Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Напишемте сонет на мелодию «Сонет»?


Выбрать темы по:  
Рубрика: Общение литературного характера
Просмотров: 113

Из к/ф «Зелёная волна» композитора Евгения Доги – https://www.youtube.com/watch?v=qf5kQatv8XQ
Мелодия в изначальном полном виде с трудом годится для написания на неё слов, ибо имеет диапазон 2,5 октавы и слишком "плотная". Тем более невозможно на нее написать привычный сонет. Однако если из мелодии выбрать для голоса только характерные части и кое-где "разгрузить" (что я и сделал), оставив прочее инструментам, то подобие поэтического сонета становится возможно. И диапазон почти удобный: октава с секстой.
На караоке – тромбон вместо голоса: https://www.chitalnya.ru/work/2675632/
Предполагаемый ритм – на схеме ниже, где: «А» – слог с обязательным ударением; «а» – слог с необязательным ударением; «и» – безударный слог; «|» – начало такта.

иаи|А--------------, иаи|АиаиА
иаи|А--------------, иаи|АиаиАи*
иаи|А--------------, иаи|АиаиАи*
иаи|А---, иаиА---, иаи|А

[Брейк]…

[Терцет 2 раза]:
иаи|А аиАаиАаиАии (после тактовой черты – 1 антанапест и 3 дактиля)
иаи|А аиАаиАаиАии
иаи|А аиАиаиАиА

[Кода -- первые или последние строки катренов и вариация из терцетов ad libitum]:
иаи|А--------------, иаи|АиаиА
иаи|А--------------, иаи|АиаиА
иаи|АиаиАиаиАиаиАиаи|А

* В исходной мелодии – "мужские окончания", но я счёл допустимым факультативно превратить их в "женские", разделив длительность ноты, – это слышно на караоке. (Также при адаптации исходной мелодии можно сделать рифмовку перекрёстную с двумя вариантами чередования мужских, женских рифм.) С какими же окончаниями писать текст – вопрос субъективный. (Решение принято после общения с В. Кочетковым.)

Система рифмовки предполагается:
abba. abba, ccd. ccd
Кода: aad или ааe
________________________
Это не конкурс – просто занятие для любителей. Пишем, обсуждаем... Скороспелый набор слов прошу не постить. А флуд удаляю!



Комментарии:

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (20.11.2019   12:10:39)

Сообщение удалено автором темы...

Светлана Владимировна Чуйкова   [Санкт-Петербург]    (20.11.2019   14:49:04)
(Ответ пользователю: Светлана Владимировна Чуйкова)

Сообщение удалено автором темы...

Владимир Кочетков   (21.11.2019   07:57:17)

Дмитрий, вот такой вариант – см. ниже - как Вам?..
В терцетах ритмика сложная…

Летит волна – морской прибой о берег бьёт.
Летит волна – штормов зимы пришел черёд.
Летит волна – пытаясь мол водой сломать.
И без конца идёт бойцов морская рать.

Суровый мол – шторма являлись много раз.
Суровый мол – своих позиций он не сдаст.
Суровый мол – он весь железо и гранит.
Он на посту как порта страж года стоит.

Пройдёт зима – и волна вновь другая покатится.
Она мила – словно девушка в ситцевом платьице.
Средь летних волн много славных есть подруг-друзей.

Но есть одна, что рукой нежно мола касается.
Мурлычет мол – отвечая зелёной красавице.
И для него нет подруги из всех волн милей!

Летит волна – опять в гранит несёт удар.
Суровый мол – вновь отобьёт, хотя и стар.
Вода – гранит, гранит – вода, вода – гранит, гранит – вода, и так – года.

Дмитрий Верютин   [Москва]    (21.11.2019   10:40:28)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

Исхожу, что, хоть пишем не канон, но таки приближённый сколь можно.
О структуре.
Содержание катренов вписывается в канон: есть внятные независимые части: завязка и развитие.
I терцет вроде бы поворачивает сюжет, как должно... Но (!) II терцет по сути (не по образам) почти повторяет первый, а хотелось бы его независимости по некой аналогии с катренами. Не ясна роль "Но".
Первые две строки коды удачно начаты как аллюзии на катрены. Но новая рифма (к тому же, наконец, точная) создаёт ощущение новой части, а этого в коде быть не должно. Думаю, здесь эстетика обязывает сделать со старыми рифмами, а изменения ограничить срединной вставкой в строки.
Последняя же строка -- отличная находка, Владимир! Ибо в ней нет (почти) новой информации, а есть просто звукопись.

Попарная рифмовка катренов не желательна, -- даже не потому, что не канонична -- но это звуково делит катрен пополам. О оный должен быть целостен во всём. К тому же не точные рифмы "вопиют", когда рядом!

"друзей - милей"
Столь разнесённая рифма должна быть точнее в любом случае, тем более в смысловом финале сонета.

О стиле... Не хотелось бы превращать тему в занудную ТМ, засим вкратце о главном.
"штормов зимы" -- коряво, и структурно не параллелится с "морской прибой"
"водой, бойцов, он (трижды), на посту, порта, есть, всех " -- лишнее
"девушка в ситцевом платьице" -- нелепо
"друзей" -- сбивает с дуализма восприятия
"рукой" -- ни то, ни сё
"Мурлычет мол" -- не то
Иногда невпопад пишете тире в погоне за визуальной красотой текста.

=В терцетах ритмика сложная=
Синкопированная, заданная мною -- не единственно возможная. Видите ноты -- можно обойтись и без синкоп -- но, по-моему, будет хуже.

Владимир Кочетков   (21.11.2019   12:25:57)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Да, «но» во втором терцете нелогично - исправил на «А есть одна…».

Второй терцет можно акцентировать на позицию волны:

А есть одна, что рукой нежно мола касается.
Она ему больше всех волн зелёненьких нравится.
Он для неё побережий всех других милей!

И тогда будет аналогия с катренами:
- катрены – волны, мол
- терцеты – мол, волна

Чтобы сохранить старые рифмы, коду можно дать так:

Летит волна – чтоб мол ударить в сотый раз.
Суровый мол – он в сотый раз ей сдачи даст.
Вода – гранит, гранит – вода, вода – гранит, гранит – вода, бой без прикрас.

А мне нравятся неточные рифмы – тем более, что в данном случае стих я воспринимаю как песенный.

Для меня в ритмике терцетов главная сложность не в синкопе, а в переходе (после первых четырёх слогов) с двусложного на трёхсложный размер.

А нелепые и лишние слова, как Вы их восприняли, - это олицетворение. Служба мола, защищающего порт, отчасти похожа на службу городской полиции:
- море – это город
- волны – горожане
- спокойное (летнее) море – в городе происшествий почти нет, люди спокойно работают
- шторм – праздничные дни, люди веселятся :)
- порт – особо охраняемые городские объекты

Дмитрий Верютин   [Москва]    (21.11.2019   13:27:38)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

=Второй терцет можно акцентировать на позицию волны=
Если ЛГ-волна появится только во II терцете, то, возможно, нормально будет, -- зависит от того, как пропишете I.

=мне нравятся неточные рифмы=
Тогда впредь своего ужаса высказывать не буду. А хотел было...

=стих я воспринимаю как песенный=
Если так, устраняюсь от обсуждения, ибо мне интересно максимально приблизиться к канонам сонета. В частности рифмовку катренов желательно сделать "французскую": abba abba, или хотя бы abba cddc. Это не голая самоцель, а так ещё и диктуется мелодией, где 1-я и 2-я "строки" катрена не случайно написаны идентично, что на мой слух исключает "монотонящую" попарную рифмовку.

=Она ему больше всех волн зелёненьких нравится=
=он в сотый раз ей сдачи даст=
Вы уж определите их отношения! Что за мазохизм?

Кода мне не понравилась. Ощущение, что наспех.

=А нелепые и лишние слова, как Вы их восприняли, - это олицетворение.=
Я приму любые метафоры, если они будут функционально вписаны в контекст. Пока я этого не увидел.

Владимир Кочетков   (21.11.2019   14:08:35)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

По канонам надо бы ещё в катренах мужские и женские рифмы чередовать…
Ну да ладно – я сделал, как смог. Возможно, сделаю и песню – но на свой вариант мелодии.
Дмитрий, а что Вы не показываете свой вариант?..

Владимир Кочетков   (21.11.2019   18:24:52)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Подправил текст с учётом некоторых Ваших замечаний, сделал набросок мелодии (простой) и опубликовал у себя.
Спасибо, Дмитрий, за интересную тему и за вдохновение!
И, конечно, спасибо Евгению Доги!

Дмитрий Верютин   [Москва]    (21.11.2019   20:11:50)
(Ответ пользователю: Владимир Кочетков)

=надо бы ещё в катренах мужские и женские рифмы чередовать…=
Да, хорошо бы. Но в исходной мелодии ж. окончание "заложено" лишь в 4-й строке: можно заимствовать следующую ноту из секвенции. Однако, думаю, в 1-й строке допустимо разбить длительность ноты на две, нп. половинную и полуторную. Т. е. получим структуру:
иаи|А--------------, иаи|АиаиАи
иаи|А--------------, иаи|АиаиА
иаи|А--------------, иаи|АиаиА
иаи|А---, иаиА---, иаи|Аи

Либо можете ж. окончание ввести во 2-й строке. Это не канонично для сонета, но для песни нормально.

Что же касомо "классического" катренного чередования м. и ж. рифм во фран. сонете: aBBa aBBa, -- оно обусловлено в значительной мере французскою орфоэпией, в частности, что ж. рифма там "не полноценна" ибо получается за счёт факультативного (немого) "e". При русской же орфоэпии, с полноценною ж. рифмой, считаю возможным расположить м. и. ж. иначе.

=а что Вы не показываете свой вариант?..=
Пока нечего :-) Думаю. Заодно учусь -- и при общении с вами тоже. Благодарю, Владимир, за старание и добрые слова!

Дмитрий Верютин   [Москва]    (28.11.2019   12:46:32)

Вариант для дуэта:

СОН, НЕТ...

Заснули в жизнь, познав удушье, кровь, испуг.
Наш горек сон: на рюмку неги – чаша боли.
Но всё же путь лежит по волнам нашей воли –
Не плох расклад, чтоб жизнецель извлечь из мук!

Проснёмся в смерть – забудем запах, вкус и звук,
Утратим тень и всё, что снискано дотоле,
Но Вещий Свет вернём взамен вещей юдоли –
Не слаб резон, чтоб нам мечтать очнуться вдруг!

[Брейк]...

Обоих взял морок нашей больной тленной внешности –
Боимся впредь светлой, но обезличенной вечности –
Но алчем лишь нашей нежности сейчас и здесь!
В дуэт сплетясь, знаем точно, что наше снозрение –
Само всевременье, а прочье всё – только брение!
Но если, Боже, еси – прости нам эту взбесь...

[Кода]:
Заснули в жизнь, познав удушье, кровь, испуг –
Не слаб резон, чтоб нам мечтать очнуться вдруг…
Но алчем лишь и нашей нежности, и внешности и лишь сейчас и здесь!

+++++++++++++++++++++++++++++++++++

PS : 17. 12. 19 г.
Сделал версию в звуке https://www.chitalnya.ru/work/2675632/ (вместо караоке по той же ссылке). Пока в один голос. Если для дуэта есть желающая с меццо-сопрано (бельканто не обязательно), предлагаю любительски (пока) посотрудничать. Заочно / очно -- как получится.












1