Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Поэтическая техника. Эпитеты


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (30.01.2020   19:59:06)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 75

Работа с эпитетами.

Одно из самых важных, интересных, но и самых сложных, замысловатых, порой головоломных и даже каторжных стихотворных занятий – это подбор точного эпитета.

Несмотря на то, что эпитет считается простейшей формой поэтического тропа, от его верного выбора зависит порой значение не только словосочетания, строки, но и строфы, и даже всего стихотворения. Тщательное выискивание в закоулках и кладовых памяти нужного слова — превращается иной раз в муку мученическую.

В век интернета и информационных технологий вопрос перебора вариантов можно решить довольно просто.

Как это делаю я: устанавливаю закладку Академических словарей на поисковике, при необходимости подобрать определение, захожу по ссылке, ввожу приблизительное, близкое по смыслу или качественному ощущению прилагательное, в выпавшем списке нахожу слово в словаре синонимов, и начинается самое интересное.

Прохожу по приглянувшимся, показавшимися более точными и подходящими по размеру синонимам, открывая и открывая следующие страницы. Возвращаюсь, пробую снова, нахожу другие качества, иные внутренние доминанты, лейтмотивы, подтексты, звучание…

Процесс захватывает, зачастую настолько, что теряешь изначальный мотив, причину поиска. Главное, себя останавливать вовремя. Даже если вы не найдёте в первый заход или второй нужного, удовлетворяющего ваш творческий запрос эпитета – не беда. Постоянная работа со словарями, внимательное и, конечно же, заинтересованное прочтение дадут толчок вашим мыслям в определённом направлении. Не удивлюсь, если нужное определение вам приснится.

Удачи!



Комментарии:

Астсергей   (30.01.2020   21:48:14)

На "Как это делаю я: устанавливаю закладку Академических словарей на поисковике,"..
Я так никогда не поступал и дай бог не буду..
А вот поговорить об эпитетах очень интересно. Во-первых: хочется, чтобы авторы воспринимали поэтическую речь- как разновидность обычной. Представьте, что ваш собеседник будет говорить несвязанными словами? Наверное, вы невольно подумаете о его нормальности и уж слушать его не будете. Иные стихи - именно это из себя и представляют. Но вот мы пишем тему, в общем, количество тем достаточно ограничено.. Что же делает их "новыми" ? Окраска, накал, повороты сюжета, новые грани и т.д. и т.п., вот они-то и делают темы новыми. Сколько раз писали про птиц, поэзию, поле, реку, траву, осень, море, волны, зиму, любовь, дружбу и т.д. и т.п.? Но настоящие стихи получаются разными. А тут еще объем... в коротких , по сути, от 1 до 10 предложений пишутся огромное количество стихов.. не берем сейчас поэмы и романы в стихах. И там, большие мастера, ухитряются сжать и главное - гладко выразить: тьму мыслей, мифы и историю.. Поэтому ,в поэзии, каждое слово - на вес золота.. Оно несет в себе много нагрузок..
Самое простое, решить - что нужен эпитет. Но идти нужно не от этого, а от того - что вы хотите сказать.. Придать ВАШУ окраску написанной фразе, в эпитетах, в таких стихах, скрывается суть вашего замысла.. ведь существительных значимых не так и много.. Многие являются суть-эпитетами и дополнениями.. Страсть некоторых к именам собственным, хоть и поощеряется .. но , в них часто тонет действо стихов.. В длинных стихах с эпитетами нужно быть поосторожней, они быстро приедаются и начинают тяготить мысли - как перегруженная телега от стога сена на ней. сено уж сыпется во все стороны, а вес-то маленький.. Эпитет -может усилить идею и утопить, или вообще, увести в другое направление читателя.. У слов, как мы знаем, много синонимов, выбор должен соответствовать выбранной мере чувственности и уровню отношений, контексту и духу произведения. .. Избыток эпитетов "замыливает" слух.. Он начинает чураться напыщенности или рассусоливания..

Лев Вьюжин   (30.01.2020   22:00:35)
(Ответ пользователю: Астсергей)

"На "Как это делаю я: устанавливаю закладку Академических словарей на поисковике,"..
Я так никогда не поступал и дай бог не буду.. " (с)
Литератор, писатель, поэт, не читающий словарей - это не совсем литератор, писатель, поэт.
Но впрочем - каждый сам решает, как ему лучше. И это хорошо...

Владимир Кочетков   (31.01.2020   04:52:55)

«
Как это делаю я: устанавливаю закладку Академических словарей на поисковике, при необходимости подобрать определение, захожу по ссылке, ввожу приблизительное, близкое по смыслу или качественному ощущению прилагательное, в выпавшем списке нахожу слово в словаре синонимов…
» (с)
- Лев, что такое «закладка Академических словарей» - может быть, это эта страница https://dic.academic.ru/ , или эта https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_synonims/ , или какая-то другая страница, или речь вообще о чём-то другом?..



Лев Вьюжин   (31.01.2020   10:41:01)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

Именно по первой ссылке, Владимир, можно зайти в "Словари и энциклопедии на Академике".
Это такое богатство для пишущего (да и просто для пытливого ума)! Всё в одном месте и в "шаговой" доступности. И места не занимает. )))

Владимир Кочетков   (31.01.2020   11:24:13)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Понял – попробую юзать тот способ.
Спасибо, Лев! :)



Лев Вьюжин   (31.01.2020   14:38:32)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

Дело действительно стоящее.
Н-р, на слово "сытный"

сытный
прил., кол-во синонимов: 9
• быдвяный (2)
• вкусный (34)
• доходный (21)
• нажористый (9)
• насыщающий (16)
• питательный (12)
• плотный (47)
• прибыльный (21)
• сытый (34)

В скобочках дано кол-во синонимов к представленным словам. При нажатии на отдельное слово, вы переходите к примерам. И так почти до бесконечности...)))

Владимир Кочетков   (31.01.2020   15:54:37)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Попробовал пройтись по цепочке случайно выбираемых синонимов:

быстрый – моторный – проворный – юркий – баловливый – неугомонный – полный тревог – тревожный – мутный – плохой – никудышный – слабый – тихий – медленный

- о-о… дуализм, однако, вышел… :)



Лев Вьюжин   (31.01.2020   17:25:21)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

Я предупреждал, Владимир, надо себя вовремя останавливать. )))
Да и точно нужно чувствовать контекст своего же стиха. Мой совет, он больше прикладной - для ускорения процесса перелопачивания "руды".
А это - сохранение драгоценного времени непосредственно для творчества.

Алмост   (31.01.2020   14:55:46)

Я конечно люблю побаловаться словарями, но не в момент написания, иначе - труба.)) Забуду обо всём. И почему-то возникает странное ощущение, что украл. Не могу объяснить почему.

Лев Вьюжин   (31.01.2020   15:05:13)
(Ответ пользователю: Алмост)

А как же классик:
"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды."

И где, как ни в словарях, собрана "словесная руда".

Алмост   (31.01.2020   15:07:59)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Да. Но когда спецом под стихотворение копаешь, ни фига не получается.( Мне проще копать прозапас, а потом из этого запаса выуживать.

Лев Вьюжин   (31.01.2020   15:13:28)
(Ответ пользователю: Алмост)

А.А. Фадеев «О языке писателей классиков»
«…Я хочу показать на нескольких примерах, как трудился над выработкой своей художественной речи Лев Николаевич Толстой. Он брал слова из книги протопопа Аввакума, из Даля и пытался найти возможности нового употребления данного слова в ином смысле. Он записывал те поговорки, которые удавалось ему услышать. Он упражнялся в сложных грамматических формах, в частности в деепричастных и причастных, которые при сложном плетении его фразы были ему необходимы. Эти упражнения он делал на протяжении между 1858 и 1879 г. Учтите, сколько лет и сколько времени он потратил на этот труд. Вот несколько примеров из его записей 1879 года. Л. Н. Толстой записывает пословицы, характерные обороты, поговорки: "произвел сына в грамоту", "в дуростях спускать не обык", "идучи за солому цепляется", "одна свеча другие зажжет - сама в своем свете не умалится" и т. д. и т. д. А вот как он упражнялся в грамматических формах: он записывает предлоги приставные (т. е. приставки) на, при, за, у, с, под, от, раз, об, яз, до, в, из, вы, пере, про, по - и пробует, .какие глаголы к ним подходят, а потом делает вывод, что глагол "вести" можно употребить со всеми этими приставками... Можете себе представить, какую он работу проделал со всеми глаголами, чтобы найти именно тот глагол, к ′Которому подходят все приставки!

По записным книжкам Толстого видно, какую гигантскую предварительную работу проделывал он, приступая к работе над новой книгой Вот, например, записные книжки 1879 года. Идут бесконечные упражнения в язьже. То Лев Николаевич берет какое-нибудь слово и начинает упражняться в возможности его использования: "обесхлебил, обезлошадил, обезлесил, обессилел, обездомил ты меня..." Он записывает фразу и ставит вопрос: можно ли так сказать?...»

Алмост   (31.01.2020   15:18:44)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Поэтому я и не пишу прозу. Даже представить не могу сколько бы жизней мне на это понадобилось.

Наталья Анвип   (31.01.2020   17:30:51)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

А вот читатель тоже должен читать стихи со словарём в руках или же в них всё должно быть понятно без словаря?

Лев Толстой о поэзии отзывался так= великий русский писатель Лев Николаевич Толстой до такой степени не любил поэзию, что называл писание стихов вещью не только бесполезной, но даже и вредной для русского человека. При этом язвительно острил: «Писать стихи – все равно, что идти за плугом, приплясывая!».

https://med.wikireading.ru/137303

Лев Вьюжин   (31.01.2020   17:45:57)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

"А вот читатель тоже должен читать стихи со словарём в руках или же в них всё должно быть понятно без словаря?"

Если поэт пишет для читателя, то он знает (настоящий поэт), как написать так, чтобы его поняли...
Работа со словарями на этапе подготовки и создания произведения не имеет к пониманию или непониманию никакого отношения...

Наталья Анвип   (31.01.2020   18:10:06)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Лев! Честно говоря, я тоже об этом думала. Когда я вижу стихотворение, в котором много непонятных слов. я считаю, что это надуманные стихи и не люблю читать таких авторов.
Вот интересное мнение об этом Вадима Кожинова.
Восхищаясь этим искусством, Лев Толстой говорил: "У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать". В слабых же стихах чувствуешь, "что то же самое можно сказать на тысячу различных ладов"12.
И в самом деле: точнее, естественней и короче, чем сказал Пушкин, не скажешь. Но странно заблуждается Н. Коржавин, полагая, что здесь нет никакой формальной искусности, никакой "техники". Нужно обладать удивительной искусностью, чтобы создать такое стихотворение.
Вернемся на путь сравнения, предложенного Н. Коржавиным, - обратимся к стихам А. Вознесенского. Ну, хотя бы вот к этим достаточно популярным строкам:
Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я - горе.
Я - голос.
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года...
и т. д.
Или:
За окном кариатиды,
А в квартирах - каблуки...
Балок
крылья
реактивные
Прошибают потолки!
и т. д.
Или:
Туманный пригород, как турман.
Как поплавки, милиционеры.
Туман.
Который век? Которой эры?
Все - по частям, подобно бреду.
Людей как будто развинтили...
Бреду.
Верней - барахтаюсь в ватине...
и т.д.
Или:
Как пулеметы, телефоны
Меня косили наповал.
И, точно тенор - анемоны,
Я анонимки получал...
и т.д.
В этих крепко сделанных строках "мастерства", казалось бы, хоть отбавляй. Сложно завинченные ритмы, диковинные сравнения и ассоциации, изощреннейший фонетический строй. Более всего, пожалуй, бросается в глаза именно последнее - звуковые повторы, обильное нагнетание своего рода внутренних рифм. На два десятка процитированных строчек приходится не двадцать (как чаще всего бывает в рифменном стихе), а более трех десятков созвучных слов различного типа: Гойя - нагое - горе - голос; городов года; воронок - ворог; войны - головни; кариатиды - квартирах - крылья реактивные; каблуки - потолки; туманный - турман - туман; милиционеры эры, бреду - бреду, развинтили - ватине, пулеметы - телефоны - анемоны, а также: анемоны - анонимки; получал - наповал и т. д.
Эти фонетические эффекты, эта звуковая инструментовка рифменного типа может показаться верхом искусности, полной и свободной властью над речью. Однако на самом деле такие стихи писать неизмеримо легче и проще, чем те, которые мы только что рассматривали (я не сравниваю Пушкина и А. Вознесенского по существу, я говорю лишь о "технике", лишь о чисто формальной искусности). Почему же легче? А потому, что в таких стихах заранее приняты определенные ограничения, определенные "правила игры". У А. Вознесенского нет речевой свободы; он именно и только слагает стихи, занимается стихосложением. Здесь ни на минуту не возникает ощущения естественной речи: все заранее подчинено размеру и рифмам, и их чувствуешь прежде всего. А такие стихи не являются подлинной поэзией: это скорее своего рода игра в поэзию (об этом и сказано было - впервые - в статье Н. Коржавина). Чем отличается вообще всякая игра от человеческой деятельности в собственном смысле? Тем, что она выговаривает себе известные условия, которые кардинально упрощают и облегчают исполнение поставленной цели. Так, например, ставится задача поймать и подчинить себе "противника". Но для этого не нужно, скажем, крепко схватить его и донести на плечах к месту старта игры: достаточно слегка тронуть его рукой, "осалить", и он покорно принимает свое поражение.
Так и в стихах А. Вознесенского: он не идет по труднейшему пути истинной поэтической деятельности, при которой речь естественно выливается стихами. Он, например, подбирает созвучные слова, более или менее подходящие (иногда, впрочем, и совсем неподходящие) по своему значению к теме стихотворения, и вставляет их в строку, стараясь не нарушить заданного ритма. В одних случаях это получается более удачно, более гладко, в других - хуже (например, в строках "глазницы воронок мне выклевал ворог..." ради внутренней рифмы дан нелепый оборот).
Но дело не в удаче или неудаче; дело в самом принципе "игры в поэзию". Все "приемы", используемые А. Вознесенским, вполне уместны и в истинной поэзии, но лишь в том случае, когда они рождаются органически и, в частности, не нарушают естественности речи.
http://modernlib.net/books/kozhinov_vadim_valeryanovich/kak_pishut_stihi/read

Лев Вьюжин   (31.01.2020   18:48:16)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

Вознесенский - это отдельная огромная поэтическая страна.
И даже признанный - он своим творчеством вызывает до сих пор очень "жесткие" дискуссии в литературной среде.
От обожания - до полного неприятия (утрирую, но не сильно)
Писать, как Пушкин, в прямом смысле, современный поэт не может (и не должен) по определению. Но "опираться" на всех "великих и не очень", творивших до него, он и обязан, и имеет право. Великое благо, что русская поэтическая мысль, русское поэтическое наследство - величайшее богатство для всех, ступающих на сию стезю. Богатство, которое у них уже есть и предназначено им.
Чуть пафосно излагаю, но в разговоре о Поэзии, не будет лишним, так думаю...

Семён Диванов   [Москва]    (31.01.2020   20:25:22)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

В Вашем сообщении сказано: "И в самом деле: точнее, естественней и короче, чем сказал Пушкин, не скажешь".
------
"Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман" , -
написал А.С. Пушкин в своём стихотворении "Герой".

Здесь можно обратить внимание и на подбор эпитетов, и сравнений, и др.,
о чём сказано в преамбуле темы.

Это ответ на сообщение
Наталья Анвип (31.01.2020 18:10:06)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин).

Japanese Ghost   (31.01.2020   19:01:39)

Хотелось бы узнать у уважаемых коллег по цеху о поэтическом даре Егора Летова, или же, наоборот его отсутствии... Кто что думает? В последнее время его имя опять на слуху.

П. Фрагорийский   (31.01.2020   19:46:08)
(Ответ пользователю: Japanese Ghost)

На любителя, как говорится.

Лев Вьюжин   (31.01.2020   20:04:56)
(Ответ пользователю: Japanese Ghost)

Не думаю, что тексты Летова относятся к поэзии в традиционном понимании.
Они - некие мантры, произносимые под музыку для определённого круга слушающих, в определённую временную эпоху, на определённую тему.
Вне всего этого - они не имеют никакой поэтической ценности, на мой взгляд.

Астсергей   (05.02.2020   08:38:37)

К вопросу о поэзии, я как-то отвечал Леди Осень :

Ребята, ну давайте разберемся,
По-свойски,честно, не кривя душой,
Коль в наших душах Музы свили гнезда-
Из них, навечно, улетел покой..

К чему учить назойливые книги,
Про то, как пишут прозу или стих..
В тебе родились звуки странной лиры,
Или из пальцев сложен был триптих..

Не мучайся – не всем же быть поэтом,
Достаточно - что просто Человек,
Ты тоже можешь осветить всех светом-
И за заслуги будет монумент !?

Писать – одно тяжелое занятье..
Строкой рвать душу, сердце и судьбу..
Там лица чувств – эфирнейших собратьев..
И цепь галеры.. что положена рабу..














1