Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Читаем классику


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (15.05.2017   21:08:21)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 183

Не буду спрашивать о банальном – «пишу от души».
Если не от души, то и браться не стоит за более или менее серьезную поэзию. Способный, а уж тем паче – талантливый, автор неизменно оставляет частицу своей души даже в самой простенькой и незамысловатой работе.
А вот, совет маститых критиков как прошлого, так и современности (есть ли они, «маститые» современные критики – вопрос другой) о том, что начинающему стихотворцу в высшей степени необходимо знать лучшие образцы поэзии, и не только знать, но и постоянно перечитывать – в какой мере он справедлив и актуален?
Способствует ли обстоятельное, серьезное знакомство с творчеством признанных мэтров поэзии становлению собственного поэтического голоса? Не мешает ли самобытности, уникальности и неповторимости своего понимания звуков и образов – частое соприкосновение с классикой?
И, вообще, в какой мере можно и нужно (нужно ли?) обусловливать формирование и развитие молодого (пусть так) поэта выполнением такого рода «процедур»?


Комментарии:

Лев Полыковский   (15.05.2017   22:06:09)

Надо читать классику. Да, способствует, да помогает. На своём опыте знаю.

Лев Вьюжин   (15.05.2017   22:48:02)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Ваша позиция понятна, Лев.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (15.05.2017   22:36:46)

Допустим, если говорить о стихах, о поэзии в целом, это будет выглядеть несколько натянуто, потому что востребованность у читателей именно этого жанра литературы, в наше время, крайне низка (на мой взгляд).
Но, давайте возьмём аналогию - из музыки и всё станет на свои места.

На концерты люди ещё пока ходят. И как ни странно , большинство из них не умеют петь, сочинять музыку, играть на инструментах, но это им не мешает слышать, чувствовать фальшь, восторгаться мастерством исполнения. Безусловно. у них есть музыкальный вкус и слух, иначе бы они не могли быть ценителями и знатоками хорошей музыки, ради прослушивания которой не жаль "выбросить" деньги.
Но ведь это им не с рождения было дадено.

Ну, слух, допустим, от природы, а вкус?
Вкус, без сомнения, воспитан на достойных образцах классической музыки, если речь идёт о классике.
Или на образцах добротного классического рока, если речь идёт рок-н-рольных концертах.
Положим, дискотеки с рэпом я не рассматриваю, поскольку там музыка вторична, это всего лишь фон для душевной беседы.

Не знаю, насколько я привёл удачно примеры, но вернёмся к поэзии.
Многие поэты пишут "по наитию", даже не подозревая иногда, что пишут ямбом или хореем.
Многие выписывают неплохие звучные строчки, даже не имея понятия о существовании силлабо-тоники.

То есть, не все досконально знают (изучали) такую суровую науку, как поэтика, но часто это не мешает им сочинять неплохие стихи.
Ведь у них есть важное (по аналогии с музыкой), а именно: поэтический вкус, который любому ценителю поэзии, даже не сведущему в тонкостях аллитераций, не пишущему стихи, помогает отличить "на глазок" лепню от лепоты.

И опять же, это "чутьё" не с неба взялось.
Именно, знакомство с достойными образцами поэзии (музыки), стремление им подражать в лучшем смысле этого слова, то есть не копировать, а стремиться писать на таком же уровне совершенства, столь же качественно, объёмно, образно и доступно для восприятия, многих любителей со спобностями превращает, со временем в маститых поэтов.

Конечно, знание поэтики (хотя бы терминологии) никто не отменял.
Но и отсутствие такого специфического знания не мешает, тем же слушателям или читателям "чувствовать слог" ценить совершенство и мастерство

Говоря проще, не было бы классики, не было бы и высокой поэзии.
Люди бы считали поэзией всё, что написано в столбик.

Лев Вьюжин   (15.05.2017   22:47:10)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Со многим соглашусь.
Вывод, исходя из ваших слов, Валерий, напрашивается такой. Беру только поэзию, поскольку о ней речь в преамбуле.
Чтение поэтической классики оказывает очень сильное влияние на становление молодого поэтического дарования и является одним из важнейших и необходимых условий этого становления.
Но вот как быть дальше при последующем формировании своего голоса, своего видения, манеры, стиля? Не опасно ли начинающему и неискушенному перечитывать ту же классику в этот период? Не подпадет ли он под магическое влияние классических образов? Не окажется ли так, что его самобытный голос станет вторичным и подражательным, пусть даже мастеровитым и крепким?

Так Надо   (15.05.2017   23:10:59)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

не раз задавался этим вопросом, но однозначный ответ так и не нашел...
помнится, написал один стишок, и там одна строчка, с незначительным отклонением, повторяла строку из стихотворения Есенина, которое я не знал...хорошо хоть сам текст был о другом...-) но кто может дать гарантию, что где-то когда-то я эту строчку мимолетно не услышал...сознание забыло об этом, сохранив в подсознании, откуда она впоследствии и всплыла...-)
думаю, что читать и запоминать надо хотя бы для того, чтобы не случались такие казусы...-)

Лев Вьюжин   (15.05.2017   23:27:32)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Но если понимать, что до нас написаны мириады строчек, то обязательно найдется почти такая. По-моему, важнее контекст.

Так Надо   (15.05.2017   23:35:44)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

так ведь такое не только со строчкой может случиться, но и со стилем...

Лев Вьюжин   (15.05.2017   23:44:26)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Вот потому и возникают эти вопросы - стоит ли? необходимо ли? в какой мере?

Кому-то и "от души" достаточно, кому-то даже энциклопедические знания как стихов, так и стихосложения не помогают стать достойной поэтической величиной...

Так Надо   (15.05.2017   23:51:36)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

я уже написал, что не знаю однозначного ответа...но думаю, что ответы на все эти вопросы во многом зависят от степени одаренности.

Лев Вьюжин   (16.05.2017   00:10:04)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Я для себя знаю ответ, но вот является ли он однозначно правильным с других точек зрения? Понятно, что - нет.
Но высказывания Валерия Леви, показывают, что я не один с такими взглядами, что уже само по себе хорошо. Именно с практической точки зрения, поскольку порой есть непосредственно к тебе обращенные вопросы...

Так Надо   (16.05.2017   15:37:27)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

если непосредственно к себе, то я классику читаю и отдыхаю с ней, после того как начитаешься шедевров сетелитературы...-)
согласен с тем, что таланту (сильному дарованию) влияние классики, по части невольного подражания, не грозит.

Лев Вьюжин   (16.05.2017   19:41:23)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Здесь соглашусь, конечно же.
Я ещё о том, что обращается именно начинающий автор, и ему отвечать необходимо. В самый первый момент желательно прямо, кратко, убежденно. Сомнения потом приложатся, куда без них...

Лев Полыковский   (16.05.2017   00:14:57)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Ну я вот не считаю себя поэтом, я по призванию философ-аналитик. Но, иногда душа выплёскивает наружу стихи.

СИрена   (16.05.2017   14:25:30)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Подражание - один из первых этапов творчества, наверное.
И это касается не только поэзии.
Кто-то так и остается подражателем, кто-то со временем проявляется как индивидуальность.
Но от влияния великих не уйти. Да и нужно ли?

Так Надо   (16.05.2017   15:40:31)
(Ответ пользователю: СИрена)

я уже ответил Льву выше, что во многом это ( обретение индивидуальности) зависит от степени дарования.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (15.05.2017   23:12:16)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Есть такое хорошее слово, Лев , как дарование. То есть нечто, изначально дарованое человеку при рождении - (я называю это поэтический слух, чувство слога - не важно) это та основа творческой личности, её самобытность, без которой немыслим сам творческий процесс.

Это остаётся с человеком навсегда и неразрывно связано с его особым внутренним мироощущением.
Достойные образцы классики могут только это дарование усилить, либо (если оно слишком развито) никак не повлиять.
Если и будут моменты подражания , то это только на этапе ученичества, в период "набивания руки".
Далее - "дарование" вытянет, "наставит на истинный" путь оригинальности.

Есть конечно дилемма душевности (живости) образов и крепкости слога. Но это не связано с классикой и подражанием.
Обычно, когда чувства ещё остры и непосредственны, человеку ещё не достаёт мастерства.
Когда же обретается мастерство, воображение и чувственность утрачивают живость.

Хотя, стоит ли боятся того, что поэт не станет мастером слова? Важно, чтобы вкус, привитый с детства, воспитанный на достойных классических образцах сохранился как можно дольше.
Из такого, несостоявшегося поэта, иногда получается неплохой критик.
Знаю по себе.
))

Лев Вьюжин   (15.05.2017   23:34:16)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Опять же убеждаюсь, читая Ваши рассуждения, в своей правоте, когда говорю, советую - чтение, изучение, постоянное соприкосновение с высокой, настоящей, талантливой поэзией никоим образом не может повредить формированию поэтического мастерства, но неизменно, наоборот - только повышает ваши шансы вырасти в действительно неординарного автора.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (16.05.2017   06:45:33)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Выводы настолько очевидны, Лев, что я даже это и не обсуждаю, но хочу сказать больше, быть может выходя несколько за рамки темы, что классику важно знать не только пишущему, но и читающему, чтобы проще было понять, насколько представленное произведение самобытно.
Классика, это основа духовной культуры человека, определяющая уровень его восприятия.
Не зная основ, трудно оценивать новое на предмет мастерства. Всё познаётся в сравнении.
Поэтому, если поэта весьма самобытного окружают люди духовно не развитые, вряд ли они будут способны оценить его по достоинству.
Это проблема многих талантливых поэтов - окружение, состоящее из посредственностей, это душит любой талант.

Лев Полыковский   (15.05.2017   23:12:46)

Что значит "писать от души"? Это значит писать не только то, что необходимо написать (например, поздравление), но и то, что требует моя душа. Тогда строчки идут откуда-то из глубины сознания. И не обращаю внимание на то, как обязывают писать правила стихосложения, пишу как требует душа, а не так как надо писать по правилам.

Лев Полыковский   (15.05.2017   23:18:09)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

И к чёрту мастерство, когда душа требует.

Так Надо   (15.05.2017   23:23:38)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

вот этим классика и отличается...там мастерски пишут душой -)

Лев Полыковский   (15.05.2017   23:27:39)
(Ответ пользователю: Так Надо)

Пусть пишут мастерски, а я буду от души писать.

Валерий Леви   [Маале-Адумим]    (15.05.2017   23:25:11)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Я тоже так думаю, Лев, зачем скрипке смычок?
Если душа требует, можно и пальцами струны щипать.
))

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (16.05.2017   02:42:28)
(Ответ пользователю: Валерий Леви)

Очень хороший ответ! Действительно, зачем правила грамматики, какие-то запятые, какие-то требования, когда душа требует?! Вот так в кабаке найдёт на человека; хочет душа петь и он как заревёт!.. Но кто только это будет слушать...

Геннадий Дергачев   [Москва]    (16.05.2017   08:26:01)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

"хочет душа петь и он как заревёт!.. Но кто только это будет слушать..." :))
Анатолий, так это он для себя заревёт от души, чихать ему, будет ли кто его слушать :) Разве в жизни это происходит не сплошь и рядом?!

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (16.05.2017   12:55:30)
(Ответ пользователю: Геннадий Дергачев)

Я о том, что люди пишут для себя, а выкладывают на главную тоже для себя? Если для себя, то пиши в стол или сразу в урну...

Лев Вьюжин   (15.05.2017   23:24:48)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

"Не буду спрашивать о банальном – «пишу от души»." (с)

Я предварил разговор такой репликой, по сему сейчас несколько о другом...

Юрий Левченко   [Нижний Тагил]    (16.05.2017   00:16:58)

Основываясь на своём понимании термина "общественное мнение", о котором я говорю, что такового мнения не существует, а есть насаждаемое в обществе мнение его "элиты", задам вопрос: "По каким критериям отбирается плеяда классиков"? Например, если бы я читал только стихи Н.В. Гоголя, и не знал его "Тараса...", "Вечера на хуторе...", я никогда бы не назвал его поэтом, на голову превосходящим А. С. Пушкина... Мне могут возразить, что классиков отбирает время, а не элита. Но тогда, зачем нам классик И.А. Крылов, если есть Лафонтен, и даже Эзоп? Т.е. я хочу сказать, что при отборе классиков основную роль играют два субъективных мнения: одно - собственное, а второе - ретранслированное мнение "авторитета". Но будем считать, что эти мнения совпали, а их единство явило нам, как объективное, имя классика и список таких имён, лидирующих в каждом жанре.
Теперь попробую ответить на основной вопрос темы: "Насколько важно и нужно знание творчества классиков для человека пишущего?"
Важно и нужно ровно настолько, насколько автор способен расширить для читателя горизонты, очерченные классиками. Если творчество молодого автора течёт по шлюзам классиков, он может быть интересен только как копиист; пусть великолепный, но копиист.
И только в случае выхода его творчества за параметры тех шлюзов, читатель, может быть и скажет: "А ведь это новое вино, которому не место в старых мехах!" Но шлюзы необходимы - без них не покинуть застоявшийся и зарастающий ряской пруд,

Лев Вьюжин   (16.05.2017   00:25:36)
(Ответ пользователю: Юрий Левченко)

Понятно.
Но есть тогда такое возражение - а сможет ли автор-имярек "расширить для читателя горизонты, очерченные классиками", не изучив внимательнейшим и серьезнейшим образом эти самые горизонты?
Может ли родиться талант вне ауры классиков, отобранных или назначенных не суть?
Поэзии ведь, как ни крути, не учат, в такой мере хотя бы, как музыке, живописи...

Юрий Левченко   [Нижний Тагил]    (16.05.2017   00:49:33)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

В своём ответе на вопрос Вашей темы, я сравнил творчество классиков со шлюзами.
Последнее предложение ответа недвусмысленно утверждает необходимость этих "шлюзов".

Лев Вьюжин   (16.05.2017   00:53:40)
(Ответ пользователю: Юрий Левченко)

Уточнение принято, спасибо.

Юрий Левченко   [Нижний Тагил]    (16.05.2017   01:03:58)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

+!:)

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (16.05.2017   02:54:34)

Говорят, что с каждой прочитанной книгой мы становимся мудрее и повторяют известную фразу, что новое поколение становится на плечи предыдущему. Как же нам становиться на плечи, если мы о существовании предыдущего вообще ничего и не знаем? Да, читая классиков, мы зачастую им подражаем и этим грешили многие, но своя натура, свой глаз, свой характер потом исправят это. Я читал Маяковского и то потому, что тесть восхищался им, но прочитав несколько произведений по принуждению школы и потом тестя, я его не то, что копировать, но и читать вовсе не стал. Так и дальше...

Лев Вьюжин   (16.05.2017   11:48:32)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

Я не о том, Анатолий, какие кому поэты нравятся. Я о принципе, о том, как влияет на поэтическое становление классическая литература?
И нужен ли действительно талантливому начинающему поэту классический "фундамент", и в какой мере?

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (16.05.2017   15:12:53)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Лев, я и говорю, что классик Маяковский мне не нравится и влиять на меня не может. Кто-то другой близок и это накладывает отпечаток на творчество. Правда, моё мировозрение, характер и т.д. обязательно видоизменят это влияние, если у меня есть за душой какая-то склонность к поэтическому дару. Но есть и те, кто просто копирует по заданному шаблону, как ремесленники и не могут выскочить из этой колеи из-за отсутствия способностей к написанию...

Лев Вьюжин   (16.05.2017   19:45:15)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

Такая глыба поэтическая, как Маяковский, даже если не нравится, все равно повлиял на Вас, Анатолий.
Он к тому же был в школьной программе, когда мы учились (сейчас не знаю). Поэтому избежать пусть опосредованного, но влияния невозможно...

Анатолий Болгов   [Санкт-Петербург]    (16.05.2017   03:23:59)

Говорю о себе. Не буду слушать до конца концерт музыканта , плохо владеющего инструментом. Достаточно прослушать одну-две вещи или часть чего-то большого и тихо удалиться.
Так и в поэзии, где слово и речь есть инструмент и если поэт им не владеет, то как бы он ни пытался выразить свои глубинные чувства, получится мелко и банально. Это не значит, что я против любого пишущего, и если человека тянет к ручке с блокнотом или компьютеру, то пусть пишет, но учиться мастерству необходимо, а лучших учителей, чем наши классики, не сыскать.
То, как сказал о поэзии Райнер Мария Рильке в романе «Записки Мальте Лауридса Бригге» и в «Письма к молодому поэту", лучше не выразить, во всяком случае, мне, поэтому приведу нужные выдержки оттуда.
Роман и письма Рильке легко найти в интернете через поисковики, но я приведу ссылку на одну очень любопытную и полезную для поэта страницу http://www.stihi.ru/2006/02/11-437 , где интересны и комментарии.

1.
«Ах, но что пользы в стихах, написанных так рано! Нет, с ними надо
повременить, надо всю жизнь собирать смысл и сладость, и лучше долгую жизнь,
и тогда, быть может, разрешишься под конец десятью строками удачными. Стихи
ведь не то, что о них думают, не чувства (чувства приходят рано), стихи --
это опыт. Ради единого стиха нужно повидать множество городов, людей и
вещей, надо понять зверей, пережить полет птиц, ощутить тот жест, каким
цветы раскрываются утром. Надо вспомнить дороги незнаемых стран, нечаянные
встречи, и задолго чуемые разлуки, и до сих пор неопознанные дни детства,
родителей, которых обижал непониманием, когда они несли тебе радость (нет,
та радость не про тебя), детские болезни, удивительным образом всегда
начинавшиеся с мучительных превращений, и дни в тишине затаившихся комнат, и
утра на море, и вообще море, моря, и ночи странствий, всеми звездами мчавшие
мимо тебя в вышине, -- но и этого еще мало. Нужно, чтобы в тебе жила память
о несчетных ночах любви, из которых ни одна не похожа на прежние, о криках
женщин в любовном труде и легких, белых, спящих, вновь замкнувшихся
роженицах. И нужно побыть подле умирающего, посидеть подле мертвого, в
комнате, отворенным окном ловящей прерывистый уличный шум. Но мало еще иметь
воспоминанья. Нужно научиться их прогонять, когда их много, и, набравшись
терпения, ждать, когда они снова придут. Сами воспоминания ведь мало чего
стоят. Вот когда они станут в тебе кровью, взглядом и жестом, безымянно
срастутся с тобой, вот тогда в некий редкостный час встанет среди них первое
слово стиха и от них отойдет…».
Выдержка из романа «Записки Мальте Лауридса Бригге». Перевод с немецкого Е. Суриц.

2.
«...Вы спрашиваете, хорошие ли у Вас стихи. Вы спрашиваете меня. До меня Вы спрашивали других. Вы посылаете их в журналы. Вы сравниваете их с другими стихами и тревожитесь, когда та или иная редакция Ваши попытки отклоняет. Итак (раз Вы разрешили мне Вам посоветовать), я попрошу Вас все это оставить. Вы смотрите вовне, а это первое, чего Вы сейчас не должны делать. Никто не может Вам посоветовать и помочь, никто. Есть только одно, единственное средство. Уйдите в себя. Испытуйте причину, заставляющую Вас писать; проверьте, простираются ли ее корни до самой глубины Вашего сердца, признайтесь себе, действительно ли Вы бы умерли, если бы Вам запретили писать. Это – прежде всего: опросите себя в тишайший час Вашей ночи: должен ли я писать? Доройтесь в себе до глубокого ответа. И если бы этот ответ был да, если бы Вам дано было простым и сильным «должен» ответить на этот насущный вопрос – тогда стройте свою жизнь по этой необходимости; вся Ваша жизнь вплоть до самого безразличного и скудного ее часа, должна стать знаком и свидетельством этому «должен». Тогда приблизьтесь к природе. Тогда попытайтесь, как первый человек, оказать, что Вы видите и чувствуете, и любите, и теряете. Не пишите любовных стихов; избегайте для начала слишком ходких и обычных тем: они самые трудные, ибо нужна большая зрелая сила – дать свое там, где уже дано столько хорошего, а частью и блестящего. Поэтому спасайтесь от общих тем к своим личным, поставляемым Вам данным днем Вашей жизни: расскажите свои печали и желания, преходящие мысли и веру во что-нибудь прекрасное – делайте все это с глубокой, тихой, смиренной правдивостью и берите, чтобы высказать себя, вещи Вашего окружения, образы Ваших снов и предметы Ваших воспоминаний. Если Вам Ваш день покажется бедным, не вините его, вините себя, скажите себе, что Вы недостаточно поэт – вызвать его сокровища: ибо для творящего нет бедности, нет такого бедного безразличного места на земле. И если бы Вы даже были в тюрьме, чьи стены не допускали бы до Вашего слуха ни одного из земных шумов, – не оставалось ли бы у Вас еще Вашего детства, этого чудесного королевского сокровища, этой сокровищницы воспоминаний. Туда глядите. Попытайтесь вызвать к жизни затонувшие чувствования тех далеких времен, – Ваша личность окрепнет, Ваше одиночество расширится и станет сумеречным жилищем, далеко минуемым всем людским шумом. – И если из этого оборота внутрь, из этого погружения в собственный мир получатся стихи, тогда Вам и в помыслы не придет кого-нибудь опрашивать, хорошие ли это стихи. Вы также не попытаетесь заинтересовать своими вещами журналы, ибо они станут для Вас любимым, кровным достоянием, куском и голосом собственной жизни. Произведение искусства хорошо тогда, когда вызвано необходимостью. В природе его происхождения – суждение о нем: нет другого. Посему, многоуважаемый N., я бы ничего не посоветовал Вам, кроме: уйти в себя и испытать глубины, питающие Вашу жизнь: у истоков ее Вы найдете ответ на вопрос, должны ли Вы писать. Примите его как прозвучит, вне толкования. Может быть, окажется, что Вы призваны быть поэтом. Тогда примите свою судьбу и несите ее, тяжесть ее и величие, никогда не озираясь на награду, могущую придти извне. Ибо творящий должен быть для себя целым миром и все находить в себе и в природе, с которой он воссоединился...».
Из «Письма к молодому поэту». Перевод с немецкого Марины Цветаевой.

Лев Полыковский   (16.05.2017   07:41:55)
(Ответ пользователю: Анатолий Болгов)

В этих цитатах из Рильке всё мне приемлемо кроме одной его фразы: "Не пишите любовных стихов". Вот этого я сделать не могу.

Лев Вьюжин   (16.05.2017   11:51:25)
(Ответ пользователю: Анатолий Болгов)

Благодарю, Анатолий, весьма интересно!

СИрена   (16.05.2017   05:42:33)

Мне кажется, Лев, по-настоящему самобытных авторов довольно мало.
И эта самобытность заложена в них на генетическом уровне и продиктована уникальностью места, в котором они родились.
За редким исключением это - не современный город.
Красота Есенинского села Константиново, где Ока сливается с Волгой, уютная тишина Шекспировского Стрэтфорда-на-Эйвоне, где лодки скользят по узкому извилистому Эйвону, цепляясь за ветки ивы...Неповторимая Балаклавская бухта, без которой не мог жить Куприн...
Именно в таких местах рождаются великие произведения.
Что касается чтения классиков: нужно не просто читать и перечитывать, нужно погружаться в их творчество.
И, если есть возможность, бывать в местах, откуда авторы черпали вдохновение. Там их стихи (проза, живопись, музыка) воспринимаеются совершенно по-иному.
Произведения одних авторов проникают в душу, произведения других просто остаются прочитанными.
А дальше - дело за нашим мозгом: он раскладывает фактическую и эмоциональную информацию по полочкам
комода, а в нужный момент выдаёт, уже переработанную. Но теперь - на более высоком уровне.
Что касается боязни "потерять собственный голос" - это, думаю, нормальный базовый страх. Все думающие авторы этого боятся. Но хороший голос непременно улышат.
Спасибо за отличную тему.

Лев Полыковский   (16.05.2017   07:59:19)
(Ответ пользователю: СИрена)

Никакой не приемлю стандарт,
всё здесь строго индивидуально.
И поэт и мыслитель и бард
это сердца отзвук кристальный.

И не надо его понимать,
надо чувствовать душу душою.
и лишь тем он будет сиять,
кто сердца навстречу раскроют.

Удивиться может любой,
разглядеть не сумевший чудо.
Не спеши уходить, постой,
и взойдёт ясный свет ниоткуда.

16.05.2017

Лев Полыковский   (16.05.2017   08:28:52)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Иногда кошка меня понимает больше, чем человек. И тогда я начинаю понимать Куклачёва. Чтобы понять человека, его надо полюбить, почувствовать ритм его души. Словами это не объяснить. А чувства человека мы понимать не умеем. Кошка умеет, а мы - нет. Даже полюбив человека эгоистически, мы думаем о себе, а не о нём, мы думаем о его физическом теле, а не о его душе.

Лев Вьюжин   (16.05.2017   12:01:52)
(Ответ пользователю: СИрена)

Прекрасно сказано, Ирина!
Вывод: самобытному, талантливому автору знакомство, серьёзное изучение и даже глубокое погружение в мир классической поэзии никоим образом не могут помешать в становлении, но обогатить и усилить имеющийся самобытный поэтический дар они не только могут, но и несомненно и обогатят, и усилят, и помогут открыть самые сущностные и глубинные способности заложенного дарования.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (16.05.2017   09:00:24)

"«маститые» современные критики – вопрос другой) о том, что начинающему стихотворцу в высшей степени необходимо знать лучшие образцы поэзии, и не только знать, но и постоянно перечитывать – в какой мере он справедлив и актуален?"

Я, например, это дело люблю.
Читал тут днями календарь.
Там вставка работы Жуковского
о черёмухе.
Сказано весьма выразительно,
8 строк.
Но не классика по виду.
В каждом четверостишии сбой рифмы.
Я получил удовольствие поправить два сбоя.
Некоторые вещи просто хочется читать и перечитывать,
хотя они и вызывают слёзы.
Например, "Если дорог тебе твой дом" Симонова.
Или посмотреть томик Куняева.
И убедишься, как много серого и невнятного.
Тоже полезно.

Лев Полыковский   (16.05.2017   09:20:46)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

ВЫ правы! И я читаю и перечитываю классику. И она мне очень помогает. Вы молодец.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (16.05.2017   09:26:29)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Лев!
От молодца и слышу!
Есть у и не обязательно поэта
любимые строки прозы, поэзии,
авторы.а.
А уж стихача они обязательно имеются.
В этом заключается лестница творчества.
И у художников так же, видимо.
У драматургов.
А уж артиста к сцене на пушечный выстрел не подпустят.
Это называется Школа,
в широком смысле этого слова.

Лев Полыковский   (16.05.2017   09:31:07)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Странное дело: когда я читаю классиков, я учусь у них жизни и проникаюсь их духом. А когда из моей души выплескивается какое-то стихотворение, я записываю его как бы автоматом, не думая ни о чём другом, ни о классиках, ни о критиках, ни о правилах стихосложения.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (16.05.2017   09:40:50)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Лев, к примеру, Правила стихосложения
Вы (Я уверен!), применяете рефлекторно,
как рефлекторно подносите ложку с супом
к своему рту.
Ведь тут тоже надо применить правило?!
Так же вполне осознанно, Вы не напишите
"Мороз-воевода дозором"....!
Хотя и .... не думаете о классиках.
И на пошлость Вас не тянет, хотя критик не стоит
у Вас за спиной с пистолетом.
Так что Лев, Вам мозг и Вы - это е одно и тоже.
Не надо быть Фрейдом или читать его,
чтобы это сообразить.
Ну, а если бы Вы думали о классиках и о критиках,
то Вам бы не удалось написать ничего путного.
Представьте, Лев, себе. футболиста на поле:
Думает ли он о судье? правилах футбола,?
зрителях? Когда ведёт мяч?
Когда бьёт в "Девятку".
Нет конечно.
Работают рефлексы.

Лев Полыковский   (16.05.2017   09:43:16)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Вы совершенно правы.

Лев Полыковский   (16.05.2017   09:45:12)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Но и Вы никак не отреагировали на моё здесь стихотворение и на послесловие к нему. Значит оно и не стоит Вашего внимания.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (16.05.2017   09:46:43)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Диалог сам с собой?
Ошибка?!

Лев Полыковский   (16.05.2017   09:49:52)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Выплеснул и забыл.

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (16.05.2017   09:45:24)
(Ответ пользователю: Лев Полыковский)

Лев, совершенства этой правоты
мне бы не удалось достичь... без Вашей помощи.
Спасибо!

Лев Вьюжин   (16.05.2017   12:06:07)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

Я рад за Вас. За то, что Вам по силам, и, главное, достает смелости править классиков. Но здесь не о том. Но если Выи далее не намерены придерживаться темы, то я бы просил Вас её не посещать. Ничего личного, Владимир...














1