Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Личности в истории России


Выбрать темы по:  

Предлагаю поговорить о роли личности в истории.
В школьной программе и далее в университетском курсе общественно-исторических дисциплин мы помним утверждение о том, что историей движут не отдельные личности, а исторические процессы социальных групп. Хочется с этим поспорить.

Тема такая - верите ли вы в то, что движущей силой исторических процессов являются яркие личности, а не только интересы социальных групп?

На многие века вперед судьбу России и формирование ее как огромного и цельного государства из разрозненных земель определил великий русский правитель, полководец и собиратель земель русских
Дмитрий Донской.
Без этого собирателя русских земель такой России, какая определила историю развития Евразийской цивилизации в целом, не было бы. И разумеется, в этом же русле следует рассматривать и роль выдающегося Святого Преподобного чудотворца Земли Русской старца Сергия Радонежского.

Немалую роль в формировании менталитета и сути русской нации сыграло и крещение Руси с подачи Князя Владимира Красное Солнышко.
Разговор об этом судьбоносном для нашей русской цивилизации вопросе и выборе - отдельная огромная по значимости тема, имеющая большой резонанс и настоящее конфликтное время.

Знакомы нам и реформы первого императора России Петра Первого.
Выбор - Восток-Запад - это тоже Петр Первый.
Однако в наше время в курсах истории и социологии мы помним утверждение о том, что историей движут не отдельные личности, а исторические процессы социальных групп. Хочется с этим поспорить.



Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   00:55:38)

Материалы из Википедии.

Дмитрий Иванович Донской
[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июля 2015; проверки требуют 4 правки.
Дмитрий I Иванович Донской
Dmitri Donskoy.jpg
Дмитрий Донской. Портрет из Царского титулярника, 1672г.
Князь Московский
1359 год — 1389 год
Предшественник: Иван II Иванович Красный
Преемник: Василий I Дмитриевич
Великий князь Владимирский
1363 год — 1389 год
Предшественник: Дмитрий Константинович
Преемник: Василий I Дмитриевич

Гражданство: Россия
Рождение: 12 октября 1350
Москва
Смерть: 19 мая 1389 (38 лет)
Москва
Род: Рюриковичи
Отец: Иван II Иванович Красный
Мать: Александра Ивановна
Супруга: Евдокия Дмитриевна, дочь Дмитрия Константиновича
Дети: Василий, Юрий, Андрей, Пётр, Константин, Анастасия, Мария, Иван, Софья, Анна, Даниил, Симон.
Дмитрий I Иванович Донской на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Дмитрий Донской (значения).
Дми́трий I Ива́нович (др.-рус. Дмитрей Ивановичь[1]) (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359) и великий князь Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны.
В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния вышли Тверское и Смоленское княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, но татарские набеги продолжались ещё около двух веков. Также был построен белокаменный Московский Кремль.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   00:58:23)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Ранние годы. Борьба с Суздалем.[править | править вики-текст]
После смерти отца от мора в 1359 году опекуном 9-летнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт), обладавший сильным характером, большим авторитетом. Двум своим сыновьям Иван Красный завещал владения[2], оставленные Иваном Калитой[3] соответственно Семёну и ему. После скорой смерти младшего брата эти владения соединились под властью Дмитрия.
В Золотой Орде со смертью Бердибека (1359) началась «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть. Великое княжество Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям. В 1362 году впервые упомянутый русскими летописями в западной части Орды темник беклярбек Мамай, фактически управлявший от имени хана Абдуллы, выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, и московское войско выгнало из Переяславля и Владимира Дмитрия Константиновича суздальского. Впоследствии Москва поддержала его права на Нижний Новгород в обмен на отказ от претензий на Владимир, а Дмитрий Иванович женился на его дочери Евдокии.
Распад Золотой Орды коснулся не только её азиатской части: в мордовских землях укрепился Тагай, а в Волжской Булгарии Булат-Тимур. Тот и другой были разбиты соответственно рязанцами в 1365 году у Шишевского леса и суздальцами в 1367 году на р.Пьяне. В этом ряду побед была и наступательная акция суздальцев, когда они в 1370 году вторглись в Волжскую Булгарию и посадили там мамаевых ставленников. Таким образом власть Мамая распространилась на все земли западнее Волги и он перешёл к общерусским масштабам политики.
Вмешательство в тверскую междоусобицу и война с Литвой[править | править вики-текст]
См. также: Великое княжество Тверское и Литовско-московская война (1368—1372)
Дмитрий Донской печать 1.JPG
Дмитрий Донской печать 2.JPG

Печати Дмитрия Донского
В 1362 году великий князь литовский Ольгерд Гедиминович разгромил при Синих Водах трёх ордынских князей, включил в состав своего государства Киев, Подолье, Посемье и Переяславль Южный, прекратив данническую зависимость этих земель от Золотой Орды. В 1368 году обострился конфликт в Тверском княжестве, долгое время после разгрома 1327 года находившемся под контролем Москвы. Микулинский князь Михаил Александрович с помощью состоявшего с ним в родстве Ольгерда занял тверской престол, выгнав своего дядю, Василия Михайловича, главу кашинских князей, состоявших в родстве с московскими. Дважды (в 1368 и в 1370 годах) московская рать вторгалась под Тверь и дважды после этого Ольгерд безуспешно осаждал Москву, в которой в 1367 году был отстроен новый белокаменный Кремль[4].
К началу 1370-х годов исследователи[5] относят возобновление даннической зависимости находившихся в составе великого княжества Литовского южнорусских земель в рамках литовско-ордынского союза, направленного против Московского княжества, что повлекло за собой складывание оппозиции на восточнославянских землях великого княжества Литовского (в частности, на сторону Москвы перешёл Роман брянский). За участие во втором походе Ольгерда на Москву митрополитом Алексием был отлучён от церкви смоленский князь Святослав Иванович (Михаил Тверской и поддержавший его в местном территориальном споре владыка Василий были отлучены ранее), тогда в 1371 году Ольгерд обратился к константинопольскому патриарху Филофею с просьбой поставить отдельного митрополита в Киев с властью на Смоленск, Тверь, Новосиль и Нижний Новгород.
В 1370 году Мамай выдал ярлык на великое княжение Владимирское Михаилу Тверскому, и тот развернул активные военные действия в Северо-Восточной Руси, в том числе с помощью литовских князей. Дмитрий собрал войска и открыто не подчинился требованиям пришедшего с Михаилом из Орды посла: к ярлыку не еду, Михаила на княжение в землю Владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист. В 1371 году Дмитрий заключил соглашение с Мамаем, по которому был установлен размер дани ниже, чем при Узбеке и Джанибеке, сам получил ярлык и выкупил находящегося в Орде тверского княжича за 10 тыс.руб. Ольгерд в третий раз лично двинулся на Москву, московское войско вышло ему навстречу, и был заключён Любутский мир, а Владимир серпуховской женился на Елене Ольгердовне (1372).

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   01:00:56)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Борьба с Золотой Ордой[править | править вики-текст]

Памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля
В 1371 году Дмитрий попытался поставить под свой контроль Рязань (войско возглавлял перешедший на службу в Москву из Великого княжества Литовского Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский), выгнав из неё Олега Ивановича и посадив Владимира Пронского, но Олег вернулся в 1372 году и при заключении Любутского мира упомянут как князь, находящийся в союзе с Москвой. По Рязани пришёлся и первый удар Мамая, в 1373 году, и уже в 1374 году у Дмитрия установилось с ним розмирие. Исследователи[6] считают, что это означало конец выплаты дани и в том размере, который был установлен в 1371 году. В 1374 же году прошёл съезд князей в Переяславле-Залесском, который предположительно[5] служил консолидации вокруг Москвы антиордынских сил, в том числе, и находившихся в составе великого княжества Литовского. В 1374 году Мамай вновь попытался воздействовать на Дмитрия через Михаила тверского, вторично выдав ему ярлык, что вызвало поход соединённых сил Северо-Восточной Руси, а также смолян, на Тверь, в результате чего Михаил признал себя младшим братом Дмитрия, обязался участвовать во всех антиордынских акциях Москвы и отказался от претензий на Кашин (1375). Ольгерд провёл карательный поход в смоленские земли.
В 1376 году Дмитрий отправил войско во главе с Дмитрием Боброком в Волжскую Булгарию. Был взят откуп с мамаевых ставленников и посажены русские таможенники. В том же году Дмитрий ходил далеко за Оку, остерегаясь рати татарской. Примерно в том районе (Волчья Вода) указывает местоположение отряда Арапши, готовящегося к вторжению на Русь, «летописная повесть о побоище на Пьяне». В 1377 году московско-суздальское войско выступило на восточные рубежи Руси и было уничтожено там на стоянке татарами из Мамаевой орды, были разорены Нижний Новгород, а затем Рязань.
Победа над Мамаем[править | править вики-текст]

В. К. Сазонов.
«Дмитрий Донской на Куликовом поле»

По преданию, эту икону Святого Димитрия Солунского прислал князю Дмитрию Донскому византийский император в честь победы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
Основные статьи: Битва на реке Воже, Куликовская битва
В 1378 году Мамай послал 5 туменов во главе с Бегичем на Москву, и они были разбиты на р. Вожа в рязанских пределах с участием Андрея Ольгердовича псковского, перешедшего на службу к Дмитрию из Литвы после смерти Ольгерда и потери Полоцка в пользу Ягайло и его союзника Скиргайло. В том же году умер митрополит Алексий, и Дмитрий отказался принять митрополита Киприана (его люди ограбили митрополита и не пустили его в Москву), за что организаторы и причастные были специальным посланием Киприана отлучены от церкви и прокляты «по правилам святых отцов»[7].
В 1379 году Мамай вновь разорил Рязанское княжество, зимой 1379/1380 годов на московскую службу в Переяславль-Залесский перешёл Дмитрий Ольгердович стародубский и трубчевский. В 1377 году от Ягайла перешли к венгерскому и польскому королю Людовику I Великому волынские и подольские Гедиминовичи, начавшие военные действия против Орды ещё в 1374 году[5].

Куликовская битва
К апрелю 1380 года противник Мамая Тохтамыш вышел к устью Дона, однако Мамай предпринял поход на Москву с большим привлечением наёмников (в связи с большими потерями своих войск на Воже), прежде всего генуэзцев. Мамай планировал соединиться на южном берегу Оки с Ягайло литовским и Олегом рязанским. Когда Дмитрий вывел свои войска к Коломне, ему пришло требование Мамая восстановить выплату дани в тех размерах, что были при Узбеке и Джанибеке. Тогда Дмитрий ответил отказом и вывел войска от Коломны за Оку с оставлением стратегического резерва в Москве, а затем и за Дон, ускоряя столкновение с одним только Мамаем. Эпизод с благословением русского войска Сергием Радонежским часть историков относят к битве на Воже, также некоторые убитые в Куликовской битве одновременно называются в качестве убитых в битвах на Пьяне и Воже. После победы на Куликовом поле Дмитрий не продолжил поход вглубь степей (хотя на наличие у него такого плана указывает присутствие в его войске проводников-сурожан[8]) из-за высоких потерь. При этом Мамай, вернувшись в Крым, собрал остаток сил для того, чтобы идти на Русь изгоном, но вынужден был вывести это войско против Тохтамыша и потерпел поражение. Русские князья лишь обменялись посольствами с Тохтамышем по поводу его воцарения. За грабёж возвращавшихся с Куликова поля обозов Олег вторично был изгнан Дмитрием из Рязани, но в 1381 году по условиям мира, аналогичных миру с Михаилом тверским 1375 года, признал себя младшим братом московского князя.
В условиях закрепления за Москвой роли центра консолидации русских земель и борьбы с Ордой митрополит всея Руси Киприан превратился в естественного союзника Дмитрия. В 1381 году Киприан прибыл в Москву. Тем временем в Литве к власти пришли сторонники антиордынского союза с Москвой во главе с князем Кейстутом, который признал влияние Москвы в Смоленске и в верховских княжествах. Андрей Ольгердович вернулся в Полоцк. Однако уже в 1382 году под прямым военным давлением Тевтонского ордена и дипломатической поддержке Орды Ягайло вернулся к власти.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   01:05:21)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Нашествие Тохтамыша[править | править вики-текст]
Основная статья: Нашествие Тохтамыша на Москву

Осада Москвы Тохтамышем 1382
Тохтамыш, стремясь восстановить данническую зависимость земель владимирского княжения, в 1382 году провёл поход на Русь, рассчитанный на то, чтобы русские войска не успели собраться, взял Москву обманом, но один из его отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоколамском. Михаил Тверской вновь заявил свои права на владимирское княжение, и Дмитрий заключил соглашение с Тохтамышем, по которому ярлык остался в роду московских князей, Дмитрий выплатил Тохтамышу дань за 2 прошедших с поражения Мамая года[6], но при этом Тверь получила независимость от владимирского княжения (в мирном договоре 1399 года тверской князь уже называется не младшим братом московского, а просто братом). Тогда же в состав Тверского княжества вернулся Кашин. Уже в 1382 году произошёл разрыв Киприана с Дмитрием Донским, и Дмитрий вернулся к политике создания собственной митрополии[9]. Перспектива даннической зависимости от Орды сыграла свою роль в вопросе самоопределения спорных между Москвой и Вильно русских княжеств. Новгород, в котором в 1379—1380 годах сидел литовский князь Юрий Наримунтович[10], в 1383 году принял его брата Патрикея.
В 1384 году при посредничестве вдовы Ольгерда Ульяны Александровны был заключён предварительный договор между Дмитрием и Владимиром, с одной стороны, и Ягайло, Скиргайло и Корибутом, с другой, о бракосочетании Ягайло с дочерью Дмитрия и объявлении православия государственной религией великого княжества Литовского[5], но в том же году Ягайло подписал с тевтонцами Дубисский договор, по которому обязался в течение 4 лет, напротив, принять католицизм. Второе намерение было реализовано: в 1385 году Ягайло заключил с Польшей унию и женился на наследнице польского престола Ядвиге. Утверждение унии на литовско-русских землях было связано с сопротивлением: в частности, Святослав Иванович смоленский погиб в сражении с литовцами (1386), а Андрей Ольгердович потерял Полоцк (1387).
В 1386 году после нападений ушкуйников на земли по Волге Дмитрий Донской привёл войска из 29 волостей на расстояние 15 вёрст к Новгороду и получил от него контрибуцию 8 тыс. руб. в два срока (сумма в точности соответствовала признанной Дмитрием задолженности по ордынскому выходу за 1381—82 годы; очевидно, Дмитрий хотел таким образом восполнить собранную в 1383—1384 гг. с разорённой войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму[6]). После очередного конфликта с Рязанью был заключён «вечный мир», скреплённый браком Фёдора Ольговича с дочерью Дмитрия Донского Софьей.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   01:07:59)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Вопрос о престолонаследии[править | править вики-текст]

Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий Вел. князей Ивана Ивановича Красного (1326-1359) и Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок. 1481-1521). Надгробия во 2-м ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
В 1388 году, незадолго до смерти Дмитрия Донского, имел место конфликт с Владимиром Андреевичем Храбрым по вопросу наследования московского престола сыном Дмитрия Василием. Сначала Дмитрием были арестованы серпуховские бояре, затем после обещаний Дмитрием Владимиру дополнительных владений Владимир признал Дмитрия отцом, а Дмитриевичей старшими братьями (после смерти Дмитрия Василию пришлось реализовать обещания отца: Владимир получил Волоколамск и Ржев, а затем обменял их на Углич и Козельск). Дмитрий успел помириться на этом с Владимиром за два месяца до смерти: он умер 19 мая 1389 года.
В своём завещании[11] Дмитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич, Галич. Не менее ново было распоряжение Димитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. Однако, завещание содержало неясные указания на то, кто должен был наследовать великое княжение после Василия Дмитриевича, и завещание использовалось затем Юрием Дмитриевичем в борьбе против племянника Василия Васильевича, к которому в 1425 году при поддержке его деда по матери Витовта и хана Улу-Мухаммеда в нарушение родового принципа наследования перешло великое княжение.
Итоги правления[править | править вики-текст]

Шлем, вторая половина XIV в. (Оружейная палата). Возможно, был сделан греческими мастерами для Дмитрия Донского
За первые 20 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель.
С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как войнами с Великим княжеством Литовским (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани. По мнению Костомарова Н. И.
Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах
— Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
В самой Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты[12][13] — раньше, чем в других русских княжествах и землях. Культурную жизнь княжества времён Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).
Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года, погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   03:47:20)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Победа над Золотой Ордой - судьбоносная для России того времени.

На многие века вперед судьбу России и формирование ее как огромного и цельного государства из разрозненных земель определил великий русский правитель, полководец и собиратель земель русских
Дмитрий Донской.
Без этого собирателя русских земель такой России, какая определила историю развития Евразийской цивилизации в целом, не было бы. И разумеется, в этом же русле следует рассматривать и роль выдающегося Святого Преподобного чудотворца Земли Русской старца Сергия Радонежского.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   03:49:35)

О роли в русской истории Св. Преподобного Сергия Радонежского можно почитать здесь:

https://www.chitalnya.ru/work/7614/

( Виолетта Баша, "Самый почитаемый чудотворец земли Русской Сергий Радонежский")



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   03:51:40)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

© Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья"


В 1380 году увидел князь Дмитрий несметное войско хана Мамая. И дрогнула его душа, хоть и помнил слова Преподобного Сергия: “Ты победишь и в свое отечество с великой честью вернешься”. Тут гонец от старца прискакал и молвил: “Смело вступай в бой, обязательно поможет тебе Бог”. Немало русских воинов полегло, но пришла победа, ставшая прологом будущего величия России.

Сергий Радонежский родился в 1314 году, когда родина изнемогала под игом Орды. Жил скромно в трудах и молитве, но сделал столько, что нет на Руси более почитаемого святого. Его роль в объединении земель русских бесценна. Сергий Радонежский был канонизирован в 1452 году как печальник, молитвенник и защитник Святой Руси. И по сей день у его мощей совершаются чудеса, а однажды паломники видели, как явился сам Сергий и благословил их.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   03:52:23)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Виолетта Баша,
( продолжение моей статьи про Св. Сергия Радонежского)
Простые истины



Каким был этот человек, более шести веков почитаемый на Руси, как никто другой? В летописях говорится, что имел нрав смиренный, был милостивым, добрым, целомудренным, любил нищих и странников. О его отношении к людям сказано: “Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел”. Любить ближнего, помогать слабому – простые истины? Много ли в наше время доброты и сострадания?



Трижды прокричавший в утробе матери


Преподобный Сергий родился в 1314 году в семье богатого и почитаемого боярина Кирилла, обладавшего большим имением неподалеку от Ростова Великого, и его жены Марии. Еще до его рождения свершилось чудо. Однажды Мария вошла в церковь. Когда приступили к чтению Евангелия, младенец прокричал в утробе матери. Перед тем, как прозвучала херувимская песнь, младенец прокричал второй раз. Когда иерей возгласил: “Внемлем святая святых!” – младенец в третий раз закричал.
На сороковой день после рождения родители принесли ребенка в церковь. Иерей окрестил его Варфоломеем. Родители рассказали, как их сын в церкви три раза прокричал. Иерей ответил: “Радуйтесь, будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы”.


И свершилось чудо

Братья Варфоломея Стефан и Петр быстро выучили грамоту, а Варфоломею она не давалась. Он молился: “Господи! Вразуми меня”. Как-то отец послал мальчика искать скот в поле, тот неожиданно увидел молящегося под дубом старца. Старец спросил: “Что хочешь, чадо?”. Варфоломей сказал: “Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться”. Старец ответил: “О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание”. Вернувшись, Варфоломей увидел, что знает грамоту.
Состоятельный боярин Кирилл из-за даней Орде к концу жизни обнищал. Когда княжение Ростовское отошло к Москве, Кирилл переселился в Радонеж под покровительство московского князя. Стефан и Петр женились, а Варфоломей захотел стать иноком. После смерти жены Стефан ушел в монастырь Покрова пресвятой Богородицы в Хотькове. Придя к нему, Варфоломей уговорил брата пойти искать пустынное место. Похоронив родителей в Покровском монастыре, братья удалились в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него нашли место для обители. Помолившись, они начали рубить лес и носить бревна. Соорудили келью. На холме, омываемом речкой Кончурой, построили церковь и освятили ее во имя святой Троицы. Не выдержав лишений, Стефан ушел в Москву, в монастырь Святого Богоявления, а Варфоломей вскоре был пострижен с именем Сергий.


Косолапый попрошайка

В глухой чаще один медведь завел привычку приходить к Преподобному. Сергий, сочувствуя оголодавшему, клал кусок хлеба на пень. Иногда хлеба не хватало, и косолапый, не найдя его, долго слонялся около хижины. Если у монаха была лишь маленькая корочка, он делил ее на двоих. Бывало Сергий отдавал последний кусок истощавшему зверю. Несмотря на лишения, Сергий благодарил Бога, и Господь послал ему помощников: святого стали навещать монахи. Известно, что первых отшельников было не более двенадцати. Каждый построил келью и стал жить, подражая блаженному. Сам святой четыре кельи построил, дрова из леса носил и, наколов, разносил по кельям, хлеб пек, обувь и одежду шил, воду в ведрах в гору носил и каждому у кельи ставил. Жизнь здесь была суровой: посты, жажда, бдение. Одежду носили бедную. Главным условием были чистота душевная, молчание, смирение и всеобъемлющая любовь. История сохранила несколько имен: старец Василий Сухой с верховьев Дубны, монах Иаков Якута, дьякон Анисим. Когда кельи были ограждены тыном, у ворот поставили привратника, а вокруг церкви развели огород.


Игумен обители милосердия

Сергий менее всего хотел становиться руководителем, но монахи умоляли, чтобы он стал игуменом и Сергий возглавил обитель. Игумен Сергий трудился больше всех. После вечерни обходил кельи, зная, что у кого на душе. Если слышал, что кто-то молится или работает, за тех радовался. Если слышал смех – стучал в окно и отходил. Праздные беседы прекращались. Утром приходил на церковное пение раньше всех, на службе никогда к стене не прислонялся. Монастырь увеличивался, люди издалека шли к Сергию.
Лет через пятнадцать, во времена князя Ивана Великого, начали появляться вблизи монастыря села. Монахи никогда у мирян ничего не просили, но люди приносили кто что мог. Сергий раздавал все беднякам. Те, кто нуждались, получали приют, одежду, еду. Завещая поддерживать традицию, Сергий говорил: “Если эту заповедь будете хранить, и после ухода моего из жизни этой обитель моя весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять”. Эта традиция и по сей день соблюдается.


Случай с крестьянином

Как-то пришел в монастырь один крестьянин. Стал спрашивать, где ему увидеть старца. Монахи ответили, что Преподобный копает в огороде. Крестьянин на огороде увидел человека в бедной одежде и рассказал ему, что шел издалека, чтобы встретиться со старцем, а, видать, так и уйдет без благословения. Старец отвечал, что отсюда никто не уходит без утешения. Крестьянин продолжал просить у монахов встречи со старцем. Те указали ему на “нищего” со словами: “Вот тот, кого ты хочешь видеть”. Крестьянин решил, что над ним смеются. Монахи хотели прогнать крестьянина за то, что он не поклонился старцу, но Сергий не разрешил, поклонился ему до земли, по-христиански поцеловал и благословил, не называя себя. Позднее, когда к Сергию приехал князь и заговорил со старцем, крестьянин узнал “нищего”.


Собиратель земель русских

Много бед принесла народу вражда князей. Второе столетие страна страдала от набегов татар. Вместо того чтобы объединиться, удельные князья шли войной друг на друга. В Библии сказано: “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими”. Враг Москвы, рязанский князь Олег собирался выступить против московского князя Дмитрия, когда узнал, что уважаемый им старец Сергий благословил московское воинство. А когда угодник пришел в Рязань, прошагав сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких слов старца и заключил с Димитрием мир.


Куликово поле

В 1380 году ордынский князь Мамай собрал огромное войско для набега на Русь. Народ охватила паника. Великий князь Дмитрий, веривший в пророческую силу старца, спросил его, идти ли ему против Мамая. Святой благословил его: “Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься”. Дмитрий обещал: “Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери”. Вдохновленный, Дмитрий выступил против Мамая. Из-за горизонта на Куликово поле надвигались несметные полчища. Князь остановился в сомнении, предчувствуя гибель своих воинов. Многих охватил страх. Никогда прежде Русь не одолевала столь сильного врага. В тот момент, когда дрогнуло сердце Дмитрия, на поле брани появился гонец с посланием от святого: “Без сомнения смело вступай в бой, нисколько не устрашаясь. Обязательно поможет тебе Бог”. Дмитрий почувствовал решимость и молвил: “Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени”. Многие пали в том бою, но пришла победа. Дмитрий пришел к Сергию с благодарностью и внес большой вклад в монастырь. Все время сражения простоял старец в молитве, а потом поименно поминал убитых.


Свет неугасимый

25 сентября 1392 года светлая душа Сергия вознеслась к Богу, чтобы золотой строкой остаться в истории России. В одном из пророчеств Преподобный предсказал, что обитель будет сожжена, но восстановлена из пепла. Так и случилось. Во время нашествия татарского хана Едигея на Москву в 1408-м году Троицкая обитель была сожжена, однако игумен Никон, возглавивший ее после смерти святого, восстановил монастырь. В трех верстах от Ростова Ярославской области на берегу Ишны, на месте имения боярина Кирилла и Марии расположен Троицко-Варницкий монастырь. Четвертая часть всех русских монастырей связана с именем Сергия Радонежского, основана им или его учениками.

Километрах в 70-ти от Москвы есть светлое в своей не сиюминутной тишине место – Сергиев Посад. Троице-Сергиевский мужской монастырь имеет статус Лавры и является резиденцией Патриарха Всея Руси. В Троицком соборе Лавры находятся Святые Мощи основателя монастыря Сергия Радонежского. И по сей день творятся здесь чудеса. Как-то больную падучей девочку приложили – сразу болезнь с нее спала. Ходить не могла, а тут сама спустилась по ступенькам. У одной женщины сильно болели ноги. Врачи сказали, что болезнь неизлечима, а у мощей она исцелилась и пошла. Подобных исцелений множество. Рассказывают, что монахи меняют тапочки Преподобному – изнашиваются они, потому что святой ходит по Лавре. Поговаривают, что Преподобный Сергий иногда сам благословляет пришедших. Известно о чудотворной силе иконы Святой Живоначальной Троицы Андрея Рублева в Троицком соборе, которая способна исполнить все просьбы, однако, помысли должны быть чисты. Одна девушка рассказывала, что молилась перед этой иконой о суженом, и вскоре вышла замуж на семинариста.

Километрах в тридцати отсюда бьют три чудотворных ключа. По легенде ударил Сергий посохом о землю и забили родники. Больные в них исцеляются. Не ищите указатель – его нет. Да и не нужен он. Не зарастает к ним тропа народная.

Геннадий Ростовский   (15.09.2015   12:28:46)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Виолетта, лично мне представляется, что на форуме в начале темы не надо так много выкладывать материалов из интернета. Во всяком случае, достаточно одной преамбулы. Если уж очень хочется, то просто давать ссылки. А то ведь авторы пока всё прочитают, уже забудут, о чём речь в теме.

Мой же краткий ответ по теме - вспомнилась фраза Михаила Шолохова, цитирую по памяти (о Сталине):
Был культ личности. Но ведь была и личность!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   17:08:16)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Да, была и личность, СССР уважали и боялись.
Оформление темы сделаю как ты сказал :), однако здесь не все из интернета, ест и мои статьи. До Сталина мы дойдем немного позже.

Геннадий Ростовский   (15.09.2015   17:33:25)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

А после Сталина пойдём дальше? Или остановимся?

У меня на странице есть стихи про Ленина, Сталина, Брежнева, Ельцина. Не на странице - про Путина.
С одной стороны, хочется позже здесь их продублировать. С другой стороны - не хочу, чтобы думали - Ростовский самопиаром занимается. Возможно, дам как ссылки. Возможно, и ссылок не будет, дабы не выпячиваться...

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (15.09.2015   20:34:35)
(Ответ пользователю: Геннадий Ростовский)

Гена, можно сейчас и не в порядке хронологии, кто нам мешает? Лишь бы личность была достойной. Так что, буду тебе признательна за любое дополнение темы.
Ленин, Сталин, Путин безусловно личности. Достойные.
Ну а Ельцин - нечисть, хотя в историю он тоже вошел. Как символ негатива.

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (16.09.2015   10:51:52)

Мне кажется, что историческая закономерность выдвигает неординарных личностей, а не личности двигают историю. Если гений рождается не в своё время, то его появление просто обесценивается. Если бы не было Ленина, то им бы мог стать тот же Бронштейн или ещё кто-то и вместо Гитлера мог появиться такой же, если это было угодно истории. Заслуга личности несомненна и её поступки могут на какое-то время затормозить тот или иной процесс, а могут ускорить. Я не думаю, что СССР мог бы существовать больше, чем ему было предписано по ряду причин и Ельцин послужил просто знаменем, но Карфаген всё-равно был бы разрушен с ним или без него...

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (16.09.2015   11:59:31)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

Анатолий! Эта точка зрения как раз и преподносилась нам в ВУЗах, она входит в основу марксиско-ленинской концепции истмата. И вполне имеет право на жизнь. Более того, долгое время и я ее разделяла.
Но сейчас мне кажется, что и яркая личность, даже появившаяся "не ко времени", может кардинально изменить историю. Бронштейн -Троцкий например серьезно отличался от Ленина трактовкой, как строить коммунизм на планете. Приди он ко власти, неизвестно, когда бы началась Вторая Мировая. Может быть, раньше.
Думаю, что и развал СССР не был неизбежен - это цепь предательств.
Спасибо за участие в теме.

Людмила Онищук   [Красноперекопск]    (16.09.2015   11:07:00)

Хочу поправить- мы учились по марксистской теории
Карл Маркс ставил задачи не только описать мир, но и преобразовать мир. В отличии от Гегеля, который создал идеальную историческую диалектику, он создал реальную диалектику. Он сказал, что человек создаёт историю. Но уточнил, что историю рассматривать надо не как чистую мысль, а также не накопление фактов, а как золотую середину.

Анатолий Сухаржевский   [Новосибирск]    (16.09.2015   11:21:11)
(Ответ пользователю: Людмила Онищук)

С личностью или без оной, но ледники всё равно тают...

Людмила Онищук   [Красноперекопск]    (16.09.2015   11:23:25)
(Ответ пользователю: Анатолий Сухаржевский)

потому что, как считал Маркс, есть золотая середина)))

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (16.09.2015   12:00:09)
(Ответ пользователю: Людмила Онищук)

Я как раз и дискутирую с марксистской теорией, дополняя ее.

Людмила Онищук   [Красноперекопск]    (16.09.2015   12:30:34)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

да, приятно, что эта тема появилась. Она очень сложная.
Маркс - это один из представителей немецкой классической философии. Он исследовал труды Канта (критический идеализм), Фихте (субъективный идеализм), Шеллинга (объективный идеализм) и Гегеля (абсолютный идеализм) и др. ф-в, порождённых эпохой Просвещения.
Начиналось всё со споров, что представляет собой сам человек.
По мнению Канта, человек – это набор перцепций (неосознаваемых ощущений) и апперцепций (осознаваемых ощущений).
Интересно, что Кант не отрицал возможности познания вне нравственности, Фихте считал, что отступление от норм морали исключает познание.
Он высказывал мнение, что его натурфилософия, которая была активно поддержана его современниками, была извращена Гегелем. Он указывает на то, что Гегель филигранно обрабатывает понятия, которые не существенны для истории.
Шеллинг проявил себя, прежде всего, как непримиримый соперник Гегеля.
Идея философии Шеллинга в том, что разум и реализм чужды друг другу и только высший разум способен согласовать их связь.
Гегель сформулировал принцип тождества мышления и бытия.
Этот принцип не нов. Парменид (родился около 540 до н. э.) уже говорил об этом. Гегель утверждает «мышление и бытие есть тождество», отталкиваясь от взглядов Канта («не человек должен подстраиваться под мир, а мир под человека» Похоже засранец Макаревич нагло присвоил себе эту мысль, когда писал, что мир прогнётся под нас). Гегель критикует: если оставаться на позиции Канта, мы не сможем продвигаться в познании мира.
Кант понимает противоречия негативно. У него нет перехода между критериями. В этом Гегель спорит, утверждая, что противоречия, как раз основа познания – это его 1 закон диалектики. Гегель говорит, что в основе мира лежит безличное первоначало.
Маркс показал, что прежде, чем создать что то, оно рождается в голове.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (16.09.2015   12:36:37)
(Ответ пользователю: Людмила Онищук)

Благодарю за конкретику. Мой муж кстати кандидат философских наук, так что подобные тексты я слышу ежедневно, но мне бы хотелось не только отсылок к классикам, а независимого и собственного ( вашего в том числе и нашего, то есть участников диспута) суждения по сути предмета, так что приглашаю посмотреть мои статьи и аргументы за роль личности в ходе истории.

Людмила Онищук   [Красноперекопск]    (16.09.2015   13:12:51)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

мне сложно определиться- думаю, что историю делают деньги, которые создал человек
Чей баян, тому и песню...
спасибо за приглашение.. обязательно зайду..

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (16.09.2015   12:34:28)

Еще один аргумент в пользу моей точки зрения - личности могут менять ход истории. Как же все-таки было принято решение сделать Русь христианской? Как решился на это Князь Владимир?
Немалую роль в этом сыграла... ЛЮБОВНАЯ ИНТРИГА!
Подробнее читайте мою статью "Как Русь приняла Крещение?"

https://www.chitalnya.ru/work/443853/














1