Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

*Рифмы - банальные и оригинальные (ТМ)


Выбрать темы по:  
СИрена (06.06.2020   09:34:07)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 184

"Анализируя стихотворения с точки зрения созвучности, мы чаще всего обращаем внимание на схему рифмовки строк. Этот этап важен, поскольку он позволяет определить ритмический рисунок произведения. Однако система рифмовки – это далеко не единственная характеристика, по которой мы можем оценивать созвучность стихов. Существуют и другие признаки, одним из которых является оригинальность рифмы или, наоборот, банальность рифмы. Разберёмся, какие рифмы называют оригинальными и банальными и приведём примеры тех и других.

Деление рифм на банальные и оригинальные связано с таким параметром, как новизна. Если созвучные слова редко встречаются в произведениях, то такую рифму можно читать непредсказуемой и оригинальной. Затёртые, часто встречающиеся созвучия соответственно можно отнести к банальным.
За более точным определением обратимся к Поэтическому справочнику А. П. Квятковского. Согласно материалам из этого словаря, под банальной рифмой (от французского слова «banal» – «обыкновенный») понимают избитые, примелькавшиеся сочетания слов. К ним относятся пары «море – горе», «любовь – кровь», «слёзы – розы», «грозы – морозы», «волн – полн» и т. д. В статье отмечается, что такие рифмы могут относиться к категории богатых, но из-за слишком частого применения они утратили свежесть и неожиданность, которая требуется для богатой рифмовки. Рифмы, образованные существительными с окончаниями на «-ание» и «-ение», а также глагольные рифмы, рифмы с прилагательными и др. тоже относят к банальным рифмам".
Источник:
Рифмы банальные, рифмы глагольные (приводится в сокращении)
https://poem4you.ru/kritik/Rifmyi-banalnyie--rifmyi-glagolnyie.html

*ЧЕГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ХОРОШЕМ СТИХОТВОРЕНИИ.

1. Крайне нежелательно рифмовать родственные слова, особенно с близкими значениями: друга - подруга, улетел - прилетел, час - сейчас и т.п.
2. Намного менее ценится рифма, где совпадают только гласные: хорошо - давно. Лучше, когда звуки совпадают начиная с последнего ударного слога: ср. в известной песне - солдата - когда-то...
3. Желательно рифмовать слова разных частей речи. Примитивно смотрятся однотипные, хотя и точные рифмы: любить, разбить; осенний, весенний; люблю, молю, хвалю; снежинка, льдинка и т.п. Они должны использоваться, скорее, как исключение, а не как правило! Если Вам необходимо - иногда!! - использовать глагольные рифмы, то старайтесь сделать их точными (хранить - казнить, но не хранить - забыть и т.п.).
Гораздо важнее стремиться к оригинальности рифмы (пусть даже если она не совсем точная). Ср., например, прекрасные рифмы Д. Самойлова: заспанная - за спину; впервой - травой, постоянна - баяна, махорки - поговорки, наморщив - заговорщик и т.п.
5. Обращайте внимание на мягкость согласного перед последним ударным гласным! Например, стро?ки - высо?кий, но: стро?ки - высо?кой - звучит намного хуже.
6. "Золотое правило": лучше пропущенный ударный слог, чем лишнее ударение, особенно "страшно" смотрятся два ударения подряд (здесь мы, вдруг он, вот кошка, снег шёл и т.п.). Два ударения подряд выпадают из любого стихотворного размера.
7. Старайтесь избегать слов уж, ведь, вдруг, так часто вставляемых из-за "нехватки слога".
8. Следите за соединением слов, чтобы начало последующего не повторяло конец предыдущего: легКО КОсился, гриБЫ БЫли и т.п.
9. Лучше по возможности отказываться от таких слов, как хороший, нежный, прекрасный, красивый, веселый, радостный и т.п. Или вставлять эти слова в настолько нестандартный контекст, чтобы они не смотрелись банально."
Источник:
Самые банальные рифмы (приводится в сокращении):
http://samlib.ru/p/popowa_a_r/rifmy.shtml

ЧТО ЧИТАТЬ
Поэтический словарь:
https://poetique.academic.ru/81
Банальные рифмы:
https://the-vredina.livejournal.com/3490.html
Рифмы банальные, рифмы глагольные:
https://poem4you.ru/kritik/Rifmyi-banalnyie--rifmyi-glagolnyie.html
Самые банальные рифмы:
http://samlib.ru/p/popowa_a_r/rifmy.shtml
Банальные и оригинальные рифмы:
https://pishi-stihi.ru/banalnye-i-originalnye-rifmy.html
Давид Самойлов. Стихи:
https://m.rupoem.ru/poets/samojlov

*Для тех, кто пока не достиг высот поэтического творчества.

Материал из интернета подготовила СИрена (Ирина Хазанова)
06.06.2020
СТАТЬЯ НОСИТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР И ОБСУЖДЕНИЯ НЕ ТРЕБУЕТ


Комментарии:

орданайка ...   (06.06.2020   12:27:09)

Спасибо за ваши старания. Познавательно.
P.S.
НО...есть ещё кое -что не маловажное:
называться можно и царём, и поэтом, но вот быть(стать) поэтом - надобно иметь талант изначально.
такой дар малой горсточкой, раз в сто лет...

СИрена   (06.06.2020   14:49:08)
(Ответ пользователю: орданайка ...)

думаю, разговор о таланте беспредметен, орданайка. талантливые писатели знают, что талантливы, неталантливые думают, что талантливы. и все счастливы.
а вот авторы, которые начинают пробовать себя на ниве стихосложения, могут из этой информации почерпнуть кое-что полезное.
спасибо за отзыв. надеюсь, мои "старания" не пропадут:)

орданайка ...   (06.06.2020   14:56:13)
(Ответ пользователю: СИрена)

ищущий - обрящет, ещё раз с благодарностью)))

Лев Полыковский   (07.06.2020   00:20:06)
(Ответ пользователю: СИрена)

Чем больше придумают теоретики ограничений при написании стихов тем больше стихотворчество будет превращаться в ремесло, тем труднее будет реализовать идею стихотворения в поэтическую форму. Понятие красивое стихотворение можно применить и к бессмысленному но красиво подобранному набору слов. Чем больше стихотворение будет строго соответствовать бесчисленным канонам стихосложения тем более коряво будет выражена идея стихотворения, его смысл. Всякий новопридуманный канон стихосложения уводит поэзию от мудрости и гениальной простоты. Призвание быть поэтом уже будет ненужно, поэтическое озарение будет вставать в непримиримое противоречие с канонизизацией поэзии. Чем больше в стихотворении сложных и непонятных рифм , тем труднее понять его смысл и она становится поэзией не для широких народных масс , а поэзией для избранной элиты. И в это я вижу грядущую возможную смерть такого рода поэзии.

Лев Полыковский   (07.06.2020   00:38:39)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Я бы назвал процесс наращивания числа ограничительных правил в поэзии чрезмерной формализации поэзии. То есть нарушается диалектика формы и содержания. Когда формализм в поэзии становится тормозом в глубоком и философским осмысливании поэтом содержательных сторон стихов, стихи становятся пустыми и бессмысленными , можно так раздуть красоту поэтического образа, что содержание стихотворение станет бессмысленным.

Диана Звездова   (07.06.2020   00:43:41)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Сообщение удалено автором темы...

Лев Полыковский   (07.06.2020   00:49:34)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

А что может дать красивая и оригинальная рифма для углубления смысла стихотворения , для увеличения содержательной полноты его строк, может ли красота рифм заменить идейную значимость поэзии? Ещё Сергей Смирнов говорил : "Красиво книга переплетена, но в переплёте вся её цена". Вот читаешь такие стихи и думаешь: "Красивые как конфетка, но смысл понимаем их редко".

Олег Павловский   [Санкт-Петербург]    (07.06.2020   05:09:31)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

.
Лев, с одной стороны – вы совершенно правы, с другой сторона – не совсем...
Читателю не способному понимать (не только значение метафор, но и все остальное),
никакие "упрощения" не помогут. Однако и Пушкин писал "райком" свои сказки,
Сказку о царе Салтане, например, почему? Раек (частушки) крайне удобен для устного
творчества, хорошо воспринимается на слух и неграмотным крестьянином, и кем
угодно – это уже зависит от от таланта автора и "рассказчика".
Еще раз повторю: нет плохих стихов (рифм, метафор, размеров) – но есть плохие
"сочинители", нет банальных рифм – есть банальное видение мира и банальное мышление.

Можно и проще: не дал Бог таланта, не будет и Поэзии...
А поэзия может прекрасно обойтись и без "дополнительных развлечений"...
___________________________________________________

Из сайки выковыривать изюм
есть тьма охотников – я не из их плеяды, –
поэзия рождается как шум,
чтоб разродиться гулом водопада,
рассыпаться на возгласы, а там,
сбежать с небес под стоны парадиза...

– ни мне, моя прелестница, ни вам
не избежать прощального круиза,
и если на погосте городском
близ речки приснопамятной Ижоры
вы вспомните, когда–нибудь о ком
вам сказок не нашептывали горы,
и песенок не пели, и лихих, –
что на поверку плод сердечных колик, –
я вас прошу не перепутать их
ноктюрны с водосточною трубою…

Покуда дом как временный ночлег,
а, знай, – сопит из окон и отдушин,
пока черемух облетает снег
и мир летит со всех своих катушек –
тогда и вам не терпится шарад
и жизни озорных головоломок –
созвездие бильярдного шара
и отблеск луз и копий, и излом их,
упрямый борт, и парусом, пока
упруг и не полощется по ветру,
флажок машинописного листка
причуд и сногсшибательных поветрий,
рыданий амфитеатра и райка,
и ожиданий от раздачи фантов
корзинок виртуального мирка –
ботинок разбежавшихся по вантам,
пустых надежд, обид, сомнений, слёз
и чудных, и волнующих мгновений
одних... среди как водится берёз
российских весей... или тополей их,
но не одной березкой Русь жива
и траурный наряд не уготован
пока вам снятся эти кружева
бож.. жественной Натальи Гончаровой…
______________________________________
https://www.chitalnya.ru/work/873300/



Лев Полыковский   (07.06.2020   12:03:10)
(Ответ пользователю: Олег Павловский)

Сообщение удалено автором темы...

Олег Павловский   [Санкт-Петербург]    (07.06.2020   13:18:01)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Сообщение удалено автором темы...

Лев Полыковский   (07.06.2020   14:02:17)
(Ответ пользователю: Олег Павловский)

Сообщение удалено автором темы...

Сергей Дуткевич   (11.06.2020   21:36:48)
(Ответ пользователю: Олег Павловский)

Осталось только выяснить, творческие способности по мере удаления от Земли падают с квадратом или кубом расстояния )))

Олег Павловский   [Санкт-Петербург]    (07.06.2020   13:53:27)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Сообщение удалено автором темы...

Валерий Белов   [Москва]    (07.06.2020   14:34:29)
(Ответ пользователю: Олег Павловский)

Полагаю, что Вы в дальнейшем близко не подойдёте к автору темы и тогда ему не придётся отправлять Вас в ЧС, а мне не обращаться в Комиссию по этике при ОС для разъяснением, является ли Ваше заявление оскорблением.

СИрена   (07.06.2020   18:58:24)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Лев, по-видимому, Вы не обратили внимание на то, что в конце этой статьи заглавными буквами написано, что она не предназначена для обсуждения.
Это дайджест для тех участников ТМ, которые при написании стихов совершают типичные для начинающих авторов ошибки. И подобрана информация на основании анализа работы очередной ТМ.
Предмета для беседы не вижу.

Лев Полыковский   (08.06.2020   08:13:40)
(Ответ пользователю: СИрена)

Сообщение удалено автором темы...

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (07.06.2020   10:15:11)
(Ответ пользователю: орданайка ...)

Сообщение удалено автором темы...

Олег Павловский   [Санкт-Петербург]    (06.06.2020   15:54:25)

Сообщение удалено автором темы...

Амарант   (06.06.2020   16:00:21)

Сообщение удалено автором темы...

Bobbybard   (11.06.2020   21:13:36)

Сообщение удалено автором темы...

Владимир Смирнов   (12.06.2020   13:12:19)

Банальными рифмами пользоваться можно, но само стихотворение должно быть таким, чтобы их банальность не бросалась в глаза.

СИрена   (12.06.2020   14:45:20)
(Ответ пользователю: Владимир Смирнов)

От банальных рифм никуда не уйти. Но есть смысл проинформировать некоторых авторов ТМ о том, что есть не только банальные рифмы.

Наталья Anvip   (12.06.2020   17:52:15)

Сообщение удалено автором темы...

Диана Звездова   (12.06.2020   21:35:05)
(Ответ пользователю: Наталья Anvip)

Сообщение удалено автором темы...

Ольга Волынская   (12.06.2020   22:26:22)

Спасибо Вам большое, СИрена, за информацию. Для меня она и с технической, и с идейной точки зрения предельно актуальна.

СИрена   (13.06.2020   17:44:31)
(Ответ пользователю: Ольга Волынская)

Приятно, Ольга, что информация пригодилась.














1