Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Руки (ТМ)


Выбрать темы по:  
Галина Колесникова (29.12.2019   11:53:24)
Просмотров: 103

Печка гудела, раскаляя плиту. Мама на столе раскатывала лепёшки.
Семён незаметно покинул тёплую постель и тишком присел на табуретку.
– …Запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х... – едва слышался её монолог.
Сын обнаружил себя вопросом:
– Ты опять дотемна?
– Да.
– Может я с тобой…
– Нет, – сказала она, укладывая первую лепёшку на сковороду,- вам с Настёной – огород. Добыть оставшуюся картошку и укрыть хорошо! На днях заберут – денежка будет. Улыбнулась. Жизнь приходила в норму: топливо завезли на всю зиму, картошка в подполье битком, банки с топлёным салом стоят у порога, мешок муки надёжно упрятан в жестяной рундук. Трудится она сейчас на забое птицы. Обещали рассчитаться пером, подушки поправить можно…
– Дожаришь?
Утвердительно кивнул – ложиться досыпать не хотелось.
– Тогда я пойду – сегодня надо управиться. Буду поздно, зато выходные дома, – говорила она, надевая рабочую куртку. – Настасью без глаза не оставляй!
– Ну, мам, – потянул Семён, давая понять, что напоминание лишнее. Они оба лелеяли, как могли крошку, что безмятежно ещё спала.
Предстоял путь в пяток километров в другое село. Усадьба у пруда - приют огромной семьи. Теряя работу, дети тянулись из города к предкам, прилаживали хомут сельского бремени: разводили гусей, поросят откармливали, наполняли двор рогатыми. В страду не хватало рук. Зная о нужде честной труженицы, приглашали «подзаработать». Ещё тепло – сентябрь; но, решили хозяева, не дожидаясь стойких морозов, реализовать сразу половину пернатого стада. Вот и меряет километры неутомимая, который день потемну, чтобы «поправить подушки».
Семён чувствовал близость покупки чего-нибудь для рисунков. Бумагу или краски, хоть акварельными бы «разговеться», а то – одни наброски простым карандашом.
«Что ж, добьём мы остаток огородный, а, Настасья!?» – думал Семён и любовался её потянучками. Главное, чтобы дома лад и достаток. Помнилось, как было иначе: сильные руки отца холодны, мама долго молчит и смотрит мимо. В тот год не стало и коровы – шкуру нашли неподалёку, сарай с сеновалом пустили на дрова. Тогда не пошёл в первый класс – нянчился с сестрой, пока мама искала заработок.
Всё школьное видится какой-то игрой, а заботы о доме по-прежнему не оставляют ни на минуту. Успехи в учёбе посредственные. Лишь на рисовании Семён становился не хуже других, но в расписании теперь урок черчения, а там «лишнего» нельзя. На физкультуре всегда выжимали из игры, команда избавлялась от обузы. Втайне благодарил их – зашибиться в беготне на раз, а ему нельзя…. С последнего урока часто отпрашивался, а учителя, конечно, жалели второклашку, ожидавшую брата в коридоре.

Завтракали лепёшками, запивая компотом из диких ранеток. Яблочек насушили целую наволочку, теперь висит за печкой и благоухает. В школу шли, держась за руки, сестра сыпала чумными вопросами.
– А вот как было бы, если бы не пальцы, а острые когти?.. Как бы ты держал меня, если бы я падала? Поцарапал больно, да? – не дожидаясь ответа, задавалась новым вопросом. – А вот, если бы руки не были такими длинными, а вот только до локтя? Как бы мы с тобой держались? – она засмеялась, стараясь заглянуть брату в лицо, ещё крепче сжимая его пальцы. Знала она и нисколько не сомневалась, что Семён обязательно придумал бы, как не сделать когтями ей больно и, уж точно нашёл бы способ, как им держаться вместе.

Семён подкапывал гнёзда с клубнями, потом вместе выбирали их из земли. Переносили в кучу уже с наступлением сумерек. «Не меньше центнера будет»,- прикидывал Семён, подтаскивая ботву, чтобы укрыть хорошо.
Мама вернулась к полуночи, тихонько поужинала толчёной картошкой, сваренной детьми. У дома остановилась машина, лучом резанув по окну. Постучали. Мама впустила мужчину. Сбивчиво пояснял он надобность чтения молитвы и просил поехать с ним.
– Да, конечно. Простите, я соберусь, – сказала она, делая знак подождать на улице.
Семён внимательно смотрел на сборы и ждал её слов. Одевшись в «пристойное», прошла в угол к тумбочке, где стояла маленькая икона, взяла Молитвослов.
– Сынок, я не знаю, как долго всё будет. Надо почитать «на исход»… Варенька упокоилась. Помнишь, про девочку тебе рассказывала,– волнуясь, говорила она.
– Ты не переживай, тут все будет нормально, – говорил Семён, едва сдерживая желание обнять её измождённую. – Ты делай, как нужно!
Закрыл за матерью дверь, поправил Настино одеяло, прилёг. Думалось о Вареньке. Знал о ней, что ровесница ему, что долгое время без движения угасала. Болезнь подступила после падения в гололёд. Не один год врачи пытались помочь…

Ночью поднялся сильный ветер, казалось, он сорвёт с места дом и унесёт…

Семён проснулся от негромкой воспитательной беседы с резиновым пупсом. На кровати поверх одеяла сестрёнка создавала домашний уют игры в «дочки-матери». Семён, не выказывая себя, наблюдал сцену родительской озабоченности:
– Ты хитришь и расти не хочешь! Ты не знаешь, как хорошо с руками! Вот видишь, я тебя заворачиваю и шапочку могу тебе надеть. А ведь ты могла бы носить кофты и штаны, если бы все у тебя не было слеплено. Я бы тебе таких нарядов сообразила! А так, только баю-бай получается. А мне хочется с тобой на прогулку или за стол посадить! С руками-то и обняться можно… Братка, ты не спишь!
Она спрыгнула на пол и распахнула шторки, приглашая в комнату яркое солнце.
– Всё блестит. Посмотри!
За окном, куда ни глянь, сверкала морозная пыль. Ослепительное солнце, как ни старалось, не унимало свечения просторов - значит морозец стойкий пожаловал.
Семён растапливал печь, укладывая сначала щепки, следом тонкие поленья, сверху - крупные… Его обожгло: картошка! Раздетый он выскочил во двор: ботва клочьями по всему огороду, а драгоценные клубни покрыты изморозью.
– Как же я так?!
Смахивая слёзы рукавом, ломая спички непослушными пальцами, растопил печь. Одевшись, как подобает, вышел. Собрал ботву на замёрзшую кучу и положил сверху доски, какие нашлись. Надеялся он, что в глубине кучи остались нетронутые морозом клубни.

Привезли маму поздно вечером. Особенно тихая, она прилегла с Настей. Слышал Семён, что она не спала.
– Я картошку заморозил – плохо укрыл. Я не знал, что ветер будет…
– Можно ли всё знать? – спросила она, глядя на него в темноте.
– Нет.
– А предполагать? Спи сынок, завтра будем думать, что с ней делать. Хотя, что тут думать? Снесём бабе Мане – ей поросят держать до зимы.

Полдень настойчиво пробивался сквозь занавески. Топилась печь, пахло жареной картошкой с луком. Притихшая Настёна сидела за столом, ожидая пробуждения матери. Заметив движение одеяла, дочка мигом оказалась на кровати, ладошки её порхали касаясь дорогих волос и лица. Она повторяла и повторяла:
- Мама, мамочка…
В дом вошёл грустный Семён. Он проверял «до дна» продрогшую картошку.
– Всё. Безнадёжно околела, – сообщил он и заплакал, присаживаясь на кровать.
Мама притянула голову его к себе. Так и лежали, обнявшись втроём….

– Там пакет на вешалке?..
– Совсем забыла, можешь разобрать. Это родители что-нибудь в память о Вареньке.
Кроме мешочка со сладостями там были завёрнуты в расшитую салфетку кукла и акварельные краски с альбомами….

Примечание: "…Запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х... " - Псалом 90


С регламентом ТМ ознакомлена. https://www.chitalnya.ru/work/2700293/


Комментарии:

Игорь Кузнецов   (29.12.2019   22:11:52)

Замечательный рассказ! После того, как выскажутся желающие, обязательно поделюсь о нём своими впечатлениями.

Куратор ТМ.

Игорь Кузнецов   (30.12.2019   19:45:02)
(Ответ пользователю: Игорь Кузнецов)

Замечательное, очень светлое и, в некоторых местах, пронзительное произведение, воспевающее сущностные качества любовь, нежность, волю, но главное – смирение! И я с полной ответственностью могу назвать этот рассказ общественно значимым. Вы, Галина, открываете сердца людей, это важно во все времена, но сейчас, когда с запада к нам приходят новые «ценности», это важно особенно. Рассказ написан не совсем обычным, лаконичным и, вместе с тем, простым языком.
Мелких недостатков немало, но все они легко устранимы и, конечно, ничтожны в сравнении со значимостью произведения.
«– …Запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х...» Здесь нужно дать конкретную ссылку, например, вот таким значком в конце:* Чтобы читатель сразу мог увидеть сноску, а не примечание лишь после прочтения рассказа.
«Добыть» я бы заменил простым и понятным «выкопать». Речь, всё-таки, не о руде.
Вот здесь нужно отделить прямую речь от авторского текста: «…денежка будет. Улыбнулась.»
Чтобы избавиться от второго в предложении предлога «в», я бы написал «до другого села».
«Вот и меряет километры неутомимая…» Можно здесь написать «вёрсты», километры в этом абзаце уже были.
«Разговеться» - термин в контексте неподходящий.
«Всё школьное становится какой-то игрой» Браво! Автор лаконична. Вот так незамысловато она поведала нам о непростой жизни своего маленького героя! Ибо для многих детей, не обременённых хозяйственными обязанностями, школа – это повинность и, нередко, тяжкая.
«Лишь на рисовании Семён становился не хуже других». Здесь я заменил бы безликое «становился» и придал бы мальчику хоть какой-то талант: «…преуспевал лучше других».
На мой взгляд (нмв), слишком поздно сказано о приблизительном возрасте Семёна «…но в расписании теперь урок черчения». Надо бы исхитриться сказать о его возрасте в начале рассказа.
Хорошо написано о физических кондициях мальчика. Здесь будет уместным добавить, что я не согласен с одним из аспектов критики Николая. Автор, нмв, довольно удачно уходит от банальностей.
Очаровательно и опять-таки небанально описан поход детей в школу.
«пристойное» - кавычки лишние.
Перед «измождённую» - запятая.
Слёзы наворачиваются от этой сельской нищеты. Настенька, играя с резиновым пупсом мечтает о настоящей кукле! Красочная и весьма правдоподобная сцена.
«– Всё блестит. Посмотри!» - девочка в свои семь-восемь лет ещё не разучилась радоваться самым простым и естественным явлениям.
«– Я картошку заморозил – плохо укрыл. Я не знал, что ветер будет…
– Можно ли всё знать? – спросила она, глядя на него в темноте.»
Вот она – кульминация рассказа! В одной, на первый взгляд, непримечательной фразе:
«– Можно ли всё знать?» Именно в ней – одно из важнейших сущностных качеств – смирение простого человека! Центнер картошки – это целое состояние для этой женщины и её дружной семьи. Но она даже не повышает голоса на сына. Потому что она – глубоко с Богом! И дети её, хоть и не знают разносолов, но воспитываются в любви и взаимном уважении.
Как малышка хочет приласкаться к мамочке, но не будит её, не тревожит, ждёт, когда мама проснётся!
«Это родители что-нибудь в память о Вареньке.» Предложение нужно доработать. Вместо «что-нибудь» лучше подойдёт «что-то там», ну и глагол какой-нибудь, типа «собрали».
Прекрасный финал. Такой же, как и весь рассказ, вроде бы скупой на внешние эффекты, но весьма богатый внутренне.
В рассказе, нмв, три серьёзных недочёта. Два из них можно исправить одним росчерком пера. Слово «мама» в самом начале произведения предполагает повествование от первого лица, ибо это может быть только мама автора (других действующих лиц пока нет),что в дальнейшем не подтверждается. Второй минус – у героини такого замечательного рассказа даже нет имени! Придумайте героине имя и избавьтесь одновременно от слова «мама» в первой строке.
Третий недочёт – про картошку. «Не меньше центнера» - это примерно 12-13 полных ведер. Для 13-14-ти летнего физически слабенького («На физкультуре всегда выжимали из игры») мальчика, да ещё и после школы, да ещё и с переноской, да ещё и с укрыванием ботвой… это вряд ли возможно. Но, допустим, возможно. Допустим, сушить не стали, потому что покупатель на подходе, допустим, что ветер был ну просто ураганный, потому что картофельную ботву ветру поднять с земли очень непросто. Допустим. Но я, Галина, никак не могу допустить, что картошка («в куче») могла за сентябрьскую ночь замёрзнуть вся! По крайней мере треть должна была сохраниться. Я понимаю, прекрасный финал, играющий в т.ч. и на контрастах. Но я призываю Вас к милосердию: оставьте им хотя бы пару ведер от щедрот авторских и правдоподобия ради!)

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (31.12.2019   05:53:14)
(Ответ пользователю: Игорь Кузнецов)

Как же я благодарна Вам за такое прочтение! Оно очень близко к тому, что подразумевала я.
За беспристрастную мотивированную поправку моего слога. Почти все замечания и сама ставила под вопрос... и имя у мамы было (Раиса), но оно почему-то исчезло и последнее было вместо "неутомимая". Буду думать.

"Улыбнулась" с новой строки - упущенный сбой поправила. Остальное посмотрю обязательно. Спасибо.

Случай с картошкой вполне реальный: я одна в 10 лет выкапывала, примерно столько же, после школы до вечера.
Резкое похолодание до - 10, когда небо открывается штормом, такое бывает.
Укрытия (сарая) для картошки не было, а ботва сухая, в основном... придавить бы чем-нибудь, прижать к куче... Это веточка к теме о незавершённости дел - люблю её.
Там ещё есть такой момент: картошка продолжала морозиться весь день морозный и, очевидно, ещё одну ночь...

Жалеть не стала... действительно же отличить некондицию очень трудно. Мороженная не сразу обнаруживает себя, при ошибке - испортит весь урожай. Семён, как рачительный хозяин, наверное знает о том, делая свой вывод. И мать предлагает единственно верное решение, хоть кому-то полезное.

Семён не был слабым физически, он был неловок в играх - это вопрос отсутствия опыта взаимодействия и понятно почему... (всё-таки, я - физручка).
Вы сделали мне подарок к Новому году, я уже и не надеялась на разговор о моих историях в подобном русле.
С наступающим, всех благ!

Игорь Кузнецов   (31.12.2019   17:51:12)
(Ответ пользователю: Галина Колесникова)

Ну, если Вы утверждаете за картошку - пусть будет по Вашему.) Всех - с Наступающим! А Вам, Галина - плодотворной работы над этим рассказом и много удачных строк в Новом Году!

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (31.12.2019   18:55:16)
(Ответ пользователю: Игорь Кузнецов)

С Праздником Вас!
Нового и радостного в Новом году!
Будьте!

Николай Гузенко   (29.12.2019   23:43:37)

Галина, Вы молодец, умничка! Ваш рассказ - прелесть. В нем боль народная от тяжёлой жизни. Мало кто сейчас об этом пишет, к сожалению. По рассказу: мне кажется, Ваши герои его в основном рассказывают, а надо стараться показывать тяготы жизни с помощью художественно-изобразительных средств. И ещё: важно, чтобы персонажи чувствовали, думали, говорили в соответствии со своим возрастом и социальным положением. Извините, если чем-то задел Вас.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (30.12.2019   05:17:27)
(Ответ пользователю: Николай Гузенко)

И не извиняйтесь, пожалуйста! Для того и на форуме, чтобы взглядом с разных сторон увидеть написанное.

СИрена   (30.12.2019   14:00:18)

Галина, у Вас всегда интересные , содержательные и трогательные сюжеты, но у меня есть замечания по тексту.
1.Мама на столе раскатывала лепёшки - хорошо бы организовать другой порядок слов.
2. "присел на табуретку" - присесть - согнуть ноги в коленях. У вас этот глагол употреблен дважды.
3."..присел на табуретку.
– …Запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х... – едва слышался её монолог". Последнее имя нариц. - табуретка. У Вас получается, что сын услышал речь табуретки.
4.Вряд ли стоило расставлять ударение в строке молитвы. Он выглядит странно и читается с трудом.
5. ..."крошку, что безмятежно ещё спала": порядок слов здесь тоже можно бы изменить.
6. "проснулся от...беседы с резиновым пупсом": слово "беседа" подходит только в том случае, если девочка говорит и за куклу. Для беседы нужен собеседник. Проснулся не от беседы, а от того, что его разбудил голос - хорошо бы эту фразу уточнить.
7."Семён проснулся от негромкой воспитательной беседы с резиновым пупсом". Беседы чьей? Наверное, после слова "беседа" нужно дополнение.
8. "Одевшись, как подобает, вышел". Как подобает, возможно, лучше заменить более простым глаголом.
9. 3 раза - прилег, прилегла.
10."Особенно тихая" - возможно, стоит выбрать другое наречие.
11. Там пакет...там были завёрнуты. Два раза подряд - "там".
12."Помнилось, как было иначе" - тут хорошо бы дополнить предложение. Иначе, возможно, заменить "раньше".
13. Соглашусь с замечанием Сергея Гузенко, да и я на одной из предыдущих ТМ Вам говорила: речь каждого героя должна быть особенной. И, конечно, не слишком правильной. Где-то можно местоимение пропустить. где-то - сделать реплику более отрывистой.
14."Что ж, добьём мы остаток огородный, а, Настасья!?» - по-моему, что ж, мы вполне можно убрать, тогда речь станет более разговорной.
"Я картошку заморозил – плохо укрыл. Я не знал, что ветер будет…"во втором предложении можно было бы, например, пропустить второе местоимение "я".
15." Мама притянула голову его к себе" - его голову, наверное. К себе хорошо бы заменить. Притянула подразумевает " к себе".
16."Это родители что-нибудь в память о Вареньке". "Что-нибудь", скорее всего, употребляется в вопросительных предложениях. Здесь, может быть, после "родители" и "что-нибудь" поставить многоточие. Тогда употребление "что-нибудь" в утвердительном предложении будет оправдано.
17.завернуты, или - завёрнутые?
18. Пропущен ряд знаков препинания во вводных словах, причастных оборотах и прямой речи. Кое-где прямая речь не отделена от речи автора.
Хорошо бы выверять знаки препинания до выставления работы на ТМ. Об этом тоже, насколько помню, говорилось на одной из ТМ с Вашим участием.
С уважением, Ирина

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (30.12.2019   17:47:29)
(Ответ пользователю: СИрена)

Благодарю за внимание и замечания. Потихоньку буду разбираться:

1."Мама на столе раскатывала лепёшки - хорошо бы организовать другой порядок слов."
Да, можно: "Мама раскатывала на столе лепёшки" - возможны и другие варианты перестановки слов в предложении.

2." "присел на табуретку" - присесть - согнуть ноги в коленях. У вас этот глагол употреблен дважды."
Употребила один раз, имея ввиду неосновательность действия (сел);
на табуретку - место действия.

3.""..присел на табуретку."
Стоит точка - закончена мысль предложения.

"– …Запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х... – едва слышался её монолог". Последнее имя нариц. - табуретка. У Вас получается, что сын услышал речь табуретки."
С новой строки диалоговая форма. Читатель подготовлен к восприятию следующей части повествования.

4."Вряд ли стоило расставлять ударение в строке молитвы. Он выглядит странно и читается с трудом."
Это предложение ключевое в замысле, оно обращает внимание на необходимость учитывать ударения. Так читают люди, часто обращающиеся к молитве и уповающие на Хранителя.
...

СИрена   (31.12.2019   04:27:25)
(Ответ пользователю: Галина Колесникова)

Прошу прощения, Галина, уточнила в словарях. Присесть - сесть ненадолго. Прилечь - лечь ненадолго. Если Вы подразумеваете именно это, замечание снимаю.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (31.12.2019   08:46:07)
(Ответ пользователю: СИрена)

5." ..."крошку, что безмятежно ещё спала": порядок слов здесь тоже можно бы изменить."
И здесь, соглашусь, что простор для изменений имеется.

6. "проснулся от...беседы с резиновым пупсом": слово "беседа" подходит только в том случае, если девочка говорит и за куклу. Для беседы нужен собеседник. Проснулся не от беседы, а от того, что его разбудил голос - хорошо бы эту фразу уточнить."
Поскольку пупсы не разговаривают, предполагаемые элементы диалога, остаются, лишь в воображении девочки, а Семёну, скорее всего, понятно: услышанное - диалог.

7.""Семён проснулся от негромкой воспитательной беседы с резиновым пупсом". Беседы чьей? Наверное, после слова "беседа" нужно дополнение."
Читателю нужно немного потерпеть. В следующем предложении, буквально, через четыре слова наступает ясность.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (02.01.2020   08:35:04)
(Ответ пользователю: СИрена)

8." "Одевшись, как подобает, вышел". Как подобает, возможно, лучше заменить более простым глаголом."
Оделся так, как нужно для работы по двору, чтобы не простыть (был раздет).

9. "3 раза - прилег, прилегла."
Это же только - два...

10.""Особенно тихая" - возможно, стоит выбрать другое наречие."
Зачем?

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (12.01.2020   07:15:57)
(Ответ пользователю: СИрена)

11." Там пакет...там были завёрнуты. Два раза подряд - "там"."
– Там пакет на вешалке?.. Это вопрос мальчишки.
Через дюжину слов : "там" т.е. в "в пакете".

12.""Помнилось, как было иначе" - тут хорошо бы дополнить предложение. Иначе, возможно, заменить "раньше"."
Можно заменить, но мальчика определённо волнует не КОГДА, а КАК. Это важно.

13. "Соглашусь с замечанием Сергея Гузенко, да и я на одной из предыдущих ТМ Вам говорила: речь каждого героя должна быть особенной. И, конечно, не слишком правильной. Где-то можно местоимение пропустить. где-то - сделать реплику более отрывистой."
Речь всех трёх ЛГ перепутать трудно, как и их персональные особенности.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (24.01.2020   16:21:31)
(Ответ пользователю: СИрена)

14.""Что ж, добьём мы остаток огородный, а, Настасья!?» - по-моему, что ж, мы вполне можно убрать, тогда речь станет более разговорной."
Он думает (не говорит) здесь примеряется, как бы руки потирает, приободряется.

""Я картошку заморозил – плохо укрыл. Я не знал, что ветер будет…"во втором предложении можно было бы, например, пропустить второе местоимение "я".
Можно. Но, "я" здесь намеренно. Сначала о своих действиях и критикует, а после убедительно оправдывает себя. Это важно.

15."" Мама притянула голову его к себе" - его голову, наверное. К себе хорошо бы заменить. Притянула подразумевает " к себе"".
По другому не могу представить. Это действие зримо. Ваш вариант "го-гочет". "К себе" - не к чему-либо.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (19.02.2020   05:01:30)
(Ответ пользователю: СИрена)

16.""Это родители что-нибудь в память о Вареньке". "Что-нибудь", скорее всего, употребляется в вопросительных предложениях. Здесь, может быть, после "родители" и "что-нибудь" поставить многоточие. Тогда употребление "что-нибудь" в утвердительном предложении будет оправдано."
Здесь: "что-нибудь" - неизвестный матери предмет.

17."завернуты, или - завёрнутые?"
Оба варианта уместны.

18. "Пропущен ряд знаков препинания во вводных словах, причастных оборотах и прямой речи. Кое-где прямая речь не отделена от речи автора."
Нашла - две.

Владимир Кочетков   (30.12.2019   14:25:53)

Галина, мне очень понравился Ваш рассказ – душевный, трогательный, жизненный. Читал и как будто видел всё происходящее – подумал: ну хоть фильм снимай по рассказу! Говорю это как читатель, поскольку сам подобное не пишу. И как читатель же замечу, что со слов: «Улыбнулась. Жизнь приходила в норму…» лучше бы начать новую строку – чтобы явно указать конец предыдущей прямой речи. Скопировав – для удобства чтения – текст рассказа в Ворд, я с его подсказки заметил недостающую запятую – здесь: «…свечения просторов – значит, морозец…»

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (30.12.2019   16:51:08)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

Благодарю за замечания.
Буду подправлять позже на странице, если опять "Редактирование" не заартачится.

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (31.12.2019   08:08:03)

Сразу первое предложение несколько обескуражило: "Печка гудела, раскаляя плиту. Такое впечатление, что печка здесь сама по себе, а плита отдельно. А я всегда наивно думал, что это одно и то же... Удач!

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (31.12.2019   08:23:49)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

Печь гудит при хорошей тяге. Плита - чугунный элемент печки в индивидуальном доме.
Раскалённость её говорит о продолжительности (и силе) горения. Позже выяснится, что это было утро - не просто раннее, а очень...

Для меня, как и для Вас, с некоторых пор, это означает "одно и то же".

Николай Гузенко   (03.01.2020   20:41:29)

Галина, прочитал рецензии, наверное, они Вам помогут, в дополнение к ним совет, если примите, конечно. У Чехова в письмах и записных книжках есть много полезных советов, рекомендаций по художественно-изобразительным и прочим средствам написания рассказов. В частности, он пишет, лунную ночь, в некоторых случаях, лучше подать читателю через отблеск осколка стекла в плотине. И подобных тонкостей у него много. Перечитайте, если пожелаете, его рассказ " Егерь", в нем есть чему поучиться для изображении любовной драмы и не только. Дальше к Алексею Толстому, у него ,в автобиографическом, найдете как правильно расставлять слова в предложении, писать диалоги, подавать движение, избавляться от ненужных союзов. Впитаете это, Ваш талант начнет приобретать алмазный блеск. С уважением, Николай.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (04.01.2020   05:40:06)
(Ответ пользователю: Николай Гузенко)

Благодарна Вам за советы.
Наблюдение за работой, меня всегда увлекало, сдруживало или разводило с человеком, нет способа лучше познакомиться ближе.
Меньше всего хочется пользоваться личными предметами других...
Я знакома с произведениями, названных авторов, но... как читатель о Душе.

Николай Гузенко   (04.01.2020   15:37:44)
(Ответ пользователю: Галина Колесникова)

В гуманитарных университетах, Галина, студентов шесть лет "знакомят" "с личными предметами" других для того, чтобы потом они смогли создать свой "предмет". Хотя и без этого есть самородки, способные написать хорошие литературные произведения. Вы, наверное, из их числа и Вам предметы других, возможно, могут помешать. Так что, правильно делаете, что не принимаете мой совет. Извините, больше не буду Вас беспокоить. Всего доброго!

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (06.01.2020   07:57:44)
(Ответ пользователю: Николай Гузенко)

Беспокойство - одно из признаков жизни. Люблю ощущать её. Беспокойте!














1