Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

КОНКУРС РЕЦЕНЗИЙ


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (13.10.2008   02:18:00)
Просмотров: 186

Продолжается конкурс рецензий.

Я не предлагаю игру, конкурс ради забавы. Игровые конкурсы идут и будут проходить и далее.
Я о другом.
Наверное этот конкурс потребует умения думать, анализировать, читать, рассуждать, независимости мышления и неравнодушного сердца.

Давайте серьезно поговорим о современной России и современной прозе, в которой как в зеркале отражаются ее проблемы и беды, судьбы ее людей.

Для конкурса предлагаю прочитать четыре повести, и предлагаю участникам написать на них рецензии.
Выбрать можно одну повесть или все четыре.

Про оценки и судейство поговорим немного позднее.
И не это главное в конкурсе.
Главное - сами рецензии.
И возможность попробовать себя в качестве серьезного и вдумчивого читателя, критика, аналитика и публициста.

А пока - сами повести
1. Амнистия. Автор - Александр Муленко.
http://www.chitalnya.ru/work.php?work=3597

2. Корабль дураков. Автор - Николай Лемкин.

http://www.chitalnya.ru/work.php?work=26782

3. Попытка номер 13. Сны о Грозном. Автор - Константин Семёнов.

http://www.chitalnya.ru/work.php?work=41194

4. Корабельная сторона. Автор - Виолетта Баша

http://www.chitalnya.ru/work.php?work=4612



Старт можно посмотреть здесь


http://www.chitalnya.ru/commentary.php?id=1561


Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (13.10.2008   02:21:00)

Первая рецензия пришла от Григория Подольского на повесть Муленко "Амнистия"


Григорий Подольский.
Рецензия на повесть А. Муленко "Амнистия"


Читая прозу Яслика Ошки (Александра Муленко), невольно ловишь себя на мысли, что всегда она интересна. Хочется перевернуть страницу и узнать – чем же все закончится. На мой далеко непрофессиональный взгляд, его повести и рассказы напоминают карандашные рисунки, тонко схватывающие суть и не погрязающие в деталях. Чувствуется, что автор не вчера взял в руки перо, что у него свой собственный стиль, по большей части отдающий горчинкой и грустью. Автор относится к своим героям с любовью и сочувствием, независимо от того, положительны они или отрицательны.
При существующих все же огрехах и недочетах в технике, проза Яслика никогда не скушна, сострадательна, по-настоящему человечна и патриотична.
Рассказ Яслика "Амнистия" относится к категории ироничной фантастики. Сам по себе сюжет отнюдь не нов. На темы переселения душ, Ада и Рая написано множество произведений и серьезных (даже классических), и шуточных, поставлены спектакли и сняты кинофильмы. Особе5нностью рассказа "Амнистия"является "вознесение" в Рай преступника – рецедивиста из российской зоны в тот момент, когда он узнает о предстоящей амнистии. Сюжет развивается так, что попав в Рай, он остается в той же Зоне, но уже незнакомой для него, Зоне настолько сбивающей с толку, что даже этот "тертый калач" теряет ориентацию и падает духом. В результате он вновь "проваливается" обратно, будучи реанимированным "петухом", и жизнь его превращается в еще больший кошмар.
Рассказ построен рационально. Всего два основных героя – Муха и Череп, появляющиеся в самом начале рассказа и закономерно замыкающие круг. Язык автора не скучен, довольно динамичен, он не злоупотребляет длинными сложноподчиненными предложениями и тюремным сленгом, хотя чувствуется, что описываемые "учреждения" (естественно, земные) знает хорошо.
Лично мне не хватало "карандашных портретов" внешности самого Мухи (пару дополнительных "карандашных штрихов" ) и, пожалуй, Черепа, хотя оба имени стандартно колоритны и, может быть, не нуждаются в описании.
Временами автор, на мой взгляд, изменяет своему обычному вкусу, допуская фразы типа "уши у него оттопырились, как бицепсы" (по-моему, неточно и не очень смешно). Опять же выражение: "Ему стоило огромного труда затянуть на прежние места среднее ухо, желудок, двенадцатиперстную кишку и селезенку". Понятно, я оцениваю эти фразы субъективно, как врач, но мне они не показались удачными. Есть еще ряд "придирок" по тексту, но они, по-сути, ничего не меняют .
Не стану останавливаться на религиозных воззрениях автора. Понятно, что это отнюдь не "Сатанинские стихи". Александр за этот рассказ не будет отлучен от церкви. Но гротескные изображения Св. Петра, архангелов и других небесных персонажей о чем-то в воззрениях автора да говорят.
В заключение скажу, что для меня рассказ не показался особенно смешным. В нем много реалий, грусти, а концовка – так просто печальна. Оно и объяснимо. Автор много пишет о пережитом, выстраданом, об изнанке нашей жизни, и в рассказе "Амнистия" тоже, в конце концов, не изменяя самому себе.


***
Спасибо, рецензия засчитана!



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (14.10.2008   12:12:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Интересная и содержательная рецензия, хотя на мой взгляд, мне вот эти обороты, которые не очень приглянулись Григу, как раз больше всего и нравятся!)))

Григ   (14.10.2008   13:24:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Сообщение удалено автором темы...

Сeргей Медвeдeв   (14.10.2008   12:32:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

А можно подпись под коллаж?!
- Надо б выпить с горя... где же кружки? Разливай шампанское, да пей!!!
Пил (по слухам) сам товарищ Пушкин... ну а мы-то, что - его тупей?!

Сeргей Медвeдeв   (14.10.2008   10:55:00)

Как говорится, "чукча не писатель, - чукча - читатель". Сам-то я как-то "Не люблю читать чужие сказки". Но бывают и исключения. "Корабль дураков" Н. Лемкина - одно из них: лениво скользнув по тексту, уже не можешь оторваться. Блестящая фантасмагория! Не рискнул бы даже назвать "социальной антиутопией". Здесь нечто своебразное, впитавшее в себя сразу несколько жанров - от "Истории одного города" до "1984"... каждый увидит что-то свое. И уже не так уж важны политическое мировоззрение автора. Нарисованные им образы могут послужить агитками сразу нескольких политических партий - грех не высмеять оппонента, в особенности, если имеются отличные поводы! Сразу же вспоминается замечательный фильм Данелии "Киндза-дза". Вероятно, автор хотел осмеять наши бедные Советы, но качественная сатира, сама того не желая, выстрелила совсем в другую сторону и попала в столь любимый и расхваливаемый нынешней "элитой" капитализм. "Все продается за чатлы", и "красные штаны", служившие автору намеком на "красные революционные шаровары", вдруг превращаются в малиновый пиджак бандюка - "нового русского". Я не знаю политического мировоззрения Лемкина - и это теперь не так уж и важно. Важнее другое - он, что называется, "попал", но в современном смысле "влип", а именно попал в несколько целей одновременно. Палубы "Корабля дураков" вместили целую эпоху, вернее - глупость последних десятилетий. Ну что ж, большому кораблю - большое плавание! Пассажиры этого плавающего "Золотого дворца Нерона" уплывут в Будущее.
Позволю себе небольшое лирическое отступление. В свое время я так заслушался "сирен Перестройки", что в ее разгар даже подумал: "Ну вот, жизнь налаживается, и творчество Салтыкова-Щедрина становится не актуальным". О, как же я ошибся!!! Медведи на Воеводстве, Орлы-Меценаты, Бородавкины и Брудастые расплодились сейчас в таком количестве, что бедному Салтыкову, наверное, и не приснилось бы. И как же мастерски Лемкин собрал их на этом корабле!
Наше время плывет в сторону будущего, и многочисленные палубы Корабля Дураков по-прежнему переполнены разношерстной публикой, как будто сбежавшейся сюда со страниц многих и многих антиутопий. И, как это ни горько признать, нам всем пока не удастся сойти с этого корабля. Даже на бал. И мы обречены плыть и плыть на нем, пока не изменится этот мир.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (14.10.2008   10:58:00)
(Ответ пользователю: Сeргей Медвeдeв)

Спасибо, Сергей! Метко и точно!
Замечательная рецензия.

Николай Лемкин   (14.10.2008   12:06:00)

«Муленко…
Антиутопия...»

Пару месяцев назад на одном из сайтов я получил настолько необычный отзыв, что снял все свои вещи…
И задумался.
Не было хамства, столь уже привычного.
Было обвинение-мои тексты ПРОГРАММИРУЮТ беду, они обязательно исполнятся, ибо уже высказаны…

Что же я сделал?
Писал антиутопию умышленно?

А я и не писал!
Антиутопию…

Бывают у вас сны, когда хочется бежать, да ноги не идут?
Хочется кричать, да голоса нет?
Не пробегает мороз по коже от телевидения?
Новая яхта Абрамовича, и тут же-сбор денег на срочную операцию ребёнку?

Страна-Сон…

Культ личности, нищета и роскошь…
Двадцать первый век и пятнадцатый одновременно…

Как сказать об этом?

Пишется как пишется…получается антиутопия.

А и пишется только потому, что не хочется в это верить!
Тот ночной крик перехваченым горлом.
Тот бег небегущими ногами.

«Амнистию» Муленко я прочёл десяток раз, и если писал отзыв после первого прочения, то сейчас, когда вроде бы и надо, не могу.
ПОНЯЛ, УСВОИЛ…
Слишком серьёзная, иногослойная вещь.
Препарировать рука не поднимается…

АНТИУТОПИЯ…страшный сон, который НЕ ДОЛЖЕН случиться!
Талантливо, ярко, ненатужно…написано, и не дай Бог!

Внук после страшного сна прижимается ко мне, его страх тонет в дедушкиных руках, наш страх, высказаный в наших текстах потонет в читателе.
Разбудив его.
Проснись!
Мы это уже видели!

Н.Е.Лемкин


Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (14.10.2008   12:11:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Николай, рецензия, хоть и немногословная, но сердцем написанная.
Нет слов, как зацепило!
Спасибо вам за ВСЕ!
Вы - талантище!

Николай Лемкин   (14.10.2008   12:22:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   13:35:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Сообщение удалено автором темы...

Николай Лемкин   (14.10.2008   14:35:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   14:42:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Сообщение удалено автором темы...

Николай Лемкин   (14.10.2008   14:54:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   15:03:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   18:46:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   18:56:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   19:03:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   19:07:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   20:09:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Лучше, если Вы это сделаете сами, вы - плохой человек.

Григ   (14.10.2008   21:04:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   22:11:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Потому что у тебя чёрная грязная душа, подлые поступки, беззащитные враги, среди которых женщины.

Григ   (14.10.2008   22:18:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   22:22:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   22:29:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   22:31:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   22:45:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Яслик Ошка   (14.10.2008   23:49:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (15.10.2008   00:15:00)
(Ответ пользователю: Яслик Ошка)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (15.10.2008   03:25:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Светлана Севрикова   [Москва]    (15.10.2008   15:03:00)
(Ответ пользователю: Григ)

Сообщение удалено автором темы...

Григ   (14.10.2008   13:39:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Сообщение удалено автором темы...

Глеб Сердитый   (14.10.2008   15:09:00)

Нечто вроде рецензии на "Корабль дураков" Николая Лемкина.

Перефразируя Капитана Смолета: "Мне не нравится корабль, мне не нравится команда, мне не нравится вся эта экспедиция!" Но мне нравится, как об этом рассказано.
Впрочем... Кое-что мне не нравится по-настоящему: название "Кораблю дураков" - несколько слишком традиционно, ярмарочно... И задает тон восприятия...
Я не стал бы относить это произведение к "антиутопии", да и сатирой тоже не рекомендовал бы обзывать. Это современная форма сказительства.
В родной альма-матер, в студенческом буфете воспалял воображение один крайне востребованный ценник. На нем было написано «Ветчина в форме» и цена кусачая, не про студентов. Да, был в советские времена такой продукт! И может быть со зла, а может просто из шкодливости натуры, будущие покорители космических трасс и строители орбитальных городов приписывали: в форме чего именно ветчина.
Никто не оригинальничал. И меня забавляло то, что люди, которых учат мыслить нестандартно и которые попали-то в это учебное заведение именно в силу нетривиальности мышления, все как один приписывают одно и то же словечко.
Я же сказал, что ценник был весьма востребован, а не продукт на нем указанный… Ценник часто приходилась менять.
Позже я вспомнил эту историю в другом учебном заведении – вовсю гуманитарном – когда один студент закончил аннотацию к рассказу, предлагаемому на обсуждение, словами: «Написано в форме сказки».
Довольно поверхностный ассоциативный ряд возник при знакомстве с рассказом. Рассказ прикидывался сказкой, но был, по сути, в форме той ветчины. Не богаче надписи на заборе эпохи до развития граффити.
Рассказ был безнадежен!
Клянусь линялым золотом корешков библиотеки ненаписанных шедевров! Совершенство принимает разные формы. Этот рассказ «в форме сказки» был абсолютным и окончательным - совершенным ничтожеством. По терминологии Читательского Клуба (ЧК) он получил бы категорию АПЧХИ – Абсолютно Пошлое Чтиво Хранение Исключено.
Я, по обыкновению, хотел, было, спародировать этот беспримерный, богато украшенный тортик из органического удобрения, но понял, что графомания не поддается имитации. Ели на рассказ можно написать пародию, то, при любых слабостях, как формы, так и содержания он небесталанен.
У нас меж собою надолго стало ругательным определением: «В форме сказки!» Слово fantasy было еще не в ходу. А сейчас я часто слышу точно так же, как мы тогда говорили «ну это же он в форме сказки», говорят пренебрежительно: «Ну, это же фэнтези!»
Сказка должна быть рассказанной и поддаваться пересказу. Сказка вопиет о пересказе. Если открыть и перечитать Афанасьевский сборник, то каждая сказка просится быть пересказанной наново. Многословно или кратко, шутливо или с героическим пафосом, талантливо или бездарно.
Сказка – средоточие вдохновения для множества авторов стихов и поэм, рассказов и романов.
Сказка халтуры не заслуживает.
И ее нельзя симулировать ни талантливо, ни бездарно. И дело не в форме. В сказке, как в картошке ценен не мундир, а внутренне содержание. Просто, вы либо пишете сказку, либо нет.
Сказка это не история про принцесс и драконов, Иванушек-дурачков и Василис-прекрасных. Сказка – миф, восходящий к первым священным текстам, в которых знание человечества передавалось от отцов к детям.
В сказке главное не атрибутика, не сюжет и не тон повествования. Главное – способ передачи информации при котором она не забывается. Дети, запоминавшие сказки, никогда не забывают лица своих отцов.
То, что часто по невежеству, скудоумию или по лени называют сказками – в действительности пошловатые анекдотцы, профанирующие высокое искусство сказочника.
Порозу Бориса Виана и Рея Брэдбери с оговоркой или без оной часто можно отнести к сказкам.
Сказка строится на трех основных элементах без которых существовать не может: чудо, тайна, перемена участи. Но главная примета, по которой можно отличить сказку. Она не забывается и просится быть пересказанной. Сказочник должен уметь увидеть чудо, и рассказать о перемене участи так, чтобы создать тайну и… переменить участь.
Всякий, кто прикоснулся к сказке должен измениться. И стать немного сказочником.
В то же время сказка может быть и бесхитростным анекдотом. Лишь бы он отвечал необходимым условиям.
Сказочник волен рассказывать о чем угодно. Получится сказка.
В то время как пошлость – есть продукт вдохновения бездарности. О чем бы не рассказывала бездарность в порыве вдохновения, о каких бы возвышенных предметах не шла речь – в результате получится пошлость.
Сказка может быть и о пиписьках. Но если она талантлива – пошлой не будет.
В то же время сказка – самый дуракоустойчивый жанр. Как серьезная наука, озаренная светом знания, защищает себя от шарлатанства сама исправляя совершенные в прошлом ошибки и не признавая догм. Так и сказка – до тех пор только и существует, пока пересказывается. Все прочее забывается.
Все забывается.
Все проходит.
Остаются только сказки.
"Корабль дураков" весело читать, хочется пересказывать, пародировать и домысливать, добавляя свои куплеты...
И пусть местами ходы и повороты, предсказуемы и не воспаляют воображение новизной, пусть некоторые темы кажутся заезженными...
Сказочно смешная сказка получилась.
Вот только смешно-то смешно, да чего-то не весело...

Яслик Ошка   (14.10.2008   18:55:00)
(Ответ пользователю: Глеб Сердитый)

Порядочные сказочники доводят до слёз. Таков Ганс Христиан Андерсен, Мигэль де Сервантес и другие... "Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет." Марк Твен, см. Прикольные афоризмы http://www.ya-lublyu.ru/content/view/13674/59/
Лёмкину мой поклон.
Посмотрите цикл его рисунков "Предчувствие войны" на сайте города Лукоянова.


скачать файл

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (17.10.2008   06:31:00)

ИТАК,
ВСЕ РЕЦЕНЗИИ СОБИРАЮ С РАЗНЫХ ПОСТИНГОВ КАК ГОВОРИТСЯ " ДО КУЧИ"!)))

Если кого забыла, копируйте свои рецензии сюда)))


Собираю все рецензии, разбросанные в трех постингах и под текстами и выставленные на конкурс « до кучи»


***
1. Олег Аранович [olar] Добавлено 12.10.2008 в 05:44

Лемкину (автору "корабля дураков"):пишите такое почаще, а главное - немедленно закажите перевод на английский:

во-первых забьёт Гарри Потера,

во вторых, с Вашей лёгкой руки русских и будут считать нацией дебилов.




Ответить


Виолетта Баша [fialka] Добавлено 12.10.2008 в 06:15

На мой взгляд, это яркая и колоритная антиутопия. Читала ее с огромным удовольствием. Просто Войнович отдыхает. И не сказала бы, что выводом повести является признание русских нацией дураков. Отнюдь. типажи там узнаваемые и самые что ни на есть жизненные. От Брежнева с его "Единой КПСС" и "Справедливой КПСС" до Чубайса вкупе с олигархами. Но при чтении чувство юмора должно быть в наличии. У вас же оно есть, но вот высказались вы сейчас резко, и не конкретно. Текст то читали?
И не Гарри Поттеру она конкурент, а Оруэллу)))

***

Аналогичная рецка пошла и под текст автора, этот удар автор парировал слету и весьма остро ( для тех, кто знает сайт проза.сру)


Николай Лемкин Добавлено 13.10.2008 в 07:43


Спасибо за добрые слова, вы поддержали меня в трудную минуту!
Мне опять не дали Нобеля за литературу, это так обидно!
Второй год подряд...
А я уже прикинул купить на 1 400 000 долларов пива,
спустить воду в пруду, и залить его...пивом!
Ещё раз спасибо, кстати, вы не знакомы с Репочесателем с "прозы.ру"?


Браво, Коля!!!
Репочесатель, кто ж его не знает, "критега"!;)))
Кажется, он в ЧС у твух третей сайта прозки-тру.


2. Рецензия Г. Подольского на «Амснитию» А. Муленко
( см. выше)

.

3.
Следующей появилась рецензия Дмитрия Тиме на "Амнистию".

Дмитрий Тиме [Thieme] Добавлено 14.10.2008 в 13:23

По предложению Виолетты Баша решил поучаствовать в конкурсе рецензий прозы. Четыре повести мне не осилить, выбрал самую короткую: "Амнистия" Автор - Александр Муленко.

Начну издалека.
Как мне кажется, современная ироническая литература - плод безверия. Все, что есть высокого в человеке она разрушает и за счёт этого живёт. Это не сатира, щедринская по духу! В "эпоху литературного разврата" ирония живёт за счёт того, что уже создано. Анекдоты о рае, например, всегда были в литературе.
Автор оглупляет жизнь и превращает серьёзное в смешное, потому что внутренне бессилен перед ней. Остаётся злая усмешка над человеком, цинизм. Фантасмагория перерастает в поэтизацию насилия (см. дополнения к повести). А повесть – в РАЗВЛЕЧЕНИЕ от бессилия.
Герои страдают, однако, эти страдания не имеют смысла. И риторический вопрос в конце: «О чём думала мать?» - не спасает положения. Может быть, мать думала: «Что бы сдох, сыночек, позорящий память отца своей мушиной кликухой!»
Разоблачая мир, прозаик разоблачает самого себя: извращенная свобода слова оказывается не свободой духа, а пороком, отсутствием исторической памяти.
Пародист М. Галкин говорит со сцены: «Страшно жить!», и зал смеётся. Жестокость обезобразила всю современную литературу, а цинизм – ироническую.
Писатели с презрением отвернулись от красоты, правды, добра. Как им при таком бесчеловечном подходе к литературе постигать Истину? Наверное, надо выспаться, отдохнуть, собраться с силами...

Теперь немного о технике письма.

1. Повторение глаголов.
«И внимают ему кореша-приятели» - и, вскоре, опять: «помчался, чтобы лучше внимать»

2. Согласование времён.
«начал сверлить глазами землю, стараясь осмыслить крохи, полученные извне». – раз НАЧАЛ, значит: «получаемые» (тем более, - потом: «Информация об амнистии доходила» (а не дошла).

3. Подбор слов.( «Мокрый пот и сухая вспышка»)
«мозги у Мухи вспотели и замкнули накоротко.» «Яркая вспышка безумия ослепила». «Замкнули-вспышка-ослепила-тепловой удар» - хороший ряд! «мозги вспотели»- чуждое ему! Например: раскалились,

4. Последовательность определений.
«Его ДРУГ носился», «Ты про амнистию слышал?» - спросил У НЕГО Муха. ЧЕЛОВЕК остановился...» Какой человек? Читатель ещё не знает, что это Череп!

5. Точность определений.
«На лысине ... заиграли все желваки и мышцы». На лысине нет мышц! Мышцы головы, в основном, на лице и сбоку. Если «желваки» – мышцы, то они на щеке! Если «желваки» -опухоли, припухлости, то для чего единожды об этом сообщать читателю? Если «желваки» - костяные наросты, шишки на лысине, то как они могут «заиграть»?

6. «Немногие мозговые мышцы исчезли» - без комментариев.

С уважением,
Дмитрий Тиме

Ответить



Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 02:19


Дима! Как вы понимаете, я иначе отношусь и в стилю автора, и к целевой задаче произведения.
Отойдя от канонов классического русского языка. автор употребляет гротескный язык, как бы специльно "передергивая" и образный ряд, и выражения.
Он прекрасно знает, что на голове нет мышц, но иронический язык, который он использует - язык гротеска, несколько фантастичен и нарочито смешивает понятия. Это авторский прием, который у Муленко прослеживается во многих произведениях. И вот, мышцы появляются там, где их не должно быть, и искусно строятся конструкции абсурдистского-гротескного типа. Он смешивает народные поговорки, скрещивает их друг с другом, создавая свои, новые креативы. Это как бы производная от принятых оборотов и устоявшихся норм. Работа поверх и над, идущая в глубь языковых традиций и создающая новые. Если хотите, новый современный новояз.
Ответить





Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:11


4. Рецензия от Юрия Тубольцева на "Амнистию" Муленко.
выставлена под произведением и предложена письмом автором рецензии на конкурс.

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=3597

Юрий Тубольцев [tuboltsev] Добавлено 14.10.2008 в 05:46 Рецензия: положительная

Александр, большое спасибо за рассказ. «Амнистия» - рассказ многоплановый, в нем грубая телесность пересекается с духовными материями, вымышленное – с реальным, бодорствование – со сном, настоящее – с будущим и с прошлым.
Вспомнил свой любимый фильм «Полет над гнездом кукушки» и философа Мишеля Фуко. «Удивительно ли, что тюрьмы похожи на заводы, казармы и больницы, которые похожи на тюрьмы?» пишет Мишель Фуко в книге «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».
Но, хотя «тюрь¬ма позволяет исчислять наказание в точном соответствии с переменной времени» (Мишель Фуко), в «Амнистии» александр нарушает привычные для тюрьмы временные рамки, время для героев рассказа нелинейно. Также и пространство тюрьмы рассказа не является замкнутым, трансформируется в различные формы.
Интересно показана проблема соотношения мнимой и «реальной» реальности, реальности и вымысла. «Где кончается сон и начинается реальность?» - возникает у читателя вопрос. Измененные состояния сознания героя порождают виртуальные реальности, игру на стыке между иллюзией и реальностью. Меняется ряд ракурсов действительности рассказа, наблюдается иерархия текстов в тексте. Действительный мир рассматривается лишь как один из возможных.
Замечательно показана дополнительность точек зрения на мир (программы телевизора).Чувствуется, что мы живем в эпоху тотальной недостоверности.
Рассказ сюрреалистичен, в одном изобразительном поле сочитаются несочетаемые элементы, возникает ощущение карнавализации (переворачивание смысла бинарных оппозиций) тюремной реальности.



Ответить
Ответить



Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:28


Очень метко, Юра! Именно смешение реальности и сна, измененное сознание как расширение его. Кстати, ты первый это отметил.
Ответить





Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:13


5.
Рецензия от Сергея Павлухина на "Амнистию" Муленко.

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=3597

Сергей Павлухин [malhan] Добавлено 14.10.2008 в 13:04 Рецензия: положительная

На фоне стандартной серой "самопальной" писанины - выделяется ярким пятном.
Но, но...
Трагедия загубленной блатной романтикой жизни - в книге Михаила Демина "Блатной".
Грязь и мерзость зековской "житухи" - у Некраса Рыжего в "Чешежопице".
Человеческая трагедия прохождения ледяного ада колымских лагерей - это Варлам Шаламов.
Взгляд лагерного охранника - Сергей Довлатов - "Зона".
Понимающий, умный юмор при взгляде на обитателей "архипелага ГУИН" - книги "Тюремные байки", "Жемчужины босяцкой речи" (и многие другие) блестящего Фимы Жиганца.
"Амнистия" - первый рассказ Яслика Ошки, который я прочитал. Моё первое впечатление - не очень удачное подражание Фиме Жиганцу. Прочитал отзывы других читателей - хвалят. Варианты такие:
1. Рецензенты плохо знакомы с темой повествования (не все в России прошли через лагеря или службу в лагерной охране).
2. Читатели не очень хорошо знают прозу самых одаренных сидельцев.
3. Правы именно здешние критики, а я слишком слабо знаком с творчеством Яслика Ошки.
Подумал и решил, что скорее всего надо придерживаться именно последней концепции. В ближайший месяц обязуюсь прочитать еще три-четыре текста, а потом уже решать - стоит ли читать всё "творческое наследие" автора.
Просьба к Александру Муленко - не держите на меня обиду за моё откровенно высказанное мнение. Лучше подскажите, какие свои рассказы вы сами могли бы мне рекомендовать?
С уважением,
Сергей.
Ответить



Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:26


Спасибо, Сергей!
Скажу так, Довлатова люблю. Но у него другой жанр. Довлатов - скорее реалист. Это - антиутопия. Про Фиму Жиганца отдельный разговор. Там лагерные реалии. Здесь - фантастическая сатира. Но автор знает зону, он там работает.
И не все рецензенты хвалят. Отнюдь. Мнения разделились. И это нормально. Но споры острые, значит, вещь задевает. Яркая. Она читается в инете, популярна. Печаталась в периодике. Журнал "Неволя" правозащитный. И обсуждаема. Поэтому и в анонсе.
Ответить




Яслик Ошка [vulcan] Добавлено 15.10.2008 в 18:49


Эту историю мне набросал человек, который в лучшие времена работал в Моссовете, в худшие - мы общались по ту сторону забора. Он пожелал остаться неизвестным, впрочем - читает все мои опусы... у него есть интернет. Основную работу проделал я и, в дальнейшем, редактор...
Ответить





Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:18


6.
Рецензия Сергея Павлухина
на "Корабль дураков" Николая Лемкина
https://www.chitalnya.ru/work.php?work=26782


Сергей Павлухин [malhan] Добавлено 14.10.2008 в 14:04 Рецензия: положительная

Здравствуйте, Николай!
Прежде всего - благодарю вас за полученное удовольствие от прочтения этого текста.
Не единожды повеселили... Недостатки могу тоже отметить - растянули (в ущерб энергичной силе). Некоторые вставки, особенно популярные некогда анекдоты, можно было бы убрать абсолютно безболезненно. Текст от этого только выиграл бы.
Насколько я понял - мы с вами ровесники. Родились и выросли в одной стране (пусть и в разных ее углах). Причем, родились при Сталине, в школу пошли при Никите Сергеевиче "Кукурузвельте", а во взрослую жизнь шагнули во времена пресловутого Брежнева.
Но отношение к коммунистическим идеалам у меня несколько теплее, чем к демократическим ценностям - уже хотя бы потому, что "ценности" предполагают определенную продажную цену, а идеалы подразумевают другие принципы духовной организации.
Надеюсь, что вы простите меня за мои рекомендации по сокращению текста - каждый автор относится к своим писаниям, как к собственному ребенку. И далеко не каждый приветствует обрезание.
Прощает меня только то, что происхождением я из Страны Советов - вот и не могу от дурной привычки избавиться.
Еще раз благодарю вас за то, что сегодня утром у меня был повод несколько раз улыбнуться.
Успехов вам, удачи и здоровья,
с уважением,
Сергей Павлухин.
Ответить



Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:29


Спасибо за участие. Сергей!
И за созвучие. Также повеселилась. И получила удовольствие от чтения. И также отметила, что повесть несколько затянута.
Ответить





Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:33


7. Рецензия Сергея Медведева
https://www.chitalnya.ru/work.php?work=26782

Рецензия на произведение КОРАБЛЬ ДУРАКОВ [Николай Лемкин]

Блестящая фантасмагория! Не рискнул бы даже назвать "социальной антиутопией". Здесь нечто своебразное, впитавшее в себя сразу несколько жанров - от "Истории одного города" до "1984"... каждый увидит что-то свое. И уже не так уж важны политическое мировоззрение автора. Нарисованные им образы могут послужить агитками сразу нескольких политических партий - грех не высмеять оппонента, в особенности, если имеются отличные поводы! Сразу же вспоминается замечательный фильм Данелии "Киндза-дза". Вероятно, автор хотел осмеять наши бедные Советы, но качественная сатира, сама того не желая, выстрелила совсем в другую сторону и попала в столь любимый и расхваливаемый нынешней "элитой" капитализм. "Все продается за чатлы", и "красные штаны", служившие автору намеком на "красные революционные шаровары", вдруг превращаются в малиновый пиджак бандюка - "нового русского". Я не знаю политического мировоззрения Лемкина - и это теперь не так уж и важно. Важнее другое - он, что называется, "попал", но в современном смысле "влип", а именно попал в несколько целей одновременно. Палубы "Корабля дураков" вместили целую эпоху, вернее - глупость последних десятилетий. Ну что ж, большому кораблю - большое плавание! Пассажиры этого плавающего "Золотого дворца Нерона" уплывут в Будущее.
Позволю себе небольшое лирическое отступление. В свое время я так заслушался "сирен Перестройки", что в ее разгар даже подумал: "Ну вот, жизнь налаживается, и творчество Салтыкова-Щедрина становится не актуальным". О, как же я ошибся!!! Медведи на Воеводстве, Орлы-Меценаты, Бородавкины и Брудастые расплодились сейчас в таком количестве, что бедному Салтыкову, наверное, и не приснилось бы. И как же мастерски Лемкин собрал их на этом корабле!
Наше время плывет в сторону будущего, и многочислынные палубы Корабля Дураков по-прежнему переполнены разношерстной публикой, как будто сбежавшейся сюда со страниц многих и многших антиутопий. И, как это ни горько признать, нам всем пока не удастся сойти с этого корабля. Даже на бал.


Сергей Медведев Добавлено 14.10.2008 в 10:51Ответить


Спасибо!
Штука громадная, читать трудно, написана истерично.
А править не хочу, хоть недостатков сам вижу массу.
Ещё раз- СПАСИБО!

Николай Лемкин Добавлено 14.10.2008 в 11:06Ответить
Ответить



Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:36


Большое спасибо Сергею за весьма емкую и содержательную оценку повести Лемкина "Корабль дураков".
Мне понравилось и то, что автор весьма самокритичен, и в то же время умеет отстаивать свое право на собственное видение текста.
Ответить





Виолетта Баша [fialka] Добавлено 15.10.2008 в 03:43


8.
Сергей Алхутов. Рецензия на "Корабль дураков" Николая Лемкина"

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=26782

Сергей Алхутов [alchutoff] Добавлено 14.10.2008 в 12:41 Рецензия: отрицательная

До конца не дочитал, уж извините. Сюжет не сконструирован; то, что можно было бы назвать "сюжетными ходами", связано логически не далее чем попарно. Во множестве присутствует то, что сам рассказчик называет: "Моя правдивая история полна тайн и загадок, непонятных даже мне". В хорошо продуманном тексте такого рода загадки мотивируют читателя размышлять, искать версии их объяснения, искать разгадку; при чтении же "Корабля дураков" я ни разу не задумался над тем, что рассказчик полагает тайной и загадкой.

На мой взгляд, стиль и язык, которым написана эта вещь, уместно использовать в произведении небольшого объёма - они настраивают именно что на ближний читательский прицел. А если читатель не делает попыток прогнозировать, что произойдёт с персонажами и описываемым миром через десять или двадцать страниц текста, зачем делать текст такой длины?



Ответить





Николай Лемкин Добавлено 14.10.2008 в 13:32


Спасибо, Сергей, дело в том, что и мне не нравится многое из написаного мной, но мой опыт живописца запрещает переписывать-заваракаешь, а лучше не станет.
Лучше вернуться через годик и написать заново на чистом холсте.
Так что спасибо и извини...



Ответить

Сергей Алхутов Добавлено 14.10.2008 в 18:37


Я тоже не люблю переписывать то, что написано. Выходит не живо. Вы правы.



Ответить
Ответить


9.
Анатолий Комиссаренко [3591] Добавлено 15.10.2008 в 14:15


Константин Семёнов. Попытка №13 (фантастико-ностальгические сны о Грозном)

Если рассматривать, что публикуют на литсайтах вообще и в «Избе» в частности, всю прозу можно разделить на две крупные группы: литературное творчество и окололитературные экзерсисы.
«Попытку…» Семёнова я отношу к литературному творчеству.

Автор в предисловии оговаривается, что получилось у него не то, что хотелось. «Задумка была - составить путеводитель по довоенному Грозному», - рассказывает автор.
Мне понравились в произведении отдельные описания. Яркие описания. Отпечаталось – зелёный город. Но ни одной улицы, ни одного здания моё сознание на материале повести не создало. Нет, путеводителя не получилось.

Автор пишет: «Зато я постарался собрать как можно больше известных мне весёлых и фантастических случаев, произошедших в разное время в Грозном».
Вот эта тема в повести самая удачная.
Хорошо написаны и интересны зарисовки из жизни города. Если бы автор копнул нравы и обычаи горожан чуть поглубже, я бы даже вспомнил дедушку Гиляя с его «Москвой и москвичами». Но хорош был замах (я в положительном смысле), да коса по верхушкам прошла.
Понравилось описание рок-оперы… Как сам там был!
Ещё где-то что-то яркими всплесками… Но честно сказать, отдельные яркие пятна не сложились в единую картину.

Автор пишет: получилась «странная смесь путеводителя, мемуаров, грозненских баек. И всё это для интереса и стройности объединено единым сюжетом»
Повторюсь, самое хорошее впечатление после прочтения – от «грозненских баек». Очень живые и красочные. Насчёт стройности сюжета… Нет, сюжет не заинтересовал. Да и вообще, с трудом прослеживается.
Заявленная в подзаголовке фантастика мне показалась инородной в этом произведении. Не усиливала удачные эпизоды, а отвлекала куда-то.
Не очень убедителен «очкастый фантазёр», предсказатель бытового будущего.
Слишком настойчиво теряют лепёшки гуляющие по повести коровы. И непонятно – к чему.
«Иду, тусуюсь, руку в карман. Жаль, промахнулась пани Каплан» - вроде бы посреди текста, ни к чему не привязана цитата… Зачем? Изредка подобное встречалось.

Судя по стилю изложения – автор опытный литератор. Поэтому от моих похвал ему толку нет. Поэтому акцентирую на том, что я бы исправил для улучшения повести (автор волен прислушаться к моему мнению или же пропустить его мимо ушей и поступить по своему – он творец своего произведения, а не я).
Когда-то давно мне сделали замечание, что надо так, а не как написал. Я возразил: «Но ведь это было на самом деле!». Если хочешь как на самом деле – пиши мемуары, возразили на моё возражение.
А ведь на самом деле, если ты пишешь не мемуары, то нужно писать так, чтобы заинтересовать читателя – для читателя мы пишем!
Всё-таки, автору надо определиться с жанром. Если это путеводитель – произведение должно провести по городу – от вокзала до окраин, с заходом в центр, или другим маршрутом. Чтобы у читателя создался образ города согласно путеводителю. А остальное – нравы горожан, песни горожан, анекдоты или новости с фантастикой должны дополнять путеводитель, не отвлекая читателя от главного – от прогулки по городу.
Но, принимая во внимание, что тема нравов города в повести явно удалась, я бы улучшил этот материал, мельком и ненавязчиво добавив «мальчика-предсказателя»… А прогулки по городу влились бы в нравы очень даже гармонично.
Естественно, пришлось бы менять название, потому что название «Попытка…» - для неудавшегося фантастического произведения, а не для городских зарисовок...




10. Анатолий Комисаренко
- О «Корабле дураков» Николая Лемкина.

Я не буду писать рецензию на это произведение. Я напишу похвалу.
Произведение - концентрат, выжимка сатиры. Юмор в произведении нескончаемыми перлами нанизан на нити строк.
Действие изложено достаточно сжато, но если растянуть, потеряется динамика, станет скучновато.
Портреты подобны карандашным наброскам, но выразительнее цветных фотографий.
И всё именно так было, чёрт возьми! Всё так есть!

Я бы посоветовал руководству сайта основать библиотеку избранного «Избы». «Корабль дураков» Николая Лемкина можно поставить на полку той библиотеки в качестве первой книги.

(Впрочем, не удержусь от брюзжания. Название, по-моему, не очень удачно для этого произведения. Название – как визитная карточка, от него очень много зависит).



И НАШ ЛОГОТИП НАПОСЛЕДОК.



Андре Нуар   (19.10.2008   14:32:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Сообщение удалено автором темы...














1