Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Поэтическое слово


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (17.08.2017   16:09:28)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 282

А если серьёзно…
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»
Посылы подобного рода возникают в творчестве или прозаических отступлениях практически любого значительного поэта.
Возможна ли вообще «чистая поэзия» без размышлений о судьбах Отечества, высшей законности, общей справедливости, социальном положении «маленького человека»?
Может ли состояться поэт – без обозначения гражданской позиции, без поэтического осмысления человеческого мироустройства, без поиска ответов на остросоциальные и политико-нравственные вопросы?
Конечно, я спрашиваю о Поэзии и Поэтах.



Комментарии:

Алмост   (17.08.2017   18:30:34)

Сложный вопрос. Некоторые источники вообще считают истинной поэзией только любовную лирику, а все остальные направления второстепенными.

Лев Вьюжин   (17.08.2017   18:50:30)
(Ответ пользователю: Алмост)

Вопрос не простой, это верно...

Елена Радкевич   (17.08.2017   21:05:27)
(Ответ пользователю: Алмост)

Действительно, на первый взгляд, вопрос может показаться многим сложным.Но давайте вместе рассуждать.Человек усваивает нормы нравственности и этики того общества, в котором он рожден и воспитан. К тому времени, когда "Любовь нечаянно нагрянет" каждый уже осознает себя как личность , впитавшая в себя нормы поведения и взаимоотношений, понятия добра и зла , которые и составляют его гражданскую позицию. Но вот пришла любовь и все собой затмила! Начинаем писать только о любви, только в ней и есть поэзия. Но в каждой строчке сквозит гражданская позиция: "Я готов для тебя..." - (чувство самопожертвования), " Только позови..", (я всегда готов прийти на помощь) "Я тебя не предам,не отдам", ( ибо, кто предает любимого, тот и Родину сможет предать),и так в каждом любовном послании автор отстаивает свое право на любовь, на право своего выбора,на право быть счастливым. А права и свобода выбора -составляющая гражданственности. И каждый из нас имеет свою мечту, свой идеал,который определен заранее нравственными ценностями общества. Духовность и нравственность главные составляющие любви.Конечно, кто-то способен видеть в объекте любви только сексуальный объект, но отдаваясь целиком страсти, каждый желает ответного отношения ибо он так воспитан: на добро должны отвечать добром. А если из невинного дитякто вырос по разным причинам моральный урод, то вряд ли он способен будет писать стихи на уровне поэзии, если только сама любовь его не сделает человеком.
Интересно другое, лично для меня: есть или были ли в истории личности, которые далеки от понятия "гражданственность" и писали при этом талантливо?

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (17.08.2017   21:30:49)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Почему нет?
Афанасий Фет, например.

Лев Вьюжин   (17.08.2017   22:09:35)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Конечно, Фет поэт своеобразный. Но и он не устранился совсем от гражданственности и
рассуждений о чем-то кроме пейзажей и любви...)))

"... Когда мы бьемся из-за хлеба,
В кровавом поте чуть дыша,
Чтоб хоть одна с родного неба
Нам улыбнулася душа.

Но и в кругах духов небесных
Земные стоны сочтены,
И силой крыльев бестелесных
Еговы дети не равны.

Твой ангел - перьев лебединых
Не распускает за спиной:
Он на крылах летит орлиных,
Поникнув грустно головой.

В руке пророческая лира,
В другой - горящий Божий гром;
Так на твоем в пустыне мира
Он камне станет гробовом..."

,,,Спешите, юноши, и верить и любить,
Вкушать и труд и наслажденье.
Придет моя пора — и скоро, может быть,
Мое наступит возрожденье.

Приснится мне опять весенний, светлый сон
На лоне божески едином,
И мира юного, покоен, примирен,
Я стану вечным гражданином."

ОДИНОКИЙ ДУБ
Смотри,- синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твой!
Зачем же тенью благотворной
Всё кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?

Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?

И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной броней..."

"...Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь - базар крикливый Бога,
То только смерть - его бессмертный храм."

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (18.08.2017   07:22:55)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Лев, два-три стихотворения "на злобу дня", это не гражданская позиция.
У Лермонтова тоже были "юнкерские стихи", но известен-то он не этим.
"Конёк" Афанасия Фета именно "чистая поэзия"!, тем он и хорош, тем и знаменит.

У Лермонтова, кстати, есть очень сильное "гражданское" стихотворение "на смерть поэта", оно его сделало знаменитым. Но лично для меня Лермонтов всегда был и будет - поэт лирик, поэт философ, не загрязнивший чистоту своей пронзительной лирики "гражданской позицией".

Вообще, использовать поэзию в плакатных целях, как это делал, допустим, Маяковский, это, на мой взгляд - "дурной вкус".
Это сродни рекламным баннерам, рекламирующим в стихотворной форме слоганы фирм.

Истинная (высокая) поэзия сильна глубиной и пронзительностью личных отношений и авторских чувств, то есть, весьма интимна по мироощущению и этим хороша и интересна.

Всё что относится к гражданской позиции - социально ориентированно, обобщено, обращено на сиюминутную политическую ситуацию (злобу дня) быстротекуче и очень скоро теряет свою актуальность.
Чистая поэзия переживает эпохи и вехи гражданского бытия..

Тот же Яков Полонский, тот же Тютчев (можно и лириков-"серебристов" сюда добавить) оставили за бортом вечности свою историческую (социально-политическую) обстановку, явив нам чудо непреходящих человеческих ценностей "чистой" (высокой, лирической) поэзии и именно этим притягательны, а не своей "гражданской позицией".
О которой мы знаем только благодаря биографическим источникам, а вовсе не из контекста их величайших произведений.

Слоган "Гражданин и поэт" уже дискредитирован господином Быковом.
Притягивать за уши политиканство к лирике, это создавать монстра-кентавра, убивать собственно поэзию и ничего не давать "социальному отношению" к проиходящим в мире событиям.

То есть (я резюмирую всю эту словесную баланду) - чистая поэзия вечна.
Гражданская позиция имеет временнЫе границы и зависит от конкретной исторической обстановки и политической ситуации в стране.

Разве стихи советских поэтов славящих КПСС нельзя отнести к гражданской поэзии и позиции?
И кому они сейчас нужны?
А Пушкина, Фета, Полонского, Лермонтова ( и т.д. и т.п.) читают и будут читать всегда и никаких исторических комментариев их стихи не требуют.

ИМХО.

Лев Вьюжин   (18.08.2017   08:07:05)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

"Лев, два-три стихотворения "на злобу дня", это не гражданская позиция." (с)

Поэт (с большой буквы - Поэт) - это не только стихи. Это совокупность всех факторов - творчество, биография, мировоззрение, в том числе и гражданская позиция. Да, два три стихотворения не делают поэта Поэтом, и приведенные стихи Фета с большой натяжкой можно назвать гражданской поэзией (опять же с большой буквы - Поэзией). Но, согласитесь, и самого Фета с большой натяжкой можно назвать "большим поэтом".
Ваш пример с Лермонтовым как раз и свидетельствует о важности для Поэта гражданской поэзии. Без всей совокупности своих стихов Лермонтов вря ли бы вырвался из круга просто хороших или талантливых авторов. Мои слова ни в коем случае не отвергают поэзии, замечательной и любимой многими, лирической, присутствующей в творчестве как Лермонтова, так и других известных и малоизвестных авторов.
Не думаю, что стоит так узко трактовать гражданскую поэзию советских поэтов, как только прославление КПСС. Советский период в истории России явил нам ярчайшие образцы поэзии - порой вопреки правящей власти, но порой и благодаря ей. Не все так однозначно и просто.
Приведу примеры - Высоцкого, Пастернака, Ахматовой, Блока, Есенина, Цветаевой, Мандельштама, Вознесенского, Евтушенко и многих других, кстати.
Они писали не только пейзажную и любовную поэзию. Но и величайшие по накалу гражданские, философские стихи. И без них (а я считаю, в первую очередь из-за них), без этих глубоких поэтических размышлений о судьбах страны, человечества, нравственно-сущностных категориях миропорядка, они не стали бы теми Поэтами, которых мы помним и чтим.
Гражданская поэзия - это не всегда и совсем не обязательно "на злобу дня". Наоборот, чем более глубоко поэт осмысливает текущую ситуацию, чем более широко он смотрит на время, его окружающее, чем более проницательные философские, "вневременные" выводы он делает с помощью своих стихов, тем более он интересен и через много лет. И даже десятков, и сотен лет...

Заметьте, я, опять же, не говорю отрицательно о других сторонах поэзии вышеупомянутых и даже неупомянутых авторов, наоборот, вся гамма взглядов и чувств интересна и необходима мне, как читателю, в большом поэте.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (18.08.2017   08:58:18)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Всё верно, чтобы возник к поэту "общественный интерес" ему необходимо как-то обозначить свою общественную (гражданскую) позицию.

Основываясь на которой, посредники и популяризаторы, расскажут несведущему (не знающему о существовании данного поэта и его поэзии) читателю о необходимости и полезности знакомства с данным поэтическим творчеством.

Часто это делают критики, но в большей степени СМИ, сейчас уже, поисковые системы интернета и "сарафанное радио".
Причём, последнее более действенно. Рекомендации от друзей и знакомых, опубликованные впечатления от первых почитателей "таланта".

Но когда "имя" уже создано, "антураж имиджа" сформирован (имя собственное становится именем нарицательным, позиционирующим определённые взгляды и вкусовые пристрастия данного поэта) необходимость в выражении своих "социальных позиций" утрачивается.

Возникает странное желание, что-то оставить на память потомкам, написать нечто значительное, "на века", что перешагнёт рамки текущей исторической обстановки, увековечив имя в анналах истории.

Безусловно, реальному (ещё живому) поэту от этого мало пользы, но перспективы подобного рода выглядят заманчиво (чисто теоретически).
И тут, кроме как на "чистую лирику" ставить не на что.
Лирика (к тому же ещё углублённая аполитичной философией) - это беспроигрышный вариант, на все времена и вкусы.

Так устроена жизнь человеческая - люди рождаются, влюбляются, выстраивают отношения, путём "проб и ошибок" во все эпохи и исторические вехи, вне зависимости от политической ситуации, вне контекста текущих "гражданских приоритетов и позиций и общественных проблем".

Писать можно о чём угодно, но "пропуск в вечность" даёт только то, что будет созвучно другим (иным) поколениям. А с учётом постоянной смены социальных формаций и политических ориентиров, истинным ценностями могут служить только ценности межличностных отношений, отношений внутри семейных и проблемы ближайшего окружения семьи.

То есть, имеет поэт какую-то позицию или не имеет, остаётся изюминкой его биографии и не у всякого читателя биография вызовет такой же интерес, как само творчество поэта.
А вот то, что он выразил глубинного и непреходящего в своей лирике и делает его Большим поэтом (всех времён и народов).

Как видите, я тоже не отрицаю важности выражения "гражданской позиции" в поэтическом творчестве, но это необходимо лишь как средство заявить о себе, обратить внимание на своё творчество, дальнейшее развитие и совершенство поэтического мастерства самовыражения идёт по законам чистой (высокой) поэзии: чем больше "очищена" поэзия от скверны бытовой обстановки и шелухи политических веяний текущего времени, тем больше у неё шансов шагнуть в вечность.

Лев Вьюжин   (18.08.2017   09:23:34)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

"А вот то, что он выразил глубинного и непреходящего в своей лирике и делает его Большим поэтом (всех времён и народов)." (с)

Соглашусь. Но лирика - это же не только о цветах и поцелуях? Не случайно, лирика имеет в литературной " классификации" категории - гражданская лирика, филосовская лирика и т.п.
Шекспир, Данте, Гете - мы читаем и через века нам интересны не только (и даже совсем не столько) их душевные откровения, но, в первую очередь, пропущенные через свое лиричсекое "я" огромные философские вопросы, которые касаются многих сторон человеческого бытия.
Тот же Петрарка, через века он не только "певец любви". Он поэт-патриот, гражданин, идеолог Великой Италии. Но его прогрессивную для своего времени позицию вовсю используют современные фашисты, демагогически зачисляя в число своих предтеч.
Вот так бывает...
И я не могу представить через время, что от Высоцкого останется что-то сугубо интимно-лирическое. Не могу...)))

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (18.08.2017   10:35:26)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Высоцкий - самый удачный пример доказательства приоритетности "высокой поэзии" и "чистой лирики" над "гражданской позицией".

Его песенные шедевры "Он вчера не вернулся из боя", "Баллада о земле", "Тот, который не стрелял", это как бы, историческая военная тема, по умолчанию, социально-значимая, патриотическая, но какая такая "гражданская позиция" в них просматривается?
В них поражает и завораживает именно глубина лиризма, острота восприятия жизненных коллизий и житейских проблем через призму субъективного (интимного) отношения Лирического героя.

Вся боль войны, все тяготы утрат и бедствий народных в лихую годину великих испытаний, все парадоксы "политической ситуации" (сталинского казарменного социализма), когда "никто поделать ничего не смог, но был один, который не стрелял" выражены и отражены, от лица я-героя, Лирического персонажа с весьма условной (явно не выраженной) "гражданской позицией".

Высоцкий, его лирический герой (например, в композиции "Тот, который не стрелял") как бы и не осуждает прямо власть, он прославляет незаметный подвиг "человеческих отношений" в бесчеловечной боевой обстановки, когда "война всё спишет", но само отношение (к власти) возникает уже у читателя (слушателя), через призму личного сопереживания персонажу баллады.

Если б Высоцкий занялся пропагандой своих политических пристрастий, клеймением или одобрением власти, было бы ли это так действенно и так остро, как в приведённых мною примерах?

У Высоцкого немало социальной сатиры на "злобу дня", но кто эти песни сейчас слушает, кому они интересны, разве что фанатам его поэзии, под водочку и шашлычки в минуту ностальгии о безвозвратно ушедшем.

Новому поколению уже требуются определённые разъяснения (исторические справки) по некоторым ранее общеизвестным выражениям, например, а что такое - "пятая графа" за которую не пустили "героя песни в Израиль"?

А вот песни о войне актуальны, к сожалению и по сей день. И в Сирии и на Донбассе, они понятны и почти современны, без исторических комментариев о "текущей политической обстановке" и берут за живое любого участника боевых событий, вне зависимости от его гражданской позиции,
по обе стороны линии противостояния, та же "баллада о земле" звучит одинаково пронзительно и остро-социально в высоком человеческом смысле, хотя нет в ней ни слова ни об укрофашистах или сепаратистах-ватниках, но, на высоком уровне лирического трагизма передана общечеловеческая боль и скорбь о напрасных жертвах и большой трагедии невинно погибших людей в бессмысленной кровавой бойне, понятная всем, кто ещё не очерствел душой.

Лирика "рулит", как пуговку не крути.

Лев Вьюжин   (18.08.2017   10:58:20)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Лирика "рулит" (с)

Можно и так сказать, я сего утверждения не оспариваю, и не оспаривал...
Вы наверное пропустили, я сказал - гражданская лирика, философская лирика.
Уж по крайней мере к "чистой" (высокой, лирической) поэзии" (как Вы выразились ранее) Высоцкого отнести нельзя. Да, порой высокая, очень лирическая, но почти всегда философская и гражданская поэзия .
Чтобы не возникло неверного понимания, дам статью из философского словаря (какой точки зрения на термин "гражданская" придерживаюсь я):

Гражданский
♦ Civil
Относящийся к гражданину и обществу, а не к природе или к государству. Отсюда выражения «гражданское состояние» (в отличие от природного состояния), «гражданское общество» (в отличие от государства, администрации или народных избранников). Гражданское измерение принадлежит к числу политических, а не политиканских измерений.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (18.08.2017   11:34:38)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

По-моему, мы говорим о разных вещах, Лев.
У меня не возникает сомнений, как трактовать термин гражданская позиция, я имею понятие и о том, что бывает лирика гражданской философской или любовной, я иногда просматриваю разделы лирики, когда пытаюсь отнести к какому-то из разделов свою публикацию в сети, и я лишь пытаюсь сейчас сделать акцент на важном. Что именно ценно в поэзии и отличает поэзию, поэтическое мироощущение от других жанров литературы и искусства.

Допустим, консервную банку можно открыть и при помощи топора, но гораздо удобнее открывать её при помощи консервного ножа.
В стакан можно налить и вино, но гораздо приятние пить вино из бокалов.

Зарифмовать можно и надписи на заборе, но будет ли это считаться поэзией?
Для меня поэзия это воспарение над бременем нашего обывательского быта, взгляд в иные миры и новые измерения, другого смысла я в поэтическом мироощущении и выражении не вижу.

Гражданскую позицию можно выражать и гораздо удобнее это делать - в лозунгах и плакатах под барабанную дробь и задорные кричалки.
Всё это будет выглядеть зрелищно, безумно весело и социально значимо.

Поэзия - это материя иного сорта, весьма тонкая и как очень метко заметил кто-то из наших известных авторов - "ускользающая".
Всего лишь один миг постижения истины (приближения к истине), когда остаёшься один на один с Богом, Вечностью и Космосом, и чтобы не исчезнуть в этом кошмаре психологического тупика безграничного неосязаемого разумом пространства, интуитивно ищешь для себя мантры заклятия обереги, и вдруг находишь безумное и счастливое спасение от безысходности и тленности бытия, от несовершенства этого бесчувственного мира в звучной (магической) расстановке фраз.
Это я называю высокой поэзией.
Всё прочее для меня от лукавого и всё - суета сует.

Лев Вьюжин   (18.08.2017   16:30:47)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Я Вас услышал.)))

Елена Радкевич   (18.08.2017   13:57:14)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

И все же, кто такой гражданин? Это человек. который соблюдает законы страны, в которой живет и в меру своих способностей способствует ее процветанию, политическому, экономическому и культурному развитию . Если с этой позиции подходить - то Фет свой гражданский долг выполнил, оставив после себя множество лирических стихов и переводов литературных произведений знаменитых авторов того времени , что способствовало культурному и духовному росту общества. А С другой стороны- должен ли поэт и писатель быть вовлеченным в политику, быть причастным к какой-либо партийной системе и через свои произведения продвигать их идеи? Это дело частное. Никто же не обсуждает вопрос, должен ли оперный певец, как гражданин,иметь в репертуаре песни-протесты ?

Лев Вьюжин   (18.08.2017   16:53:04)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Конечно, гражданин, по первому толкованию - подданный какого-либо государства.
Но для меня важнее чуть более широкое толкование - сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным...
Подчинение своих личных интересов общественным, причем сознательно. Что порой не всегда означает соблюдение законов. Если в стране противочеловечный режим, пример - фашистская Германия, лично для меня гражданин тот, кто не по паспорту подданный, но кто взял на себя смелость служить обществу и бороться с фашизмом. Трудность и тонкость в том, как человек оценивает политическую ситуацию, что лежит в основе его мировоззрения.
А писать стихи о любви и поцелуях можно и при фашизме (и они писались), и даже какие-то из них останутся в памяти потомков, не исключено. Но вряд ли такого стихотворца мы когда-нибудь причислим к Поэтам.
В своем корневом посте, в преамбуле я ничего не утверждал, я только спрашивал. И очень рад тому, что Вы, Елена, и Валерий высказались столь развернуто. Есть огромная пища для размышлений. И не только мне...
Авторы на сайте имеют разные взгляды на поднятый вопрос (а он действительно не такой простой), и лучше для общей атмосферы, когда подтверждение своей позиции они получают не в бесплодных и порой грубых нападках друг на друга, но в литературных, творческих (корректных к тому же ) размышлениях и рассуждениях...)))

Елена Радкевич   (18.08.2017   20:06:40)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

А если логически развернуть саму фразу "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!" Первостепенно- быть гражданином, а потом поэтом, шахтером, летчиком... И уже не важно, пишешь ты стихи или летаешь в космос. Такой смысл вложен в диалог Гражданина и Поэта у Н. Некрасова. Все остальные трактовки более походят на навязывание мнения о политизации искусства. Но каждый творческий человек причастен в творчестве к политике в эквиваленте к своей гражданской зрелости. В первом посте я задала вопрос, на который сама и отвечу. Понятие "Гражданственность" может отсутствовать у одинокого папуаса на необитаемом острове, все остальные отшельники ( и Робинзон Крузо) с этим понятием знакомы, ибо оказались в изоляции по разным причинам,иногда осознанно. Не осознав себя личностью,а это возможно только в обществе, развитие зачатков способностей до уровня таланта невозможно. Над этим думать и думать...
Спасибо всем за внимание!

Лев Вьюжин   (18.08.2017   20:40:11)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

"Первостепенно- быть гражданином, а потом поэтом, шахтером, летчиком..." (с)

Браво, Елена!
Это именно то, о чем я всё время думаю, рассуждаю...
Если конкретно, на одном примере - в час годины ты идёшь и отдаешь жизнь за свою Родину, за страну прежде всего - как гражданин! И нет выше другого человеческого звания для тебя в тот миг!

Елена Радкевич   (17.08.2017   22:37:50)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

"Его современники были высокого мнения о его таланте переводчика. Тургенев, редактировавший на протяжении многих лет переводы Фета, ставил значение его переводческой деятельности выше его поэзии.
На выборе произведений для перевода сказались консервативные общественно-политические взгляды поэта; его переводческая деятельность была зачастую формой ухода от злободневных вопросов современности. "
"Консервативные общественно-политические взгляды" - это тоже гражданская позиция, мнение гражданина. В данном случае можно считать гражданской оппозицией. Это смотря с какой стороны баррикад ты находишься.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (18.08.2017   07:31:58)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

"форма ухода от злободневных вопросов современности" не является гражданской позицией, эту позицию во все времена считали "страусинной"
))

Лев Вьюжин   (17.08.2017   21:49:54)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Замечательный комментарий, Елена!
Во многом соглашусь с Вами...)))

Алмост   (18.08.2017   07:12:44)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Как вариант!

Лев Полыковский   (18.08.2017   13:40:05)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Даже юмор несёт гражданскую позицию. Например, "А, если изменяешь мне, ты изменяешь всей стране". "Если ты изменила мне, значит ты изменила Родине".

Нина Ладожская   [Санкт-Петербург]    (18.08.2017   20:37:39)

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Автор строк, все знают - кто.
Последние 26 лет своей жизни жил в Америке, приезжал в Россию и очень не любил вопросов о причинах своей эмиграции. Оправдывался - " я не эмигрировал, меня пригласили преподавать в университете". Нашел уют и покой в далекой Оклахоме.
Так обесцениваются все красивые слова о Родине, патриотизме и гражданстве.

Елена Радкевич   (19.08.2017   12:34:12)
(Ответ пользователю: Нина Ладожская)

Нина, вы правы. поэт -больше, чем поэт. Я думаю, что Е. Евтушенко студентам США в некоторой степени и русскую идею приоткрывал, и русскую душу, и русскую культуру.
Для меня он - МАСТЕР, человек чести. Горько, когда своей стране с новыми ценностями ты уже не так необходим, как прежде, об этом он писал в стихотворении "Дай Бог". Но даже в США поэт продолжал писать русские стихи, душу ведь на замок не закроешь . Мне неизвестно, писал ли он стихи ,посвященные Америке и ее народу. Если знаете, подскажите,с удовольствием познакомлюсь с новой стороной его творчества.

Нина Ладожская   [Санкт-Петербург]    (19.08.2017   15:36:12)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Не важно, кому посвящал новые стихи. Для меня поступки - важнее слов.
В советское время Е. для меня был кумиром, как и для многих людей моего поколения.
Я наивно полагала, что если человек пишет красивые и правильные слова, то он так и думает, так и поступает. Не мне судить. Но иметь свое мнение и представление о понятии " человек чести" мне никто не запретит. Я не знаю, что он говорил американским студентам, мне запомнились его откровения на канале " Культура" в диалогах с Соломоном Волковым в трех частях.

Лев Вьюжин   (19.08.2017   17:16:45)
(Ответ пользователю: Нина Ладожская)

Возвращаюсь к началу своего поста: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»
Не сужу, не осуждаю - не имею права, но...

Елена Радкевич   (19.08.2017   23:08:33)
(Ответ пользователю: Нина Ладожская)

Нина, я посмотрела Диалоги и еще больше его зауважала. Если И. Бродский не хотел менять мнения и упорно не принимал доводы, утверждающие обратное, значит ему это было выгодно. А требовать от Е.Евтушенко назвать имя человека из КГБ, который рисковал карьерой и может быть жизнью,но старался как-то способствовать разрешению чужих проблем - это значит подталкивать друга на низость предательства. Кто же тогда он сам? Прослушав запись его разговоров ясно одно - неискренне! Я не думаю, что Е.Евтушенко ,будь на месте И. Бродского так бы себя вел.
Этих людей уже нет с нами, не будем дальше судить о них . Я счастлива, что не разуверилась в своем кумире. Сочувствую, что у вас наоборот.

Нина Ладожская   [Санкт-Петербург]    (19.08.2017   23:54:48)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Елена, вот чего не надо делать - так это сочувствовать мне. Хорошо? :))
Почитайте еще Соломона Волкова - он вел Диалоги и с тем и с другим.

Елена Радкевич   (19.08.2017   23:21:10)
(Ответ пользователю: Нина Ладожская)

Нина, получается, что если И.Бродского "попросили" покинуть страну -он герой в наших глазах. А если Е.Евтушенко пригласили в США - он антигерой. Он сделал выбор свободного гражданина свободной страны, так живет весь цивилизованный мир. И это не считается антипатриотичным. Многие талантливые люди живут и работают в других странах, но ими гордятся на родине. Я верю его стихам, а не чужим словам, которые могут быть неискренними. В стихах фальшь всегда видна, она не "Цепляет", она отвращает.

Нина Ладожская   [Санкт-Петербург]    (20.08.2017   00:31:09)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Елена, нет у меня не так получается. Вы сами предложили не обсуждать двух поэтов, но продолжаете. Я не буду этого делать. Если человек ни в чем не виноват, он не будет оправдываться. Ни в прозе, ни в стихах.

Лев Полыковский   (19.08.2017   23:59:42)
(Ответ пользователю: Нина Ладожская)

Я бы добавил, что литератор всегда в оппозиции к властным структурам. И это тоже проявление гражданской позиции литератора. Настоящий литератор всегда мыслит глубже, чем любой руководитель. И он видит больше, чем эти руководители.

Нина Ладожская   [Санкт-Петербург]    (20.08.2017   00:44:45)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Только в моем примере один оппозиционер умел ладить с властью и пользоваться всеми привилегиями, а другой - органически не переваривал ее.

Так Надо   (19.08.2017   20:21:47)

"Может ли состояться поэт – без обозначения гражданской позиции, без поэтического осмысления человеческого мироустройства, без поиска ответов на остросоциальные и политико-нравственные вопросы?"

главное, чтобы это обозначение гражданской позиции не выражалось только в проставлении в рубрике произведения - гражданская лирика, для того, чтобы вылезти в поэты...поэтому я в чем-то согласен с Ниной Ладожской...

Лев Вьюжин   (20.08.2017   02:07:31)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Поэзию классифицирует время и читатель...
О тех, кто куда-то хочет вылезти, речи нет.)))














1