Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Ни единой буквой не лгу... С Днем рождения, Владимир Высоцкий


Выбрать темы по:  

"Ни единою буквой не лгу..."
Так он и писал. Так жил. Отчаянно больно.

Для кого-то это легенда.
Для голо-то старые записи.
А для нас - наш современник, которого мы помним живым. Молодым.
И не только песни, не только любимы и родной голос. А еще и стихи, которые знали наизусть, на которые равнялись, а где-то, где он шутил, и улыбались как хорошему знакомому...
Он был немного старше моих ровесников, лет на 15, он был нам старшим братом, чьи песни мы пели на кухне...

И не верилось, когда по радио передали : "Умер Высоцкий". Он же был еще молодым! Только 42...

Вам нужна легенда.

А нам нужен наш парень, старший брат, живой...



Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:38:42)

© Виолетта БашА, Еженедельник "Мир Новостей", 1998 г.

Музыкальный файл:
Владимир Высоцкий - "Белое безмолвие"

"Ни единою буквой не лгу..."
Так он и писал. Так жил. Отчаянно больно. Заплатив
за Слово - жизнью. Короткой. Яркой. Он прожил только 42.
Настоящие поэты в России дольше не живут…
… Наклонный помост. Две цепи сзади. Две - спереди. Между ними он - голый до пояса.
Рвется к Пугачеву, чтобы
убить его. Тяжелые цепи подбрасывают его вверх. С расстояния в два метра швыряют на другие. Затем снова -
грудью - на первые. Так - много раз. Звучит надрывный монолог каторжника Хлопуши:
« Проведите, проведите меня к нему.
Я хочу видеть этого человека!»…
Рывок. Цепи. Рывок. Таким он и был. Не был - есть. Цепи.
Цепи между нами. Богатства. Нищеты. Предательства…
… Он умирал. Кровь шла горлом. Она спасла его. Еще немного - и врачи были бы бессильны. Вытащила с того света. Как потом не раз вытаскивала из глухих запоев. Отчаянную боль, надрыв он глушил водкой. Как и вся Россия. Он и был Россией, единым вздохом ее святой измученной души. …Любовь, судьба, Марина - она спасала его. Во Франции - русская. В России - француженка. Встреча двух эпох. Дитя эмиграции. Самая красивая женщина, которую я когда-либо видела. Потом Марина Влади напишет о нем книгу. Я назову ее «174 страницы про любовь». Горькую любовь…

Ходу, думушки резвые, ходу!… 25 января я налью до краев стакан и не выпью. Поставлю записи. Не на модных лазерных дисках. На старых пленках.

Тех времен, наших.
Мимо - уголовно-рыночной ламбады.
Мимо - телепопсы.
Мимо.
Буду слушать его песни.
Единый крик России нашей,
измученной кровавым молохом истории.

Вспомню ночи на Таганке - за билетами.
Где мы?
Что стало с нами?
Черный ветер
хлещет по лицам,
несет потоки беженцев над развалинами империи.
На экранах такая грязь - не смыть.
И не церковь, ни кабак - ничего не свято.

Нет , ребята! Все не так! Все не так, ребята!
А Россия просит милостыню

в переходах метро.
И война у нашего дома…
Ходу, думушки резвые, ходу…

… В апреле 1964 года, когда главным режиссером Театра драмы и комедии на Таганке был назначен Юрий Любимов, Высоцкий пришел проситься в театр.

Алла Демидова вспоминает, как в первый раз увидела Высоцкого. Улыбаясь во все лицо, он пел в фойе - невысокий, ладный, светящийся от счастья паренек - песню о цветах на нейтральной полосе. А осенью он уже играл в брехтовском «Добром человеке из Сезуана».

Его песни были маленькими спектаклями.
В спектаклях звучали песни.

Его поколение - шестидесятники - осуществили прорыв в искусстве. Это был первый глоток свободы, время поиска. Время
Андрея Тарковского и Валентина Распутина, Чингиза Айтматова и Василия Шукшина…
Наше поколение подхватывало эстафету…
Его самые яркие роли на Таганке - Хлопуша в «Пугачеве» и Гамлет, роль которого он играл без малого десять лет. До самой смерти, до 80-го…

Марина Влади вспоминает: «Тебе приказывают говорить то, что хотят от тебя услышать. Ты отказываешься и только громче кричишь свою правду. Картина, остающаяся после спектакля, - это страшный жестокий бой… Раздавленные болью зрители еще несколько минут не двигаются с мест. Ты сам, раздетый до пояса, подрагивая как лошадь после изнурительной скачки, осунувшийся от прожитой на сцене жизни, поднимаешься лишь через несколько минут в полной темноте, которой завершается спектакль»

… 18 июля. Боль в сердце. Он играет. За неделю до кончины.…Как страшно, пророчески - тогда , 18-го - звучало это «быть или не быть?»…

Таганка была его судьбой. Он - ее символом. Символом России. Гамлет с гитарой!

Однажды, как все, он посмотрел фильм «Колдунья».
И без памяти влюбился в молодую Марину Влади.

В 1965, когда она впервые приехала на фестиваль в Москву, тщетно пытался встретиться с ней. По несколько раз в день ходил в кино на кинохронику, чтобы увидеть ее хотя бы на экране. И решил, сам себе не веря, что она станет его женой.

В 1967 она снова приезжает в Москву на фестиваль. Он уже - известный артист. Ее приглашают посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав встречу с одним из самых удивительных актеров .Он играет так, что других просто нет на сцене. Зал аплодирует стоя. Ее приглашают на ужин с актерами в ресторан ВТО. Она ждет обещанной встречи. Ей объясняют, что у него такой характер - может и не прийти.

Наконец она замечает, что к ним направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Возгласы в зале заставляют ее прервать свой рассказ , она поворачивается к нему. Светло- серые глаза. Они смотрят друг на друга, будто знакомы вечность. Он уже больше

не сводит с нее глаз. Не ест. Не пьет. Только это: «Наконец-то я встретил вас».

И чудаки - такие еще есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья ,-
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного дыханья. (*)

… Горькая любовь. Сильная. Трудная. Необыкновенная.
Она - известная французская актриса.
У нее вилла в Мезон- Лаффите, мама и сыновья во Франции.
И работа там же, которую не бросишь.
У него зарплата в 150 рублей и неуемный нрав.
На двоих у них шесть браков и пятеро сыновей .
Между ними ОВИР и границы.
Ей не разрешают оставлять его в гостинице.
Скитания по углам, ночевки в чужих кухнях.
Наконец, их приютила его мать…

Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву…
Я дышу, и значит - я люблю.
Я люблю, и значит - я живу! (*)

Но было еще одно. Страшное. Он был великим русским поэтом.
За эту боль платят кровью.

Он спасался от расплаты водкой.
Мог сгореть еще раньше, не дожив до сорока.
Притупляя, она спасала и губила.
Он пропадал надолго. Где она только его не отыскивала и в каком виде!

Могла ли она понять эту нашу общероссийскую болезнь, ее трагедию и неизбежность? Во всяком случае, она
очень страдала. Была его ангелом-хранителем, насколько хватало сил.

Однажды его здорово обидели - не пустили его в автобус, в котором делегаты фестиваля отправлялись во дворец. Она уехала. Он был бледен и унижен. Автобус тронулся.

Он махнул рукой - все, мол, бесполезно. И исчез. Пришел около часа ночи, с блаженной улыбкой упал пьяный на диван. У нее - вечеринка. Музыка, смех.

Проходя мимо ванной, она слышит стоны. У него кровь идет горлом. Почти до краев уже наполнила таз. Глаза полны мольбы. Вызвали ничего не смыслящего в медицине врача. Гости разошлись.

У него уже не прощупывался пульс. Она настояла, чтобы вызвали «скорую». Два врача «скорой» отказываются везти его в больницу: слишком большой риск. Им не нужен покойник. Она кричит,
грозится международным скандалом. Настаивает.

Больница. Она ждет. Ей сказали:
« Он потерял много крови. Если бы вы привезли его на несколько минут позже, он бы умер». У него порвался сосуд в горле. Ему нельзя было больше пить…

Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!
А он спешил - недоспешил.
Осталось недорешено
Все то, что он недорешил.
Не единою буквой не лгу. Не лгу!
Он был чистого слога слуга.
Он писал ей стихи на снегу.
К сожалению, тают снега!
Но тогда еще был снегопад.
И свобода - писать на снегу.
И большие снежинки, и град
Он губами хватал на бегу…
Смешно, не правда ли смешно? Смешно!
Когда секунд не достает.
Недостающее звено. И - недолет. И недолет.
И недолет. И недолет!
Смешно, не правда ли? Ну вот!
И вам смешно и даже мне.
Конь на скаку и птица влет!
По чьей вине? По чьей вине? (*)

По чьей вине? Россия - страна многострадальная. И потому высоко духовная, что многострадальная.
Единственная страна, где за Слово убивали.

Вот скорбный список.

Убиты: Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Рубцов, Тальков.

Цветаева повесилась, Есенин и Маяковский покончили с собой (?), Блок не

вынес революции, Мандельштам умер в лагере, Пастернак - от гонений ,

Высоцкий - от сердечного приступа, погиб Виктор Цой. Кто следующий?

… Как он говорил - точнее не скажешь: « Сколько веры и леса повалено!

Сколь изведано горя и трасс!». Вот еще - про сталинскую эпоху: «Ближе к

сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца!». И верил:

«Коридоры кончаются стенкою, а тоннели выходят на свет».

Верю – будет свет,
если мозги у нас не совсем отбили!



Говорят, что у Высоцкого нет стихов. И песни его - что угодно: жизнь, маленькие спектакли, но только не поэзия.
Но кто вы сами - элитарные стилисты «высокой поэзии». Что есть у вас? Лед и безликость. Эротика без чувства.

Цинизм. Кабриолет в штанах!
А на другом конце - кликушество о загубленной

России. Слушаю Высоцкого, читаю, и никого в один ряд поставить не могу.

* В статье процитированы стихи Владимира Высоцкого

______________________

Эту статью я писала специально для юбилейного выпуска, посвященного 60-летию поэта, для крупнейшего миллионника России "Мира новостей". Работая в руководстве издания, я дала теме Высоцкого целых две полосы - разворот, материал собирали всем штатом журналстов, я писала передовицу, а ребята собирали воспоминания среди людей, знавших Владимира Семеновича, что и для кого значит Высоцкий.
Оказалось, что для многих его значение было глубоко личным. особенно его песни, они имели волшебное свойство - делать людей лучше, заставлять принимать правильные решения.

Такова сила слова поэтического, если поэзия - настоящая.
_______________

https://www.chitalnya.ru/work/125914/



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:42:36)

ХОДУ, ДУМУШКИ РЕЗВЫЕ, ХОДУ


"ПУСТЬ ВПЕРЕДИ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ,
Я ЭТО НИКОГДА НЕ ПОЛЮБЛЮ!"
© Виолетта Баша, «На боевом посту», 1999 г.



О каких переменах писал поэт? Не о нашем ли времени лихолетья? Русские поэты всегда отличались даром предвидения…





25 июля 1980 года не стало человека, именем которого уже названа звезда, именем которого назовут эпоху, а может быть и

столетие. Имя его - Владимир Высоцкий…

Светит ли солнце в этот день, идет ли дождь, жарко ли, пасмурно ли, - день этот отдает горечью и горечь эта не зависит ни от погоды, ни от прошедших лет. 25 июля - горестный день для всех, кто любит Россию, а значит, любит Высоцкого. Ведь если вы действительно любите Россию, чувствуете ее предназначение и боль, вы не сможете забыть эту дату. Не предадите его песен в угоду блеклым кумирам нашего времени - времени пустоты и сытости одних и нищеты других.



Говорят, время Высоцкого уходит. Слишком крутые повороты истории удаляют его от нас, наполняя жизнь другими заботами. Неправда это! Те, кто не умел думать, те, у кого эта способность и не появилась - мыслить критически, размышлять об эпохе, России, ее пути - те не могли его понять. И дело тут не в образовании. Скорее, в качествах души. Мы же, а таких большинство, остаемся верны правде песен, стихов, образов и ролей, правде жизненного пути Высоцкого. Ведь это наша правда, наша молодость, наши семидесятые.

Он был одним из нас, чуть старше моего поколения. Он не был нам Учителем. И слава Богу! Слава Богу, что не надергают его цитат, не распнут их на рекламных щитах, как это сделали в юбилей Пушкина. Юрий Визбор вспоминает: « Ему адски мешала популярность, которой он когда-то страстно и ревниво добивался и от которой всю остальную жизнь страдал. Случилось удивительное - многие актеры, поэты, певцы, чуть ли не ежедневно совавшие свои лица в коробку телевизионного приемника - признанного распространителя моды, ни по каким статьям и близко не могли пододвинуться в популярности к артисту, не имевшему никаких званий, к певцу, издавшему скромную гибкую пластинку, к поэту, не печатавшему свои стихи в журналах…»



Он воспринимался скорее как Друг - причем миллионы человек считали его - заочно – другом. У него много было и не заочных друзей. Он был одним из нас и был… одинок. Вот что пишет Юрий Визбор: «Владимир Высоцкий был одинок. Более одинок, чем многие себе представляли». Одиночество - удел гения, настоящего поэта, через сердце которого проходит трещина мира. Ведь боль не разделишь ни с лучшими друзьями, ни с любимыми…



Впервые на всю страну не с магнитофонных пленок, а с киноэкранов, песни Высоцкого прозвучали в кинофильме «Вертикаль». И как прозвучали! Это был настоящий взрыв, особенно в среде альпинистов. По началу этот фильм имел рабочее название «Мы одержимые». В мае 1966 года Одесская киностудия подписала договор с представителем Федерации альпинизма Леонидом Елисеевым на участие в создании фильма об альпинистах. Снимали в знаменитом Баксанском ущелье. Одним из режиссеров фильма был Станислав Говорухин. Основная база съемочной группы располагалась в гостинице «Иткол», где Высоцкий жил в одном номере с Говорухиным. Вечерами группа собиралась в этом номере, и Высоцкий зачастую пел по два-три часа. Леонид Елисеев вспоминает: « Съемки проходили на натуре в реальных и довольно сложных условиях, на большой высоте. И это целиком заслуга Говорухина, он не соглашался на упрощения и дешевые варианты, всегда настаивал на своем. И раз уж речь зашла о Говорухине, скажу, что Слава многое сделал для становления Высоцкого. Конечно, Володя и сам бы достиг больших высот, но Говорухин сократил период его формирования как автора песен, как личности»…В 1969 году я была в тех местах. Там, на кладбище альпинистов, я увидела цитату из песни Высоцкого:

Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил…(*)

Это было высшее признание…

Ответственность за Слово - вот что главное для тех, кто пишет не на потребу дня, не моды ради. Для кого слова «жить не по лжи» - не пустые. Для нас Высоцкий - камертон, по которому сверяешь каждое слово. Пишешь так, чтобы не было стыдно встретиться с ним там, за облаками…

25 июля 1980 года - горестная дата…19 лет прошли как один день. 19 лет без него. И с ним. Я часто думаю, как бы Высоцкий воспринял наше Сегодня, будь он с нами? Наше время лжи и предательства? Уверена - он высказал бы все лучше нас, точнее нас. Но…его нет, а нам начертано главное - ответственность за Слово…И поэтому дружба Высоцкого со Станиславом Говорухиным в начале творческого пути для меня объясняет многое - и «Россия, которую мы потеряли», и «Великая криминальная революция» Говорухина - это тоже камертон, камертон горькой правды, по которому сверяешь часы в эпоху русской смуты…

Так как же «жить не по лжи», когда ложь рядится под истину, когда ее так убедительно и вкрадчиво проповедают с телеэкранов эрудированные лицедеи? Когда нам твердят, что разорение России - это и есть ее благо, когда нам намекают, что мы еще - дикари и нам надо стремиться «интегрироваться» с «цивилизованным» миром. «Цивилизованно» растерзавшем суверенную Югославию! Перечитайте Высоцкого! «Я не люблю» - стихотворение-заповедь. Как десять заповедей христовых. Забытых в наше время. Помните, в Библии -

«не воруй, не убий…»? Страну разграбили, человеческая жизнь обесценилась! Хорошей публицистике и настоящей русской литературе пришла на смену пенка желтой прессы и беллетристики. Вот она, эта заповедь, читайте! Разве она не про наше время?!



Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не поют.



Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.



Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.



Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или когда железом по стеклу.



Я не люблю уверенности сытой -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.



Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, -

Вот только жаль распятого Христа.





Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.



Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю! (*)

______________

В статье процитированы стихи Владимира Высоцкого



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:46:26)

Песни Высоцкого много десятилетий не уходят из народа, звучат, и слава Богу. Ищите их в интернете, а еще лучше - видео...

Но сегодня мне хочется показать Высокого как поэта. Сильного, настоящего. Помню, что в свое время и мне и моим друзьям приходилось отстаивать это.

Владимир Высоцкий
ЧЕРНЫЕ БУШЛАТЫ
Памяти Евпаторийского десанта

За нашей спиною остались паденья, закаты…
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлёт!
Мне хочется верить, что чёрные наши бушлаты
Дадут мне возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: «Умрите геройски!»
Попробуем, ладно, увидим, какой оборот…
Я только подумал, чужие куря папироски:
Тут — кто как умеет, мне важно — увидеть восход.

Особая рота — особый почёт для сапёра.
Не прыгайте с финкой на спину мою из ветвей:
Напрасно стараться — я и с перерезанным горлом
Сегодня увижу восход до развязки своей!

Прошли по тылам мы, держась, чтоб не резать их, сонных,
И вдруг я заметил, когда прокусили проход:
Ещё несмышлёный, зелёный, но чуткий подсолнух
Уже повернулся верхушкой своей на восход.

За нашей спиною в шесть тридцать остались — я знаю —
Не только паденья, закаты, но — взлёт и восход.
Два провода голых, зубами скрипя, зачищаю.
Восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдёт!

Уходит обратно на нас поредевшая рота.
Что было — неважно, а важен лишь взорванный форт.
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:50:56)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий


Так случилось — мужчины ушли,
Побросали посевы до срока,
Вот их больше не видно из окон —
Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зёрна —
Эти слёзы несжатых полей,
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.

Мы вас ждём — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…
А потом возвращайтесь скорей:
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Мы в высоких живём теремах —
Входа нет никому в эти зданья:
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселились в домах.

Потеряла и свежесть, и прелесть
Белизна ненадетых рубах.
Да и старые песни приелись
И навязли в зубах.

Мы вас ждём — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…
А потом возвращайтесь скорей:
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Всё единою болью болит,
И звучит с каждым днём непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомлённых, нецелых — любых,
Лишь бы не пустота похоронных,
Не предчувствие их!

Мы вас ждём — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…
А потом возвращайтесь скорей,
Ибо плачут по вас
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:52:21)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий

ШТРАФНЫЕ БАТАЛЬОНЫ

Всего лишь час дают на артобстрел —
Всего лишь час пехоте передышки,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, ну а кому — до «вышки».

За этот час не пишем ни строки —
Молись богам войны артиллеристам!
Ведь мы ж не просто так — мы штрафники,
Нам не писать: «…считайте коммунистом».

Перед атакой водку — вот мура!
Своё отпили мы ещё в гражданку.
Поэтому мы не кричим «ура» —
Со смертью мы играемся в молчанку.

У штрафников один закон, один конец —
Коли-руби фашистского бродягу,
И если не поймаешь в грудь свинец —
Медаль на грудь поймаешь за отвагу.

Ты бей штыком, а лучше бей рукой —
Оно надёжней, да оно и тише,
И ежели останешься живой —
Гуляй, рванина, от рубля и выше!

Считает враг: морально мы слабы —
За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы —
В прорыв идут штрафные батальоны!

Вот шесть ноль-ноль — и вот сейчас обстрел…
Ну, бог войны, давай без передышки!
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, а большинству — до «вышки»…

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:55:18)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий

СКОЛЬКО ПАВШИХ БОЙЦОВ

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог —
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.

Но не думай, что мы обошлись без потерь —
Просто так, просто так…
Видишь — в поле застыл, как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!

Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтём: враг потери понёс,
Ну а мы — на исходный рубеж.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:56:34)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий

ПИСЬМО

Полчаса до атаки,
Скоро снова под танки,
Снова слушать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дому
Небольшой голубой треугольный конверт.

И как будто не здесь ты,
Если почерк невесты
Или пишут отец твой и мать,
Но случилось другое —
Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.

Там стояло сначала:
«Извини, что молчала,
Ждать не буду» — и всё, весь листок.
Только снизу приписка:
«Уезжаю не близко,
Ты ж спокойно воюй и прости, если что».

Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
«Почтальон, что ты мне притащил?!
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!»

Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он разрывов беречься не стал.
И в бою под Сурою
Он обнялся с землёю,
Только — ветер обрывки письма разметал.
И в бою над Сурою
Он обнялся с землёю,
Только — ветер обрывки письма разметал.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:58:17)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий

Всю войну под завязку
я всё к дому тянулся,
И хотя горячился —
воевал делово,
Ну а он торопился,
как-то раз не пригнулся
И в войне взад-вперёд обернулся
за два года — всего ничего.

Не слыхать его пульса
С сорок третьей весны,
Ну а я окунулся
В довоенные сны.

И гляжу я дурея,
Но дышу тяжело:
Он был лучше, добрее,
добрее, добрее, добрее,
Ну а мне — повезло.

Я за пазухой не жил,
не пил с Господом чая,
Я ни в тыл не просился,
ни судьбе под подол,
Но мне женщины молча
намекали, встречая:
Если б ты там навеки остался —
может, мой бы обратно пришёл!

Для меня не загадка
Их печальный вопрос,
Мне ведь тоже несладко,
Что у них не сбылось.

Мне ответ подвернулся:
«Извините, что цел!
Я случайно вернулся,
вернулся, вернулся, вернулся,
Ну а ваш — не сумел».

Он кричал напоследок,
в самолёте сгорая:
«Ты живи! Ты дотянешь!» —
доносилось сквозь гул.
Мы летали под Богом
возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там,
ну а я — до земли дотянул.

Встретил лётчика сухо
Райский аэродром.
Он садился на брюхо,
Но не ползал на нём.

Он уснул — не проснулся,
Он запел — не допел.
Так что я вот вернулся,
вернулся, вернулся, вернулся,
Ну а он — не сумел.

Я кругом и навечно
виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
я почёл бы за честь,
Но хотя мы живыми
до конца долетели —
Жжёт нас память и мучает совесть,
у кого, у кого она есть.

Кто-то скупо и чётко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы,

И на ней — кто разбился,
Кто взлетел навсегда…
Ну а я приземлился,
а я приземлился —
Вот какая беда…

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   16:59:49)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий

ТОТ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЛ

Я вам мозги не пудрю —
Уже не тот завод:
В меня стрелял поутру
Из ружей целый взвод.
За что мне эта злая,
Нелепая стезя —
Не то чтобы не знаю, —
Рассказывать нельзя.

Мой командир меня почти что спас,
Но кто-то на расстреле настоял —
И взвод отлично выполнил приказ.
Но был один, который не стрелял.

Судьба моя лихая
Давно наперекос.
Однажды языка я
Добыл, да не донёс,
И особист Суэтин —
Неутомимый наш! —
Ещё тогда приметил
И взял на карандаш.

Он выволок на свет и приволок
Подколотый, подшитый матерьял —
Никто поделать ничего не смог…
Нет! Смог один, который не стрелял.

Рука упала в пропасть
С дурацким звуком: «Пли!» —
И залп мне выдал пропуск
В ту сторону земли.
Но… слышу: «Жив, зараза!
Тащите в медсанбат —
Расстреливать два раза
Уставы не велят!»

А врач потом
всё цокал языком
И, удивляясь, пули удалял.
А я в бреду беседовал тайком
С тем пареньком,
который не стрелял.

Я раны, как собака,
Лизал, а не лечил.
В госпиталях, однако,
В большом почёте был —
Ходил, в меня влюблённый,
Весь слабый женский пол:
«Эй, ты! Недострелённый!
Давай-ка на укол!»

Наш батальон геройствовал в Крыму,
И я туда глюкозу посылал,
Чтоб было слаще воевать ему.
Кому? Тому, который не стрелял.

Я пил чаёк из блюдца,
Со спиртиком бывал.
Мне не пришлось загнуться,
И я довоевал.
В свой полк определили.
«Воюй! — сказал комбат. —
А что недострелили —
Так я не виноват».

Я очень рад был, но, присев у пня,
Я выл белугой и судьбину клял:
Немецкий снайпер дострелил меня,
Убив того, который не стрелял.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   17:00:52)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Владимир Высоцкий

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ

Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу — придёт другой».
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Вот кто-то, решив: «После нас — хоть потоп»,
Как в пропасть шагнул из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Кто сменит меня, кто в атаку пойдёт?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось — пусть будет вон тот,
Одетый во всё не по росту.

Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто бредёт за мной.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Разрывы глушили биенье сердец,
Моё же мне громко стучало,
Что всё же конец мой — ещё не конец:
Конец — это чьё-то начало.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели,
не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   17:03:31)

Высоцкий - не только сильные и правдивые стихи о войне. Он и тонкий лирик. Любовь он пишет так, что не верить ему невозможно...

Самое известное стихотворение о любви Владимира Высоцкого, пожалуй, это:

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья...

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю",-
То же, что дышу, или живу!

И вдоволь будет странствий и скитаний,
Страна Любви - великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она.
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить.
Любой ценой - и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули...

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови...
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви...

Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья...

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу - и значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   17:05:56)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Мое любимое стихотворение Высоцкого о любви, пронзительное и правдивое до требовательности, до суровости -

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ СЕЙЧАС

Смотрите видео с Мариной на эти стихи, потрясающее


Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.

В прошедшем "я любил" - печальнее могил,-
Все нежное во мне бескрылит и стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
"Я вас любил, любовь еще, быть может..."

Так говорят о брошенном, отцветшем -
И в этом жалость есть и снисходительность,
Как к свергнутому с трона королю.
Есть в этом сожаленье об ушедшем
Стремленьи, где утеряна стремительность,
И как бы недоверье к "я люблю".

Люблю тебя теперь - без пятен, без потерь,
Мой век стоит сейчас - я вен не перережу!
Во время, в продолжение, теперь -
Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

Приду и вброд, и вплавь к тебе - хоть обезглавь!-
С цепями на ногах и с гирями по пуду.
Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после "я люблю" добавил я "и буду".

Есть горечь в этом "буду", как ни странно,
Подделанная подпись, червоточина
И лаз для отступленья, про запас,
Бесцветный яд на самом дне стакана.
И словно настоящему пощечина, -
Сомненье в том, что "я люблю" сейчас.

Смотрю французский сон с обилием времен,
Где в будущем - не так, и в прошлом - по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я - языковому.

Ах, разность в языках! Не положенье - крах!
Но выход мы вдвоем поищем - и обрящем.
Люблю тебя и в сложных временах -
И в будущем, и в прошлом настоящем!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   17:07:47)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Поздно говорить и смешно -
Не хотела, но
Что теперь скрывать - все равно
Дело сделано...

Все надежды вдруг
Выпали из рук,
Как цветы запоздалые,
А свою весну -
Вечную, одну -
Ах, прозевала я.

Весна!.. Не дури -
Ни за что не пей вина на пари,
Никогда не вешай ключ на двери,
Ставни затвори,
Цветы - не бери,
Не бери да и сама не дари,
Если даже без ума - не смотри,-
Затаись, замри!

С огнем не шути -
Подержи мечты о нем взаперти,
По весне стучать в твой дом запрети,-
А зимой - впусти.

Холода всю зиму подряд -
Невозможные,-
Зимняя любовь, говорят,
Понадежнее.
Но надежды вдруг
Выпали из рук,
Как цветы запоздалые,
И свою весну -
Первую, одну -
Знать, прозевала я.

Ах, черт побери,
Если хочешь - пей вино на пари,
Если хочешь - вешай ключ на двери
И в глаза смотри,-
Не то в январи
Подкрадутся вновь сугробы к двери,
Вновь увидишь из окна пустыри,-
Двери отвори!

И пой до зари,
И цветы - когда от сердца - бери,
Если хочешь подарить - подари,
Подожгут - гори!

В. Высоцкий
1971, ред.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   17:27:10)

Пророческое стихотворение, написанное Высоцким после первой - клинической - смерти 25 июля 1979 года, когда его спасли...

Он умер ровно год спустя

ЖИЗНЬ - АЛФАВИТ

Общаюсь с тишиной я,
Боюсь глаза поднять,
Про самое смешное
Стараюсь вспоминать.
Врачи чуть-чуть поахали:
— Как? Залпом? Восемьсот?..
От смеха ли, от страха ли,
Всего меня трясёт.

Теперь я — капля в море,
Я — кадр в немом кино,
И двери на запоре,
А всё-таки — смешно.

Воспоминанья кружатся,
Как комариный рой,
А мне смешно до ужаса,
Мой ужас — геморрой.

Виденья всё теснее,
Страшат величиной:
То с нею я, то — с нею.
Смешно, иначе — ной.

Не сплю — здоровье бычее, —
Витаю там и тут,
Смеюсь до неприличия
И жду — сейчас войдут.

Халат закончил опись
И взвился — бел, крылат.
— Да что же вы смеетесь? —
Спросил меня халат.

Но ухмыляюсь грязно я
И — с маху на кровать:
— Природа смеха — разная,
Мою вам не понять.

Жизнь — алфавит, я — где-то
Уже в "цэ", "че", "ша", "ще",
Уйду я в это лето
В малиновом плаще.

Попридержусь рукою я
[Чуть-чуть] за букву "я",
В конце побеспокою я, —
Сжимаю руку я.

Со мной смеются складки
В малиновом плаще.
С покойных взятки гладки...
— Смеялся я — вообще!

Смешно мне в голом виде лить
На голого ушат.
А если вы обиделись,
То я не виноват.

Палата — не помеха,
Похмелье — ерунда!
И было мне до смеха
Везде, на всё, всегда.

Часы тихонько тикали,
Сюсюкали — "сю, сю..."
Вы втихаря хихикали,
А я давно — вовсю.

Астсергей   (25.01.2020   17:32:40)

Я случайно был тогда в командировке в Москве - улица перед театром на Таганке была забита народом. Спросил, что случилось :" Высоцкий умер.." Тогда, не уложилось в голове.. как это? Умер?.. Так и уехал.. с туманом в голове.. Сердце не приняло, до сих пор ..

Валентин Шентала   (25.01.2020   18:14:24)

Мне всё-таки сделали!

https://www.chitalnya.ru/work/2712992/



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (25.01.2020   18:56:59)
(Ответ пользователю: Валентин Шентала)

Спасибо, Валентин.

Кстати, как вставлять сейчас видео на форум, какую ссылку копировать?

Валентин Шентала   (25.01.2020   19:09:14)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Так же, как раньше - копировать HTML-код, ничего не изменилось! Причём, на своей странице я её вставляю прямо в тело поста, подчёркивая, что наш сайт в первую очередь - литературный, чтоб ролик был ниже мп3.














1