Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Ушла из жизни Кира Муратова


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (07.06.2018   06:46:25)
Просмотров: 107

Для нашего поколения, для интеллектуалов нашего поколения не нужно объяснять, кто это.
Это - эпоха умного кино...
Светлая память...


Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.06.2018   06:47:45)

В Одессе на 84-м году жизни скончалась режиссер и актриса Кира Муратова, сообщают агентства со ссылкой на мужа и друзей Муратовой.

"Кира Муратова (1934 -2018). 2:00 назад ее не стало. И не стало Вселенной. Единственная, уникальная, гениальная. На душе и в Одессе - ночь. Царство небесное, вечная память", - написал в "Фейсбуке" украинский театральный критик Олег Вергелис.

Кира Муратова о кино и о себе
Отар Иоселиани: "Политика не может быть целью искусства"
Муратова родилась в 1934 году в Румынии. В 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она жила и работала в Одессе. Режиссерскую работу начала в 1962 году.

Странный причудливый гений Муратовой
Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры

Кира Муратова занимала особое место в отечественном кино. В отличие от рвавшегося к горним высям духовного аристократа Тарковского, она занималась обычными людьми в их обычной повседневной жизни. Однако судьба у этих двух, как, впрочем, и многих других замечательных художников тяжелой застойной поры, была общая: для них самих - опала, для их фильмов - полка. Чуткая и беспощадная советская цензура была нетерпима к неприукрашенной, хотя совершенно не политизированной правде ранних муратовских фильмов.

Я вспоминаю, как в 70-е в ленинградском "Кинематографе" - отдушине синефилов, носившем статус кинотеатра Госфильмофонда, и потому пользовавшемся определенными цензурными послаблениями, мы смотрели два первых к тому времени безнадежно "полочных" фильма Муратовой - "Короткие встречи" и "Долгие проводы". В них еще был свежий дух оттепельного кино, приумноженный фигурой Высоцкого. В "Коротких встречах" он сыграл одну из первых своих ролей в кино.

Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Потом она переехала из Одессы в Ленинград - ненадолго, и пара ее ленинградских фильмов плохо остались в памяти. А потом она вернулась в Одессу и появился "Астенический синдром" - перестроечный взрыв, сломавший все представления о том, что и как можно в кинематографе.

Тот фильм открыл самый яркое и, на мой взгляд, самый плодотворное десятилетие в ее творчестве: "Чувствительный милиционер", "Увлечения", "Три истории" - каждый фильм необычный, каждый со своим лицом, но в каждом чувствовался странный причудливый гений Муратовой.

Она так осталась стоять особняком - маленькая женщина, так и прожившая в своей Одессе, не всеми понятая, даже теми, кто ею восхищался. Пройдет время, но в истории кино - советского, российского, украинского - она останется навсегда.

Фильм Муратовой "Долгие проводы" (1971) был запрещен в СССР и более 15 лет не выходил в прокат.

В 1990 году фильм Муратовой "Астенический синдром" получил гран-при Берлинского кинофестиваля.

Последними работами режиссера стали фильмы "Мелодия для шарманки" и "Вечное возвращение. Кастинг".

В 80 лет Муратова сообщила о завершении карьеры.

https://www.bbc.com/russian/news-44391505

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.06.2018   12:08:41)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Самое скучное, что никто не приходит на смену таким незаурядным людям, как Муратова и Тарковский.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (08.06.2018   02:02:04)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Согласна. Равных им нет. Особенно сейчас. Что же касается Тарковского, то это запрельный гений, один на всю историю человечества. ( имхо)

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.06.2018   19:30:52)

Кира Муратова уникальный режиссер. Ее творчество стоит особняком, как и творчество Тарковского и созданные ею фильмы не для средних умов.
В принципе, ничего скандального в её фильмах нет. Не совсем понятно, почему они пролежали на полке до перестройки.
Наверное, просто они не вписывались в советскую "партийную" действительность своей явной "безидейностью", это было эстетство ради эстетства. Игра мысли, музыка необычных ощущений, накал внутренних страстей на фоне неспешно (нарочито замедленно) разворачивающегося сюжета.

Собственно, такие фильмы и возможны были - лишь в условиях советской действительности. Когда можно было позволить себе создавать "элитарное, сложное для восприятия кино" без оглядки на коммерческий успех. Когда была благоприятная духовная атмосфера для вкушения подобных шедевров.
Ушла эпоха - ушли и фильмы насыщенные глубиной психологизма и скрывающие за кажущимся примитивизмом, точнее аскетизмом внешне незамысловатых образов, вселенскую широту подтекстов и острую драматургию смыслов.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (08.06.2018   02:04:09)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Спасибо за поддержку темы, Валерий. Мне сейчас придется отлучиться из Москвы дня на три, но потому вернусь. О Кире Муратовой надо рассказывать непременно... Это наш символ, интеллигенции той поры... Она - для умного зрителя...
Спасибо Вам еще раз

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.06.2018   19:50:30)

В предчувствии зимы тепла не ждём
Но вспыхнут охрой осени закаты
Как странно, в неизбежности утраты,
Цветенье жизни наблюдать кругом.
Вот так же, неприкаянно, скользя,
Душа скорбит над бездыханным телом,
Вздыхая горестно, не знает, что ей делать:
Оставить страшно, взять с собой нельзя...



Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (07.06.2018   21:18:55)

Вот несколько выдержек из интервью с Кирой Муратовой:

(Об Одессе):
Здесь любят юмор и музыку, а кино совершенно не понимают. Но знаменитостей они обожают. Встретят тебя на улице: «Вы наш режиссер! Мы так вас любим! — Вы хоть один фильм мой смотрели? — Нет». Я им нравлюсь как что-то, что прославляет их город, и все. Меня это бесит.

— Но вы же все-таки любите Одессу?! Или нет?

— Как больной любит свою болезнь, а узник свою тюрьму. Когда я возвращалась из Ленинграда, где снимала фильм, я ехала в такси и думала: «Одессочка, родненькая, грязненькая!» Вот так я ее люблю.

— Год назад здесь пролилась кровь. Это как-то изменило жизнь города?

— Нет, не замечаю, чтобы Одесса изменилась. Все напугались и немного притихли, присмирели. Но не стали воинственнее, просто поняли, что может плохо закончиться. Мне трудно говорить об этом. Я настолько глубокий пацифист, что все события последние меня очень ранят. Мне отвратительно, когда убивают. Даже война за свою территорию — это все равно ведь убийство. Мне очень нравился Майдан. Там было такое идеалистическое состояние огромных масс людей, главное в нем было прекрасным, потому что мирным и, я бы сказала, идеалистически поэтическим. А потом, как бывает со всякой революцией, обязательно начинаются гильотины или что-нибудь в таком роде. И все сразу становится обычным, человеческим. В данном случае войной. В юриспруденции есть два вида убийства: преднамеренное и в состоянии аффекта. Так вот, война — это преднамеренное убийство.

— Я знаю, что вас за вашу пацифистскую позицию многие упрекают. Говорят, что вы над схваткой. Как вы на это отвечаете?

— Нет, я не над схваткой, я принимаю сторону Украины. Мне не нравится, что она воюет, но я не знаю, как можно из этого выйти — в тех стандартах, в которых живет человечество: «Надо защищать свою территорию, надо бороться!» Но никакая территория не стоит того, чтобы за нее убивать, даже если эту территорию называют родиной. Человечество очень любит воевать, оно усматривает в этом героизм, тех, кто не хочет воевать, оно осуждает. Но таких, к сожалению, очень мало. Мало пацифистов. Кому-то все равно, а кому-то кажется — ну, а как иначе. Многие просто не верят, что мир без войны возможен. Зачем трепыхаться, если ничего не изменишь.

(материал из интернета)



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (08.06.2018   02:04:31)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Спасибо, Валерий, с уважением














1