О внутренней свободе

выбрать темы по:  





Валерий Белов (25.03.2019   09:26:28)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 90

Есть суждение, что отсутствие внешней свободы компенсируется свободой внутренней. Полагаю, что не менее верно и наоборот.
"...есть вещи, которые европейцев в нас иногда восхищают, но которые они не готовы перенять. Например, наша внутренняя свобода. Жители Европы придают очень большое значение всяческим нормам и правилам, а русские – не всегда и порой могут позволить себе вести себя раскованно делать что хотят. Хорошо это или плохо – вопрос спорный" https://russian7.ru/post/pochemu-evropeycy-boyatsya-vnutrenney-s/

Как проявляет себя внутренняя свобода?
Насколько она связана со свободой внешней?
Имеет ли это отношение к свободе воли?


Комментарии:

Александр Попов   [Минск]    (25.03.2019   11:07:53)

Одиночка и толпа. Одиночка не воспринимает предрассудки толпы. Живет духовно опираясь на свои внутренние постулаты. Иногда это проявляется в творчестве. Творческая личность всегда живет в атмосфере внутренней свободы.
Толпа всегда осуждает и насмехается над нестандартными одиночками. Но! Когда этой толпе становиться тяжело, невмоготу, эта же толпа, неожиданно, вдруг, провозглашает этих одиночек героями и готова за ними, туда, куда направят. Движение, развитие идет скачками. Вот и переход, от внутренней свободе, к внешней.
Отношение к юродивым в России было другим, более уважительным, чем в Европе. Это относится и к бунтарям.
Свобода воли. Есть два типа бунтарей. Первый тип, это те, кто желает добра толпе. Второй тип, те, кто желает сорвать личный куш (болезненное тщеславие). Второму типу глубоко безразлично положение серой массы. Возможно второй тип и есть свобода воли. Ворочу, что хочу.

П. Фрагорийский   (26.03.2019   14:18:14)
(Ответ пользователю: Александр Попов)

Мне кажется нет. Свобода воли - жертвовать собой, временем своим, силами, жизнью для блага людей.
А человек с болезненным тщеславием - раб своей гордыни и кучи грехов, которые его терзают: а здесь и зависть, и нанесение вреда конкурентам, то есть другие, более тяжелые грехи, связанные с действиями, с причинением зла. Где же здесь свобода?
Свобода - это когда не зависишь от мнения "толпы", а делаешь свое дело, невзирая на помехи и осуждение людей. Тщеславные люди любят чтобы их "уважали", и насилуют социум с целью добиться дутого авторитета.
Настоящая свобода воли - когда человек добровольно живет с перспективой на будущее людей, и фактически дарит то благо, которое производит.
А вот это "что хочу, то и ворочу" - это либеральная подмена настоящей свободы - произволом собственного эгоизма, чаще всего мелочного и пакостного=)

Елена Яковлева   (26.03.2019   14:49:18)
(Ответ пользователю: П. Фрагорийский)

"Свобода - это когда не зависишь от мнения "толпы", а делаешь свое дело, невзирая на помехи и осуждение людей."
Вот это и есть главное, и вы это верно сформулировали!

Галина Уварова   (26.03.2019   10:16:13)

«…Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило.
Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой,
часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей
собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть
жизни тратим мы на дурные дела, немалую - на безделье, и всю жизнь - не на
те дела, что нужно. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто
знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В
том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за
плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти. Поступай
же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках
сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь
откладывать, вся жизнь и промчится. Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь
время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье
природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив
что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют
предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя
должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий
благодарность...»

Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (26.03.2019   13:20:22)
(Ответ пользователю: Галина Уварова)

Время единственно драгоценное, что имеет человек, но у этой драгоценности нет, даже достойного определения, катастрофичность положения человека измеряется отсутствием времени.

Галина Уварова   (26.03.2019   13:55:48)
(Ответ пользователю: Галина Колесникова)

На мой взгляд, нет здесь никакой катастрофы, определённое количество времени есть у человека, чем он его наполнит, в большинстве случаев зависит от него самого, от его внутренней свободы.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (26.03.2019   14:04:50)
(Ответ пользователю: Галина Уварова)

Ситуации в жизни человека всякие, а катастрофа всегда, когда не хватило времени: подумать, убежать, дожать, сказать, иль позвонить, позвать, помочь и..., осознать.
Об этом.

Елена Яковлева   (26.03.2019   16:03:04)
(Ответ пользователю: Галина Уварова)

Мне странно, право, почему мы часто так обращаемся к мудрецам прошлого, а не пользуемся своею, приобретённой.

Галина Уварова   (26.03.2019   16:41:03)
(Ответ пользователю: Елена Яковлева)

Считаю, что эта мудрость актуальна и сегодня, а кичиться своей "мудростью" (я о себе...) недальновидно...))

Елена Яковлева   (26.03.2019   17:02:47)
(Ответ пользователю: Галина Уварова)

Почему же недальновидно воспользоваться своею, приобретённой мудростью? Обоснуйте)

Галина Уварова   (26.03.2019   17:14:57)
(Ответ пользователю: Елена Яковлева)

Елена, простите, здесь тема не о мудрости, а о внутренней свободе.

Эрик   [Москва]    (26.03.2019   12:28:10)

Внутренняя свобода в России - это что-то вроде неуловимого Джо из анекдота.

Валерий Белов   [Москва]    (26.03.2019   12:37:50)
(Ответ пользователю: Эрик)

Полагаю, что кому-то она (внутренняя свобода) и не нужна, как тот самый неуловимый Джо...

Эрик   [Москва]    (26.03.2019   13:52:12)
(Ответ пользователю: Валерий Белов)

Правильно, мне Ваша внутренняя свобода даром не нужна, как и моя - Вам. Тогда кому она нужна? Всё-таки - неуловимый Джо.

Валерий Белов   [Москва]    (26.03.2019   14:59:16)
(Ответ пользователю: Эрик)

Допустим, что заполучить чью-то внутреннюю свободу далеко не так просто, даже при огромном к тому желании. При этом многие не знают, как со своей-то внутренней свободой разобраться, а потому им и чужая не нужна.

Наталья Анвип   (26.03.2019   16:30:04)
(Ответ пользователю: Валерий Белов)

" Труднее всего в жизни - оставаться самим собой!"...говорил нам в школе учитель литературы.
Свобода воли - это умение не предавать самого себя, т.е. не изменять своим лучшим ценностям и убеждениям, не наступать на горло собственной песне....не всегда это удается.

Эрик   [Москва]    (26.03.2019   16:44:26)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

Стать начальником Газпрома намного труднее, чем остаться самим собой. Будем честными.

Наталья Анвип   (26.03.2019   17:03:08)
(Ответ пользователю: Эрик)

Думаю, что все зависит от того, кто ты есть сам по себе. Так например я лично была знакома с Виктором Степановичем Черномырдиным и знаю его биографию.
Он уже в 18 лет. будучи в армии. вступил в КПСС, а потом стал премьер - министром у Ельцина, который изъял из Конституции ст.6 о роли партии и чуть не запретил КПСС,

Эрик   [Москва]    (26.03.2019   19:07:28)
(Ответ пользователю: Наталья Анвип)

Спорить с человеком, который лично знал Виктора Степановича решительно невозможно.

Эрик   [Москва]    (26.03.2019   19:05:04)
(Ответ пользователю: Валерий Белов)

Если отбросить шелуху, то Вы, наверное, пытаетесь провести мысль, что раб может быть внутренне более свободен, чем его хозяин. Конечно, и такое может быть, но в виде очень редких исключений на которые можно не обращать внимания.

Валерий Белов   [Москва]    (26.03.2019   20:03:11)
(Ответ пользователю: Эрик)

Эрик. Самое огромное заблуждение, которое смогли вбить в мозги русским людям, это выставить их рабами. При этом, говоря о сущности рабства как такового и крепостного права на Руси, следует учитывать совершенно разные вещи, которые всячески умалчивались. Это совершенно разное рабство. Чтобы мне не заниматься изложением того, что очень хорошо освещено, проанализировано и присутствует в Сети, рекомендую поинтересоваться этим основательно, включая и время отмены всех форм зависимости в Европе..
Тогда, возможно, Вы согласитесь с теми выводами, к которым я пришёл ещё во времена СССР, а именно - рабства в понимании того, что вбили в сознание большинства людей на Руси, никогда и не было. Более того. Это была своего рода ответственность помещиков за выживание всей общины, которая сама по себе существовала как общественный механизм всех, кого на Руси "угораздило", а скорее посчастливилось, на Руси народиться. Всё нужно рассматривать в сравнении, в цифрах и прочее. В Европе жизнь для простых людей всегда была значительно напряжённей и менее радостной, чем на Руси с её просторами. Об этом писали и русские историки, тот же В.Ключевский и другие.
То, что я определил много ранее для себя как внутреннюю свободу русского человека, стало предметом обсуждения в относительно недавнее время. По этой причине я открыл эту тему, а не из "поимки неуловимого Джо". Поэтому для того, чтобы говорить в этой теме предметно, крайне желательно подойти к изучению всего, что к теме относиться. Вот этим я и рекомендую Вам заняться, так как иначе всё прочее станет препятствием к тому, чтобы люди свои суждения строили на подлинных знаниях, а не на устойчивых жупелах, вбитых в их подсознание. К слову. То, что наше общественное сознание допускает любые его извращения - это говорит лишь о том, что оно допускает не только любые суждения, но и возможность навязывания любых парадигм, направленных на уничтожение традиционного общества русского мира.

Эрик   [Москва]    (26.03.2019   20:34:30)
(Ответ пользователю: Валерий Белов)

Нда, слов много, но не убеждают. Ввиду полного умалчивания главного вопроса - А что же является основным источником внутренней свободы человека? И, боюсь, чтобы отстоять свою точку зрения, Вам скоро придётся признать Радищева, Некрасова и Тургенева тогдашними агентами госдепа.

Валерий Белов   [Москва]    (26.03.2019   20:50:45)
(Ответ пользователю: Эрик)

А вот этому во многом тема и посвящена, чтобы докопаться до понимания внутренней свободы как фактора скорее психологического, нежели юридического или экономического. Хотя, конечно, всё это в одном флаконе замешано. Но вот разным его составляющим разные люди придают более существенное значение. В этом смысле очень разные оценки и толкования возникают у людей, достаточно авторитетных в своей сфере деятельности.
Вот и давайте разбираться в сущности этого понятия. Для этого можно обратиться и к другим видным общественным деятелям любого периода.
А писатели, народ наиболее совестливый и переживающий за судьбу простого человека, наибольшее внимание, как правило, уделяют именно его тяготам... а где их нет?

Эрик   [Москва]    (28.03.2019   11:51:51)
(Ответ пользователю: Валерий Белов)

Поскольку желающих не нашлось, то придётся мне. Главным источником внутренней свободы являются знания. Чем больше человек знает, тем он внутренне более свободен. Все остальные составляющие пойдут за приложения к основному. Поэтому главный посыл темы, будто внешняя несвобода может способствовать расширению внутренней свободы, в корне неверен. Всё обстоит с точностью до наоборот.

Юрий Кольцов   [Ярославль]    (28.03.2019   20:19:08)
(Ответ пользователю: Эрик)

"Чем больше человек знает, тем он внутренне более свободен."

Крайне спорное утверждение.
Кто знал больше Сергий Радонежский или Эйнштейн?
По каким критериям Вы это оцените?
У кого из них было больше внутренней свободы?
По каким критериям Вы оцените это?

Сдается мне внутренняя свобода потому и внутренняя, что она мало зависит от внешних обстоятельств. Если вообще хоть как-нибудь зависит.

Илья Васильев   (28.03.2019   20:45:53)
(Ответ пользователю: Юрий Кольцов)

Согласен, Эрик сделал ложное утверждение.

Суть всегда не в количестве, а в качестве.
Знать много - это не рецепт.
Правильный рецепт: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными".

Илья Васильев   (27.03.2019   07:24:03)
(Ответ пользователю: Эрик)

--- редких исключений, на которые можно не обращать внимания

Вообще-то, именно на редкие исключения люди обращают внимания больше.
Редкие исключения - это драгоценности.

Эрик   [Москва]    (27.03.2019   07:34:57)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

Или уродливые аномалии.

Илья Васильев   (27.03.2019   12:04:47)
(Ответ пользователю: Эрик)

А это - уж у кого куда душа лежит и куда глаза глядят.

«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».

Или, по-простому: «По Сеньке и шапка».

Анатолий   [Саров (Нижегородская обл.)]    (26.03.2019   12:37:13)

Как проявляет себя внутренняя свобода?
Спокойствие, радость бытия

Насколько она связана со свободой внешней?
Воздействие на радость бытия

Имеет ли это отношение к свободе воли?
Только при внутренней свободе может быть свобода воли

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (26.03.2019   18:08:35)

Внутренняя свобода она и есть внутренняя -- никому не мешает. Востребована действием мысли.
Если мысли записать хочу, надо включить свет, нарушить внешнюю свободу спящих. Этим ограничится или не ограничится моя внешняя свобода.
Воля - способность к усилию, над ограничением или расширением внешней свободы.

Как-то думала о свободе получилось:

Я к ней стремлюсь приобретая
Её найду всё потеряв.

Много раз находилась в состоянии полной свободы с чемоданчиком, между небом и землёй - кто скажет, что это не свобода внешняя. Да, оставался чемодан, который чуть обременял и деньги были в кармане, переживала - не потерять бы. Я никому ничего не должна была, с прежним местом жительства рассталась, а про новое ничего не знала. Ощущение..., надо рассказывать, оно полезно.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (27.03.2019   05:18:45)
(Ответ пользователю: Галина Колесникова)

О чём печётся и чего жаждет свобода внутренняя, когда внешняя свобода не ограничена.... удивительно, но факт, ей хочется ограничений, на ум ничего не идёт, как фантазии о самом малом, укрытии на ночлег или от дождя. Это состояние в горах, когда весь мокрый и свободный, но мысль бъётся в одну точку о костре и не востребована бесконечность обеих свобод, нет в них никакой ценности.

Сокращение свободы внешней, похоже, связано тесным образом с расширением свободы внутренней, многие весомые плоды человеческой мысли получены в принудительном заточении или добровольном.
Возможно, отсутствие собственной заботы о теле (узурпация чьей-то внешней свободой), расширила рамки свободы внутренней, компенсаторно.

Илья Васильев   (27.03.2019   07:13:32)

Снова изобретаем велосипеды?

Эта тема исчерпывающе раскрыта в Библии.
Добавить к тому - нечего.
Возразить - тоже.

Любители возражать, конечно, всегда находятся.
Но это уже их проблемы.

Потому что, как сказано: "тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит".

Валерий Белов   [Москва]    (05.04.2019   20:11:31)

«Русский человек, - скажет Рейнер Мария Рильке, - показывает мне в стольких примерах, как даже рабство и страдания, подрывающие постоянно все возможности сопротивления, не приводят с неизбежностью к погибели души. Состояние покорности для славянской души оказывается таким совершенным, что даже под самым тяжким гнетом, оно становится игрой, четвертым измерением ее бытия, в котором даже в обстоятельствах таких печальных, какие только могут быть, для нее открывается новая свобода, безграничная и несущая подлинную независимость».

Семён Диванов   [Москва]    (05.04.2019   21:17:54)
(Ответ пользователю: Валерий Белов)

Цитаты привожу не буквально, а по памяти.
Если не ошибаюсь:

1.
Достоевский писал:
"Человек не может быть свободным, до тех пор, пока у него нет своего дома".

2.
По телевидению, выдающийся дирижёр Юрий Темирканов,
когда его спросили, почему после раскола СССР
он уехал работать за границу,

привёл слова Фридриха Энгельса:

"В голову к человеку не смогут прийти высокие мысли,
пока у него нет крыши над головой, еды и одежды".

Примечание:
Кто в этом сомневается, тот может вместо того, чтобы философствовать,
попробовать и испытать на практике, что это такое.

3.
Ещё лучше и понятнее об этом сказано в Палате №6
великого русского писателя Антона Павловича Чехова.
По памяти тексты приводить не буду, если время будет, размещу их позже.

Галина Колесникова   [Алтайский край]    (06.04.2019   11:04:35)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)

"В голову к человеку не смогут прийти высокие мысли,
пока у него нет крыши над головой, еды и одежды".

У него случайно нет о том , что непременно следует за обретением сытого дома?
Здесь и зарыто сокровище для понимания истинной свободы.

Илья Васильев   (06.04.2019   13:26:11)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)

--- Человек не может быть свободным, до тех пор, пока у него нет своего дома
Парадоксально, но именно свой дом привязывает человека крепче многого другого.
Делает его зависимым от конкретного места и конкретных условий.
Например - от географического места нахождения этого дома.
Вдруг торнадо водятся в этих краях? Фу - и нет вашего дома.

А если соседи не вполне адекватные? - Ох и натерпитесь неприятностей.
И так далее.

Илья Васильев   (06.04.2019   13:28:59)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)

--- В голову к человеку не смогут прийти высокие мысли, пока у него нет крыши над головой, еды и одежды

Ленин в тюрьме книгу писал. Кибальчич ракеты проектировал и мечтал о полётах в космос.
Апостол Павел из тюрьмы рассылал христианам свои послания, ставшие важной частью Евангелия.

Так что - можно и поспорить.

Семён Диванов   [Москва]    (06.04.2019   13:43:32)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

1.
Как сообщали историки, у Ленина в тюрьме
была и крыша над головой и еда и одежда.

А многие антисоветские просветители Новой России
даже хвалили условия жизни Ленина в тюрьме - при царизме.

2.
О Кибальчиче, кто знает, то тоже может, при желании,
рассказать,
была ли у него крыша над головой, еда и одежда.

3.
Вы написали, что
"Апостол Павел из тюрьмы рассылал христианам свои послания, ставшие важной частью Евангелия",

но Вы не написали об условиях его жизни,
например,
была ли у него крыша над головой, еда и одежда.

Кода Вы напишете об этом, то появится предмет для обсуждения -
без гаданий и домыслов.










1