Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Поэтическая техника. Повторы.


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (27.01.2020   12:51:29)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 53

Хочу поделиться некоторыми тонкостями поэтической «кухни». Возможно, маститым и умудрённым сие будет не интересно, но многим и многим начинающим поэтам эти моменты помогут более свободно чувствовать себя в стихотворных поисках «истины и красоты».
Одно чуточное знание и умение может вдохнуть в наше творчество новую жизнь, расцветить его новыми красками, наполнить новыми ароматами и добавить внутреннего ощущения солидности и достоинства самому пишущему.
Я говорю о поэтических повторах. Более подробно об этом художественном средстве можно прочитать в самых разных учебниках и энциклопедиях. Я лишь обозначу общую картинку. К тому же полной и однозначной классификации как бы нет, но исследования ведутся.
Итак, поэтические повторы по языковым элементам речи: повторы слов и звуков, фразеологизмов, лексических блоков и устойчивых сочетаний, синтаксических конструкций. Есть классификация по композиции, расположению друг к другу, но не в этом сейчас суть.
Нас интересует именно прикладное значение поэтического повтора! Его применение автором в «технических» целях! Здесь нам нужны, в первую очередь, повторы слов. Иногда данный приём является для пишущего действительным спасением, избавлением, освобождением и последним прибежищем измученной стихотворящей души.
Просто — повторите какое-либо слово: глагол, существительное, эпитет, и ваша строка, которая до этого времени не складывалась, не вырисовывалась, не выписывалась, которая не отпускала вас несколько мучительных часов, дней, месяцев, ― примет, наконец, тот единственный надлежащий вид и позволит вам вернуться (на время?) к нормальной жизни.
В дальнейшем, при правильном подходе, желании анализировать и проницать поэтические сущности, вы сумеете, я уверен, превратить этот простой технический приём именно в художественное средство.
Несколько примеров из классики:

Пора, пора к березам и грибам,
К широкой осени московской.
А. А. Ахматова.

«Увы, ― сказал ему младенец, ―
Уйди, уйди, кудрявый поп,
Я ― новой жизни ополченец,
Тебе ж один остался фоб!»
Н. А. Заболоцкий.

Повсюду листья желтые, вода
Прозрачно-синяя. Повсюду осень, осень!
Мы уезжаем.
М. И. Цветаева

Удачи!



Комментарии:

Владимир Поваров   (27.01.2020   14:02:45)

Гейнеобразное. Маяковский.

Молнию метнула глазами:
«Я видела —
с тобой другая.
Ты самый низкий,
ты подлый самый…» —
И пошла,
и пошла,
и пошла, ругая.
Я ученый малый, милая,
громыханья оставьте ваши,
Если молния меня не убила —
то гром мне,
ей-богу, не страшен.

Лев Вьюжин   (27.01.2020   15:45:55)
(Ответ пользователю: Владимир Поваров)

Очень показательный пример, Владимир!

Юрий Кольцов   [Ярославль]    (27.01.2020   16:09:28)

Анафора - один из древнейших и мощнейших литературных приёмов, применявшийся ещё в заклинаниях, молитвах и песнопениях. При определенном использовании может вводить человека в транс, чем и пользовались ещё древние жрецы. Есть такое понятие и в православии. Древнейшая и важнейшая часть литургии. Переводится как возношение. Во время анафоры происходит чудо преложения (пресуществления), хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.

Лев Вьюжин   (27.01.2020   16:34:03)
(Ответ пользователю: Юрий Кольцов)

Анафора, эпифора, окольцовывание и т.д. .... Это все важные поэтические приемы. Они не просто украшают, разнообразят, обогащают произведения, но и дают возможность более точно выразить авторскую мысль, донести её до читателя.
Здесь,Юрий, я затронул ещё и такой момент - "сознательно-бессознательное" употребление повтора начинающим автором. Когда не дается строка или фраза - "хоть убей". Ритмизовать для начала её с помощью "какого-нибудь" повтора, дабы придать законченный вид "мукам творческим". Это, так скажем, наработка техники поэтической. При вдумчивом отношении она обязательно перерастет в мастерство.
Автор может только по названиям знать поэтические фигуры (если что - критики ему объяснят, что и как он написал), но употреблять их, основываясь на внутреннем чувстве языка, он обязан. А чувство все равно (кому-то в большей степени, кому-то в меньшей) надо нарабатывать. Как мне видится...

Юрий Кольцов   [Ярославль]    (27.01.2020   16:38:58)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

На эмоционально-интуитивном уровне - обязательно.

Лев Вьюжин   (27.01.2020   20:04:49)
(Ответ пользователю: Юрий Кольцов)

Но почитывать теорию стихосложения и термины - дело тоже не пустое. Да и поразмышлять - совсем уж лишним не будет...

Герман Грю   [Владимир-Воронеж]    (27.01.2020   17:30:53)

Повтор уместен, как смысловой акцент.
Злоупотреблять не стоит)) Имхо.

Лев Вьюжин   (27.01.2020   19:12:18)
(Ответ пользователю: Герман Грю)

Злоупотреблять хоть чем не стоит. Гармония в произведении - даже гармония видимого и слышимого хаоса порой - необходимый инструмент авторского поэтического решения...

Герман Грю   [Владимир-Воронеж]    (27.01.2020   20:20:28)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Согласен.














1