Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Практическое пособие (буквально – на пальцах)


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (30.05.2017   20:31:06)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 254

"Как написать простое, но грамотное и без поэтических провалов стихотворение".

Выбираем тему. Даже если есть какая-то готовая, запавшая в душу строка – подбираем соответствующую ей тему. Тему можно выбрать приблизительно – вы есмь творец, создатель, хозяин. В любой момент в вашей власти всё поменять, переиначить, переиграть.
Допустим, тема - «Родина» или «Малая родина».
Идея. Здесь не будем мудрить - простое повествовательное произведение с перекрестной рифмой. Текст произведения обрабатываем классической поэтической техникой. Напомню, кто забыл, поэтические техники делятся на две группы: базовые и декоративные. Базовых техник всего три: классическая, ломанный стих и верлибр.
Так вот – мы выбрали для реализации идеи классическую технику.

Набросаем (вчерне) термины, объекты, определения, которые, как нам кажется, могут соответствовать выбранной теме:
Дом, река (речка), тополь, березка, мама, мальчик.
Давно, когда-то, вернутся, память, далеко, рассвет, я вспоминаю дом,
он далеко, там мама, хочу вернутся, скучаю, плачу и т.д.

Со временем вся эта череда отдельных слов и даже фраз будет возникать в голове (и держаться там) совершенно свободно. Но пока можете записывать.

Далее - выбираем ритм и метр. На слух. Не будем заморачиваться на специальных названиях, оставив их критикам. Например, так:

Я буду помнить мамин дом…

Я не забуду (тихий) дом
В краю (загадочных) рассветов…

Мне не забыть тот (тихий) дом
В краю (сияющих) рассветов.
Там ивы плачут над прудом…


Прилагательные берите в скобки. Эпитеты должны быть достаточно точными, поэтому их замена дело необходимое, постоянное и скрупулезное. Здесь незаменимы словари синонимов. Благо - в интернете можно получить к ним доступ в два-три клика.
Итак, заканчиваем первую строфу:

Мне не забыть тот тихий дом
В краю немеркнущих рассветов.
Там ивы плачут над прудом…
Там обо мне скучает лето…

Просто – но со вкусом. Без особых изысков, но и без грубых провалов.
Можно продолжать в таком же ключе составлять следующие строфы. Сколько их должно быть – решать вам. Всё зависит от вашего понимания, умения и опыта – что, конечно же, приходит через труд и работу по постоянному самосовершенствованию.


Давайте для закрепления напишем заготовку для ещё одного стихотворения, опуская знакомые уже рассуждения.

Тема – «Домашний любимец».

Идея. В том же ключе – спокойное повествование, классическая техника.
Допустим – кот.

Облезлый. Паршивый. Тянуть за хвост. Лижет…
Стоп, стоп! Надо же про любимца?!

Пушистый, ласковый, лапы, хвост, усы.
Встречает, понимает, играем, добро, когда я прихожу домой, меня встречает кот, он добрый, ласковый, он понимает меня.

Ритм и размер. Примерно, так -

Когда прихожу я с работы,
Меня возле самых дверей
Встречает котенок…

Подождите – я же не люблю котов?! Я же собачник с многолетним стажем!
Ничего страшного - я здесь главный! Поэтому меняю так, как нравится мне:

Когда я домой возвращаюсь,
Меня возле самых дверей
Встречает (пронзительным) лаем
Щенок…

Когда я домой возвращаюсь,
Навстречу бежит со всех ног
И (громким), (пронзительным) лаем
Приветствует (добрый) щенок

Когда я домой возвращаюсь,
Навстречу бежит со всех ног
И звонким, пронзительным лаем
Приветствует славный щенок.

Он тычется носом (прохладным)…

И так далее…
Думаю, что какую-то толику поэтической кухни я смог показать и объяснить заинтересованному читателю.
Удачи!



Комментарии:

Илья Васильев   (30.05.2017   21:04:58)

Лавры Маяковского покоя не дают?

Лев Вьюжин   (30.05.2017   21:07:35)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

Вы сказать-то что хотели?

Илья Васильев   (31.05.2017   20:00:31)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Я, вообще-то, только вопрос задал.

А сказать я могу (и хочу) то, что настоящая поэзия, как и вообще творчество, идёт от целого, а не от частностей. Сначала в сознании (в душе) появляется нечто цельное и единое. Идея, образ. Одновременно и целиком. И вот это поэт (композитор, художник) изливает на бумагу (полотно).

А описываемый Вами метод - это уже нечто иное. Да, стихи так можно наклепать.
"Муха села на варенье"... Только это никогда не будет поэзией.

Лев Вьюжин   (31.05.2017   20:15:03)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

"И вот это поэт (композитор, художник) изливает на бумагу (полотно)." (с)

Изливает...))) Да, что там - изливают! Мегалитрами, тоннами!)))
Не умея забить гвоздь, не берись строить не то что дом, даже собачью конуру.
Творчество, настоящее, возможно только там и только тогда, когда художник владеет всей палитрой красок, всей гаммой звуков, всеми знаниями о предмете творчества!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (31.05.2017   02:42:19)

Поэзия - это разговор с Богом.
Лев, то, что вы предлагаете - это ведь конструктор, а не вдохновение, которое, как я его понимаю, есть разговор с вечностью,
Конструктор словесный - это как бы кубик Рубика.
А зачем писать, если начинаешь с плана и думаешь, чтобы такое еще написать, какие бы стороны и как сложить? Если так, то лучше и не писать ничего ( имхо).

Настоящие стихи вырываются огненным ливнем, обжигают перья, душу...
Это протуберанец.
Понимаю, что такое бывает редко, а есть еще масса тех, кто играет со словами и находит в этом способ проведения досуга. наверное. ваше пособие для них весьма разумно.
Но изначально техника должна быть, ее отсутствие не должно быть препятствием...

Но для создания текстов из рубрики "речевые игры" ( это термин, то есть - лингвистические конструкторы) совет вполне подходит...
Поэзия и версификация - это не плохо и не хорошо, это просто разное

С уважением,

Елена Радкевич   (31.05.2017   09:12:29)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Виолетта! Интересно ваше мнение. Действительно, стихи вырываются из сознания,выплескиваются,подгоняемые всплеском энергии.Мне кажется,что так пишут экстраверты. А люди-интроверты чаще всего используют технику в сочетании с идеейи в этом нет ничего зазорного.Когда каждое слово проходит тщательный отбор и детально шлифовку. Зачастую многие стихи ,написанные в порыве, на первый взгляд захватывают своей эмоциональностью и оригинальностью. Но при более подробном анализе в них обнаруживаются недоработки. Все очень индивидуально. К этому вопросу могу еще добавить мысль : а как насчет конкурса стихов на заданные слова ? Судя по итогам, шедевров не выявлено. Искренне - Елена.

Лев Вьюжин   (31.05.2017   10:43:29)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Думаю, чтобы написать настоящие стихи, нужно для начала освоить просто грамоту, потом стихотворную и поэтическую. По наитию, без освоенной поэтической техники, без набитых шишек и натертых мозолей в познании стихотворного мастерства - поговорить с Богом языком поэзии не удастся, на мой взгляд

"Поэзия и версификация - это не плохо и не хорошо, это просто разное" (С)

Это правильно.
Просто, я считаю, что приобщать к поэтическому творчеству юных и начинающих можно (и даже нужно) в том числе и через такие, как Вы сказали, Виолетта - "речевые игры" и "лингвистические конструкторы".

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (01.06.2017   07:23:21)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Согласна с Вами, дорогой Лев!
В целом - нужное дело делаете.

Ал С-кая   (01.06.2017   22:51:13)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Уважаемый Лев. Может ли быть комментарием к Вашим постам вот этот мой стих.


Опалённые крылья сверкают в пучине заката,

одичала тоска, голос твой бесприютен и бос.

Я уйду в зазеркалье сиренево-желтого сада

и прогорклую осень смахну с переспелых волос.



Будет медленный день, ничего не случится у бога.

Огнеглазая туча придёт и закроет зенит.

Сердце будет бежать, обгоняя часы и дороги,

И взовьётся пурга, и последний звонок прозвенит.



Я не верю себе, даже если я слушаю воду

и косматой травы переливчато-мягкую трель.

Не держите меня, я хочу поклониться восходу

и уйти в пустоту не открытых поныне земель.

---------------------------------------

По формальным признакам (грамматика, знаки…) вроде бы всё более-менее правильно…
Но есть ли в нём ещё хоть что-то кроме?
В выражениях (в пределах ПС) можете не стесняться )))). Как и все, кто захочет разгромить стишь.

Лев Вьюжин   (01.06.2017   23:14:31)
(Ответ пользователю: Ал С-кая)

Есть, Саша, есть там и кроме...)))
Но - это всего лишь заготовка (на мой поэтический взгляд), и она требует доведения до несколько иного уровня. "Громить" не любитель.))) Если есть желание, откройте тему в ТМ. В рамках мастерской можно поговорить более подробно и о конкретном произведении, и о других поэтических вопросах общего плана.

СИрена   (31.05.2017   04:23:02)

Лев, похоже, так здорово мы, дилетанты, Вас допекли, что Вы написали эту пааадробную инструкцию!
Наверное, в идеале всё так и должно быть, но, увы, лояльность современного мира, самонадеянность и неумение адекватно оценить собственные литературные возможности частенько позволяют нам, литературным игнорамусам, запустить в "общепит" полуфабрикат-сыроежку.
Единственное, с чем полностью соглашусь, так это с тем, что многие самодеятельные авторы не умеют насыщать стихотворение лексикой, которую требует заданная тема.
Не хватает эрудиции, языковой культуры, воображения и некоторых других особенностей интеллекта и темперамента.
Вот и осаждают литературные порталы Клоны Клоновичи Клоновские.
Тем не менее, спасибо за то, что попытались стащить с подножия Парнаса и вернуть за комп.
Или - за вязание носков:):):)
Ирина

Лев Вьюжин   (31.05.2017   10:09:39)
(Ответ пользователю: СИрена)

"... многие самодеятельные авторы не умеют насыщать стихотворение лексикой, которую требует заданная тема.
Не хватает эрудиции, языковой культуры, воображения и некоторых других особенностей интеллекта и темперамента."

Очень важный момент отмечен Вами, Ирина.
Там ещё есть скрытые небольшой провокационностью формы и ироничностью содержания полезные советы. К тому же можно кое-что прочитать и между строк. Не все так однозначно.)))
Но Ваш взгляд, как обычно, очень проницателен.

СИрена   (31.05.2017   12:23:03)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Ситуация - как в том эпизоде, когда Незнайка писал эпиграммы.
Как только дело доходило до того, кому они были посвящены,....сами помните, что происходило
с винтиками, гусликами и знайками:)

Лев Вьюжин   (31.05.2017   12:49:57)
(Ответ пользователю: СИрена)

Весьма похоже. Очень широко улыбнулся...)))

Алмост   (31.05.2017   08:26:52)

Что-то не проникся я таким ремесленным подходом. Ровненько, может и без провалов, но и без души. Какой смысл писать, если мозг не жжёт? Просто переводить чернила? Это же будет конвейер, который я частенько наблюдаю практически на всех сайтах. Бесконечная череда четверостиший без начала и конца, пугающая своими объёмами и блеклостью.

Лев Вьюжин   (31.05.2017   10:01:43)
(Ответ пользователю: Алмост)

Значит - Вам уже не надо. Или ещё...)))

Алмост   (31.05.2017   10:08:12)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Надеюсь,что "уже", усиленно стираю, всё то, что написал таким методом в первый год графомании.))

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (31.05.2017   08:37:38)

Очень полезная тема!
И всё по делу.

Всем, кто высказал скепсис на сей счёт:
речь идет о простейшей технике стихосложения.

Если кто-то всё это знает и умеет, то флаг ему в руки и барабан на шею - вперёд!
Однако, как показывает жизнь, многие и многие не умеют этого и не знают, как и с чего начинать...
Вот им эта тема и предназначена.

Речь не идет о создании поэзии!
Это совсем иное...

Елена Радкевич   (31.05.2017   09:52:55)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

" речь идет о простейшей технике стихосложения."
Лео! Мы же не ПТУшников обучаем кирпичную кладку класть.
" многие и многие не умеют этого и не знают, как и с чего начинать..." - в таком случае хочется сказать : И не начинайте! Поэзия - не ремесленичество., а изнуряющий труд души." В некоторой степени даже болезнь.Давайте не будем ею заражать тех, у кого к ней врожденный иммунитет. А у кого болезнь в легкой форме , здоровый организм сам справится. Искренне - Елена.

Лев Вьюжин   (31.05.2017   10:01:00)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

"Речь не идет о создании поэзии!
Это совсем иное..." (с)

Все правильно, Лео!
Многим хочется, чтобы раз - поэтический шедевр. Чтобы: махнул правой рукой - и сжег глаголом сердца, махнул левой - и распахнулась душа, качнул головой - а с неё посыпались листики лавра и золотистые блестки поэтического нимба. Тогда - этот пассаж не для них.
Приобщение к творчеству - так бы я назвал свой довольно ироничный пост. Оно может идти и так - через решение простых прикладных задач. Сие приобщение надо проводить в юном возрасте, в школе, причем, лучше в начальной.
Словами: пишите душой - никого ничему не научишь. Стихи писать следует ручкой или печатать на клавиатуре. Думать - головой. Душу нужно вкладывать. В дело. В работу. В творчество. Правда, сначала надо - очень хорошо освоить свое дело, научиться работе и постичь многие секреты творчества. )))

Елена Радкевич   (31.05.2017   09:02:53)

"Мне не забыть тот тихий дом
В краю немеркнущих рассветов.
Там ивы плачут над прудом…
Там обо мне скучает лето…"
На мой взгляд, Лев, это очень неудачный образец. Вот почему:
- тот дом- это который? Мы его не видим и не знали ране: следует его конкретизировать. Или при первом подобному упоминании объекта весь текст должен быть написан в интригующей форме по возрастающей,чтобы ждать последней строчки-развязки.
- текст лучше воспринимается, когда читается "как по маслу".А в данном образце каждая строчка -сучек и заковырка. Здесь главная мысль -дом, а не рассвет, выходит ивы и лето находятся в доме. Если "где ивы..,где обо мне.." - привязка в "краю " - так будет правильно.Но опять же дом остается сам по себе...
Думаю, вы сами так свой материал подавать не станете, а вот для хорошей провокации других для раскрутки заданной темы -вполне подходит. Исукренне - Елена.

Лев Вьюжин   (31.05.2017   10:27:55)
(Ответ пользователю: Елена Радкевич)

Разбор (к тому же не совсем удачный и грамотный) примера, который, как было заявлено в посте - простой, без изысков, но и без провалов, не самое лучшее решение в комментарии к моему посту.
Несколько, буквально пару, ремарок, и на дальнейший именно разбор примеров я отвлекаться не буду.
Во-первых - это заготовка, болванка стиха, а не окончательное отшлифованное произведение Во-вторых, подразумевается ещё энное количество строф, в которых может быть объяснено и разъяснено очень многое. В-третьих - тема стиха "Малая родина", и, возможно, название будет "Мамин дом", "Домик детства", я не знаю. К тому же тема может развиться в несколько тематик затронутых в одном произведении.
В-четвертых - не увидеть перед указательным местоимением "там" существительное "в краю", к которому по правилам русской грамматики оно более всего тяготеет и однозначно соответствует, значит, иметь некоторые проблемы с этой самой грамматикой. Уж простите, если задел чем-либо.))) И т.д и т.п
Напоминаю - больше к разбору не предназначеннного для этого примера я не возвращаюсь. Непродуктивно и бессодержательно.

Анатолий Болгов   [Санкт-Петербург]    (31.05.2017   11:20:20)

С интересом прочёл.
Со смешливой едкостью эту тему раскрыл в своё время Тимур Раджабов. Вот его страничка в Избе https://www.chitalnya.ru/users/timrad/ , но бывает он здесь очень редко, больше пробавляется в Фейсбуке, да и «Курса молодого стихобойца …» в ней нет. Пришлось этот смешливый трактат выцыганивать из Литсовета.
«Курс молодого стихобойца или как песать успешные стехи». Тимур Раджабов.
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=393167 .

Несколько лет назад и я коснулся этой темы. Должен сразу заметить, что о существовании раджабовского «Курса…» тогда не знал, как и о существовании самого Тимура.
Отмечу, что писал усмехаясь, чаще хохоча до слёз, а как без оных обойтись: запивать манюсенькие дринки водки чем то нужно было, так как некие личности вылакали из крана всю воду.
https://www.chitalnya.ru/work/598594/

Лев Вьюжин   (31.05.2017   12:08:09)
(Ответ пользователю: Анатолий Болгов)

Спасибо, Анатолий. Весьма и весьма познавательно.)))
У меня все же добрее и с большей любовью к слушателю или читателю, как мне кажется...)))
К тому же я постарался включить в текст конкретные (совсем не шуточные и вполне серьезные) советы по стихограмоте.
Думаю, что продолжение ещё будет...)))

Лев Фадеев   [Москва]    (31.05.2017   11:35:25)

Полезный пост. Всё очень толково .
Как показала практика, желающих изложить свои чувства в стихах,великое множество.
И подобные рекомендации, даже очень помогут им придать своим работам стихотворную форму.
Ну , а дальше человек сможет сам найти или прийти к своему почерку и если у него ещё проснётся талант, то стать настоящим автором и дай Бог -поэтом. Спасибо

Лев Вьюжин   (31.05.2017   12:02:05)
(Ответ пользователю: Лев Фадеев)

"...дальше человек сможет сам найти или прийти к своему почерку и если у него ещё проснётся талант, то стать настоящим автором и дай Бог -поэтом." (с)

Золотые слова, Лев!

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (31.05.2017   13:10:45)

Лев, а можно задать тему и подстрочник небольшой,
Чтобы Вы смогли провести ещё один наглядный урок?!
У Вас получилось интересно и выразительно!

Лев Вьюжин   (31.05.2017   14:01:32)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Нет, Владимир, дело не в моем умении или желании следовать Вашим предложениям.
Весь мой пост - это просто пример того, как начинающий автор может! попробовать! работать с нахлынувшим желанием писать стихи. Прочитайте внимательно - все эти рассуждения, мной описываемые, с опытом и временем просто возникают, или могут возникать, у автора в голове, сиречь - воображении, и он работает с ними или над ними там, в голове, в святая святых поэтической кухни. Тем более - не бывает чего-то абсолютно единственно точного, правильного и незыблемого. Всё сугубо индивидуально. Имеющий уши - да услышит, имеющий глаза... )))

Владимир Смирнов   (31.05.2017   19:52:26)

Остап Ибрагимыч сочинил когда-то пособие для журналистов...

Лев Вьюжин   (31.05.2017   20:16:22)
(Ответ пользователю: Владимир Смирнов)

Остап Ибрагимович был на редкость одаренный индивидуум.)))
Этого у него не отнять.

Вадим Луговской   [Рязань]    (02.06.2017   00:17:31)

Как писать стихотворные "баклуши" надо бы учить в школе ( и кое-что ещё), но так ведь "не дворяне"...
(В шутку: а если ученики набегут и потребуют продолжения учёбы – вы как? Станете им "крёстным папой", или пусть дальше растут "беспризорниками", по-Райкину – "главное родить..."?)
А вдохновение, Лев? Это же несчастье, когда хочется писать стихи, а вдохновения нет. Особенно когда к этому подталкивают окружающие. У нас у девочек это было повальным увлечением. За иных было страшно за их здоровье. Ну не получалось у них, со всей их старательностью в изучении стихосложения. И то – писать о чём? Жизненного опыта нет, сказать нечего, а есенинская "божья дудка" – редкость. Не помогало и революционное:
"Никто не даст нам вдохновенья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Напишем мы стихотворенье
Своею собственной рукой."
Сам неуч ( при чём ленивый). Но при написании стиха для меня главное другое – стараюсь "оглядываться" на "совет" Архипиита Кёльнского ( из любимых мной вагантов... " На французской стороне" – песня нашей молодости):
"Существуют на земле
всякие поэты:
те залезли, что кроты,
в норы-кабинеты.
Как убийственно скучны
их стихи-обеты,
их молитвы, что огнем
чувства не согреты.

Этим книжникам претят
ярость поединка,
гомон уличной толпы,
гул и гогот рынка;
жизнь для этих мудрецов
узкая тропинка,
и таится в их стихах
пресная начинка.

Не содержат их стихи
драгоценной соли:
нет в них света и тепла,
радости и боли..."
Как-то так. Извините, если чё.

Лев Вьюжин   (02.06.2017   00:39:12)
(Ответ пользователю: Вадим Луговской)

"Как писать стихотворные "баклуши" надо бы учить в школе ( и кое-что ещё), но так ведь "не дворяне"..." (с)
Разумный совет, вполне. Только - кому?..
Опять слышу - "вдохновение!" А там, где-то рядом, уже подходит "душа!".
Напишите тысячу раз столбиком "вдохновение" и озаглавьте произведение "Душа" - все равно не будет поэзии. Нигде! Никоим образом! Ни в каком виде!
Самое большое несчастье, когда хочется писать стихи - а ты неграмотный, во всех смыслах.
А какое несчастье читателю при этом! Но, что о нём думать. Он в "согретых огнём чувствах" не предусмотрен...)))














1