Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Это - время колокольчиков. ТМ


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (07.07.2015   09:57:58)
Просмотров: 261

Это время колокольчиков*, это юное начало,
Молодое, молодое, молодое!
Это время перезвонов у перрона, у причала,
Отправленья поездов в непрожитое.

Это время колокольчиков холодов не предвещало,
Время краткого бессмертия святое.
Все мы вечны, все мы юны - у перрона, у причала,
Восхитительно беспечные собою.

Это время колокольчиков, это время незабудок.
Не забыть его, не вспомнить, не напиться
Чистым соком, юным током, в перезвонах, в пересудах
По нему тоскуя, в те года влюбиться.

Это время одуванчиков не заметно как наставшее.
Это время уходящих, уходящих,
И в тоске по колокольчикам, облетающе-уставшие,
Измеряем дней остаток настоящим.

*
Но.. не знаю, верить в это или нет? -
Колокольчики звенят, звенят вослед!
И прольется по-над миром прожитое -
Колокольно-опьяненно-молодое!

05-07-2015
* "Время Колокольчиков" - книга стихов Башлачева :)

http://www.chitalnya.ru/work/1376783/

С Регламентом ТМ ознакомлен.


Комментарии:

Илья Васильев   (07.07.2015   09:59:16)

Я - общественный куратор этой темы.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   10:13:35)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

Благодарю

Дина Немировская   [Астрахань]    (07.07.2015   13:23:14)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

...



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   13:34:10)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

Дина, в регламенте ТМ указаны цели ТМ. Какое отношение к ТМ имеет цитирование ( причем полностью) одноименного стихотворения Башлачева вместо того, чтобы разобрать предложенное мной стихотворение?
У тебя есть что сказать по теме ТМ?

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (07.07.2015   13:36:20)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

К чему здесь эти стихи?
Автор данного поста не знает Регламента ТМ?
Или мы все начнем выставлять в темах ТМ разные стихи от нечего делать?

Админ Избы Читальни   [Москва]    (07.07.2015   13:48:08)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

Пользователь Дина Немировская получает предупреждение за нарушение сразу двух статей Регламента ТМ.

10.
В ТМ не допускается любая попытка добавить свою или чужую литературную и нелитературную работу к уже выставленному произведению в теме, а также с предложением обсудить её в ТМ. Такие действия влекут за собой предупреждение автору. Повторные действия подпадают под нарушение правил ПС.

11.
В ТМ не допускается добавлять к критическим комментариям и авторским отзывам любого рода видео, фотографии и любые картинки, в т.ч. картинки-смайлики. Такие «дополнения» удаляются. Повторные действия влекут за собой предупреждение автору.

Добавленная чужая работа удалена.

Илья Васильев   (07.07.2015   10:03:52)

Думаю, замечаний будет немало.

У меня, например, сразу возник вопрос о том, насколько необходимы многочисленные повторы - "молодое, молодое, молодое"? Можно ведь было прилагательных и добавить, чтобы не повторяться.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   10:12:43)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

Спасибо за замечание.
Верно, есть два варианта решения этого вопроса.

Троекратный повтор в данном случае - нередко используемый прием, наподобие рефрена в песне. С каждым повтором усиление интонации, что придает нарастание эмоционального фона. Задуман для усиления звучания.
Если сделать перебор например прилагательных, то богатство образов безусловно повысится, а вот музыкальность снизится ( на мой взгляд).
Можно выбрать или одно, или другое. То есть, или три разных прилагательных, или усиление одного.

Впрочем, было бы интересно посмотреть варианты прилагательных. Банальные и простенькие,сразу приходящие на ум, исключим сразу ( например молодое, золотое, неземное и т.п.), а вот небанальные буду благодарна принять к рассмотрению и подумать как над вариантом.

Илья Васильев   (07.07.2015   10:27:49)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Тут любые прилагательные будут несколько банальными.
Да, я понимаю, что это более свойственно песне.
Но кроме этого места есть и другие с подобными повторами.

И ещё мне почему-то кажется, что строфу можно было иначе оформить:

Это время колокольчиков,
Это юное начало,
Молодое, молодое, молодое!
Это время перезвонов
У перрона, у причала,
Отправленья поездов в непрожитое.

Так кажется логичнее. Смысл воспринимается яснее.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   10:41:57)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

Графика безусловно важна. Это целое направление.
Но если разбить строки на две каждую, то пропадут рифмы, например "колокольчиков" и "перезвонов" - уже не рифма разумеется. Длина исходной строки определяет и рифмовку. Поэтому этот вариант не подходит ( теряется обязательная рифма).

Илья Васильев   (07.07.2015   11:15:01)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Что стоит подобрать рифму? Зато стих стал бы более динамичным, упругим:

Это время колокольчиков,
Это юное начало,
Молодое, молодое, молодое!
Перезвоны-перезвончики
У перрона, у причала,
Отправленья поездов в непрожитое.

(Условно, конечно, моё исправление).

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   11:27:15)
(Ответ пользователю: Илья Васильев)

А "перезвончики" меняют тональность стихотворения. С грустно-лирического до ироничного. А это уже изменение идеи.
Хотя над заменой разбивки стихотворения с длинной на половинную можно подумать.
Спасибо.

Мила   [Пгт Байкал]    (07.07.2015   11:39:52)

А мне нравится ВСЁ!!! Это стихотворение можно петь! И повторы делают этот текст песенным, усиливая акценты!

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   12:15:41)
(Ответ пользователю: Мила)

Благодарю. Мила. Повторы задуманы, это правда. Но я не оставляю надежду получить советы, которые помогут сделать стихотворение совершеннее. Так что, подождем новых идей.

Юрий Алексеенко   [г. Таганрог]    (07.07.2015   12:26:21)

Думаю, что автор намеренно вводит в стихо - образ колокольчиков, чтобы передать звук той эпохи(звуковая составляющая имеет важная значение для стихо, ибо оно вместе кликами тепловозов, гамом на перроне усиливает восприятие слов). Перезвоны колокольчика как бы напоминают, что время безвозвратно ушло, и те былые перезвоны уже не услышать.
Впрочем, автор не говорит, что их услышать невозможно, однако же он подчёркивает: звуки колокольчиков услышанные в юные годы и в зрелые годы - воспринимаются по разному.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   13:10:57)
(Ответ пользователю: Юрий Алексеенко)

Спасибо, довольно точно подмечено.
Что можно улучшить? Нет ли у вас идей?

Юрий Алексеенко   [г. Таганрог]    (07.07.2015   13:40:46)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Виолетта, смотрю на оконцовки строк и вижу: молодое - непрожитое (первое четверостишие; молодое - прожитое(последнее четверостишие). Эти слова трудно назвать рифмами, тем не менее вы к ним дважды прибегли. Видимо, эти слова у вас подсознании были, когда писали стихо.

Предполагаю, стихо вы написали сегодня, с утрица, чувствуется по эмоциональности стиха, и даже в рифмах и количествах стоп в строках угадывается, что ваялось оно быстро, наспех.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   13:43:03)
(Ответ пользователю: Юрий Алексеенко)

Нет, стихо-е писалось неделю. Молодое- прожитое - вообще-то рифма. Самая обычная: чередование "д" и "т" ( звонкая согласная - глухая согласная, пара), окончание " ое" - достаточно для полной рифмы. Даже не т.н. "слабая", стандартная.

Алексей Небо   (07.07.2015   13:38:10)

Интересная по структуре ритмики, работа.
Базовый размер - вольный урегулированный (четностопный) хорей.

Но местами, отчетливо выделяется пеон-3.
Вот здесь:
"Это врЕмя перезвОнов у перрОна, у причАла"
"ОтправлЕнья поездОв в непрожитОе"
"ВосхитИтельно беспЕчные собОю"
"И в тоскЕ по колокОльчикам, облетАюще-устАвшие"
"КолокОльно-опьянЕнно-молодОе!"
Все эти фрагменты, выполненные пеоном, и создают характерную певучесть и протяжную тональность ("А "перезвончики" меняют тональность стихотворения")

Повторы уместны - они усиливают экспрессию тех значений, которые автор подчеркивает не только рефренами... Вся эта работа (философская лирика) - своеобразная "лебединая песня" молодости, или по молодости, или о молодости.

Но есть и существенные замечания.
1. Илья Рассказов прав: каждая первая строка строф 1-4 требует переноса (анжамбемана). В этих строках происходит смена ритма после цезуры.
Вот здесь:
"Это вр/Емя/ кОло/кОльчи/кОв, // (цезура) /Это /Юно/Е на/чАло/"
Получается, что перед цезурой идет стяжение стопы - она укорачивается ("колокольчи/ков").
И так далее в оставшихся строках:
"Это/ врЕмя/ кОло/кОльчи/ков// хОлод/Ов не/ прЕдве/щАло/"
"Это/ врЕмя/ кОло/кольчи/ков// Это/ врЕмя/ нЕза/бУдок/"
"Это/ время одуванчиков// не(!)заметно как наставшее" ("Незаметно" здесь пишется слитно)
Короче говоря, если не сделать переноса, то налицо сбой ритма.

2. В этой строке:
"И в тоске по колокольчикам, облетающе-уставшие"
Двойное нарушение размера в этих местах:
1. "облетающе...". Это слово нужно заменить на слово, укороченное на один слог ("летающе").
2. "...уставшие" - это уже рифма дактилическая. А должна быть парной с этой женской рифмой "уходЯщих". Получается, это слово также надо укоротить на один слог.

Мое мнение...

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   13:46:15)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Благодарю, отличный разбор. Над переносом подумаю. Только как решить проблему внутренних рифм, которые должны стать после переноса обычными, как и положено? Их нет, а стало быть, надо будет менять стихотворение гораздо существеннее, чем просто делить на части.

Алексей Небо   (07.07.2015   14:19:40)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

А можно и не подбирать рифму в таком случае.
Это просто разбивка одной цельной строки. Многие известные поэты обходились без рифмы в подобных ситуациях. Например, Маяковский.
Гляньте здесь http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2062.htm

Дело в том, что читающий почувствует Ваши рифмы, даже если они не будут обозначены графически на концах строк. Главное, соблюсти размер в работе.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   14:21:46)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Пожалуй, соглашусь. Спасибо еще раз.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   14:23:56)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Облетающе-уставшие - попытаюсь найти замену. Буду признательна и вашим вариантам, если таковые найдутся.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   14:25:01)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Кстати, последнее четверостишие

*
Но.. не знаю, верить в это или нет? -
Колокольчики звенят, звенят вослед!
И прольется по-над миром прожитое -
Колокольно-опьяненно-молодое!

задумано и написано в совершенно другом размере, поэтому и отделено знаком "*", это послесловие, эпилог.

Алексей Небо   (07.07.2015   14:31:37)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

На мой взгляд, "послесловная" строфа органично вписывается в композицию работы.
Это оригинальный и неожиданный прием - "разбавлять" стихи, "инородным" по размеру, фрагментом.

Алексей Небо   (07.07.2015   14:29:18)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Увы, я стихов уже не пишу...
Но думаю Вас услышат другие и предложат свои варианты.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (07.07.2015   14:34:58)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Спасибо, Алексей.














1