Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Душа и космос. КЛиК


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (26.12.2017   15:57:32)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 174

Плеснуть немного елея в досужие рассуждения немалого числа стихотворцев – не будет лишним.
Итак, в основе поэзии лежит душа! Ну, или то, что принято называть словом «душа». Факт несомненный и неоспоримый. Без души никакое творческое начало не существует в принципе.
Но, согласитесь, душа поэтического произведения – это нечто текучее, неуловимое и бесформенное. Посему – для создания стихотворения, как ни крути, необходима форма.
Она может быть изысканной и утонченной, свободной или строгой, мудрёной или же простой, невзыскательной и даже чисто прикладной, но излияния поэтической души она должна сохранять в полном объёме и не давать им бесследно растекаться и исчезать в суетном пространстве бытия.
Гармония формы и содержания – извечный поэтический (и не только) вопрос. Каждый автор решает его – сообразно своему внутреннему самоощущению.
Но вопрос сей встаёт, важен и нужен только тогда, когда есть тот или те, для кого готовится и сохраняется в сосуде вино поэтической души.
Когда есть тот, кто придёт в гости, и кому щедрый, великодушный поэт (а другим он быть попросту не может) предложит чудесный поэтический напиток. Тут поневоле задумаешься и о содержимом, и о форме, из которой придётся потчевать заглянувших на огонёк.
Суммируем:
- содержимое, то бишь, душевные откровения,
- форма, от хрусталя и золотых инкрустаций до простого, но удобного, практичного сосуда,
- гость, то есть читатель, ради которого и для которого весь этот поэтический сыр-бор –
таковы основные составляющие стихотворчества. Но…
Вот именно тут начинается самое главное и самое сложное в обретении не просто поэтического начала, но поэтической высоты, поэтической «настоящести», если хотите. И драгоценный сосуд с не менее драгоценным напитком, и уважаемые гости, и сам великодушный хозяин – все они не могут находиться вне поэтического крова.
Поэтический дом – особое место, своеобразный храм, куда приходят познавать сущности. Так сложилось (или так было задумано изначально), что поэтическое слово, настоящее поэтическое слово – один из кратчайших путей к проницанию сути вещей и поступков. Но будем осторожны, здесь возникает и встает в полный рост, при наличии, конечно же, дара к поэтическим прозрениям, ответственность автора за сказанное слово. Тем большая, чем более талантлив поэт.
Более того – помимо ответственности приходит и власть. Власть над словом и читателем. Власть, открывающая всепланетные горизонты. Власть, которая может вознести, окрылить, одухотворить или же погубить – и автора, и читателя, и поэтический дом. Впрочем – и планету тоже.
А дальше? А дальше – космос. Он – для гениев. Рассуждать о нем сложно – кто знает, насколько гений подотчётен общепринятым нормам, в том числе и моральным, нравственным? Я верю, что он ими просто пронизан, пропитан и без них состояться не может.
Но, думаю, кто-то считает иначе…
Теперь вывернем всё наизнанку.
Поэтический космос имеет смысл только там, где есть планета, хотя бы одна, на которой стоит поэтический дом, хотя бы один, в который приходит хотя бы один гость, коего ждет хозяин, дабы угостить путника глотком поэтической истины, открывшейся душе стихотворца! Логически закольцевали вполне корректно, стало быть – рассуждения наши имеют право на жизнь.
Я не зря написал – «имеет смысл», поскольку всё, о чём говорилось выше, а особенно основа поэзии – душа, должно быть исполнено мыслью.
Поэтическая душа – обязана мыслить, причём мыслить глубоко, требовательно, взыскующе…


Комментарии:

Юрий Левченко   [Нижний Тагил]    (26.12.2017   18:57:53)

Форма - это то, что обуславливает закономерность сосуществования элементов содержания.

Лев Вьюжин   (26.12.2017   20:09:28)
(Ответ пользователю: Юрий Левченко)

Можно и так сказать.)))

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (26.12.2017   19:20:56)

Необычайно интересная и многогранная тема.
Впрочем, как всегда у данного автора.
Эту тему переводим на уровень КЛиКа.
Кстати, поздравляю Льва Вьюжина с присуждением ему звания Лауреата Избы-Читальни и Премии ХС в номинации Публицистика и Критика!

Я коснусь здесь лишь философского аспекта темы, близкого к теологии и даже к теософии.

Понятие душа неразрывно связано с понятием Бога. Это, по сути, "единая материя".
В поэтической символике душа - внутренний эмоциональный мир поэта - корнями своими уходит именно к "единой материи".
Здесь, в этой теме, поэтическая душа представлена несколько иначе.
Она "обязана мыслить, причём мыслить глубоко, требовательно, взыскующе…"
Но тогда поэтическая душа вроде бы (или как бы) живет отдельной и самостоятельной жизнью от самого человека (поэта).
И это можно принять, хотя бы в виде гипотезы.
Нельзя сделать лишь одного - оторвать душу, в том числе, поэтическую душу, от "единой материи", где присутствует Божественное (что может называться Космосом).

Есть иное толкование поэта и его поэтической души.
Поэт (человек) обладает поэтической душой, которая воспринимает частицы Божественного (или Космоса).
Эти частицы Божественного в его душе - в его внутреннем эмоциональном мире - "воспламеняются и рвутся наружу" (здесь можно подобрать другие фразы, близкие этому смыслу).
И вот, получив эти частицы Божественного в дар, поэт пропускает их через свой рассудок и далее "выплёскивает или выпускает" во внешний мир (бумага, печать, запись, интернет и т.д.).

И еще одно замечание.
Поэт, употребляя в своих стихах слово "душа", сразу обозначает свое отношение, более того, свою принадлежность к признанию "единой материи".
А вот поэт-атеист в этом случае выглядит весьма странно, нелепо и даже лицемерно.
У поэта-атеиста в стихах не может быть души как на лексико-семантическом уровне, так и на духовно-мировоззренческом.
Как говорится порой, в этих стихах душа отсутствует...
Нет души.

Лев Вьюжин   (26.12.2017   20:08:45)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

Здравствуй, Лео! Очень рад твоему отклику!
Мыслишь, как обычно, нешаблонно и по-своему. Что всегда интересно, даже если не все взгляды на предмет обсуждения совпадают.
С некоторых пор (и здесь моя точка зрения очень близка к твоей) делаю обязательные для себя уточнения. Как например -

"Так сложилось (или так было задумано изначально), что поэтическое слово, настоящее поэтическое слово – один из кратчайших путей к проницанию сути вещей и поступков." (с)

Для меня, конечно, существует изначальность замысла, но уважая разные взгляды и свободу мировоззрений, пишу именно так...)))

У меня даже было желание (и в черновике сие присутствует) чуть продлить рассуждения и написать именно о том, что существует и продолжение логического ряда - после космоса следует божественное откровение или божественное прозрение, даруемое поэтам, или лучше - Поэтам, но...
Это очень сложная и очень серьезная тема (для меня), над которой надо еще думать. Да и не хотелось уйти от многих вопросов, затронутых в статье, в пустое препирательство о существовании Бога, что, как ты сам понимаешь, неизменно происходит на социальных форумах, пусть и поэтических.)))
Но, ты почувствовал, то, что я не досказал (намеренно недосказал) - впрочем, этого можно было ожидать.
Благодарю!

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (26.12.2017   20:28:59)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Поэтому я и поднял эту тему на уровень КЛиКа.
Это всё очень сложно, противоречиво, необъятно, но всё-таки необыкновенно интересно!

Лев Вьюжин   (26.12.2017   20:10:19)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

Да, спасибо, конечно же, за поздравление!

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (26.12.2017   19:46:11)

Душа должна воспарять, - мыслить - это слишком приземлённо для души.
Душа безгранична в полёте своих фантазий, образно представить и постичь космические глубины она способна на одном дыхании.
Осмыслить космос невозможно, ибо для разума установлена жёсткая граница познания, всё что за пределами непознанного - не контролируется разумом, не подлежит осмыслению и выражению.
Если б душа оперировала конкретными понятиями, то есть мыслила, не было бы ни воспарений, ни полётов, ни открытий новых горизонтов и глубин.
В прежние времена всю науку двигали фантасты.
Сначала рождалась гипотеза в глубине души, на крыльях воображения, а уж много спустя в эти дали устремлялась размеренным шагом научная мысль.

Очень понравилась фраза:
"Но, согласитесь, душа поэтического произведения – это нечто текучее, неуловимое и бесформенное. Посему – для создания стихотворения, как ни крути, необходима форма..."

С выводами, что "Поэтическая душа – обязана мыслить..." согласиться не могу, при всём уважении к Вам, Лев.
Мыслить "бесформенно", "тягуче", "неуловимо" - то есть беспредметно, образно, абстрактно, это тоже самое что чувствовать, ощущать, интуитивно предполагать.
Мыслить же глубоко, требовательно, взыскующе - это напротив подвергать анализу, конкретизировать, обосновывать.
То есть, ключевая фраза текста вступает в противоречие с выводом.
Как мне кажется.

Лев Вьюжин   (26.12.2017   20:27:01)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Я не отнял у души, поэтической души (ни словом, ни намеком) способности (или обязанности, если - должна) воспарять или опускаться в глубины. Эти качества за ней закреплены априори, в моем понимании, но...

"Я не зря написал – «имеет смысл», поскольку всё, о чём говорилось выше, а особенно основа поэзии – душа, должно быть исполнено мыслью.
Поэтическая душа – обязана мыслить, причём мыслить глубоко, требовательно, взыскующе…" (с)
Бессмыслица никогда не может претендовать на то, чтобы называться - Поэзией.
Я уже говорил одному из задавших примерно такой же вопрос - слово "душа" имеет в русском языке несколько толкований, одно из них "человек"...
Русский язык - это такие бездны, такие глубины метафоричности, такие поэтические дали и горизонты, что буквальные толкования некоторых мыслей, порой не совсем верны, с поэтической точки зрения.)))

lf   (26.12.2017   20:52:10)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

А я соглашусь с Валерием. Мыслящая душа - это похоже на оксюморон.)
Чем же тогда будет рассудок заниматься?)

Лев Вьюжин   (26.12.2017   21:12:10)
(Ответ пользователю: lf)

Для людей, поэтически мыслящих, оксюморон вполне приемлемый, и порой даже важный стилистический прием, который передает динамику мышления и бытия...
Не стоит от него открещиваться, рассуждая о поэзии.
Могу только повторить, для меня поэтическая душа не исполненная мыслью - нелепица и абсурд, нечто зряшное и в высшей степени пустое...)))

lf   (26.12.2017   21:30:21)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Она не пустая, она наполнена неосмысленными страданиями, радостями и другими переживаниями. Осмысленными они становятся, проходя через рассудок.) Вам же знакомо выражение: душа не на месте, когда не понимаешь от чего это. И пока рассудок с этим не разберется, оно так и остается неосмысленным.)

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (26.12.2017   21:04:40)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Смысл должен иметь только конечный результат, то есть сосуд, форма.
Поиски форм и образов рождаются по наитию, и часто, без определённой привязки к реальности.
Если заранее продумывать (осмысливать) каким должен быть результат, можно вымучить только словесную конструкцию, гладкую и обезличенную.

Сначала возникает чувство неутолённости, невыразимости, мечты о чём-то "таком" беспредметном, но тревожащим своей недосказанностью и недовершённостью, некой чудесностью, необъяснимой увлекательностью, а уж потом, после полёта воображения, создания красивых образов, необычных сравнений и неожиданных ассоциаций, возникает необходимость в структурировании формы, в поиске и толковании смысла.

Возможно, мы говорим об одном и том же, но разными словами.
Надо иметь ввиду, что есть процесс и есть результат.
Лично для меня душа - это всегда полёт мотылька к огню, бессмысленный и беспощадный, это процесс поиска достойной формы, бесплотной сущностью, которая в итоге своё содержание убьёт этой формальной определённостью и однозначностью толкования, это томительное напряжение чувств, ощущение внутренней потребности определиться в ритме и рифме, после чего наступает катарсис, внутреннее опустошение и очищение .

И если итогом является стихотворение в котором заложена энергетика живых фантазий и неуловимых, но понятных сердцу ощущений и образов, и этим оно "трогает" чужую душу, то и без глубинных мыслей такое творение воспринимается и понимается легко.

lf   (26.12.2017   21:20:42)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Душа сама - сосуд. И в нее или прилетает, или же она сама летает и там зачерпывает то божественное или космическое, что впоследствии, пропущенное через разум, становится стихами.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (26.12.2017   21:28:31)
(Ответ пользователю: lf)

Разумной должна быть публицистика, стихи должны ласкать и корябать.
Душа это внутренний сосуд, душе не нужны слова, она живёт образами.

Игорь Штайн   (26.12.2017   21:35:38)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Разумные стихи, как правило, скучны. Здесь Вы правы. Образ и звук - вот отправные точки поэзии. Но как сказал один не самый скучный рокер: "разум когда-нибудь победит". :)

lf   (26.12.2017   21:39:14)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Так вот эти образы и надо превратить из эфемерных в реальные, считываемые. А это чья задача?

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (26.12.2017   21:43:14)
(Ответ пользователю: lf)

Редактора отдела поэзии. Я так думаю.
))

lf   (26.12.2017   21:46:53)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

И его тоже, но и ему пища нужна.)

Лев Вьюжин   (26.12.2017   21:24:30)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

"Возможно, мы говорим об одном и том же, но разными словами." (с)

Вполне возможно, Валерий...
Многое трогает душу, я не спорю и не отказываю этому многому в праве на существование и в праве называться стихами, поэзией.
Но об этом сказано в первой части статьи. Далее только размышления о Поэзии, настоящей Поэзии, я отдельно заострил на этом внимание.
И, конечно же, мои взгляды не претендуют на истину в последней инстанции. Наоборот, они именно - как тема для дискуссии. Поскольку вопрос о творчестве, его законах, рамках и других аспектах - сложен, многогранен и не решаем однозначно...)))

Игорь Штайн   (26.12.2017   21:23:28)

Приятно было прочесть. Хорошая добрая сказка. :)

Но интересны ещё вот какие моменты. С чего начинается поэт и его поэзия? По сути, нас программируют некоторые вещи и события, нас программируют люди. Я вот занимаюсь бардовской песней, а если оглянуться и посмотреть в корень, то (как мне рассказали мои родители) в детстве я засыпал исключительно под Дин Рида. Собственно, вот и программа, которая прошивает человека с самого детства. Какое место и значение во всём этом играла моя душа? Сложно сказать. В какой-то момент моей жизни ко мне подошёл отец и сунул мне в руки томик Есенина. Я очень хорошо и отчётливо помню этот момент. Именно с него началась моя творческая жизнь. Но ведь этого томика Есенина могло и не оказаться в руках моего отца, как и пластинок Дина Рида в своё время. И как бы это изменило мою судьбу и отношение к творчеству?

Так мы выбираем поэзию или это поэзия выбирает нас? Вот в чём вопрос. Душа есть у всех, и у каждого она болит, но не у всех это выливается в поэзию или в музыку или в какое-то другое искусство. Какое место в нашей жизни играет случай, место нашего рождения, ближний круг, время? Кто-то мне недавно сказал из ближнего круга, что и само по себе писательство не совсем нормально. Ну т.е. нормальный человек не должен этим заниматься.

Ответственность в одинаковой мере лежит на всех: на родителях, на учителях, на блогерах... Это никак не выделяет поэтов, это скорее вообще должно быть присуще публичным людям, к которым прислушиваются. И я не согласен, что всё это делается ради тех, кто приходит в храм. Прежде всего ради Космоса. Потому что Космос может ждать... Ждать бесконечно. Каждое стихотворение как молитва. Она читается в том числе и для себя. В ней нуждается автор. Т.е. даже, если никто и никогда не прочтёт, диалог состоялся и контакт с Космосом был.

Композитор и космонавт.

Лев Вьюжин   (26.12.2017   21:36:19)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

"Так мы выбираем поэзию или это поэзия выбирает нас?" (с)

Спросите что-нибудь попроще, Игорь...)))
Думаю, что это обоюдное встречное движение, поскольку, на мой взгляд, поэтическое чувство заложено в человеке изначально.

"Т.е. даже, если никто и никогда не прочтёт, диалог состоялся и контакт с Космосом был." (с)

Это на мой взгляд, не поэзия и тем более не Поэзия, о которой рассуждаю я. Это некий "поэтический акт", отдельно взятой души, отдельно взятого индивидуума.
Человек же, а тем более поэт - существо общественное, социальное. Только для людей рождается в нем Поэзия. Все остальное, на мой взгляд, бесплодные игры разума и метания неприкаянной души...

Игорь Штайн   (26.12.2017   21:46:08)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Т.е. атеизм и никак иначе? И никакой веры? А как же "рукописи не горят" и всё такое прочее? :)

Лев Вьюжин   (26.12.2017   22:03:50)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Атеизм - это несколько о другом. )))
"Рукописи не горят" - сказал сатана, между прочим...

Игорь Штайн   (26.12.2017   22:09:42)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Это сказал персонаж Булгакова. :) Но я с ним согласен. Труд может ждать своего читателя. Разве нет? Мы же сейчас не говорим о качестве такого творчества и не исключаем ситуации, что оно может быть очень высоким. Такое произведение может совершить революцию, оказать на кого-то колоссальное впечатление. Не люблю американское кино, но в фильме, кажется, 2012, когда на ковчег попала книга малоизвестного автора. Там герой сказал так: эта книга находится здесь, потому что я её читаю. Хотя она была выпущена тиражом 500 экз. Вот я об этом, собственно.

Композитор и космонавт.

Лев Вьюжин   (26.12.2017   22:31:48)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

" Труд может ждать своего читателя." (с)

И я - о том же. Без читателя - нет поэзии.

Игорь Штайн   (26.12.2017   22:39:28)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

А если автор сам себя будет перечитывать, спустя годы? Кстати, отметил интересную штуковину. Поднимаешь стихотворение, которое не перечитывал с момента создания. Не пел. И прошло лет 7-8. И вдруг понимаешь, что читаешь его как чужое. Не идентифицируешь его с собой. Человек - существо универсальное, оно может быть и читателем и писателем одновременно.

Композитор и космонавт.

Ну а что? Передаёшь себе информацию из прошлого в будущее. Тоже тема.

Лев Вьюжин   (26.12.2017   22:48:34)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Для себя стихов не пишут.
Про себя - пишут, о себе - пишут, себя выворачивая наизнанку - пишут, всем своим существом, всей сутью своей - пишут. Для себя - не пишут...
Я, Игорь, конечно же - о Поэзии и Поэтах.

Юрий Кольцов   [Ярославль]    (28.12.2017   15:26:32)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

"Для себя стихов не пишут."

Один из моих учителей, режиссёр, выпускник "щуки", поэт и просто классный мужик, часто повторял нам, тогдашним оболтусам: Для себя поёт только пьяный в подворотне.

Так Надо   (28.12.2017   15:29:18)
(Ответ пользователю: Юрий Кольцов)

зато только от души, без всяких примесей... -)

Юрий Кольцов   [Ярославль]    (28.12.2017   15:30:57)
(Ответ пользователю: Так Надо)

:)

Лев Вьюжин   (28.12.2017   16:06:44)
(Ответ пользователю: Юрий Кольцов)

"Для себя поёт только пьяный в подворотне." (с)

Не просто классный - умный мужик, тот учитель...)))

lf   (27.12.2017   17:39:50)

"Поэтическая душа – обязана мыслить, причём мыслить глубоко, требовательно, взыскующе…"

У меня вопрос к автору: а что делать не поэтической душе, например, прозаической, раз пошла такая классификация? )

Лев Вьюжин   (27.12.2017   17:47:11)
(Ответ пользователю: lf)

Писатель - он сам по себе "душа поэтическая".
"Прозаической душой" только циркуляры и инструкции писать...)))

lf   (27.12.2017   17:58:22)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

В таком случае она тоже обязана мыслить требовательно и взыскующе, иначе представляете какой хаос начнется.)))

Лев Вьюжин   (27.12.2017   18:07:30)
(Ответ пользователю: lf)

"Требовательно и взыскующе" по отношению к самому себе, а не к условному Пупкину...)))
Зачем душе, мыкающей прозу жизни, глубина и требовательность к самой себе. Для исполнения указаний и отправления естественных надобностей вполне хватит простого следования сложившимся правилам общежития...)))

lf   (27.12.2017   19:32:30)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

"Прозаической душой" только циркуляры и инструкции писать...

Как зачем? Вы представляете себе, если такая душа не будет мыслить?
Что она там понаписывает? )))
П.С. Нет, классификацию душ надо или пересмотреть или отменить.

Лев Вьюжин   (27.12.2017   19:34:53)
(Ответ пользователю: lf)

Зато просто почитать будет ну очень интересно.)))

Лев Полыковский   (28.12.2017   19:30:06)

У каждого человека в принципе возможно несколько рождений. Первое его рождение чисто биологическое зачатие его в чреве матери, а затем примерно через девять месяцев он созревает до того, что рождается несмышленышем из чрева матери. Это и есть его первое рождение. Чтобы родится как профессионал, да еще как поэт с большой буквы необходим инкубационный период его духа, духовное вызревание его духа, затем духовное пробуждение или духовное его рождение. Причем в атеистическом смысле это значит, что вызревают его основные ключевые способности, а в религиозном смысле вызревает его божий дар. В обоих этих смыслах душа пробуждается и наступает духовное рождение человека уже как личности способной воплощать в реальность свой ранее скрытый творческий потенциал. Но вот беда, у каждого человека скорость и длительность этого духовного пробуждения различны. И большинству людей не хватает целой жизни, чтобы кристаллизоваться в своем творческом рождении. Поэтому и поэт с духовно Пробужденной поэтической душой - чрезвычайно редкое явление.

Лев Вьюжин   (28.12.2017   20:01:36)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Я бы даже выразился проще. Поэтому и Поэт - чрезвычайно редкое явление.)))

Лев Полыковский   (28.12.2017   20:27:34)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Вы правы.














1