Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Конкурс "9 мая - 70 лет Победы". Проза.


Выбрать темы по:  
Лев Вьюжин (11.05.2015   23:44:55)
Добавить тему в избранное
Просмотров: 233

В отличие от поэзии, конкурсных работ высокого качества в прозе было достаточно много (в процентном соотношении). Выбор между ними был очень труден, но удовлетворение от прочтения достойных литературных произведений примиряло меня с муками такого выбора. Так что прошу прощения у многих интересных авторов, которых не отметил в своем шорт листе, поскольку позиций было всего десять. Да и места внутри самой десятки распределялись буквально на каких-то едва уловимых ощущениях и впечатлениях от прочитанного.
Первое место мной было отдано рассказу «Крещение» С.Васильева. Легкость изложения, точное создание атмосферы произведения, авторский слог и взгляд, принимаемые без напряжения, но при этом живые, яркие характеры, обрисованные несколькими штрихами и, главное, глубина образов и мысли, подобно лучшим образцам поэзии. Спасибо автору, я перечитывал несколько раз, как в процессе оформления конкурсного листа, так и сейчас при написании обзора, и всегда оставалось светлое и чистое чувство после прочтения, хотя и кровь, и смерть присутствуют в рассказе достаточно наглядно.
http://www.chitalnya.ru/work/1329183/ С.Васильев «Крещение»

На второе место я поставил очень сильную творческую работу, выполненную на стыке нескольких литературных жанров – собственно художественной прозы с поэтическими вкраплениями, а также исторической и документальной литературы: «Последние письма Хельги Геббельс», Кабдрахман. Автор сумел органически связать их в одно целое. По-моему, это мастерски выполненное произведение не может оставить равнодушным никого из читателей. Опять отмечу точность характеров, выведенных в художественной части рассказа. И, конечно же, явной удачей автора в такой много раз исхоженной и исследованной теме, как Великая Отечественная Война, является оригинальный и необычный ракурс, своя точка, выбранная для взгляда на далекие, но памятные для нас события.
http://www.chitalnya.ru/contest/100/51727/ Кабдрахман. «Последние письма Хельги Геббельс».

Третье отмеченное мной произведение – «Камрад» Николая Руденко.
Поразительное погружение в реальность того далекого времени, в ту особенную атмосферу «небольшой» войны. Войны отдельно взятых солдат, взводов, рот, из ежедневного и будничного героизма которых складывалась наша Великая, Одна на всех – Победа. Читается на одном дыхании. Все к месту и вовремя - описания, диалоги, образы. Как-будто бы смотришь или слушаешь продолжение давно, ещё в детстве начавшегося рассказа или кинокартины о войне и узнаешь этих мужественных, сильных и необыкновенно добрых людей. Спасибо…
http://www.chitalnya.ru/work/1310076/ Николай Руденко. "Камрад".


Комментарии:

Алексей Небо   (12.05.2015   00:09:11)

Первую прозу прочел...
Понравилась та часть рассказа, где собственно и раскрывается название работы. Психологизм хорошо подан через диалоги героев. Ну и момент сверхъестественного надо отметить... Виденье то.
А вот эта бравада с уничтожением вражеской, снайперской группы, выглядит, на мой взгляд, чересчур надуманной. Как это можно одолеть вот так легко троих немцев, только холодным оружием?
Это ведь нелегко... идти на вооруженного врага, с финкой и еще чем-то там, раскраивающим череп (лопатка, скорее всего). И почему у героя или у погибших связистов не было стрелкового оружия?
Вообще, если Кузнецов так легко обнаружил снайпера, а потом в одиночку, можно сказать голыми руками, уничтожил троих, и после этого еще пострелял из той винтовки, не считая про свои обязанности корректировщика арт.огня, то он супермэн, не иначе. Думаю, любой солдат на месте Кузнецова, вряд ли бы искал снайпера. Скорее, он бы переждал огонь или усиленно скрываясь, добрался бы поскорее до НП. Ведь это был прямой приказ ему.
В остальном, по-моему, проза удалась.

Лев Вьюжин   (12.05.2015   00:27:36)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Спасибо, Алексей.
В том-то, на мой взгляд, и настоящая сила большого искусства, талантливого автора. Я поверил всему изложенному сначала и до конца. По сравнению с тем духовным преображением героя, которое случилось в смертельной схватке с абсолютным злом, его телесные и материальные подвиги - это то самое малое, что под силу человеку в экстремальной ситуации.
Произведение не просто слепок или срез какого-то эпизода войны. Оно, как я отметил в обзоре, наполнено глубинными смыслами и образами. Я это почувствовал, увидел, услышал, поэтому отдал ему первенство в своем оценочном списке.
Но все наши чувства и эмоции довольно субъективны. И каждый видит свою картинку, как в реально существующем пространстве, так и в пространстве художественного произведения. Несовпадение оценок - дело частое и повсеместное.

Алексей Небо   (12.05.2015   00:33:10)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Согласен.
********
Прозу мало кто читает на Избе.
Вы очень хорошо поступаете, освещая в своем обзоре эти прозаические работы .
Даже мой, далеко не положительный отзыв, играет здесь свою роль в таком деле, как внимание к прозе. Хотя бы к конкурсным работам.

Творческих успехов Вам и авторам-прозаикам!

Лев Вьюжин   (12.05.2015   10:36:25)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Мое мнение, что некоторые люди, почувствовав в себе зуд творчества и встав перед выбором куда направить трепетные стопы, склоняются к написанию стихов, как к чему-то легкому и простому в своей природе, и ошибочно полагают, что здесь не требуется каких-то особых и очень сложных навыков, умения, каких-то глубоких знаний, какого-то призвания, а более того - особого таланта. Искренность, душа, способность подобрать рифму и, кажется, - всё, можно почивать на лаврах и собирать восторженные отклики читателей.
В прозу идти несколько боязно из-за её, в первую очередь, объемности и многословности. Поэтому пришедшие к прозаической литературе и оставшиеся там несмотря на всю сложность жанра (не более, но и не менее сложного, чем поэзия, надо заметить) делают свой выбор более осознанно, что ли.
Но настоящая литература, в каком бы жанре не творил автор, как ни банально звучит - девяносто процентов труда и только десять таланта.
Для примера высказывание Т.Эдисона о гениальности -
"В гениальности девяносто девять процентов труда и один процент вдохновения."

Алексей Небо   (12.05.2015   10:59:25)
(Ответ пользователю: Лев Вьюжин)

Я наверно огорчу, а может быть даже и разозлю поэтов:
Проза это не просто писанина, без оглядки на формы и объемы. Это даже технически более сложно, чем писать стихи. В стихах, правда, предпочтение отдается ритму. И в соответствии с этим, поэтическая речь автора выстраивается в стихах в красивый слог, который выглядит много привлекательней прозы. Зато в прозе есть возможность высказать так, чтобы полностью освободить себя, свои мысли и эмоции. Вот это и таит в себе главное коварство прозы: получается слишком подробная, порой бессистемная, местами повторяющаяся, речь. Разница между мастерской прозой и прозой любителей такая же, как между речью оратора и пьяной болтовней обывателя - обыватель никогда не выскажется перед миллионной аудиторией четко, аргументированно и без волнения, и ему надо будет "принять на грудь". Вот тут его понесет... Так же и в прозе: пишут все, что на душе! А структура изложения (форма) и основной замысел теряются среди многих слов-паразитов.
Для начала, чтобы хорошо писать прозу, надо научиться обходится сжатым объемом - двумя, тремя строками вместо объемных и неограниченных по количеству строк. Как в хокку и танка, например. Тогда научишься ОСВЕЩАТЬ ГЛАВНОЕ. А там потом можно научиться выстраивать второстепенные штрихи.

И потом.
Проза должна быть максимально приближена к реальности во всем. Даже фантастика...
Например, вот эта проза, которую я разобрал выше: тот герой, будь он таким на самом деле в жизни, то он вряд ли бы служил в обычной арт.части. Такие качества, которыми наделил его автор, в жизни даются единицам. И такие единицы с исключительными характеристиками, не могут быть, как все. В том числе и в своих переживаниях. Поэтому описывая чувства таких людей, надо бы по-хорошему пообщаться с таким человеком, проинтервьюировать его... Тогда ты напишешь его точный психологический портрет и в своей работе будешь строго следовать ему.

Учиться писать прозу можно всю жизнь. Но так и не научиться...

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (12.05.2015   11:29:13)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Верно. Поддерживаю.
Проза гораздо сложнее стихосложения!
Поэтому-то легче заявить себя стихотворцем, чем заниматься прозой, что очень сложно... Отсюда такое количество пиитов.

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)   [Москва]    (12.05.2015   11:33:29)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

Кстати, в настоящей прозе как раз есть свой внутренний ритм!
А это не четыре строфы... Представьте, сколько надо сил, чтобы удерживать ритмическую структуру прозы на протяжении, к примеру, 200 страниц?

Алексей Небо   (12.05.2015   12:05:41)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

Кстати, пользуясь случаем размещу тут очень полезное пособие для всех интересующихся ритмом прозы: "Ритм художественной прозы", Михаил Гиршман.

Надеюсь, Михаил Моисеевич не будет обижаться на меня за распространение своего труда - все для популяризации прозотворчества, как и стремится этот замечательный литературный теоретик в своей жизни.

Алексей Небо   (12.05.2015   12:08:32)
(Ответ пользователю: Алексей Небо)

Не скопировалось в приложение.
Вот ссылка: http://www.studfiles.ru/preview/460729/

Алексей Небо   (12.05.2015   11:56:56)
(Ответ пользователю: Лео Сильвио (Л.К.-Т.))

А якобы прозаиков тоже немало.
А еще критиков линчуют, когда они начинают браковать всю эту, якобы литературу...














1