Встретимся у Ахерусии! (Т.М.)

выбрать темы по:  





Тимур Тамирхан (06.08.2019   17:21:16)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 66

С Регламентом ТМ ознакомлен


Вначале была фреска Андреа Бонаиути да Фиренце из церкви Санта-Мария-Новелла "Сошествие Христа в Ад". Впечатляющее зрелище.

Значит, получается, когда-то и Христос в царстве Аида побывал?..

Между небом и землёй, на манер заходящего солнца, висел в кромешной ночи охристого цвета светящийся шар. Затем шар стал приближаться. И. приближаясь, он не увеличивался нисколько в размерах - казался с любого расстояния шариком в диаметре сантиметров сорок. И также не ясно было, с какой он скоростью движется, но было ясно, что движется целенаправленно и верно: прямо на меня. В полутора метрах от меня, между тем, шлёпая во мелким лужам на асфальте, пробежала соседская собака, с ошейником овчарка. А сверху с неба потихоньку накрапывал мелкий дождь. Светящийся шар всё надвигался и приближался; был уже близко совсем. "Это мозг Парменида"- услыхал во тьме я немой чей-то ответ на немой свой вопрос, - за миг до того, как светящаяся сфера полностью поглотила меня в себе...

А здесь та же ночь и так же темно. Абсолютно голая земля, ни травы, ни других растений. Вдали мутные очертания каких-то плоскогорий. Все вокруг, что светлее черного, имеет коричневый, различных оттенков, цвет. Луны нет.
Однако мне нужно спешить на встречу.

Мне говорили, есть здесь две реки, Кокит и Пирифлегетон, обе впадающие в Стикс. На их берегах терпят мучения те, кто оскорбил богов, а также убийцы и клятвопреступники. Эти мучения вечны, лишь некоторые души получают разрешение раз в год выплыть на озеро Ахерусию, куда к ним приходят, предварительно напившись крови, те, против которых они совершили преступление. Если тень преступника вымаливает прощение, то, напившись из Леты, она уходит на Асфоделиев луг, если прощения не получает — возвращается к месту своих мучений.

Так оно в точности и оказалось.

Небольшое озеро Ахерусия выделялась из общего чёрно-коричневого фона серебристой гладкой поверхностью. Где-то должен находиться здесь и бродить напившийся крови мой адресат. Но прощения вымаливать, именно вымаливать, я у него, решил, не стану. Я у него прощения только попрошу. А дальше видно будет. Интересно, как напившийся крови выглядит? С кровавыми подтёкками на губах?


Встречи я желал с той самой зимы, с поздней зимней ночи... Но какого года зимы, не скажу,- так как знаю отношение людей ко временеи. Люди воспримают время посредством своих условных выдуманных отрезков. Это сугубо субъективные оценочные (эмоциональные по сути дела) характеристики. "Два года это разве давнооо, три года это разве давнооо?"- простяцки вопрошает вахлак. Давно! Один год это целых 525 600 минут, да будет тебе известно. Пятстот двадцать пять тысяч шестьсот! Ты хоть одну минуту в жизни своей прожил пОлно?

Со стороны реки ко мне приближалась медленно тень. Не дойдя до меня шагов десяти, вдруг развернулась и помчалась прочь. "Куда ты?!"- "Ты напился крови! Я не собираюсь вымаливать у тебя прощения!" - "Не напивался я никакой крови, сам с тобою встречи искал, чтобы..."
Тень меня не услышала. И это может быть даже хорошо, хорошо что встреча эта не состоялась - есть вариант, что после - после, как меня бы простили, я бы отправился на асфоделев луг. А я что-то не хочу туда - все, кто там обитает, все, кто там есть, пребывают в полном забвении... может, это и античный аналог Нирваны, но не хочу... пока что.

Оказывается, даже здесь "глаза привыкают к темноте". Вижу тени. Вижу их смутно, но вижу, их очень много. Затем некоторые тени стали проходить сквозь меня... вернее, это я стал проходить сквозь них - подходя к берегу озера Ахерусия всё ближе. Боже, сколько здесь вокруг душ-теней! Выглядят они, как силуэты людей в натуральную величину, они чуть светлее общего фона и чуть общего фона мутнее - тем самым на общем фоне местности они выделяются. Их - миллионы и миллионы, массы их напоминают уходящих за горизонт тучи стад, с той лишь разницей, что в стадах всё подчинено некоему общему движению, а тут движение сущее броуновское: каждый, не замечая всех остальных, занят исключительно самим собой и вроде как тоже куда-то движется, делает какие-то телодвижения, только непонятно, куда и зачем..... А ведь все они - бывшие люди... самые обычные, жившие когда-то на земле.
Такое зрелище любого впечатлит, безусловно.
Тут неожиданно сознаю, что светящегося мозга Парменида давно нет - куда-то исчез он, как только я на данной территории очутился.

А Парменид здесь, видно, на особом счету, коли разрешено ему быть не тенью, а светящимся мозгом. Ну да, он же в учении своём утверждал незыблемость и постоянство мира. А кто может быть в стабильности мира заинтересован больше Аида? Умерший мыслитель получил от владыки царства мёртвых привилегию.

Очень хотелось бы своими глазами увидеть здесь Персефону. Только сделать это мне, наверное, вряд ли удастся: она царица, а я кто? Хорошо, если шпион.
Личность супруги Аида меня привлекала давно. Так как меня вообще по жизни влекут к себе женщины роковые. А тут сама супруга владыки царства мёртвых (она же и племянница ему, поскольку дочь его брата Зевса) - что ещё может быть более роковым. Раньше я часто задумывался над тем, как она выглядит. Какое у неё тело, какое лицо? Но точно знал, что выглядит не так, как на картине "Прозерпина" (Прозерпина - Персефона в римском варианте) работы Данте Габриэля Россетти, 19-го века живописца - там, такое впечатление, изображена современница автора, средняя европейская женщина. Жительница же Эллады, к тому же дочь Зевса и Демерты непременно должна выглядеть как-то по-другому.

Здесь как нигде ощущается дух Времени. Дух Истории. Здесь словно встают пред тобой века... Волнительно вообразить, как к отцу своему Ахрузу когда-то очень давно приходил сюда герой Эней... Где-то здесь, может быть, вон по той дорожке, следовала на почтительном расстоянии Эвридика за Орфеем... где-то здесь нашёл свои чудовищные муки бывший продуманный авантюрист Сизиф...

Но вот и озеро Ахерусия, - метрах в двух всего от меня его вода. Место до чрезвычайности мрачное, это озеро. Только тени,- те из них, что над поверхностью воды маячили,- чуть отливали серебристым оттенком, как бы озеро в себе отражая...
Мрачное место... но то что в загробном мире для подобных встреч некое место выбрано, представляется разумным: должны же где-то в конце концов живые существа окончательно друг с другом разобраться и друг с другом все отношения выяснить. И лучше это сделать в состоянии, когда от бремени тел они освобождены - когда остались у них только свободные в своих действиях души. Ведь часто очень люди, да почти всегда, в земной своей жизни руководствуются велением тела... И потому совершают различные грехи, наносят обиды и раны ближним. (Так тело требует, например, пищи, и человек эту пищу у кого-то крадёт... Да и психические явления многие имеют своей причиной явления соматические) А когда тел нет, есть возможность для наступления момента истины. Ещё скажите, что это не так!
Потому как знать, возможно, все мы, вне зависимости от вероисповеданий своих, отгуляем когда на земле положенный срок, встретимся там.... там, на том мрачном берегу, над которым никогда не светит луна. Так что готовьтесь, осмысленные и духовные.

И еще... Признаюсь, посетила меня мысль... и мысль верная посетила, очень верная... А ведь, люди, всё же настоящий хозяин этих мест не Аид, а... Эреб! Аид здесь - как управляющий, лицо, исполняюще роль управляющего. Настоящий же царь - Эреб, царь тьмы, если онтологически, глобально рассуждать. Стало быть, царство Аида - одна лишь область безбрежного Мира Мрака Эреба.

Опять где-то над головой мелькнул мозг Парменида желтым светом и довольно ярким... ярким, во всяком случае, настолько, что на него нельзя было не обратить внимания.


* * *

Ибо тебе ни уведать того, что не есть, невозможно,
Ни об этом сказать …мыслить и быть — не одно ли и то же
Взглянь на то, что не рядом, но что на уме неотрывно...

Это, друзья, уже утро, и я читаю Парменида, читаю строки из знаменитой философской поэмы его "О природе". -
"Мыслить и быть - не одно ли и тоже?" Вот ведь, оказывается, как. И: "уведать того, что не есть, невозможно"...

В общем, о том, чего нет, помыслить нельзя. Так можно данный тезис сформулировать.
Стало быть, всё, о чём можно помыслить, оно существует - в том или ином виде.
И стало быть, и Ахеруссия, и мой ночной поход... О, озариво!



Комментарии:

Тимур Тамирхан   (06.08.2019   17:23:25)

Дорогие друзья, прошу высказать ваше мнение по поводу данного произведения.

Заранее спасибо.

Марина Миртаева   (06.08.2019   19:59:59)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Тимур, поставьте, пожалуйста, буквы ТМ в заглавие и тогда все будут видеть, что произведение для мастерской, для разбора, и на ГС тема будет видна именно так, и критиков прибавится :)))

И приписка обязательна, что с "Регламентом ТМ ознакомлен" :))), а то - вдруг?!

Марина Миртаева   (07.08.2019   13:45:00)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Тимур, выполните, пожалуйста, требования регламента ТМ...

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   14:35:31)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

Спасибо, Марина. Сделал. Просто доселе не было возможности выйти в интернет.

Юрий Кузнецов Дмитриевич   (06.08.2019   17:27:43)

господи где Россия и где все то что написано в статье....

Тимур Тамирхан   (06.08.2019   17:38:19)
(Ответ пользователю: Юрий Кузнецов Дмитриевич)

Во-первых, это не статья, а миниатюра. И помещена она, если Вы заметили, в раздел форума ТМ - творческая мастерская.

Дмитрий Верютин   [Москва]    (06.08.2019   19:36:44)

Ибо у вас не стихотворение, к коему хотя бы частично можно подойти со стандартным анализом, то продуктивнее будет спросить, что же вы сами хотите узнать в первую очередь? Полагаю, если вы осмысленно вложили некие идеи, то сможете по приоритетности задать вопросы, на кои обычный читатель (не глубокий знаток мифологии) может ответить "да / нет", а далее уже при желании развить ответ.
Я пока увидел лишь аллюзию на Данте ради обыгрывания старой философемы "о том, чего нет, помыслить нельзя" (не помню, кто это сказал, хотя формулировку, возможно, я читал другую). Конечно, видна авторская нюансировка, но без ощущение духовных откровений. Поставьте правильные вопросы! Возможно, пойму (и кто-то ещё), что новое пропустил и стоит ли вчитываться, а также уточнять в словаре мифологии, чем Аид отличается о Эреба и пр.?

Марина Миртаева   (06.08.2019   19:54:32)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Дмитрий, с мифологией тут сложности.
Некое ноу-хау автора, соединение христианского взгляда на потусторонний мир, который у христианина делится на рай и ад, и древнегреческий, где подземное царство едино - Аид (он же бог этого потустороннего мира).
Нужно в сознании как-то всё это соединить, начинается ведь с описания фрески "Сошествие Христа в Ад" (об аде в христианстве устойчивое представление) и тут же автор спрашивает, что "Значит, получается, когда-то и Христос в царстве Аида побывал?.."
Никто не знает, как на самом деле тот свет устроен, вполне себе может быть, что и по фантазии автора :)))

Дмитрий Верютин   [Москва]    (07.08.2019   00:03:08)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

Не вижу "ноу-хау". Христианство кончается на комментарии фрески.
Описанное же далее можно лишь с натяжкой определить как чистилище, и то не всё. Нп. как интерпретировать, что жертва, кою преступник может молить о прощении, должна предварительно напиться крови? Чьей крови, зачем? Это не только не христианство, но и не имеет ясной цели.
Взаимоотношение ЛГ и его жертвы не прописаны, хотя личная история -- было бы самое удобное для прояснения кровавого обычая и чего угодно.

=Никто не знает, как на самом деле тот свет устроен, вполне себе может быть, что и по фантазии автора =
По сути об этом я и написал, как о единственной ясной "идее". Ибо это логически следует из "о том, чего нет, помыслить нельзя".

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   16:08:12)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

=Нп. как интерпретировать, что жертва, кою преступник может молить о прощении, должна предварительно напиться крови? Чьей крови, зачем? Это не только не христианство, но и не имеет ясной цели=

Но это, поверьте, не моя фантазия - а информация, что называется, "из источников".
А что касается "не имеет ясной цели" - давно заметил, в античной мифологии много нелогичного и непонятного - непонятно, например, почему герой мифа поступает так, а не иначе или почему в такой-то сюжет встроен такой-то эпизод. Даже то поставленное Орфею условие - не оглядываться на идущую сзади Эвридику - до сих пор вызывает споры.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   15:05:22)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

=Некое ноу-хау автора, соединение христианского взгляда на потусторонний мир, который у христианина делится на рай и ад, и древнегреческий, где подземное царство едино - Аид =

Здесь, пожалуй, не соединение, а подчёркивание того факта, что ЛГ древнегреческую, античную модель мира приемлет настолько, что некое частное явление (Сошествие Христа в Ад) из другого, христианского мира у него автоматически оказывается встроенным в античную модель. Проще говоря, услышал о сошествии Христа в Ад и сразу подумал про Аид. ))

Амарант   (06.08.2019   20:21:26)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Аид и Зевс всё таки братья сыновья Крона, то есть принадлежат к светлой стороне мира.
И не надо правильно поставленных вопросов, они поставлены каждому по своему. Общий загробный мир - идея объединения людей автором поставлена очень верно, пускай это и воображаемый мир, а не формальная религиозная вера, но, тоже религия, но, религия без деления на своих и чужих, без всякой на то вербовки сторонников и шельмования оппонентов. Идеологическая ценность произведения из ряда вон, а в художественном плане в рамках приличия. Если сюжет развить до того чтобы он естественным образом своими перипетиями вытеснил лекцию, но, не нивелировал бы её, то было бы совсем прилично!
Кстати, и напоминание об Ахерусии идейный подарок для патриотов России, но, боюсь, что на уровне автора вряд ли кто подхватит, а на уровне блуждания Тартарии в Монгольской империи это запросто.

Марина Миртаева   (06.08.2019   23:55:29)
(Ответ пользователю: Амарант)

Да, мне тоже показалось что немного на лекторство автор скатывается.
Понимаю, что не все хорошо ориентируются в древнегреческой (и римской) мифологии, но похудожественнее бы...
Может, сноску сделать и написать про упомянутых богов?

Амарант   (07.08.2019   05:43:57)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

можно и так, хотя, если увеличить объём повествования, то, лекцию можно и растворить в художественном тексте. А развить сюжет тут легко, по идее автора можно организовать встречу душ человеческих адептов разных религий. допустим, Аллах решил что с невыученными уроками прошлого в рай не войдёт ни кто. Ни в одной священной Книге же не сказано, что Всевышний сказал людям всё о своих планах и о устройстве миров.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   14:49:44)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

=Да, мне тоже показалось что немного на лекторство автор скатывается.=

Вот что значит взгляд со стороны - сам бы не подумал об этом никогда. Спасибо.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   14:47:38)
(Ответ пользователю: Амарант)

=напоминание об Ахерусии идейный подарок для патриотов России, но, боюсь, что на уровне автора вряд ли кто подхватит, а на уровне блуждания Тартарии в Монгольской империи это запросто=

С этого места, пожалуйста, подробнее. Заинтриговали аж. Нет, я понимаю, что патриоты И-Ч это то, ради чего следует И-Ч периодически посещать (что я и делаю), и что они с превеликой фантазией товарищи, но вот тонкости и подробности, и при чём здесь Тартария - это весьма любопытно. Прошу.

Амарант   (07.08.2019   15:28:46)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Так ведь, и Тартар созвучен Тартарии и Ахерузия - Ахерусия сопоставляются в одну картину.
Ах - Русия получается прощальная бывшая Русь об окончании которой сожалеют люди так называя и Боги, даруя если не прощение, то, милосердие приближающимся к её упокоению, которое светлее всего прочего. Может быть это их времён единого Бога Крона, - из золотого века на Земле? Всё это логично, но тяп-ляп патриоты, а не ответственные патриоты, за одно только созвучие с Русью все не русские народы отлучат от этого наследства на раз. Но, всё таки не все же тяп-ляп, не у всех только одна да еще и прямая извилина, многие понимают, прошлый опыт тем и ценен, что там были и влёты и падения.

Амарант   (07.08.2019   15:42:52)
(Ответ пользователю: Амарант)

Не похеренная Русь - Беловодье, выходит, - та легенда, что запитала эллинскую религиозную, -
ни какой не новодел, - Фоменко тут ни при чём.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   15:54:28)
(Ответ пользователю: Амарант)

Точно! Как я сам не догадался: ахеРУСсия - РУССия. Это же озеро Ильмень! А евреи и масоны, извечные враги наши, поместили его в Ад. Но ничегооо, правды всё равно не скроешь, сам язык правду выдаёт.

Амарант   (07.08.2019   16:08:22)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Ну да, а с другой стороны, если бы не было евреев, перед кем бы мы эти концерты закатывали.
Нет уж давай сюда евреев , то-то накрутим им хвоста!

Марина Миртаева   (07.08.2019   21:56:31)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

А именно как "Ахерусия" название озера встречается где-нибудь?
Вроде, как река подземного царства - Ахерон, а озеро - Ахерусийское (Ахеронтийское).
Ахерусия - это изобретение автора?

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   23:08:22)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

=А именно как "Ахерусия" название озера встречается где-нибудь? =

Да-да, встречается. Это не моя фантазия. Видите, интернет, и информация там очень разнообразная.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   15:18:29)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Спасибо за отзыв, Дмитрий.
Поместив миниатюру в ТМ, я жду от читателя совершенно простых вещей: пусть скажет, как стилистика, как читается, легко ли, тяжело ли, интересно или нет, какие-то, может, замечания по синтаксису... как-то так.

Дмитрий Верютин   [Москва]    (07.08.2019   16:17:20)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Сюжет вижу лишь формальный, то есть последовательность неких событий, без ясных причин: "попаданчество", встреча в ЛГ и жертвой (несостоявшаяся возможность для объяснения нп. попаданчества), выпаданчество. Остальное -- просто вневременные информация и размышления, могущие следовать в любом порядке. Возможно, кому-то будет интересно, а моё мнение вы поняли.
Синтаксис кажется внятным -- читать легко. По пунктуации я придрался бы там-сям, но, честно, не чую мотивации.
Стилистика?.. Ломанул "мозг", ибо он и сознание -- физически разное. Занятно "озариво" -- полагаю, ваш неологизм! Прочее как-то нейтрально, то есть личного стиля не вижу, если не считать таковым насыщенность мифологемами.

=Но это, поверьте, не моя фантазия=
Я догадался. Но в вашем переложении абсурд мог бы обрести смысл.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   16:20:23)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Озариво - неологизм, но не мой, а Хлебникова. Каюсь, плагиат. )))

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   16:24:35)
(Ответ пользователю: Дмитрий Верютин)

Спасибо за анализ, Дмитрий.
Ваша оценка, я так понимаю, "четыре с минусом" , а Ваш любимы жанр это реализм?))

Амарант   (07.08.2019   16:39:00)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

его четыре минуса против моих четырёх плюсов, и всё вам, кушайте на здоровье!

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   20:34:30)
(Ответ пользователю: Амарант)

Благодарю.

Дмитрий Верютин   [Москва]    (07.08.2019   16:51:29)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Оценки не ставлю, ибо кто я?
А мой любимый жанр -- логика во всех обличьях: общая или частная, но описываемая тремя ея законами. Ибо без неё невозможно понимание. В реальных событиях она есть всегда. Даже безумец подчинен частной логике. Задача хорошего писателя (по-моему) -- уявить логику в кажимом абсурде и донести до читателя.

Наталья Анвип   (07.08.2019   16:37:29)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Тимур! Если я правильно поняла, то здесь описано пребывание ЛГ на том свете?
Если это так, то совершенно непонятно, как он туда попал, т.е. не описан ПЕРЕХОД,
а это очень важно. Странно читать описание всякого рода цветов, например:
"озеро Ахерусия выделялась из общего чёрно-коричневого фона серебристой гладкой...",
при видениях изображения бывают только черно - белого цвета. Если здесь описано реальное "путешествие" ЛГ в потусторонний мир, то описание неправильное, если же это фантастический рассказ, то требования совсем другие.
То есть, в плане повествования: очень важно описать ПЕРЕХОД ЛГ из одного мира в другой,
цветные панорамы вызывают недоверие. Общение действительно должно идти на ментальном плане, то есть никаких звуков нет - немое кино.
Далее, религии утверждают, что Христос действительно был в царстве Аида и выпустил оттуда души, которые там томились вечно, то есть после появления Христа
получается, что царства Аида больше нет как явления.
О посещении Христом царства Аида можно почитать в сети:
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/hristos-pobeditel-ada-tema-soshestvija-vo-ad-v-vostochno-hristianskoj-traditsii/5

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   21:08:34)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

Здравствуйте, Наталья!
Это, конечно, не фантастический рассказ, а скорее мистика.
Знаете, я в своё время, а это лет так 20 назад, не любил "Мастера и Маргариту" - мне казалось, это произведение лишено внутренней логики. В первую очередь мне была не понятна логика действий Воланда: если он может решительно всё и его возможности ничем не ограничены, то почему в таком-то случае поступает именно таким образом? Зачем ему была нужна эта странная компания, "свита", зачем он подсаживается на Патриарших прудах к Берлиозу и Бездомному, какова конечная цель всех его действий и так далее.
А потом я как-то неожиданно понял, что в отсутствии некоторой внутренней логической связи есть своя прелесть. Мистика: так случилось, и всё.

Кстати, и так же неясно, каким именно образом получалось так, что компанию влоанда чуть ли не в упор из наганов расстреливают, а те остаются целыми и невредимыми . Это я перехожу к Вашему вопросу о переходе. Думаю, что если бы я подробно остановился на переходе, то это получилась бы в какой-то степени фантастика, но не мистика.

И то же самое, что касается звуков и цветных панорам - может, их и не должно быть, но у ЛГ они есть... или в действительности были на ментальном плане, как Вы говорите, но проявились в виде земных цветов и звуков.

И далее.
= религии утверждают, что Христос действительно был в царстве Аида и выпустил оттуда души, которые там томились вечно, то есть после появления Христа
получается, что царства Аида больше нет как явления=

Дело в том, что это не религии утверждают, а об этом написано только в апокрифическом (!) евангелие от Никодима (если я не ошибаюсь). Так что тут ситуация такая двоякая.

Наталья Анвип   (07.08.2019   21:36:11)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Тимур!
Как говорится: автор всегда прав.
Это просто было мое пожелание.

Тимур Тамирхан   (07.08.2019   23:05:47)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

Спасибо большое.

Марина Миртаева   (07.08.2019   23:40:57)

Тимур, мне понравилось! Люблю мистику))
Автор имеет право и на создание собственных мифов, и на симбиоз уже созданных человечеством.
Стилистика – мне по душе. Здорово звучит: «В полутора метрах от меня, между тем, шлёпая во мелким лужам на асфальте, пробежала соседская собака, с ошейником овчарка».
Немного бы изменила : «А сверху с неба потихоньку накрапывал мелкий дождь.» И сверху, и с неба… Но – вполне.

Про «шариком в диаметре сантиметров сорок» А более художественно, ну хотя бы – чуть меньше полуметра – нельзя? Всё-таки не учебник геометрии?

Как-то неуместным кажется « античный аналог Нирваны», «Но точно знал, что выглядит не так, как на картине "Прозерпина" (Прозерпина - Персефона в римском варианте) работы Данте Габриэля Россетти…» стилистика какая-то не художественная, а справочная… Как называет в своей книжке "Слово живое и мёртвое" знаменитая переводчица Нора Галь - канцелярит. (Можно даже и главу эту прочитать, она первая в книге - "Берегись канцелярита!")

А вот про обычай у жертвы(!) напиться крови перед тем как прощать обидчика хотелось бы поподробнее, т.к. жертва в сознании обывателя всё-таки жертва, а раз уж автор выдумывает такие метаморфозы ей, то пусть и пояснит)))

И очень бы хотелось увидеть другой вариант работы в ТМ, исправленный и дополненный, если, конечно, автору хочется)))

Тимур Тамирхан   (08.08.2019   11:17:01)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

=Про «шариком в диаметре сантиметров сорок» А более художественно, ну хотя бы – чуть меньше полуметра – нельзя? Всё-таки не учебник геометрии?=

Совершенно согласен. Можно даже написать "размером с большой арбуз", но образ арбуза (да ещё и, получается, летящего) , думаю, нарушит атмосферу дождливого пасмурного двора. )))

=А вот про обычай у жертвы(!) напиться крови перед тем как прощать обидчика хотелось бы поподробнее, т.к. жертва в сознании обывателя всё-таки жертва, а раз уж автор выдумывает такие метаморфозы ей, то пусть и пояснит=

Ну, обычай-то этот придумал не я. Хотя можно, конечно, придумать ему объяснения... но лучше будет сказать что-то типа "обычай настолько древний, что даже древние греки в точности значения его истинного не знают". ))

Что же касается "нехудожественности" многих моментов в данном произведении - мне почему-то показалось, что в этом-то как раз и есть фишка. Ведь в сущности, всё произведение от начала до конца - монолог вполне себе земного человека, по непонятной причине попавшего в Аид. И он в Аид хоть и попал, но земной свой обыденный язык сохранил и на нём повествует о случившимся.
Но это я так считал. У Вас же другое мнение на этот счёт. И я с Вами, пожалуй, соглашусь. ))

Спасибо за столь подробный анализ.

Марина Миртаева   (08.08.2019   11:55:04)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Добрый день!
Пока есть немного времени быстренько напишу, что в голову пришло)))

Размеры, если с арбуз, то сразу ассоциации с арбузом - тёмный, зелёный, полосатый и... тяжёлый. Если разрезанный, то - сочный, красный и т.д.
Тут надо осторожнее)))

Обычай объяснять, пожалуй, и не надо (про жертву, напившуюся крови), но лёгкий акцент на этом оксюмороне для привычного представления о жертве - пожалуй, стоит. Хотя бы написать, что для героя это тоже не совсем привычно, но вот так...
Вполне себе земной человек Ваш герой, но канцеляритом говорить его всё-таки заставлять не надо. Одно дело, если бы героев было несколько, а какой-то говорил бы именно так... А вот пояснения в скобочках, что в римской мифологии Прозерпина это - Персефона, пожалуй, не нужны...
Да и "Прозерпина" работы такого-то - не надо. Как-то попроще, "как на картине Россетти "Прозерпина".

А книжка Норы Галь "Слово живое и мёртвое" в интернете есть, прочитайте всё-таки первую главу, многое на место встанет))))

Марина Миртаева   (08.08.2019   13:28:13)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Тимур, на скорую руку немного поправила.
Может, натолкнёт Вас на какие-то правки свои?
(Авторскую интонацию старалась сохранить)

Жду Вашего нового варианта!

******

Вначале была фреска Андреа Бонаиути да Фиренце из церкви Санта-Мария-Новелла "Сошествие Христа в Ад". Впечатляющее зрелище.

Значит, получается, когда-то и Христос в царстве Аида побывал?..

Между небом и землёй, на манер заходящего солнца, висел в кромешной ночи охристого цвета светящийся шар. Затем стал приближаться. И, приближаясь, он не увеличивался нисколько в размерах - казался с любого расстояния шариком в диаметре около полуметра. И не ясно было, с какой он скоростью движется, но было ясно, что движется целенаправленно и верно: прямо на меня. Между тем, в полутора метрах от меня, шлёпая по мелким лужам на асфальте, пробежала соседская собака, с ошейником овчарка. А с небес потихоньку накрапывал мелкий дождь. Светящийся шар всё надвигался и приближался - был уже близко совсем. "Это мозг Парменида"- услышал во тьме я чей-то ответ на свой немой вопрос… За миг до того, как светящаяся сфера полностью поглотила меня в себе...

А здесь та же ночь и так же темно. Абсолютно голая земля - ни травы, ни других растений. Вдали мутные очертания каких-то плоскогорий. Все вокруг, что светлее черного, имеет коричневый, различных оттенков, цвет. Луны нет.
Однако, мне нужно спешить на встречу.

Мне говорили, есть здесь две реки - Кокит и Пирифлегетон, впадающие в Стикс. На их берегах терпят мучения те, кто оскорбил богов, убийцы и клятвопреступники. Их мучения вечны, лишь некоторые души получают разрешение раз в год выплыть на озеро Ахерусию, куда к ним приходят те, против которых они совершили преступление. Приходят их жертвы, предварительно напившись крови, приобретая вместо жертвенности жестокость и кровожадность…Если тень преступника вымаливает прощение, то, напившись из Леты, она уходит на Асфоделиев луг, если прощения не получает — возвращается к месту своих мучений.

Так оно в точности и оказалось.

Небольшое озеро Ахерусия выделялось из общего чёрно-коричневого фона серебристой гладкой поверхностью. Где-то должен находиться здесь и бродить напившийся крови мой адресат. Я решил, что прощения у него вымаливать, именно вымаливать, не стану. Я у него прощения только попрошу. А дальше видно будет. Интересно, как напившийся крови выглядит? С кровавыми подтёкками на губах?


Встречи я желал с той самой зимы, с поздней зимней ночи... Но какого года зимы - не скажу, так как знаю отношение людей ко времени. Люди воспринимают время посредством своих условных выдуманных отрезков. Это субъективные эмоциональные оценочные характеристики. "Два года это разве давнооо, три года это разве давнооо?"- простецки вопрошает вахлак. Давно! Один год это целых 525 600 минут, да будет известно. Пятьсот двадцать пять тысяч шестьсот! Ты хоть одну минуту в жизни своей прожил пОлно?

Со стороны реки ко мне приближалась медленно тень. Не дойдя до меня шагов десяти, вдруг развернулась и помчалась прочь.
- Куда ты?!
- Ты напился крови! Я не собираюсь вымаливать у тебя прощения!
- Не напивался я никакой крови, сам с тобою встречи искал, чтобы...
Тень меня не услышала.
И это может быть даже хорошо… Хорошо, что встреча эта не состоялась - есть вариант, что после - после, как меня бы простили, я бы отправился на Асфоделев луг.
А я что-то не хочу туда - все, кто там обитает, все, кто там есть, пребывают в полном забвении... В такой вот античной Нирване… Но я не хочу туда... Пока что.

Оказывается, даже здесь "глаза привыкают к темноте". Вижу тени. Вижу их смутно, но вижу, что их очень много. Некоторые тени стали проходить сквозь меня... А, подходя к берегу озера Ахерусия ближе, я стал проходить сквозь них…
Боже, сколько здесь вокруг душ-теней! Выглядят они, как силуэты людей, но чуть светлее и мутнее общего фона - тем самым на фоне местности они выделяются.
Их - миллионы и миллионы, массы их напоминают уходящих за горизонт тучи стад… С той лишь разницей, что в стадах всё подчинено некоему общему движению, а тут движение сущее броуновское: каждый, не замечая всех остальных, занят исключительно сам собой и, вроде, тоже куда-то движется, делает какие-то телодвижения… Только непонятно, куда и зачем... А ведь все они - бывшие люди... самые обычные, жившие когда-то на земле.
Такое зрелище впечатляет, безусловно…
Тут неожиданно понимаю, что светящегося мозга Парменида давно нет – он куда-то исчез, и, видимо, тогда, когда я здесь очутился.

А Парменид здесь на особом счету, коли разрешено ему быть не тенью, а светящимся мозгом. Ну да, он же в учении своём утверждал незыблемость и постоянство мира. А кто в стабильности мира заинтересован больше Аида? Вот умерший мыслитель и получил от владыки царства мёртвых привилегию.

Очень хотелось бы своими глазами увидеть здесь Персефону. Только сделать это мне, наверное, вряд ли удастся: она царица, а я кто? Хорошо, если шпион.
Личность жены Аида меня привлекала давно. Меня вообще по жизни влекут к себе женщины роковые. А тут сама супруга владыки царства мёртвых, она же и племянница ему, поскольку дочь его брата Зевса. Что ещё может быть более роковым? Раньше я часто задумывался над тем, как она выглядит. Какое у неё тело, какое лицо? Но точно знал, что выглядит не так, как на картине Россетти "Прозерпина". У Россетти, 19-го века живописца, изображена современница автора, средняя европейская женщина. Жительница же Эллады, к тому же дочь Зевса и Демерты, непременно должна выглядеть как-то по-другому.

Здесь как нигде ощущается дух Времени. Дух Истории. Здесь словно встают пред тобой века... Здесь к отцу своему - Ахрузу когда-то очень давно приходил герой Эней... Где-то здесь, может быть, вон по той дорожке, следовала на почтительном расстоянии Эвридика за Орфеем... Где-то здесь нашёл свои чудовищные муки бывший продуманный авантюрист Сизиф...

Но вот и озеро Ахерусия, метрах в двух всего от меня его вода. Место до чрезвычайности мрачное, это озеро. Только тени… Те из них, что над поверхностью воды маячили, чуть отливали серебристым оттенком, как бы озеро в себе отражая...
Мрачное место... Разумно, что в загробном мире для подобных встреч некое место выбрано: должны же где-то в конце концов живые существа окончательно друг с другом разобраться и все отношения выяснить. И лучше это сделать в состоянии, когда от бремени тел они освобождены, а остались только свободные в своих действиях души. Ведь часто очень люди, да почти всегда, в земной своей жизни руководствуются велением тела... И потому совершают различные грехи, наносят обиды и раны ближним. (Так, тело требует, например, пищи, и человек эту пищу у кого-то крадёт... Да и многие психические явления имеют своей причиной желания телесные). А когда тел нет, то есть возможность для наступления момента истины. Ещё скажите, что это не так!
Потому, возможно, что все мы, вне зависимости от вероисповеданий своих, когда отгуляем на земле положенный срок, встретимся там.... Там, на том мрачном берегу, над которым никогда не светит луна. Так что готовьтесь, осмысленные и духовные!

И еще... Признаюсь, посетила меня мысль... И мысль верная посетила, очень верная... А ведь всё же настоящий хозяин этих мест не Аид, а... Эреб! Аид здесь - лицо, исполняющее роль управляющего. Настоящий же царь - Эреб, царь тьмы, если онтологически, глобально рассуждать. Стало быть, царство Аида - одна лишь область безбрежного Мира Мрака Эреба.

Опять где-то над головой мелькнул мозг Парменида - желтым светом и довольно ярким... Ярким настолько, что на него нельзя было не обратить внимания.


* * *

Ибо тебе ни уведать того, что не есть, невозможно,
Ни об этом сказать …мыслить и быть — не одно ли и то же
Взглянь на то, что не рядом, но что на уме неотрывно...

Это, друзья, уже утро, и я читаю Парменида, читаю строки из знаменитой философской поэмы его "О природе". -
"Мыслить и быть - не одно ли и тоже?" Вот ведь, оказывается, как. И: "уведать того, что не есть, невозможно"...

В общем, о том, чего нет, помыслить нельзя. Так можно сформулировать.
Стало быть, всё, о чём можно помыслить, оно существует - в том или ином виде.
И, стало быть, и Ахерусия, и мой ночной поход... О, озариво!










1