За что критикуют Эдуарда Асадова

выбрать темы по:  





Лев Полыковский (21.02.2018   09:22:08)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 682

Мне очень нравятся стихи Эдуарда Асадова и вот я стал задаваться вопросом. За что его критикуют? Ничего конкретного я в интернете пока не нашёл. И вот обращаюсь к вам форумчане: помогите разобраться!


Комментарии:

Лев Полыковский   (21.02.2018   09:26:46)

Вот нашёл статью:
Творчество высшей пробы

Если я скажу, что золото никогда не тускнеет, то вряд ли кого-нибудь удивлю. Оно действительно не поддается ни времени, ни щелочам, ни кислотам. То же самое происходит и с произведениями больших и ярких мастеров искусства и литературы. К сожалению, как и золото, в жизни нашей литературные шедевры встречаются довольно редко. Впрочем, встречайся они часто - золото перестало бы быть золотом. Но они есть, и мы, чтобы не путать их с произведениями менее яркими и глубокими, привыкли называть подобные книги классикой. И мы сейчас не будем, пользуясь прежними консервативными критериями, считать классикой лишь произведения прошлых веков. Да, классика есть. Она живет и сегодня, если только внимательно ко всему приглядеться. О произведениях Эдуарда Асадова так же, как и об их авторе, мне доводилось писать и говорить в своих лекциях как в институтских аудиториях, так и по линии общества "Знание". Книги Асадова прошли самое главное и самое трудное испытание - испытание временем. Вот уже более пяти десятилетий книги Эдуарда Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Чтобы не быть голословной, с абсолютной уверенностью скажу, что вряд ли найдется человек, который, не кривя душой, видел хотя бы раз книгу Эдуарда Асадова, пылящуюся на полках книжного магазина. Но не только испытание временем прошли эти книги, они прошли абсолютно невредимыми сквозь кислоты и щелочи завистливой и недоброжелательной критики. Почему так получилось? Ответ, как говорится, прост до смешного: да потому, что на стороне Эдуарда Асадова были миллионы читателей всех возрастов и профессий - от школьника до ветерана и от рабочего до прославленного ученого. Сразу же возникает вопрос: чем же волнуют и покоряют эти стихи читателей? Да прежде всего огромной художественной и жизненной правдой, самобытностью и неповторимостью интонаций, полифоничностью звучания. И все-таки самое главное - то, что не поддается практически никакому анализу, никаким препарированиям критики, короче говоря, то, что Михаил Исаковский назвал когда-то "секретом поэзии", а именно - литературный талант.

Каких бы тем ни касался Асадов, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу. Обратите внимание на широту и многогранность его палитры, на глубину и страстность каждой его строки. Тут и горячие, полные предельных эмоций стихи на гражданские темы, такие как "Реликвии страны", "Россия начиналась не с меча!", "Иванам непомнящим родства", знаменитая "Трусиха", "Моя звезда" и другие. Тут и пронизанные лиризмом, то нежные, то проникновенно-доверительные тихи о любви. Асадов любит не только людей и родную землю. Он любит все живое на ней. Немного найдется у нас поэтов, у которых было бы столько образных, ярких и глубоко взволнованных стихов о природе. Есть в творчестве Асадова один совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях. Вспомните стихи этого цикла: "Медвежонок", "Бенгальский тигр", "Пеликан", "Баллада о буланом Пенсионере", "Яшка", "Зарянка" и, может быть, самое знаменитое стихотворение этого цикла "Стихи о рыжей дворняге". После Сергея Есенина ни один поэт в нашей литературе не мог бы похвастать таким удивительным циклом. При этом автор не просто любит, но проникает в душу каждой лошади, пеликана, медвежонка или собаки.

Откуда в стихах Асадова столько силы, мужества, столько неукротимой страсти в борьбе за правду, совесть, за красоту человеческих отношений, за все прекрасное на земле? Откуда черпает он темы для своих произведений? Ответим уверенно: прежде всего из жизни! Из той самой жизни, в борьбе за которую Эдуард Асадов отдал едва ли не все, что может отдать, сражаясь за нее, человек! Напомним же коротко некоторые вехи его биографии. Эдуард Аркадьевич Асадов родился седьмого сентября 1923 года в Туркмении, в городе Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий Григорьевич, были школьными учителями, воспитавшими в сыне с первых лет его жизни честность, благородство, искренность и вообще самые светлые качества души. К сожалению, отец Эдуарда умер очень рано, когда мальчику было только пять лет. И Лидия Ивановна переехала с сыном на Урал, в Свердловск (ныне Екатеринбург), туда, где жил дедушка будущего поэта, Иван Калустович Курдов, которого Эдуард Аркадьевич называл потом с доброй улыбкой "историческим дедушкой". А дедушка-то и в самом деле был историческим. Живя в Астрахани, он с 1885 по 1887 год служил секретарем-переписчиком у Николая Гавриловича Чернышевского, после того, как тот возвратился из Вилюйской ссылки, и навсегда проникся его высокими философскими идеалами. В 1887 году по совету Чернышевского он поступил в Казанский университет, где познакомился со студентом Володей Ульяновым и участвовал вместе с ним в деле организации нелегальных студенческих библиотек. В дальнейшем, окончив естественный факультет университета, он работал на Урале земским врачом. Глубина и неординарность мышления Ивана Калустовича оказали огромное влияние на формирование души внука, на его веру и совесть, в доброту, горячую любовь к людям. Первые свои стихи Эдуард написал в восьмилетнем возрасте. И в дальнейшем писал их и в школьные годы, и на фронте, и в госпитальной палате, и вообще всегда и везде.

В 1938 году Лидия Ивановна переехала с сыном в Москву, где Эдуард продолжал учиться, он мечтал о поступлении в Литературный институт и с головой погрузился в книги, молодежные споры и поэзию, продолжая писать запальчивые и взволнованные стихи. Выпускной бал в 38-ой московской школе состоялся 14 июня 1941 года, а ровно через неделю - война. И Эдуард Асадов, не дожидаясь призыва, с первых же дней уходит на фронт добровольцем. Воевал он на четырех фронтах - Волховском, Ленинградском, Северо-Кавказском и 4-м Украинском. И за годы войны прошел путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи Гвардейских минометов "Катюши"). В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года при выполнении важнейшего боевого задания лейтенант Асадов был тяжело ранен и навсегда потерял зрение. Но даже обрушенный в тяжелейшее горе, он не потерял ни мужества, ни души, ни веры в светлые идеалы. Смыслом его жизни была поэзия. И в госпитале между операциями он упорно продолжает писать стихи, которые впоследствии были одобрены сначала мэтром нашей литературы Корнеем Ивановичем Чуковским, а затем и приемной комиссией Литературного института им. Горького. Далее пять лет учебы в институте, напряженных, упорных и трудных, пять победоносных ступеней и в учебе, и в творчестве. Пять лет без единой тройки и как результат - диплом с отличием, так называемый "красный диплом", и в год окончания института (в 1951 г.) первая книга стихов "Светлые дороги". И снова годы горячего и упорнейшего труда и все новые и новые книги. До настоящего времени их выпущено всего тридцать пять. И каждая новая книга, это, без всяких преувеличений, новый прорыв в прекрасное.

Как живет, над чем сегодня работает и за что ратует Эдуард Асадов? На это в значительной мере ответит книга, которую вы держите в руках. В ней опубликованы и стихи, которые вы любите с давних пор, и огромное количество новых произведений. Несмотря на постигшее его громадное горе - смерть от сердечного приступа близкого друга и талантливой артистки Галины Валентиновны Асадовой (Разумовской), жены поэта, - он, проявив самые сильные стороны своей души, продолжает упорно работать! Глубочайшее ему за это спасибо!

Александра Зосимова, кандидат филологических наук

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (21.02.2018   10:41:47)

Без интернета.
Читал Асадова, читал и о нём.
Критиковали "за слащавость".
Есть у него такое качество в работах.
Нельзя не признать на мой взгляд.
Без критиков ни одного поэта не существует.

Лев Полыковский Стихи   (21.02.2018   11:07:08)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Мне кажется - это проявление романтизма автора.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (21.02.2018   11:12:43)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский Стихи)

Мне не известна любовная лирика без романтизма.
Есть поэты (И Асадов тут не одинок),
которые помешаны только на любовной лирике.
И ничего иного не признают.
Вот наш местный Георгий З. на этом сибирскую лайку скушал. :)

Лев Полыковский Стихи   (21.02.2018   11:18:14)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

И у меня больше всего любовной лирики.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (21.02.2018   11:19:18)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский Стихи)

Наверное с оттенком...философской?

Лев Полыковский Стихи   (21.02.2018   11:24:55)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Да с оттенком философии. Но слащавость - это самое безобидное обвинение. Вспомните Виктора Лихоносова:
"Я такой великодушный
всех люблю и все правы.
Так бы сам себя не скушал,
начиная с головы".

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (21.02.2018   11:41:59)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский Стихи)

По мне так "слащавость" - весьма серьёзное обвинения
для мужчины-поэта!
Да и Ахматова(уверен) бы фыркнула.
Вот у Цветаевой есть слащавые строки.
К примеры про "Мой день беспутен и нелеп".
Девушки от этой вещицы балдеют.

Лев Полыковский Стихи   (21.02.2018   11:49:25)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

А что вредного в слащавости? Каждый ведь определяет её по своему.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (21.02.2018   12:41:46)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский Стихи)

Есть объективный критерий:

"слащавость [слащавость] ж. 1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: слащавый (1). 2) перен. Чрезмерная сентиментальность, приторная любезность в поведении, обращении."


:)

Марина М.   (21.02.2018   11:20:46)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский Стихи)

Эдуарда Асадова мне больше всего нравится стихотворение

Студенты

Проехав все моря и континенты,
Пускай этнограф в книгу занесет,
Что есть такая нация - студенты,
Веселый и особенный народ!

Понять и изучить их очень сложно.
Ну что, к примеру, скажете, когда
Все то, что прочим людям невозможно,
Студенту - наплевать и ерунда!

Вот сколько в силах человек не спать?
Ну день, ну два... и кончено! Ломается!
Студент же может сессию сдавать,
Не спать неделю, шахмат не бросать
Да плюс еще влюбиться ухитряется.

А сколько спать способен человек?
Ну, пусть проспит он сутки на боку,
Потом, взглянув из-под опухших век,
Вздохнет и скажет:- Больше не могу!

А вот студента, если нет зачета,
В субботу положите на кровать,
И он проспит до следующей субботы,
А встав, еще и упрекнет кого-то:
- Ну что за черти! Не дали поспать!

А сколько может человек не есть?
Ну день, ну два... и тело ослабело...
И вот уже ни встать ему, ни сесть,
И он не вспомнит, сколько шестью шесть,
А вот студент - совсем другое дело.

Коли случилось "на мели" остаться,
Студент не поникает головой.
Он будет храбро воздухом питаться
И плюс водопроводною водой!

Что был хвостатым в прошлом человек -
Научный факт, а вовсе не поверье.
Но, хвост давно оставя на деревьях,
Живет он на земле за веком век.

И, гордо брея кожу на щеках,
Он пращура ни в чем не повторяет.
А вот студент, он и с хвостом бывает,
И даже есть при двух и трех хвостах!

Что значит дружба твердая, мужская?
На это мы ответим без труда:
Есть у студентов дружба и такая,
А есть еще иная иногда.

Все у ребят отлично разделяется,
И друга друг вовек не подведет.
Пока один с любимою встречается,
Другой идет сдавать его зачет...

Мечтая о туманностях галактик
И глядя в море сквозь прицелы призм,
Студент всегда отчаянный романтик!
Хоть может сдать на двойку романтизм.

Да, он живет задиристо и сложно,
Почти не унывая никогда.
И то, что прочим людям невозможно,
Студенту - наплевать и ерунда!

И, споря о стихах, о красоте,
Живет судьбой особенной своею.
Вот в горе лишь страдает, как и все,
А может, даже чуточку острее...

Так пусть же, обойдя все континенты,
Сухарь этнограф в труд свой занесет.
Что есть такая нация - студенты,
Живой и замечательный народ!

Лев Полыковский Стихи   (21.02.2018   11:28:09)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Замечательное стихотворение! Жалко, что истина не определяется голосованием! За Асадова проголосовало бы большинство голосовавших.

Геннадий Ростовский   (21.02.2018   15:08:43)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский Стихи)

Да, не котировался Асадов, и по сей день в среде профессионалов отношение к его творчеству в основном отрицательное.
Это примерно как отношение Есенина или Маяковского к творчеству Демьяна Бедного (в данном случае речь не о политстихах)
И у меня тоже. Я с уважением отношусь к Асадову-фронтовику, потерявшему зрение. Но мы говорим о творчестве. Так вот.
Чересчур много банальностей, прозаизмов, длиннот, морализаторства, штампов, очень мало поэзии как таковой.
Сравните:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
(Есенин)

А может, всё было не так бы
Случись эта ночь после свадьбы.
(Асадов)

По большому счёту это пошлость. Печать в паспорте важнее души. Пошлость: если хочешь выйти замуж, надо продержаться хотя бы три недели и не "давать".
А на дворе начались 60-е, Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина, - начался век поэзии, а 40- летний Асадов выше своего морализаторства не поднялся, не написал ни одного стихотворения в русле великой русской поэзии, словно ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Блока, ни Есенина никогда не было!
Это не его вина, но общая беда: народу ближе мексиканские сериалы, стасы михайловы и маши распутины, петросяны и "Поле чудес", Малаховы и Дом-2, вообще масскультура как таковая - и это не в одной только России.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (21.02.2018   16:03:18)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Об Асадове пара слов

Краеугольное качество это искренность,
вот в фальши его не обвинить.
Этим он забивает свою любую надуманную или
реальную слащавость.
И вообще Асадов - Мастер!
У есть есть многое,
чему полезно поучиться всем!

Лев Полыковский   (21.02.2018   17:32:23)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Мне трудно Вам отвечать, я не знаток отличий высокой поэзии от Асадовской, но мне он нравится и за честность и за морализаторство, а некое заумное понимание пошлости мне чуждо. Я лишь могу ответить словами песни: "А он мне нравится, нравится, нравится..."

Геннадий Ростовский   (21.02.2018   22:26:51)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

"Мне трудно Вам отвечать..."
А зачем мне обязательно отвечать? Вы ж в этой теме ко всем обратились с просьбой: помогите разобраться! Откликаясь на Вашу просьбу, я и высказался. Можно считать это моё мнение сугубо личным. Хотя я стопроцентно знаю: оно далеко не личное.

Марина М.   (21.02.2018   22:04:35)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Попыталась найти у него что-то "поприличнее", а нашлись эпитафии, мне до этого не знакомые...


Эпитафия на могиле честного чиновника

Он крупный пост на службе занимал
И путь прошел свой с праведными думами.
Он честным был. Он лжи не признавал
И взяток в жизни никогда не брал,
По крайней мере маленькими суммами.

***
Эпитафия на могиле гулящей женщины

Она была весёлою путаной.
Для всех мужчин минутная жена.
И лишь отныне, как это ни странно,
Она впервые будет спать одна.

***
Эпитафия на могиле циника

Он так сумел душой доразлагаться,
Что в час, когда настал последний срок,
Рассыпался и телом в порошок,
Чем сэкономил близким на кремации.

***
Эпитафия на могиле холостяка

Он был всю жизнь холостяком
И знал невзгод немало.
Зато не умер дураком,
И это утешало.

***
Эпитафия на могиле скупца

Он жаден был, хоть мог купить полцарства.
Но как-то простудился сгоряча
И умер, радуясь, что обманул врача
И не купил ни одного лекарства.

.............................

И ещё есть, можно в интернете найти...

Дмитрий Лавров   [Москва]    (21.02.2018   22:12:47)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Ну, юмор в наличии!

Марина М.   (21.02.2018   22:19:01)
(Ответ пользователю: Дмитрий Лавров)

Тогда ещё про обжору :-)))

Он столько съел, что трудно даже счесть,
И жадностью довел себя до смерти,
Однако и в аду он будет есть,
Поэтому остерегайтесь, черти!

Марина М.   (21.02.2018   22:37:50)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Из миниатюр Асадова:

В роддоме вышел факт невероятный:
Рождаться начал маленький пострел.
Но тут на нашу жизнь он посмотрел,
Махнул рукою и полез обратно...

***

Таланты! Кто хочет иметь успех,
Запомните мудрость одну на всех:
Творчество и ресторанные порции
Находятся только в обратной пропорции.

Дмитрий Лавров   [Москва]    (21.02.2018   22:39:48)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Вот это мне нравится больше его любовных сентенций!

Марина М.   (21.02.2018   22:46:44)
(Ответ пользователю: Дмитрий Лавров)

Бранить дураков мы никак не должны.
Ведь если б глупец не рождался
И были бы все абсолютно умны,
То кто б тогда умным считался?

(Автор - Асадов, естественно...)

Лев Полыковский   (21.02.2018   23:00:05)
(Ответ пользователю: Марина М.)

И мне тоже эти 4-х стишья нравятся.

Анатолий Павловский   [На Волге]    (22.02.2018   20:18:50)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Не сопротивляясь Вашему мнению и не обвиняя (грешно об ушедших в иной мир)... кто видит здесь настоящее, восхищающее до поэтического, дай Господи им не обмануться. Но Время, увы, беспощадно ко всем, кто "назвался" Асадов...

Марина М.   (22.02.2018   20:32:32)
(Ответ пользователю: Анатолий Павловский)

Наверно, Вы невнимательно прочли тему.
Мне не нравится Асадов.
Из всех стихотворений более-менее воспринимаю "Студенты" (не путать с "Они студентами были") и то, мне кажется, что я его слышала в немного другом, лучшем варианте. Там ещё было, что типа только студент может за ночь выучить высшую математику (приблизительно)
Пыталась найти что-то поприличнее, даже эпитафии мне понравились больше любовной лирики. Но это не значит, что вызывают восхищение... Как-то так.

Не люблю, когда тему начинают "чистить".
Хочу только "вычистить" всё, что я здесь написала.
Боюсь, что последуют санкции против меня.
И только потому, что я обещала Татьяне Дюльгер принять участие в её конкурсной теме, я этого не делаю.
А больше писать здесь ничего не хочу.
Надеюсь, надолго...

Лев Фадеев   [Москва]    (21.02.2018   22:56:29)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Сурово! Зато, как искренне.

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (01.04.2019   14:21:32)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Геннадий Ростовский очень точно и правильно всё объяснил.
Однако стоит добавить, что Э.Асадов всё-таки своеобразный поэт, который нашел путь к сердцу читателя через небольшие сюжетные стихи (прежде таких стихов в нашей поэзии почти не было, чаще всего это были поэмы). Конечно, слабость формы его стихов очевидна. Но свой особенный след в нашей поэзии Э.Асадов оставил. Это бесспорно.

Вес-На Ларина   (21.02.2018   16:00:29)

Если ответите на этот вопрос, станете великим...нет, не станете, поймете систему по которой творят некоторые великие и сможете писать, как они. Например, Есенин себя вылепил, сделал таким, какой был необходим и запомнился народу. И Есенин не скрывал того, что не на одном дыхании пишет, а муторно работает над словом.
Каждый критик критикует со своей колокольни)
Много чего про Асадова наговорили, но его имя вписано в историю русской литературы и это хорошо.

Лев Полыковский   (21.02.2018   17:23:48)
(Ответ пользователю: Вес-На Ларина)

Согласен.

Марина М.   (22.02.2018   13:03:41)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Неожиданность для меня, что защитником Асадова оказался Дмитрий Быков...
Можно прочитать в книге "Блуд труда" - "Балладу об Асадове"
http://www.rulit.me/books/blud-truda-1994-2002-read-152374-11.html

Быков осторожен, вот некоторые цитаты, из которых ясно, что Быков прекрасно понимает, почему многие считают Асадова не того уровня поэтом...



Те, кто любил стихи Асадова, были люди неглупые. Специфические, конечно. Зачастую ненавистные мне. Но зачастую для меня же и спасительные,— с этим противоречием ничего не сделаешь, ибо страна стояла на таких, как они, а не на таких, как я.

...

Настоящая слава Асадова связана не с военными и не с патриотическими его стихами (последних относительно немного, он никогда не спекулировал на этой теме), а именно со стихами о любви, со студенческими и средне-интеллигентскими love-stories: измена, раскаяние, простит-не-простит, слезы. Асадов — поэт сентиментальный и назидательный, как Карамзин (и, как Карамзин, он сбивает пафос дружелюбной иронией, ибо читателя своего искренне любит). Стихи его часто называли рифмованными прописями. Он любовался кремневой твердостью своих неярких, неброских, но непрощающих героинь; и он же от души, горячо прощал своим непостоянным героям, страдал за них, жалел их… Он жалел медвежонка, который вырос матерым и злым медведем потому, что охотники застрелили его мать. Он жалел гордого бенгальского тигра, убегающего в снежное поле из товарного вагона — на верную гибель. И девушки рыдали над его «Рыжей дворнягой», а Евтушенко издевался над девушками «с парой асадовских строк под кудряшками»…
Хотя — положа руку на сердце — далеко ли ушел Евтушенко от этих прописей?
Хотя — положа то же туда же — так ли неодолима пропасть между длинными, иногда водянистыми балладами Асадова и многословными стихами Ахмадулиной, от которой читатели поутонченнее асадовских тоже приходят в бездумный экстаз? Нет, конечно, пропасть эта неодолима в чисто материальном и, так сказать, паблик-релейшнском выражении: шумный, избыточный юбилей Ахмадулиной, символа отечественной культуры,— и полное забвение Асадова, не печатающегося десять лет. Но велика ли разница между гладко зарифмованными банальностями Асадова — и более витиеватыми и претенциозными банальностями Ахмадулиной, чьи стихи точно так же рассчитаны на устное восприятие, концертны и порой невыносимo длинны? А творческое и человеческое поведение Асадова, по-моему, не менее достойно.

...

То, что стихи Асадова не выдерживают никакой критики с точки зрения литературных критериев,— вещь настолько очевидная, что доказывать ее смешно. Это не поэзия или, верней, другая поэзия. Подобные стихи пишут почти все читатели Асадова: библиотекарши, курсанты, офицерские дочки… Только у него, конечно, глаже, строже, сюжетней. Но ценности, утверждаемые им,— ценности нормальные, хорошие, и хотя я не люблю ни стихов Асадова, ни их читателей,— я глубоко уважаю его как человека. Да и их временами уважаю, ибо, глупые или не глупые, пошлые или не пошлые, они все-таки составляют большинство моего народа. А воспитывать народный вкус бесполезно: фольклор ведь тоже полон банальностей и длиннот, только обаяние его в непосредственности, а не в оригинальности… Я совершенно искренне полагаю, что ситуация, при которой сто из ста пятидесяти опрошенных комсомольцев любимым поэтом называют Асадова (так было в семидесятых, об этом писала «Комсомолка»),— нормальна. И пусть лучше знают наизусть «Балладу о рыжей дворняге», этот безусловный поэтический суррогат, нежели «Зайку мою»: вы спросите, какая разница?— есть разница.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (22.02.2018   13:22:35)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Ничего неожиданного в оценке Быкова для меня нет.
Дмитрий Быков прекрасно понимает, что отрицательным мнением
сильно подпортит свою репутацию.
Ему в политике порчи хватает.

Марина М.   (22.02.2018   13:27:35)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Об Асадове было написано задолго до политики :-))))
Книга была издана в 2002 году.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (22.02.2018   13:34:50)
(Ответ пользователю: Марина М.)

У Быкова всегда имелись голова на плечах и здравый смысл.
И он понимал, где и о ком стоит сказать слово.

Анатолий Павловский   [На Волге]    (22.02.2018   20:27:58)
(Ответ пользователю: Вес-На Ларина)

СУДАРЫНЯ! Вы ПРАВЫ! Но... и у Истории Русской Литературы есть не только "200 ступеней к нынешнему Мамаеву Кургану"... Сравнение не ради сравнения, но, увы, каждому своя ступенечка или ступень. История - не наше нынешнее.

Эрик   [Москва]    (21.02.2018   21:13:09)

За навязчивую мораль скорее всего. По мне, так Асадов - поэт на любителя. Поэтому особого смысла критиковать или восхвалять не вижу.

Марина М.   (21.02.2018   21:46:18)
(Ответ пользователю: Эрик)

...

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (22.02.2018   13:35:55)
(Ответ пользователю: Эрик)

Универсальных поэтов и писателей,
вообще творцов в мире не существует
Все они "на любителя".

тезка   [Москва]    (27.02.2018   14:53:43)
(Ответ пользователю: Эрик)

Интересное высказывание: "...Асадов - поэт на любителя"! А что, есть поэты на профессионала? А я бы сказал так, что любой поэт - на любителя, одному нравится больше Пушкин, другому - Лермонтов, а третьему - какой-нибудь графоман из Интернета. Да, я вполне допускаю, что кому-то может не нравиться поэзия Пушкина или Асадова, но все же не стоит опускаться до определений "на любителя" или "банальный", тем самым как бы приближая этих поэтов к себе. Не надо тщеславия, все-таки давайте не будем забывать, что есть поэты - классики, а есть - все остальные и поэтому уж на литературном сайте к классикам надо относиться бережней. Я не могу сказать, что Асадов мой любимый поэт или один из любимых, но все же он ПОЭТ, а мне до этого звания еще очень далеко, хотя и мои опусы есть на сайте.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (27.02.2018   15:03:22)
(Ответ пользователю: тезка)

Ему, кажется, единственному поэту-не чиновнику
дали звания Героя.
И он заслужил.

Эрик   [Москва]    (27.02.2018   15:39:39)
(Ответ пользователю: тезка)

Есть Поэты огромного калибра, безотносительно нравятся или нет. А есть как Асадов, для любителей так сказать жанра.

тезка   [Москва]    (27.02.2018   15:48:31)
(Ответ пользователю: Эрик)

А можно узнать, чем калибр определяется? Если по количеству произведений, так я сейчас заброшу все свои дела и начну догонять крупнокалиберных!

Эрик   [Москва]    (27.02.2018   15:56:51)
(Ответ пользователю: тезка)

Талантом наверное в основном.

тезка   [Москва]    (27.02.2018   16:05:47)
(Ответ пользователю: Эрик)

Вот здесь я с Вами соглашусь полностью! Как написал Тимофей Зубцов в этой же теме, кто умеет писать - пишет (и чуть-чуть его перефразирую), а остальные критикуют!!

Тимофей Зубцов   (22.02.2018   12:54:30)

А почему вообще его должны критиковать?
Всегда и во всем есть нечто большое, а вокруг огромное количество мелочи. Как прилипалы в океане. На мой взгляд, критика - из этого разряда.
Кто умеет писать - тот пишет, кто нет - критикует.
Асадов умел писать.

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (22.02.2018   13:09:03)

Я всегда с большой жалостью отношусь к бедным людям, лишённым зрения! Пусть нога, пусть рука или обе, но глаза!.. Как крот живёт человек и ничего не видит. Любому из нас выколи глаза и потом посмотрим, какую он лирику напишет. Это героизм - ещё и писать в таком положении!

Марина М.   (22.02.2018   13:21:24)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

Анатолий, вот тут надо чётко разделять поэта и гражданина, поэта и человека...
Если всё в одну кучу смешать, то любая критика (кроме похвалы и восхищения) будет казаться бесчеловечной...

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (22.02.2018   13:33:14)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Если мы Маяковского и Есенина сравниваем, которые были примерно в равных условиях, а как вы будете сравнивать пятилетнего ребёнка, играющего, скажем, на флейте и взрослого человека, делающего то же самое?! Оценочный критерий должен быть обязательно и должна быть какая-то снисходительность. Пусть этот поэт стоит в стороне ото всех и его не надо ни с кем сравнивать!

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (22.02.2018   13:37:12)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

Условия у Маяковского были в 10 раз ширше.

Марина М.   (22.02.2018   13:40:19)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

...

Анатолий Павловский   [На Волге]    (22.02.2018   20:33:29)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

И говорить с тем или иным "видением" о "незрячем" и вправду грешно...

Марина М.   (22.02.2018   20:04:43)

А куда делась часть темы?!

Админ Избы Читальни   [Москва]    (22.02.2018   20:18:30)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Был удалён флуд, не имеющий отношения к теме.

Марина М.   (22.02.2018   20:43:43)
(Ответ пользователю: Марина М.)

Уважаемый Админ!
Удалите, пожалуйста, все мои коменты!
Я не делаю это сама, т.к. обещала Татьяне Дюльгер принять участие в судействе её конкурса и в самой теме.
ОБЕЩАЮ, что в никакие темы больше соваться не буду.
И в этой теме пусть правят бал грамотные и не очень грамотные моралисты...

Если говорим о поэзии, то не надо тыкать моралью, и считать, что " говорить с тем или иным "видением" о "незрячем" и вправду грешно..." (с)

Админ Избы Читальни   [Москва]    (22.02.2018   23:38:57)
(Ответ пользователю: Марина М.)

За обращение к Админу ИЧ неустановленным порядком (следует обращаться только через личную почту) - предупреждение.

Сокол   (28.02.2018   13:32:03)

Здравствуйте.
Возможно, стихи Асадова рассчитаны не на тонкого ценителя поэзии, не на очень взыскательного читателя. Но ведь большинство не таких. Большинству нужны просто искренность и душевность, а этого у Асадова в избытке. Его стихи обращены к лучшим чувствам: Чести, Верности, Любви, и замечательно, что поэта любила молодежь.
Музыкант областной филармонии -- не Лист-- своей игрой доставляет удовольствие местной публике.
Сельский учитель-словесник --не Ильин-- прививает у учеников любовь к литературе, к родной речи.
Художник-муралист --не Микеланджело --разрисовывает стены домов.
Поэт-любитель --не Пушкин --размещает свои стихи в Избе.
Их творчество --для людей! Вне зависимости от уровня популярности.

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо.

Э. Асадов

Лев Полыковский   (28.02.2018   14:10:40)
(Ответ пользователю: Сокол)

Вы правы.

Лев Полыковский   (01.03.2018   23:05:59)

Я читал Асадова мало, но полюбил его я за одно лишь стихотворение, которое стало моим идеалом истинной любви к женщине и которое я сходу запомнил. Привожу его:

Он обещал вам жизнь в раю:
Меха, ковры, квартиру,дачу!
А я любовь вам отдаю,
Любовь и жизнь свою впридачу.
И хоть заманчив жар камней
Для сердца женского, но всё же
Судите сами: кто бедней?
Решайте сами: что дороже?

Потом я слушал и другие стихи Асадова, но эту его жемчужину я ценю лучше всех других. И можете говорить мне тысячи слов о недостатках его поэзии. Но за это его стихотворение я считаю его гением.
Это можно сравнить лишь тем, что Огинского я полюбил лишь за один его Полонез, Моцарта лишь за одно его Турецкое рондо.

Леонид Щербина   [Экибастуз]    (31.03.2019   15:30:39)

Не понимаю я поэзии такой. То что талантливые поэты вмещают в 12 - 20 строк Асадов рассисюкивает на целую поэму. Рифмованая проза, мне жалко тратить свое время на банальные тексты. Это стихи для соцсетей и девушек, ничего не понимающих в поэзии, которым не понятна поэзия и такие вещи как: Сердцу снится душистый горошек и звенит голубая звезда.

Haos DVD   [Москва]    (31.03.2019   15:59:07)

С вечера поссорились.

С вечера поссорились супруги,
Говорили много резких слов.
Сгоряча не поняли друг друга,
Напрочь позабыли про любовь.

Утром мужу на работу рано,
А на сердце — горечи печать.
За ночь глупость ссоры осознал он,
Подошел жену поцеловать.

Не спала, но все же притворилась,
Отвернула в сторону лицо.
В глубине обида затаилась,
Как удав, свернувшийся кольцом.

Дверь закрыл — ни слова на прощанье,
Со двора на окна посмотрел...
Если б они знали, если б знали,
Что ушел из дома насовсем.

А жена привычными делами,
Как всегда, своими занялась:
Детское бельишко постирала,
Борщ сварила, в доме прибралась.

Чистый пол, помытая посуда,
И с работы скоро муж придет.
— Я с ним разговаривать не буду,
Пусть прощенья просит, пусть поймет.

Гордость в сердце вздыбилась высоко:
— Первою к нему не подойду!
По ролям разыгрывалась ссора
В воспаленном дьяволом мозгу.

Шесть пробило, семь и полвосьмого...
Неподвижна дверь, молчит порог.
И в тревоге что-то сердце ноет,
Где же задержаться так он мог?

Вдруг какой-то крик и суматоха,
Чей-то голос, плачущий навзрыд,
И соседский мальчуган Алёха
Крикнул, запыхавшись: «В шахте взрыв!»

Взрыв. Совсем коротенькое слово,
Сердце будто в клочья порвало.
Нет, она к такому не готова!
Может, жив он, может, повезло.

И в слезах по улице бежала,
Вспоминая с болью прошлый день,
Как в обиде злилась и кричала,
Застилала разум злобы тень.

Заведенной куклой повторяла:
— Мой родной, о только бы не ты.
Я б к твоим ногам сейчас упала,
Прошептав короткое «прости».

Им бы знать вчера, что будет завтра,
По-другому все могло бы быть.
Смерть, как вор, приходит так внезапно,
Не оставив шанса долюбить.

Прогремит неумолимо грозно
Приговор. Его не изменить.
Исправлять ошибки слишком поздно,
С этой болью ей придется жить.

Люди, будьте к ближним своим мягче,
Относитесь с нежностью, добром
И не обижайте, а иначе
Можно горько каяться потом.

Эдуард Асадов.

- что тут скажешь, он гений! я не читал ничего более простого и эмоционального в жизни!

Лев Полыковский   (01.04.2019   13:01:22)
(Ответ пользователю: Haos DVD)

Вы совершенно правы!

Вадим Карпекин-Кормилкин.   (01.04.2019   13:24:10)

Не понимаю тему, извините.
Критика заинтересованная?!
Тогда есть смысл подумать,
не обязательно следовать.
Критика противопоставления?
Это тот же способ организовать
конфликт.
Например, в галерее картин:
Либо любуешься и может купишь,
может скажешь нравится, инте-
тесно, но подумаешь не моё,
либо пройдешь мимо, только
обратишь внимание и не поду-
маешь,- на то и творчество, кому
что?! Поэзия тоже пишет образы.
Кому что?!

Лев Полыковский   (01.04.2019   13:39:35)
(Ответ пользователю: Вадим Карпекин-Кормилкин.)

О вкусах не спорят.

Елена Яковлева   (03.04.2019   00:16:00)

Когда я была ещё юной девушкой и училась на первом курсе филфака, мы задали примерно тот же вопрос нашей преподавательнице по литературоведению. Она в ответ фыркнула и сказала, что Асадов - не поэт. Поэты - Вознесенский, Бродский, местами Евтушенко. А мы тогда стихи Асадова друг у дружки переписывали в тетрадки, потому что достать его сборник было так же сложно, как "Мастер и Маргариту" Булгакова.
И уже гораздо позже, когда я преподавала в школе, на олимпиаде по русскому языку и литературе вдруг одна девочка читает стихотворение Асадова "Баллада о рыжей дворняге". Прослезилась вся комиссия. А я - особенно. Ведь как раз на такой же олимпиаде много лет тому назад я тоже читала стихотворение Асадова.
Правда, тогда это было "Яшка".

Ну, вот оба стихотворения:

Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!


Яшка

Учебно-егерский пункт в Мытищах,
В еловой роще, не виден глазу.
И все же долго его не ищут.
Едва лишь спросишь - покажут сразу.

Еще бы! Ведь там не тихие пташки,
Тут место веселое, даже слишком.
Здесь травят собак на косматого мишку
И на лису - глазастого Яшку.

Их кормят и держат отнюдь не зря,
На них тренируют охотничьих псов,
Они, как здесь острят егеря,
"Учебные шкуры" для их зубов!

Ночь для Яшки всего дороже:
В сарае тихо, покой и жизнь...
Он может вздремнуть, подкрепиться может,
Он знает, что ночью не потревожат,
А солнце встанет - тогда держись!

Егерь лапищей Яшку сгребет
И вынесет на заре из сарая,
Туда, где толпа возбужденно ждет
И рвутся собаки, визжа и лая.

Брошенный в нору, Яшка сжимается.
Слыша, как рядом, у двух ракит,
Лайки, рыча, на медведя кидаются,
А он, сопя, от них отбивается
И только цепью своей гремит.

И все же, все же ему, косолапому,
Полегче. Ведь - силища... Отмахнется...
Яшка в глину уперся лапами
И весь подобрался: сейчас начнется.

И впрямь: уж галдят, окружая нору,
Мужчины и дамы в плащах и шляпах,
Дети при мамах, дети при папах,
А с ними, лисий учуя запах,
Фоксы и таксы - рычащей сворой.

Лихие "охотники" и "охотницы",
Ружья-то в руках не державшие даже,
О песьем дипломе сейчас заботятся,
Орут и азартно зонтами машут.

Интеллигентные вроде люди!
Ну где же облик ваш человечий?
- Поставят "четверку", - слышатся речи, -
Если пес лису покалечит.
- А если задушит, "пятерка" будет!

Двадцать собак и хозяев двадцать
Рвутся в азарте и дышат тяжко.
И все они, все они - двадцать и двадцать
На одного небольшого Яшку!

Собаки? Собаки не виноваты!
Здесь люди... А впрочем, какие люди?!
И Яшка стоит, как стоят солдаты,
Он знает, пощады не жди. Не будет!

Одна за другой вползают собаки,
Одна за другой, одна за другой...
И Яшка катается с ними в драке,
Израненный, вновь встречает атаки
И бьется отчаянно, как герой!

А сверху, через стеклянную крышу, -
Десятки пылающих лиц и глаз,
Как в Древнем Риме, страстями дышат:
- Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!

Ну, кажется, все... Доконали вроде!..
И тут звенящий мальчиший крик:
- Не смейте! Хватит! Назад, уроды! -
И хохот: - Видать, сробел ученик!

Егерь Яшкину шею потрогал,
Смыл кровь... - Вроде дышит еще - молодец!
Предшественник твой протянул немного.
Ты дольше послужишь. Живуч, стервец!

День помутневший в овраг сползает,
Небо зажглось светляками ночными,
Они надо всеми равно сияют,
Над добрыми душами и над злыми...

Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,
Где в старом сарае, при егерском доме,
Маленький Яшка спит на соломе,
Весь в шрамах от носа и до хвоста.

Ночь для Яшки всего дороже:
Он может двигаться, есть, дремать,
Он знает, что ночью не потревожат,
А утро придет, не прийти не может,
Но лучше про утро не вспоминать!

Все будет снова - и лай и топот,
И деться некуда - стой! Дерись!
Пока однажды под свист и гогот
Не оборвется Яшкина жизнь.

Сейчас он дремлет, глуша тоску...
Он - зверь. А звери не просят пощады...
Я знаю: браниться нельзя, не надо,
Но тут, хоть режьте меня, не могу!

И тем, кто забыл гуманность людей,
Кричу я, исполненный острой горечи:
- Довольно калечить души детей!
Не смейте мучить животных, сволочи!


В общем, совершенно ясно, что любителям Бродского уже тогда не нравился этот соц. реализм.

Виолетта Баша   [Москва]    (03.04.2019   06:22:43)

Присоединяюсь к мнению Ростовского и Лео Сильвио. Асадов для меня не феномен, не поэзия, он - для масс. Причем нетребовательных. Никакого "золота" там нет. Набор штампов, слащавость, ну есть сюжеты, вышибающие слезу или чувства. Не знаю, как вообще его признали поэтом.
Есть масса настоящих поэтов

Дмитрий Лавров   [Москва]    (03.04.2019   11:50:02)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

= Есть масса настоящих поэтов =

Виолетта, а как тогда расценивать поэзию Пушкина?! Разве он не "для масс"? Что в его поэзии элитарного, типа "Цветов зла" или изысков многих поэтов-серебряновековцев. которых считали именно элитарными (Бальмонт, Гиппиус, тот же Северянин)? Не буду говорить о Верхарне или Мюссэ... вот Готье, который, как сам говорил, пишет ради красоты самого искуства поэзии, но не для понимания читателями.
Что интересного в "Пьяном корабле" Рэмбо? Ассоциации сознания поэта? Да, техника на высоте (как говорят, я лично французским не владею, но верю спецам!). А ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ? КОМУ? ЗАЧЕМ?!!
Я не поклонник Асадова. Но и не поклонник "элитарности" в чём-либо: как правило, она БЕСПЛОДНА.

Геннадий Ростовский   (03.04.2019   12:27:12)
(Ответ пользователю: Дмитрий Лавров)

Пушкин значительно сложнее, тоньше, поэтичнее, глубже и т.п., в том и феномен его, что он и для масс, и для элитариев.
А по моему мнению, Асадов хорош для тех. кто только начинает окунаться в мир поэзии.
С него можно начинать (но не увлекаться, иначе можно испортить художественный вкус), а далее идти дальше и выше.
Вот даже тот же Есенин - разве он только для ширнармасс? Очень трудны для понимания его религиозные поэмы «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст»

В любом случае у читателя поэзии желательна общая подготовленность, образованность в сферах культуры и литературы - в том числе для чтения и понимания упомянутых Вами поэтов.
====
Кстати, о птичках. Не получил Ваш ответ на моё последнее письмо по Рамблеру.

Дмитрий Лавров   [Москва]    (03.04.2019   12:38:32)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

= Не получил Ваш ответ на моё последнее письмо =
Да тут весеннее обострение... типа постройки парников у подруги сына. Не успел дочитать. Отвечу!

=Очень трудны для понимания его религиозные поэмы..=
Встречный вопрос: а нужно ли стараться их понять? Разве что тем, кто с Богом не разобрался... мне лично его религиозные метания до лампады негасимой.

Дмитрий Лавров   [Москва]    (03.04.2019   21:44:37)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

= у читателя поэзии желательна общая подготовленность, образованность в сферах культуры и литературы =

Это само собой. Я как-то говорил на форуме по аналогичной теме, что стихи Пушкина-юноши, лицеиста, вообще читать трудно без солидного знания греко-римской мифологии: столько там богов, богинь, нимф и прочих сатиров с менадами и наядами...
Но вот какая штука: Шекспир писал, как сказал Владими Владимирович (который поэт!) частенько "шершавым языком плаката" - практически без всяких изысков и изяществ стиля. Более того, говорят (глухо, ибо неприлично так про великого), что в староанглийском оригинале у него немало и крепких словечек!
И тем не менее, ОН ПОНЯТЕН ВСЕМ. И велик не элитарностью стиля, а тем, что поднимал - даже в комедиях - темы, близкие и понятные и лорду, и портовому грузчику: в Глобус ходили все! Да, в сонетах слог поизысканней, но тоже не кудреват... Оттого и в переводах он теряет мало от оригинала, чего нельзя сказать про вышеупомянутых "элитариев поэзии".
А велик ли Бёрнс?! "Дженни вымокла до нитки вечером во ржи..." - куда уж проще! Кстати, он ещё и пахал (я про землю).
Нет, все имеют право на существование. Но истинно великие писали не про свои душевные метания и болячки (чаще всего, мнимые), а про то. что волнует каждого. Может, потому и помнятся они дольше?

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (03.04.2019   08:44:48)

Ощущение по памяти.
Читал его давно.
За "слащавость".
Этого у него не отнять.
Есть. Налицо.

Борис Аксюзов   (04.04.2019   20:05:40)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Вы хорошо подвели итог дискуссии!
Нельзя навязывать свое ощущение поэзии другим.
А критиковать надо за "ляпы" и недоброе отношение к людям, то есть, за фашизм в поэзии. Или за прославление того, чего нет... По заказу свыше...










1