладко потянулся и взглянул в окно. За окном…" - то скорее всего я такое произведение читать не буду. Всего лишь потому, что у меня на это нет времени.

Время - безусловный фактор нашего века. С ним нельзя не считаться.

Что же сделали указанные мною литераторы? Они открыли значение подтекста в литературном произведении. Они научили относительно массового читателя "считывать" подтекст, а писателей - умению им пользоваться и его выстраивать. Фактически и Чехов, и Хемингуэй (не только они, но они "главные") создали квалифицированного читателя 20 века. После их творчества неумение читать подтекст может считаться признаком невысокой читательский квалификации.

Такова короткая теоретическая преамбула. Теперь перехожу к практике. Поскольку анализ произведений местных авторов без их разрешения запрещено Правилами, то я опять сошлюсь на собственный опыт.

Через несколько лет после того, как я стал писать и публиковать в интернете свои рассказы, мне захотелось поэкспериментировать с подтекстом. Я начал сокращать свои тексты, пытаясь на практике определить тот предел, после которого текст и подтекст "схлопываются", и произведение просто объективно не читается. Поскольку я размещал свои рассказы на одном хорошем сайте (в Эстонии), я имел возможность отслеживать реакцию читателей. И скажу не хвастаясь: реакцией читателя я был удовлетворён.

Некоторые из этих опытов я опубликовал здесь, в Избе, под рубрикой "Стихотворения в прозе".

В качестве практического задания к данной, если можно так сказать, лекции предлагаю разобрать мою миниатюру "Свидание", ссылку на которую привожу ниже.

= Текст здесь:

Свидание

Им было хорошо вместе.

Время текло незаметно. Они почти не разговаривали, только порой смотрели в глаза друг другу так пристально, словно хотели унести взгляд с собой.

Они сидели в крохотном кафе почти у самого входа. Он пил кофе, она ела ванильное мороженое, политое шоколадом. Между ними на столе стояла свеча. Ее нежное пламя трепетно колебалось в струях невидимого воздуха, когда открывалась и закрывалась входная дверь.

Прошло полтора часа. Она поднялась и ушла первой. На прощание он поцеловал ей руку. Потом посидел еще немного, вздохнул, аккуратно надел шляпу и пошел домой.

https://www.chitalnya.ru/work/2842173/

С правилами ТМ ознакомлен и принимаю.


Комментарии:

Диана Звездова   (29.06.2020   23:57:58)

Мир движется к минимализму средств информации, а, стало быть, и самой информации.
Посмотрите, какие были ламповые телевизоры, какие громоздкие были первые компьютеры, телефоны!
Сейчас "три в одном" умещаются в ладони.)
Стихи должны превратиться в четверостишия, романы - в миниатюры, рассказы - в афоризмы.)
Другое дело, что в четырёх строках необходимо спрессовать мысль, которая должна выглядеть точно, выразительно, ярко.
А для этого надо очень хорошо владеть языком.
Иначе говоря, в произведении должна быть сконцентриривана энергетика мысли или чувства, а пустопорожнее, невнятное рифмование не имеет в себе этой энергетики.

Роберт Иванов   (30.06.2020   00:06:11)
(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Вы правы! Я заметил, что даже количество мяса в колбасе стремится к минимуму.

Диана Звездова   (30.06.2020   00:18:52)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Сообщение удалено автором темы...

Елена Елей   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   00:30:42)

Роберт, если Вы предлагаете разобрать миниатюру, её нужно разместить здесь. Или Вы хотите поговорить о технике письма и роли подтекста?

Роберт Иванов   (30.06.2020   00:59:37)
(Ответ пользователю: Елена Елей)

С Вашего позволения, завтра размещу, ув. Елена.
Здесь такие сложные правила, что только солдат-срочник способен их понять.

Диана Звездова   (30.06.2020   00:47:42)

Сообщение удалено автором темы...

Роберт Иванов   (30.06.2020   01:01:27)
(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Вы знаете, как я Вас люблю, Диана, но за флуд буду гасить.

Диана Звездова   (30.06.2020   01:09:13)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Сообщение удалено автором темы...

Роберт Иванов   (30.06.2020   01:16:49)
(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Вы нарываетесь на злую шутку, Диана. Я Вас еще потерплю немного. Скажем, до утра.

Диана Звездова   (30.06.2020   01:18:36)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Сообщение удалено автором темы...

Роберт Иванов   (30.06.2020   01:31:20)
(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Ха-ха-ха! Глупо, но смешно.

Студент   (30.06.2020   06:04:10)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Роберт, это не Вы придумали смайлики?! )))

СИрена   (30.06.2020   06:15:08)
(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Диана, мы Вас тоже любим и ценим Ваше умение писать рецензии. Но только те, в которых Вы держитесь в рамочках Регламента.
Не стоит переходить на личности, не стоит монополизировать беседу. Особенно, когда отношение к теме уже выражено развёрнутым постом.
Считайте это вторым серьёзным предупреждением из трёх, поскольку Вы не впервые забалтываете тему Роберта.

Диана Звездова   (30.06.2020   11:43:55)
(Ответ пользователю: СИрена)

Сообщение удалено автором темы...

Роберт Иванов   (30.06.2020   12:00:26)
(Ответ пользователю: Диана Звездова)

Я Вас предупреждал, Звёздова.

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   11:04:29)

Роберт, здравствуйте!
С Вашим утверждением, что минимализм необходим литературе, кактегорически, не согласна. Всё зависит от таланта.
Есть произведения, которые читаешь ,,запоем" и грустно становится, когда прощаешься с героями.

А Вы свою миниатюру явно затянули.
Как Вам следующие варианты? Ни одного слова не изменила, даже местами не переставила. Просто ,,выжала" Ваш рассказ.
_________________________________

,,СВИДАНИЕ ШТИРЛИЦА С ЖЕНОЙ"

Они не разговаривали. Смотрели в глаза друг другу в крохотном кафе.
Она поднялась и ушла первой. Он посидел ещё немного и... вздохнул.
__________________________________

Можно ещё короче.
__________________________________

,,ССОРА ЛЮБОВНИКОВ"

Они не разговаривали. На столе стояла свеча...
__________________________________

А как такая миниатюра?
__________________________________

,,ЖЕНАТЫЙ ГАД"

Им было хорошо вместе. Но он пошёл домой.
__________________________________

Роберт Иванов   (30.06.2020   12:21:59)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

Категорический с Вами не согласен, лучезарная Светлана Владимировна. То, чем вы сейчас здесь занимаетесь, называется опошлением. Но Вы по опыту должны бы знать, что опошлить можно что угодно. Даже Анну Ахматову, даже "Незнакомку" Блока. Даже роман Достоевского "Преступление и наказание" (сталкивался с таким в одной из лекций Дмитрия Быкова). Если идти по этому пути дальше, то на конце цепочки останутся только пармезан и креветки с бутылочкой Шабли. Я думаю, культурным людям было бы обидно получить такой итог.
Есть такое явление - культура. Объяснять Вам значение культуры для человека и общества я не собираюсь. Вы не маленькая. Так вот, Вы в своем посте понизили планку культуры до самого предела, до плинтуса. Зачем Вам это надо?
Доведение до абсурда - хороший прием, но им надо пользоваться осмотрительно. Хотя бы потому, что не все думают так, как Вы. И может получиться так, что до абсурда Вы доведете, но окружающие увидят не столько абсурд, сколько глупость абсурдиста (не будем указывать пальцем).
Далее, Ваши "упражнения" на моем тексте возможны только при том условии, что есть мой текст. Уберите мой текст (хотя бы в стол), и Ваши экзерсисы рассеются, как туман. То есть если я еще как-то могу претендовать на вечность (если моя миниатюра понравится хотя бы десятку читателей), то Ваши эксперименты не переживут даже это обсуждение.

=Есть произведения, которые читаешь ,,запоем" и грустно становится, когда прощаешься с героями.=
Совершенно верно! У меня был период, когда я запоем и с тем же результатом читал романы Дарьи Донцовой. Мне надо было убить массу времени, а планшетов тогда еще не существовало. Потом период закончился, но ни одного сюжета из книг Донцовой я сейчас и не вспомню.
"Запой" - это из области алкоголизма, поэтому не может быть критерием оценки художественных произведений.

=Всё зависит от таланта.=
А как Вы определяете степень таланта? "Запоем" или как-то иначе? Любопытно было бы узнать.

=А Вы свою миниатюру явно затянули.=
Вот с этим согласен. В принципе, там хватило бы одной фразы: "Им было хорошо вместе". В ней соль и суть миниатюры. Но у литературы свои законы, пришлось написать еще немного текста.

Роберт Иванов   (30.06.2020   12:29:47)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

Понимаете, Светлана Владимировна, если Вам никогда ни с кем не было хорошо вместе, когда можно просто помолчать в присутствии другого человека, то это Ваша проблема, а не автора.
Задача искусства - (в том числе) уловить и в словах зафиксировать миг. Потому что жизнь состоит из мигов. Меня как автора интересует именно эта сторона искусства. У Вас могут быть другие предпочтения, но зачем же опускаться до пошлости?

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   13:32:57)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

До пошлости?
,,Заметьте не я это сказала"
ПОШЛОСТЬ словари толкуют, как безвкусие, низкопробность, заурядность, банальность, китч..
.
А теперь посмотрим на Вашу миниатюру, Роберт.
Это самый избитый набор: свеча, пламя колебалось, кафе, смотрели в глаза друг другу, он поцеловал руку, ванильное мороженое политое шоколадом, надел шляпу.
Неужели Вы не чувствуете ,,заезженность" и пошлость подобных фраз?
Неужели не видите нелепость выражения: ,,Потом посидел еще немного, вздохнул, аккуратно надел шляпу и пошел домой."?
А это: ,,она ела ванильное мороженое ... Прошло полтора часа."
Что полтора часа ела ванильное мороженое? Или килограмм его съела?:)))
.
Штампы, ,,красивости" и являются литературной пошлостью, Роберт!
Не моя вина, что Вы сочиняете подобные миниатюры.
НО
Пребывая в ТМ, Вам не следует переходить на личность:
,,Понимаете, Светлана Владимировна, если Вам никогда ни с кем не было хорошо вместе, когда можно просто помолчать в присутствии другого человека, то это Ваша проблема".
.
ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ КУРАТОРОВ!

Роберт Иванов   (30.06.2020   13:49:52)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

Разве я как-то Вас обозвал, любезнейшая Светлана Владимировна? Я просто указал Вам на тот факт, что литература отражает жизнь, в том числе и Вашу. Если у Вас нет соответствующего опыта, то Вы зря стараетесь понять ситуацию.
Далее, Ваша попытка выставить меня дураком - это, стало быть, в порядке вещей, а мое указание на ваши неудачные попытки опошлить текст уже требуют обращение в прокура... сорри, к кураторам... Странной выглядит такая избирательность, Вы не находите?

Я Вам теоретически объяснил, что есть читатели, которые не умеют читать подтекст. Я не виноват, что Вы попали в эту категорию. Вот Вам наглядный образчик. Я пишу: "Он пил кофе, она ела ванильное мороженое, политое шоколадом." И затем, следующем абзаце: "Прошло полтора часа."
Любой квалифицированный читатель поймет, что он пил, а она ела либо в начале встречи (скорее всего, ибо официанты не любят, когда посетители не делают заказ), либо в середине встречи.... и перед ним просто стояла пустая чашка, а перед ней - пустая креманка их-под мороженого. Эта деталь говорит о том, что они зашли в кафе не пожрать, а повидаться.
Что касается Ваших рассуждений о заезженности образов, то это, простите, ч.с., потому что ВЕСЬ язык заезжен и неоригинален. И задача литератора его оживить.

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   14:19:01)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Увы, Роберт!
То что Вы не видите банальщины меня не удивляет, иначе бы Вы не написали подобную миниатюру.
Разве свидание не может быть просто в сквере или даже около подъезда? Да встречаться с любимым человеком безразлично где!
Для чего этот тривиальный антураж кофе, мороженое?
Или для того, чтобы молчать двое должны что-то жевать?
Или без свечей нельзя в глаза смотреть?
.
Сейчас я заглянула в параллельную тему Звездовой о Вашем ,,Свидании".
Мы очень разные с Дианой, но в данном случае видим одинаково — Ваша миниатюра, Роберт, ничего интересного в себе не несёт.
Вам есть над чем работать.
Извините!

Роберт Иванов   (30.06.2020   14:23:07)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

А вот я как-то не заметил, что Вы с Дианой разные. По-моему, одинаковые.

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   14:37:28)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Повторюсь!
Вы много чего не видите, Роберт.
Читайте больше и не бойтесь длинных романов Голсуорси. А из новелл могу предложить Стефана Цвейга и нашего Бунина.
.
Успокаивайтесь, автор.
Ещё раз — всего доброго!
Диалог закончен.

Роберт Иванов   (30.06.2020   13:57:00)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

В любом случае, Вам спасибо, Светлана Владимировна. Я люблю таких учеников, которые задают острые вопросы. Самая худшая ситуация для учителя - это когда класс молчит.

Если был излишне резок, то искренне прошу простить.

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   14:28:32)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Вы путаете ситуацию, Роберт!
ТМ — не Ваш школьный класс. А я не Ваша ученица.
Поэтому ведите беседу о своей миниатюре, а не занимайтесь разбором характера рецензента.
.
Своё мнение о Вашем произведении ,,Свидание" я высказала.
Всего доброго, Роберт!

СИрена   (30.06.2020   14:59:18)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

ОДИН ИЗ КУРАТОРОВ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ, НА ТО, ЧТО
НА 6 СТРОК ТЕКСТА РОБЕРТА ВЫ НАПИСАЛИ 6 РЕЦЕНЗИЙ, В КОТОРЫХ ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ИЗЛИШНЮЮ БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННОСТЬ И БЕСТАКТНОСТЬ, НАРУШАЮЩИЕ И ПРАВИЛА ЭТИКЕТА, И РЕГЛАМЕНТ ТМ .
ЗАЩИЩАТЬ ТАКИХ РЕЦЕНЗЕНТОВ НИКАКОЙ КУРАТОР ПРАВА НЕ ИМЕЕТ.

ПРОШУ ПОКИНУТЬ ТЕМУ.

Роберт Иванов   (30.06.2020   12:53:49)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

Я могу даже Вам помочь в опошлении миниатюры. Как Вам такой вариант?
=Им было хорошо вместе. Но он пошёл домой, а она вернулась на панель, где ее уже заждался сутенер.=

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (30.06.2020   13:38:15)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Это как раз не пошлость, а резкий поворот в сюжете.:))

Диана Звездова   (30.06.2020   14:26:33)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Остроумие - не ваш конёк.)

СИрена   (30.06.2020   14:40:03)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА!

ВАШИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ "ВЫЖИМКИ" - ПРОЯВЛЕНИЕ НЕУВАЖЕНИЯ К АВТОРУ.

ВАШЕ ЖЕЛАНИЕ ИЗ ТМ В ТМ НАВЯЗЫВАТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПОСТОВ - ПРОЯВЛЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНОЙ КАТЕГОРИЧНОСТИ, НЕДОПУСТИМОЙ В ТМ.

СМ. РЕГЛАМЕНТ.

ПРОШУ ПОКИНУТЬ ТЕМУ.

shamanka   (30.06.2020   12:51:01)

Всё новое - давно забытое старое. Японская писательница Сей-Сёнагон, родилась около 996 года.
Ребёнок играл с самодельным луком.
Ребёнок играл с самодельным луком и хлыстиком. Он был прелестен! Мне так хотелось остановить экипаж и обнять его.
/Записки у изголовья/
Можно конечно толочь воду в ступе, можно высушить текст, но ни то ни другое читать будет не интересно. Умение подать текст, талант рассказчика, это то, что будет воспринято читателем, а будет это объёмно или миниатюрно, наверное не столь важно, главное, чтобы было интересно.

Роберт Иванов   (30.06.2020   12:56:16)
(Ответ пользователю: shamanka)

Оставьте японское японцам, ув. Шаманка.

=Всё новое - давно забытое старое.=

Надеюсь, Вы уже бросили писать?

= главное, чтобы было интересно.=
Шпионский роман - наше все.

shamanka   (30.06.2020   16:47:25)
(Ответ пользователю: Роберт Иванов)

Напрасно, у них, японцев, есть чему поучиться, например - такту в общении.
/Надеюсь, Вы уже бросили писать?/ - если вам это столь важно, тогда надейтесь.
/Шпионский роман - наше все./ это кому что, кому-то плюшки, а кому-то горчичку подавай.
Можно о простом написать удивительно ярко, захватывающе, а можно о удивительном написать бесцветно.

Роберт Иванов   (30.06.2020   16:52:25)
(Ответ пользователю: shamanka)

Мне остаётся только пожелать Вам творческих успехов!














1