Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Ступени поэтического мастерства (продолжение)


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (23.06.2017   17:34:48)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 144

(часть вторая)
Приложив определённое усилие, мы поднимемся на следующий уровень поэтического мастерства. На этом уровне или этаже тоже достаточно многолюдно, но, может быть, менее шумно, чем на предыдущем.
Здесь стихотворец начинает почти спокойно относиться к специфическим терминам, таким как, например – метафора, антитеза, цезура, спондей. Он с удовольствием отмечает для себя, что ему интересны не только «лайки», но и критика. Причем, он вполне способен отделить пустопорожнюю болтовню от более или менее конструктивных замечаний.
В комнатах этого этажа он находит такие понятия как – жанр, стилистика, ритмика, фоника… Он пробует себя в твердых формах – сонете, рондо, октавах, и даже в экзотических – рубаи, газелях, хокку, исподволь, шаг за шагом развивая поэтическую технику. Он замечает, что с развитием технического мастерства, слова становятся всё более пластичными и податливыми. Ощущение власти над стихотворным словом, пусть эта власть ещё не велика и не совсем точно оцениваема, оно, это ощущение – сродни откровению.
И уже несколько по-другому видятся и звучат прежние разговоры (на этом этаже тоже весьма популярные) о душе, вдохновении, божьей руке и высших промыслах. Приобретая, в результате усилий, власть над словом, стихотворец понимает, что чувства, вызванные вдохновением, только тогда чего-нибудь стоят, когда есть умение поэтически выразить их.
Ему начинают по-новому открываться свои же способности видеть и чувствовать образы. Здесь он начинает чуть по-другому слышать свой внутренний поэтический голос. Ему даже удаются некоторые строки, строфы, а то и отдельные произведения, про которые можно сказать – хорошая поэзия…
Многие, поднявшиеся на этот этаж поэтического дворца, здесь остаются надолго, а порой и навсегда. Почему бы и нет – сюда иногда забредает поэзия вполне приемлемого уровня, а искать добра от добра – стоит ли?
Но мы с вами по ступеням поэтического мастерства отправимся выше…

(продолжение следует)


Комментарии:

Николай Агибов   (23.06.2017   19:01:48)

Очень интересна и позновательна Ваша лекция. С нетерпением жду продолжения. Но есть и вопросы - разве непременно надо знать все эти термины и названия? Нельзя ли писать стихи, цепляющие, на одной интуиции и вдохновении. Я слышал такое мнение, что Пушкин писал не руководствуясь поэтическими ритмами, а просто по наитию.

Лев Вьюжин   (23.06.2017   19:24:56)
(Ответ пользователю: Николай Агибов)

Я умышленно не написал, что он (стихотворец) их изучает, хотя и такое встречается, но он спокойно к ним относится, без придыхания и пиетета, он имеет представление об их существовании. )))
Спасибо за оценку моих рассуждений.

Нина Ладожская   [Санкт-Петербург]    (23.06.2017   21:03:25)

Спасибо, Лев! С интересом прочла про две ступени. Даже заглянула в поисковик и узнала про все термины, о которых Вы упомянули. Например, что такое цезура в музыке знала, а в стихах - нет. Впрочем, можно было догадаться -смысл похожий. :))

А вот эта фраза "Приобретая, в результате усилий, власть над словом, стихотворец понимает, что чувства, вызванные вдохновением, только тогда чего-нибудь стоят, когда есть умение поэтически выразить их." заставила задуматься. Смысл понятен. Но что такое " чувства,вызванные вдохновением"? Ведь само вдохновение - это и есть чувство. У этого чувства есть источник - это может быть любовь, природа, дело, которым ты занимаешься и т.п. Влюбленному хочется петь, писать стихи, он счастлив, у него крылья выросли за спиной. Неужели это чувство ничего не стоит, если стихи получились , скажем так - не очень? :))

Лев Вьюжин   (23.06.2017   21:22:07)
(Ответ пользователю: Нина Ладожская)

Спасибо, Нина.
ВДОХНОВЕНИЕ — означает ту степень творческого возбуждения, когда человек чувствует себя как бы совсем исторгнутым из области впечатлений жизни и вовлеченным в круг иных переживаний...
Иосиф Эйгес.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.

Стоит или не стоит данное чувство чего-нибудь?
Если оно выражено корявым, пошлым, безграмотным стихотворным языком, то, с точки зрения поэзии ( о которой я размышляю), оно ничего не стоит.
Для самого же человека, который испытывает определенные чувства, может стоить очень и очень многое, но это совсем другая история...)))

Алмост   (24.06.2017   10:19:54)

Блииин. какой я серый...














1